{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Ирина Стояновская коуч MCC ICF, бизнес-психолог, кандидат экономических наук, ведущий тренер МЭУК 18 октября 2023г.
Волшебная сила метафор
Что такое метафоры, как работает наше мышление и как метафоры могут помочь нам в жизни и в работе.

Ольга Гиверская:

Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Медиаматрикс, все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. Сегодня говорим о том, что такое метафоры, как работает наше сознание, подсознание и как метафоры могут помочь нам в жизни. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и моя соведущая, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF Анна Лебедева. И у нас прекрасный гость, которого мы давно ждали, Ирина Стояновская, бизнес-психолог, коуч MCC ICF, кандидат экономических наук, ведущий тренер Международного Эриксоновского университета коучинга и специалист в метафорах. Что такое метафора?

Ирина Стояновская:

Метафора, если описать простым языком, это образ, которым мы описываем все, что нас окружает. Наше подсознание мыслит образами, и мы даже не подозреваем, какой невероятный узор из метафор хранится в нашем подсознании и как этот узор влияет на те результаты, которые мы имеем в жизни.

Ольга Гиверская:

Неужели наш мозг устроен таким образом, что мы мыслим образами?

Анна Лебедева:

Мы эмоционально реагируем на происходящее и создаем внутри историю своей жизни, сказку, и метафора, истории помогают нам взрослеть и развиваться, потому что мы сопереживаем героям любой истории, ставим себя на место кого-то в любом произведении, которое мы читаем, смотрим, или в любой рассказанной драме нашими друзьями мы себя ставим на чье-то место, мы с кем-то себя соотносим, и за счет этого у нас вырабатываются решения, запоминается информация, и наша жизнь создает все больше и больше многообразий для тех метафор, которыми мы себя определяем.

Ольга Гиверская:

Ирина, Вы очень давно занимаетесь темой метафор, что такого там есть интересного, что может быть полезно каждому из нас?

Ирина Стояновская:

Мой путь к метафорам связан с моими личными проживаниями, с моими личными историями. Когда я столкнулась с невероятной практической пользой метафор в своей собственной жизни, я осознала, как они помогают выйти даже из тех ситуаций, которые нам кажутся нерешаемыми, то есть когда уже попробовали все, и порой возникает эмоциональное сопротивление, внутренние блоки: «Я уже все попробовал, я не знаю, как найти решение», – и здесь на помощь может прийти метафора, как очень доступный инструмент, с одной стороны, очень хочется сегодня продемонстрировать, как это может быть просто. Но, с другой стороны, есть и глубина работы с метафорой, которая позволяет в бизнесе для руководителей, для команд создавать невероятные результаты за пределами привычного мышления.

Метафора – это то, что позволяет выйти за пределы привычного мышления того, что для человека является основой его восприятия мира, восприятия себя. У каждого из нас есть истории, которые мы рассказываем о себе, о мире, о деньгах, бизнесе, об отношениях с другими людьми и так далее. Это тот узор, который формируется, как связка тех убеждений, тех верований, которые заложены в человека на протяжении всей его жизни. И как интересно метафора может помочь, с одной стороны, услышать эту историю, которую человек рассказывает о себе, а с другой стороны, изменить ее, если пришло для этого время.

Ольга Гиверская:

Вы говорите, что метафора – это инструмент, но ведь любым инструментом нужно научиться пользоваться. Многие метафорично говорят, выражают свои мысли через узоры, через какие-то образы, но, мне кажется, люди из бизнеса не говорят таким языком.

Анна Лебедева:

Они говорят другими историями, я эти истории собираю еще с тех времен, когда 20 лет назад начала свою тренерскую карьеру. Я специально читала книги о вдохновляющих лидерах бизнеса и вписывала в свои тренерские материалы, что в 10:35 рассказываю историю про лидера, за которым шли поколения, или про исторического персонажа. Люди из бизнеса не говорят красивыми стихами, хотя у нас есть несколько стереотипов: люди из бизнеса так не говорят, а на самом деле, когда спросишь, он либо тайфун, либо шторм, либо цунами, он борется со стеной, извините за выражение, писает против ветра, и такое тоже рассказывают бизнес-клиенты, то есть у них очень много разных метафор.

Если мы не изучали лингвистику как таковую, мы и не знаем это слово, они вспоминают исторические события или делают сравнения, и у них просто другие героические истории, которыми они оперируют в своей жизни: обязательно играют в какую-нибудь войнушку, сражаются, побеждают, нагибают. Очень много разного рода существительных и глаголов, за которыми стоят яркие образы, картинки, и зачастую, пока не приходит коуч, никто вообще ни малейшего внимания на эти свои нарративы, рассказы, не обращает внимания. А я прихожу и говорю: «Так, давай еще раз, где у тебя стена? Нарисуй, из чего она состоит, что еще есть в этом внутреннем мире». И он мне рисует  целое поле, где его команда за его спиной, где кто-то его не понимает, и в этот момент картинка оживает.

У нас принято, что люди в бизнесе не эмоциональны. Ребята, вы просто не слышали, вы не бывали в тех местах, где бывает executive коуч, в конфиденциальной атмосфере, где человек точно знает, что его слова не извратят, не передадут, он может высказаться, и высказывания не всегда розовые, ванильные, позитивные, как в фильме «Барби», они могут быть наполнены горестью, страхами, разочарованием, но это тоже часть проживания метафорического мира, который тоже стоит выложить на стол, чтобы, посмотрев на них со стороны, понять – ты сам хозяин этого цирка, ты все сам себе создал, ты сам можешь это все поменять и сделать этот фильм о себе менее опасным и более радующим тебя, развлекательным, более легким.

Ольга Гиверская:

В последнее время я наблюдаю, что многие стали обращать внимание на знаки судьбы, это же про метафоры? Любят открыть книжечку на определенной страничке, какие-то слова оттуда забрать, кто-то на билборды обращает внимание, кто-то метафорическими картами пользуется. Это способ расширить свое сознание или что-то еще?

Ирина Стояновская:

Очень интересно, как мы замечаем эти знаки, потому что если взять одну метафорическую карту и посмотреть на нее нам втроем, можем даже сейчас провести эксперимент, что каждый из нас видит.

Анна Лебедева:

Я вижу здесь лето, солнце, тренировки, которые лично у меня вызывают достаточно большое напряжение, потому что конца и края тем барьерам, через которые я буду перепрыгивать, я не вижу, здесь нет конца. Бесконечная тренировка, возможно, я ее опасаюсь и думаю – что будет, если я споткнусь или потеряю дыхание.

Ирина Стояновская:

Как удивительно рождается целая история, когда мы смотрим на карту. Я вижу перспективу, первое, что бросается в поле моего внимания – это перспектива, в которой я могу увидеть развитие, одна и та же карта.

Ольга Гиверская:

А я вижу, что где-то там есть финиш, до которого надо обязательно добежать, но чтобы добежать, для меня это большие препятствия, это про ежедневную, ежеминутную тренировку, для того чтобы дойти до своего финиша, потому что перепрыгнуть через все это достаточно тяжело, а мне важно доходить до финиша, до точки Б.

Ирина Стояновская:

У каждого из нас родилась своя история на одну и ту же карту, как мы замечаем знаки во внешнем мире. Мы замечаем каждый свой знак, относящийся к тому проживанию, которое происходит в этот конкретный момент времени, и если мы верим в какую-то историю, как Анна говорила, много напряжения, много вызовов и препятствий, как удивительно мир будет отражать нам и мы будем замечать то, что относится именно к этой истории, которую мы рассказываем внутри. И если мы меняем эту историю с помощью метафорического подхода, коучинга, вопросов, мы начинаем замечать другие знаки, и можно сказать, что весь мир, окружающий нас, сплошная метафора.

Ольга Гиверская:

Как связан коучинг и метафоры?

Анна Лебедева:

Коуч задает клиенту вопрос – чего ты хочешь, что для тебя легко, а что сложно в этой ситуации, каким образом сделать мост между сегодняшним и завтрашним днем, где ты решишь эту историю. Каждому хочется успешно решить свой вызов, свою сложность, перейти на зеленую сторону газона, на ту сторону, где сияет солнце. Но жизнь с вызовами, разнообразная, и коуч слушает, с чем можно сравнить то, что он описывает: я мощный ледокол, который идет на Крайнем Севере, и что тебе нужно, какие ресурсы. Мне нужна крупа и шоколад, чтобы, наловив рыбы, я дошел обратно в свою родную гавань. И сразу же возникает визуальная картинка в голове, понятен этот путь, у него есть начало, и будет следующая часть этого пути.

Или мне рассказывает клиент очень яркий опыт, когда у нее с начальником были достаточно сложные отношения, и своего руководителя она на коучинговой сессии назвала животным с двумя рогами. Я замечаю, что в нашем диалоге появились млекопитающие, и когда тобой руководит парнокопытное млекопитающее, причем травоядное, достаточно сложно найти общий язык: «Я человек, а он парнокопытное. – Звучит так, что выхода из этой ситуации нет, ты не выберешься, если тобой руководит животное с рогами». И это стало очень смешно, она вышла из этой ситуации, осознав, что в своем внутреннем диалоге с самой собой она, разозлившись, называет этим парнокопытным, двурогим, бородатым существом, козлом она его назвала. Если ты человек, а начальство у тебя козел, то какой может быть между вами конструктивный диалог, какой может быть выход из этой ситуации? Я подусилила тем, что в таких определениях у нас нет возможности придумать способ выбраться, спросила, какие могли бы быть термины, в которых вы могли бы назвать эту ситуацию, где бы наличествовал некий выход. И когда она это обнаружила, у нее появилась возможность остановить яростный внутренний разговор обиженного ребенка и вырасти обратно во взрослого человека, убедиться в том, что у начальника есть паспорт, он зарегистрирован по домашнему адресу, получает зарплату и премию, он явно уже примат, не парнокопытное млекопитающее, но уже ближе к человекообразному. И в этом хихиканье мы выходим на уровень, где человек берет свою жизнь под свое крыло, начинает становиться хозяином внутреннего зоопарка в своей голове, кто не читал книжку про зоопарк в своей голове, срочно бежим в магазин и наслаждаемся.

Ольга Гиверская:

Так интересно, когда в студии сидят два коуча МСС и любую метафору могут через вопросы раскрутить по спирали. А что же делать простым людям, которые не умеют так профессионально работать с образами?

Ирина Стояновская:

Можно попробовать прямо сейчас поэкспериментировать. Для этого надо всего лишь воображение, оно есть у каждого. Кто думает, что я не могу представить что-то – все вы можете. Все смотрели мультфильмы, сказки в детстве, количество образов, которое хранится у нас в подсознании, бесконечно, в конце концов вся жизнь вокруг – сплошная метафора. Какую великую пользу создает метафора? Она дает возможность выгрузить то, что у нас в голове, зоопарк или что-то еще, то, что человек может считать нерешаемой проблемой или эмоциональным сопротивлением, мы можем выгрузить и посмотреть на это снаружи.

Давайте не будем уходить в проблему, а сделаем такое легонькое упражнение, особенно для тех, кто едет за рулем и нет возможности нырнуть на глубину. Если представить свою жизнь, которая происходит с вами сейчас, что приходит первое, как некий образ, как некая метафора, на что похожа ваша жизнь?

Ольга Гиверская:

Мне почему-то Чебурашка вспомнился.

Анна Лебедева:

А мне Гадкий утенок, он жил на птичьем базаре.

Ирина Стояновская:

На одной руке та жизнь, которая сейчас, а на вторую руку поместите образ той жизни, которая вдохновляет вас на 100%. Какая она, эта жизнь, которая невероятно вас драйвит, вдохновляет, наполняет мотивацией, энергией, стремлением двигаться вперед?

Анна Лебедева:

У меня это восхождение на гору Фудзияма, я иду в горы с рюкзачком, вокруг сакуры, клены.

Ольга Гиверская:

У меня просто солнце с лучами, всегда тепло и хорошо.

Ирина Стояновская:

Если понаблюдать, какой трансформационный мост простраивается между ними, как Чебурашка превращается в солнце, или как птичий базар становится восхождением на Фудзияму.

Ольга Гиверская:

Пусть люди рассуждают. А что потом с этим делать, надо совместить эти два образа или простроить путь?

Ирина Стояновская:

Увидеть, как происходит трансформация, и увидеть сначала в метафоре. Люди очень часто хотят сразу ответить на вопрос – как мне изменить жизнь. Если мы начинаем с этого уровня, то чаще всего мы получаем план, который, может быть, немного отличается от того, что находится в нашем привычном мышлении. Когда мы двигаемся через метафору, мы можем увидеть то, что находится за пределами, и это может быть что-то совершенно необычное, невероятное, непредсказуемое, непонятное нам.

Ольга Гиверская:

Потом это нужно исследовать?

Ирина Стояновская:

Это не только важно исследовать, и есть определенные инструменты, если уходить в глубину работы с метафорой, но даже на этом уровне можно посмотреть на те образы, которые рождаются, потому что образы приходят не просто так. Так же, как сейчас каждый из нас увидел свою историю, почему именно эти образы приходят к вам в голову.

Ольга Гиверская:

Наверное, у каждого из нас есть привычное шаблонное мышление, в котором мы так или иначе живем.

Ирина Стояновская:

Любопытно, что через то, что мы позволяем себе увидеть образ, мы выходим в этот момент за пределы привычного мышления, потому что метафоры могут быть очень неожиданными. И что делает сознательный ум? Он хочет сразу приземлить метафору и сказать – дайте себе возможность побыть в метафоре, поисследовать ее, понаблюдать динамику, как происходят изменения, а уже потом, и это важный этап работы  метафорой, ее заземлить, посмотреть, как этот новый образ будет менять жизнь, как эта метафора будет создавать новую историю с новыми внутренними убеждениями.

Ольга Гиверская:

Работать с метафорой учатся и где этому можно научиться, и только ли коучи это делают?

Анна Лебедева:

Как мы до этого говорили – Вселенная разговаривает с нами знаками. Ребята, давайте вернем фокус внимания на себя, это ты сам с собой знаками разговариваешь. Дорожный знак стоит и молчит, он из железа сделан, или гора к тебе имеет очень мало отношения. У древних людей все явления природы имели свою жизнь, у маленького ребенка тоже оживают разные предметы. Психологи, коучи, а также пиарщики, маркетологи, продавцы и руководители либо уже хорошо владеют разговором на уровне примеров, метафор, историй, либо если не владеют, то можно прийти и поучиться.

У каждого свой взгляд, копирайтер будет расписывать вкусно, красиво – зеленое, хрустящее, сочное, мягкое яблоко с листочком – так, чтобы ты захотел его срочно купить, он делает это для того, чтобы простимулировать продажи. Коуч будет задавать вопросы про то, какое у тебя яблоко и какого оно веса, почему оно появилось у тебя в руке, насколько у него зрелые семечки, как это относится к твоей жизни, для того чтобы ты там, где ты был слаб либо не управлял ситуацией, чтобы когда ты ушел, был силен, стал хозяином своей жизни. Коуч задает вопросы, для того чтобы те блуждающие в голове образы, истории по поводу себя, других людей или вообще не связанные ни с чем вели к нашей эволюции, усилению и к тому, чтобы послезавтра ты мог гораздо больше, чем ты мог позавчера, чтобы послезавтра твоя жизнь была более значима и важна.

Приглашаю всех учиться коучингу в Международный Эриксоновский университет, потому что здесь нет науки, которую надо осваивать 5 лет, есть много упрощенных схем и моделей, которые за несколько десятилетий нашей работы мы уже так отполировали, что бери и делай и уже сразу получишь результат. Даже студент, который обучился 4 дня коучингу, на начальной стадии, у него еще долгий путь впереди, уже может задавать крутые вопросы, и человек чувствует – в этом есть очень большая мощь, ресурс, посмотреть на себя глазами другого человека, взмахнуть волшебной палочкой, как если бы у меня были силы. Вопросы такого рода можно освоить достаточно бюджетно, достаточно быстро и получить свой результат.

Ольга Гиверская:

Вы про какую-то определенную программу говорите?

Анна Лебедева:

Тут разнообразие заходов может быть неимоверно широким. Для тех, кто только хочет потрогать воду, это вводная программа по коучингу, для тех, кто хочет управлять людьми с помощью коучинговых вопросов, из своей команды выуживать ресурсы, выводить людей на следующий уровень развития, тем, для кого люди в команде сильно важны и хотелось бы их удержать, тому на программу «Коучинг в управлении», которая проводится всего лишь два раза в год. А тем, кто хочет получить в своей жизни мощные, стабильные результаты, полностью сделать перезагрузку жизни или вообще сменить свою профессиональную деятельность, тому на программу «Наука и искусство трансформационного коучинга» Международного Эриксоновского университета. Трансформация происходит, когда ты признаешь, что у тебя сейчас в голове, и видишь то, что в голове твоей может быть, прорастает и обретает силу и мощь в будущем.

Ольга Гиверская:

Всю информацию можно посмотреть на сайте Международного Эриксоновского университета коучинга. Ирина, метафора – это про трансформацию?

Ирина Стояновская:

Про невероятную трансформацию.

Ольга Гиверская:

Вы очень много работаете с разными людьми, эта трансформация кому-то легче дается, кому-то тяжелее. Есть ли какая-то градация, если ты из бизнеса, тебе тяжелее, если просто творческий человек, тебе легче?

Ирина Стояновская:

У каждого человека свои метафоры, которые рождаются из истории его жизни. У людей, которые работают в бизнесе и связаны с очень твердыми результатами, будут свои метафоры, и здесь задача коуча, если мы говорим о человеке, работающем с метафорой, создать такую атмосферу, в которой человек захочет поиграть. Что включает внутренний метафоричный язык – состояние расслабленности и состояние как в детстве, когда ты просто выходил во двор и тебе хотелось открывать мир, потому что метафора – это то, что за пределами привычных конструкций, каждодневных шагов, в которых мы порой настолько заигрываемся и даже не замечаем, как оказываемся глубоко в несущих нас скоростях, а когда есть возможность расслабиться, остановиться и буквально полчаса-час создать другой мир. Очень важно, что это не просто другой мир, придуманный, в котором человек пофантазирует и ничего не изменится, очень важно, что это действительно возможность открыть внутреннее пространство креативности внутри человека, открыть его творческий потенциал. Поскольку у нас у всех есть способность визуализировать, каждый человек может открыть эту метафору, это действительно про глубинную трансформацию на уровне идентичности.

Приведу пример руководителя, у которого была знаменитая метафора борща, потому что я много о ней рассказывала, когда его бизнес проживал серьезную трансформацию, и он упирался в стену, но когда я спросила – на что похожа вся эта ситуация, которая сейчас происходит, он задумался на несколько секунд и говорит: «Ощущение, что это борщ, и я варюсь внутри этого борща, мимо проплывает то картошка, то морковка, и они меня просто выбивают тем, что бьют по голове, я не могу принимать адекватные решения, потому что я все время нахожусь внутри этой ситуации». Когда я спросила – что ты хочешь с этим сделать, он говорит: «Для начала хочу вынырнуть из борща, посмотреть на него сверху, взять половник, специи, попробовать, что варится на плите, может быть, это будет вообще не борщ, а что-то другое, например, плов». Сессия завершилась тем, что с ним произошла глубинная трансформация сначала на уровне метафоры, потому что я спросила его –  кем ты становишься, когда выныриваешь из борща и принимаешь решение, что ты будешь готовить: «Я шеф-повар своей жизни», – тут шеф-повар своего бизнеса, жизни, потом туда подключилась и команда, которая тоже участвует в создании совместного продукта, и это дало возможность развернуть его мышление, которое упиралось в стену, чтобы создавать совершенно новое движение, новые продукты.

Ольга Гиверская:

Это в том числе про новые смыслы. Наверное, это легко создается, когда рядом профессионал, который поддерживает, задает правильные вопросы. Может ли кто-то навредить, работая с человеком, который склонен к метафорическому мышлению?

Анна Лебедева:

Мы все знаем белую и серую сторону маркетинга, и все мы прекрасно знаем пример – у многих из вас, которые едут сейчас за рулем, и даже у меня на руке помолвочное кольцо. Когда-то никто никаких бриллиантов не дарил, а потом кое-кому очень захотелось, чтобы все девушки мира жаждали получить помолвочное кольцо с бриллиантом, и даже появилось требование, чтобы бриллиант стоил не меньше, чем три зарплаты молодого человека. Возможно, вы покупали такое кольцо. Как появилась эта история? Я не говорю о том, что история может повредить конкретному человеку, ты сам решаешь, что тебе повредит, что не повредит, но мы все подвергаемся влиянию средств массовой информации и больших сторителлов, которые нам разворачивают профессионалы, которые вышли не погулять и цветочков нарвать, а они вышли хорошо заработать на наших вдруг оформившихся желаниях получить этот бриллиант, или пятнадцатый iPhone, или эту машину. Тебе было все равно, ты хорошо ехал на дороге, вдруг у кого-то появилась другая, более дорогая машина, и ты тоже этого начинаешь хотеть.

Есть другая известная история о пользе шпината. Несомненно, зеленый шпинат полезен, но не настолько, что нужно все бросить и шпинатом единым питаться. Его так называемая польза слегка подраздута теми людьми, которые хотели его выращивать, то же самое с авокадо. И подобного рода нарративы внезапно обращают нас к тому, что у нас появляется некая потребность, которая до того, как мы повзаимодействовали с искусно созданной историей, мы до этого и не знали, что должны жаждать авокадо, вдруг теперь нам без авокадо жить никак нельзя. Конечно же, подобного рода истории влияют, и если нам не известны цели этого влияния, они манипулируют нашим сознанием, моим в том числе. Мне временами приходится снимать очки разного рода предложений, в том числе банковских предложений. Сейчас один банк должен сам себе запускать на телевизоре антирекламу, потому что та реклама, которую он несколько недель назад крутил, не соответствовала настоящей действительности, на них завели дело, сказали – теперь крутите рекламу, которая показывает, что не все ваши продукты начисляют кэшбэк.

Коуч помогает человеку быть свободным внутри себя и осознавать то, чего хочешь именно ты, не потому что тебе ветром в голову надуло из радио, рекламных объявлений. «У МММ нет проблем», – говорил мой папа и отдал все ваучеры в МММ, он в этом не разбирался, а чтобы ты сам понимал, что ты хочешь в жизни в соответствии с твоими важными приоритетами и жизненными целями, на что ты свои драгоценные молодые годы готов положить, а на что ты скажешь: «Знаете, ребята, это не для меня, у меня есть более интересные, креативные, творческие задачи со звездочкой, которые я хочу порешать, пока я еще молод и полон сил».

Ольга Гиверская:

Но ведь тут вопрос в том, что не каждый понимает, чего он хочет в этой жизни, где точка Б, как сейчас любят говорить, к которой хочется прийти.

Ирина Стояновская:

Здесь как раз коучинг вам в помощь, дорогие друзья, потому что коучинг как раз начинается с вопроса – чего хочешь именно ты. Анна сейчас приводила примеры историй, в которые мы можем вовлечься, а как создать свою собственную историю и вовлечь туда других людей, историю, которая может создать новые смыслы в мире, которая может повлиять – я не люблю слово позитивном, но в сильном смысле на то, что происходит в мире. Здесь и про собственное авторство, и про то, что каждый из нас может влиять, и про то, как мы можем создавать действительно значимые, системные истории, меняющие собственную жизнь и то, что происходит вокруг. Есть над чем задуматься, потому что все те истории, которые живут внутри нас, это большинство историй, которые в нас вложили.

Ольга Гиверская:

Как понять, где история, которая мне интересна и я хотела бы ее развивать, или это та история, которую мне родители заложили?

Ирина Стояновская:

У коуча есть целый арсенал вопросов, которые он задает, для того чтобы человек понял, чего он хочет, какие его истинные глубинные ценности. И вокруг этого понимания выстраивается метафора, новая история,  весь дальнейший жизненный путь или путь развития бизнеса.

Ольга Гиверская:

Ирина, Вы постоянно говорите о том, что учитесь, Вы и бизнес-психолог, и коуч, а можно ли научиться мыслить образами? Вы сказали, что все могут начать мыслить образами.

Ирина Стояновская:

Это такой навык, который помогает постоянно самостоятельно расширять свое мышление.

Ольга Гиверская:

Что надо сделать, для того чтобы научиться мыслить образно?

Ирина Стояновская:

Вы когда выбираете поработать над своей фигурой, понимаете, что важно выстроить систему тренировок, правильного питания и делать это регулярно. Точно так же и здесь, если вы хотите прокачать метафоричность мышления, есть возможность это делать с коучем в коуч-сессии или пройти курс Мэрилин Аткинсон, который рассказывает о том, как работает метафора, с возможностью посмотреть широко в смысловом формате, с возможностью увидеть, как это может быть связано со сновидениями, ведь сновидение – это тоже метафора, те образы, которые выдает нам подсознание, и в этом нет никакой эзотерики. Интересно посмотреть, что работает внутри нашего мышления, как оно сейчас устроено, почему именно так и как я могу его изменить, если я хочу новых результатов, потому что если мы остаемся в том мышлении, которое у нас есть сейчас, мы продолжаем ту же самую жизнь, которая у нас была до этого. Метафоричность развивается однозначно и очень помогает менять жизнь, самостоятельно в том числе.

Ольга Гиверская:

Что обычно для человека служит тем самым толчком, для того чтобы он посмотрел в сторону того, чтобы изменить свое привычное мышление?

Анна Лебедева:

Я задам 4-5 вопросов. Насколько то, как ты сейчас живешь, соответствует твоим детским мечтам? Насколько то, как ты живешь сейчас, это твой максимум, полное раскрытие заложенного в тебе потенциала? Насколько часто ты в течение дня или недели испытываешь состояние восторга от того, что ты полностью удовлетворяешь те глубинные потребности? Не то, что я наелся, я удовлетворил потребность в борще. Духовно ты сыт, тебе интересно жить, твои друзья тебя взращивают, дают тебе возможность посмотреть на жизнь немножко иначе, или ты точно знаешь, чем закончится пятничный ужин? В конце недели какое у тебя послевкусие, ты с чувством хорошей работы идешь классно отдыхать или тащишь за собой кучу недоделок, которые ты, работая не на максималках, протащил за всю неделю и теперь на выходных допиливаешь, чтобы уставшим опять пойти на работу?

Подобного рода вопросы, ответы на них дают возможность нам немножко задуматься – на что твоя жизнь сейчас похожа, с чем бы ты ее сравнил, на что жизнь мечты похожа, с чем бы ты ее сравнил, где твои соратники, помощники. Как в сказках, он идет с сопровождающими друзьями по дороге изменений, и обязательно встречаются мудрецы – кто твои мудрецы, к мудрости которых ты можешь припасть и подрасти за счет того, что они уже какой-то мозговой путь прошли и облекли в слова какие-то вещи, для которых у тебя даже слова на кончике языка нет, а у них  уже есть. И это дает возможность начать думать.

Метафора – слово высокопарное и для многих литературное и лингвистическое: домашку за тебя Пушкин будет делать, или я видела на днях билборд, где написано «Будь культурным человеком» и нарисован Пушкин. Я уверена, что 200 лет назад матершинник и любвеобильный мальчишка Пушкин даже в самом страшном сне не подумал бы, что им будут пугать некультурных жителей Москвы. Он умел использовать и печатную, и табуированную лексику гениальнейшим образом.

Ольга Гиверская:

Наша постоянная рубрика чек-лист от коуча, три коротких вопроса, три коротких ответа. Мы начинали программу с того, что такое метафора, и все-таки метафора – это…

Ирина Стояновская:

Образ, меняющий жизнь.

Анна Лебедева:

Метафора – это сказка, которую ты сам себе рассказываешь.

Ольга Гиверская:

Как запустить метафорическое мышление?

Ирина Стояновская:

Начать наблюдать жизнь вокруг себя и начать замечать все перья облаков на небе, падающие особенным образом листья, машины, которые тоже несут определенные знаки, начать слушать жизнь через те знаки, которые она нам дает. Это очень хороший способ развить мышление.

Анна Лебедева:

Надо что-то с чем-то сравнивать все время, на что это похоже. На что похож наш разговор на повышенных тонах – как два петушка распетушились. На что похож этот классный ужин с друзьями, на что похожа моя амбициозная цель, на что похоже препятствие, которое я вижу перед собой, это камень, деревяшка, бревно, забор, калитка. И когда ты начинаешь это все описывать, ты вдруг ловишь себя, что ты и до этого думал историями, метафорами, примерами, но теперь ты начинаешь это вытаскивать на первый план, чтобы ты мог стать хозяином этого супа.

Ольга Гиверская:

Для человека работа с метафорой будет эффективна, если…

Ирина Стояновская:

Готовность в это поиграть, важно подходить к этому не с серьезностью, что я сейчас придумаю какую-нибудь метафору, а с легкостью посмотреть – на что это похоже, интересно, что это может значить для меня. И удивительно, насколько больше мы начинаем замечать в жизни, когда открываемся жизни в легкости, и сколько всего интересного можно узнать про себя, если начать слушать себя через метафоры, если начать слушать других людей через истории, какую историю рассказывает сейчас человек о себе, какие в нем звучат метафоры, которые раскрывают его ценности. Я целая Вселенная, другой человек целая Вселенная, и как можно разговаривать на этом уровне, открывая все новые и новые грани этих вселенных.

Анна Лебедева:

Работа с метафорой будет эффективна, если вы видите изменения в процессе, если вы исследуете с точки зрения того, а что важно, если вы чувствуете себя – что я по поводу этого чувствую прямо сейчас, мои ли это чувства, мысли, какие мысли, какие чувства я хочу для себя. И когда вы начинаете задаваться этими вопросами, то приходят ответы.

Ольга Гиверская:

Спасибо большое, сегодня очень много говорили и про метафоры, и про то, как работает наше сознательное, бессознательное, была даже работа с метафорой. Я благодарю нашу гостью Ирину Стояновскую, бизнес-психолога, коуча МСС, кандидата экономических наук и ведущего тренера Международного Эриксоновского университета коучинга. И благодарю свою соведущую, директора Международного Эриксоновского университета коучинга Анну Лебедеву. До новых встреч и работайте с метафорами, выходите на новый уровень.