{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Илона Дроздова к.э.н., доцент Российского университета транспорта (МИИТ), зам.председателя Лиги Преподавателей Высшей Школы 22 ноября 2021г.
Образовательные траектории школьников
Говорим о том, что такое "образовательные траектории". Какие они есть в современной России? Зачем из изучать? Что дают образовательные траектории школьнику, родителю, работодателю? С какого возраста школьник может участвовать в данных траекториях.

Илона Дроздова:

Уважаемые друзья, коллеги, слушатели, добрый день, мы приветствуем вас на передаче «Интеллектуальный капитал» радио Мediametrics. Лига преподавателей высшей школы проводит цикл передач под названием «Интеллектуальный капитал», в которых мы рассуждаем и обсуждаем вопросы, актуальные для сегодняшнего развития молодежных проектов, вопросы образования, школьных проектов. Сегодня гостем нашей студии мы пригласили Мялкина Игоря Васильевича, преподавателя, доцента, директора школы, он является победителем конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «Молодые научные и педагогические таланты», и сегодня будем рассуждать о карьерных траекториях школьников. Игорь Васильевич несмотря на то, что участвовал в номинации «Молодые научные и педагогические таланты», за свою карьерную траекторию уже смог достичь основных ступеней профессионального роста. Расскажите сегодняшний Ваш статус, чем Вы занимаетесь.

Игорь Мялкин:

Сейчас я являюсь директором школы №10 в городе Выкса Нижегородской области, также являюсь доцентом выксинского филиала НИТУ МИСиС. Я пришел в школу из высшего образовательного учреждения, я был зам. директора по науке, потом перешел на должность директора школы.

Илона Дроздова:

Мне кажется, это не очень привычная ситуация, обычно стараются карьерную траекторию выстроить наоборот, из школы в высшие учебные заведения, а тут у Вас судьба сложилась таким образом, что Вы свой опыт, наработанный в высшей школе, теперь применяете непосредственно к школьникам. Как он помог Вам понять, что же нужно школьнику, потому что мы как преподаватели работаем уже с готовым школьным продуктом, когда к нам поступают абитуриенты, и мы сталкиваемся с теми нюансами, которыми Вы сейчас активно занимаетесь.

Игорь Мялкин:

Школа – это образовательная траектория, как школьнику выстроить, когда он поступает 1 сентября в школу в первый класс, и как выйти уже после 9 или 11 класса, ту траектория обучения, которую он хочет получить, какие факторы на это влияют и зачем ему вообще надо эти траектории знать.

Что такое понятие образовательные траектории? Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Но тут надо знать отличия индивидуальной образовательной траектории от персонализации обучения. Персонализация обучения – это когда участвует только сам учащийся, то есть сам школьник, а в траектории участвуют все, кто его окружает, в том числе и педагоги. На выбор образовательной траектории влияют 4 фактора: место проживания, качество образования в средней школе, ресурс домохозяйства и образовательный статус родителя.

Илона Дроздова:

В каком возрасте школьник начинает задумываться о том, кем бы он хотел быть? Понятно, что это не средняя школа, но по крайней мере единицы школьников в средней школе явно понимают, что они хотят, может быть, они, скорее, понимают чего они не хотят?

Игорь Мялкин:

Школьники больше понимают, чего они не хотят, а что они хотят, мало понимают. Мы недавно проводили опрос среди наших школьников, кем они хотят быть, это сейчас мировые тенденции в России, все хотят быть блогерами либо архитекторами моды, других вариантов нет, только единичные случаи,

которые хотят стать врачами, учителями, а работниками крупных предприятий близится к нулю.

Илона Дроздова:

Что предлагает ваш регион, Нижний Новгород, это все-таки не так далеко от Москвы, это не совсем региональная история, школьники имеют возможность увидеть перспективы, остаться ли у себя в регионе или уехать, или они в этом возрасте на эти темы еще не рассуждают, не думают, это больше к вузовской среде?

Игорь Мялкин:

Процесс уезда из города для школьников – это очень большой показатель. Большинство школьников, особенно кто находится в сельских местностях, моногородах, все хотят уехать в крупные города и там остаться. Им без разницы, какую специальность выбрать, какой вуз, они хотят просто уехать из города.

В мае месяце я со школьниками разговаривал и спрашиваю: «Куда вы хотите поступать? – Мы хотим в Москву. – Вы какие вузы выбираете? – МГУ, Высшую школу экономики. – Ты, видимо, не хочешь в Москву ехать, потому что ты не выбираешь запасной путь, чтобы там остаться, потому что можешь не пройти в эти два топовых вуза». А другой выбирает те вузы, где мало проходных баллов, чтобы просто оказаться в Москве и там закрепиться.

Илона Дроздова:

И как раз вопрос карьерной траектории, Вы как директор школы какие задачи перед собой ставите в части формирования этой карьерной траектории и образовательной траектории изначально?

Игорь Мялкин:

Больше образовательной траектории, чтобы повлиять на их выбор, чтобы они правильно выстроили свои профессиональные навыки. Сейчас модно после 9 класса школьникам уходить в СПО, среднее профессиональное образование. Почему они это делают? Они все боятся сдавать ЕГЭ, и после СПО можно поступить в высшее учебное заведение уже без ЕГЭ на основе вступительных испытаний самого вуза. По мнению Росстата, 50 процентов школьников после 9 класса уходят в колледжи, это тенденция в Нижегородской области и по всей России. У нас колледж переполнен школьниками. Школьники говорят, что мы там получим образование, профессию, мы можем работать и потом получать то высшее образование, которое нам надо, то есть в СПО мы можем понять, нужна нам эта профессия либо нет, без ошибки, чтобы потом можно выбрать уже в высших учебных заведениях ту профессию, которая им более близка. Они в 9 классе маленько не сформировали свою точку зрения, например, пошли на металлурга поступать, отучились 4 года на металлурга в СПО, а им ближе химия, педагоги, врачи, то есть они уже повзрослели, смотрят другими глазами, пообщались с другими людьми, окружение совсем другое стало. А те, кто в 10 класс идут, они более привилегированный класс, то есть те, кто настроен не на профессию, а на получение знаний.

Илона Дроздова:

Насколько для школьников вашего региона профессия важна с точки зрения поддержания себя материально, или это на плечах родителей все равно до определенного возраста? Не получается ли так, что школьник образовательную траекторию выбирает еще с учетом того, что он хочет зарабатывать, глядя на этих блогеров, на соцсети, где массово пропагандируется, что онлайн-продукт может принести гораздо больше материальных благ, нежели обучение в вузе?

Игорь Мялкин:

В основном у всех школьников, начиная класса с 6, это материальное, то есть это заработок, когда они могут уже подрабатывать. Путь из 9 класса не в 10, а в СПО – это уже то, что ты получаешь профессию и можешь работать, то есть это материальный достаток и независимость от родителей.

Илона Дроздова:

Вообще для регионов высшее образование нужно или все-таки для региональных производств важнее СПО? Как директор школы что Вы видите на месте, потому что есть такая проблема, что иногда даже крупные предприятия говорят, что нам не нужен специалист с высшим образованием, дайте нам человека, который умеет руками грамотно делать на производстве продукт?

Игорь Мялкин:

По этому вопросу дилемма, предприятию нужен хороший работник, который может руками сделать что-то, но чтобы сделать руками, надо эти руки правильно сформировать, то есть это должны быть какие-то знания, знания у нас в СПО дают, но не такие углубленные, которые потребуются для высокотехнологичного производства. Если мы хотим получить достойного работника, он должен пройти путь СПО, а потом высшего учебного заведения, чтобы он был идеальный сотрудник, который нужен для работодателя. У нас на территории, где я директор школы, есть Выксунский металлургический завод, он вкладывает деньги в развитие этих образовательных траекторий. Ему нужен потенциальный работник, они поддерживают как траекторию школа-СПО-вуз, также поддерживают траекторию школа-вуз-работодатель. Им нужен каждый человек на своем месте, потому что ведь не каждый школьник может потянуть высшее учебное заведение, мы не должны говорить, что высшее образование должно быть массовым, мы должны создавать элиту, которая будет давать знания и умения другим людям на производстве.

Илона Дроздова:

Тем более, изначально же специфика была как инженерное направление, оно и строилось, чтобы специалисты, которые уже что-то умели делать, потом шли за теоретической подготовкой с тем, чтобы вернуться на места и выстроить КПД своей деятельности. У Вас такой огромный опыт работы в регионе, у Вас очень богатая связь с производством Нижегородской области, насколько эта карьерная и образовательная траектория на сегодняшний день поддержана работодателями?

Игорь Мялкин:

Она поддерживается даже не на словах, а именно в денежном вопросе, потому что это основной источник, если есть деньги, мы можем сделать что-то. Это различные мероприятия по поддержке талантливых школьников, различные форумы, их встречи с работодателем, объяснения, какие они получают бонусы, если придут на каждое из этих предприятий, то есть у каждого предприятия есть готовые стратегии привлечения школьников, особенно если крупные предприятия. И если школьник приходит на их территорию потом работать, какие бонусы он получит, этот самый главный вопрос у школьника – что мы получим, если будем работать здесь.

Илона Дроздова:

Сколько школьников может принять на сегодняшний момент предприятие? Выпускается в школе ежегодно человек 100?

Игорь Мялкин:

Больше. Если это 9 класс, больше 2000 в одном городе, если 10-11 класс, это уже штучный продукт, 300-400 человек. Если брать Нижегородскую область, предприятия 70 процентов школьников готовы взять на свои рабочие места.

Илона Дроздова:

Рынок труда практически обеспечен, и хорошо еще, если это история не разовая, а возобновляемая хотя бы на протяжении двух-трех лет, то получается индивидуальная проработка пожеланий компании по отношению к собственному развитию.

Игорь Мялкин:

На территории Нижегородской области находятся крупные предприятия, Роснано, металлургический завод, другие предприятия. Заводы создают новые места, но при этом у них дефицит кадров очень большой, особенно высокотехнологичных, инженерных кадров не хватает из-за того, что школьники из малых городов хотят просто уехать и работать просто в большом городе, Москва, Санкт-Петербург, им лучше работать в крупном городе в магазине, чем на высокотехнологичном производстве. И по уровню зарплаты он будет в магазине в Москве получать меньше, чем на высокотехнологичном производстве. Уровень зарплат, если брать металлургический завод, от 50 плюс соцпакет, плюс если ты работаешь долгое время, то могут быть еще бонусы в виде квартир, машин.

Илона Дроздова:

Это еще очень большой вопрос просветительской деятельности, донести до школьника понимание того, что он может свой карьерный старт сделать в своем родном городе, набраться опыта, получить какие-то уникальные знания работать и руками, и своим интеллектуальным капиталом, и уже потом через какой-то период времени выстраивать свою карьерную жизнь с прицелом на крупные города. Но вот это понимание того, что лучше ты получишь какую-то интеллектуальную профессию, даже если ты будешь начинать с СПО, это намного интереснее, лучше и даст больше возможностей с точки зрения трудоустройства потом, нежели сразу стартануть в большой город и потеряться.

Игорь Мялкин:

Это большая проблем не только для моногородов, областей, а в целом для России,недаром же Президент говорит, что мы должны развивать инженерное образование. В каждом вузе сейчас увеличивают количество бюджетных мест именно инженерных образований, потому что их не хватает, они нужны на производстве, потому что если ты сейчас выпускаешься инженером, то тебя компании берут с руками и ногами, особенно если у тебя средний балл по диплому от 4 и выше, то есть они в очередь выстраиваются, сами работодатели приходят в вузы, года 3-4 они постоянно там обитают и ищут своих потенциальных работников.

Илона Дроздова:

Это опыт Вашей школы или у Вас уже выстроена в регионе цепочка образовательной траектории, где достаточно большое количество школ включено в этот процесс, или это Вы как пионер, как первопроходец?

Игорь Мялкин:

Большинство школ области хотят в таком процессе работать, самая главная задача, чтобы школьник выучился и задержался в своем городе.

Илона Дроздова:

А как школьник узнает об этой образовательной траектории, на каком этапе с ним начинают аккуратненько эту просветительскую деятельность вести, чтобы он чувствовал органику, чтобы это не было насильное включение в мотивационную структуру, а чтобы он понимал, что это искренняя забота, что это естественный процесс?

Игорь Мялкин:

Первые, кто его вводит в эту образовательную траекторию, это его родители, родители начинают даже не со школьных ступеней, а как он рождается, рассказывать о различных профессиях, и ребенок все это откладывает себе в голове, на подсознании, и в какой-то момент он может сформировать, что ему надо, потому что многие родители говорят, что этим не надо работать, этим тоже не надо. Ребенок понимает, а зачем ему идти в те же учителя или врачи, там же все плохо. И он потом берет мамин телефон и смотрит блогеров, у них там все хорошо. И получается, что он хочет быть блогером. Следующая ступень – он приходит в школу, учителя вводят его в образовательную траекторию, его окружение, а потом уже с класса 7 начинается образовательная траектория со стороны работодателя.

Илона Дроздова:

А школа? На каком этапе Вы как директор школы приходите в класс, или Вы не входите в класс?

Игорь Мялкин:

Я каждый день посещаю классы.

Илона Дроздова:

Как школьник понимает, ему сейчас 13 лет, через год ему будет 14, он сможет уже зарабатывать свои деньги совершенно законно, легально, как он в 13 лет начинает потихонечку понимать, что у него есть возможность на ближайшую пятилетку, для него это очень долго, то есть для 13-14-летнего человека 20-летний – это непонятный горизонт, как он понимает, что он в этом городе, закончив эту школу, дальше что-то конкретно может, ему же не на блюдечке все это преподносят, ему говорят, что ты должен по крайней мере 9-й класс хорошо закончить. Мы прекрасно понимаем, что есть разные дети и есть разная мотивация, есть разные системы, для кого-то ОГЭ на сегодняшний момент сдать – это тоже большой стресс. Мы как профессионалы заинтересованы в том, чтобы получить в высшую школу качественный продукт в виде школьника, потому что нам с ним потом работать, государство заинтересовано в качественных кадрах, работодатель проводит достаточно большую работу прикладную, точечную, выстраивает образовательную траекторию.

Но здесь главный момент – это как раз школьник, который должен захотеть прийти и не уйти с этого производства, через полгода не бросить. Как донести школьнику эту образовательную траекторию, как системно Вы это выстраиваете, это же очень интересно и сложно?

Игорь Мялкин:

Это не просто сложно, это архисложно. Есть два примера на моей практике. Один ребенок уже выстроил свою образовательную траекторию на 10 лет вперед, он каждый день прописал, что ему надо, в блокноте, что ему надо изучать такие-то предметы, он должен сдать уровень ЕГЭ на столько-то, поступить в определенный вуз на определенную специальность, и он этой траектории поддерживался все 10 лет, когда я только начинал. И ребенок по тому, что он выстроил, ему помогали в этом учителя, тот же самый работодатель, и он пришел к работодателю на эту территорию, он этого сам хотел. А другой не знал, кем быть, ему без разницы было какие сдавать экзамены, как учиться, куда погружаться, и он не мог выбрать. С ним работали учителя, родители, и он до сих пор не может найти себя в этой траектории, кем он хочет быть, он уже и там поработал, и там, получил два высших образования, не знает, как поступить. Вопрос на местах, мы вкладываем ресурсы, а уж как будет ответ школьника на это, мы не можем даже предсказать.

Илона Дроздова:

На самом деле очень сложный момент, просто мы-то видим эту ситуацию со стороны высшей школы, и к нам тоже приходят работодатели. Если это бакалавриат, в начале четвертого курса у нас уже идет точечная заточка, когда компания готова отбирать под себя 5 человек либо 25 человек, если это поток 100, заключать с ними договоры, с вузом, это трехсторонний либо двусторонний, как целевое обучение практически проходит, то есть ребенок, отучившись, потом обязан какое-то количество лет в этой компании отработать, поскольку на последнем курсе компания действительно вкладывает в него дополнительные компетенции. Мы на уровне высшей школы видим потребности не только больших компаний, холдингов, но и маленьких компаний, которым нужен точечный продукт.

Просто на уровне СПО кажется, что здесь действительно вопрос того, что пока ребенок не поймет, чем он хочет заниматься, очень важно о стороны школы и со стороны работодателя донести, что он может получить. Расскажите про этот механизм, мне кажется, что Ваши коллеги заинтересуются практическим механизмом, как в своем регионе они смогут это реализовать.

Игорь Мялкин:

На уровне школы работодатель – это больше всего профориентация, познавательная деятельность в этой области, то есть чтобы ребенок мог заинтересоваться какой-то областью, даже сферой, например, экономикой, и его подтолкнуть в эту сферу экономики, дальше поступать в высшее учебное заведение, заинтересовать его инженерным образованием, и он перейдет в инженерный вуз, заинтересовать со стороны врача – он перейдет в медицинский вуз.

Если это больше просветительская деятельность, например, металлургический завод в каждой школе устанавливает целые билборды, где рассказывает о своих плюсах, показан карьерный рост в этой компании, что в нашей компании можно строить карьеру четырьмя способами, то есть карьера социальная, управленческая, волонтерская, вы можете не только работать, но и строить карьеру в той горизонтали, которая вас устраивает, необязательно быть управленцем, всегда идти вверх. А можно с социальной миссией выступать на заводе как волонтер, либо карьера профессионала, то есть ты станочник, начинаешь участвовать в международных конкурсах, World skills побеждать, то есть ты становишься профессионалом в своей области не только на одном заводе, но и на всей территории.

Илона Дроздова:

Вы за достаточно короткий период времени собственную образовательную карьерную траекторию выстроили просто фантастически, что Вас лично мотивировало? У Вас очень крутой виток, и МИСиС, и победитель достаточно серьезных конкурсов, директор школы, Вы на сегодняшний момент входите в совет молодых ученых Нижегородской области. Как Вы свой опыт трансформируете?

Игорь Мялкин:

Я по образованию не педагог, по образованию я химик, закончил Лобачевского, химический факультет, защитил там кандидатскую диссертацию. И в определенный момент, когда я учился, мне встретились преподаватели, которые мне подсказали, что если ты пойдешь по этой траектории, по химии, то ты можешь не достичь успехов, которых ты хочешь, а если пойдешь по образовательной траектории, это намного лучше, мы тебе подсказываем, но твой выбор, и тебе решать. Я принял решение, что я попробую работать в образовании, потом я уходил на производство, и все-таки были правы мои учителя, что я не могу без образования. У меня всегда на столе лежит подсказка – сфера образования нуждается в свежих идеях и людях, которых смогут их воплотить в жизнь. И я поддерживаюсь лет 5 этого высказывания, что мы люди, которые будут воплощать образовательную траекторию, которая поможет школьникам, а помощь школьникам – это не только им помощь, это помощь всей нашей стране. Если мы правильно и быстро настроим на нужный лад, то мы получим процветающую страну с процветающим производством и ростом ВВП.

Илона Дроздова:

Если мы будем к школьникам относиться именно с таким трепетом и такой заботой, это обеспечит нам достаточно быстрое процветание. Но мы на местах реально видим, что ребенок видит уставшего папу, уставшую маму, видит перспективы социума, в котором он живет, он все-таки большую часть времени общается со своими сверстниками, и хорошо, что Вам выпала удача, Вы оказались рядом с людьми, которые подсказали вовремя, и плюс ко всему Вы обладали таким потенциалом и талантом исследовательской деятельности, но не вся же у нас молодежь такая. Мне кажется, тот уровень пропаганды образования, который на сегодняшний момент идет с экранов телевидения, соцсетей, пропагандирует не эти постулаты, о которых мы сейчас говорим. Соцсети пропагандируют интересный контент, красивую картинку, они пропагандируют быстрый заработок, интересную жизнь, а то, что интересная жизнь может быть обеспечена в том числе и образовательным ресурсом, это то, с чем на местах и Вы, как представитель школы, и мы, как представители вузовской среды, ежедневно сталкиваемся в нашей текущей работе.

Игорь Мялкин:

Да, ребенок видит, как мама и папа приходят уставшие, им становится не до ребенка, школа становится основном источником воспитания, потому что многие родители поглощены работой либо другими личными вопросами. Они заходят в Youtube, там быстрые деньги, живи быстро, умри молодым, это сейчас такой тренд. Как рассказывал один мой преподаватель, он понял смысл образования, смысл защиты кандидатской и докторской только в 50 лет. Говорит, я в 20 лет защищал кандидатскую, платили крошечные стипендии, не было довольствия, а кто с ним учился в классе, закончили СПО, они уже работали, получали большие деньги на производствах, ездили на машинах. И только к 50-ти годам он понял, что он накопил тот уровень образования, который позволяет ему сейчас жить в достатке, а те, кто так и остались без образования, без каких-то своих образовательных траекторий, так и остались на тех же заводах, на этом же уровне, с этим же доходом зарплаты, у них ничего нового не появилось, они потом приходят и своим же детям говорят, что все плохо, что не надо учиться, надо просто взять кувалду и идти стучать ею, вот это самое страшное в нашей работе.

Илона Дроздова:

Я сама вижу, насколько быстро меняются тенденции, насколько быстро меняются технологии, мне кажется, предугадать, что нас ждет в технологическом понимании лет через 15 – это не сказать фантастика, но степень развития и убыстрения информационных технологий дает понимание того, что перед этим молодым поколением, которое мы сегодня выращиваем, открываются огромные горизонты, огромные перспективы применения себя через свой профессиональный контент, свой профессиональный уровень. Вот здесь как раз смычка и СПО, и высшего образования, и тех предприятий, они ведь тоже могут развиваться, я не хочу сказать, что семимильными темпами, понятно, что все это зависит от материальной базы, материально-технической во многом, но вот это понимание того, что перед ребенком открыт весь мир, даже несмотря на ту пандемию, которая сейчас присутствует, цифровые технологии обеспечивают нам общение всего мира друг с другом, какие-то коррективы офлайн-системы существуют. Насколько широта понимания того, что у ребенка все впереди, встраивается в эту образовательную траекторию, или они не идут на этот диалог в таком контексте?

Игорь Мялкин:

Они смотрят на будущее, им рассказываешь, что вот этого может не быть через 10 лет, они даже не знают почему: «Мы будем думать». Они очень долго думают и не встраиваются в эти траектории, которые на самом деле нужны именно сейчас, а что будет через 10 лет – время покажет.

Илона Дроздова:

Как Вы свой педагогический контингент мотивируете встраиваться в эти образовательные траектории? Понятно, что Вы как директор школы можете пропагандировать все что угодно, но Вы управляете коллективом, который тоже ежедневно входит в класс, и он транслирует эту идеологию. Насколько Вы чувствуете поддержку Ваших коллег?

Игорь Мялкин:

С коллективом мне повезло, 100 процентов у меня коллектив настроен только на работу со школьниками, чтобы они получили знания, и чтобы потом было сказано за эти знания спасибо.

Илона Дроздова:

Приятный момент, когда единомышленники разделяют и твою позицию, и те желания, которые ты выстраиваешь. Мы в период приемных кампаний достаточно активно работаем с абитуриентами, и в любом вузе есть определенный функционал, который завязан на то, чтобы мотивировать школьников к себе. Насколько тесно Вы чувствуете, что на сегодняшний момент вузы понимают, что им нужно? Школьник ничего не понимает, что ему нужно, он идет в основном либо по мнению родителей, либо по мнению того педагога-авторитета, которого он в школе слушает, насколько на сегодняшний момент вузы готовы внятно объяснить школьнику, что они могут предложить?

Игорь Мялкин:

Вузы сейчас вышли на тот этап, который понятен школьникам, что им предлагают. Я не беру сейчас СПО, я имею в виду тех, кто заканчивает 11 классов, в 90 процентах, когда вузы проводят профориентацию, им понятна доскональность, то есть если они поступают в этот вуз, они уже весь сайт прошерстили, знают конкурсы, мероприятия и уже могут задать вопросы и общаться с профориентационной кампанией не на вы, а на ты. Если брать уровень СПО, то там сложнее ситуация, в СПО 50 процентов выпускников не понимают, для чего высшее образование.

Илона Дроздова:

То есть вузы просто не заходят в СПО с грамотным понимаем?

Игорь Мялкин:

Они заходят, притом очень много, но до студентов СПО им труднее достучаться, потому что студент СПО понимает, что у него есть профессия, зачем ему еще профессию получать, ему дали диплом, иди работай, зарабатывай деньги, зачем еще одно образование, учиться еще 4 года либо 3 по сокращенной программе, им непонятно. Школьники знают, зачем они страдают в школе, чтобы потом сдать ЕГЭ, поступить в вуз, выучиться и пойти.

Илона Дроздова:

Насколько заработок школьника, который заканчивает СПО и идет в профессию, сопоставим с заработком его родителей, которые имеют высшее образование?

Игорь Мялкин:

Таких конкретных данных нет. Если у ребенка родители имеют высшее образование, в 95 случаях процентов ребенок тоже получает высшее образование вне зависимости от того, какую траекторию он выбирает, либо после 9 класса идти в СПО, либо в 10 класс. А уж денежный вопрос – тут уже как получится.

Илона Дроздова:

Если ребенок получил профессию и реально понимает, что он зарабатывает ровно столько же либо чуть меньше, чем его родители, которые закончили высшее образование, то понятно , что если для него на сегодняшний момент мерилом успеха являются деньги, а это для многих является единственным важным критерием, то в его миропонимании не складывается картинка зачем ему тратить 3-4 года, терять тот доход, который он имеет сейчас, если потом он выйдет на ту же самую точку своего развития.

Здесь же вопрос еще заключается в том, что мы на самом деле не всегда пропагандируем, что высшее образование – это еще и определенный круг общения, это общение по интересам, формирование интересной жизни, которая будет в дальнейшем обеспечивать не только материальный достаток, но и комфортную интеллектуальную жизнь, но к этому ты приходишь уже более зрелым человеком, а школьнику хочется заработать карманные деньги и тратить их на свои сиюминутные потребности. Я сама как преподаватель Российского университета транспорта тоже общаюсь со студентами разных курсов, и даже на третьем, на четвертом курсе есть ребята, которые абсолютно точно заточены на заработок, есть ребята, которые заточены на заработок, для того чтобы эти деньги в ближайшем клубе потом максмально комфортно для себя потратить. Мотивация разная даже среди ребят, которые действительно осознанно поступают в вуз, то что говорить про школьников. Поэтому очень интересно, вот эта образовательная траектория, с какого класса, с 5, 6, с 9 начинается это встраиваемое зерно?

Игорь Мялкин:

Зерно надо выстраивать с 5-7 класса, чтобы в них это зерно зарождалось и расширялось, больше профориентационными работами, игровыми на уровне учителя, потому что учитель для них первоисточник. Если учитель в 5 классе говорит, что небо синее, значит оно синее. В 7 классе он уже меньше верит учителю, что небо синее, а в 9 классе он уже не верит учителю, что небо синее, он скажет, что оно не синее.

Илона Дроздова:

Какой год Вы уже директор школы?

Игорь Мялкин:

Второй год.

Илона Дроздова:

Поменялось ли миропонимание того, что нужно школьнику, когда Вы находитесь на административной позиции? Все-таки сейчас Вы больше администратор, чем преподаватель.

Игорь Мялкин:

У меня поменялась картина на 180 градусов, потому что то, что мы видим в вузах, в которые приходят школьники, это все-таки школьники осознанные, а сколько мы теряем неосознанных школьников, вот это самое страшное. И таких школьников очень много.

Илона Дроздова:

Но среди неосознанных тоже есть ребята, из которых может получиться толк, которых можно заинтересовать и у которых есть потенциал.

Игорь Мялкин:

Я и веду к этому вопросу, найти тех неосознанных и подтянуть их, чтобы было больше осознанных школьников, чтобы они приходили потом учиться, перевернуть картину, из 100 процентов осознанных 50 неосознанных, и чтобы из из этих неосознанных процентов 30 перевернулись к осознанным школьникам.

Илона Дроздова:

Вы говорили, что примерно 70 процентов школьников предприятия сегодня готовы устроить к себе. Каждый год какое-то количество будет прирастать, и эти 30 процентов, которые не являются на сегодняшний момент устроенными, их судьба знакома Вам, чем они начинают заниматься?

Игорь Мялкин:

Из 30 процентов многие уезжают в другие города или просто остаются без дороги жизни, они идут просто существовать, то есть это потребительский человек, который просто существует, он где-то поработал либо не поработал, сходил в определенный магазин, купил, опять проснулся, хочет – поработает, хочет – нет, и опять идет в магазин, то есть неблагополучные.

Илона Дроздова:

В основном Вы сотрудничаете с высшими заведениями своего региона или у Вас налажены какие-то связи с вузами, куда ребята хотят уезжать?

Игорь Мялкин:

Мы настроены на свой регион.

Илона Дроздова:

Это правильно, потому что Вы должны обеспечивать свою собственную экономику. Но если Вы реально видите, что у ребенка по его миропониманию и по его способностям действительно есть шанс получить бюджетное место в том вузе, в котором он хочет, и это будет вне вашего региона, насколько можете Вы поспособствовать такому талантливому ребенку? Я не говорю только про столичные вузы, может, он хочет уехать в Томск и работать потом в НИИ, или он хочет уехать на Байкал, Иркутска, я фантазирую сейчас, но есть же ребята, их единицы, для которых уехать из региона – это необязательно уехать в Москву и Санкт-Петербург.

Игорь Мялкин:

Многие уезжают не только в Санкт-Петербург, Москву, другие города, просто это единицы, и таким единицам надо помогать. Мы можем связаться с представителями вуза, который, я думаю, не откажет нам в сотрудничестве с нашей школы, чтобы ребенок мог поступить. Если ребенок осознанно понимает, что ему надо уехать, это его жизненный выбор, то школа только двумя руками за, даже ногами за.

Илона Дроздова:

Я как представитель Лиги преподаватели высшей школы, и Вы как представитель Лиги преподавателей высшей школы, все-таки мы Лигу изначально как раз и и задумывали, как профессиональное сообщество, как сообщество помощи друг другу. Может быть, будет интересно даже выстроить какое-то понимание и контент для школьников в плане популяризации своей профессии, своих научных исследовательских разработок, чтобы те преподаватели, которые действительно душой болеют за дело, а у нас большое на сегодняшний момент профессиональное сообщество, может быть, в этой точке мы сможем быть полезными друг другу?

Игорь Мялкин:

Спасибо, я Вам тоже хотел предложить, чтобы Лига открыла дискуссию по поводу взаимодействия Лиги со школами с точки зрения престижа научной преподавательской деятельности. Это же не только преподаватели высшей школы, а также преподаватели СПО, школ, это просто пропаганда почему дети должны стать преподавателями, войти в эту сферу, либо помочь им определиться, вдруг они хотят быть преподавателями, но это не их, перенаправить к другому.

Илона Дроздова:

Спасибо огромное, мне было очень интересно поговорить с практиком в части осветить те вопросы, которые на сегодняшний момент на местах мы как преподаватели высшей школы не видим, а Вы действительно сталкиваетесь с ними, работаете ежедневно с тем материалом, который потом приходит к нам в высшую школу. Спасибо Вам огромное за диалог, я уверена, что мы найдем интересные проекты и точки соприкосновения и выстроим со своей стороны просветительскую деятельность не только в студенческих стенах, но и в школе.

Игорь Мялкин:

Спасибо, я всем желаю здоровья и не болеть, готовиться к Новому году.