{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Зинаида Медведева Исполнительный директор НКО НИЦ "Здоровое питание" 18 марта 2020г.
Пищевые страхи и предубеждения россиян
Что такое здоровое питание? Как составить правильный рацион? Как отличаются пищевые предпочтения в зависимости от страны и культуры? Этика в производстве и маркировке продуктов

Марина Джаши:

Добрый день, вас приветствует программа «Мировая бизнес-этика» и я, ее автор и ведущая, Марина Джаши. Сегодня у нас в гостях Зинаида Медведева — исполнительный директор НКО НИЦ «Здоровое питание». Мы поговорим о том, что такое здоровое питание в разрезе культур, какие существуют предубеждения, мифы и стереотипы по поводу здорового питания у россиян, у представителей разных культур. Ты занимаешься серьезно этой темой, исследуешь, ты принесла достаточно большую подборку фактов, цифр, информации, которую нам было бы полезно узнать. Насколько сейчас развивается интерес к здоровому питанию, что происходит в России?

Зинаида Медведева:

Здоровое питание сейчас в тренде, только ленивый не говорит о здоровом питании, но встает большой вопрос — что же это такое, то есть в чем же заключается здоровое питание? Мы считаем, что здоровое питание — сбалансированный рацион, который отвечает всем потребностям организма, это такая сбалансированная точка зрения, которая базируется на научных данных. Мы оперируем данными, которые были получены благодаря массивным исследованиям, они проводятся десятки лет, потому что исследовать влияние продуктов или отдельных продуктов или рационов намного сложнее, чем медикаменты и фармацевтику, потому что как строится обычное научное исследование: вы берете несколько групп людей, случайная выборка, целая система разработана, они в одинаковых условиях, наблюдают за ними и одной группе дают медикаменты, а другой не дают. Таким образом выясняют, какое влияние. Как быть с рационом: хотите вы выяснить, например, влияние брокколи. Как же вы построите свое исследование и выясните, потому что это сделать очень тяжело. Вы не можете одну группу кормить только брокколи, им будет не очень хорошо, а другую группу брокколи не кормить. Выясняется, что вычленять воздействие отдельных продуктов питания очень сложно. Зато научились хорошо наблюдать за тем, как воздействует рационы.

Марина Джаши:

Бывает, люди садятся на монодиету, тоже один из вариантов, а рацион – комплекс продуктов, ингредиентов, составленный для группы людей или для каждого человека?

Зинаида Медведева:

Он необязательно составлен. Условно говоря, он может быть и национальный. У россиян есть традиционные набор, российская и советская кухня: селедка под шубой, картошка, макароны — это наш рацион, это то, к чему мы привыкли. Он необязательно составлен, он может быть естественный, некоторым повезло больше с естественным рационом — это средиземноморская диета, настолько удалось естественно подобрать эти продукты, что она естественно продлевает жизнь. Но и специфика особых условий — северная страна, упование на мясо. И выяснилось, что составляющие средиземноморской диеты хороши не только людям, которые живут в этом регионе, но и людям других регионов.

Марина Джаши:

Получается, что определенная группа людей, живущих на определенной территории, вырабатывает определенные потребности, устойчивость к тем или иным продуктам, потому что бывает так, что у кого-то аллергия на какой-то продукт, у кого-то ее нет.

Зинаида Медведева:

Это один из мифов — генетическая предрасположенность к продуктам. Сейчас очень распространено говорить, что давайте будем есть исконно русскую еду, но если вы когда-нибудь занимались вопросами истории гастрономии, вы знаете, что исконно русская еда — это пареная репа, потому что 200 лет назад нам завезли картошку, подсолнечное масло и все остальное, что мы сейчас едим каждый день. И если вы уйдете в исконно русскую еду, пареная репа – ваша главная еда. Готовы ли вы к этому?

Марина Джаши:

Под разными соусами.

Зинаида Медведева:

А лучше без соусов, потому что их тогда не было, их привезли французы к нам в XVIII веке. Поэтому история о том, что у нас есть генетическая память на продукты, это миф.

Организм получает макро- и микронутриенты — белки, жиры, углеводы, это написано на этикетке, витамины, минералы и вода как базовая составляющая. Поэтому перенос рациона из одного региона в другой не выполняется копированием. То есть самый простой метод: взять те же продукты — оливковое масло, оливки, свежие морепродукты. Все начинают выть, говорят, что это невозможно, дорого, далеко. Что сделали наши северные соседи: есть прекрасный проект семи северных стран — Дания, Финляндия, Швеция, у них все хорошо с продолжительностью жизни, они лет 10 назад озаботились своим национальным питанием. Они выяснили, что привычное питание, как едят датчане — это вареная картошка с майонезом, не совсем подходит для обозначения здоровых трендов, которые есть. И они смогли пересмотреть и внести на национальном уровне элементы средиземноморской диеты себе в северную страну.

Марина Джаши:

Мы сейчас говорим, что генетическая предрасположенность – это миф, но живя на определенной территории, мы едим определенные продукты, то, что находится в ассортименте на той или иной территории, в национальной кухне. Но получается, что человеку необходим определенный рацион для сбалансированного функционирования. На основе исследований он для всех людей одинаков или разный? 

Зинаида Медведева:

Он для всех людей примерно одинаковый, все зависит от пола, возраста и вашей физической нагрузки. Если вы профессиональный спортсмен, будь вы китаец или американец, рацион у вас будет примерно одинаковым.

Марина Джаши:

Значит, в скандинавских странах больше морской диеты.

Зинаида Медведева:

Они используют много рыбы. Они пошли очень простым путем, они не писали талмуды — 10 принципов, которым нужно следовать. Например, у них был включен сбор дикоросов — то, чего не было в национальной культуре, и то, что есть у нас — собирать клюкву, чернику в сезон, собирать грибы. Они сказали, что это здорово, лесные ягоды — это полезно. Есть финский проект, который доказывает это научными данными, наблюдениями за 30 лет, что черника каждый день — это очень хорошо.

Марина Джаши:

В свежем виде?

Зинаида Медведева:

В замороженном. В Финляндии какая свежая черника каждый день?

Марина Джаши:

Летом, в сезон собрать или делать варенье.

Зинаида Медведева:

Нет, варенье делать не стоит. Когда мы говорим об овощах, мы в одну группу включаем свежие и замороженные. Как показали исследования, очень многие замороженные овощи и фрукты не уступают свежим, даже иногда превосходят. Если их собирали в сезон и если использовать современные технологии суперзаморозки, это очень низкие температуры, все витамины сохраняются.

Марина Джаши:

Многие считают, что ни в коем случае не нужно покупать замороженную еду.

Зинаида Медведева:

Замороженную еду нужно разделить: если вы покупаете замороженные котлеты, полуфабрикат, лучше этого не делать. Если вы покупаете замороженные овощи и фрукты, ничего в этом плохого нет.

Марина Джаши:

Пищевая ценность и витаминная ценность у них сохраняется, это доказано. Интересный момент в разрезе межкультурных моментов: культура собирательства, мы собираем ягоды, грибы.

Зинаида Медведева:

А некоторых этому специально учат. У нас даже есть продолжение: собирательство на общем уровне, есть собирательство на следующем уровне, когда некоторые регионы едят папоротники, какие-то виды мхов, то есть это уже специфика Сибири. И сейчас у нас развивается, есть отдельные фестивали местной еды, когда каждый регион представляет что-то, что есть только у них, и это прекрасно.

Марина Джаши:

Здоровое питание позволяет обратить внимание на природные богатства, которые у тебя есть, и посмотреть, как ты можешь это использовать, может быть, в сочетании с какими-то элементами. И скандинавы озадачились этим подходом, они стали развивать культуру собирательства.

Зинаида Медведева:

Это был один из 10 принципов. Они включили все, даже уменьшение отходов еды. Чтобы меньше еды выбрасывать, они учили, как правильно составлять лист покупок и как готовить, чтобы меньше еды выбрасывалось. У нас, к сожалению, мало обращают внимание на это, но мы к этому идем, общество дозревает и понимает, что если ты выбрасываешь одну треть из холодильника, наверное, это не очень хорошо.

Марина Джаши:

Как для бюджета, так и для природы, для всех экосистем.

Зинаида Медведева:

Для всего идея не очень хорошая. Основные принципы здорового питания — это правильно составленный рацион: больше овощей и фруктов, сейчас рекомендуется, что половина рациона должна быть из овощей и фруктов, они могут быть свежие, они могут быть замороженные. Главное, чтобы было достаточное количество.

Марина Джаши:

Чтобы это все было сбалансировано. Что интересно: существует такое количество литературы по здоровому питанию, в разных журналах, «Красота и здоровье».

Зинаида Медведева:

В России сейчас это ключевая проблема. Сейчас идут огромные национальные проекты, проекты демографии, тратится огромное количество бюджетных средств. Главная цель — это повышение продолжительности жизни через прививание ЗОЖ-привычек. Они достаточно широко распространяются: физическая активность, питание, но мы здесь видим некое избегании ключевых проблем. Как ты говоришь, информации очень много: сегодня яйца полезны, завтра яйца вредны, один врач говорит, только кетодиета, другой говорит, нет, что вы, мясо есть нельзя. Все теряются и в какой-то момент теряют интерес к этой теме, говорят, я как жил, так и живу, ничего делать не буду.

Марина Джаши:

Как говорят, слушайте свое тело, свой организм.

Зинаида Медведева:

Хочу я пиво с чипсами, значит съем. И здесь мы видим некую недоработку на государственном уровне. Мы считаем, что решение этой проблемы — это принятие национальных рекомендаций по питанию. В России их нет. Это официальный документ, который разрабатывается ведущими институтами, в Америке в этом участвует 150 ученых, в скандинавских странах на несколько стран даже рекомендации разработаны. Это базовый документ, который создается на 5-8 лет, где говорят, что такое здоровый рацион в нашей стране. По группам продуктов разбирается, объясняется, почему важно и сколько нужно есть, как правильно готовить. Это то, что могло бы помочь с этой массой дезинформации, которая сейчас есть во всех средствах массовой информации, в Интернете, Инстаграм, где каждый учит и проводит свои школы по питанию.

Марина Джаши:

Создают целые бизнесы и индустрию. 

Зинаида Медведева:

И это стоит огромные деньги.

Марина Джаши:

А что сейчас делается? Понятно, что чтобы что-то делалось, нужно об этом начать говорить, по крайней мере, эту проблему подсвечивать и развивать осознанность. Пока ты сам не поймешь, что происходит и критически не расчленишь эту ситуацию на сегменты — что я должен делать, с чего я должен начинать, — положительных изменений происходить не будет. В России тоже к этому есть большой интерес и подход, например, ваша организация, которую ты представляешь, «Здоровое питание», сдвигается ли что-то с мертвой точки?

Зинаида Медведева:

Сдвигается. Однозначно, это мы видим, проводим ежегодные опросы, изучаем вопрос, как реагируют на маркировку продуктов питания. И мы к этому пришли тоже не сразу, потому что нам казалось, вот мы будем читать лекции, обучать их здоровому питанию, и все будет здорово.

Марина Джаши:

И все сразу будут осознанными, образованными.

Зинаида Медведева:

И выяснилось, что так это не работает, потому что они говорят: «Все это прекрасно, вы очень интересно рассказали, вот я пришел в магазин и не вижу этих названий, которые вы мне сказали, что нужно проверять, что делать дальше?» И тут мы поняли, что маркировка-то у нас недостаточно информативна. К сожалению, сдвинуть, изменить обязательную маркировку нам пока не удалось, хотя мы над этим работаем. Это наднациональное регулирование, куда входит 5 стран Евразийского Экономического Союза, и сдвинуть там что-то – это большая государственная политическая воля должна быть.

Марина Джаши:

Здесь вопрос в этике, бизнесе, политике?

Зинаида Медведева:

Это комплексный вопрос, потому что есть некое лобби производителей, у которых свои интересы, есть некая национальная воля — готов ли ты выйти с этим предложением и видишь ли ты, что это действительно необходимо, потому что много проектов уже разрабатывалось, и единственное, что нам удалось сделать, это ввести добровольную маркировку. 

Марина Джаши:

То есть сами компании решают на уровне руководства.

Зинаида Медведева:

Да, по крайней мере, она сделана единообразно, она принята «Роспотребнадзором», то есть это промежуточный результат. Но при этом и растет поколение потребителей, которые заинтересованы в этой информации, и мы видим свою роль в воспитании потребителей.

Марина Джаши:

Потребители, которые будут требовать, активные потребители. 

Зинаида Медведева:

Как сейчас работает основной ритейл: потребитель это требует, потребитель это не требует. То есть потребитель требует безглютеновых продуктов — появляются безглютеновые полки.

Марина Джаши:

Есть такая вещь, как green washing, то есть продукты, шампуни, мыло, бытовая гигиена, на которых зеленый листочек, написано eco friendly, то есть продукт, который экологически безвреден. Очень многие компании этим грешат, то есть продукт обыкновенный, но просто прилепили. Есть стандарт, есть определенная маркировка, принятая во всем мире, но некоторые просто видоизменяют это все. А нет ли такого с продуктами питания, особенно я стала замечать на многих «нет глютена», даже на тех продуктах, где его не может не быть?

Зинаида Медведева:

Безусловно, это есть, потому что все производители хотят выделиться на рынке. Известно по исследованиям, что 2 секунды — момент принятия в каждом отделе, какой продукт вы купите, то есть у производителя есть 2 секунды, чтобы вы выбрали именно его. Что-то должно сработать. Куча денег уходит на маркетинговые исследования этого вопроса: какого цвета должна быть упаковка, что вы там должны еще прилепить, но это уже второй уровень проблемы. Первый уровень проблемы — к какому отделу вы подойдете и какой процент у вас этот отдел в корзине составляет. То есть выбирая любой овощ, на котором фактически нет маркировки, вы покупаете лучший?

Марина Джаши:

Априори ты считаешь, что этот овощ должен быть для тебя полезен, хотя как он вырос, где он вырос, что туда добавили, мы тоже не знаем.

Зинаида Медведева:

Это уже уровень паники. Мы считаем априори, что все продукты на полках безопасны. Для этого у нас есть регулирование, технические регламенты, официальные документы. Есть документы, сопровождающие продукцию, перед тем как поступить в любой ритейл, они должны пройти некую сертификацию, получить разрешения, и дальше они доходят до полки. Ритейл, в зависимости от того, какая это сеть, проводит свои исследования того, что они представляют покупателю, поэтому мы априори считаем, что продукция безопасна и не вредит здоровью.

Марина Джаши:

Но это реалистично или скорее оптимистично?

Зинаида Медведева:

Это достаточно реалистично, потому что это большой бизнес, очень мало кустарных игроков, которые неожиданно вышли в сети, это практически нереально в наше время.

Марина Джаши:

С маркировкой момент интересный, потому что с другими продуктами есть своя специфика, чтобы продукт долго был на полках. У него тоже есть какие-то элементы, не все из них наносят вред человеку, будем на это надеяться, но другой вопрос: маркировка делает и производителя более этичным, то есть он идет на то, чтобы открыть потребителю, что там содержится. С другой стороны, человек должен знать, он должен прочитать — ага, это хорошо, это, может быть, не очень, и принять свое решение. И делается очень большая работа по этому поводу, но не все открываются. Сейчас очень многие компании в рамках корпоративной социальной ответственности принимают кодексы, говорят о том, что они хотят быть более этичными и идти в ногу с потребителем, потому что потребитель становится все более и более активным, мы это видим. Соответственно, производители, которые хотят оставаться в бизнесе, должны эти тренды ловить и быть гибкими. Большим компаниям не всегда удается быть гибкими, потому что свои внутренние процессы. Но работа с этим ведется. Где мифы, где факты, на что нам нужно обратить внимание?

Зинаида Медведева:

Инновации в продуктах питания. Россияне оказались крайне консервативны: мы любим новые мобильные телефоны и совершенно не любим новые виды продуктов.

Марина Джаши:

А что понимается под новым видом продукта? 

Зинаида Медведева:

Сейчас самая горячая тема — это растительное мясо, растительное молоко. Это новый мировой тренд, на Западе это скорее мейнстрим, многие молочные гиганты либо диверсифицируются в эту сферу, либо уходят с рынка. Это фантастика, но за последний год в Америке закрылось два огромных молочных производства, они решили остаться в чисто животноводческой отрасли и проиграли. В России не верят в развитие такого тренда, но при этом появляются соковые компании, которые диверсифицируют в производство растительного молока, компании, которые работают над разработкой растительного мяса. То есть сейчас те, кто предоставляют растительное мясо, закупаются в основном у иностранных производителей, но, тем не менее, российские разработки появляются.

Марина Джаши:

Что такое растительное мясо, чтобы сразу понимать, где оно выросло, кто его вырастил? 

Зинаида Медведева:

Растительное мясо — это белок в основном из бобовых, может быть из грибов, который переделан в конечный продукт, то есть это либо котлета, либо сосиска, то есть это уже готовый продукт, в котором нет ни грамма мяса, то есть полностью белок растительный.

Марина Джаши:

Что там еще есть помимо растительного белка?

Зинаида Медведева:

Там масса всего: чтобы сделать котлету похожей на котлету, его красят свекольным соком, то есть состав достаточно сложный.

Марина Джаши:

Но он натуральный? Из чего состоит?

Зинаида Медведева:

Это еще один миф — натуральный, ненатуральный. Можно разложить любой продукт, и он будет выглядеть абсолютно химическим, если это сделает химик. То есть нет понятия натуральности и ненатуральности для продуктов питания. 

Марина Джаши:

Эта растительная котлета, которая выглядит как котлета...

Зинаида Медведева:

И по вкусу как котлета, но она не котлета. Нужно повторить вкус, вид и цвет обычной котлеты, они не могут сделать что-то совсем непохожее, потребитель не готов к этому.

Марина Джаши:

Знаешь, как бывает — смотришь, на продукте написано «со вкусом ванили, со вкусом корицы». Здесь производитель немножечко лукавит. А есть ли там корица или там только вкус корицы?

Зинаида Медведева:

Там только вкус корицы. Когда написано со вкусом, там только вкус. Но они вам честно и написали «со вкусом». Я бы не сказала, что растительное мясо идет по этому пути. Они обязаны мимикрировать, то есть они делают некую подмену традиционному продукту, но они открыто об этом заявляют, они говорят, что мы растительный продукт, это указано в составе, это указано везде, это скорее преимущество, чем недостаток, по крайней мере, в западных странах.

Марина Джаши:

Поскольку мы сейчас немножко привязываем к культуре, к культурному коду, к отношению, мы консервативны, и я пытаюсь сейчас понять, почему консервативны. Может, есть страх, человек думает, а нет ли там подвоха, не обманывают ли меня?

Зинаида Медведева:

Мы видим две причины: первая — это тотальное недоверие, и наша история это оправдывает, мы не верим никому, тем более производителям, бизнесу, делается все для удешевления, меня хотят отравить, все ужасно. И второе – годы недостатка продуктов питания сыграли свою роль, и сейчас люди хотят показать свой престиж и богатство, покупая престижные продукты. Мясо — престижный продукт, это престижно — есть мясо, ты зовешь друзей на стейк, всем понятно, что это некая сумма, особое событие. А если ты зовешь людей на растительную котлету, скорее всего, такого эффекта не будет, все немножко удивятся, скажут, может пойдем в ресторан?

Марина Джаши:

Есть две крайности, потому что настолько пестрая у нас поколенческая история. С одной стороны, люди, у которых есть возможность шикануть, это делают, второй момент, есть категория людей, это молодые ребята, хипстеры, которые трендовые, на пике моды.

Зинаида Медведева:

Молодежь — это вообще другая история, они настолько другие, они настолько интегрированы в международные тренды ответственного потребления как продуктов, так к себе и своему здоровью, для них это просто уже правило. Поэтому они абсолютно другие, их не нужно убеждать, что эти инновационные продукты хорошие, у них нет страха перед ними, у них нет страха перед смешанными продуктами или растительным молоком, они не боятся, что там что-то подмешано. То есть это абсолютно для них органично и нормально. Мы говорим только о поколении 25+. Это разделение поколения ВКонтакте и Фейсбука и ТикТока. ТикТок — это уже совершенно другие люди.

Марина Джаши:

Интересно, потому что люди открыты экспериментам, они платежеспособны, они могут позволить себе что-то купить, поэкспериментировать, но исторически есть недоверие, мы уже проговорили, чем это вызвано, чем это обосновано. Но давай посмотрим молочные продукты, которые были в Советском Союзе. Как оказалось, они были очень популярны среди иностранцев — кефир выстрелил очень хорошо на Западе, и он попал в категорию престижных, дорогих продуктов.

Зинаида Медведева:

Он считается болгарским продуктом для них.

Марина Джаши:

Продукты, какие-то вещи, технологии, которые у нас были, не так уж и плохи.

Зинаида Медведева:

Расскажу историю: буквально недавно прочитала, что Японии, в каком-то магазине, где представлены международные продукты, японец попробовал наш глазированный сырок от одного известного бренда и пришел в полный восторг, сказал, что вообще в жизни не пробовал такого удивительного и прекрасного продукта. Вот такое приятное удивление. Японцы если удивляются, они действительно удивляются, они не могут даже скрыть свое удивление. Так же произошло, возможно, и с традиционными для нас продуктами: кефир, комбуча, которая сейчас распространилась по миру. Недавно я была на конференции про инновации в продуктах питания, и там был очень интересный доклад о том, как, используя посты в социальных сетях, компания предсказывает тренды, что будет в тренде в продуктах питания. Например, прошлый год тренд был масала-чай – везде был масала-чай, потому что если ты крупный производитель чая, ты ищешь тренды, тебе все равно, с каким вкусом выпускать, ты хочешь тот, который купят. Они приходят к этой компании, говорят, что делать, им говорят, что быстро идет масала-чай, делайте масала-чай, они делают 5 видов масала-чая, и он продается.

Они делают аналитику, причем по постам потребителей, то есть анализируют, кто-то написал: «Сегодня попробовала матчу», – или: «Первый раз услышала о матча». Они каким-то образом собирают все это, поскольку это открытые данные, и по региону, до города вам могут сказать. Если вы в каком-то регионе или если вы транснациональная компания, вы знаете: на эту страну нужно делать с таким вкусом, на эту с другим, то есть big data работает везде, даже в продуктовой отрасли. У них есть 5 стадий каждого тренда: рост, развитие и потом идет на спад, поэтому кефир, боюсь, в этом цикле идет на спад. Это как русскому есть кимчи. Даже если ему будет нравиться есть кимчи, его убедили, что это полезно, я не думаю, что он всю жизнь будет есть кимчи. 

То же самое будет происходить с любыми продуктами, которые не плотно входят в рацион. Пример с работниками нашего Центра: у нас есть куча сотрудников, которые и удаленно работают, и у нас в штате, они к нам приходят, ничего не знают о здоровом питании. Допустим, переводчики. Они начинают читать и переводить эту информацию, и через 2-3 года мы делаем с ними интервью, как изменилось ваше питание. И они говорят, что действительно на мозги капает, мы читаем эти исследования, мы начинаем выбирать такую-то рыбу, потому что мы знаем по исследованию, чему это способствует. Скорее всего, эти привычки и навыки с ними останутся, это не тот матча-чай, который проходит короткий временной тренд. Тут они действительно увидели, что это продлевает жизнь, это принципиально улучшает здоровье, кожа и волосы стали лучше, что-то для них будет решающим. Примерно 2 года нужно, чтобы постоянная информация, которой они доверяют, через себя ее пропускают, и это меняет их отношение к еде.

Марина Джаши:

Российский потребитель тоже очень разнообразный, у нас есть поколенческие преференции, есть люди, которые открыты, экспериментируют, используют новые продукты и внедряют их в свой рацион. Есть люди, которые очень консервативны, они привыкли к определенной диете, они придерживаются этой диеты. Как ты сказала в начале беседы, что правильное питание, здоровое питание — это определенный рацион, и внутри этого рациона уже можно играть, делать вариации, что-то заменять. На сегодняшний день разработан рацион для российского человека, который живет на нашей территории?

Зинаида Медведева:

Глобально он разработан, у нас есть официальный документ, который показывает, сколько килограммов в год каждой пищевой группы нужно потреблять. Но там есть маленькая проблема, приписка, что эти объемы также предназначены для Минсельхоза, для производства этой продукции. Соответственно, есть некий перекос, не совсем они отвечают современным научным данным, поэтому в настоящее время нет разработанного, общедоступного российского рациона, на который бы на какую-то страницу можно было выйти и сказать, что так лучше бы было питаться. Такого единого рациона нет.

Марина Джаши:

Но что-то делается, для того чтобы он создался? Нужен этот единый рацион?

Зинаида Медведева:

Мы считаем, что он нужен. Хотя бы основные реперные точки нужны, хотя бы соотношение продуктовых сегментов в корзине. 

Марина Джаши:

То есть не то, что я к чему-то привыкла и это ем, а чтобы свой рацион разнообразить, чтобы включать в свою каждодневную диету.

Зинаида Медведева:

В этом году мы включили новый отдел в свой опрос: мы всегда спрашивали у читателей маркировку, в этом году мы спросили, считаете ли вы, что ваш рацион здоровый. И выяснили, что 60% россиян так не считает. И дальше мы спрашивали, что же вы едите. Нам ответили 48% — обычная советская, русская еда: котлеты, мясо, макароны, иногда салаты, пельмени. Примерно 40% ответили — питаюсь разнообразно, много овощей, фруктов, рыба, крупы, иногда мясо, и 18% — что придется. В вегетарианстве нам признались 2,9%, то есть около 2% оказались замечены в пристрастии к растительной еде. Для нас результаты интересные, потому что мы видим, что, по крайней мере, есть понимание, что они питаются неправильно. Не всегда есть воля и знания это изменить, но первый шаг — признание, что питание неверное, это уже достаточно хорошо, чтобы изменения начались.

Дальше мы считаем, что необходима единый русский рацион, разработанный на национальном уровне, чтобы к нему можно было апеллировать, чтобы за ним стояли научные институты, чтобы нельзя было сказать, что это кем-то придумано в интересах кого-то, чтобы действительно это основывалось на научных данных и, допустим, сроком на 5 лет, потому что наука — это очень динамическая вещь, появляются новые данные, появляются новые сведения. Безусловно, база не изменится, но какие-то элементы могут поменяться через 5 лет. 

Марина Джаши:

Страна большая, в ней очень много географических регионов — Калининград, Владивосток, продукты могут отличаться. Соответственно, рацион для всех или рацион для каких-то регионов?

Зинаида Медведева:

Глобально рацион может быть для всех: то есть рекомендация есть рыбу 3 раза в неделю может быть для всех, вопрос – откуда вы возьмете эту рыбу, какая это будет рыба, по какой она будет цене — вот что будет зависеть от региона. Рекомендация половина рациона составляет овощи и фрукты — общая, к сожалению, ничем их заменить нельзя. Понятно, что у нас есть Крайний Север, овощи и фрукты там дорогие, возможно, там вопрос заморозки либо субсидий, потому что сейчас же есть проект бесплатного питания для школьников младшей школы. Возможно, имело бы смысл включать в их рацион больше овощей и фруктов. Мы видим, что во Владивостоке с рыбой проблем нет, в Калининграде тоже, а все, что между ними…

Марина Джаши:

И еще что интересно — вопрос качества продукта. Вроде бы продукты есть, но какого они качества, что там происходит? Слышу часто такие мнения от западных потребителей, владельцев ресторанов, которые работают в Москве, почему они привозят продукты из своих регионов: они говорят, что в России качество продуктов не очень высокое, то есть неудовлетворительное по каким-то причинам.

Зинаида Медведева:

Есть несколько моментов: не выдерживается единообразное качество на всем протяжении, то есть начали за здравие, закончили как всегда. Есть такая проблема, то есть не выдерживаются технологии. С другой стороны, если мы говорим о крупных производителях промышленного уровня, там качество постоянное, потому что если он поставил линию, он ее оборудовал, там только нарушение именно человеческий фактор, если что-то произошло, потому что сейчас уровень контроля качества высок, там стоят камеры на выходе.

Мы были на многих крупных производствах в России, оборудование и технологии стоят все западные, то есть самого высшего качества. Здесь вопрос другой: как к нам приходят продукты питания — в основном это крупные сети, и сети сейчас себя загнали в некую ловушку бесконечных дискаунтов и снижения цен. Они ставят задачу производителю: мне нужен этот продукт по 30 рублей. Что делает производитель: естественно, удешевляет составляющие, у него нет другого выхода как сделать этот продукт по 30 рублей. Сети ставят ему цель. Но при этом они сами себя загоняют, потому что дальше у них проблема, что потребители говорят: нет качественных продуктов. Как только качество повышается, цена растет. И это некий круг, из которого ритейл пока не может найти выход. Отдельный ритейл пошел другим путем, который сразу написал в заглавии «Магазин здорового питания», и он пошел другим путем, он использует, допустим, мелких производителей под своим брендом.

Марина Джаши:

И тоже имеет возможность контролировать, с ними общаться. Получается, чем крупнее сеть или производитель, тем здесь сложнее, потому что есть свои нюансы и свои истории взаимодействия ритейла и производителя, и покупатель тоже в этой цепочке. 

Зинаида Медведева:

Мы считаем, что образовывая покупателям, мы можем влиять, потому что на ритейл повлиять практически невозможно, это бизнес-компании, им интересен доход, у них нет понимания, что такое здоровое питание, они так же, как и все следят за трендами. Если безглютен в тренде, они будут ставить безглютен, но медицинского обоснования этого нет, не все безглютеновые продукты полезнее, потому что у них в составе может быть куча соли, и нашему населению это не нужно, будут проблемы с давлением. То есть это их интересует очень мало, их интересует — есть запрос на безглютен, мы будем продавать безглютен, поэтому единственный метод воздействия на них — это образование потребителя. 

Марина Джаши:

Есть очень хорошие продукты, но на полки крупных супермаркетов они не попадают, их можно купить в небольших магазинах, хотя это серьезные продукты и доказана их полезность.

Зинаида Медведева:

Очень часто так бывает, потому что очень много функциональных продуктов, своеобразная лечебная еда, в них много йода, много селена. Они не могут прорваться на полки больших супермаркетов, они либо свою сеть используют, либо кооперируются, как наши сыровары, пробиваются. Есть масса альтернативных методов, они участвуют в выставках продовольствия, чтобы быть замеченными. Есть отдельные магазины здорового питания, отдельно вегетарианские магазины, которые очень часто берут эту продукцию.

Марина Джаши:

Надежда на малый и средний бизнес, на их гибкость.

Зинаида Медведева:

И интернет.

Марина Джаши:

Открытость, приверженность новым изменениям. Тут поколенческая культура, можно подтягивать людей, которые открыты экспериментам, то есть комплексная работа с потребителем. Какие твои ключевые рекомендации потребителям, производителям, для того чтобы вся экосистема оздоровилась?

Зинаида Медведева:

Для потребителей — это не бояться продуктов питания. Нет плохих и хороших продуктов питания, есть неправильная дозировка данного продукта. Для производителей — это не пытаться выехать на хайповых трендах, это очень временное, и потом вы снова будете искать, что вам делать. Все-таки смотреть ключевые и доказанные тренды, что действительно является здоровым, это все равно будет покупаться, все равно к этому покупатель придет. Не пытаться хайповать на продуктах. Даже размер шрифта маркировки — напечатайте вы так, чтобы можно было видеть, и покупатель это оценит.

Марина Джаши:

Спасибо большое, это действительно очень важно. С одной стороны, просто и на поверхности, но с другой стороны, исполнение этих вещей и популяризация таких подходов очень важна. Как ты правильно сказала, что формируется взаимоотношение между потребителем, потребитель это оценит, если оценит потребитель, то всем от этого будет хорошо, и бизнес тоже не будет стоять на месте, будет развиваться. Очень важно понимать и уважать потребителя, потребитель сегодня становится активнее, осознаннее, это тоже большой шаг, нужно продолжать следовать этому пути, и мы все вместе будем развивать и продвигать дальше эту экосистему. Зинаида, спасибо большое, что ты к нам сегодня пришла и рассказала такие интересные вещи, которые мы слышим с разных сторон, и людям очень эта тема интересна, но не всегда есть возможность получить достоверное научную информацию, более-менее доказанную, потому что происходят большие исследования и эксперименты. У нас сегодня была Зинаида Медведева — исполнительный директор НКО НИЦ «Здоровое питание», и мы узнали очень много сегодня о том, что такое здоровое питание и что нам нужно делать. Спасибо большое за беседу.