{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Валерий Масленников д.э.н., профессор, ​кафедра теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В.Плеханова 08 июня 2022г.
Кто будет рулить?
Особенности подготовки современного Менеджера, руководителя, управленца. Современные форматы и методы обучения в вузе по направлению "Менеджмент", в чем специфика программ по направлению "Государственное управление", что нужно современному работодателю от выпускника - управленца, какие потребности у работодателя в регионах

Елена Окунькова:

Здравствуйте, в эфире передача «Интеллектуальный капитал», инициированная Лигой преподавателей высшей школы. Я Елена Окунькова, заместитель директора Высшей школы менеджмента Российского экономического университета имени Плеханова, руководитель московского отделения Лиги преподавателей высшей школы. Я рада представить наших гостей, это Масленников Валерий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ имени Плеханова, заведующий лабораторией виртуальных цифровых продуктов. Дистанционно с нами Широкова Любовь Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, начальник Центра развития карьеры Юго-западного государственного университета, г. Курск, и Соколов Максим Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Института права и управления Московского городского педагогического университета. Максим Сергеевич победитель конкурса «Золотые имена высшей школы», который проводится межрегиональной общественной организацией Лига преподавателей высшей школы.

Мы сегодня будем говорить о том, кто же должен воспитать современного менеджера, управленца, как этот выпускник будет потом руководить нами, в какой сфере какие особенности, и самое главное — какие же особенности обучения современного менеджера, в данном случае мы имеем в виду программы высшего образования.

Первый вопрос Валерию Владимировичу, для того чтобы наши слушатели определились с понятиями менеджер, управленец, технократ, руководитель, все это слышат с экрана, но, может быть, не все ориентируются в этой терминологии.

Валерий Масленников:

Терминология менеджмента распадается на несколько составляющих. В досоветское и советское время понятие менеджер не использовалось, у нас был руководитель, начальник, специалист, например, администратор в гостинице, сейчас менеджер по работе с клиентами. Понятие трансформировалось, и последние 30 лет мы живем в категориях менеджмента. Но менеджмент мы различаем не только как должность, но и как профессию, как учебно-образовательные программы, как науку, потому что менеджмент — это часть теории управления организациями. С нашей точки зрения, большой уклон последние годы приобрела психология управления людьми, организационное поведение, и такой крен требует исправления. Основная дискуссия сегодня в образовательной сфере ведется о месте менеджера в организации и компании, он должен только мотивировать, работать с людьми или у него есть объект управления, то есть товар, услуга, процесс создания ценности, обслуживание клиентов, и что первично — это требует корректировки.

Елена Окунькова:

Программы подготовки менеджеров, а программа так и называется «Направление менеджмент в вузе», есть еще государственное муниципальное управление, и реализуются в вузах самые разные направленности. Максим Сергеевич представляет педагогический университет, где тоже есть такие программы. Учить менеджера в педагогическом вузе или экономическом, в чем разница в программах и где лучше?

Максим Соколов:

Валерий Владимирович хорошо начал с истории и с методологических подходов теоретиков к тому, что такое менеджмент, и трансформация и усиление социо-гуманитарных аспектов управленческой деятельности позволяет интегрировать в том числе наш педагогический университет в систему подготовки менеджеров для образовательных учреждений, школ прежде всего, потому что современный директор школы, заместитель директора школы начинают становиться не просто администраторами, а современными менеджерами, которые должны обладать эффективными коммуникативными навыками, эффективно работать в цифровой среде, обладать высокой правовой грамотностью.

В нашем университете, в частности в Институте права и управления данные компетенции можно развивать. Так что готовить в экономических или педагогических, технических университетах — я бы так вопрос не ставил, я бы больше ориентировался на потребности работодателя и рынка. Региональный рынок обладает своей спецификой, рынок крупных городов — своей спецификой. Такие университеты, как Плехановский готовят специалистов для федерального уровня, и несмотря на то, что менеджериальные принципы пронизывают все уровни экономики, все равно есть своя специфика, которую каждый из университетов может удачно отражать.

Мой личный подход как педагога и преподавателя, который более 15 лет готовит менеджеров для различных сфер деятельности, если мы рассматриваем управление как некую деятельность, то менеджмент — это наука об управлении, это осознанная предметная область, которой можно обучаться. И современный менеджер — это не просто управленец, который обладает бессистемными компетенциями или опытом управленческой деятельности, а современная реальность требует осознанных, методически выверенных технологий управления, что целью обучения программы менеджмента и выступает.

Валерий Масленников:

Мне кажется, у нас произошла подмена некоторых понятий, менеджментом мы стали называть деятельность обычных специалистов, сотрудников, которые вообще не менеджеры. Уборщицу называют менеджером по клинингу, даже была попытка учителей в школах сделать менеджерами по подготовке детей по отдельным предметам. И нам сейчас предстоит разделить, что есть специалист и руководитель, администратор и придать смысл разделению этих видов деятельности, это принципиальный вопрос, потому что менеджер по продажам — ну какой он менеджер, это продавец. И эта путаница напрягает обычных людей, которые считают, что менеджмент — это какие-то функции, методы, структура, а жизнь идет сама по себе, и обучение становится бессодержательным в значительной мере. Поэтому Вы правы, что надо учить неким принципам, правилам профессиональной деятельности руководителя высшего звена, низшего звена, отдела, подразделения, группы и специалиста, который тоже должен делать самоорганизацию, самоменеджмент. Вот самоменеджмент у него, тайм-менеджмент, умение общаться с людьми и т.д., эта мысль сейчас принципиально важна в нашей новой ситуации в экономике и в перспективе.

Елена Окунькова:

Максим Сергеевич, Вы упомянули в своем ответе региональные особенности. Москва и другие регионы — есть ли отличие в подготовке, в потребности таких управленческих кадров и особенности их функционирования в регионах, или у нас все достаточно похоже? Любовь Викторовна, Вы представляете Курск и тесно работаете с регионами как начальник Центра карьеры, я знаю, что сейчас все центры карьеры взаимодействуют в едином пространстве. Какой опыт у регионов с точки зрения подготовки и трудоустройства менеджеров, каковы потребности у работодателя?

Любовь Широкова:

Сегодня отметили целый ряд региональных отличий, и на чем бы я хотела акцентировать внимание, это действительно подмена понятий кто такой менеджер. Это понимание уже устоялось в нашей академической образовательной сфере, но оно абсолютно не устоялось на рынке труда, тем не менее на рынок труда мы должны ориентироваться. Исходя из положений закона о федеральном образовании, образовательная деятельность осуществляется в интересах личности. Кто же эта личность? Это изначально наш абитуриент, который при выборе профессии, факультета, кафедры, направления подготовки ориентируется на вуз, его месторасположение, инфраструктуру, брендовые, имиджевые вещи и еще не смотрит на структуру и характеристики рынка труда. Второе — это наш студент, который в процессе обучения идет по выстроенной для него индивидуальной карьерной траектории, реализуя те или иные формальные пункты в образовательном процессе. И эта личность становится нашим выпускником. Я сегодня буду рассказывать о том, где же эти выпускники будут востребованы, в том числе на примере Центрального Черноземья и Курского региона, оперируя данными рынка труда.

Рынок труда — какие сейчас здесь параметры, в первую очередь поговорим о количестве, потом о качестве. Звучит парадоксально, но никто сегодня в России нам не скажет, сколько же менеджеров, как и специалистов по другим профессиям, нужны, потому что нет единого информационного цифрового сервиса, который мог бы эти данные аккумулировать. Независимо от того, что с 1 января 2022 года все работодатели, у которых в коллективе численность более 25 человек, обязаны подавать данные об открытых вакансиях и о потребностях в специалистах и вообще в работниках в центры занятости населения, размещать эти вакансии на портале Работа в России, это общероссийская база вакансий, к сожалению, этот процесс еще не налажен, мы не видим актуальные сведения.

Привожу пример по Курской области, на сегодняшний момент на портале Работа в России мы видим 114 вакансий для менеджеров, на портале HeadHunter (общеизвестный портал поиска работы и подбора кандидатов) таких вакансий уже больше 300, частично они пересекаются, частично нет. Я сейчас говорю про вакансии, у которых в названии слово «менеджер» и с критерием по опыту работы это студент, кандидат без опыта работы, то есть наши выпускники.

Выходя на рынок труда, выпускник посмотрел известные ему информационные ресурсы сервиса, менеджеров в регионе сегодня 114 вакансий. Кто же эти менеджеры? Однозначно это сфера продаж, закупки, логистика, администрирование, рекрутмент и кадры — примерно в этих сферах нужны менеджеры. Отраслевая дифференциация широчайшая, мы говорим и про тяжелую индустрию, и ритейл-продажи, связь, услуги, строительство, то есть спектр отраслей колоссальный, поскольку менеджер — это универсальный специалист, обладающий универсальными компетенциями, которые может использовать в любой сфере.

Теперь поговорим о качестве. Менеджеры — это специфическая категория, у которой самый большой разброс по зарплатам. Воспользовавшись HeadHunter и Работа в России, мы видим от 15 тысяч до миллиона с лишним в России, такие предложения существуют на рынке труда. Естественно, требования по компетенциям и знаниям абсолютно различные.

Какие требования будут предъявляться к студенту без опыта работы? Конечно, коммуникативные навыки, умение общаться и общаться не только в традиционном понимании этого слова, но и используя цифровые платформы, сервисы, коммуникации посредством цифровых инструментов сейчас очень важны и

востребованы, это саморазвитие, ответственность, и все. Дальше появляются иные цифровые навыки и профессиональные знания, которые можно получить уже не только учась в университетах, вузах, но и с опытом работы.

Разброс зарплат колоссальнейший, если в Москве менеджер может получать от 15 тысяч до почти миллиона рублей, то в нашем регионе разброс от 20 до 50 тысяч, это зарплата для выпускников вузов без опыта работы либо с опытом работы до года.

Говоря о предъявляемых требованиях по компетенциям, мы уже как мантру повторяем сочетание из трех слов: честный, адекватный, живой — это в результате общения с нашими партнерами, с нашими работодателями. Итак, человек, работающий на позиции менеджера, должен иметь активную жизненную позицию, он должен быть адекватным, адекватно воспринимать задачи и выбирать инструменты для их реализации. И самое главное — человек должен быть честным, порядочным.

Елена Окунькова:

Внушает оптимизм, как Вы нарисовали портрет нашего выпускника менеджера, управленца, открывается позитивная перспектива для нашей страны. Как Вы видите менеджера федерального уровня, потому что к нам на программы для управленцев поступают ребята, мечтая стать великими, то есть я буду топ-менеджером. Есть ли разница между тем портретом, который рисуют работодатели, и представлением абитуриента, который к нам идет?

Валерий Масленников:

Мне понравилось то, что Вы упомянули такое слово, как управленец. Мне кажется, что управленец — это наше слово, а менеджер все-таки привнесенное извне, и очень важна среда, в которой это понятие зародилось и развивается. Мы сейчас услышали больше оценку личных качеств специалиста и меньше профессиональных, как будто человек должен быть хорошим, добрым, всегда позитивным и активным. На самом деле он решает задачи развития, он все время в конфликтах, даже в хороших, которые являются движущей силой, то есть менеджер преодолевает сопротивление среды, в которой он работает, а не так, как у нас иногда студенты представляют: хорошая комната, цифровые инструменты, у него все хорошо — все это не совсем реалистично. Менеджер сегодня, управленец — это человек, который преодолевает сопротивление и способен проводить свою линию. Одна из трагедий в сложившейся ситуации у управленцев — это принцип «чего изволите», то есть он делает только то, что говорит руководитель, и не проводит свои позиции в свою предметную область, которой он занимается.

Когда мы работаем с ребятами, обучаем их проектной деятельности, ставим задачу. Студент пришел, мы ему говорим, что надо вот это и это, он сделал, приходит на следующий день и говорит: «Что мне делать дальше?» Мы говорим, что надо вот это сделать. Второй раз приходит и спрашивает, что ему делать дальше, с третьего раза мы говорим — если ты не понимаешь в своей деятельности что тебе делать дальше, тогда ты не являешься управленцем, а просто исполнитель. И давайте разделять: есть прекрасный исполнитель, который способен в своей деятельности правильно, эффективно решать задачи — позвонить, встретиться, провести переговоры, сделать расчеты, обоснования. Другое дело управленец, который может нацелить окружающих на достижение тех задач, которые определены.

Елена Окунькова:

Городской педагогический университет находится в ведении московского Правительства и готовит кадры на этот регион, на Москву и Московскую область, и там есть своя сложившаяся система управления, куда попадают наши выпускники с теми компетенциями, о которых сказали сейчас коллеги. В чем заключается особенность?

Максим Соколов:

Такая специфика действительно есть, потому что Москва — крупный мегаполис со своей спецификой управления практически во всех отраслях и прежде всего с высоким уровнем конкуренции. И то, что коллеги отмечали, с одной стороны, должны быть личностные характеристики, если утрировать, то менеджер должен быть хорошим парнем, которого будет рад видеть работодатель, с другой стороны, он должен быть профессионалом, у него должны быть развиты те самые управленческие менеджериальные компетенции, за которые и платят работодатели, которые будут влиять на тот самый диапазон зарплаты, будешь ты получать 30 тысяч рублей или 300 тысяч рублей. Обучающийся должен прежде всего развивать свои навыки, в том числе коммуникативные, проектного управления, то, что он получает в рамках образовательных программ.

Про наш университет я хотел бы отметить, как мы формируем ответ на запрос города, чтобы наши выпускники могли максимально эффективно интегрироваться в городскую среду. Университет является участником программы «Приоритет 2030», и в ее рамках сформулированы три стратегических проекта. Проект «Городские социально-гуманитарные практики», который позволяет выстраивать наиболее эффективную коммуникацию с городом, это и органы власти, и промышленные предприятия, и предприятия социальной сферы. Мы детально погружаемся в специфику функционирования различных городских сред и учимся в них наиболее эффективно работать. Следующий проект называется «Цифровая дидактика», который предполагает развитие навыков коммуникации с цифровой средой, эти компетенции сейчас практически стали обязательными для всех эффективных не только управленцев, но и специалистов среднего уровня, менеджеров среднего звена. И также проект «Комплексная система оценки образовательных результатов», он посвящен адекватному выстраиванию системы оценивания, насколько наши выпускники развивают свои компетенции в различных направлениях и адекватно отвечают требованиям городской среды.

Елена Окунькова:

Это работодатель оценивает или вуз на выходе?

Максим Соколов:

Оценивает вуз, но такие программы могут реализовываться в рамках взаимодействия с промышленными партнерами, бизнес-партнерами, то есть разработка проекта сертификации, стандартизации каких-то образовательных компетенций также может выполнять университет, оценка направлена на выпускников.

Елена Окунькова:

Работа руководителя в Москве интенсивнее, потребность выше в таких выпускниках или так же, как в регионах?

Максим Соколов:

Я думаю, что ключевое отличие крупных городов от других городов и регионов либо просто субъектов федерации в том, что очень различное ресурсное обеспечение и очень различный уровень конкурентоспособности между участниками предпринимательской, например, деятельности. И если мы рассматриваем сегмент государственного и муниципального управления, то там выше требования к кадрам. Возьмем Министерство экономического развития или Минпромторг федерального уровня и министерства региональные, то, скорее всего, требования к специалистам и интенсивность труда специалистов будут различные, соответственно, и к тем самым менеджерам, которых мы рассматриваем. Здесь больше конкуренция, больше напряженность и больше те самые вызовы, о которых говорил Валерий Владимирович, навыки эффективного управления в агрессивной внешней среде в крупных городах с высокой конкуренцией будут более серьезным фактором для развития нашего выпускника как менеджера.

Елена Окунькова:

Любовь Викторовна, в вашем вузе учитывают региональную специфику при открытии программ, при формировании компетенций, которые закладываются в образовательную программу для менеджмента?

Любовь Широкова:

Однозначно специфика учитывается, мы ставим перед собой задачу готовить специалистов, востребованных на рынке труда, потому что человеческий капитал должен быть не только соответствующий современному развитию науки и техники, но еще и востребованным. Поэтому мы ориентируемся на наших работодателей в первую очередь, мы прекрасно представляем, где наши выпускники на текущий момент могут получить интересную, оплачиваемую, перспективную работу, и с этими работодателями с первых курсов обучения начинаем выстраивать взаимодействие в ходе учебного процесса. Это организация практической подготовки, неформального обучения, проектная деятельность, мастер-классы, методические семинары, различные тренинги, работодатели практически всех сфер деятельности приходят к менеджерам в аудиторию с тем, чтобы провести с ребятами тренинг по той или иной востребованной компетенции.

Елена Окунькова:

Наверное, и в профилях программ это учитывается, и когда вуз открывает программу по направлению менеджмент, я знаю, что не только в экономических вузах существует по менеджменту целый ряд профилей или отдельных специальностей. В университете имени Плеханова на менеджменте есть и профиль-маркетинг, и логистика, и финансы, и туризм. Какие в университете особенности обучения и программы по менеджменту и как из них выделяется управленец?

Валерий Масленников:

Раньше мы считали, что учебный материал в менеджменте может быть одинаков для всех регионов, для всей территории, оказалось, что это не так. В названии могут быть одни и те же вопросы, а содержание учебных материалов отличается в зависимости от той специфики, которая есть в регионах.

Специфика федерального университета в том, что мы разделили менеджмент на две группы кафедр и направлений подготовки. Первое — это кафедры теории менеджмента, финансового менеджмента, которые дают знания по всем типам объектов управления, то есть они не придираются к специфике. Если финансовая модель строится, то она строится потом и на примере гостиницы, и на примере производства, торговли, для маркетплейсов мы сейчас сделаем модель. А вторая группа — профили по отдельным сферам деятельности, это общественное питание, ресторанный бизнес, спорт, промышленность и так далее. Вот это позволяет нам передавать от кафедр общетеоретических, как наша, это не значит, что у нас нет практики, но практика основана на понимании инструментов, которые применимы в разных сферах деятельности, а потом кафедры отраслевые берут и затачивают студентов под те конкретные задачи, которые нужно решить в организации. Гостиничный бизнес в Крыму отличается от Карелии и по работе с клиентами, и по сегментации клиентов, по ценам, по правильным позициям, и эта специфика очень интересная.

У нас есть площадка, на которой мы собираем наши кафедры и вместе делаем студенческие команды, которые реализуют проекты, например, маркетологи вместе с отраслевыми специалистами. Нам не хватает в менеджменте технических специальностей. Это не то, как эффективный менеджер пришел из библиотеки в медицину, из медицины в культуру, все-таки есть свои особенности, и то же самое у нас, не хватает продуктов изучения особенностей создания ценностей для студентов, которые занимаются менеджментом, потому что результаты их работы —

это не общение между коллегами и подчиненными, а создание ценностей в виде товаров, услуг, логистики, эффективной цепи поставок, которые сейчас полностью меняются, вообще другие будут через полгода. И здесь знания предметной области очень важный момент для менеджмента.

Мы сегодня боремся за то, что в Советском Союзе называлось инженерно- экономическая управленческая подготовка, она позволяет человеку хорошо понимать результаты его управленческих действий, решений. Деньги там, и ценности там, а не в менеджменте. И этот момент очень сложно сегодня развивать, потому что это утеряно в значительной мере, и инженерной подготовки, понимания в машиностроении, что такое обработка давлением, резанием просто не знают, поэтому кажется, что только финансовые потоки могут быть инструментом управления. Финансовые потоки важны, но они обслуживают где-то там эту сущность, и этот переход мы сегодня осуществляем.

Я возглавляю лабораторию цифровых продуктов, и мы делаем тренажеры в менеджменте, основанные на том, что результатом является не просто построение некой организационной структуры или процессов, а именно продуктов, которые появляются в результате этих структур, процессов. И мы сегодня даже слово «организационная структура» заменяем на «организующую структуру», и это меняет смысл деятельности управленца. Ребята, которые входят в этот поток, в будущем будут совсем другими эффективными менеджерами, а не те, которых часто ругают и говорят, что пришли и только рисуют цифры, не понимая, что за цифрами стоит.

Елена Окунькова:

В московском образовании на достаточно высоком уровне я слышала, как прозвучала установка, что управленец может прийти, сесть в кресло, повесить на стул свою сумку и управлять чем угодно. Получается, что это совсем не так.

Любовь Широкова:

Это абсолютно не так, и если мы посмотрим на кадровые корпоративные стратегии, то ни один управленец не придет и с сумкой в кресло со студенческой скамьи не сядет. В первую очередь в компании с логичной, грамотно выстроенной стратегией управления персоналом этого кандидата проведут — вполне возможно параллельно с формальным образованием во время нахождения на студенческой скамье, может быть, в первые месяцы работы, даже годы — через весь процесс, который потом он будет организовывать. Приведу пример, любой менеджер внутри компании МТС в первую очередь поработает в офисе продаж.

Елена Окунькова:

Мы тут сошлись во мнении, что это невозможно, что специфика не зря в программах заложена, в формах и методах обучения, и практики на это направлены в рамках программ, для того чтобы каждый, кто вышел руководить каким-либо процессом, досконально понимал этот процесс.

Валерий Масленников:

Сначала он должен участвовать в этом процессе, он должен прожить какую-то жизнь, для того чтобы получить точное понимание, как это происходит, потому что это формирует доверие к тем управленческим решениям, которые он потом принимает. Доверие возникает только тогда, когда человек ощутил, что там внизу, или сам был там, или рядом хотя бы стоял, для того чтобы увидеть, как это организовано.

Елена Окунькова:

Есть сейчас новая траектория обучения не только руководителей, не только менеджеров, а вообще студентов в вузах, которая связана с совершенно новыми технологиями, с новым подходом. У Вас лаборатория виртуальных цифровых продуктов, можно ли поподробнее сказать, есть ли уже полностью оцифрованные программы, что они дают, есть ли обратная связь от студентов, какой опыт существует?

Валерий Масленников:

В прошлом году мы реализовали три дистанционные цифровые онлайн-программы в магистратуре, потому что в магистратуру по управлению приходит много выпускников технических университетов, они хотят получить опыт управленческой работы. Поэтому для них сделали оцифрованную дистанционную программу и поняли две вещи, очень важные для нас. Первое, что без контактных часов эти программы теряют свою значимость, свою сущность, мы передаем смысл того, чем занимается управленец, и с удивлением обнаружили, что на самом деле мы ведем борьбу за смысл в управлении, не только за инструменты.

Информационные технологии обучают ребят как пользоваться программами и их применять. А мы говорим управленцам — вот тебе цифровой инструмент, ты пользователь. Дальше что? Ты можешь делать анализ, но разве анализ — это результат деятельности управленца? Нет. А какой результат? Пауза сначала, а результат — это не анализ, результат — это оценка, а оценка — это уже твои личные и профессиональные качества, которые позволяют из анализа сделать правильные выводы и решения. И здесь уже никакие цифровые продукты не заменят, потому что нужна квалификация человека в этих решениях.

После оценки у тебя какой уровень управления? И многие с удивлением обнаруживают — смысл деятельности. Оказывается, что сегодня будет побеждать в управлении тот, кто не только пользуется цифровыми продуктами, не только делает алгоритм, но и задает коды этих продуктов, правила формирования результатов для принятия управленческих решений, вот над этим мы сегодня бьемся, и смыслы деятельности в управлении выходят на первый план. Я думаю, что это наше будущее в образовании, передать обучающимся ребятам смыслы деятельности, реализованные в цифровом продукте, иначе это просто обслуживание программных средств, наверное, эффективных, но не дающих положительного эффекта. Мы в этом году сделали две интересные программы, одна из них «Цифровой менеджмент для бизнес-факультета «Капитан»», очень востребованы их продукты, и вторая — в предпринимательской деятельности, потому что менеджмент предпринимательской деятельности — это задание смыслов организации, смыслов создания ценностей.

Отраслевая особенность у нас заключается в том, что ребята делают цифровые модели систем управления, выбирая конкретную отрасль, конкретный объект, то есть не может быть общего объекта. И мы сегодня очень тесно общаемся с бизнесом, у нас в малом и среднем бизнесе востребована предпринимательская составляющая, а крупный бизнес заинтересован в том, чтобы пришли люди, способные организовать работу по отдельным направлениям. Даже программа называется «Интеллектуальный капитал», а мы сегодня говорим, что человек — это не капитал, и понятие управление человеческим капиталом неправильное. Мы должны говорить о человеческом потенциале, и живя в России, мы находимся в ситуации, когда востребован человеческий потенциал. Как это сделать в менеджменте, это самая главная задача нашей образовательной деятельности.

Елена Окунькова:

Соглашусь с Вами полностью, потому что действительно потенциал нужно искать, нужно его развивать, нам нужны сейчас совершенно другие люди и другой подход к подготовке и в целом к людям в экономике, в обществе. Хотелось бы поблагодарить наших спикеров, которые были с нами сегодня в эфире, и подвести итог нашего разговора, потому что тема актуальная. Недавно в этой студии мы обсуждали с коллегами кто такой предприниматель, чем он отличается от руководителя, от менеджера, может быть, достаточно получить менеджерское образование, и ты уже предприниматель, и наоборот. В качестве итога скажите несколько слов.

Валерий Масленников:

Очень интересное совпадение мы нашли, у нас программа в магистратуре называется «Менеджмент предпринимательской деятельности», и мы смотрим на организацию с двух сторон: со стороны владельца, собственника, который участвует в управлении, и со стороны наемного генерального директора, который должен достигать целей собственника. И многие с удивлением обнаруживают — мы же с предпринимателями работаем — такую вещь, что стратегию делает не генеральный директор, стратегию собственник задает, и через стратегию он задает смысл деятельности, а то, что ее считает, обсчитывает, потом выполняет генеральный директор или консультант, это другая тема. Обратите внимание, когда ввели санкции против российских компаний, кто первый пошел из менеджмента? Все собственники, и вся эта группа людей стала выходить из управления, то есть они находятся внутри, и это особая, очень интересная тема.

Елена Окунькова:

Вы начали со смыслов деятельности и закончили этим понятием, мне кажется, это очень важно для понимания того, что мы делаем и для чего мы готовим наших студентов. Я еще раз благодарю всех участников нашего эфира, большое спасибо нашим радиослушателям и нашим коллегам, которые участвовали дистанционно.