{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Юлия Белозерова кандидат экономических наук, заведующий кафедрой продюсерского мастерства Института кино и телевидения (ГИТР) 10 ноября 2021г.
Феномен одаренности
Что такое одаренность? Как учить одаренного подростка? Как не ущемлять интересы других участников группы и не ограничить рост таланта? Как общество относится к талантливым людям? Всегда ли работодатель ищет таланты, способен ли он оценить уровень одаренности претендента? Легко ли работать с неординарными личностями?

Юлия Белозерова:

Добрый день, в эфире программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы. И сегодня с нами в студии Юлия Белозерова и Елена Ляпунцова, руководитель проекта «Золотые имена высшей школы», а также с нами спикер из Нижнего Новгорода Ангелова Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий Национального исследовательского нижегородского государственного университета имени Лобачевского. И говорим мы сегодня о феномене одаренности.

Елена Ляпунцова:

Я Елена Ляпунцова, со мной Юлия Белозерова, зам. председателя Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы, которую мы представляем в студии, и неизменный соруководитель проекта «Золотые имена высшей школы». Этот проект поддержан Фондом президентских грантов, в год науки и технологии проект поддержан Министерством науки и высшего образования, это наше высшее достижение, и мы этим очень гордимся, потому что мы понимаем, что сейчас тройственным союзом мы создаем один из маленьких кирпичиков в интеллектуальном капитале и говорим о профессиональном сообществе, Лига преподавателей высшей школы.

Юлия Белозерова:

Ольга Юрьевна, у Вас были проведены очень интересные исследования феномена одаренности, не могли бы Вы поделиться результатами этого исследования?

Елена Ляпунцова:

Мне хотелось поприветствовать уникальный Нижегородский университет имени Лобачевского, это одна из значимых наших региональных площадок высших учебных заведений, это бренд. Вчера говорили о Южном федеральном университете, ДГТУ, МГТУ имени Баумана, МГИМО, и сегодня мы представляем вузы ГИТР, Лобачевского, и мы говорим о том, что наша задача – объединить и соединить как интеллектуальный капитал с точки зрения одного из важных проектов, который существует у Лиги преподавателей высшей школы, это межвузовский образовательный кластер, и те феноменальные, интересные, уникальные исследовательские результаты, которые Ольга Юрьевна представит в эфире, нам очень важны и значимы, для того чтобы транслировали, для того чтобы мы обменивались опытом. И, возможно, среди вас найдутся те, которым будет это не только интересно, но и захотят принять участие в этом исследовании. Ольга Игоревна, Вам слово.

Ольга Ангелова:

Сначала несколько слов о себе. Я доцент Нижегородского университета, член нижегородского отделения Лиги преподавателей высшей школы и руководитель гранта РФФИ по исследованию поведения одаренной личности. Немножко о команде, потому что проект интересный, у нас междисциплинарная команда, у нас есть и социологи, и психологи, и экономисты, и математики, и педагоги, и юристы, то есть мы пытаемся взглянуть на феномен одаренности с разных сторон, для того чтобы, с одной стороны, понять это многогранное явление, а с другой стороны, попытаться сформировать инструменты помощи одаренным людям в нашей стране, потому что если говорить о том, что тема действительно актуальна и интересна, надо отметить, что сейчас на государственном уровне заложено как одна из основных задач России, развития нашей страны – это создание механизма реализации одаренных людей, самореализации и их поддержки. Кроме того, с прошлого года в KPI руководителей регионов, губернаторов отдельной строкой внесли работу с одаренными. Поэтому важно, интересно.

Определений много, мы используем определение из рабочей концепции одаренности, которую разрабатывали наши великие педагоги Шадриков, Холодная, группа под их руководством. И в определении, которое является самым распространенным в нашей стране, одаренность – это системные свойства психики, которые позволяют достигать наилучших результатов, более высоких, чем другие люди. И так как это проявленные свойства, мы начали с того, что разработали исследование биографий одаренных личностей, тех, кто уже проявил одаренность, причем мы шли от ручного ввода данных, то есть взяли рецензируемые источники – Большую советскую энциклопедию, другие источники, где проведено рецензирование. Ввели 300 персоналий ручной выборкой, причем мы постарались охватить все сферы, которые представлены, мы и науку рассмотрели, потому что мы работаем в науке, причем естественно-научное направление, и гуманитарное, и искусство, и живопись, и архитектуру, и музыку, и литературу. Мы взяли такой сегмент, как предприниматели, потому что это тоже одаренность, это тоже способность.

Мы ввели данные на основе контент-анализа и затем с помощью инструментов машинного обучения из 300 персональный получили более 11000 автоматической выборки. Проанализировав эти данные, несколько интересных, на мой взгляд, цифр. Во-первых, мы были приятно поражены, что одаренные люди живут дольше среднего для своего времени. Практически четверть, и это коррелирует с исследованиями других ученых, проявляют одаренность в раннем возрасте, то есть практически вундеркинды, и очень многие выражают благодарность, то есть оценивают вклад родителей и наставников как факторы, которые повлияли на их становление. В результате анализа мы выделили 4 типа поведения одаренных личностей, мы постарались назвать их образно, чтобы было понятно из одного названия.

Королев. Мы все помним, что мальчик с детства мечтал, что человечество покорит космическое пространство, то есть цель определена, при этом вся деятельность ставилась под этот конечный результат. Тех одаренных, которые четко понимают, чего хотят, и ориентируются на конкретный результат, который они точно знают, мы относим к этой категории.

Вторую группу мы назвали Дягилев. Мы помним его достаточно конъюнктурные проекты, связанные с культурой, когда он четко подстраивался под требования времени, под требования аудитории, и здесь цель понятная – удовлетворить запросы рынка, но при этом очень высокая гибкость. Это те одаренные люди, которые, понимая вызовы времени, понимая то, что сейчас на хайпе, что сейчас актуально, например, сейчас эти люди пошли бы в альтернативную энергетику, потому что это повестка сегодняшнего дня, они работают под запросы рынка.

Колумб, как мы помним, целенаправленно действовал, но при этом результат получил не совсем тот, который хотел. Когда людям просто нравится сам процесс работы и результат не так важен, эти люди сюда. Я люблю химию, я буду заниматься химией, буду делать опыты.

Моцарт, четкое понимание цели, конкретная сфера выбрана в самом начале, и высоких результатов в этой сфере хотелось бы достичь, вот это четвертая модель поведения, модель поведения Моцарта.

Они разные, но какие факторы помогли становлению, какие факторы повлияли, что можно сделать, чтобы одаренная личность развивалась. Расскажу о факте, который меня поразил. На каком-то из мероприятий, посвященном одаренности, я услышала фразу, которая меня поразила до глубины души, то есть если мы будем ориентироваться на статистику, а есть ученые, которые говорят, что одаренными являются 3-5, редко кто называет 7 процентов популяции человечества, то получается, что одаренных детей в Китае больше, чем детей в России вообще. Если мы будем идти от того, что кто-то уже себя проявил, то мы сразу проиграли гонку за качество человеческого капитала, даже не начав ее. И все-таки мы исходим из того, что у каждого есть какие-то таланты, какие-то сферы деятельности, где он одарен, и задача государства, школы, образования, общества помочь найти эту точку, где человек талантлив, где он является одаренным, и помочь реализоваться именно в этой сфере. Поэтому мы стали изучать факторы, которые влияют на становление одаренной личности.

И здесь одним из значимых факторов, особенно на начальном этапе, у нас получилась абнотивность. Кашапов Сергей Михайлович ввел интересное понятие у педагогов, мы расширили до понятия родительской абнотивности. Абнотивность – это свойство педагога видеть одаренных и уметь с ними работать. Это, по сути, компетенция, и эту компетенцию можно развивать, и мы считаем, что ее важно развивать, причем не только в педагогической среде, но и в домашней, то есть родителей тоже надо учить видеть одаренность у ребенка. Сейчас актуально IT, но если мой ребенок одарен в живописи, то как бы я ни хотела, чтобы он подался в IT, надо увидеть то, где он действительно может себя проявить, и оказать поддержку.

Если мы берем первоначальный этап развития одаренного ребенка, старшие группы детского сада, школа, начальные курсы вуза, вот этот этап становления, когда еще идет самоопределение, то получается, что условия, где сочетается абнотивность родителей и абнотивность педагога, повезло ребенку со школой, родители вовремя заметили, это дает лучшие условия старта. Но при этом появляются группы, которые обделены, их условия старта становятся менее эффективны, и именно этим группам, этим одаренным личностям нужна поддержка. Кому-то сразу повезло найти педагога, а кому-то придется помочь в этом, и здесь мы говорим о том, что надо формировать какую-то надстройку, не просто в школе учитель видит или не видит одаренного ребенка, а надо формировать институт наставничества, систему, которая позволит раскрыться, то есть наставничество – это тоже один из факторов, который мог бы помочь реализоваться одаренным на сегодняшнем этапе.

Елена Ляпунцова:

Мы просим Вас немножко прокомментировать тезисы, которые Вы уже нам предоставили. Мы говорим об институте наставничества. Лига преподавателей высшей школы с 2016 года занимается этой темой, очень важно то, что Вы сейчас говорите, и мы бы очень хотели, чтобы это направление благодаря тому, что Вы член Лиги преподавателей высшей школы, транслировалось, все, что связано с масштабированием. Теперь такой вопрос – есть ли у нас 4 таких ярких психотипа: творчество, мечта, хочу заниматься химией и все, пришел туда в процессе, не пришел туда, но тем не менее шел, как человек процесса, и все равно он знаменит, Колумб. Дальше он понимал, что есть удивительная задача для себя – в космос, и Королев к ней шел, это тоже тип человека, который понимает, что он точно хочет именно туда и будет идти, неважно каким путем, из точки А в точку Б. Такой же момент творчество и еще адаптация к конъюнктуре рынка. Возможно ли эти исследования и методику использовать на определенные целевые аудитории, и когда эта одаренность завершается либо не завершается? Есть же такой термин life long learning, пожизненное обучение, может ли человек, который устал от своей профессии, с помощью этой методики и наставника найти новые горизонты и проявить себя совершенно с другой стороны?

Ольга Ангелова:

Если базироваться на определении одаренность, то это просто проявление себя лучше, чем другие, это может быть абсолютно в любом возрасте. Если брать статистические данные людей с проявленной одаренностью, были те, кто становились известными в 50, 60 лет и делали открытия уже в предпенсионном возрасте. Надо раскрыть именно ту сферу, где человеку интересно, это может быть абсолютно в любой момент времени. И с точки зрения наставничества мы тоже их типировали, методику разделения применяли и к одаренным личностям, и к тем, кто с ними работает. Мы тоже выявили 4 типа по специфике работы. Это генераторы, те, кто помогают придумать чем заняться, помогают сформулировать идеи. Тьюторы, которые берут на себя тьюторскую помощь, кураторы, поддерживают в процессе. Эксперты, кто дают экспертную оценку, информацию, и администраторы, кто просто следит, что надо работать. У нас дедлайн, грант завтра, тебе нужно написать статью, сделать работу.

Мы попытались сделать матрицу, где типы наставников с типами одаренных, посмотреть, где на пересечении наибольший синергетический эффект, потому что я типичный генератор с точки зрения типа наставника, причем я давно занимаюсь наставничеством, у нас есть студенческий бизнес-инкубатор, наставником которого я являюсь уже больше 10 лет, и я точно понимаю свой тип, я понимаю, что одаренным типа Моцарт, которые развиваются в конкретной деятельности, моя генерация не нужна, вреда от меня не будет, но и синергетического эффекта тоже не будет. Поэтому здесь мы пытались выстроить систему, чтобы понять, какой наставник лучше поможет как фактор развития, фактор поддержки одаренной личности. Это тоже одно из направлений наших исследований, и очень важно понимать соотношение типа наставника и типа одаренного, причем в любом возрасте, то есть необязательно учитель по отношению к ученику в школе, это может быть в рабочей обстановке более опытный коллега или более продвинутый в конкретной сфере.

Елена Ляпунцова:

5 век до новой эры, есть такое выражение: создай себе ученика, для того чтобы потом у него учиться. Иногда превосходство и уникальность твоего ученика становится таким образом, что он в какой-то степени и тьютор, и модератор, и наставничество в определенной профессиональной деятельности. Вы на это тоже обращаете внимание? У меня лично были такие случаи, когда я думала, что я учитель, а теперь я точно понимаю, что мой теперь уже коллега является в какой-то степени в статусе наставника для меня в определенных моментах, бывает такое, это возможно?

Ольга Ангелова:

Конечно, это возможно, тем более мы понимаем, что наставничество – это творческая деятельность, и взаимодействие с одаренным, а мы говорим, что творческая и креативная составляющая в одаренности очень высокая, мы взаимно обогащаемся, мы можем узнавать новое. Даже в процессе работы могут открыться новые инструменты, новые практики, методики, которые без этого человека, без этого наставляемого мы бы просто не смогли другим образом получить.

Елена Ляпунцова:

То есть это динамический процесс, это не статика.

Ольга Ангелова:

Взаимодействие, обогащаются обе стороны.

Юлия Белозерова:

Я подведу общий вывод из этой части нашего разговора, что здесь важна работа не только с самими одаренными, но важна работа также с наставниками в качестве, с одной стороны, профессиональной ориентации наставника, потому что те типы, о которых Вы говорите, это явно врожденные качества человека как лидера или как организатора, они здесь окажут основную роль. А с другой стороны, развитие компетенций наставника в качестве обучения, то есть научить людей видеть одаренность, выделять ее и помогать таким образом, чтобы это было максимально эффективно.

А я напоминаю, что в эфире сейчас программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Я предлагаю перейти к другой плоскости этого вопроса, а именно отношение общества к одаренным детям, людям. Мы уже услышали, что есть стратегическая задача развития одаренности, мы увидели, что есть некие стратегические ключевые точки в поручениях и Президента, и в работе губернаторов регионов, то есть страна заинтересована в одаренных людях. Но вот недавний нашумевший случай с одаренной девочкой, поступавшей в МГУ, очень много комментариев в сетях этого случая мы видим, когда кто-то порицает родителей, старающихся опережающими темпами форсировать процесс обучения, кто-то наоборот, поддерживает. Я не предлагаю разбирать саму историю или практику, я предлагаю посмотреть немножко с другой стороны, как общество относится к одаренным людям, к одаренным детям, готово ли оно воспринимать инаковость этих людей.

Елена Ляпунцова:

А самое главное позитивно воспринимать.

Юлия Белозерова:

В этих негативных замечаниях чего больше, может быть, зависти, неприятия, желания опустить, для того чтобы самому возвыситься, а может быть это действительно забота и беспокойство?

Ольга Ангелова:

Не буду комментировать ситуацию с конкретно этой девочкой, потому что там очень спорные моменты с классическим определением одаренности. Как общество относится к одаренным детям, взрослым и вообще людям? По-разному. Мы проводили исследование как педагоги относятся, и здесь появилось 2 разных точки зрения. Есть группа педагогов, которые считают, что с этими детьми нужно работать отдельно, вычленить их в какую-то специальную среду, где с ними удобнее работать, они таким образом лучше разовьют свой потенциал. Есть очень интересные группы, которые сказали, что если появляется в классе одаренный ребенок, он становится драйвером развития всей группы, при этом он не теряет своих темпов, он становится лидером и драйвером развития.

С другой стороны, если рассматривать отношение общества, то понятно, что и одаренные, проявляя себя, стараются выбирать для себя лучшие условия жизни, очень часто переезжают в другой регион, где можно себя реализовать. И еще одно направление наших исследований связано с территориальным развитием системы работы с одаренными и системой релокации одаренных личностей. В нашей стране 6 регионов являются точкой притяжения для одаренных студентов: Москва, Питер, Казань и до Новосибирска, то есть точки, куда люди едут за знаниями, за учебой, потому что там сосредоточена интеллектуальная элита, они готовы туда переехать. И есть регионы, которые очень много вкладывают в образовательную систему, в поиск одаренных, в работу с ними, в развитие. И когда мы наложили матрицу социально-экономического развития, куда бы одаренные хотели, на матрицу развитости системы образования, мы получили сначала 9 типов регионов, но мы их свели к 3 типам. У нас получились регионы сбалансированные, где примерно одинаково развиты экономика и образование, если это не отстающие регионы, где все плохо, а такие регионы у нас тоже есть, где и с образованием плохо, и с экономикой, и оттуда таланты уезжают массово. А вот с точки зрения приобретения и потери талантов у нас есть регионы-доноры, где развита система образования, но при этом страдает экономика, и люди, получив хорошее базовое образование, а это то, что является точкой входа в любой социальный вид, релоцируются там, где лучше. И есть регионы-реципиенты, которые достаточно легко в силу хорошей экономики привлекают одаренных личностей.

Здесь возникает вопрос, что нам нужна система реверса талантов, потому что понятно, что для одаренного прекрасно, что он оказался в лучшем месте, для страны хорошо, развиваются таланты, а для региона, который вкладывался финансово, ресурсно в развитие одаренных и теряет их, это становится проблемой. Поэтому мы в рамках исследования пытались выстроить для таких регионов систему реверса талантов, когда, допустим, региональная какая-то поддержка или стипендиальная программа с условием возвращения в свой регион, или если говорить о проектной или предпринимательской деятельности, возможность реализовать свой проект в раннем возрасте, для того чтобы у меня здесь была бы какая-то база и мне хотелось вернуться. Вообще система и взаимоотношений одаренных и общества, и вложений в этот человеческий капитал со стороны регионов достаточно сложный, и проблем много.

Юлия Белозерова:

Вы не рассматривали период, когда эта миграция умов внутри страны происходит, в какой период жизни? Это родители детей в лучшие школы перевозят, это момент поступления в вузы или момент трудоустройства, потому что здесь очень важна дальнейшая стратегия выстраивания работы?

Ольга Ангелова:

Вы обозначили две базовые реперные точки – это поступление в вуз, когда ребенок с результатами ЕГЭ может поступить практически в любой вуз страны, и вторая точка – трудоустройство, когда одаренного выпускника работодатели привлекают к себе. И правильно определили третью точку, сейчас очень много появилось инфраструктуры работы с одаренными детьми, когда школы или специализированные учебные и научные центры одаренного ребенка вытаскивают еще до завершения школы, допустим, 10-11 класс.

Юлия Белозерова:

Создаются акселераторы, инкубаторы. Вопрос выращивания, воспитания одаренного человека лежит двух плоскостях – это наставничество плюс компетенции того, кто учит, и этим вопросом Лига представителей высшей школы занимается наиболее плотно. Хотим очередной раз анонсировать учебник, который является уникальным изданием, который вышел в издательстве «КНОРУС», «Введение в профессию «Преподаватель вуза»», в нескольких частях этот учебник, в 2021 году вышла «Общая профессиональная среда», где мы знакомим молодых преподавателей с теми условиями профессиональной деятельности, которые существуют сейчас, с традициями, инновациями в системе высшего образования. И вторая часть в 2022 году выходит, она как раз о трудовых функциях преподавателя, и там затронуты вопросы тьюторства и наставничества, воспитания талантливой молодежи.

Возвращаясь к вопросу о трудоустройстве, Ольга Юрьевна, как Вы считаете, работодатели спешат привлечь одаренного человека, специалиста, могут ли они

распознать степень одаренности и легко ли работать с таким неординарным человеком, который, может быть, по-другому будет реагировать на условия, устои, традиции, корпоративную культуру организации?

Ольга Ангелова:

Сегодня мы говорим, что в современной экономике знаний человеческий капитал становится тем ресурсом, который обеспечивает конкурентноспособность и предприятия, и региона, и страны. Поэтому практически все крупные работодатели, да и мелкие тоже, просто они это делают не так системно, внутри своей HR-службы делают систему работы с талантами, талант-менеджмент. Они стараются найти этих одаренных, поэтому очень много появилось конкурсов, ориентированных на студентов старших курсов, кейс-чемпионаты, олимпиады, отраслевые конкурсы, они направлены на то, чтобы работодатель увидел тех, кто является одаренным, а дальше идет приглашение на работу, и в рамках уже трудоустройства сразу человек, отмеченный как одаренный, попадает под особый контроль, и идет системная работа по развитию таланта. Все понимают, что вложившись в одаренного человека, в талант, корпорация получит реальную отдачу, реальный рост конкурентоспособности. Сегодня, как бы это банально не звучало, кадры решают многое.

Елена Ляпунцова:

В нашей заявленной теме «Феномен одаренности: практикоориентированный подход», и Вы несколько раз в своем убедительным уникальном исследовании подчеркнули предпринимательство, что это тоже очень важно, и у нас есть в Лиге преподавателей высшей школы такое направление, как предпринимательское мышление, академическое образование, и мы говорим об экономике знаний. И послужило этому наше название программы, которая второй год идет, сначала в очном, в онлайне, в студии, и мы признательны Мediametrics, который нас поддерживает. Обратите внимание, что экономика знаний, человеческий капитал, мы сегодня выходим в этом году без соведущих, значит понимают, что у нас есть талант, одаренность, мы начинаем чувствовать себя в немножечко другом статусе, это очень приятно.

Практикоориентированность, экономика знаний с точки зрения понимания своего места, и я бы хотела сейчас акцент сделать на наставнике, потому что очень много сейчас делает государство для поддержания таланта детского возраста, юношеского. А судьи кто? Какой должен быть институт наставничества, какая это должна быть форма, как мы должны отбирать, что нужно делать? Я прекрасно понимаю, что наставник, который уже эксперт, имеет экспертную, безапелляционную компетентность, но тем не менее настолько важно понимать, что учиться нужно постоянно, и это тоже нужно проявлять в современном наставничестве. Юлия Михайловна сказала о традициях, и очень важно новое направление, как инновации, но должна быть синергия, традиции и инновации. Как Вы видите формы обучения, формы привлечения наставников?

Ольга Ангелова:

Если говорить о том, что в плане наставничества мы реализуем сейчас в нашем бизнес-инкубаторе, то это практика, то есть человек, у которого есть желание работать со студенческими проектами в рамках тех мероприятий на нашей обучающей платформе Igeneration, проводя студенческий проект от идеи до реализации, он получает компетенции работы с проектом, развивает свои компетенции наставника. Когда проводили исследование, я уже говорила, что выявили качество абнотивности как значимый фактор становления одаренной личности. У нас пока не реализован, но есть идея создать курс абнотивности педагога, так как это компетенция, ей можно научить, мы думаем о создании обучающих материалов.

Юлия Белозерова:

Давайте вместе с Лигой это сделаем, очень нужен такой курс, я думаю, что он будет супервостребован. Как мотивировать преподавателя быть наставником, потому что работать с середнячком сложно, но стандартно, ты по крайней мере понимаешь, чего ждать. С одаренным ребенком работать, с одной стороны, легче, он сам хочет знаний, он из тебя вытягивает эти знания, но с другой стороны, тебе нужно постоянно забегать вперед, тебе нужно себя поддерживать в максимальном тонусе. Как мотивировать преподавателя, для того чтобы стать наставником и работать с одаренными студентами?

Ольга Ангелова:

Во многом это внутренняя мотивация, надо все-таки желание найти этих звездочек, помочь им раскрыться, и мы только что говорили, что это взаимное обогащение, идет развитие и педагога в том числе, то есть внутренняя мотивация. С другой стороны, в рамках государственной системы существует поддержка педагогов, которые работают с одаренными, в школьной системе точно существует. Если ребенок побеждает на олимпиаде и у него есть педагог-наставник, то педагог получает какие-то преференции, материальные, моральные, грамоту, похвалу, эта система есть. Другой вопрос, что в рамках работы с одаренными планировать результаты, что мы взяли студента, позанимались с ним, и он точно выиграет олимпиаду, мы же не можем этого гарантировать, здесь работа на перспективу, здесь результат зависит не только от того, как вы работаете со студентом, но и от внешних факторов, темы: оказалось, тематика неинтересна, не изучена, или внутренняя мотивация студента не сработала. Здесь мы говорим о высокой степень неопределенности результата, даже работая с выявленным одаренным.

Юлия Белозерова:

Всемирно известен образовательный центр «Сириус», активно развивающаяся площадка, которая притягивает, как магнитом одаренных детей, потому что попасть туда очень сложно, и обучение, которое там проходит, необычное,у них своя методика работы, в том числе и с учителями, которые работают с одаренными ребятами. Есть в каждом регионе какие-то инкубаторы, какие-то механизмы, социальные лифты, которые также выявляют одаренных детей и помогают им дальше развиваться, в том числе проектный подход в образовании во многом позволяет проявиться разным граням одаренности, это здорово. Но одаренный школьник, который с суперрезультатами ЕГЭ приходит в вуз, не попадает ли в серую массу, готова ли вузовская система его продвигать дальше, или все зависит от личности и от личности наставника, от статуса вуза, потому что бывает же еще ситуация, что поступив в вуз, у них начинается совсем другая, взрослая жизнь, и темп, который позволяли поддерживать родители, контроль родительский ослабевает, и дети немножко расслабляются, и иногда расслабляются совсем, выпадают в другую крайность. Готова ли вузовская система работать с одаренными детьми?

Ольга Ангелова:

Как правильно было замечено, все-таки очень индивидуально, это зависит и от личности ребенка, не все расслабятся, кто-то будет держать мотивационную составляющую и думать, что ему надо еще больше, человек еще не построил город на Марсе, у него это цель, значит он будет работать дальше. Зависит от того, к каким педагогам он попадет, личность наставника тоже играет роль. Дальше играет роль система, которая сформировалась в вузе, на примере нашего вуза, есть балльно-рейтинговая система у студентов, она позволяет мониторить его успехи не только в учебной деятельности, но и в научной, отмечаются статьи, которые написал студент, конференции, на которых он выступил, его иные увлечения. У нас прекрасный хор, его участие в хоре тоже зачтется в этой балльно-рейтинговой системе. И там у нас видно топ списка, видно тех, кто реально мотивирован, кто реально готов развиваться, кто проявляет свою одаренность в разных сферах. Это те, с кем имеет смысл более активно, более подробно работать в плане посмотреть, в какой сфере он наиболее успешен, и именно в этой сфере помочь ему развиться. Если у него получается выступать на конференциях – прекрасно, педагог-наставник может найти список конференций под его тематику, под тему его исследований и прорабатывать с ним какую-то тему. Если у него очень хорошо складывается с академической успеваемостью, отличник по жизни, средний балл 5,5, у нас 7-мибалльная система, прекрасно, есть предметные олимпиады, куда можно ребенка сориентировать. Здесь выстраивание индивидуальной траектории развития во многом определяется спецификой самого ребенка, педагога и той системы, в которой они оказались вместе.

Елена Ляпунцова:

Вы совершенно правильно сделали такие акценты, и в рамках нашей передачи «Интеллектуальный капитал» человеческий капитал – эта тема настолько звучит актуально, значимо и важно, и ваш опыт, опыт вашей группы исследователей, то, что вы сделали разные грани и взяли специалистов от психологии, психосоматики, медицины, педагогики, философии жизни по той причине, что мы прекрасно понимаем, что технологии быстротекущие, а у вас кафедра информационных технологий, я прекрасно понимаю, сама айтишник, то, что мы сегодня даем практические знания, технологии и сервисы, завтра они уже практически не нужны, потому что все сменилось мгновенно, и самое главное научиться учиться. Мотивировать сейчас нужно наставников, нужно сделать все возможное, чтобы ваш опыт, если это возможно, ваше исследование увидело как можно больше наших коллег, и этот феномен, я не побоюсь слова, что это феноменально, быть одаренным, но все-таки талант и одаренность – это синонимы или все-таки у них есть семиотическая разноплановость? И хочется узнать, как же нам из неодаренных детей или определенной целевой аудитории сделать одаренных?

Ольга Ангелова:

Нет неодаренных, просто пока эта одаренность у кого-то не проявлена, потому что он не нашел ту сферу, где он одарен. Человек всю жизнь пытался заниматься математикой, а его животные слушают, и он может быть прекрасным ветеринаром, то есть нет неодаренных, есть нераскрытая одаренность. Но на наш взгляд, одаренный и талантливый чуть-чуть различаются, но мы четко дифференцировали от слова гениальность, потому что гениальность – это штучный товар, а все-таки одаренность и талант мы рассчитываем, что это массовое явление, которое позволит, с одной стороны, раскрыться этим людям, а с другой стороны, им всем вместе сформировать тот качественный человеческий капитал нашей страны, потому что от этого сейчас зависит конкурентноспособность государства.

Елена Ляпунцова:

Интеллектуальный капитал, человеческий капитал – это национальная безопасность, это наше все, Вы же говорили с первой минуты, что государство и первое лицо нам дает уже тренды и вектор о том, что нужно об этом говорить, не стесняться, проявлять себя. Мы поговорили о том, как общество воспринимает, как общество относится, ведь иногда ты проявляешь себя индивидуально и одаренно, и можно сказать: «Ой, выскочка», – клише сделать, и человек мгновенно может схлопнуться и больше не будет проявляться. Чем больше мы будем хвалить, восхищаться талантами наших детей в семье, говорить, что он самый лучший, когда он принес такой удивительный рисунок,

если он сделал что-то по дому, это тоже талант, то есть одобрение в семье очень важно, и поощрение. Говорят же на Руси – за одного битого двух небитых дают, то есть здесь должна быть очень серьезная грань. И важно еще говорить о такой целевой аудитории, как родители, то есть отношения в семье, воспитание в семье. Когда взрослый человек в статусе папа говорит: «Сын, курить нельзя», – а сам стоит с сигаретой, какое тут будет воспитание, это немножко другая тема, но тем не менее это все в совокупности. Эти грани, которые создают возможность создавать экосистему, нам нужно будет еще об этом говорить.

Юлия Белозерова:

«Интеллектуальный капитал», Лига преподавателей высшей школы при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» говорили об одаренности, о способах ее развития и о существующих в стране целевых установках в этой области. И наша гостья Ангелова Ольга Юрьевна из Нижнего Новгорода, представитель Нижегородского университета имени Лобачевского, соведущая в студии Елена Вячеславовна Ляпунцова, председатель Координационного совета лиги преподаватели высшей школы.

Елена Ляпунцова:

И Юлия Михайловна Белозерова, зам. председателя Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы.