{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Мария Захарова генеральный директор ООО "ИТРОН 01 декабря 2021г.
Кому и зачем нужна физ-ра в вузе?
Почему многие студенты не воспринимают эту дисциплину серьезно? Здоровый вуз - это будущее или утопия? Думают ли молодые о своем здоровье? Современные векторы развития физкультурно-спортивной работы в вузах. Потребности обучающихся и сотрудников университетов в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Тенденции развития студенческого спорта на федеральном уровне. Актуальные направления развития физкультурно-спортивной работы в ВУЗах: опыт и перспективы развития (на примере ТюмГУ).

Евгений Лисиченко:

Добрый день, уважаемые зрители, слушатели, меня зовут Евгений Лисиченко, передача «Интеллектуальный капитал» на радио Мediametrics. Сегодня у нас очень интересный гость, который задает тему, это Евгений Колунин, кандидат биологических наук, доцент, директор института физической культуры Тюменского государственного университета. И сегодняшняя тема – это физическая культура в высшей школе. Это очень интересная тема, потому что многие от нее пытаются отойти, ею не заниматься. Как Вы считаете, какое место она занимает в жизни студента, с точки зрения нормативов более-менее понятно, а с точки зрения жизни студента?

Евгений Колунин:

Есть разные студенты, и каждый из них по-разному относится к самой дисциплине физическая культура, которая является обязательной к реализации во всех учебных планах бакалавриата и специалитета. Помимо этого, они по-разному относятся к образовательному процессу. Опросы, которые проводят ученые, исследователи о мотивации занятий физической культурой и спортом среди студенческой молодежи показывают, что неоднозначно отношение, и примерно половина обучающихся вузов предпочли бы не заниматься физической культурой в рамках учебного процесса, а заниматься физической культурой в рамках самостоятельных занятий, посещение спортивных секций, тренировочных занятий.

Евгений Лисиченко:

Может быть, просто им запретить, и тогда они захотят?

Евгений Колунин:

Я уверен в том, что такой метод нам не подойдет, поскольку запрещение чего-либо вызывает негативную реакцию, нужно вузам создавать условия, для того чтобы занятия были максимально комфортными в рамках учебно-тренировочных занятий, в рамках учебных занятий по дисциплине физическая культура, и студенты занимались избранным видом спорта.

На сегодняшний день такая система как раз реализуется во всех вузах нашей страны, конечно же, это зависит от материально-технической базы университета, от того, сколько элективных курсов университет готов предложить студентам для выбора. Но при этом никто не отменяет того, что в каждом вузе на сегодняшний день существуют свои спортивные клубы, в том числе и студенческие спортивные клубы, которые в рамках внеучебной деятельности организовывают физкультурно-спортивную работу, массовую работу со студентами по различным направлениям, это и командные виды спорта, и индивидуальные виды спорта.

Евгений Лисиченко:

Но они не могут охватывать всех студентов, а избранных, тех, кто выбирает спорт как достаточно серьезную составляющую своей жизни.

Евгений Колунин:

На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что есть спортивные клубы в вузах, которые работают с одаренными, профессиональными спортсменами, кто занимается профессионально спортом, имеет высокие спортивные разряды и спортивную квалификацию. Но с 2014 года в нашей стране введена Ассоциация студенческих спортивных клубов по инициативе Владимира Владимировича Путина, и она сейчас активно развивается во всех вузах страны без исключения, создаются студенческие спортивные клубы, где сами студенты реализуют свои потребности и интересы, организовывая данное мероприятие. Это массовое движение, как раз в них и принимают участие спортсмены, не имеющие высокой квалификации, и допускаются все желающие, что создает возможность проявить себя каждому, будь то начинающий спортсмен, интересующийся, либо кто-то, кто уже когда-либо занимался, но не имеет высокой квалификации.

Евгений Лисиченко:

Ваше мнение, потому что Вы этим занимаетесь абсолютно профессионально, спорт, физическая культура для тех, кто не выбирает его как профессию или как серьезную составляющую, для чего им, нужен ли он, может быть, просто отпустить?

Евгений Колунин:

Этот вопрос всегда стоял остро, особенно когда студенты, поступающие на гуманитарное, естественно-научное направление, ставят перед собой задачу получения профессиональной компетенции, профессиональных знаний в своей сфере и в своей области, они не всегда осознанно пока относятся к своему здоровью, поскольку можете даже вспомнить свою молодость, студенческие годы, в этом возрасте физических проблем со здоровье практически нет, даже несмотря на нарушение режима, на многочасовые занятия, в том числе самостоятельные занятия по каким-либо теоретическим предметам. Поэтому чаще всего студенты не осознают, что со временем эти проблемы могут возникнуть. Но при этом у них есть потребность в общении между собой, и как раз когда мы организовываем данное занятие в рамках учебной деятельности, внеучебной деятельности, мы даем возможность студентам общаться, не только заниматься физической культурой, своим здоровьем, укреплять его, но и создаем условия для их неформального общения. На таких занятиях чаще всего потоки перемежевываются между собой, поскольку занятия могут проводиться не только в рамках одного направления подготовки, могут пересечься между собой гуманитарные, естественно-научные дисциплины, и основная цель занятий физической культурой и спортом – это укрепление здоровья, формирование навыков самостоятельных занятий, в том числе и физической культурой и спортом, которые студенты после окончания университета смогут реализовать в своей бытовой, практической деятельности.

Евгений Лисиченко:

У студентов своя собственная жизнь, у них нормативны разного рода, учебные планы, а должны ли преподаватели быть вовлечены в спортивную жизнь, не в спортивных вузах, которые занимаются вообще физической культурой, а совершенно другие – технические, экономические? Должна ли быть какая-то федеральная программа, которая бы развивала эту физическую культуру, потому что если преподаватель к этому относится скептически, лидер мнений для студентов, не ходит, и студент думает, а чего же я буду ходить? Может быть, через преподавателя стоит идти?

Евгений Колунин:

Безусловно, на отношение студентов, мнение студентов относительно занятий физической культурой и спортом оказывает существенное влияние и мнение окружающих педагогов, преподавателей, руководства университета в том числе. И, конечно же, практически в каждом вузе есть своя программа по сохранению, укреплению здоровья сотрудников. Она реализуется в разных форматах, но в целом практически каждый вуз уделяет этому должное внимание по нескольким причинам. Здоровые сотрудники, крепкие духом, выносливые готовы к выполнению своих профессиональных задач, так и к развитию университета, а физическая культура как раз способствует сохранению и укреплению здоровья. Помимо этого, позволяет формировать межкультурную коммуникацию, межпрофессиональную коммуникацию, что укрепляет связи внутри университета.

Каждый университет по-своему подходит к решению данных задач и создает дополнительные условия для занятий физической культурой и спортом преподавателей, есть секции, кружки, проводится даже спартакиада среди профессорско-преподавательского состава как внутри каждого вуза отдельно, так и спартакиады городские, что позволяет обмениваться опытом, тесно взаимодействовать и создавать комфортные условия для сохранения и укрепления здоровья. И многие преподаватели делают правильный выбор в пользу сохранения и укрепления здоровья, регулярно занимаясь физической культурой и спортом.

Я могу привести пример, в нашем университете и проектор, и ректор регулярно занимаются физической культурой и спортом, посещают фитнес-зал и тренировочные занятия, регулярно участвуют в спортивно-массовых мероприятиях, в том числе которые проводятся в нашем регионе вместе со студентами, показывая своим примером отношение к занятиям спортом.

Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков регулярно участвует в таких мероприятиях, 25 января этого года проводился матч между студентами и преподавателями вузов, в котором он принимал участие со стороны преподавателей и возглавлял команду преподавателей. На Красной площади такая игра подходила, и своим примером показывал, что он тоже в хорошей физической форме, готов к реализации не только задач по физической культуре, но и к реализации проектов Министерства.

Евгений Лисиченко:

У Вас есть опыт вашего вуза, есть опыт участия ректора в таких спортивных мероприятиях, это отражается на вовлеченности студентов?

Евгений Колунин:

Конечно, студенты сами по себе не способны пока к самоорганизации, и чаще всего им нужна помощь консультативная, организационно-методическая, что мы делаем в течение всего периода обучения, создавая самые комфортные условия.

Евгений Лисиченко:

Есть какой-то Ваш уникальный опыт, которым Вы хотели бы поделиться, по вовлеченности, чтобы как можно больше студентов было, потому что там несколько форм, с одной стороны, это просто удовольствие от движения, с другой стороны, это здоровье, которое сейчас у ребят есть, а потом спина болит?

Евгений Колунин:

Если поделиться опытом Тюменского государственного института, то мы создаем максимально комфортные условия для занятий студентов. Сама дисциплина физическая культура и спорт включена в расписание таким образом, что они могут выбрать любое удобное для них время для посещения спортивного зала, помимо этого, они могут выбрать сам элективный курс, какой им понравится. На сегодняшний день мы предлагаем к реализации 16 видов спорт, это игровые командные виды спорта, такие как мини-футбол, волейбол, пользующийся наибольшей популярностью, это посещение тренажерного зала, занятия в бассейне, поскольку у нас позволяет материально-техническая база, введен в 2019 году в эксплуатацию многофункциональный спортивный центр Тюменского госуниверситета при поддержке Тюменской области. Это и другие виды спорта, такие как легкая атлетика, лыжный спорт, мы создаем возможности для реализации студентов, при этом мы прислушиваемся к их мнению. На сегодняшний день по пожеланию студентов в элективные курсы были включены национальные виды спорта, лапта, регби, и данные виды спорта реализуются по инициативе студентов.

Помимо этого, мы огромное внимание уделяем развитию студенческих сборных команд и их участию в различных лигах, наши команды традиционно участвуют в серебряной лиге по мини-футболу, в лиге Ассоциации студенческого баскетбола, хоккейной лиге. Университет создает благоприятную, комфортную обстановку для учебного процесса, сочетания с тренировочной деятельностью. И двери спортивного клуба не закрыты для всех желающих, наоборот, мы приглашаем, информируем наших студентов в рамках занятий физической культурой, неформальных встреч о том, что есть возможность заниматься в спортивном клубе под руководством высококвалифицированного тренера, что создает условия комфортного занятия.

И наш студенческий спортивный клуб «Ладья» на протяжении нескольких лет в Уральском федеральном округе становился одним из лучших спортивных клубов по показателям массовости количества мероприятий, проводимых со студентами. У нас также проводятся спартакиады среди общежитий Тюменского госуниверситета, дополнительно вовлекая в эту работу иногородних студентов, иностранных студентов, что они делают с большим удовольствием. В каждом общежитии существуют свои спортивные залы, есть кардиозона, тренажерный зал, зал для игры в настольный теннис, так что все условия в вузе созданы. Студенты заинтересованы, сами выбирают вид спорта и уважают тренировки.

У нас на сегодняшний заключены соглашения с более чем 50 частными фитнес-центрами города Тюмени, позволяющие студентам посещать эти фитнес-центры со скидкой, оплачивая эти абонементные карты, если все-таки у них не получается в рамках университета себя реализовать, и заниматься избранным видом спорта в рамках деятельности этих фитнес-центров. Мы стараемся студентов поддержать в волеизъявлении и желании.

Евгений Лисиченко:

А в зачет это может пойти? Он занимается в фитнес-центре, и, может быть, сертифицировать преподавателей, тренеров в фитнес-центрах, чтобы засчитывать, теоретически это возможно?

Евгений Колунин:

Да, при аттестации студентов мы учитываем посещаемость студентов, у нас есть взаимодействие с этими центрами, информация о посещаемости, выполняемых требованиях в рамках рабочей программы, конечно же, мы такую работу ведем.

Евгений Лисиченко:

Отлично, я думаю, что ваши студенты счастливы.

Евгений Колунин:

Как только мы ввели эту систему, буквально два года назад был большой отток студентов из числа занимающихся в рамках вуза, но со временем студенты поняли, что в самом университете работают квалифицированные преподаватели, есть условия для занятий, и необязательно дополнительно тратить финансовые средства на занятия в частных фитнес-клубах, а можно сэкономить, заниматься своим здоровьем в удобное время, в комфортных условиях в нашем спортивном комплексе.

Евгений Лисиченко:

То есть они ушли и вернулись?

Евгений Колунин:

Большая часть вернулась уже обратно и используют возможности, предоставленные университетом.

Евгений Лисиченко:

Бывает так, что человек совершенно неспортивный, когда учился в школе, он не был привлечен к спорту, родители тоже неспортивные. Может, его оставить в покое? По болезни, это немножко другая сторона, просто совершенно неспортивный, и он боится, что когда придет в зал, над ним будут смеяться, он не хочет быть хуже всех. Как быть с этими студентами, есть что-то для них?

Евгений Колунин:

Вопрос, конечно, актуален, в этом возрасте юноши и девушки, кто не занимались до этого регулярно физической культурой и спортом, испытывают определенные сложности в том, чтобы начать этот процесс в незнакомом коллективе, особенно на первом курсе, когда они плохо друг друга знают, где-то стесняются внешнего вида, своей недостаточной подготовленности, компетентности в этих вопросах. И здесь большая роль педагога, который готов индивидуально обратить внимание на того или иного студента, и у нас эта система достаточно хорошо выстроена, что студенты, когда выбирают тот или иной вид спорта, заходя на элективные курсы, заходя во внеучебное занятие по спорту, тренер уделяет им особое внимание. Да, это проблема, и студенты не всегда открыто говорят о том, что стесняются, но мы стараемся создать максимально комфортные условия и едва ли не с каждым из студентов эти вопросы регулируем, стараемся найти положительные стороны, стараемся создать условия, при которых студенты будут чувствовать свой успех, будут чувствовать себя успешными и не обращать внимание на мнение других людей. Мы ориентируем наших студентов в первую очередь на собственные результаты, посмотри, каким ты пришел в начале и что тебе удалось достичь. И также включаем в эти процессы студентов, которые пошли это путь.

В рамках деятельности нашего института мы запланировали проведение исследовательской работы, связанной как раз с индивидуализацией тренировочных занятий у студентов на основе их метаболических фенотипов, эта работа планирует учитывать и индивидуальные особенности, и тип телосложения, и компонентный состав тела, это соотношение жировой, костной, мышечной ткани, и биохимические показатели. Мы будем стремиться к тому, чтобы наши студенты были максимально вовлечены в эту деятельность, с одной стороны, нагрузка, которая будет даваться в рамках учебных занятий, также была максимально индивидуализирована для каждого с учетом состояния здоровья, с учетом их физической подготовленности и с учетом биохимических показателей крови, состояния гормональной системы. Так что я уверен в том, что наш проект, который мы запланировали, мы будем реализовывать, уже начиная с этого года, и он будет удачным, мы сможем его транслировать в дальнейшем на всю страну. А те взаимосвязи, которые нам удастся выявить между гормональным профилем студентов, функциональным состоянием и подобранными методиками, мы будем передавать в другие вузы.

Евгений Лисиченко:

Комбинация вашего опыта может быть реализована в условиях дистанционки? Я не очень понимаю, как в спортивном вузе вы решаете вопрос с дистанционным обучением, может быть, комбинация из внешних фитнес-центров из таких профилей, ведь по этим же профилям можно следить не только за тем, что рекомендовать, но и как человек растет, как он развивается. Немножко об опыте дистанционной работы расскажите, потому что это потрясающий опыт с точки зрения измеренй, вам не нужно проводить зачеты, как он пробежал 100 метров, а вы просто смотрите на профиль и говорите, что здесь у тебя хорошо, здесь плохо.

Евгений Колунин:

Если брать профиль физической культуры как образовательный профиль, здесь надо две части выделить. Работа со студентами, обучающимися по направлению физическая культура в нашем университете, в частности в нашем институте, проведение занятий в дистанционном формате, конечно же, накладывают свой отпечаток, и те требования, которые предъявляются к реализации профильных дисциплин, специальных дисциплин, таких как теория, методика обучения базовым видам спорта – легкая атлетика, плавание, гимнастика, они, конечно же, требуют практического освоения двигательных умений, навыков и методики обучения.

Здесь мы нашли вариант, мы адаптировались первое время, когда перешли на дистанционную работу в марте 2019 года, не могли понять, как это делать, и на этом этапе мы проводили аудиторные занятия, преподаватели готовились, делали презентации, рассказывали студентам о методике обучения. Но потом со временем пришли к тому, что и преподаватели нашли возможность у себя либо в домашних условиях, либо в условиях спортивных залов, института организовать трансляцию, показывать студентам те или иные виды упражнений, делать видеозаписи, использовать видеозаписи, уже имеющиеся сейчас на просторах интернета, для того чтобы разбирать технику и методику обучения конкретным видам спорта, судейству соревнований по отдельным видам спорта и так далее.

Что касается в целом организации занятий физической культурой, то мы получили огромный опыт, и мы с достоинством вышли из сложной ситуации, когда занятия нами были организованы в дистанционном формате, а мы прекрасно понимаем, что не у всех студентов есть достаточно хорошая площадка для занятий, либо наличие специального инвентаря, даже элементарного инвентаря, как скакалка, набивные мячи. Мы постарались адаптировать наши комплексы для студентов разных категорий с возможностью заниматься в том числе с амортизаторами, со скакалками, с мечами в домашних условиях, больше 100 видеозаписей для занятий, в том числе с разными методиками. Эти видеозаписи мы размещали на сайте университета, рассылали студентам, студенты, выполняя эти задания, также себя записывали и высылали преподавателям, для того чтобы преподаватель оценил качество и технику выполнения тех или иных элементов, правильность.

В дистанте сложно оценить, честно сказать, профиль и его изменения. Для того чтобы оценивать компонентный состав тела, мы используем современную методику биоимпедансометрию, у нас есть биоимпедансный анализ, который проводится с помощью аппарата InBody. Простыми тестами, доступными для каждого из комплекса нормативов ГТО, такие как сгибание-разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища мы можем контролировать хотя бы элементарные компоненты физической подготовленности студентов. Функциональную подготовку мы могли контролировать при помощи дыхательных проб, таких как проба Штанге и Генчи, это пробы с задержками дыхания, и таким образом мы студентов мотивировали к регулярным занятиям, поскольку они понимали, что все, что они делают, в первую очередь направлено на повышение двигательной активности, повышение работоспособности, а мы понимаем, что физическая работоспособность очень тесно взаимосвязана с умственной работоспособностью, и переключение от одного вида деятельности, от учебных

занятий, теоретических занятий к практическим в области физической культуры и спорта положительно сказывается на состоянии не только их здоровья, но и на их работоспособности. И многие это осознавали и занимались.

Евгений Лисиченко:

Вы вообще вышли за пределы учебных планов в своей работе, с одной стороны, во время дистанционки вы пытались удержать эти учебные планы, с другой стороны, у вас все шире, потому что есть фитнес-центры, с которыми вы подписали договоры, и занятия, в которых вы учитываете, что есть еще какие-то разные активности, в результате которых студенты могут что-то получить. А могут ли студенты заниматься у вас по утрам, перед занятиями? Многие хотят пробежаться, это они могут делать сами, но когда ты идешь в фитнес-центр, ты не знаешь квалификацию тренера, который там, а когда ты идешь в вуз, ты точно понимаешь, что преподаватель абсолютно квалифицирован.

Евгений Колунин:

Вы сейчас хорошую тему затронули относительно утренних занятий студентов, до учебных занятий, это важный компонент, зарядка и подготовка организма к основному рабочему дню. Наверное, мы пока еще не готовы к такой реализации проекта, поскольку это все очень тесно взаимосвязано с нагрузкой преподавателей, они же не могут выполнять свои функции с утра до вечера, 24 часа в сутки, есть определенные требования, нормативы, и мы тоже должны уважать и ценить личное время преподавателей. Но при этом я хочу отметить, что в рамках учебных занятий, тренировочных занятий студентам предоставляется информация о возможности самостоятельных занятий, преподаватель и тренер подсказывает студенту, как лучше организовать занятия, как учитывать свои новые функциональные особенности. Мы тоже понимаем, что есть разные биоритмы, у каждого человека они индивидуальны, у кого-то работоспособность максимальная в первой половине дня, у кого-то во второй половине дня, у кого-то вообще вечером или ночью. И поэтому под каждого мы, наверное, подстроиться не сможем, но при этом мы знаем общие подходы, общие тенденции, что утренние занятия тоже оказывают благоприятное влияние на организм.

Евгений Лисиченко:

Какова доля пиара, пропаганды здорового образа жизни в привлечении студентов, то есть не обязательность, а именно зачем это? Какое время для этого выделяет ваш вуз? Насколько нужно пропагандировать и насколько все включены?

Евгений Колунин:

Мы не стремимся к тому, чтобы был пиар ради пиара, мы стремимся к тому, чтобы максимально предоставить разные виды информации о возможностях занятий физической культурой и спортом как на территории Тюменского госуниверситета, так и в целом в нашем регионе. Мы информируем студентов по разным каналам, это социальной сети, которые наиболее часто востребованы у студентов, это ВКонтакте, Инстаграм, у нас есть своя страница института, где мы размещаем информацию о разных мероприятиях. Через несколько дней будет стартовать Кубок ректора по мини-футболу, мы разослали эту информацию через наши социальные сети для студентов. Это же касается выпускников, мы с ними взаимодействуем по отдельным каналам, в том числе через средства массовой информации нашего города, размещая наинформационных порталах, через Департамент по спорту и молодежной

политике города Тюмени, и надо отметить, что наша позитивная созидательная работа совместно с органами управления, частными фитнес-клубами дает свой эффект.

Евгений Лисиченко:

Сам я в университетские времена тоже был не очень спортивный и пытался отлынивать, а сейчас я понимаю, что лишил себя радости движения, физической возможности что-то сделать, это очень важная составляющая. Чего не хватает Вам, вашему вузу, что бы хотелось добавить?

Евгений Колунин:

Мне бы хотелось сказать нашим коллегам преподавателям, студентам о том, что занятия спортом должны приносить удовольствие, должны быть полезными, и они помогут вам в реализации вашей профессиональной деятельности, позволят повысить работоспособность как умственную, так и физическую, позволят повысить долголетие, активность и создадут фундамент для реализации ваших творческих и профессиональных планов.

Что не хватает, сложно сказать, не хватает в данный момент в связи с тем, что мы все находимся на дистанционной, удаленной работе, живого общения, не хватает динамики, драйва, когда студенты приходят на мероприятия, организовывают эти мероприятия, самостоятельно в том числе, где они делятся своей энергией, опытом. Вот этот момент наиболее удобный, по крайней мере для меня и для моих коллег, кто сейчас также находится в дистанционной работе, но мы готовы к выходу уже 6 декабря в очный формат, обратно возвращаемся в офлайн-режим и будем рады проведению мероприятий, будем ждать наших студентов, преподавателей, тех, кто будут готовы заниматься физической культурой и спортом.

Евгений Лисиченко:

В гостях был Евгений Тимофеевич Колунин, кандидат биологических наук, доцент, директор Института физической культуры Тюменского государственного университета, и что самое главное – золотое имя высшей школы, это престижно, это важно. Меня зовут Евгений Артемьевич Лисиченко, я исполнительный директор, я провел эту передачу. Мне было очень интересно, во-первых, какие-то вещи увидел с другой стороны, а во-вторых, что-то узнал.

Евгений Колунин:

Дорогие коллеги и дорогие друзья, всем желаю крепкого здоровья, благополучия и, конечно же, занимайтесь спортом.

Евгений Лисиченко:

Спасибо большое, до свидания.