{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Наталья Тимофеева кандидат экономических наук, доцент, начальник учебно-методического управления, доцент кафедры менеджмента Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова 23 марта 2022г.
Соль земли
Говорим о подготовке специалистов для агрокомплекса. Как изменился рынок труда, проблемы и возможности трудоустройства по специальности, кто завтра будет реализовывать концепцию импортозамещения и есть ли для этого кадровый потенциал. Особенности обучения, практики и трудоустройства выпускников в сфере сельского хозяйства

Юлия Белозерова:

Добрый день, снова в эфире программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Золотые имена высшей школы». Тема сегодняшней программы – соль земли. В студии я, Юлия Белозерова, Елена Ляпунцова, председатель Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы, и наши гости из Улан-Удэ, представители регионального отделения Республики Бурятия, одного из недавно открытых региональных отделений, представители Бурятской государственной сельхозакадемии имени Филиппова, это Тимофеева Наталья Сергеевна и Маханова Ольга Вячеславовна.

Елена Ляпунцова:

Для нас это очень почетно и очень значимо, это одно из совершенно недавно открытых региональных отделений, и мы очень сильно хотим познакомиться в силу того, что Наталья Сергеевна «золотое имя», победитель нашего конкурса, и очень хочется поговорить о настолько насущной, важной, актуальной теме, которая называется соль земли, даже само название звучит настолько величественно, настолько тепло относительно нашей страны, нашего потенциала. И я считаю, что интеллектуальный капитал – это национальная безопасность, и сельское хозяйство – это национальная безопасность, это продовольственная безопасность, это возможность поговорить о том, как мы сейчас выводим новые тренды, какие вызовы, какие возможности, какой вектор подготовки наших будущих специалистов, магистров, студентов. Будем очень вам признательны, если вы поделитесь вашим компетентным опытом.

Юлия Белозерова:

Региональное отделение Лиги в Республике Бурятия – это одно из 39 региональных отделений, Лига преподавателей высшей школы является межрегиональной общественной организацией. Мы стремимся к всероссийскому уровню, я думаю, что мы к этому близки, потому что есть заявки от других регионов, но наша задача – организовать именно межрегиональное и межвузовское общение, для того чтобы люди могли найти какие-то точки соприкосновения, обмен опытом наладить и совместные проекты реализовывать.

Елена Ляпунцова:

Юлия Михайловна, разрешите Вас представить, Вы мой единомышленник, соратник нашего Координационного совета. Заместитель председателя Координационного совета Юлия Михайловна Белозерова с первой минуты и с первой секунды во всех проектах, вдохновитель и продюсер этой передачи.

Юлия Белозерова:

Наталья Сергеевна, мы достаточно много и активно говорим о специфике подготовки специалистов разных отраслей, у нас даже в учебнике «Введение в профессию преподаватель высшей школы», о котором мы часто говорим здесь, потому что действительно собирательный, большой, монументальный труд, 57 авторов, издательство Кнорус, вторая часть как раз в 2022 году вышла. И во второй части в первой главе есть введение в особенности подготовки специалистов творческих профессий, инженерных вузов, медицинского образования, а вот про сельхозобразование нет ничего, я думаю, что это тоже тема для продолжения нашей серии, для аспирантов и магистрантов. В чем же суть, в чем особенность подготовки специалистов для агропромышленного комплекса?

Наталья Тимофеева:

Прежде всего хотелось бы сказать, что аграрнообразовательные учреждения – это старейшие вузы России, и на сегодняшний момент они имеют богатое наследие. Аграрные вузы за прошедшие 200 лет набрали много традиций, которые передаются из поколения в поколение, представляют собой исторически сложившиеся идеи, практические действия, которые на сегодняшний момент мы обязательно должны учитывать.

Наша академия, которая готовит специалистов и для Восточной Сибири, и Дальневосточного федерального округа, буквально недавно отметила 90-летие. За этот период мы подготовили более 45 выпускников для сельских территорий, для АПК, а если взять все аграрные вузы, то более миллиона выпускников выпустилось именно для российского села. И существует определенная специфика, прежде всего эта специфика упирается в особенности развития сельского хозяйства, то есть мы не можем отходить и не учитывать те особенности, которые сегодня у нас наблюдаются в аграрной отрасли.

Но первая основная особенность подготовки кадров – это сезонность характера, то есть разрабатывая календарно-тематические планы, календарные графики обучения наших студентов, мы обязательно учитываем сезонный характер. Мы не можем агрономов отправить зимой на практику, не можем специалистов по водным биоресурсам и аквакультуре тоже в определенный момент отправить, то есть начинается с этого момента, учебный план формируется с учетом сезонного характера, формируется календарный график обучения, все моменты обязательно учитываются.

Второй момент – необходимо учитывать технологию производства, в различных отраслях сельского хозяйства она тоже разная, технологии производства связаны с живыми микроорганизмами, животными, растениями, которые постоянно требуют ухода, определенных условий хранения, то есть это тоже нужно обязательно учитывать при подготовке специалистов, которые обучаются у нас для агропромышленного комплекса.

Очень важное значение, и было бы хорошо, чтоб было только так, это преемственность. На сегодняшний момент положительная тенденция прослеживается, когда из поколения в поколение выпускники приводят своих детей, и они в течение всей своей жизни продолжают дело своих родителей, профессиональные династии, то есть преемственность в аграрном образовании была бы хорошей тенденцией.

Необходимо учитывать территориальные особенности, у нас несколько сельских территорий, множество районов, здесь тоже при подготовке специалистов в той или иной области агрономии, ветеринарии нужно учитывать и состав почв, и плодородие почв, и какая технология обработки, то есть эти все моменты нужно обязательно учитывать.

Основная задача перед нами всегда стоит – это мотивация, то есть мы постоянно должны наших студентов мотивировать, чтобы они работали на селе, что необходимо возрождать сельские территории, популяризировать жизнь сельских граждан. Кадры для села – это прежде всего соль земли, которые являются необходимым фактором, для того чтобы подготовить хорошего специалисту в этой области. Тут, как и в любой отрасли, есть специфика в дисциплинах, любую отрасль можно взять, это и культура, и медицина, там тоже есть своя специфика. И сельский труд – это 24/7, мы уже сейчас своих студентов приучаем к сельскому труду. Например, возьмем очное обучение, они понимают, что если с утра сидят за партами, то после обеда им нужно идти ухаживать за животными, убирать за животными, если это агрономия, это теплицы, полив, за растениями ухаживать, то есть они понимают, что это постоянная работа. Если есть направления, когда отсидели сколько нужно занятий и пошли домой, то здесь такого нет, тут учеба круглосуточная.

Елена Ляпунцова:

Вы подтверждаете и девиз нашей организации – с традициями к инновациям, и то, что очень важно иметь династийность, у нас одна из номинаций «Династии», мы как раз культивируем это, и для нас очень важно. Труд на земле – это уникально, я считаю, что каждому маленькому ребенку даже в детском саду нужно понять, что нужно убрать, что полить, за кем-то ухаживать, и можно было бы сделать масштабный, большой проект. Я сама из Ростовской области, города Таганрог, знаю, что такое юг, что такое посевные, и дедушка у меня был председателем сельсовета, колхоз-миллионник был, то есть миллион тонн зерна выдавали. И Вы рассказывали, я вспомнила свое детство и считаю, что это очень важно, трудотерапию никто не отменял, это благороднейший труд на земле.

Юлия Белозерова:

Ольга Вячеславовна, в советское время в агропромышленном комплексе в подготовке специалистов для сельского хозяйства очень большая роль уделялась практике, и Наталья Сергеевна тоже сказала о том, что и ухаживают за животными, и ведут – в ограниченном каком-то масштабе – сельскохозяйственную деятельность. Как сейчас обстоят дела? Если раньше были подшефные хозяйства, к которым университеты были приписаны, где проходят практику, где проходят научные исследования, производственно-образовательные кластеры или комплексы, они сейчас существуют?

Ольга Маханова:

У нас тоже очень тесная связь с производством, и это могут быть разовые взаимодействия, а могут быть долгосрочные связи. У нас есть ряд договоров о практической подготовке с конкретными предприятиями, они все расположены в разных районах республики, как раз за счет этого обеспечивается освоение технологий сельхозпроизводства в разных условиях. Кроме того, есть хозяйства, предприятия, с которыми у академии долгосрочные связи, направленные на научную деятельность, на подготовку аспирантов, магистрантов и на проведение долгосрочных научных исследований.

Среди лидеров таких предприятий и такого рода связей я могу назвать сельскохозяйственный производственный кооператив «Искра», он находится у нас в Мухоршибирском районе, это один из плодородных районов, который предрасположен для ведения сельскохозяйственного производства и для производства растениеводческой продукции, в этом хозяйстве руководство всегда было нацелено на тесную связь с наукой. Это заслуга и академии, и руководства хозяйства, что и те, и другие понимают, насколько мы нужны друг другу, и это взаимодействие чем дальше, тем сильнее становится.

Антон Прокопьевич Батудаев, тоже победитель конкурса, локомотив и гений научной деятельности, научных экспериментов с колхозом «Искра», и он проводит многолетние исследования, долгосрочные проекты ведет, очень хорошие результаты получены по поводу того, как вести сельхозпроизводство с помощью энергосберегающих, ресурсосберегающих технологий, технологий, которые направлены на минимизацию воздействия на окружающую среду. Такого рода проекты у нас практически на всех факультетах реализуются, кроме того, существуют договора на практическую подготовку, каждый факультет эти договора может самостоятельно заключать, а может быть комплексный договор на несколько факультетов.

Юлия Белозерова:

Все-таки ориентация на практическое образование сохраняется.

Ольга Маханова:

Это обязательное условие.

Юлия Белозерова:

Наверное, не очень легко в условиях рыночной экономики это сделать и уговорить собственников этих предприятий. Какие сложности в подготовке специалистов, с чем сталкивается система?

Наталья Тимофеева:

Сложности есть определенного характера. Если взять практическую подготовку, есть моменты, что многие работодатели не хотят брать на практику, но тем не менее в этом направлении у нас уже работа ведется. На сегодняшний момент мы совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия в рамках программы комплексного развития направляем студентов в оговоренные сельскохозяйственные предприятия, и уже 90 процентов затрат, которые несет предприятие, сельхозтоваропроизводитель, Министерство сельского хозяйства возмещает, то есть это оплата студентов, проживание студентов, все, что связано с привлечением прохождения практики, это непосредственно Министерство сельского хозяйства регулирует. В этом году мы направили порядка 150 пятидесяти человек, которые пофамильно в определенных организациях будут проходить эту практику.

Помимо этого мы еще дополнительно в учебном плане к дисциплинам, специализациям добавили часы на практическую подготовку. У нас студенты совместно с преподавателем выезжают, у него практическое занятие, он выезжает в организации, с которыми у нас заключены договора, и на практике они закрепляют теоретические знания. В прошлые годы были проблемы, когда на практическую подготовку не соглашались брать, но в последние годы мы уже целенаправленно проводим ряд мероприятий, и эта схема отработана. Я думаю, достаточно хорошая мотивация для студентов и для самих сельхозтоваропроизводителей, таким образом они присматривают себе ребят, которые в будущем могут работать у них на предприятии, и это тоже Министерство сельского хозяйства и продовольствия поддерживает.

Елена Ляпунцова:

У нас есть такой проект, задумка в рамках нашего большого проекта по поводу самой профессии преподаватель высшей школы рассказать об этом, масштабировать, лучше кейсы, лучшие практики, которые существуют. Мы с трепетом относимся к тому труду, который вы букируете в заявке, это уникальные моменты, уникальные проекты, которые дорогого стоят. И мы понимаем, что у каждого региона есть свои особенности, поэтому мы называем себя межрегиональная общественная организация по причине того, что каждый регион имеет свои особенности. Но с другой стороны, у нас есть общее, что мы можем друг с другом обмениваться опытом, и в рамках «Золотых имен» мы очень признательны в том плане, что именно аккумуляция интеллектуального капитала и аккумуляция всего, что сделано. Понятно, что есть вызовы, но есть уже и тот фундамент, который необходимо продолжать. В этом году нашему конкурсу 5 лет, нам всем очень дорог этот конкурс, и этого могло не быть, если бы нас не поддержал Фонд президентских грантов. Лига преподавателей – это профессиональное сообщество, разноплановое. Мне, как технарю, очень интересно, какие новые технологии, что бы мы могли инкорпорировать, сделать синергию наших взаимоотношений, может быть, мы будем друг другу полезны.

Юлия Белозерова:

Сейчас уже говорят о том, что сельское хозяйство становится супервысокотехнологичным, там и генномодифицированные продукты, и биоинженерия, и зеленая экономика, максимальная автоматизация. А вот с точки зрения подготовки специалистов и реальности, где они работают, на что вы рассчитываете, вы готовите действительно высококвалифицированных людей, которые готовы работы с этими высокими технологиями, не получается ли так, что выходя из вуза, они вынуждены вернуться к сохе?

Ольга Маханова:

Поскольку моя сфера интересов – это как раз внедрение инноваций в сельское хозяйство, я бы хотела начать. Для начала хотела бы немного рассказать о специфике сельхозпроизводства. У нас в республике очень много продукции сельского хозяйства производят хозяйства населения, это порядка 60%. Так исторически сложилось, потому что условия в каждом районе разные, где-то труднодоступные территории, где-то это территории, приравненные к Крайнему северу, это 58% нашей республики, и фермерское хозяйство у нас тоже достаточно развито. Работают такие крупные сельхозпредприятия, как Восточно-сибирский свинокомплекс, свинокомплекс «Николаевский», улан-удэнская птицефабрика, то есть разнообразные формы хозяйствования, разнообразные масштабы сельхозпроизводства требуют соответствующего подхода.

Конечно, к сохе мы уже не вернемся, и в хозяйствах населения люди работают продвинутые, используют современные сорта сельхозкультур, технологии, капельное орошение, это все присутствует. Наша главная задача – вырастить гибкого специалиста, который сможет сориентироваться и адаптироваться к условиям и выбрать ту технологию, которая будет на данной территории и соответствовать экологической ситуации прежде всего, экономической и использовать те ресурсы, которые имеются на предприятии. Названные крупные предприятия высокотехнологичны, но и фермерские хозяйства у нас в основном передовики, они не будут покупать старую технику, они покупают современные уборочные комплексы, широкозахватное сельхозоборудование, которое позволяет им и ресурсы экономить, и нагрузку на почвы снизить. Поэтому однозначно мы своих студентов знакомим с высокими технологиями.

Но поскольку вот это разнообразие масштабов производства, то наши студенты должны уметь работать и на маленьких участках, и на больших, кроме того, более половины территории республики относится к особо охраняемым природным территориям в связи с тем, что у нас находится большая часть территории водосбора озеро Байкал, поэтому многие промышленные приемы, многие удобрения, химические средства защиты у нас попросту запрещены. И вот это тоже один из наших ключевых моментов, то есть наше обучение ориентировано на знание и применение экологически безопасных сельскохозяйственных технологий. Мы ориентируем ребят на такие условия работы.

Юлия Белозерова:

Я напоминаю, что в эфире программа «Интеллектуальный капитал» на радио Мediametrics, программа Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов, и сегодня мы говорим о подготовке специалистов для агропромышленного комплекса. Разрешите взять паузу и задать вопрос нашему председателю Лиги Елене Вячеславовне Ляпунцовой. Нам надо анонсировать начало приема заявок на наш конкурс, 25 марта стартует прием заявок на конкурс 2022 года и будет продолжаться до конца мая. Что мы ожидаем в этом году от проекта?

Елена Ляпунцова:

У нас дата, 5 лет конкурсу, 5 лет этому проекту, мы можем подвести очень приятный и опыт, и очень приятный результат, благодаря такому конкурсу «Золотые имена высшей школы» появилось более 35 сателлитов и проектов, один из них «Интеллектуальный капитал». У нас креативная команда, и мы подтверждаем, и остальные члены Координационного совета нашей Лиги преподавателей высшей школы, оргкомитет нашего проекта, наши эксперты, что все «золотые имена» прошлых лет становятся уникальным экспертным сообществом. Народное голосование, это очень значимая вещь, потому как когда побеждают конкурсанты, мы прекрасно знаем, что такое в конкурсе участвовать, можно и не победить, и мы бывали в таких ситуациях, лично я не во всех конкурсах побеждала, сколько мы заявок делали, и только одна из 10 срабатывала. Личные конкурсные вещи мы проходим, но раз пройдем, а где-то задумываемся. И сейчас хотели бы сказать о том, что коллеги, у кого были попытки, желание участвовать в прошлые годы и не смогли нас убедить, самое главное – забукируйте настолько хорошо о себе, потому что есть уникальные заявки, но тем не менее сделаны немножечко не так, как хотелось бы.

Юлия Белозерова:

Люди не умеют хвалить себя.

Елена Ляпунцова:

Мы не умеем, личностный бренд – это немножко другое, но тем не менее умение преподнести себя, пропиарить себя – это очень важно. Мы ждем ваших заявок, мы говорим тем, кто в прошлые годы не победил, а у нас есть прецеденты, когда коллеги второй раз подавали, и третий раз подавали, не отчаивайтесь, подавайте ваши заявки, у нас очень компетентное экспертное сообщество. Мы учим экспертное сообщество, мы сами обучаемся, в течение года, когда у нас пауза до заявок, много думаем, анализируем часто задаваемые вопросы, мы открыты к диалогу. И даже тот, кто может не попасть в победители, а мы сегодня говорим с победителем, я мечтаю приехать в Бурятию, в этот уникальный край, увидеть Байкал, Лилия Салаватовна Гумерова ваша коллега, это председатель Комитета по науке, образованию и культуре Российской Федерации, и мы с ней тоже в диалоге. Итак, мы стартуем наши «Золотые имена» 25 числа и ждем заявки всех желающих, самое главное, что это сообщество преподавателей высшей школы нашей страны.

Юлия Белозерова:

Слово Наталье Сергеевне, председателю регионального отделения Лиги Республики Бурятия.

Наталья Тимофеева:

Спасибо прежде всего хотелось сказать вам, коллеги, потому что этот конкурс дал толчок к тому, что сегодня мы тут сидим и обсуждаем те вопросы, проблемы, которые существуют в регионе, тем более регион очень отдаленный, тихий, и вот мы добрались, и о нас узнают многие люди. Очень приятно, что мы подняли вопросы, которые касаются именно аграрного образования, и мы предпринимаем все усилия, для того чтобы наши ребята готовились, были профессионалами своего дела, и есть много моментов, связанных с тем, что на сегодняшний момент молодежь не желает идти на село работать. Но тем не менее, проводя несколько опросов, просто разговаривая со студентами, мы понимаем, что они хотят идти, и они пойдут на село, только нужно создать благоприятные для них условия, то есть комплексное развитие сельской территории должно быть, территория должна быть привлекательна для молодых людей. И если они идут к нам на такие профессии, как ветеринар, агроном, зоотехник, агроинженерию изучают, они уже осознанно понимают, на какую профессию идут, потому что те студенты, ребята, которые обучаются, болеют своим делом, они хотят работать, просто существуют определенные сложности, недостаточно созданы условия на селе, не устраивает уровень заработной платы. Но на сегодняшний момент у нас существует 2 основные программы в регионе – это комплексное развитие сельских территорий и государственная программа по развитию агропромышленного комплекса и сельской территории. Думаю, в рамках этих программ у нас получится привить желание к сельскому труду, сделать наше аграрное образование более привлекательным, и мы будем предпринимать все усилия, для того чтобы наши ребята возвращались к себе домой, развивали село, популяризировали наше аграрное образование, поскольку кадры АПК – это соль земли.

Елена Ляпунцова:

Спасибо Вам огромное за Ваш труд, милости просим в нашу семью.

Юлия Белозерова:

И будем рады Вашему активному участию во всех наших начинаниях, проектах.

Ольга Маханова:

Я тоже хотела бы поблагодарить в первую очередь вас, организаторов этой встречи, и тех людей, которые болеют душой и все свое личное время тратят на развитие образования в России, чтобы мы все между собой общались, каким-то образом сотрудничали. И поскольку я могу себя отнести к потомственным аграриям, потому что у меня родители агрономы, работали на селе, действительно желание работать на селе у людей есть, но когда это еще связано с условиями, потому что каждый человек хочет, чтобы не только он жил хорошо, но чтобы его семья жила хорошо, и чтобы дети получили хорошее образование, хорошую профессию в будущем, именно с этой точки зрения мы должны развивать инфраструктуру на селе и говорить о том, что село – это престижно, село – это нужно, село – это в конечном итоге круто, только тогда мы станем востребованными как специалисты сельского хозяйства, и тогда не только мы сами будем уже болеть за развитие аграрного образования, но и все остальные будут говорить о том, насколько это нужно, насколько важно.

Елена Ляпунцова:

Спасибо, коллеги, мы ждем от вас обратной связи, мы только-только начинаем эту тематику, она настолько важна и актуальна, и это не тема только одной передачи, а большого проекта, который мы будем развивать. Спасибо за ваш труд, он уникальный.

Юлия Белозерова:

Вопросы подготовки кадров на селе на самом деле поднимались уже неоднократно, я обещала рассказать немножко о развитии нашего проекта. Сердце проекта – это конкурс, но цель проекта – это обмен опытом, масштабирование лучших практик, выявление лучших, для того чтобы повышать качество высшего образования. И в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» проходит также открытый лекторий, с каждым годом что-то новое добавляется в это еще одно направление просветительской деятельности. Мы начинали с лекций в Российской государственной библиотеке, в доме Пашкова они проходили, потом переместились в интернет-пространство ввиду пандемии, и сейчас мы просветительскую работу проводим при помощи нашего партнера радио Мediametrics. И в копилке наших публичных лекций была лекция нашего победителя Татьяны Резер «Мечта уральской глубинки», она говорит о развитии села, проблемах, связанных с подготовкой специалистов, и о том, как инфраструктура образовательная, производственная связана, рабочие места, социальные структуры, что нужно сделать, для того чтобы эти рабочие специальности были престижными. А там клубок нерешенных проблем, это и дороги, и школы, которые укрупнялись долгое время, и уход фактически интеллигенции из села, потому что те специалисты, которых вы готовите, ведь они и есть основа деревенской интеллигенции, это всегда были учителя, агрономы, врачи, и это в первую очередь определяет уровень морально-нравственного развития общества, стабильности, будущих социальных планов в развитии этой сферы.

Грустно, что на информационной повестке сегодня незаслуженно мало внимания уделяется развитию сельского хозяйства. Вы сказали, что в Республике Бурятия очень много производится сельхозпродукции личными подсобными хозяйствами, на самом деле это удивительно, потому что я, как экономист, даже чуть-чуть погружаясь в эту тему, понимаю, что здесь жутчайшие перекосы. Например, производительность труда в личном подсобном хозяйстве в 19 раз превышает производительность агропромышленного предприятия, а у людей нет никакой автоматизации очень часто, фактически своими руками, простейшими приспособлениями, традиционными методами выращивается та же самая картошка или овощи, но село стареет, и молодых специалистов не хватает катастрофически.

Кроме таких публичных лекций и просветительства наш проект также проводит повышение квалификации специалистов в сфере высшего образования. И вот уже третий год несколько сотен человек за бюджетный счет бесплатно проходят курсы повышения квалификации. В этом году мы тоже планируем эти курсы, сейчас готовится курс, он будет дистанционный. Если посмотреть ретроспективу, в 2020 году мы проучили почти 500 человек на наших курсах, у нас было три курса, которые касаются специфики работы молодых преподавателей, это дидактика высшего образования, основные проблемы, связанные с организацией учебного процесса. В прошлом году у нас был партнером в этой программе Южный федеральный университет, мы ему очень благодарны, 200 человеку он обучил, и программа касалась информационных технологий в образовании, региональное отделение также представляли своих кандидатов на повышение квалификации. В этом году мы долго ломали голову какой же курс будет интересен и полезен для преподавательского сообщества, и так вся жизнь поменялась у нас, что мы подумали, что очень важно сейчас говорить о том, как преподавателю работать в информационной среде с учетом современных изменений, современных реалий. Поэтому курс под рабочим названием пока что «Современные задачи работы преподавателя в информационной среде».

Елена Ляпунцова:

У нас есть лицензия, поэтому у нас все это достаточно легитимно, мы этим трепетно дорожим, особенно нам важна была актуальность темы, но с учетом того, что сейчас такие реалии, мы пришли к выводу, что нам нужно объединяться на определенных социальных экосистемах, экосистема Лиги есть, и не только «Интеллектуальный капитал», но и межвузовский образовательный кластер, называется «Школа интеллектуального капитала», и если у вас будут предложения, мы будем очень признательны выступить в качестве спикера по заявленной теме. У меня возникла мысль – всех детей из городов хотя бы на две недели в сельское хозяйство, потому что я просто знаю по своим внукам, они умеют доить коров и коз, они пробовали, для них это восторг, и я помню, когда мы с моей коллегой экономистом пытались делать сыры с плесенью голубой и белой и выращивали в инкубаторе птенцов. Может быть, подумать, как детей из городов переместить в сельское хозяйство, сделать какую-то национальную программу, чтобы они увидели, как взращивать.

Юлия Белозерова:

Мультики снимают наши западные коллеги, в которых быки с нарисованным выменем, и это очень часто встречается, они не понимают, что у быка вымени нет, что он отличается от коровы. Или мы видим лубочные картинки о деревенской жизни, где девушки ходят в ситцевых платьях, и все с бусами как одна, то есть какое-то клише, люди не были на селе, они не понимают, что такое сельская жизнь.

И еще одно очень важное направление нашего проекта – это методическая работа, и она проводится в рамках межвузовского методического семинара, который мы проводим ежегодно, мы стараемся делать его выездным, для того чтобы люди могли обменяться опытом, приглашаем представителей региональных отделений. В этом году мы планируем его проведение на конец мая, и мы выносим тему новых реалий, в том числе работы преподавателя в современных условиях.

Елена Ляпунцова:

Даже публикационная деятельность у нас немножко изменилась, у нас есть новые приказы, у нас есть новые векторы, и это все нужно будет обсуждать. Мы тоже пытаемся адаптироваться, и наша главная задача – это поднять престиж самой профессии, это кадровый потенциал нашей профессии. И мы хотим, чтобы мы друг другу были полезны, мы приглашаем некоторых специалистов в области маркетинга, предлагаем услышать от бизнеса что такое предпринимательское мышление по той причине, что каждый преподаватель может стать предприимчивым, имея те же самые навыки самозанятости.

Юлия Белозерова:

В рамках методической работы кроме семинара мы разрабатываем для начинающих преподавателей учебники, мы начали эту серию для аспирантов и магистрантов, вышло уже два учебника в издательстве Кнорус, сейчас с коллегами, авторами предыдущих учебников, также и вас всех приглашаем, создаем практикум для второго учебника с кейсами, ситуациями, разбором. И есть интересная методическая задумка – не знаю, как получится реализовать при помощи наших партнеров компании Трон: инновационные технологии в образовании и науке – попробовать сделать микс традиционного учебника с интерактивной составляющей и использовать распределенное авторство, потому что в сегодняшнем мире любой пост мы читаем, но нам важна не столько сама информация поста, сколько комментарии и ответы, дополнения других людей, а у нас получается, что суперквалифицированная аудитория, которой действительно есть что сказать. Сейчас мы думаем над техническим решением.

Елена Ляпунцова:

Пытаемся применить искусственный интеллект и нейросети, такие высокотехнологичные вещи, которые дадут нам возможности, сделать определенный чат-бот с комментариями, подписывайтесь на все наши ВК и так далее. Мы всех ждем, мы открыты, я считаю, что настолько интересная площадка преподаватели высшей школы, потому что очень много приходит коллег из бизнеса, которые хотят поделиться своими уже практикоориентированными вещами, и мы, как преподаватели, очень хотим получить новые знания, инновационные знания, которые будем транслировать в наших аудиториях.

Юлия Белозерова:

Мы благодарны всем членам Лиги и всем зрителям, всем участникам наших проектов и приглашаем к дальнейшему партнерству.

Елена Ляпунцова:

У нас очень хорошие проекты в направлении воспитательной работы, научное, олимпиадное движение, все 10 номинаций, которые в «Золотых именах», это как раз в совокупности грани деятельности каждого из нас. Коллеги, спасибо вам огромное, до новых встреч.