{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Людмила Болсуновская кандидат филологических наук, доцент ОИЯ ШБИП ТПУ, победитель конкурса Золотые Имена Высшей школы 14 декабря 2021г.
Профессионально-культурный код
Профессионально-культурный код преподавателя в экосистеме инженерного вуза. Современный инженерный вуз является инновационной экосистемой с определённой корпоративной культурой и особыми требованиями к подготовке специалистов. Сегодня с изменением запроса на специалистов инженерных специальностей с комплексом новых компетенций изменяются требования к компетентностной модели преподавателя вуза.

Елена Ляпунцова:

Добрый день, наши слушатели, наши коллеги, единомышленники, в эфире финальный, уникальный, завершающий серию потрясающих интервью «Интеллектуальный капитал». Я Ляпунцова Елена Вячеславовна, председатель Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы, мы на площадке Mediametrics проводим нашу серию передач «Интеллектуальный капитал». И сегодня с нами спикер Болсуновская Людмила Михайловна, кандидат филологических наук, доцент ОИЯ ШБИП ТПУ Томского национального политехнического университета, эксперт в области профессиональной коммуникации и победитель конкурса «Золотые имена высшей школы», этот флагманский проект поддержан Фондом президентских грантов, а в этом году подержан Министерством науки и высшего образования. Людмила Михайловна победитель за вклад в науку и высшее образование.

И мне хочется представить еще одного нашего спикера, удивительного, интересного, это Диброва Юлия Александровна, бренд-стратег, ментор по личному бренду, член Лиги преподавателей высшей школы. Тема нашей передачи в серии «Интеллектуальный капитал» называется «Профессионально-культурный код преподавателя в экосистеме инженерного вуза».

Людмила Болсуновская:

Мне очень приятно, что у нас стали традицией такие вебинары, я люблю больше face to face, личное общение никто не отменял, но хорошо, что у нас есть такая возможность пообщаться дистанционно, при этом мы можем охватить большую аудиторию и большее количество коллег из вузов. Мне бы было интересно сегодня поговорить на ту тему, про которую Елена Вячеславовна сказала, это профессионально-культурный код преподавателя в экосистеме инженерного вуза. И я думаю, что Елена Вячеславовна и Юлия Александровна меня сегодня и поддержат, и, может быть, какие-то новые идеи подскажут в этом плане, потому что профессионально-культурный код – это то, что преподаватель несет с собой к студенту, то есть то, что он хочет сказать о его будущей профессии и о той корпоративной культуре, которая находится внутри вуза. Конечно, это необязательно инженерный вуз, это мы сегодня будем говорить про инженерный вуз, потому что я уже более 20 лет служу Томскому политехническому университету, и это накладывает свой отпечаток.

Елена Ляпунцова:

Тот личный код, который ты несешь, как ты входишь, первые 7 секунд – это считывание, наш мозг считывает этот код, с которым ты входишь, в каком ты настроении, чем ты наполнен, какая у тебя идет риторика. И сегодня у нас такая интересная задача рассказать про код, про бренд, ведь сейчас будь брендом, брендирование у всех на слуху, и мы все прекрасно понимаем, что личность – это эксперт, личность – это тот наставник, ментор. А что же такое быть брендом с точки зрения профессионального сообщества и высших учебных заведений? И Вы подчеркнули, что важно показать свои KPI. Юлия Александровна, скажите, что же такое бренд-стратег, как нам с ним сотрудничать и как Вы можете помочь преподавателям высшей школы?

Юлия Диброва:

Уважаемые коллеги, я очень рада присутствовать сегодня на этой площадке, мне очень приятно, что такая тема, как личный бренд развивается, и приходит все больше понимание, что нужно этим заниматься, и те сложности, в какой-то степени даже стереотипы отходят благодаря тому, что тема популяризируется как мной, так и моими коллегами по этому направлению.

Что касается вопроса чем я занимаюсь, я разрабатываю стратегии персональных брендов людей разных специальностей, то есть не только преподавателей, а вообще всех людей, кто занимается профессиональной деятельностью, хочет в своей деятельности не только развиваться, но и добиваться успехов, становиться узнаваемым экспертом, достигать этого уровня экспертности, потому что не каждый человек является экспертом, до этого дорасти еще нужно. И поэтому личный бренд – это в первую очередь маркетинговый инструмент, который нам помогает с тем, чтобы понимать, что же мы из себя представляем, кто мы вообще в этом мире, какое у нас образование, какой у нас опыт, какой у нас потенциал, то есть, с одной стороны, это про профессиональное, с другой стороны, это про личностное. И сегодня мы все больше осознаем это взаимодействие, то есть если когда-то личный бренд воспринимался больше как узнаваемое лицо, в основном это были владельцы крупных предприятий или руководители вузов, других образовательных организаций, в основном лица из топ-менеджмента, руководители высшего звена, может быть, среднего звена, то сегодня личный бренд доступен всем. И я считаю, что это здорово, потому что каждый человек сегодня благодаря личному бренду имеет возможность наконец-то узнать, кто же он в этом мире и какую ценность он может этому миру дать, что полезного, позитивного он может дать этому миру, обществу, какой полезный опыт, какие полезные знания и навыки.

И что касается личного бренда преподавателя, педагога, я считаю, что сегодня очень важно педагогам, преподавателям, вообще сотрудникам образовательных организаций заниматься развитием своего личного бренда, потому что внимание сначала абитуриентов, затем студентов, нашего профессионального сообщества, то есть коллег сегодня приковано к личностям, мы все друг за другом наблюдаем в социальных сетях, на сайтах, при личных встречах. Это взаимодействие сегодня гораздо более активное, чем когда-то, и поэтому с личным брендом очень важно работать, и я как раз один из специалистов, которые помогают людям, в том числе преподавателям разрабатывать эти личные бренд-концепции, для того чтобы правильно себя позиционировать как в реальной жизни, так и на цифровых платформах.

Елена Ляпунцова:

Нам, как преподавателям, важно, как сделать маркетинг, свой базис, показать грани, чем дышим профессионально. И когда говорят: «У меня нет ничего», – а потом когда садится сам преподаватель и задумывается, и время разбрасывать камни, а время собрать камни, и одна из концепций нашего проекта «Золотые имена высшей школы», подать заявку – это взять на себя ответственность и описать себя, подать в лучшие из лучших и выйти в финал, стать золотым именем, это же дорогого стоит, подать заявку – уже победа, а когда ты еще и выигрываешь, нести этот бренд. Я очень хочу дать слово Людмиле Михайловне, потому что настолько была значима победа в 2019 году, и какой сейчас у Людмилы Михайловны бэкграунд с точки зрения экспертности. Мы поговорили про культурный код, а теперь поговорим, что такое экосистема преподавателя инженерного вуза.

Людмила Болсуновская:

На мой взгляд, экосистема – это то, что формирует в первую очередь человека, который находится внутри системы инженерного вуза, то, что влияет на развитие его личности и на его профессиональный бренд. Здесь я бы хотела поддержать Юлию Александровну в том плане, что она остановилась на том, что у нас раньше больше были ключевые фигуры видны в эфире, на экране, то теперь на первый план выходит человек, который стоит у руля образовательных программ.

Сейчас все вузы очень тесно связаны с интернационализацией образования, формируются новые образовательные программы, и здесь личный бренд преподавателя играет огромную роль. Почему идут в тот или иной вуз, на ту или иную программу, не только потому, что ее очень хорошо организовали, она структурирована, а именно потому, что там классные преподаватели, вот это и есть личный бренд преподавателя, это есть личный бренд вуза, это есть личный бренд той экосистемы, в данном случае инженерной экосистемы, в которой работает тот или иной преподаватель.

Елена Ляпунцова:

Я хотела еще подчеркнуть, что Вы же филолог, доцент, иностранные языки, нужно в этом разбираться, и междисциплинарность – это очень важно, это тоже экосистема, у каждого направления свои прагматические конструкции, которые вы должны дать инженерам в помощь.

Людмила Болсуновская:

Спасибо за этот посыл про трансдисциплинарность, потому что сейчас вообще вся наука трансдисциплинарная, в том числе и гуманитарные науки тоже стоят на стыке трансдисциплинарных исследований. А если говорить о нашем вузе, то он флагман инженерного образования в России, я не побоюсь этого слова, потому что Томский политехнический всегда шел на шаг впереди, поэтому о трансдисциплинарности, несмотря на то, что мы заговорили о ней только сейчас, в этом вузе, в этой экосистеме этот термин уже давно начал развиваться, и эти трансдисциплинарные связи влияют не только на инженерные специальности, они в том числе влияют на гуманитарные специальности.

И мы, находясь в этой экосистеме инженерного вуза, должны работать на цели этого вуза, поэтому просто так преподавать язык, как это было раньше, базовый или это должен был быть язык для перевода инженерных текстов, сейчас так уже не получится. Во-первых, все образовательные программы сейчас уникальные, мы стремимся к этой уникальности, они в том числе трансдисциплинарные, поэтому коммуникация вуза и формировать новую экосистему, которая будет давать новое знание, а трансдисциплинарность как таковая нацелена на то, чтобы прийти к новым методикам, новым подходам, новым идеям, и я думаю, здесь коммуникативные навыки для инженеров будут очень важны, потому что работа в трансдисциплинарных командах – это сейчас очень актуально и очень сложно, потому что здесь задействован и конфликт-менеджмент, не любая команда может сработать на качественный результат проекта.

Елена Ляпунцова:

Очень важную тему Вы затронули с точки зрения конфликтологии, а самое главное – умение вести переговорный процесс, и то, что есть проектная деятельность, а у инженера это самое основное, процесс – это очень здорово, но должен быть результат, проект, задача, программный продукт, сервис, механизм. Понять, как из группы привести в команду с точки зрения всех этих коммуникационных, коммуникативных моментов, любая группа проходит несколько этапов, для того чтобы создать команду, и именно эти вещи, внутренние коммуникации, тоже важны, и внешняя составляющая. Любой вуз – это академическое лидерство, сейчас уже многие вузы выиграли определенные проекты, и в любом случае академическое лидерство вуза – это видение, студенчество и преподаватели. Как нам правильно выстроить личный бренд академического лидерства, экономику знаний, как открыть предпринимательское мышление, расширение кругозора, чтобы экосистема была, не просто узконаправленное направление?

Юлия Диброва:

Я бы начала с того, что в первую очередь важно донести до всех тех людей, которые будут формировать эту экосистему, которые хотят сформировать эту экосистему, что вообще представляет из себя личный бренд. В моем понимании, если мы создаем какое-то новое знание для студентов, мы должны сами обладать определенными знаниями, и эти знания должны быть актуальными, мы должны обладать не только знаниями, но и современными навыками. Поэтому когда я получаю обратную связь от некого количество педагогов в том числе, я делаю в своих социальных сетях соцопросы, и получается, что не хватает прежде всего теоретических знаний.

Очень важно еще активизировать, несмотря на то, что сегодня очень много людей личным брендом занялись, и программы появляются, и я в частности веду такие программы обучения, но было бы здорово, если бы уже на более официальном уровне появлялись повышения квалификации, обучающие программы для преподавателей, чтобы они вникли в сущность личного бренда, чем отличается от социальных сетей и как это все работает в системе. Очень важно именно в системе это понимать, потому что все эти пробелы, которые мы видим, когда публикуют в социальных сетях какую-то информацию, которая не совсем относится к образу преподавателя, это же все идет прежде всего от непонимания, как правильно работать с личным брендом, то есть первое – обучать.

Второй момент – сложно настаивать на том, чтобы все этим занимались, но я бы сказала мотивировать каким-то образом преподавателей, показывать, почему это нужно прежде всего им, то есть не только эту взаимосвязь с образовательным учреждением, с любыми образовательными организациями, а прежде всего зачем им самим это нужно. Я в ноябре проводила повышение квалификации для педагогов среднего образования, мы делали анкетирование и получили очень интересную обратную связь. Некоторые педагоги сказали о том, что вообще поняли личный бренд не просто как инструмент маркетинга или популярность, возможность стать знаменитыми, прежде всего они поняли, что это нужно для саморазвития. И для меня эта обратная связь была очень ценной, потому что я поняла, что удается донести до преподавателей, до педагогов, что они сами развиваются, а когда они развиваются сами, они могут взаимодействовать эффективно между собой в этой экосистеме, они могут взаимодействовать эффективно со студентами. И таким образом у нас некий синергетический эффект получается, что мы все друг другу чем-то помогаем, обмениваемся знаниями, и в этом процессе мы укрепляем и бренды вузов, и бренды образовательных организаций.

Елена Ляпунцова:

Вы правильно говорите по поводу цифрового следа, что он должен быть экологичным, нативным, но с другой стороны, эта гигиена должна присутствовать в сетях, и нужно понимать, что ты выносишь на внешнюю среду, а что является личностным. Людмила Михайловна, отличаетесь ли Вы как носитель гуманитарных наук и преподаватели технологического мышления, как Вы это видите, может ли наш преподаватель заговорить на английском? Есть ли разница между гуманитариями и технарями с точки зрения языкового обучения?

Людмила Болсуновская:

Считается, что есть, что гуманитарии – это гуманитарии, технари – это технари. Мы знаем, что есть физики-лирики и наоборот, поэтому здесь все зависит от системности мышления, может быть и филолог, причем филология – это очень системная наука, быть системным человеком, и может быть человек технической профессии рассеянным, несобранным, несистемным. Здесь мы должны говорить о системном мышлении, насколько оно у человека развито, насколько сформировано.

В данном случае может ли человек с техническим образованием выучить английский язык – конечно, может, у нас очень много примеров наших выпускников, которые прекрасно знают язык, и здесь тоже все зависит от организации внутри этой экосистемы, когда есть системность, мы понимаем, что эта система работает на какую-то цель. У нас когда-то была запущена программа языковой подготовки, и тогда ректор Юрий Петрович Похолков, который возглавлял вуз, поставил такую цель, что на английском языке должны говорить все студенты Томского политехнического университета. И я считаю, что в большей мере эта задача удалась, потому что сейчас очень много наших выпускников, которые как дополнительную профессию получили языковое образование и работают переводчиками, они свободно могут пользоваться информацией на иностранном языке, ведь сейчас цели образовательных программ тоже будут разниться.

Я сейчас остановлюсь на работодателях, мы должны от них отталкиваться в первую очередь, и в том числе в филологических науках, и в том числе в коммуникативной политике, потому что что нужно работодателю – чтобы его сотрудник говорил на языке, писал на языке, получал информацию на языке, какой трек здесь выбрать. Поэтому каждая образовательная программа, скорее всего, будет нести несколько таких образовательных траекторий для своих выпускников и какие-то такие целевые установки. А то, что можно обучить выпускника технического вуза иностранному языку, это однозначно, и очень хорошо, когда иностранный язык становится средством получения новой информации. Мы сейчас должны говорить о языке как источнике нового знания, а не просто о дисциплине иностранный язык в инженерном вузе.

Елена Ляпунцова:

В силу того, что у меня была специальная школа, специализированные классы, английский, 9 школа, город Таганрог, я ей признательна за то, какие знания дали мне в этом направлении, и когда я защищала технический вуз на английском, это был очень интересный опыт, и тогда можно было не сдавать экзамен в аспирантуру по английскому, но в тот год, когда я защищала диплом на английском, все равно пришлось сдавать экзамен. Но тем не менее базис – это очень важно, и у нас передача сегодня «Профессионально-культурный код», мы же не говорим о том, что все должны говорить на языке, мы должны мыслить русским, мы россияне, но мир такой широкий, большой, и очень много в технологиях, технологическом направлении английского технического языка, он и в юриспруденции, он структурированный, и это международный язык, который нужно знать и нести свою культуру. Как правильно воспитывать инженера, как правильно его упаковывать? Я представляю МГТУ имени Баумана, кафедру инновационного предпринимательства, и одно дело создать продукт, а другое дело его во внешней среде правильно упаковать, как это правильно сделать?

Людмила Болсуновская:

Упаковать и в том числе продать, очень важны предпринимательские качества. Все должно работать системно, мы не можем выбросить из этой системы какие-то блоки, нам в какой-то момент кажется, что это не важно, а мы же не знаем, что пригодится выпускнику в перспективе, поэтому он настолько должен быть сейчас разносторонне развитой личностью, и как эта система формирует его, от этого зависит какой продукт у нас и выйдет. Есть эта культура, смогут ли выпускники передать профессиональный код, от системности этого знания очень много зависит, каким он выйдет.

Мы сейчас не просто знаем язык, для чего нам нужна коммуникация – для того чтобы нести свою культуру, в том числе за рубеж, потому что не все знают, какая страна Россия, какие здесь живут люди, и только когда они начинают общаться, когда приезжают в партнерские вузы, понимают, что такое носитель культуры, носитель профессиональной, корпоративной культуры. На мой взгляд, это должна быть система влияния профессионалов разных дисциплин на формирование этой личности, мы должны дать человеку во время его пути по этим ступенькам вуза сформироваться как личность и в том числе как коммуникативная личность, как инженерная личность с системным мышлением, который сможет в дальнейшем продавать себя как продукт.

Елена Ляпунцова:

Вы победитель и полноправный член нашей корпоративной культуры Лиги преподавателей высшей школы, и Вы несете в Томске, и приезжаете к нам в качестве эксперта, в качестве представителя регионального отделения Лиги преподавателей высшей школы, и для нас это очень важно. 19 ноября на церемонии награждения в Центральном доме ученых в день нашего профессионального праздника, у нас была мечта, и мы ее осуществили благодаря и Общественной палате Российской Федерации, и Министерству науки и высшего образования, и всем единомышленникам, которые услышали нашу профессиональную просьбу, и все-таки мы довели. Мы говорили о том, что нам нужно ставить цели в брендах, задачах, в стратегии, и вот эта системность – это институт развития высшей школы, и мы уже говорили с некоторыми топовыми федеральными площадками, думаем об этом, сейчас быстрые темпы. Английский язык как базис, не так быстро меняется языковая структура, хотя и язык растет, изменяется, это живая субстанция, но самое главное, что эти технологии ты сегодня изучаешь, а завтра они прошлый век. Но самое главное научиться учить, и коммуникативные вещи, софт-скиллс важны.

Людмила Болсуновская:

Я однозначно считаю, Вы правильно затронули тему технологий, развитие этих технологий и как раз введение новой терминологии тоже влияет на язык, язык обновляется, знания обновляются. Язык не может отставать, и мы тоже должны менять подходы к обучению языку, коммуникативные подходы внутри нашей инженерной системы, поэтому перестраивать ту языковую систему, которая сейчас внедрена, хотя в инженерном вузе система языковой подготовки исконно была одной из важных тем и одной из важных программ Томского политехнического университета, здесь мы очень тесно работали с профильными подразделениями, и благодаря этому мы могли понимать, что же нужно профильным подразделениям, какого выпускника они хотят видеть, с каким знанием языка, какие терминологические единицы мы должны дать выпускнику.

Была очень хорошая связка, тандемная работа, когда мы вместе с профильными кафедрами работали по обучению, с одной стороны, профессиональному языку, а с другой стороны, специальности на языке. У нас уже сформировался такой определенный бренд, я думаю, что Юля меня здесь поддержит, нашей Лиги, потому что за счет того, что команда смогла сформировать трансдисциплинарность внутри этого проекта, я думаю, поэтому и конкурс удался, и очень много у нас сейчас идей, много выходит качественных продуктов, и есть еще хорошая целевая установка, я думаю, что мы можем уже говорить о бренде Лиги преподавателей высшей школы.

Елена Ляпунцова:

Я очень трепетно отношусь к молодому поколению, которое сейчас может даже превосходить нас, это настолько важно, я постоянно говорю – создай себе ученика, чтобы потом у него учиться. Он тебя дальше будет развивать, ты не будешь стагнировать, ты будешь все время в стратегическом развитии, а это развитие очень важно. Юлия Александровна сказала о том, что был такой опрос, и вдруг вот такое саморазвитие, эмоциональный интеллект, невыгорание. Мы готовы быть уже брендом с точки зрения Вашего маркетингового, профильного образования, понимания, или что нужно сделать Лиге преподавателей высшей школы еще?

Юлия Диброва:

Я считаю, что Лига преподавателей высшей школы уже является брендом, это действительно так, и участники, которые входят в Лигу преподавателей высшей школы, тоже имеют свои личные бренды, только каждый на своем уровне. Другое дело, что развитие бренда происходит всю жизнь, любого бренда – бренда компании, личного бренда, бренда территории, потому что меняется мир, меняются технологии, появляются новые цифровые платформы, то есть обновление сегодня происходит практически каждый день. И мы должны понимать, что для того чтобы развивать бренд всей Лиги и личные бренды каждого члена Лиги преподавателей высшей школы, нужно держать руку на пульсе и стараться улавливать вовремя актуальные тенденции, даже стараться предугадывать и обязательно это использовать.

По поводу брендинга, что является одним из важных процессов, который обязательно должен быть, это действия, то есть мы все понимаем, что брендинг – это важно, но когда доходит до действия, что нужно что-то опубликовать или нужно о себе где-то рассказать, это всегда встречает сопротивление, и абсолютно разное: у нас нет времени, нам нужен помощник.

Елена Ляпунцова:

Или синдром самозванца: что я имею, у меня нет 10000 часов в онлайне, что я могу сказать.

Юлия Диброва:

У кого-то это еще страхи, здесь многие психологические моменты могут быть, у каждого человека это все индивидуально. Ввиду того, что развитие бренда – это очень важно, но все равно это, скорее, второстепенная деятельность, нежели непосредственная наша профессиональная деятельность, она в основном на второй план отходит, особенно у тех, у кого нет помощника и тем более команды, если я говорю про личный бренд.

Елена Ляпунцова:

Сейчас будет интрига, 2021 год завершается, а 2022 год мы сделаем под эгидой новых стратегических планов, я приглашаю вас, чтобы создать эту рабочую группу. Не открывайте все карты, пускай будет интрига.

Юлия Диброва:

Благодарю за приглашение, мне уже не терпится поработать. Если говорить вкратце, работать с региональными отделениями, выстраивать взаимодействие с участниками, рассказывать про личный бренд больше, кого-то обучать. Люди в Лигу преподавателей приходят разного возраста, разного статуса.

Елена Ляпунцова:

Есть тот, кому 94, и у него есть личный бренд, а есть кому 23, который еще не упакован, здесь как раз ментальность. Иногда должна быть запятая или точка с запятой, она как раз сегодня поставлена, я просто вижу, как нам дальше двигаться. Сегодня у нас передача «Профессионально-культурный код преподавателя в экосистеме инженерного вуза», но это не сужает значимость любого вуза, просто у нас сегодня спикер из политеха Болсуновская Людмила Михайловна, кандидат филологических наук, доцент отделения иностранных языков школы базовой инженерной подготовки политехнического Томского университета, эксперт в области профессиональной коммуникации, победитель конкурса «Золотые имена высшей школы» 2019 года в номинации «За вклад в науку и образование», это одна из статусных номинаций. И еще у нас была сегодня в студии Диброва Юлия Александровна, бренд-стратег, ментор по личному брендингу, член Лиги преподавателей высшей школы. «Интеллектуальный капитал» на площадке Mediametrics, проект «Золотые имена высшей школы». Завершается 2021 год, мы подводим итоги, я хочу, чтобы Людмила Михайловна сказала несколько слов обратной связи.

Людмила Болсуновская:

Я хотела бы пожелать всем здоровья в первую очередь, потому что доля любого преподавателя, неважно в каком университете он работает, очень тяжелая, потому что мы действительно несем составляющие – профессионализм и культуру, и несем это нашим детям, нашим студентам, нашим коллегам в том числе, поэтому мне бы хотелось, чтобы Новый год был здоровым, принес нам очень много новых интересных проектов. Все-таки запятая, Елена Вячеславовна, хотелось бы новый проект, хотелось бы развить бренд нашей Лиги, и большое спасибо за то, что пригласили.

Елена Ляпунцова:

Мы завершаем серию передач «Интеллектуальный капитал» на площадке Mediametrics, это возможность благодаря нашему флагманскому проекту «Золотые имена высшей школы», мы Лига преподавателей высшей школы, в этом году проект «Золотые имена высшей школы» поддержан не только Фондом президентских грантов, но и Министерством науки и высшего образования, что особенно значимо, так как 2021 год – Год науки и технологий, и мы завершаем технологическим моментом о том, чтобы быть инженером, но мы должны быть все гуманитариями, потому что это очень важно. «Интеллектуальный капитал», я Елена Ляпунцова, Лига преподавателей высшей школы, всем здоровья, творчества, успехов. Я благодарю наших спикеров, увидимся в 2022 году.