{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Роман Карманов генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив 07 апреля 2022г.
Культурные инициативы для детей и взрослых
На днях Президентский фонд культурных инициатив объявил победителей первого конкурса 2022 года, на кону которого стояло 4 млрд рублей. Какие выводы можно сделать по итогам первого конкурса? И почему принято решение объявить в апреле-мае целых два конкурса, вместо одного, который был запланирован?

Алексей Ходорыч:

Всем привет, в эфире программа «Классное детство», и сегодня наш гость Роман Владимирович Карманов ­– гендиректор Президентского фонда культурных инициатив. Недавно завершился первый тур конкурса Президентского фонда культурных инициатив, где было распределено почти 4 миллиарда рублей. Поэтому мы и пригласили Романа, Вы обычно очень интересно анализируете итоги, сопоставляете цифры, теперь Вы можете сделать это еще интереснее, потому что можете сравнить не только цифры в рамках этого конкурса, но и с прошлогодними цифрами.

Роман Карманов:

Если мы сейчас погрузимся в отличия первого от второго, не знаю, насколько это интересно. Давайте начнем с того, что в прошлом году возник Президентский фонд культурных инициатив, который занимается тем, что финансирует культурные мечты людей. Проекты, которые у нас выигрывают, действительно то, что у людей от сердца, чем они жили, о чем мечтали, в конечном итоге у них появилась возможность подать заявку, пройти экспертизу и получить на эти инициативы средства, Президентский фонд культурных инициатив, то есть мы работаем с теми инициативами, которые идут от людей, и это самое главное.

Еще главное то, что это очень серьезные деньги, конкурс для проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий. Количество денег в совокупности 28 миллиардов рублей, 8 миллиардов в этом году, в следующем 10 миллиардов, в 2024-м 10 миллиардов. Каждый год мы распределяем очень серьезные деньги на всю страну на реализацию культурных проектов. Поэтому я надеюсь, что это людей каким-то образом захватило, потому что сейчас закончился первый конкурс, и 20 апреля начинается второй.

Алексей Ходорыч:

Вы абсолютно правильно начали разговор, потому что я настолько погружен в этот конкурс, что и забыл, что не все люди, может быть, знают о нем. В России проводятся несколько конкурсов, есть президентские гранты, есть Институт развития интернета, самые разные конкурсы, но этот конкурс имеет ряд отличительных особенностей. Первая особенность, что здесь проще принять участие не по подготовке документов, их готовить как всегда сложно, но меньше ограничителей для участия, то есть если у вас действительно есть интересный проект, и вы не коммерческая организация, вы просто ИП, насколько я знаю, они тоже могут принимать участие, вы можете принять участие, и проекты побеждают самые разнообразные. Я анализировал прошлый конкурс – там есть все: конкурсы, культурные мероприятия, интернет-проекты, спектакли, все, что можно представить, связанное с культурой.

Роман Карманов:

Абсолютно так, но будет правильно, если мы обозначим, что это могут быть за проекты. Чем отличается первый и второй конкурс – это большое разнообразие, есть большие федеральные мероприятия, конкурсы, которые проходят на территории всей страны, например, школьная классика – детские мюзиклы, дети с известными музыкантами ставят целые мюзиклы, постановки, включаясь в эту работу. «Битва хоров» сама за себя говорит, «Главные детские песни» при поддержке Музея Победы, фестиваль «Мир искусства и развития» – вы его по телевизору видели, Денис Майданов, наши песни, которые поют молодые артисты. Детский балет-экскурсия «Путешествие маленького человека», Вахтанговский практикум поставил детский спектакль «Пиноккио», в Хабаровске анимационный кластер, ребята выиграли 20 миллионов рублей, закупили оборудование и учат детей рисовать мультфильмы, то есть это созданная возможность, которой в Хабаровске просто не было, ее на Дальнем Востоке не было. Теперь дети могут учиться рисовать мультфильмы в Хабаровске, и самое главное, что эти же ребята – это студия «Мечтолет», которая производит мультфильмы, и они лидируют в прокате в азиатской части – Китай, Корея, Япония, то есть дети будут учиться и сразу получать работу. Главную детскую премию Челябинской области для юных талантов в области искусства «Андрюша» мы поддержали, в этой волне интерактивный детский музыкальный театр Юрия Энтина, детский всероссийский фестиваль «Дорога в цирк», детский хор «Отрада». За каждым таким проектом стоят яркие инициативные люди, которые либо этого не делали, потому что не было на это возможности, не было ресурсов, а идея была, либо они это делали, изыскивали средства где придется.

25 лет назад, когда я занимался рок-музыкой, на все эти фестивали давали деньги всякие вредители типа производителей пива, сигарет и т. д., охмуряя нашу молодежь попутно. Сейчас эти средства выделяет государство именно на эти инициативы. Вопрос – в чем разница, там и Минкульт финансирует, местные бюджеты. Это все сверху, а мы от идеи людей. Мы за одну волну получаем порядка 10-12 тысяч заявок, первая волна 12 тысяч заявок, в эту волну 10 тысяч заявок, получают 1,5 тысячи, то есть абсолютно реальная конкуренция за возможность воплотить свою идею в жизнь, причем деньги распределяются серьезные – 5 миллионов,10, 15, 20, у нас рекорд в первом конкурсе, 126 миллионов получил проект «АртМастерс», это конкурс для профессионалов в бэкстейдж-профессии. Что такое бэкстейдж-профессия – вы смотрите театральную постановку, но кто-то ее обеспечивает: гримеры, костюмеры, музыканты, композиторы, кто-то стул на сцену ставит, вы их не видите, а они есть. И долгое время их никто не видел, а теперь для них есть отдельный конкурс, они соревнуются, это как World skills. И 126 миллионов – это целый мир, из тени вышел целый мир, на него обратили внимание, и теперь это повышение квалификации, нам же всем очень приятно посоревноваться в профессии. И наши же дети смотрят на все это и понимают, что можно не только пойти в экономисты, а если ты творческий человек, ты можешь реализоваться в мультипликации, театре.

Можно выходить на это соревнование, если вы индивидуальный предприниматель, если вы коммерческая организация, муниципальное учреждение, потому что мы можем помочь в оснащении, например, какого-нибудь муниципального театра или кружка. Некоммерческие организации знают об этом на самом деле, они работали с Фондом президентских грантов, схема работы очень похожая.

Алексей Ходорыч:

Там вроде бы не только один получил свыше 100 миллионов.

Роман Карманов:

Нет, в первом конкурсе 126 миллионов получил «АртМастерс», а во втором мы не вышли за 100 миллионов, 80 миллионов – это сочинский фестиваль музыки.

Алексей Ходорыч:

Была выставка, связанная с Цоем.

Роман Карманов:

Проект потрясающий, он тоже не мог бы появиться при других обстоятельствах, я уверен. Это выставка в Манеже, посвященная Виктору Цою, ему 60 лет в этом году, мы дали на эту выставку 37 миллионов рублей, но стоимость выставки сейчас порядка 160 миллионов. Это 11 залов, то есть ты проходишь через котельную, кочегарку, вот лопата, вот документы о приеме на работу Цоя, ты проходишь зал, где стоят гитары Цоя, зал, где его образы, одежда, для нашего поколения как будто Цой перед тобой. Мой десятилетний сын с удовольствием слушает Цоя.

Алексей Ходорыч:

Это один из немногих авторов, которого слушают современные школьники, очень интересный феномен.

Роман Карманов:

Почему это круто, потому что до этого подобной выставки не делал никто, я думаю, что те, кто были в Музее Победы или в Севкабеле на выставке «Дорога войны», были похожие выставки, но посвященные Великой Отечественной войне, где танк стоит как живой, фриц, наши бегут в атаку, и ты во всем этом. То же самое, только про Виктора Цоя. И люди, которые связаны с искусством, когда туда приходят, понимают, что надо как-то так делать, чтобы ты туда был вовлечен, чтобы экспонаты можно было потрогать, что-то послушать, это другой уровень, то есть они задали определенный тон.

Алексей Ходорыч:

Резюмируя эту часть, я хотел бы подчеркнуть, что если в других конкурсах, например, конкурсе грантов мэра Москвы, вы можете получить 5 миллионов максимум, в других конкурсах это может быть 15 миллионов, 10 миллионов, то здесь ограничителей практически нет. И более того, поскольку из 4 миллиардов на этот этап были распределены 3700, значит вы могли бы дать и больше, если бы было кому?     

Роман Карманов:

Мы ограничены годовой цифрой, если бы мы увидели проекты, которые необходимо сейчас профинансировать, то цифра была бы 4 с чем-то, может быть и 5, но сейчас идет спецоперация, и она тоже откликается в душах и сердцах творческих людей, и есть определенные инициативы, реализации которых глупо ждать осенью или в следующем году. Поэтому у нас согласован на координационном комитете, который проходил 1 апреля, специальный конкурс на 1 миллиард рублей на те инициативы, которые касаются текущего исторического момента, и люди хотят именно сейчас высказаться и что-то сделать. Примерно в апреле, мае, июне мы его проведем.

Алексей Ходорыч:

То есть сейчас нас ждут два конкурса, один на 4, второй на миллиард?

Роман Карманов:

Нет, это все в рамках тех же денег, только все будет быстрее. С 20 апреля будет идти основной конкурс, по 8 июня будет прием заявок, закончится он 31 августа. А второй будет идти параллельно, специальный, он же оперативный конкурс, и в апреле-мае уже можно будет реализовывать проекты, а основной конкурс этой реализации осенью.

Алексей Ходорыч:

Может быть, Вы дадите какие-то цифры, аналитику? Я читал, что 600 с лишним проектов, которые победили, проиграли в прошлый раз, то есть это урок, что всегда надо идти дальше?

Роман Карманов:

Так оно и есть, но на мой взгляд, проигравших проектов нет, потому что когда творческие люди идут на подобный конкурс, они сталкиваются с необходимостью заполнять то, что называется заявкой, а заявка, по сути, это заочный диалог с экспертами. У нас есть 10 критериев, ты должен рассказать, почему твой проект актуален и общественно значим, почему именно сейчас и почему именно этот проект. Ты должен объяснить, почему он уникален, где ты его собираешься делать, что он соответствует тематическим направлениям, которые у нас есть, их 8, ты должен объяснить, какой у него масштаб, рассказать, какая у тебя команда, какие вы проекты делали. Ты должен рассказать, кто тебя поддерживает, какие компании, организации будут вместе с тобой этот проект делать. И, как это ни странно, ты должен сделать бюджет, то есть сказать, что это актуальный проект, он нужен именно сейчас, идея вот такая, делаем с такой-то командой, нужно вот столько денег на реализацию, условно 5 миллионов рублей, и ты дальше заполняешь бюджет, как это и полагается всегда, когда ты идешь куда-то за деньгами. Ты не можешь прийти и сказать – дайте мне денег, просто потому что у меня классная идея. Тебя обязательно спросят – куда ты их собираешься потратить и что потом будет, то есть ты обязан это сделать, и в нашем случае тоже. Когда ты начинаешь это делать, то начинаешь переосмысливать те проекты, которые подаешь. Заполняя бюджет, ты понимаешь, что у тебя есть какие-то пробелы, надо подумать, как будешь продолжать потом этот проект, с какой командой, в каком составе, на какой территории, может быть, он сейчас в твоем городе, а потом ты его на всю страну будешь делать. Ты начинаешь переосмысливать, соответственно, качество твоей работы повышается. Поэтому само по себе участие в конкурсе повышает качество и управления, и работы.

Когда ты проигрываешь, ты понимаешь, где у тебя слабые места. У нас 12,5 тысяч заявок, из них 1,5 тысячи выигрывает, остальные получают общую оценку и оценки по каждому критерию. Нам говорят: «А можно ли нам прислать то, что эксперт сказал по этому поводу?» Мы не высылаем мнение эксперта по каждому критерию, мы высылаем оценки. И если вы видите, что по критерию – а у нас 10-балльная шкала – стоит ниже 6, то это значит, что вы этот критерий не доработали, то есть чего-то не хватило. Тогда вам нужно у нас в разделе «Обучение» скачать чек-лист, задать вопросы по этим критериям самим себе, и вы обнаружите, что не доработали. Соответственно, доработать и дальше подать, от раза к разу качество вашего проекта увеличивается.

Многие спрашивают – можно ли подавать один и тот же проект, если проиграл. Можно, только его нужно доделать, доработать. Самая проигрышная стратегия, когда люди идут на конкурс, не добиваются результата, получают 45-50 баллов, говорят, что нас засудили, не поняли нашу идею. На самом деле из 10 критериев творческой части касаются только 2, а остальные – это технические критерии, когда нам надо получить от вас информацию по озвученным позициям. Если мы не получаем информацию по критерию, связанному с бюджетом, какой смысл нам дальше беседовать, если даже у вас самая классная идея, а вы не объяснили, как собираетесь тратить деньги, тогда это не имеет оснований для беседы. Поэтому нужно очень серьезно подойти, потому что под это выделены большие деньги. Красивых идей у нас много, а вот команд, которые могут обеспечить работу с этими идеями… Половина из тех, кто выиграл во второй волне, это те, кто проиграл в первой, то есть это те, кто проанализировали свои ошибки, послушали наши подкасты, почитали методические рекомендации на сайте, еще раз перечитали Положение о конкурсе, там много интересного, и, возможно, переформулировали проект, пришли на следующий конкурс и победили. Таких ровно половина, при этом из 1280 победивших проектов только 126 тех, кто побеждал и в первый раз, это продолжение проектов, все остальные – это новые участники. 1246 – это новые заявители, не получавшие гранты в первую волну, второй раз будут праздновать победу 136.

Алексей Ходорыч:

То есть даже хорошо, что кто-то в первый раз не получил, потому что если бы ваши эксперты оценивали не так строго, и он получил, проект был бы не таким интересным, каким он получится потом.

Роман Карманов:

Как правило, да. Когда мы объявляем победителей, появляются люди, которые обижаются на нас и пишут мне, потому что я общаюсь с людьми и в личных сообщениях. Я все проекты, обиженные на нас, смотрю, и если бы мы дали деньги на эти проекты, как правило, это была бы катастрофа для участников, потому что они бы не справились, не вывезли проект, они не готовы. Поэтому нужно адекватно относиться, эксперты действительно независимые, они судят по выработанным критериям и методическим рекомендациям, что называется, правила написаны кровью, и когда мы не согласовываем кому-то проект, это значит, что ему надо поработать и победить потом по-честному.

Алексей Ходорыч:

Странно, что потом у многих есть такое чувство, как обида.

Роман Карманов:

Это нормально, когда я работал на предыдущем месте работы, мы тоже подавали гранты, только в Фонд президентских грантов, ты всегда уязвлен, когда не победил.

Алексей Ходорыч:

От себя хотел бы сказать, что у этого конкурса, без ложной скромности, есть хорошие подкасты, где все рассказывается по пунктам, и мне понравилось, как Вы рассказывали про чек-лист. Понятно, что в структурах заполняет не генеральный, а исполнитель, чек-лист – это идеальный документ для генерального, который по итогам подготовки к участию в конкурсе садится с исполнителем и по пунктам его допрашивает.

Роман Карманов:

Вообще так делать, конечно, не надо, даже если вы большой руководитель, и ваша организация подает заявку на грант, все равно в это надо вникнуть. Если великий руководитель считает, что он может это перепоручить, это плохо заканчивается, потому что когда речь идет о творчестве, самая главная информация находится в голове у того, кто придумал, как правило, это руководитель, это как в том анекдоте: «Изя, ты слышал Beatles? Он картавит и шепелявит. – А где ты слышал? – А мне Изя напел». Вот примерно так же получается.

Большой руководитель озадачил помощницу, она пошла заполнять даже по методическим рекомендациям заявку, заполнила, но так, как она понимает. Заявка проигрывает, а руководитель обижается, потому что он думает, что там то, что у него в голове, и происходит этот дисбаланс. Как с этим можно бороться? Есть чек-лист у нас на сайте, несмотря на такое неаппетитное название, у нас 10 критериев, по каждому из этих критериев есть вопросы, вопросник, просто одни вопросы. Открываешь «Актуальность» и задаешь себе вопросы, обязательно понимаешь, что чего-то не хватает, или самый яркий пример – общественная значимость. Есть люди, которые открывают заявку и сразу начинают заполнять. В их понимании общественная значимость – это как они ее понимают: «Я считаю, что в нашем городе не хватает кукольных театров», – и человек с этим предоставлением начинает заполнять заявку. А в городе 5 кукольных театров, они все разные, хорошие, эксперт это выясняет и думает – ну зачем. Нужно обязательно что-то в подтверждение, во-первых, необходимость этого театра подтвердить опросами, интервью экспертов, вы можете сами опрос экспертов сделать и приложить. И нам не только ваше мнение важно, нам важно понять, что широкая общественность, для которой вы будете делать проект, это разделяет. Чек-лист помогает такие вещи зацепить, вы для себя неожиданно выясняете, что не только ваше мнение нужно, но еще и подтвердиться чем-то, делаете это – и ваш балл повышается.

Алексей Ходорыч:

Вникать и подтверждать.

Роман Карманов:

Эксперты – это живые люди, допустим, мы с Вами эксперты Президентского фонда культурных инициатив, Вы живете в Екатеринбурге, я живу в Самаре, у нас есть личный кабинет, мы эксперты, которых согласовал совет Президентского фонда культурных инициатив, Вы хотите оценить 30 проектов, я готов 20. Подходит время подачи заявок, к Вам приходят эти 30 заявок на экспертизу, Вы их отрабатываете, я свои, мы не знаем о существовании друг друга, я не знаю, какие Вы оцениваете, Вы не знаете, какие я, то есть это абсолютно честная история. Человек, который подает заявку, живет в Калининграде или во Владивостоке, и он подает заявку, исходя из своего представления что необходимо его городу, Вы, живя в Самаре, можете этого не знать совершенно. Яркий пример, сейчас один из победителей – это музыкальный пикник на объектах владивостокской крепости, одно из обоснований этого проекта – это то, что в городе нехватка общественных пространств, чтобы люди могли просто погулять. Вы живете в Самаре, и у вас парки, все гуляют, Вы с детства там живете, и эта проблема не очевидна, думаете, ну идите в лес погуляйте. То есть люди во Владивостоке должны подробно, четко обосновать для Вас, как для эксперта, живущего неизвестно где, необходимость этого, и это касается всего.

Когда они пишут в бюджете – нам нужны микрофоны, вы открываете: смета, микрофоны, тут стоит галочка, на нее надо кликнуть, и вылезет «Примечание», вы в это «Примечание» должны написать модель этого микрофона, желательно еще и ссылку, где собираетесь покупать. Зачатую бывает так, что написано «микрофоны», открываешь ссылочку – там написано «микрофон». Как эксперт может поставить высокую оценку, если он не представляет, микрофонов миллиард, и они стоят по-разному, и как потом фонд с вами будет общаться на эту тему, как вы будете нам отчитываться, как мы будем вас проверять.

Алексей Ходорыч:

20 апреля объявите, а сколько времени на подготовку?

Роман Карманов:

У нас был большой период предыдущего конкурса, с 1 ноября по 20 января, вообще стандартный срок 45-47 дней, соответственно, 8 июня мы прием заявок закончим.

Алексей Ходорыч:

Ваши впечатления от конкурса, в тот раз было больше театров, в этот больше интернет-проектов.

Роман Карманов:

У нас 8 типов проектов, есть образовательные проекты, наставнические, фестивали-премии, популярная культура, академическое искусство, есть стартапы. Первый конкурс мы провели, и когда получили результаты второго конкурса, пришли в изумление, потому что процентное соотношение по направлениям примерно одинаковое.

Алексей Ходорыч:

Каких больше всего?

Роман Карманов:

Включилась социология, статистика, на первом месте образовательные и наставнические проекты, дальше фестивали-премии, на третьем месте креативная индустрия. Здесь надо расшифровать, что такое креативная индустрия, там 16 направлений, это и мода, и архитектура, и VR, и урбанистика, и компьютерные игры, включая гастрономию. Это конкурс для людей, занятых в этих сферах. Четвертое место занимает академическое искусство, культура, еще есть межотраслевые проекты.

Алексей Ходорыч:

На последнем месте какие?

Роман Карманов:

На седьмом месте популярная культура, не очень много проектов, связанных с популярной культурой в чистом виде, и я приглашаю на конкурс людей, которые поют, реализуют себя именно в популярной культуре. А последнее – это стартапы, то есть совсем новые проекты на грани экспериментальных.

Алексей Ходорыч:

У Вас был любимчик в том конкурсе, «АртМастерс», а в этом есть проект, который Вам в душу запал?

Роман Карманов:

У нас нет любимчиков, это я называл проект, который самый большой грант получил, поэтому я неизбежно об этом говорю. Есть заметные проекты, которые будут реализованы, например, в Питере выставка, подобная Цою, посвященная 25-летию выхода фильма «Брат», то есть вы будете проходить сквозь мир Балабанова, это будет на Севкабеле. Будут академические проекты, связанные с Денисом Мацуевым, фестиваль «Мир», «Дорога на Ялту», первый крымский оперный бал. Сейчас будет реализовываться единомоментно около 3000 проектов. Когда мы смотрим на эту карту, это потрясающе, это проекты, которых бы на этой карте не было, это очень сильно обогатило нашу страну мероприятиями. И очень много детских, юношеских конкурсов, посвященных выявлению тех или иных талантов: режиссеры, сценаристы, писатели, критики, музыканты, композиторы, певцы – это все то, чего долго ждали, чтобы это случилось, и это то, чем занимаются люди с горящим сердцем, а не чиновники. К чиновникам я тепло отношусь, но в данном случае понятно, что это те люди, которые проявили инициативу, им больше всех надо что называется, очень важно, когда этими вещами занимаются те, кому это больше всех надо.

Алексей Ходорыч:

Обычно я коротко рассказываю о новых выпусках, сейчас мы этот момент опустим, скажу, что это интересные выпуски, про космос. Наши издания, «Классный журнал» для школьников, «ПониМашка» для дошкольников, каждый месяц они выходят.

Роман Карманов:

Я сам медиа-менеджер, уже много говорили, что бумага умирает, журналы умирают, но у меня сын подписан на несколько подобных журналов, и он каждый день проверяет почту.

Алексей Ходорыч:

Для детей альтернативы нет, потому что были опросы, что в интернете дети не читают журналы, они смотрят видео, общаются, играют.

Роман Карманов:

Я бы сказал, что одно другому не мешает. Да, они смотрят Youtube, Rutube, но тем не менее это все для них тоже имеет большое значение, все должно жить.

Алексей Ходорыч:

Сейчас идет десятилетие детства, нет смысла говорить, обращают ли эксперты внимание на детские проекты, потому что они действуют строго по критериям, тут все промышленно и строго. Но насколько большой интерес у инициаторов проектов именно к детству, и, может быть, есть какая-нибудь внутренняя рекомендация – обращайте внимание на детство?

Роман Карманов:

Я сегодня был на одном мероприятии, общался с лидерами культурных проектов, и после ко мне подошла девушка: «Я почитала», – на сайте у нас все проекты выложены, можно почитать кто выиграл, где, сколько. – «У вас что, для детей?» Подавляющее количество проектов, которые она почитала, так или иначе направлены на детство, юношество. Но это понятно, потому что кого мы называем детьми? Моей дочке 19 лет, для меня она ребенок, и надо вкладываться в их культурное развитие, потому что в этот момент им надо давать возможность для самореализации. Поэтому много проектов направлено на развитие, самореализацию, а это, конечно, дети, молодые люди. Очень много конкурсов, и в связи с тем, что событийная составляющая превалирует, порядка 27% это конкурсы и фестивали, то там аудитория самая активная, а это кто? Дети, подростки.

Алексей Ходорыч:

Я сам анализировал проекты, победившие в том году, обратил внимание, что по детству много всего, так что если у вас есть какой-нибудь проект, связанный с детством, то у вас есть все шансы, если вы тщательно над ним поработаете.

Роман Карманов:

Часто спрашивают – какой шанс победить, потому что 12, 10 тысяч проектов – это же очень много, как можно везде конкурировать. Я обычно на это отвечаю, что реальная конкуренция идет между теми, кто разобрался, между теми, у кого есть идея да, идеи-то есть у всех 10-12 тысяч участников, это 2 критерия, то есть актуальность, общественное, значимое, описание проекта, тематические направления – да, да, да, но реальная конкуренция идет между теми, у кого есть идея и кто изучил все, что у нас есть в разделе «Обучение», методические рекомендации, чек-листы, слушал подкасты, разобрался, самое главное – понять, что от тебя хотят эксперты. Эксперты хотят только одного – чтобы ты конкретно объяснил, в чем заключается идея и как будут потрачены государственные деньги на ее реализацию, подробно, с кем, в какой компании и есть ли у тебя опыт. Если ты пробился, то желание у тебя есть точно.

Алексей Ходорыч:

Изменился ли характер ошибок?

Роман Карманов:

Ошибки все те же, потому что их допускают те люди, которые пустились в это плавание, не изучив инструкцию. А люди, которые не изучают инструкцию, пускаясь в плавание в бурное море, обычно тонут. Дело ведь в нюансах, есть критерий партнерская поддержка, это не письма поддержки, если я вам привет передал и сказал, что отличный проект, поддерживаю – нет. Письма поддержки – это то, чем вы мне поможете, дадите еще 5 миллионов рублей или помещение предоставите, или дадите прийти к вам на эфир, это конкретная помощь в реализации вашего проекта. Если у нас 10 писем приветствия, они для нас равняются нулю, для людей это неочевидно, и чтобы это понять, нужно изучить то, что у нас на сайте в разделе «Обучение». Изучайте, участвуйте, побеждайте, успех будет достигнут.

Алексей Ходорыч:

А можно ли на сайте сделать раздел, где можно посмотреть уже актуально реализованные проекты, куда можно сходить, что можно посмотреть, и, может быть, стоит делать короткие видеообзоры того, кто победил, чтобы люди это видели?

Роман Карманов:

У нас сейчас находится в работе всероссийская афиша, чтобы вы могли на свой регион кликнуть и посмотреть, что у вас будет происходить, на какие мероприятия можете сходить. Можете подписаться на мой канал Карманов media в Telegram, я там начал выкладывать событийный срез, что, где происходит, куда можно включиться и как участник, и как зритель. Сейчас этот сервис находится в работе, думаю, что мы его запустим хотя бы для того, чтобы когда вы его открыли, поняли, какое количество мероприятий проходит в стране. У нас есть вся информация о проектах, но вы можете зайти на сайт в раздел «Выигравшие проекты», кликнуть на свой регион, вы увидите все проекты, которые победили. Обычно на регион это 2-3 десятка мероприятий, это вполне можно изучить, посмотреть, где вы можете включиться и принять участие. Но то, что это сделать надо – да, это полезно.

Алексей Ходорыч:

Это фронт работ для местных СМИ, обозревать эти проекты.

Роман Карманов:

У нас каждый проект должен подразумевать под собой вовлечение людей в него, у нас же  главный критерий – общественная значимость, поэтому он должен подразумевать включенность, для кого-то он делается. Поэтому зайдите, посмотрите, возможно, вы захотите куда-то включиться, стать зрителем, участником или принять участие в конкурсе, это полезно не только средствам массовой информации, но и любому человеку.

Алексей Ходорыч:

Вы ведь по понятным причинам не сможете принять участие ни в каком проекте. Если бы могли, с каким бы проектом вышли?

Роман Карманов:

25 лет назад я занимался рок-музыкой во Владивостоке, тогда там было много музыкальных групп, было рок-движение, «Мумий Тролль». Проблема всех музыкантов состояла в том, что во Владивостоке негде было репетировать, это обычно каморка за актовым залом, очень плохого качества, не было оборудования, хлам какой-то, на нем люди пытались себя реализовать как рок-музыканты, я уж не говорю про инструменты, гитары, хотя бы из Японии можно было что-то достать. У меня сейчас дочка музыкант, она из Владивостока в Петербург, Москву, есть возможность в Москве где-то порепетировать, люди за деньги организуют большие сервисные площадки. Я прихожу в восторг, потому что тебе могут дать гитару, инструмент, помещение, но по регионам ситуация в этом смысле, думаю, мало изменилась.

Если бы я сейчас участвовал, то был бы какой-то проект, который облегчил бы жизнь людям, которые начинают себя реализовывать в музыке, им нужна студия, нужны инструменты, возможность давать это все, то есть это не Дом культуры, это музыкальная точка. А второе, как ни удивительно, оказывается, прошли годы, а музыкантам по-прежнему тяжело друг друга найти, то есть это сервис. Мне сейчас 45 лет, я думаю – дай-ка группу соберу, мне нужен барабанщик, басист, гитарист, я кинулся – а нет никаких сервисов. Мне нужен такой же басист, как я, для которого это хобби, или профессионал, или любитель, нет ни соцсети, ни сервиса. Но это лично я, это то, что наболело, мечта, что изменило бы каким-то образом системно ландшафт, и если бы такой сервис возник, то екатеринбуржцы начали общаться с приморцами, приморцы с питерцами, жизнь забурлила бы.

Алексей Ходорыч:

Вы недавно выступали в Суздале перед мультипликаторами, это конкурс, где можно и мультики снимать, но у нас параллельно есть Институт развития интернета, где тоже можно, есть Минкульт, а видео и мультфильмы – это один из самых популярных и востребованных жанров у молодежи. На что обратить внимание и чем вы отличаетесь от всех остальных?

Роман Карманов:

Мы отличаемся очень сильно, потому что мы не только про контент, мы про развитие. Детские мультипликационные школы, кружки и так далее, то есть это наша история. Конкурсы среди детей-мультипликаторов, мы обеспечиваем тот самый лифт, и если уж что-то хочется снять, то это тоже мы, то есть мы не ограничены только подготовкой контента и продакшеном, мы может организовать этот лифт, если появятся энергичные люди, которые оформят заявку как полагается, во всем разберутся и это сделают.

Алексей Ходорыч:

Спасибо огромное, было очень интересно.

Роман Карманов:

Участвуйте, 20 апреля начинается новый конкурс.