{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Игорь Мялкин кандидат химических наук, заместитель директора по науке и инновациям Выксунского филиала НИТУ «МИСиС», победитель Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы» 30 марта 2022г.
Образовательный квадрат
Говорим о преемственности системы образования: школа-СПО-вуз-работодатель. Как наладить связи и не потерять конкуренцию. Где лежит корень проблем с набором абитуриентов и трудоустройством выпускников. Где место преподавателя вуза в эффективности этой цепочки. Какой опыт и лучшие практики необходимо распространять.

Юлия Белозерова:

Здравствуйте, я рада вас приветствовать на программе цикла «Интеллектуальный капитал», которую проводит Лига преподавателей высшей школы в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов. Мы продолжаем разговор о высшем образовании, об интеллектуальном капитале, о знаниях, о том, как его создавать, как расходовать и каким образом он может принести пользу, в том числе в развитии экономики страны. Сегодня у нас очень интересная тема, сначала нужно представиться, с вами руководитель Лиги преподавателей высшей школы, председатель Координационного совета Елена Вячеславовна Ляпунцова, доктор технических наук, профессор МГТУ имени Баумана.

Елена Ляпунцова:

И Юлия Михайловна Белозерова, бессменный руководитель всех проектов, продюсер, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой продюсерского мастерства ГИТР, очень интересного, очень значимого и креативного университета.

Юлия Белозерова:

В гостях у нас победитель конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «Молодые преподаватели», очень заслуженный человек, уже эксперт, с которым вы знакомы, у нас уже была программа, Мялкин Игорь Васильевич, кандидат химических наук, доцент НИТУ МИСиС, филиала в городе Выкса Нижегородской области, и кроме этого Игорь Васильевич директор школы.

Елена Ляпунцова:

Нам настолько приятно Вас видеть еще раз в нашем эфире, потому что молодость – это тот недостаток, который проходит с годами, но я очень хочу, чтобы как можно дольше была молодость души, и нам нужны такие молодые специалисты, «золотые имена». Мы всегда говорим о том, как же можно всего лишь в 30 с плюсиком столько всего сделать. Вы являетесь маяком для молодого поколения, тот вектор, как можно развиваться, как нужно развиваться, и поэтому для нас большая честь, что Вы опять с нами вместе, и мы очень этим гордимся, спасибо Вам огромное. Мы еще с Вами в одном университете, я приглашенный профессор в НИТУ МИСиС, кроме того, что в МГТУ имени Баумана, для меня это еще больше ценно.

Юлия Белозерова:

22 ноября в студии была наша коллега, тоже заместитель председателя Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы, Илона Игоревна Дроздова, и вы обсуждали очень серьезную тему, которую мы сейчас и продолжим, траектории развития школьников, каким образом выстроить взаимоотношения между вузом, системой СПО, колледжами, школой и работодателями. Сегодняшняя наша тема тоже называется образовательный квадрат, фактически обозначить четырех участников образовательного процесса. Игорь Васильевич, можете пояснить, почему именно квадрат, почему именно эти четыре угла настолько важны для нас?

Игорь Мялкин:

Вернемся к тому, что такое образовательные траектории, это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика либо студента в образовании. Почему называется образовательный квадрат, это тот траекторный путь ученика, потом студента СПО либо ВПО, потом работника предприятия, это самый перспективный, самый выбранный путь школьника, он выбирает уйти из школы сначала в СПО, потом поступить в высшее образовательное учреждение и потом идти работать. Сейчас 66 процентов, по мнению Росстат, после 9 класса покидают стены школы и идут в СПО повышать свои знания. Первая причина почему они уходят в СПО – это получить профессию и начать раньше зарабатывать деньги, и вторая причина – это боязнь нашего ЕГЭ, чтобы не сдавать ЕГЭ, потому что чтобы поступить потом в вуз, которые заканчивают СПО, у них идут внутренние испытания в самих вузах, а не сдавали ЕГЭ.

Елена Ляпунцова:

Когда у школьников нужно проводить профориентацию? У меня внучка переходит в 7 класс, что нужно делать? Мы пытаемся рассказать, пытаемся обучать, она ходит в определенные кружки, но как понять внутренний мир ребенка, как ему помочь? Что нужно сделать школьникам, для того чтобы профориентация была правильной? Это зависит от вуза, от колледжа, от школы или в совокупности всех стейхолтеров, которые говорят квадрат?

Игорь Мялкин:

Сейчас много позиций как выбрать со скольки лет начать образовательную траекторию. Некоторые говорят, что надо начинать уже с детского садика, со старших групп либо с первого класса. Но большинство ученых отдают предпочтение, что лучше всего начинать траекторный путь ученика с 6-7 класса, потому что он уже прошел какую-ту школы, может понимать, он уже познакомился с некоторыми профессиями, увидел эти профессии и может выбрать свой правильный путь, но при этом может выбрать свой путь, который может быть изменен в будущем. Есть профильные классы, взять техническое направление, затем проучиться два года, ему не понравится техническое направление, и он может перейти потом уже в старшей школе в экономической уклон либо вообще уйти из школы и выбрать специальность не техническую, а другую в СПО.

Это очень сложно, проводится очень много мониторингов, даже работодатели проводят свои исследования почему дети выбирают тот или иной путь. В первую очередь всегда ссылаются на мнение родителей и на мнение окружающей среды. Окружающая среда – это друзья, потом мнение учителей на втором месте и третье – это те работодатели, которые заходят в школу. Большой плюс, если работодатели имеют заход в школу, то есть они проводят какие-то мероприятия и показывают свое производство, школьники могут узнать, почему именно эту профессию надо знать. Например, почему надо стать инженером-металлургом? Все говорят, это профессия неинтересная, а оказывается, можно подойти с другой точки зрения, это профессия, которая может вас ввести в состав Forbs, потому что все, кто в начале десятки Forbs, это люди, которые занимаются металлургией. Второе, потому что траекторный путь развития от стажера до топ-менеджера может занять всего 10 лет, это компании, которые продвигают своих людей.

Елена Ляпунцова:

То есть нужно еще посмотреть на тренды, возможности и как правильно преподнести ту или иную профессию. Мы преподносим нашу профессию, поднимаем статус преподавателя, и то, что мы сейчас проводим, мы тоже говорим, что у нас есть эта траектория, за энное количество лет можно пройти путь, как у Игоря Васильевича. И благодаря Фонду президентских грантов, 5 лет исполнилось Фонду президентских грантов, и 5 лет нашему проекту, это было беспрецедентно, когда Фонд президентских грантов понял, что это национальная безопасность, что это интеллект, что «Золотые имена высшей школы» имеет концепцию собрать интеллект страны, и профессии, о которых мы говорим, как правильно преподнести, это очень важно. «Золотым именам высшей школы» тоже 5 лет в этом году, и мы очень признательны Фонду президентских грантов за то, что нас поддерживают.

Игорь Мялкин:

Событие даже то, что Лига преподавателей сделала для самих преподаватели вузов праздник, не День учителя, не день СПО, а именно День преподавателя высшей школы, а то получается, все празднуют праздник, а о нас никто не знает. Все считают, что преподаватели высшей школы – это учителя, а это все-таки статус. У каждой рабочей профессии есть праздник, у налоговой инспекции, у следственного комитета, а теперь и у высшей школы есть свой праздник.

Елена Ляпунцова:

Именно эти слова были сказаны в Череповце благодаря такой встрече с общественностью, я сказала, что есть День учителя, День знаний, День воспитателя, День российской науки, и нам очень хочется, профессиональное сообщество безумно ждет, и спасибо огромное, всего лишь за год мы добились благодаря Общественной палате, благодаря Правительству, и Мишустин подписал указ, и наш министр Фальков, это опять стейхолдеры, 4 угла.

Юлия Белозерова:

Я поясню, до 2021 года не существовало профессионального Дня преподавателя высшей школы, и с этой инициативой выступила Лига преподавателей высшей школы в лице Елены Вячеславовны на встрече Президента с общественностью в городе Череповце 4 февраля 2020 года, после этого прошла серия общественных обсуждений, поддержали эту инициативу Общественная палата, Министерство науки и высшего образования, мы очень благодарны этим организациям, без них в принципе наша деятельность потеряла бы смысл. И 19 ноября теперь ежегодно отмечается День преподавателя высшей школы, мы считаем, что это достижение нашей организации и профессионального сообщества. Но с чего начала Елена Вячеславовна, попасть на эту встречу с Президентом нам помог именно Фонд президентских грантов, так как наш проект вошел в топ-100 лидерских проектов Фонда еще в 2017 году.

Елена Ляпунцова:

220 тысяч проектов, которые поддержали за 5 лет, но самое главное, что есть топ-100, и мы как раз входим в топ-100 лидерских проектов с первого года, и мы этот статус поддерживаем, мы очень дорожим и очень трепетно к этому относимся, и именно поэтому мы встречаемся с нашими «золотыми именами», не побоюсь этого слова, это действительно наш золотой фонд. Мы сейчас говорим с Игорем Васильевичем, у него уникальный статус не только победителя в номинации.

Юлия Белозерова:

Давайте вернемся к квадрату, квадрат даже в психологии считается самой устойчивой фигурой, она стабильная, традиционная, надежная. Но, возможно, когда школьник выбирает эту траекторию из школы в СПО, из СПО в вуз, а потом к работодателю, может быть, у него есть какие-то риски?

Игорь Мялкин:

Квадрат устойчивый, и для школьников он более всего понятен, как они могут выстроить свою траекторию. Но также мы можем сделать и треугольники, которые некоторые школьники выстраивают – школа-вуз-работодатель либо школа-СПО-работодатель, диагональ проводится по квадрату, и получается треугольник, но это все же в квадрате. Почему я за эту траекторию выступаю, это мнение работодателей, что для них нужен специалист, который может и руками работать, и головой. В СП все-таки дают работать руками, а высшее образование уже дополняет работу рук умственным началом, из-за этого потом уже к работодателю приходит подготовленный специалист, которого не надо обучать, а он может влиться в коллектив в течение недели-двух, то есть работодатель не теряет много денег на то, чтобы докрутить специалиста до нужного уровня.

Елена Ляпунцова:

То есть высшее образование – это научиться учиться, головой понимать объем информации, а СПО – это профессия в руках, которая может уже кормить, а вот этот симбиоз руки-голова, иногда когда головой много думаешь, очень хочется физически поработать, согласитесь, работники умственного труда, хочется что-то сделать руками, и процесс-результат очень важно, процесс – это обучение, СПО – результат.

Игорь Мялкин:

СПО сейчас Правительство сильно поддерживает, недавно Мишустин подписал указ, 70 СПО будут у нас готовить новых специалистов, которые будут нагружены для рук, то есть у них будет специальная траектория образования, которая им позволит больше научиться руками и на то оборудование, на котором работают лучшие заводы России, 25 марта он подписал такое постановление.

Юлия Белозерова:

Сейчас очень много внимания уделяется развитию технологического предпринимательства, подготовке инженерных кадров, и здесь Ваша программа очень в русле национальной политики. Как удается школе наладить эти взаимодействия с работодателем, потому что, с одной стороны, работодатели заинтересованы в сотрудниках, казалось бы, но вузу не всегда легко найти экспертов, участников той же государственной аттестации со стороны работодателей, потому что предприниматели и бизнес очень загружены и не всегда имеют возможность уделять достаточно времени, в том числе такой превентивной работе, подготовительной. Как школа находит этих работодателей, Ваш опыт каков?

Игорь Мялкин:

Мы живем в Нижегородской области в городе Выкса, на территории Выксы есть крупный металлургический завод, который входит в состав Объединенной металлургической компании. Завод очень большое внимание уделяет работе со школами, в каждой школе установили баннеры, как у школьника может образоваться эта траектория, как прийти работать на высокотехнологическое предприятие. Они приходят в школу, помогают спонсорски, вывозят на экскурсии школьников, им рассказывают даже не зачем выбирать путь инженера, а зачем выбирать правильную профессию на данный момент, чтобы в будущем быть эффективным на рынке труда. Этот симбиоз не скажу, что на 100 процентов работает, но отклик детей всегда положительный, 50 процентов детей заинтересованы в этом, они хотят слышать работодателей, хотят их видеть и хотят видеть пример топовых людей, которые выросли на их территории, в их школах и добились такого уровня.

Елена Ляпунцова:

А есть ли династийные примеры и очень интересно, как Вашу методику, успешный успех трансформировать и масштабировать в отрасли той же самой металлургии в других регионах? Например, в Таганроге, откуда я родом, есть металлургический завод очень серьезный, мощный, сейчас возрождается. Можем ли мы масштабировать Ваш опыт в другие регионы?

Игорь Мялкин:

Династии – это сейчас очень модно. Даже если брать опыт нашего металлургического завода, то династии поддерживают, пиарят на уровне города, есть династии, где шестой человек уже пришел работать, и работают даже на тех точках, на которых работали их отцы и деды. Если масштабировать, в принципе это легко, создается на предприятии такой отдел, как работа с образовательными учреждениями, через которые они могут сотрудничать, это на самом деле не новшество, потому что многие предприятия уже создали такие отделы и работают со школами, потому что сейчас работодатели даже больше спустились из высших учебных заведений на сотрудничество со школами и СПО, потому что они стали брать не из вузов студентов, у которых уже есть знания, какие-то представления, а именно закладывать детям с нуля, что есть такие профессии, потому что сейчас рынок труда постоянно меняется. Но профессии металлургической отрасли, даже инженерной отрасли остаются постоянно уже на многом протяжении лет.

Юлия Белозерова:

22 ноября во время эфира Вы с Илоной Игоревной обсуждали очень важную тему для многих регионов, когда выпускники школы, выпускники даже техникумов и вузов уезжают из региона и готовы работать даже за маленькие деньги на непрестижных должностях, но зато в крупных городах-миллионниках, в Москву едут, в Санкт-Петербург. Сейчас немножко ситуация изменилась, все-таки рабочих мест в офисной сфере стало меньше, часть иностранных компаний ушла, наверное, рынок труда переменился, и такая нестабильная ситуация, зато активное участие и активное внимание государства к своему производству. Нет ли трансформации в сознании местных жителей, что лучше иметь стабильное место работы там, где ты живешь, чем гнаться за непонятным будущим?

Игорь Мялкин:

Я читал научные статьи, заводом проводились исследования, оказывается, в связи с ковидными ограничениями к ним устроились на работу – не только на металлургический завод, а если вообще брать отрасль металлургическую, инженерную, из больших городов дистанционно работают, их это устраивает. Они теперь могут жить в Москве, а работать дистанционно в Выксе и приезжать сюда, как кочевники, неделю здесь поработали, на 3 недели уехали дистанционно работать. Проводили исследования, что сначала они поработали таким методом и теперь хотят приехать в город на постоянной основе, чтобы здесь постоянно работать, то есть меняется сознание, что оказывается в маленьких городах можно не только зарабатывать деньги, но и развиваться в культурном плане. Сейчас крупные производства вкладывают в развитие городов, чтобы люди могли отдыхать душой и телом, они создают зоны отдыха.

Елена Ляпунцова:

Инфраструктура очень важна, культурное наследие, чтобы человек был полноценен, не только работать, но и вокруг должна быть экосистема, и малые города сейчас этим как раз славятся, они понимают, что не одним трудом живут люди, в малых городах это сейчас тренд.

Игорь Мялкин:

Благодаря металлургическому заводу на территории Выксы происходит такой фестиваль, как «Арт-Овраг», крупный международный фестиваль нового искусства, креативная индустрия. Когда проходит фестиваль, они очень много денег вкладывают в развитие парка, в развитие образования, здравоохранения, особенно оказалась поддержка, когда начались заболевания ковидом, очень большое внимание уделяли промышленники, закупали за свои деньги маски, кислород, разного рода оборудование, спасали город от неминуемой смерти.

Юлия Белозерова:

Основная критика в отношении рабочих профессий со стороны молодежи связана с тем, что работа тяжелая, часто работа на производстве это вредно. Например, я была на Липецком металлургическом комбинате на экскурсии, и для того чтобы доказать, что не так уж это все плохо, и что они работают над улучшением экологии, у них даже есть уникальный зоопарк на территории, в отстойниках воды рыбу выращивают, то есть показывают, что раз животные живут, рыбы живут, значит уровень загрязнения не такой опасный. Какие еще факторы может быть личностного характера, может быть обусловленные условиями работы противодействуют тому, чтобы массово шли школьники в рабочие профессии?

Игорь Мялкин:

Негативные – это Вы правильно назвали, что грязно, надо работать, трудиться. У них еще один страх, они считают, что у них будет маленькая зарплата, если они будут работать на производстве, что если они будут работать в том же Макдональдсе, то зарплата будет больше, а оказывается все наоборот. Это работодатель как раз и объясняет, когда приходит к школьникам, что они могут получать по 60 тысяч, придя просто на работу в 20 лет и работать, чем они будут работать в Макдональдс. И самый главный негативный фактор, который Вы не назвали, это все-таки мнение родителей, когда родители приходят после работы и говорят, что моя работа самая плохая на свете, я не хочу, чтобы ребенок пошел туда же работать, лучше дворником, все будет лучше, чем на производстве. Я думаю, вы и сами встречаетесь с этим, когда работник говорит, что моя профессия плохая, я не хочу, чтобы мой ребенок был учителем.

Елена Ляпунцова:

Эмоциональное выгорание бывает, а ребенок все впитывает.

Игорь Мялкин:

Когда я прихожу с работы радостным и рассказываю, как все хорошо, он рисует в школе кем он хочет быть – директором школы. Он говорит, что это суперпрофессия, которой он хочет заниматься, значит, я правильно его воспитываю. Я понимаю, что в моей профессии есть и минусы, но я их не выношу на детей, чтобы ребенок мог правильно выстроить свой жизненный путь. Если мы будем говорить ребенку о том, что везде все плохо, тогда где же хорошо.

Елена Ляпунцова:

Именно поэтому мы и говорим своими «Золотыми именами высшей школы», что у нас не только все с проблемами, вызовами, но есть возможности и потенциал, и будем говорить о позитиве, критиковать каждый может, а мне кажется, нужно показывать позитивные моменты. И Вы совершенно правильно говорите, нужно уходить на работу с прекрасным настроением и возвращаться домой с прекрасным настроением.

Юлия Белозерова:

Напоминаю, что в эфире программа «Интеллектуальный капитал» на радио Мediametrics, которую проводит Лига преподавателей высшей школы в рамках проекта «Золотые имена высшей школы», мы продолжаем разговор об образовательной траектории развития любого специалиста от школы до работодателя. И мне очень понравилось в предыдущем эфире, когда Вы обозначили те факторы, которые определяют образовательную траекторию, и среди этих факторов, кроме места проживания, возможностей рынка труда, работа учителей, работа по профориентации всех организаций, которые вовлечены в этот процесс. Но там были еще два очень интересных фактора – семья, родители и уровень образования родителей. Какая есть взаимосвязь с выбором профессии и уровнем образования родителей?

Игорь Мялкин:

Уровень образования родителей – это основной фактор, который оказывает влияние на выбор школьника. Если у ребенка оба родителя имеют высшее образование, то ребенок стремится почти в 100 процентах получить это высшее образование и пойти работать. Если у ребенка родители имеют уровень образования СПО, то ребенок даже не стремится получить это СПО, он даже не хочет учиться и выбирать траекторию, потому что родители не настолько сильны в образовании, что они ему говорят, что образование тебе не нужно, что ты и так будешь устроен, мы же работаем, мы и школу плохо закончили, и плохо себя вели, ты тоже может продолжать это делать и все равно будешь работать и получать свои 20000 без какого-то развития, и будет хорошо. А если человек получил высшее образование, он может мыслить, он может выражать свои мысли.

Елена Ляпунцова:

То есть нужно еще и с родителями работать, школа этим занимается, родительские комитеты, и мне кажется, что школа не только детей воспитывает, но и говорит, что очень много зависит от семьи, какую информацию семья предоставит, такую ребенок и впитывает. Когда к нам приходят на первый курс студенты, мы тоже можем сказать, что в семье и как в семье, потому что все равно это лакмусовая бумага, хотя и говорят, что должны воспитывать общество, школа, коллектив, мне кажется, что самое главное зерно в фундамент – это семья.

Игорь Мялкин:

У нас в законе об образовании написано, что 50 процентов воспитывает школа, а 50 процентов родители.

Елена Ляпунцова:

273 федеральный закон, 2012 год, коллеги, читайте.

Игорь Мялкин:

А родители об этом забывают, и забывают почти с рождения. К нам приводят в первый класс детей, и родители ими уже не хотят заниматься, они хотят их отдать и можно не забирать из школы, только на воскресенье, чтобы просто увидеться. Зачем какие-то с ними работы делать, развивать, лучше в школе, учителя все это знают, мы ничего не знаем и не хотим знать.

Елена Ляпунцова:

Отдали в школу, и занимайтесь этим ребенком сами.

Игорь Мялкин:

Если он плохо себя ведет, это вы виноваты. Ну как может быть, если дома ему говорят, что ты веди себя так, а что ребенок может знать в 7 лет, он будет впитывать то, что говорят родители.

Юлия Белозерова:

Во многом Вы правы, хотя есть, наверное, особенности характера, которые даны уже от рождения, потому что очень разные дети в одной и той же семье вырастают. Но все-таки вопросы родительского воспитания актуальны для любого нашего слушателя, который имеет детей или хоть каким-то образом участвует в воспитании племянников или внуков. Давайте попробуем обобщить, какие действия родитель должен производить как минимум, для того чтобы его ребенок в 7-8 или в 11 классе смог уже осознанно выбрать профессию, 10 заповедей?

Игорь Мялкин:

Тут даже можно обойтись и двумя заповедями. Первая – это заняться воспитанием ребенка, не бросать его и не расставаться с ним никогда, воспитывать. Но в плане не воспитываем ремнем, а именно примерами, даже подсказать ему, что можно посмотреть, узнать на своем уровне, провести с ним какие-то экскурсии, сходить вместе, рассказать. И вторая – это быть жизнерадостным человеком, чтобы ребенок мог понимать, что в семье все хорошо, у родителей все хорошо, и на работе, и везде, он это впитает и поймет, что можно так жить, работать и приносить пользу обществу.

Елена Ляпунцова:

Жизнеутверждающий призыв, я считаю, что жизнь одна, и нужно ее прожить не над черновиком, а прекрасно, хотя мы понимаем, что во внешней среде и внутри бывают и болезни, и форс-мажорные обстоятельства, мир такой, какой он есть. Философы говорят, наполовину пуст или наполовину полон стакан, конечно, мы хотели бы, чтобы мир говорил о том, что наполовину полон, а вторую половину мы сами дополним.

Игорь Мялкин:

Чтобы родители дополнили эту половину стакана позитивом у ребенка, у него есть половина стакана, но ему надо дополнить, чтобы он был полон в радости и в счастье, чтобы он выбрал свой правильный путь через родителей.

Елена Ляпунцова:

Прекрасно, что такие молодые гости в нашей студии, мне настолько радостно, Вы солнечный человек, философ позитивного направления.

Юлия Белозерова:

Я бы хотела Вас попросить сказать несколько слов потенциальным участникам конкурса «Золотые имена высшей школы», потому что мы начали прием заявок этого года, он продлится до 30 мая 2022 года. Прием заявок идет традиционно на сайте нашего конкурса professorstoday.org, вы можете ознакомиться с положением и подать заявку. Какое-то напутствие, Вы все-таки прошли с успехом этот путь.

Игорь Мялкин:

У меня только одно пожелание – не бояться, дерзать, работать и не страшиться, что будет плохо, какой-то отзыв плохой, ну не получится – встали, отряхнулись, дальше пошли, есть следующий год, другие возможности, просто работать, наслаждаться жизнью, творить и быть в гармонии с собой.

Елена Ляпунцова:

Мы тоже говорим всем номинантам, которые к нам приходят каждый год, что не бойтесь. У нас бывали прецеденты, что соискатель не смог убедительно рассказать о своих суперуспехах, о результатах, но не отчаялся, а взял и забэкировал все очень хорошо, то есть нужно научиться себя презентовать, не бояться говорить о позитивных результатах, о хороших результатах либо поставить себе планку, что за год я могу сделать и еще раз показать себя. Мы точно так же участвуем в некоторых других конкурсах, и не всегда получается с первого раза. Самое главное – надо задуматься почему, никого не винить, а начинать с себя.

Игорь Мялкин:

Действовать, работать, самое главное в этой ситуации не стремиться к чему-то, а стремиться к развитию самого себя как личности, вот что главное. Если ты будешь развиваться как личность, значит ты будешь в гармонии с собой, многие просто замыкаются и не хотят ничего делать, а надо развиться, взять себя в руки и работать над собой.

Елена Ляпунцова:

Порой выйти иногда из зоны комфорта, это тоже очень важно.

Игорь Мялкин:

Надо выходить из этой зоны комфорта, не бояться действовать, переходить куда-то. Если вы чувствуете, что на данном месте вы не развиваетесь как личность, а то у нас остаются некоторые люди на одном месте всегда и боятся куда-то перейти из-за того, что нарушится их зона комфорта.

Юлия Белозерова:

На это позитивной ноте разрешите завершить нашу программу, впереди у нас достаточно много тем для обсуждения. Еще раз приглашаем участников проекта «Золотые имена высшей школы».

Елена Ляпунцова:

И победителей мы приглашаем стать экспертами, у нас это народное направление, я считаю, что это заслуга этого проекта. Мы их обучили нашей методике, методологии, у нас в прошлом году было 96 экспертов, и самое главное, что полторы тысячи заявок, это было беспрецедентно интересно. И даже те коллеги, которые по какой-то причине не смогли, все-таки конкурс есть конкурс, любое соревнование – интеллектуальное, спортивное – это лучшие из лучших, но мы все равно со всеми дружим. Были такие моменты даже на церемонии награждения прошлого года, в День преподавателя высшей школы, в Доме ученых, приезжали наши коллеги, которые сказали, что я не победил, но я буду стараться еще раз. И в почтенном возрасте были наши коллеги, для нас это дорогого стоит, и из других городов. А так как мы, Лига преподавателей высшей школы, межрегиональная общественная организация, для нас очень важен диалог с регионами.

Игорь Мялкин:

Творите, дерзайте, радуйтесь, улыбайтесь и созидайте, не бойтесь ничего, все будет у нас хорошо и волшебно.

Елена Ляпунцова:

Просто ничего не хочется говорить после таких слов победителя «Золотых имен высшей школы». У Вас уникальный статус, уникальный послужной список, и мы Вам желаем не останавливаться, идти дальше, нам нужны такие лидеры, спасибо Вам огромное.

Игорь Мялкин:

Спасибо большое. Я на прошлом радиоэфире предложил Лиге преподавателей взаимодействовать со школьной аудиторией, провести какие-то мероприятия, чтобы школьники выбирали нашу профессию, самую лучшую в мире.

Елена Ляпунцова:

У нас есть стратегия дальнейшего развития, будет Координационный совет лиги, далее мы всем региональным отделениям, всем нашим экспертам, победителям предоставим наш план развития, у нас очень большой проект есть с 2008 года с детьми из детских домов, которые становились и студентами вузов, и потом аспирантами и преподавали. Мы очень хотим развивать это школьное направление, у нас есть номинация «Школьно-олимпиадное дело», и если у Вас будет желание возглавить это направление в региональных и межрегиональных взаимодействиях, мы Вас приглашаем, потому что очень важна связь поколений.

Игорь Мялкин:

Самое важное, чтобы школьники у нас выбрали правильный жизненный путь, а не шли в архитекторов моды и блогерство, я не говорю, что это плохо, но чтобы это не было массово, чтобы школьники выбирали и другие профессии.

Елена Ляпунцова:

Есть традиционные профессии, а есть новые, которые могут меняться. Спасибо огромное и до свидания.