{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Илона Дроздова к.э.н., доцент Российского университета транспорта (МИИТ), зам.председателя Лиги Преподавателей Высшей Школы 24 ноября 2021г.
Трансформация воспитательной функции "уважение к старшим"
Что такое уважение - у каждого человека есть свое понятие данного социокультурного феномена. Рассуждаем о том, что уважение - это часть корпоративной культуры или воспитание? Как понимает молодёжь «уважение» в сегодняшних меняющихся трендах. Как уважение формирует профессиональную составляющую личности.

Илона Дроздова:

Здравствуйте, уважаемые слушатели, Лига преподавателей высшей школы рада приветствовать вас на канале Мediametrics в программе «Интеллектуальный капитал». И сегодня у нас очень интересный собеседник Резер Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации, заведующий кафедрой, и мы сегодня будем разговаривать о такой интересной теме, как уважение, трансформация этого понятия, уважение как социокультурный феномен, уважение как часть нашей жизни текущей, профессиональной, и это то понятие, без которого невозможно представить грамотное развитие не только общества, но и каждого человека, начиная с самых маленьких его шагов и заканчивая достаточно большой профессиональной деятельностью.

Татьяна Михайловна, спасибо огромное, что Вы согласились прийти к нам в студию и побеседовать на это очень интересную тему. Расскажите, пожалуйста, почему именно эта тематика настолько сейчас актуальна и интересна?

Татьяна Резер:

Эта тема связана с тем, что несколько лет в Уральском федеральном университете проводится исследование ценностных ориентаций студентов, особенностей этих ценностей, и второй аспект, который мы взяли, все-таки у нас в 273 законе образование трактуется, как обучение и воспитание. И трансформация обусловлено третьим фактором – это глобальная цифровизация. Исторический опыт развития человечества всегда показывает, что ценностные системы становятся стабильны, когда в обществе есть определенная стабильность, и они функционируют долго. Но пример России, социально-экономический кризис конца 80-х годов 20 века привел к смене ценностных ориентаций, привел к смене и образовательных программ, в том числе и высшей школы, а следовательно, привел к смене ценностных ориентаций. Одна из важнейших функций старшего поколения – передача опыта молодому поколению – была поставлена под вопрос.

Илона Дроздова:

Вы на достаточно большом отрезке времени, выборка достаточно большая, на основании которой Вы делаете выводы о тех тенденциях, которые сейчас происходят в понимании того, что же молодое поколение вкладывает в само понятие уважение, потому что высшая школа, как и средняя, любое образовательное учреждение, любое образовательное звено помимо обучающей функции несет в себе и воспитательную. С Вашей точки зрения, те социологические исследования, которые Вы проводили, в чем заключается тот специфический нюанс, что мы начинаем видеть эту четкую трансформацию понимания, уважение как некий другой контекст, в чем Вы видите разницу?

Татьяна Резер:

Основных причин две. Во-первых, произошло обесценивание опыта и появился стандартный набор общественных преобразований, не только в России, но и во всем мире увеличилось количество лиц старшего возраста, то есть просто их стало много. Во-вторых, появились иные способы перехода на хранение информации, то есть уже востребованность передачи устной речи, письменной стала меньше, то есть переход на цифру, и уже цифра становится дидактической единицей, создана концепция цифровой дидактики, которая дает знание и опыт.

Илона Дроздова:

Правильно ли я поняла, что тот опыт, которым владеет сейчас старшее поколение, не всегда воспринимается позитивно молодежью, и на основании этого мнения формируется понимание того, что старшее поколение не может полностью влиять на молодежь в той степени, в которой это происходило 10-20-30 лет назад, и получается подмена той информации, которую диктует нам цифровой контент, вносит коррективы очень жесткие, или я не права?

Татьяна Резер:

Вы правильно уловили тенденцию, что индустриальный тип общества превратил настоящее в идеологию, и появилась стереотипизация человеческого опыта, и упрощенность стала проявляться во всем, потому что тот объем знаний и информации, который необходимо передавать в том числе и от взрослых, тоже увеличился и в количестве, и в качестве. Причинно-следственная связь этого процесса выразилась в том, что социокультурные функции, передача от взрослого человека молодому опыта стала утрачивать свою культурную значимость, и одна из причин – это передача источника. То, что сейчас мы наблюдаем, что имеется превосходство настоящего опыта, пусть даже маленького, и отрицание того опыта, который имеется у лиц более старшего возраста, привело к этому причинно-следственному процессу.

Илона Дроздова:

Какая возрастная категория наиболее уязвима, мы можем сказать, что это уже какой-то срез и диагноз для людей не только 25-летнего поколения, может быть, это старше, может быть, младше, в каком поколении мы упустили эту тесную связь поколений?

Татьяна Резер:

Появились не только работы, но и наблюдения показывают, что оказывается, есть кризисы в семьях, допустим, родители 60-65 лет, дети 35-40, и вот эти 20 лет у родителей выпали из цифровой среды, и не каждый человек, которому 60 плюс, но еще не 70, хороший пользователь интернета, а 35-40 лет – это уже очень хороший пользователь, потому что эти дети проходили информатику, они сейчас взрослые, у них семьи. И есть в психологии еще такой феномен, который называется кризис, особенно у молодых мужчин в 35-40 лет, когда он становится сильным, и этот кризис может выливаться в нравственные процессы.

Илона Дроздова:

Казалось бы, то поколение, которое сейчас должно воспитывать молодежь, поколение 15-20-летних, само трансформировало это понятие уважение, уважение к гражданам, уважение к опыту. Чем это нам грозит? Понятно, что в бытовом понимании это просто потеря элементарного воспитания, а если мы будем рассматривать это с какими-то социальными вопросами, социальными слоями, социальными контекстами, что Ваши исследования показывают, какую перспективу демонстрируют?

Татьяна Резер:

Они показывают, что социокультурный аспект управления ценностными ориентациями молодежи должен быть восстановлен на разных уровнях управления образования, потому что если социокультурный аспект управления ценностными ориентациями молодежи будет восстановлен, тогда у нас будет восстановлена моральная и нравственная норма, и как бы патриотично не звучало, но мы должны ценить свою родину и историю, в том числе культуру.

Но ведь у нас есть еще один аспект, который мы должны понимать. Была такая дисциплина политическая экономия, она только называлась так звучно, на самом деле это был очень хороший предмет, который обучал студентов высшей школы отношению общества к собственности. Был рабовладельческий строй, собственность была всего тела человека, феодальный – собственностью была земля, дальше наступил капиталистический строй, появились средства производства, рабочий труд и то, что там производят. Сейчас встал другой вопрос – а сознание может быть собственностью или нет, которой можно управлять или нет? Оказывается, можно, и эта идеология пришла еще с 1948 года.

Илона Дроздова:

Может быть, еще за счет того, что мы получили достаточно большое количество ресурсов получения информации, и причем информации не всегда грамотно выстроенной, то есть система получения того контента, который пропагандируется, и размывание ценностей в разных пониманиях, отсутствие четкой идеологии в правильном понимании этого слова, наверное, действительно транслирует размытость понятия в принципе системы преемственности поколений.

Татьяна Резер:

Что меня насторожило, в прошлом году в Министерстве обороны прошла очень большая конференция, там были представители культуры, литературы, там очень знаменитые люди были, это все происходило в Генштабе России. И говорилось о ценностной безопасности личности, о потере ценностей, и как раз говорилось о том, что два брата, Джон и Аллен Даллес, это были очень интеллектуальные люди, хорошие шахматисты, были великолепно образованы, но очень не любили коммунизм, и в частности Советский Союз. Они впервые провозгласили речь об американской исключительности и сказали, что Америка должна завоевать под флагом свободы предпринимательства все свободы и подчинить все своей воле. Была создана Всемирная организация здравоохранения, у них друг Чисхолм был, это врач, и спонсором выступал Рокфеллер, а Рокфеллер, пишут в одних источниках, 7 раз пересадку сердца сделал, в других пишут, что 9 раз, и Билл Гейтс инвестирует в этот фонд. Обратите внимание, что пишет врач Чисхолм в 1948 году, когда три года прошло после Великой Отечественной войны: «Чтобы прийти к мировому правительству, необходимо изгнать из сознания людей их индивидуальность, привязанность к семейным традициям, национальный патриотизм и религиозные догмы. Уничтожить понятия истины и лжи, которые являются основой воспитания ребенка, и заменили веру в опыт старших рациональным мышлением – вот запоздалые цели, потребные для человеческого поведения».

Илона Дроздова:

Насколько сейчас высшая школа может изменить ракурс этой тревожной направленности?

Татьяна Резер:

А мы же все входим в одно пространство, и мы даже не догадываемся, что переход к четвертому индустриальному техноукладу, сейчас действует технология нейминга, которая этой идеологией и образована. И нейминг сосредотачивает свое внимание не только на том, что есть в слове, но и на том, чего нет, это очень тонкая технология, она направлена на умение ограничивать сознание и уменьшение мышления, она направлена на управление размножением, и она призывает внедрять эту технологию как можно шире в малые группы и планировать поведение людей, в том числе и через социальные сети.

Илона Дроздова:

Помимо всего прочего, уважение – это ведь еще и способ признания заслуг собеседника, старшего поколения, друзей, коллег. Насколько сейчас уровень конкуренции друг с другом пошатывает понимание того, что нужно гордиться успехами своих коллег?

Татьяна Резер:

Молодой человек категоричен, и мне попались еще интересные сведения: поведением человека движут три формулы, особенно молодых людей – а) я не буду этим заниматься, потому что за это надо нести ответственность, b) мне это по барабану и фиолетово, меня это не волнует, c) зачем я буду этим заниматься, если я не имею никакой личной выгоды. Это говорит о том, что меняются социокультурные цепи взаимодействий между поколениями, которые подвергаются технологическому инструментарию как со стороны биологии, но самое главное со стороны этики, через нейминг. Пожилой человек – это обуза, пожилой человек не так много знает, и вообще этот опыт мне не очень нужен, я могу это все погуглить через интернет. Овертон написал эту технологию, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею в мире, пусть даже самую отвратительную и самую плохую.

Илона Дроздова:

Если с медицинской точки зрения мы будем смотреть на эту проблему, насколько восстанавливаются потом эти связи, потому что разрушить же можно все очень быстро, а трансформация пониманий в психологическом аспекте – это достаточно сложная работа, и даже не одного года.

Татьяна Резер:

Происходит слом базовых принципов морали в нашем современном мире, и происходит насаждение античеловеческих норм морали. Могу привести пример, однажды в Yоutube я смотрела психологию, и мне попалось интервью с военным психологом, и почему мне понравилось, у этих военных психологов такие глаза невзрачные, и вот эта невзрачность меня зацепила. Речь шла о молодых людях, которые скакали на Майдане в Киеве, помните, кто не скачет, тот другой, и был задан вопрос – что же с ними произошло с точки зрения психиатрии, и он объяснял. Их сознание парализовано сломом базовых принципов, либо их много раз лечить, либо они неизлечимы. Мы даже до конца, может быть, это не оцениваем, что значит сломать эти базовые принципы, и посмотрите, о чем Овертон говорит, надо отдать ему должное, у него разные есть работы, но вот здесь он честен оказался, он сказал, что есть помойный бак общественного презрения, где веками все так и лежало, это проституция, педофилия, каннибализм, и эти все пороки всегда презирались. Технология нейминга говорит о том, что это надо все отмыть, из этого бака вытащить, впустить во все сети и говорить, что это прекрасно. Почему не сказать, что проституция – это романтично?

Но это еще не все, когда общество будет готово, и произойдет слом морали, это надо закрепить законодательно. И мы уже видим, что в странах принимаются законы – родитель номер один и родитель номер два. В 2020 году мы голосовали за Конституцию, и в нашу Конституцию внесено, что брак заключается только между мужчиной и женщиной. И когда я увидела, что это в Конституцию вносится, я подумала: неужели все так серьезно, что мы это естественное должны закрепить в Конституции, а это произошло в результате того, что было последовательное, системное применение насаждения этих новых моралей и новых правил, иной системы ценностей, а общество – жертва, оно не замечает этого факта воздействия.

Илона Дроздова:

В нашей текущей жизни, в нашей текущей практике, все-таки мы как преподаватели высшей школы практически ежедневно входим в аудиторию и общаемся с молодым поколением, и, безусловно, мы являемся носителями и традиционных ценностей, и воспитательной функции, но, может быть, есть какие-то научные исследования, которые позволяют отследить грамотность и степень конкретных шагов, которые сейчас могут профессионалы применять?

Татьяна Резер:

Преподавателям высшей школы, лично мое мнение, надо низко поклониться, потому что преподаватели высшей школы как раз несут, сохраняют, кто-то сознательно, кто-то еще несознательно, через корпоративную культуру и этику и деонтологию преподавателей высшей школы вот эту систему ценностей, потому что когнитивная наука, которая изучает процессы познания, то есть как мы мыслим, как мы на что-то обращаем внимание, мы как преподаватели высшей школы ежедневно общаемся с этим.

Хочу интересную вещь рассказать про мозг. Мозг, оказывается, всего только 2 процента весит от всей массы тела человека, но 20 процентов затрачивает энергии, и мозг – это такой уникальный орган, он ленивый, и он всегда будет делать так, чтобы меньше тратить своей энергии, ему лучше посмотреть картинку по принципу того, что меньше энергии затратится, чем если об этом прочитать. Еще в 2000 году наш знаменитый доктор педагогических наук профессор Бестужев-Лада определил цели образования. Он сказал, что они остались те же самые, что 20, 200, 2000 лет назад и, видимо, останутся до скончания века человеческого, это воспроизводство Личности, Гражданина и Работника, и именно в приведенной последовательности. Вы, наверное, согласитесь, что преподаватели высшей школы выполняют эту миссию – Личность, Гражданин, Работник.

Илона Дроздова:

Конечно, тем более технологии развиваются достаточно большими темпами, и на самом деле сложно предугадать, что нас ждет через 20-25-30 лет, потому что за прошедшее столетие развитие технологий действительно стремительное, и старшее поколение, которым сейчас 80-90 лет, видело на протяжении всей своей жизни развитие тех технологий, которые они в молодости и представить не могли, то есть мы за свою долгую жизнь тоже увидим какую-то трансформацию технологий. Насколько готовы молодые люди воспринимать эту информационную трансформацию и при этом выстраивать очень теплые, грамотные, близкие отношения с теми людьми, с которыми они бок о бок живут?

Татьяна Резер:

Вы правильно затронули очень тонкую тему. Те, которым сейчас 80 лет, их мало, это люди – живые источники, которые помнят Великую Отечественную войну, у меня свекрови 94 года, она была в Твери, их на расстрел водили, когда она девочкой была, а другие уже поколения этих живых источников, которые это видели и могли рассказать, просто не знают, и уже к Отечественной войне они относятся, как к войне 1812 года. Когда мы говорим о патриотизме, может быть, мы что-то неправильно делаем, может быть, мы что-то упускаем, но одно можно сказать, что сейчас будущее будут определять 4 основные мегатехнологии: это нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии и когнитивные технологии. Но вопрос в том, что человек – это объект или субъект научного познания, это объект или субъект профессиональной деятельности, и самое главное – необходимо остановиться, где допустимые границы, где уже субъектная сущность перешла бы в объектную сущность, ведь когда мы говорим про искусственный интеллект, стоит вопрос об этом, и биоэтика не просто так введена.

Илона Дроздова:

Насколько уважение близко к эмпатии?

Татьяна Резер:

Мы несколько исследований проводили, определяли, как студенты относятся к жизни, и мы выявили социальных анархистов и социальных альтруистов, и причем социальных анархистов 19 процентов, у них анархизм

проявляется в том, что они хотят свободы, трудиться хотят меньше, но власти надо много-много-много, хотят управлять. А вот социальные альтруисты тоже свободы хотят, они хотят, потому что они молодые, но альтруисты хотят трудиться, им власти много не надо, деньги, конечно, чтобы платили, заработную плату за это. И когда мы стали дальше смотреть, то они не хотят ни свергать власть, большая часть хочет сохранить какие-то традиции и наработать свои. Когда мы дальше исследовали отношение молодежи к опыту старших, у нас получились такие цифры: 53-м процентам, чуть больше половины, а я еще продолжаю это исследование, интересен опыт старших.

Илона Дроздова:

Насколько у молодого поколения власть ассоциируется с профессионализмом? Достижение власти и возможность влиять на какие-то процессы, насколько они связывают это неотъемлемо с профессионалом, который получает власть, или для них это не является тождественными понятиями?

Татьяна Резер:

Власть как сама по себе, то есть я хочу быть руководителем.

Илона Дроздова:

Но при этом получается, профессиональной подложки это желание не имеет.

Татьяна Резер:

Да-да, если мы понимаем, чтобы стать руководителем, это должна быть какая-то этапность, а здесь понимание идет – я занимаю место руководителя, это возможно, что вдруг сработает социальный лифт, и тогда у меня все будет хорошо.

Илона Дроздова:

То поколение, которое Вы исследовали, для них власть – это именно как возможность большего заработка или это возможность проявлять свои мечты, потому что некоторые ведь тоже используют вопрос власти, вопрос руководства для достижения своего саморазвития?

Татьяна Резер:

Тесты так были составлены: власть как возможность заработать деньги, имея властные полномочия, и власть как быстрая реализация себя.

Илона Дроздова:

А для чего им быстро реализовывать себя?

Татьяна Резер:

Есть такое понятие, и я иногда задаю вопрос: «Мы в каком обществе живем?» – тишина, я спрашиваю: «Скажите, какой у нас строй, капиталистический, социалистический?» Знаете, что меня удивляет – кто-то через какое-то время начинает говорить: «Да вроде бы капитализм».

Илона Дроздова:

Потому что молодежь, мне кажется, полярная в части своих желаний и достижений. Есть очень целеустремленные молодые люди, которые действительно понимают, им интересно, они хватаются за любую возможность проявить себя, и они готовы отдавать себя обществу, то есть для них это действительно стиль жизни, для них это интересы жизни, для них это форма самопроявления. Есть молодежь крайне пассивная, и поскольку я общаюсь с молодым поколением, когда задаешь вопрос: «Где ты хочешь работать, в какой компании, кем ты себя видишь через 2, 3, 4 года», – этот вопрос тоже иногда ставит в ступор ребят, они даже в своих фантазия не прорисовывают свою дальнейшую карьерную траекторию, образовательную траекторию. А есть ребята, которые очень нацелены на конечный результат. И вопрос – уважение к опыту старшего поколения тоже очень демонстративный, есть ребята, которые относятся крайне с уважением и пониманием заслуг старшего поколения, относятся к старшему поколению как к наставникам, как к учителю, как к товарищу, то есть когда интересно общаться. Но мне кажется, что сегодня мы настолько уходим в социальные сети и настолько уходим в гаджеты, что интересы такого личного общения друг с другом нивелируются, потому что иногда о чем разговаривать, когда интереснее посмотреть визуальный контент в смартфоне.

Татьяна Резер:

Я была в Минске на конференции, и мы говорили о цифровизации, там очень интересный был доклад, была секция психологические особенности цифровизации, было проведено большое исследование, оно опубликовано в российских журналах, которое называется смартфон-зависимости, и смартфон-зависимость действительно вызывает депрессию, агрессивные реакции. И если мы говорим об алкоголизме и наркомании, то там есть химическое вещество, а смартфон не имеет химического вещества, но в организме происходят те же самые процессы и та же самая зависимость, та же самая реакция. Есть понятие кибераддикция, сейчас с магистрантом мы пишем магистерскую диссертацию, этим вопросом занимаемся, очень большое исследование проведено. Всемирная организация здравоохранения только в 2022 году вводит этот термин в международную классификацию заболеваний, она даже не признается заболеванием. Я не говорю о том, что у нас тотальный конфликт отцов и детей идет, нет, это просто новое поколение, и новое поколение, которое идет с новым понятием свободы.

Илона Дроздова:

Вопрос конфликта предполагает какой-то диалог, а мы видим, что сейчас диалог в большинстве случаев вообще нивелируется.

Татьяна Резер:

Этого диалога нет. Если раньше молодой человек воспитывался в социальной среде и шел по этим разным точкам, а сейчас он в цифровой среде, и что он возьмет из этой цифровой среды, какие ценности. Ведь здесь еще важно понятие свободы. Иммануил Кант в свое время сказал, что свобода есть воля, ограниченная разумом. Включается разум, но появились постструктуралисты во Франции, это 60-е годы прошлого столетия, и они сказали, что есть другое понятие свободы, Кант устарел, свобода – это воля без границ. И когда было сказано без границ, то есть моральные нормы уже перестают действовать, мы получаем безграничную информацию, и получаем ее через цифровую среду. Есть базовые и есть инструментальные ценности, базовые в семье, и любая семья будет их сохранять. Есть хорошее русское слово домострой, строю свой дом, и каждый в своем доме будет сохранять традиции семьи. Но есть инструментальная ценность, которую молодой человек берет в этой цифровой среде, и плюс в студенческой жизни в высшей школе и во время профессионализации.

Илона Дроздова:

Какими инструментами мы можем на сегодняшний момент повлиять на эту ситуацию?

Татьяна Резер:

Должны выйти какие-то санитарные требования к смартфонам, например, во Франции пришли в школу, смартфоны все положили в личный ящик. Во-вторых, на занятиях я смартфон использую для того, что мы идем, допустим, на сайт Президента, когда изучаем в Конституции такие органы, как Государственный совет или Совет безопасности, то есть я очень внимательно слежу, чтобы смартфон стал для поиска, они это умеют, они это быстро находят.

Проводили исследования: ты можешь час без смартфона просидеть, полтора часа. Всего 15 процентов студентов ни разу за занятии не отвлекались, что пришло на WhatsApp, на почту, 5 процентов один раз все равно заглянут, еще 10 процентов два раза, а остальные 4-5 раз отвлекаются за занятие, мы делали анонимно опрос.

Илона Дроздова:

Казалось бы, такими элементарными вопросами мы, сами того не видя, убиваем собственный воспитательный иммунитет.

Татьяна Резер:

Такое же опасение было, когда телевидение появилось, что телевизор поглотит молодежь. Телевизор сейчас молодежь не смотрит, он не поглотил нас.

Илона Дроздова:

Телевидение сейчас – это канал получения информации для старшего поколения, и тоже в зависимости от того, какой канал смотрят. И тот контент, который мы сейчас видим из федеральных каналов, развлекательных каналов, на самом деле далек от воспитательной функции и от правильной модели идеологии в части уважения, преемственности поколений, то есть тот уровень ток-шоу, которые на сегодняшний момент обеспечивают рейтинги каналам, он-то как раз не способствует устойчивости психики, в том числе и молодой психики.

Татьяна Резер:

Мы спрашиваем, почему у нас стали курить женщины и девушки. А давайте вспомним, сколько лет у нас на каналах было Мarlboro, показывали, что надо делать, в итоге мы получили – мама идет с коляской, сигарета и бутылка пива. Она этот образ видела, причем она видела очень красивую картинку, профессионально сделанную, а опыт и критическое мышление у нее не были развиты. Появилась новая культура повседневности, и она, может быть, стала результатом этих бесконечных реформ системы образования. Если мы возьмем нашу общеобразовательную школу, то мы разрушили ту систему воспитания, которая была. И опять могу привести магистерскую диссертация, писали мы с молодым человеком, он преподаватель английского языка, ему стало интересно развитие детского самоуправления в России, кстати, в журнале «Право и образование» моя статья вышла о детском самоуправлении, и он сделал исследование с времен Петра, как осуществлялось детское самоуправление. И когда мы пришли к Советскому Союзу, там была система, пионерская зорька, Артек, пионерские вожатые, газеты, журналы, система работала, и все источники были заняты на эту систему. А сейчас мы это разрушили.

Илона Дроздова:

Понятно, что уважение, трансформация этого понятия, можно сказать, что это и медицинская проблема в том числе, если мы рассматриваем ее с точки зрения психологии мозга, и при этом молодой человек в школе 10 лет учится, высшее учебное заведение, если он потом продолжает свою учебу, 4-5 лет, то есть 15 лет – это достаточно большой отрезок времени, когда мы можем оказывать влияние на подрастающее поколение. Какие у нас есть возможности, какие опасения, Вы как профессионал, который занимался этой проблемой на уровне научных исследований, что можете сказать, подсказать в этом вопросе?

Татьяна Резер:

Каждый человек должен быть ответственен за свои результаты профессиональной деятельности, и разговаривать с молодыми людьми, со студентами надо не унижая их, а понимая их проблемы. И если ты сохраняешь гражданскую позицию, если ты им честно говоришь, что действительно у меня есть где-то претензии к нашему государственному управлению, ты вступаешь в диалог, и я глубоко убеждена – молодых людей у нас много, но у нас есть опасность завладеть тотально сознанием наших молодых людей, да и мы тоже можем попасть под этот нейминг. Поэтому понимая все это через преподавательскую деятельность, через уважение, через социализацию, и рассказ где-то на своих дисциплинах хороших примеров, я думаю, что мы можем решить эту проблему, нас ведь много.

Илона Дроздова:

И как раз Лига преподавателей высшей школы, мы с Вами пропагандируем такое профессиональное общение, это формат обмена и интеллектуальными наработками, и профессиональными наработками, и вопрос общения друг с другом, сейчас система онлайн развивается семимильными темпами, но ничто не заменит никогда личного, живого общения, информирование идей, трансформация этих идей, и нам всегда очень приятно, когда наши дипломники, когда наши ученики становятся не просто студентами, а когда подхватывают наши идеи и вступают с нами в такой интересный и научный диалог, вот этот момент заинтересованности в профессионализме друг друга – это один из кирпичиков, которые помогают нам цементировать эту проблему.

Татьяна Резер:

Еще одна мысль пришла сейчас, а ведь за мораль нового общества в современных социально-экономических условиях ответственно старшее поколение.

Илона Дроздова:

Спасибо Вам огромное за такую интересную беседу, мы были на канале Мediametrics, передача «Интеллектуальный капитал», спасибо за внимание, до новых встреч.