{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Анна Лебедева директор международного Эриксоновского Университета Коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF 04 мая 2022г.
Эмоциональная компетентность - фактор успеха?
Что такое эмоциональная компетентность и почему важно осознавать свои эмоции и принимать эмоции других людей.

Ольга Гиверская:

Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Мediametrics. Все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. Сегодня говорим об эмоциональной компетентности, почему важно понимать и принимать свои чувства и чувства тех, кто рядом с вами. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и к нам присоединяется моя соведущая Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF. Начать нашу беседу я хотела бы с вопроса что такое эмоциональная компетентность. В 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью коэффициента IQ, но спустя 83 года американский психолог Дэниел Гоулман заявил, что более важную роль, чем IQ играет коэффициент EQ, эмоциональный показатель интеллекта. Так что же важнее, IQ или EQ и как развивать эмоциональную компетентность? 

Анна Лебедева:

Коэффициент IQ не противоречит и не отменяет коэффициент EQ эмоциональной компетентности. Когда Штерн мерил IQ, он мерил именно ментальные способности человека, то, насколько человек умеет качественно решать задачи, и это не отменяет и не меняет возможности для человека развивать свою эмоциональную компетентность.

Что такое эмоциональная компетентность? Это способность понимать себя, свое состояние, какие у тебя эмоции сейчас, и понимать и принимать состояние другого человека, развивать понимание его, для того чтобы с ним эффективно общаться, эффективно им управлять, взращивать и все необходимые для взаимодействия с людьми вещи делать.

Ольга Гиверская:

Говорят, чем больше человек переживает, тем больше он заходит в тупик. Как правильно научиться распознавать свои чувства, свои эмоции и возможно ли этому научиться?

Анна Лебедева:

Сейчас очень многие люди раскачиваются эмоционально, и разного рода сложные ситуации в жизни провоцируют нас на то, чтобы мы сели на эмоциональные качели: то все очень-очень плохо, мы видим мир в черных тонах, то все прекрасно, мы видим мир в розовых тонах. Говорят, что эффективность влюбленного человека можно сопоставить с эффективностью человека, выпившего литра пива. Понимание и знание себя – это интересная дисциплина, я хочу порадовать вас сразу же очень хорошей новостью: когда ты уделяешь этой области время, когда ты уделяешь ей возможность развития, то можно прямо за год замерить твою эффективность в развитии. Если психотип (разного рода личностные характеристики, с которыми мы родились) вряд ли изменится в течение жизни, то, что можем сделать, это лучше знать себя и амортизировать, адаптировать себя к реальности, то параметры эмоциональной компетентности, если их развивать, будут развиваться, и те, которые касаются тебя внутри, и те, которые касаются тебя во взаимодействии с другими людьми.

Ольга Гиверская:

Вы сказали, что сейчас многие переживают стресс, а как эмоциональная компетентность может сейчас помочь адаптироваться к тому, что нас окружает?

Анна Лебедева:

На данный момент те, кто делал свое домашнее задание, будут пользоваться его результатами, а те, кто домашнее задание не делал, не развивался раньше и только сейчас об этом задумался, я буду здесь немножко обескураживающим, разочаровывающим профессионалом, все-таки необходимо делать домашнюю работу и работать со своим внутренним миром, работать с психологами и психотерапевтами, работать с коучами, для того чтобы потом пользоваться плодами труда по самоосознанию, самосознанность – это не тот навык, который взращивается на недельном диапазоне. Как и английский язык, работу с собой, со своей саморегуляцией, работу со стрессоустойчивостью, с устойчивостью надо проводить на протяжении определенного периода времени, и тогда ты будешь замечать от этого эффект. Адаптивность и самомотивация, твой уровень внутреннего оптимизма и счастья, твоя стрессоустойчивость, разного рода характеристики эмоциональной компетентности – это те характеристики, на которые мы действительно влияем, мы можем на них влиять, методы саморегуляции мы можем узнавать, ими заниматься и от этого получать эффект.

Ольга Гиверская:

Как долго надо выстраивать в себе этот навык понимать и принимать свои чувства и эмоции? Вы сказали, что постоянно работать с коучем, психологом.

Анна Лебедева:

Набор навыков эмоциональных компетенций не ограничивается только лишь пониманием и принятием себя и своих эмоций, здесь несколько вещей, мы о них в течение нашего сегодняшнего эфира поговорим. Одно из того, что мы можем делать, это хорошо понимать и принимать себя, то есть самонаблюдение, самоисследование. Могу порекомендовать вам скачать в интернете колесо Плутчика, колесо эмоций, и обнаружить, что, возможно, вы тот человек, который может и не иметь широко сформированного, богатого календаря и вокабуляра, словарика своих эмоций. Большинство людей, если спросить как ты себя чувствуешь, затрудняются рассказать, а что они вообще чувствуют и как они вообще себя чувствуют, что привело их к тому, что они чувствуют. Поэтому один из навыков, то есть необязательно первый и не заменяет другие – это отслеживать, как на тебя влияет, что так на тебя влияет, как на тебя влияет чтение социальных сетей, новостей, как на тебя влияет общение с кем-то и что конкретно ты после этого чувствуешь. Если скачать, допустим, колесо эмоций Плутчика или другой словарик эмоций, можно просто заглядывать в него и обнаружить, что после разных событий или во время разных событий мы чувствуем слегка разные вещи. И для того чтобы их стабилизировать, нам нужны разные инструменты.

Если у нас эмоциональная усталость, то нам, возможно, стоит пойти в лес и соединиться с природой, для того чтобы заземлиться, почувствовать опору под ногами. Если конфликты с каким-то человеком и отношения с ним нас обесточивают, возможно, перед встречей с ним вам необходимо готовиться, записывать свои слова и ограничивать общение узким коридором того, на что вы готовы с ним вместе пойти в обсуждении и не давать ему вывести обсуждение за рамки вами заранее оговоренной повестки дня. Если вам не хватает оптимизма или счастья, там другие методы помогут обращать внимание на то, что у вас срабатывает, на то, что у вас хорошо. Если у вас проблемы, говоря про эмоциональную компетентность, с самомотивацией и тем, чтобы самого себя зарядить, и вы чувствуете, что прокрастинируете, то здесь помогут совершенно другие вещи, такие как собирать список того, что у тебя хорошо получалось, в чем ты был молодец, и перечитывать этот список в момент потери самомотивации.

Ольга Гиверская:

Как нелегко, мне кажется, многим говорить про свои чувства и про свои эмоции, и я так понимаю, что еще надо научиться понимать и принимать эмоции других людей, это тоже навык, который надо постоянно развивать, или есть какая-то волшебная формула, которая поможет разгадать, что же чувствует человек и поможет ответить на вопрос – что с этим делать дальше?

Анна Лебедева:

Я веду тренинг по развитию эмоциональной компетентности с 2007 года, то есть получается уже почти 15 лет, и меня эта тема с начала 2000-х интересовала, я читала разную литературу, использовала и развивала. И я здесь хочу вас, дорогие слушатели, немножко сдвинуть с определенной очень сложной позиции, которая приносит людям страдания. Очень многие люди пытаются понять и прочувствовать эмоции другого человека. Мы так и говорим: «Представь, что бы я чувствовал на твоем месте». Когда тебе предлагают почувствовать, что бы чувствовал другой человек на его месте, то в этой точке вы попадаете в ситуацию, когда вы бьете в молоко, мы с вами не в силах почувствовать чувства другого человека, у нас есть другие вещи, которые мы можем поделать с чувствами другого человека. Мы можем распознать чувства другого человека, для этого нам нужно развивать свой эмоциональный словарь, увидеть, что он чувствует. Мы можем представить, что бы он сделал на этом месте или что бы я сделал на его месте. Но внутренний мир другого человека – это достаточно закрытая зона для нас, мы никогда не сможем почувствовать то, что чувствует он, хотя у нас работают зеркальные нейроны, их открыли совсем недавно, меньше 10 лет назад, открыли зеркальные нейроны профессионалы и дали нам ответ почему мы можем понять, что чувствует другой человек. Так работает механизм взращивания мамой ребенка, мама хорошо может на зеркальных нейронах словить – устал он, голодный, хочет ли он спать или что-то еще, но это не значит, что мы будем вместо другого человека являться заместителем и чувствовать его чувства.

Так в семьях иногда бывает, один из членов семьи может закрыться и не выражать никаких чувств, зато другой член семьи реагирует слишком бурно, для того чтобы сбалансировать этот холодный лед: а ты такой холодный, как айсберг в океане, тогда я буду очень горячим, я буду растапливать твой лед, разбаланс того, что один очень холоден, а другой гипертрофированно чувствителен, чтобы уравновесить этот баланс. Наша задача – считывать чувства других людей, распознавать, воспринимать эмоции других людей, понимать, что с ними происходит, это одна из областей развития эмоциональной компетентности. А управлять, создавать настроение, создавать уютную атмосферу – это другая область. Коучи и тренеры умеют менять состояние других людей с помощью метафор, историй, упражнений, разного рода технологий, для того чтобы человек мог взять под контроль и изнутри себя изменить свое состояние.

Хорошая новость в том, что такие мягкие и гибкие навыки эмоциональной компетентности развиваются, и хорошая новость номер два – Вы сказали о привычках, примочках, лайфхаках, технологиях, их у нас масса, и подручно нам огромное количество. Мы живем в современном мире не в информационной изоляции, а в сегодняшней действительности как платных, так и бесплатных ресурсов масса. Если у тебя есть жгучий интерес к тому, чтобы кратно повысить качество твоей жизни, используя подножный корм, лекции в открытом доступе, а также платные тренинги, ты реально можешь это сделать.

Ольга Гиверская:

Вы очень четкую грань провели между распознавать и понимать. И сейчас такая модная фраза, мне даже интересно, как прокомментируете, когда люди говорят: «Я тебя понимаю». Иногда делишься с коллегой или другом какой-то ситуацией, а он смотрит на тебя и говорит: «Я тебя понимаю». Это про эмоциональную компетентность или про что-то другое, и как правильно реагировать на это, можно ли нам говорить такую фразу в разговоре со своими близкими, родными, детьми?

Анна Лебедева:

Для этого у нас есть огромное количество классной литературы. Мы все в погоне за вселенской матерью, всепонимающей, всепричастной, живой, многим очень не хватило теплой, эмоционально открытой и восприимчивой мамы, и мы ходим и ищем, к кому бы сесть на большие руки, воткнуться в теплую грудь, большого размера желательно, чтобы нас наконец по головке погладили и приняли всецело. Это не хорошо и не плохо, почему бы и нет, если у вас есть избыток тепла, можно греть других людей, но надо понимать, чтобы ваше тепло тоже не закончилось. Понять другого человека мы можем, поисследовав его мотивы, Шерлок Холмс хорошо понимал мотивы разного рода людей, методом дедукции он пользовался, мы можем понять, из чего он исходит, это называется навык постановки себя на его место, посмотреть на ситуацию его глазами и понять его мотивы.

Хорошо эмоционально развитых, высокоинтеллектуальных, сохранных и психически здоровых людей характеризует то, что они могут вставать на многочисленные точки зрения, и это их не разрушает психически. Представьте себе людей, которых сейчас приглашают выбрать однозначную точку зрения в разных вопросах полярного рода, мы должны все идти в ногу, все должно идти по плану, у всех должно быть одно мнение, и оно единогласное. Это противоречит циклу интеллектуального развития. Для того чтобы быть высокоинтеллектуальным человеком, мы расширяем свою способность встать на точки зрения разных людей, мы расширяем нашу способность сопереживать, чуть-чуть посочувствовать другому человеку. При этом понять всецело то, из чего он исходит, мы не можем, особенно в современной реальности. Поговорив со многими своими друзьями, знакомыми, клиентами, я обнаруживаю, что действительно каждый из нас живет в своем тоннеле реальности, и каждому из нас крутят свое специальное кино.

Поэтому говоря об эмоциональной компетентности и о 9 навыках развития эмоциональной компетентности, которые мы на тренинге изучаем, мы можем обнаружить, что мы можем понять его мотивы, представить его точку зрения, мы можем изменить свое состояние, заменить состояние других людей, мы можем познакомиться со своей внутренней механикой, мы все разные люди, и мы с Олей тоже друг от друга отличаемся, хотя можем вести продуктивный, позитивный диалог, привнося что-то более осознанное, что после этого диалога вы будете более осознанными, чем были до, но при этом мы не обязаны все иметь одну определенную точку зрения и быть во всем друг с другом согласными, как бы нам не хотелось найти своих и успокоиться, это не очень простой труд.

Ольга Гиверская:

Вы несколько раз сказали про тренинг, где можно потрогать свое внутреннее я, поисследовать свои эмоции, открыть завесу тайны эмоциональной компетентности, что это за тренинг?

Анна Лебедева:

17, 18, 19 июня в этом году мы будем проводить курс по развитию 9 навыков эмоциональной компетентности, и на нем можно будет поработать с собой и обрести определенную внутреннюю свободу. Он о том, каким образом мы могли бы находиться в отношениях с другими людьми и при этом быть свободными, это совершенно парадоксальная задача, которая под силу тем людям, кто растит и развивает свою осознанность, элегантный танец с другими людьми без слияния и без выстраивания стен, этот путь мы можем пройти вместе.

С одной стороны, огромное количество людей не показывают свои слабости, у них покер-фейс, и они живут из модели мира, где я очень сильный, я преодолею любые обстоятельства, я любую беду разведу руками. И что тогда происходит? Человек разводит любую беду руками, и он не показывает своей слабости, он не просит о помощи в тех ситуациях, в которых надо было бы кричать о помощи, он думает, что справится, но от этого у него колются зубы, естественно, стиснутые зубы колются от того, что по ночам у него руки сжимаются в кулаки, он силен, и этот человек ведет свою жизнь к инфарктам и инсультам от того, что он не признается в том, что, возможно, ему непросто какие-то вопросы решать. Ему необходимо научиться отслеживать, в каких ситуациях ему нужна поддержка и помощь, как ее просить, как быть живым и снимать панцирь с себя, забрало расширять, как это – быть безопасно ранимым. Эмоционально взрослый человек, высшего порядка развития может признаться в том, что его ситуации могут глубоко ранить, и при этом он может быть глубоко живым, он может себя чувствовать, выбирая одну позицию, с которой он может быть согласен или не согласен, но при этом может сопереживать и сочувствовать другой позиции.

Другая часть людей проводит свою жизнь в выученной беспомощности, такая модная сейчас фраза. Когда мы этот тренинг ввели, мы тренировали людей, говорили о том, что у многих людей подгибаются лапки, как у маленького олененка из мультфильма «Бэмби», и олененок не исследует свои пределы, он не бросает себе вызов, он не стрессоустойчив, это одна из областей эмоциональной компетентности – осознавать насколько ты стрессоустойчив или пуглив.

Маленький Бэмби пуглив, он вообще не пробует что-нибудь сделать сам, он только вышел за рамки какого-то лесочка, который он хорошо знал, и у него уже трясется хвостик, он бросается на шею какому-нибудь сильному и мощному помощнику, прибивается к нему и за его спиной, дрожа своими коленками, не исследует свою смелость, что он может. И один, и другой в этой позиции не целостны, у них не хватает оптимизма и счастья. У одного, потому что очень плохой мир через забрало, ты видишь гвозди, которые надо забить, и он постоянно нарывается на какие-то сложности, чтобы, преодолев их, поломав что-то в себе и в других, почувствовать вкус адреналина, которого с каждым разом нужно все больше и больше, не чуждый экстремальным видам спорта и крепким напиткам. А другой наоборот, пожевывает свою травиночку, ему нужно мужество, ему нужно собраться. В подобных ситуациях, как сейчас у людей с работой могут быть какие-то сложности, иногда бывает просто нужно собраться, сделать твердые шаги вперед и осознать, что ты не маленький олененок, а уже большая взрослая лосиха, олениха или олень, и поскакать туда, где тебе нужно быть, и позаботиться о своих младших, бороться, выходить за рамки уютненького мирка. Если вы помните мультфильм про Бэмби, там был лесной пожар, нужно было мужественно переплыть через реку и спасти свое племя. Возможно, кому-то нужна эта глубинная уверенность, эмоциональная уверенность в своих опорах и эмоциональная компетентность в том, что ты можешь бояться, тебе может быть очень страшно, но при этом необходимо сделать шаг в холодную воду и плыть, чтобы выплыть на другом берегу.

Ольга Гиверская:

Для того чтобы сделать первые шаги, может быть, для кого-то и не первые, я хочу напомнить, что 17, 18, и 19 июня в Международном Эриксоновском университете коучинга будет проходить тренинг «9 навыков эмоциональной компетентности». У психологов бытует такое мнение, если человек умеет распознавать свои чувства, если человек умеет принимать свои чувства, то этот человек более успешен в жизни, в карьере, в личных делах. За счет чего происходит этот успех?

Анна Лебедева:

Я подчеркну, что это не у психологов бытует мнение, а это наука, статистикой доказанная вещь. Дэниэл Гоулман говорил об эмоциональном интеллекте, Константинос Педридес продолжил его работу, исследовал эмоциональный интеллект руководителей и обнаружил, что управляют системами лучше те люди, которые имеют большую эмоциональную гибкость, те люди, которые более отзывчивы, считывают эмоции других людей, выражают свои эмоции конкретно и четко, которые управляют эмоциями других людей, создают для них настроение, те люди, у которых имеются социальные антенны, они осознанно считывают социальный контекст, в котором они находятся, и что здесь прилично, что неприлично, для того чтобы достигать тех важных целей, которые они перед собой ставят. Эти параметры приводят к тому, что в общем и целом такой человек более гибкий, он тот, кто знает о себе больше, тот, кто знает о других больше, тот, кто может собой, своим состоянием управлять, кто может создавать состояние других людей и понимает, куда он вписался и как себя ведут в этой стае. Этот человек более успешен в долгосрочной перспективе, как руководитель у него с сотрудниками все лучше, гораздо лучше результаты, его собственный карьерный путь веселее, и в семье он испытывает больше счастья и оптимизма.

Ольга Гиверская:

Эмоциональная компетентность – это одна из ключевых компетенций руководителя, который зачастую работает 24/7, и кому в наше время важнее работать над своей эмоциональной компетентностью – нам, простым людям, наемным работникам либо руководителям, топ-менеджерам?

Анна Лебедева:

Вы заметили несколько существующих неэкологичных закономерностей, и одна за другой каскадом. Хотела бы предупредить, что люди, которые работают 24/7, на редкость неэффективны, это показывает то, насколько они сами не могут управлять своим состоянием и состоянием других людей. После начала в первом квартале всех событий огромное количество руководителей, с которыми я работала, не отменили ни одной сессии, но сейчас я вижу тенденцию, что мои клиенты на майские праздники имеют наглость поехать в отпуск и действительно бросают работу 24/7, знают, что себя необходимо контролировать. Контроль над своими импульсами, контроль над своими эмоциями требует определенного уровня внутренней энергии, а для того чтобы этот уровень энергии был, его необходимо пополнять, для того чтобы ты был более адаптивным. Я называю одну за другой компетенции, составляющие колесо эмоциональных компетенций, то есть это не просто слова, которые я использую сейчас как эпитеты, а это наука, подтвержденные основы тех механизмов, которые стоят за эмоциональной чуткостью, успешностью и эффективностью человека, которые измеримы, которые можно померить, которые можно развивать.

Что сотрудник, что руководитель, работающий 24/7, это невероятные неэффективное существо, даже мои коллеги говорят: «Что-то накопилось работы, надо сходить в ночное». Но после ночного бывает утреннее, когда ты, открыв глаза, смотришь на все те ошибки, которые ты поставил в документах, и переделываешь еще раз, по сравнению с тем, если ты позанимаешься один час силовыми тренировками, кардио или просто очень быстрой ходьбой, приходишь в офис и имеешь чистый мозг. Мы говорили о двух типах людей, двух противоположностях, ложная доблесть жертвенных, тех, кто как Бэмби что-то роет, или кто рогами бьется в стену до самого утра, не ведет ни компанию, ни человека к успеху. Мало того, что усталый человек не чуткий к себе, он не чувствует своих импульсов. Если человек очень стрессоустойчив, он может не замечать признаков перегрузки в себе и в других, то есть если он стрессоустойчив, он хорошо держит удар, он может свою команду выжечь, а уже выгоревшие люди требуют восстановления на долгосрочном периоде.

Дорогие коллеги, если вы читаете финансовую аналитику, экономическую аналитику, надо понимать, что все закономерности, происходящие сейчас, это закономерности не краткосрочные, я имею в виду экономические, финансовые, нам будут нужны силы надолго. Поэтому пополнение своих собственных батареек – это одна из основных должностных обязанностей любого человека, мы обязаны создавать для себя пространство, когда мы в ресурсе, в балансе, наша голова работает оптимально, конечно, не расслабленно совсем, а оптимально, чтобы был оптимизм и возможность что-то создавать.

От руководителя – он наверху, на него все смотрят – очень много зависит с точки зрения и настроения в коллективе, и с точки зрения работоспособности коллег. Эффективные руководители обладают широчайшим набором своих эмоциональных выражений, они могут легко не только понимать свои эмоции, но и выражать эмоции, очень многие не умеют качественно выразить, вербализовать людям что ты чувствуешь, подобрать слова, найти слова, которые лягут другим людям, описать ситуацию так, чтобы им это было понятно, и чтобы они обрели решимость сделать следующие шаги. Это такие нюансы и аспекты работы руководителя, от которых очень сильно зависит моральный климат, а моральный климат очень сильно влияет на производительность всей команды сотрудников. И тот человек, который следить за собой, открывает свои шлюзы, если у него есть силы обратить взгляд на то, что происходит с твоими людьми, и повлиять на них, что-то изменить в их состоянии, потому что от многих из вас зависят не только сотрудники на работе, но и ваши семьи. Дети считывают состояние родителей, то, с каким лицом мы приходим вечером, усталые, и дети запомнят, у них нет второго детства, у них детство только одно, и оно прямо сейчас, они запомнят, какими эти годы были для них.

Мы обсуждали с некоторыми коллегами, когда собирали свои ресурсы, как кому какой год кризиса запомнился, кому какие дефициты запомнились. В те времена, когда у бабушек, у мам были пирожки на кухне и пахло вкусно, и когда с экономической точки зрения открываешь статистику, смотришь, какие были сложные времена, а спросишь человека – у него внутреннее восприятие этого было достаточно позитивным, радостным, и мажорный внутренний театр событий перебивал общую атмосферу напряжения, судорожного поиска ресурсов именно за счет того, что этот баланс создавался ближним кругом. И от вас зависят ваши близкие, старшее поколение, младшее поколение, наша задача – пополнять свои источники энергии и пополнять их источники энергии, чтобы создавать для них такое радостное межличностное отношение.

Ольга Гиверская:

Очень многие люди не помнят кризисных точек благодаря тому, что вокруг них была совершенно другая атмосфера и совершенно по-другому воспринимались события. Наша постоянная рубрика чек-лист от коуча, три коротких вопроса, три коротких ответа. Подсуммировав все то, что Вы сказали, три пункта почему необходимо развивать эмоциональную компетентность.

Анна Лебедева:

Потому что вы будете четче иметь язык описания того, что с вами происходит, вы убережете себя от выгорания, когда вы устали, и вы сможете менять состояние тех людей, которые вас окружают.

Ольга Гиверская:

Три пункта, по которым я могу понять, что мне необходимо работать над своей эмоциональной компетентностью.

Анна Лебедева:

Если вы обнаруживаете, что вас расстроил один человек, вы срываетесь на другом, том, кто меньше или слабее вас, это раз. Второе, когда вы видите разного рода тучи, окружающие новости вводят вас в состояние, которое вы не хотели бы испытывать, возможно, которые вам не свойственны. И третье, вы верите в то, что свою жизнь меняете вы сами.

Ольга Гиверская:

Три коротких упражнения, которые мы можем делать ежедневно, для того чтобы осознавать свои эмоции.

Анна Лебедева:

Берем каждый нечетный час, допустим, 8 утра, 10 и 12, делаем вдох и выдох со звуком, не обращаем внимание на зажимы в спине, в плечах, в челюстях, все расслабляем и задаем себе вопрос – что я чувствую прямо сейчас. Делаем это в течение дня, и за счет этого мы будем расслабляться и отслеживать свои эмоции, календарь наблюдений.

Второй момент, делаете шкалу от 1 до 10, на каком уровне заряженности энергетических батареек вы находитесь утром и вечером, и проверяйте свой день на наличие предельных выбивающихся эмоций, что в сегодняшнем вас выбивало в ультрарадостное, очень детское или наоборот, очень трагичное состояние. Вечером проворачиваете свой день, как на ускоренной перемотке, смотрите – что было выплесками. Каждый предельный выплеск позитивной или негативной эмоции ведет к тому, что мы выходим из ровного сбалансированного состояния. Если вы будете их анализировать, вы будете понимать, как следующий раз вам делать, для того чтобы подготовиться или снивелировать эти состояния.

Третье упражнение, попробуйте себе внутри назвать, когда вы видите ваших близких, в каком они состоянии, скачайте колесо эмоций Плутчика или какой-нибудь другой словарик эмоций, смотрите на ваших близких и задайтесь вопросом – в каком они сейчас состоянии, попробуйте подобрать слово, которое будет запрещать говорить слова хорошо или плохо, какое другое слово вы могли бы использовать.

Ольга Гиверская:

Благодарю Вас за эти советы, я напоминаю, что со мной была на связи Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF. И я хотела бы еще раз пригласить наших слушателей на тренинг «9 навыков эмоциональной компетентности», который будет проходить 17, 18 и 19 июня.

Анна Лебедева:

В этот раз мы будем заниматься онлайн, а в следующие разы с удовольствием встретимся с вами очно.

Ольга Гиверская:

В этом году посетить тренинг могут люди совершенно из любой точки мира. Всего доброго, до встречи, дорогие друзья.