{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Эльдар Мамаев врач-педиатр, неонатолог, детский кардиолог «Клиника К+31» 06 февраля 2020г.
Здоровье ребенка. Профилактика, формирование привычек и родительские страхи
Мы все заботимся о наших детях. Как при этом избежать гиперопеки и в то же время не упустить важное? Сегодня поговорим о родительских страхах, о своевременности первого вопроса, касающегося здоровья вашего ребенка, необходимости прививок и формировании привычек

Гусейн Фараджов:

В эфире программа «О здоровье и не только с доктором Фараджовым». Сегодня у меня в гостях Эльдар Мамаев – врач-педиатр, неонатолог, детский кардиолог клиники «К+31».

Эльдар, мой первый вопрос будет такой к Вам: с какого момента начинается здоровье вашего пациента? Пока еще не пациента, ребенка. С какого момента?

Эльдар Мамаев:

Очень хороший вопрос, очень часто на приемах его задают. Я всегда отвечаю, может, немного отдаленно, но в моем понимании здоровье ребенка начинается еще до планирования беременности, еще даже до рождения семьи как таковой ― с выбора полового партнера на всю оставшуюся жизнь. Будущие родители должны осознавать, для чего им брак, с какой целью они ищут свою вторую половинку. Если с целью создания семьи, то они должны ответственно подходить, и те вредные привычки, которые есть у них или у их партнеров, могут сказываться на здоровье их будущих детей. Поэтому начинается с выбора полового партнера. Если вам важны, например, рост будущего ребенка или здоровье ребенка, вы должны выбирать себе здорового партнера с отсутствием вредных привычек или с минимальным количеством привычек. Вы должны понимать, что со временем человек, уже сформировавшийся человек, не изменится. Важно, что при рождении ребенка жизнь продолжается, и семья продолжается.

Я очень часто на приемах вижу детей не только грудного возраста, но и 5-летних, и 10-летних, и 14-летних, и, если в семье было недопонимание среди родителей, оно накапливается как снежный ком, и ребенок становится лишним в такой семье. Идет выяснение отношений между родителями, ребенок от этого страдает: он часто болеет, у него низкий иммунитет, что приводит с возрастом к его плохим, скажем так, психологическим проблемам и плохой психике ребенка. Это важно. Также важно планирование беременности. Вы должны понимать, что есть мужское здоровье, есть женское здоровье, на которое влияют внешние факторы. Есть наш генетический набор и на него также влияют экология, наше питание, алкоголь, курение, вредные привычки. До планирования беременности нужно убрать их за 3 месяца, чтобы организм успел подготовиться и убрать в себе все вредные вещества, чтобы на будущем потомстве они не отражались.

Гусейн Фараджов:

То есть сначала любовь, уважение, семья. Далее они планируют беременность, и тут не помешает пообщаться не столько с гинекологом, андрологом, но и с педиатром?

Эльдар Мамаев:

Все правильно.

Гусейн Фараджов:

Что в таких случаях, кроме исключения вредных привычек, Вы рекомендуете? Вообще, проводите ли с Вашей точки зрения педиатра, какие-то исследования?

Эльдар Мамаев:

У нас в клинике есть специальная консультация – консультация педиатра с будущими родителями. Будущие родители, уже забеременевшие, приходят к педиатру, чтобы поговорить о своем будущем ребенке. Есть определенные скрининги, 3 гинекологических скрининга, при которых выявляются те или иные проблемы, если они есть. Острые хирургические состояния по возможности оперируют при рождении ребенка, если возможно, либо готовятся к тому, чтобы устранить проблемы. Важно поговорить с родителями с точки зрения их предрасположенности. Например, родители предрасположены к аллергии. Это очень частая проблема либо у отца, либо у матери. Мы должны объяснить, что правильное питание мамы с отсутствием аллергенов, на которые у нее есть аллергия, приведет к тому, что у ребенка не будет высокого риска к развитию аллергии. Плюс, при кормлении грудью нужно будет исключить определенные продукты, держать определенную диету, и тогда ребенку будет намного проще адаптироваться к новой жизни.

Есть жизнь внутриутробная, есть жизнь после утробы, и есть период, называется период адаптации у новорожденных, когда ребенок адаптируется к изменяющейся реальности. Он жил в жидкой среде, а сейчас живет уже в совершенно других условиях. Его кожа, его дыхание, его желудочно-кишечный тракт привыкают, поэтому для детей нормальны проблемы с животиком, нормальны колики. Это нормальный процесс и педиатр должен контролировать, чтобы норма не переходила в патологию.

Гусейн Фараджов:

Но, это уже после рождения. Мне интересно, у вас консультация педиатра до рождения востребована? Часто обращаются?

Эльдар Мамаев:

Да, достаточно. После рождения ребенка у мамы высокий тревожный процесс. Мы все знаем, что есть понятие (может, многим не понравится) энцефалопатия беременных, когда мама плохо усваивает информацию после родов. Поэтому до родов, во время беременности мы обсуждаем вопрос, чтобы она определилась, кто ее доктор, потому что в современных условиях очень важно доверие к врачу. Когда вы доверяете, то у врача есть некий карт-бланш, и если даже он где-то не оправдал в полной мере ваши ожидания, то вы все равно будете придерживаться этого доктора, потому что в медицине самое плохое, на мой взгляд, это современные метания от одного доктора к другому. Врачи все разные и по-разному могут воспринимать одну и ту же информацию. Для кого-то одна информация – черная, для кого-то – белая, для меня она в полутонах.

В принципе, я всегда считаю, что нет однозначного ответа, медицина – очень неточная наука и всю информацию нужно адаптировать под конкретного пациента. Например, сейчас очень модно вспоминать про доказательную медицину, но она тоже не везде и не всегда приемлема, все нужно проводить через фильтры. На мой взгляд, основная задача врача при работе с пациентом –пользоваться философией «не навреди». Я всегда говорю пациентам: «У меня нет задачи вас вылечить. Если я вас не вылечу – это не страшно. Страшнее, если я наврежу вам своими действиями, своими неправильными действиями». Поэтому надо бояться всегда, врач должен всегда думать о реакциях, о тех последствиях, которые он может вызвать своими неосторожными словами, своими неосторожными действиями или введением тех или иных лекарств, которые, как ему кажется, нужны, а на самом деле можно обойтись без них.

Гусейн Фараджов:

С Вами нельзя не согласиться. Я думаю, что в Вашем случае здорово, когда складываются такие взаимоотношения. Ведь мы, врачи, что делаем, когда пациент приходит? Мы собираем анамнез. А Ваш-то пациент не разговаривает. А тут вам спрашивать нечего, Вы знаете, как у мамы шла беременность, как она протекала, как прошли роды. Если дальше цепочка складывается, то это здорово.

Эльдар Мамаев:

Пациенты да, не говорят, но говорят родители. Поэтому я всегда говорю, что дети сделаны из материала заказчика. Немного грубовато, но отражает суть. Если, например, ко мне приходят с жалобами, что ребенок отстает в росте, и я смотрю на маму и папу, которые ниже 1,6 метра, то в таких ситуациях немного спасает юмор, и говорю: «Мама – честная женщина, родила от папы». Здесь не придерешься и сразу видно, что мама – честная женщина. Мама радуется, конечно, папа тоже понимает, что вопрос не к месту. От осины не родятся апельсины. Поэтому, если у вас есть склонность к аллергии – ребенок будет аллергик, и спрашивать: «Откуда это?» – бесполезно. Если родители не читают книги и жалуются: «Мой ребенок с плохими оценками. Что ему дать, чтобы он лучше учился?», – извините, вопрос тоже не к врачу. Медицина – это не волшебная таблетка и врач не может решить все ваши проблемы. Очень важно понимать, где грань возможностей врача, а где ответственность самих родителей. Их нужно отграничивать и не вешать всех собак, как сейчас делают, на неквалифицированность докторов.

Гусейн Фараджов:

Были случаи, когда Вы, познакомившись с родителями, уже после родов отказывались вести ребенка?

Эльдар Мамаев:

Да, такое бывает, когда не соблюдают определенные правила, которые устанавливаются, наверное, каждым врачом. Есть аспекты, которые важны для каждого человека. Родители бывают разные, мне все равно, как они разговаривают, на каком уровне. Вы знаете, что, пройдя обучение в медицинском университете, мы проходим разные специальности, и хороший врач может поддержать общение и с банкиром, и, скажем так, с торговцем. Для этого и нужно развитие, для этого и нужно читать книги и развиваться помимо медицины. Нужно уметь говорить с каждым человеком на его языке, на его уровне, чтобы он понял информацию, потому что, если я буду говорить медицинскими терминами, то кто-то поймет, а кто-то нет. Мне повезло в том плане, что у меня были хорошие учителя, и во время ординатуры мне всегда говорили мои врачи, которых я считаю своими учителями: «Если пациент уходит от тебя - значит, ты плохо работаешь с ним, ты не умеешь донести мысль. Если он отказывается от какой-то идеи либо он отказывается от госпитализации, значит, ты неправильно донес состояние». Сейчас этим пользуются, то есть если что-то плохое скажут – «нам врач не сказал, что это так плохо», или «не объяснил, что, действительно, так плохо было».

Сейчас общество переходит на тему, что медицина приравнивается к услугам и клиент всегда прав. Но медицина – не только сфера услуг, это еще и здоровье ребенка. Нельзя всех собак, опять же, скидывать только на медицинское сообщество, должна быть ответственность родителей тоже. Эти нюансы нужно проговаривать. Если родителям я рекомендую, а они не выполняют рекомендации, например, у ребенка аллергия и я прописываю согласно всем рекомендациям атопические гормоны, то есть местные, в виде мазей; они, начитавшись, говорят: «Ой-ой, это же гормон, это же нельзя», а у ребенка уже идет инфицирование на фоне аллергии. У него уже не только аллергия, у него уже заболевание кожи, инфицирование кожи на фоне атопического дерматита, что, в свою очередь, требует подключения антибактериальной терапии как местной, так и системной, которая у ребенка с аллергией всегда вызывает риски. Когда такое видишь – понимаешь, что весь твой труд идет насмарку. Конечно, с такими людьми, которые у тебя забирают энергию и не дают тебе развить свой потенциал, помочь ребенку, легче расстаться, и тогда я говорю: «Я не Ваш врач, а Вы не мой пациент».

Гусейн Фараджов:

Это правда. У каждого врача есть свои пациенты. Вы сказали, что иногда доктора разговаривают терминами – очень часто, по моему наблюдению, таким образом прикрывается непрофессионализм. С пациентами надо разговаривать доступно, чтобы на выходе из кабинета у пациента остался минимум вопросов или лучше, чтоб не осталось.

Эльдар, такой вопрос: родился ребенок, Вам дали в руки, как специалисту. Вы можете рассказать, на что Вы обращаете внимание? Немного, чтобы это было интересно для тех, кто скоро будет рожать, кто, например, в ожидании. Они же всего не видят, пока мама рожает. Расскажите.

Эльдар Мамаев:

Очень важно, что медицина не стоит на месте, она меняется. Если раньше в родильном зале, так называемую, родовую смазку убирали, то сейчас оставляют, если раньше пупок всячески обрабатывали перекисью, зеленкой, то сейчас оставляют. Считается, что ничего не нужно делать и само все отпадет, что кожа – это защитный слой, и когда мы внедряемся, обрабатываем чем-то – мы нарушаем целостность кожного покрова. Но важно понимать, и всегда есть «но»: в медицине нет стопроцентного утверждения. Очень важно, чтобы врач оценил состояние ребенка, и чем раньше после выписки из роддома, тем лучше. Есть патронаж, когда осматривают новорожденного. Тут мы смотрим на, так называемую, зрелость ребенка, ребенок может быть доношенным, но не зрелым.

Есть такое понятие как морфофункциональная незрелость, когда ребенка раздеваешь – он не может держать тепло, быстро охлаждается, покрывается сосудистой сеточкой, становятся ручки и ножки синеватые, подбородок дрожит, ручки дрожат. Это все, конечно, пугает родителей, но является вариантом нормы. Но есть врачи, которые это могут интерпретировать (или родители могут интерпретировать) как болезнь и начинать лечить как неврологические, как последствие гипоксии. Этим термином тоже очень часто спекулируют как родители, так и врачи. Когда мне говорят: «У нас последствие гипоксии», я всегда спрашиваю: «С какими баллами вы родились?» Есть шкала Апгар, по которой оценивают ребёнка, по оценке можно сказать, была гипоксия у ребенка или нет. Если ребенок рожден с 8-9 баллами – у него нет гипоксии, врожденная гипоксия начинается при рождении ребенка с баллами 7 – это первая, 7 и 6, 5 и 4 – это вторая степень, ниже 4 – это уже третья степень гипоксии. Тогда, действительно, ребенка мониторит невролог, мониторят окулист и неонатолог. Если правильно вести ребенка, то можно обойтись минимальным количеством препаратов и ребенок где-то к 6 месяцам, к году догоняет своих сверстников.

Что касается осмотра. На осмотре обязательно обращаем внимание на кожу, строение, есть ли у него стигмы дизэмбриогенеза, то есть патологии, говорит ли это о каких-то генетических заболеваниях. Когда больше 5 стигм – мы знаем, что нужно смотреть и изучать ребенка, возможна даже консультация генетика, искать, может быть, пороки развития, которые мы не видим. Очень часто бывает spina bifida, которую не напрямую видно, это нарушение строения позвоночника в поясничном отделе, проявляется незаращением дуг, дужек остистых отростков, и когда ребенок вырастет, это может привести, например, к эректильной дисфункции. Вы как уролог, наверное, знаете, у взрослых это бывает, причиной преждевременной эякуляции у мужчин может быть незаращение в анамнезе, spina bifida. Также к нам часто обращаются с энурезом, который никак не могут вылечить и наблюдаются у неврологов. У них оказывается spina bifida, и при физиопроцедурах на область крестца, на область поясницы мы достигаем хороших эффектов.

Нужно посмотреть, понять ребенка, прочитать, какие у него есть слабые зоны, акцентировать внимание – например, слабый кишечник или слабые дыхательные пути, собрать анамнез, посмотреть на родителей и сказать, на что нужно обращать внимание. Далее в месяц происходит полностью диспансеризация. Помимо того, что ребёнка смотрели в роддоме, его смотрят в месяц полностью, чтобы исключить врожденные патологии, которые не были видны при рождении, которые проявляются не сразу. В месяц делается УЗИ всех внутренних органов, включая сердце, почки, брюшную полость, голову, тазобедренные суставы.

Гусейн Фараджов:

Это стандарт, через месяц делать УЗИ?

Эльдар Мамаев:

Стандарт, да. В месяц – консультация всех специалистов. Мы определяем, ребенок здоровый или не здоровый, пишем группу здоровья, риски, например, по развитию анемии, риски по развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта; родители получают уже определенные рекомендации и, соблюдая их, мы выходим из рисков, не переходя к болезни.

Следующий момент – это уход. Сейчас многие родители обращают внимание, что, когда ребенок рождается, им кладут ребенка на грудь матери. Для чего это делается? Это называется контакт кожа к коже. Ребенок родился стерильным, у него еще нет защиты. Он получает в норме естественным путем, присасываясь к груди мамы, бактерии от эпителия мамы, и в молоке матери есть специальные пробиотики и пребиотики, которые улучшают заселение флоры, и у ребёнка формируется нормальная флора. Когда родители мне говорят про то, что ребенку назначили антибиотики с рождения, у него врожденная пневмония, и они боятся дисбактериоза - это смешно, потому что у него еще нет флоры.

Гусейн Фараджов:

У него нет бактерий, чтоб случился «дис».

Эльдар Мамаев:

Да-да-да. Как таковой, дисбактериоз – тоже состояние, а не заболевание. И не дисбактериоз, а правильнее говорить «дисбиоз кишечника».

Что касается ухода. Обработка складочек имеет значение, вовремя менять памперсы имеет значение. В норме пупочное кольцо располагается где-то посередине живота, чуть ниже; если ребенок незрелый, то пупочное кольцо опускается несколько ниже, и когда надеваем памперс – преет пупок, начинает мокнуть, может быть риск инфицирования. Поэтому мы родителей таких детей учим заворачивать памперс, чтобы пупок дышал. Это важно, чтобы не было элементарных осложнений. Также у детей иногда бывает узость носослезного канала и забивается. По утрам мама смотрит за ребенком и видит застой слезы в глазу, который может инфицироваться, и получается дакриоцистит – воспаление носослезного мешка. Поэтому важно делать массажик от периферии к центру, если уже нагнаиваются глазки – капать в глазки. Мы – педиатры, неонатологи – и занимаемся тем, что вовремя обучаем родителей за этим следить.

Гусейн Фараджов:

У меня более конкретные вопросы, буду считать их вопросами от мам, но и от меня тоже, интересно. Как Вы относитесь к подгузникам?

Эльдар Мамаев:

К подгузникам – как к необходимости, скажем так. Но, все должно быть в меру и всё должно быть в свой срок. Была очень замечательная лекция в перинатальном центре имени Кулакова на ул. Опарина, они рассказывали пример. Они считаются одними из передовых в нашей стране, где все лучшие современные задумки пытаются воплотить у себя в центре. Как неонатологи, мы проходим обучение там, там одни из сильнейших специалистов. Нам рассказывали, как они добились того, что 90 % детей, которые лежат в физиологии и даже в патологии новорожденных, они перевели, дети живут без антибиотиков. Очень часто в стационарах, в роддомах вынуждены назначать антибиотики, если ребенок долго лежит, потому что высокий риск внутрибольничной инфекции. Они стали следить за тем, чтобы банально каждые 2-3 часа меняли памперсы. То есть, если вовремя произошла смена подгузников, то ничего страшного нет.

Но, если ребенок до 2-х, до 3-х, до 4 лет ходит в подгузниках – ничего хорошего тоже нет, потому что природой, например, у мальчиков, не просто так задумано, что яички в мошонке, они «на улице». Внутриутробно они сначала находятся в брюшной полости, при созревании плода перемещаются в мошонку. Поэтому у недоношенных детей очень часто они либо в брюшной полости – называется крипторхизм, неопущение яичка, либо застревают в паховом канале и потихонечку могут опуститься. А могут не опуститься, тогда хирурги опускают. Для чего так задумано? Температура в брюшной полости и в яичках разная, в мошонке температура на 1-2 градуса ниже, чем в брюшной полости. Этого достаточно для хорошего сперматогенеза. Всё начинается с рождения, и так же, как и у девочек, у мальчиков закладка правильного сперматогенеза возникает в первые годы жизни. Раньше, когда оперировали крипторхизм в 2, в 3 года, был высокий риск бесплодия, потому что яичко-то можно опустить, но оно не будет правильно функционировать.

Гусейн Фараджов:

Чем раньше проведена операция, тем лучше. Тоже один из важных вопросов.

Эльдар Мамаев:

Да, Вы как уролог знаете. У девочек другая ситуация. Они писают, какают под высокой температурой, у них происходит такая проблема как синехия, когда малые и большие половые губы слипаются и потом их разъединяют хирургическим путем. Тоже частая причина. Поэтому ранняя смена памперса и туалет промежности очень важны, и на этом мы акцентируем внимание. Никаких увлажняющих мазей туда вводить нельзя, потому что они, наоборот, являются питательной средой для грибов. В этой зоне у детей очень часто возникает пеленочный дерматит или кандидоз кожи, потому что сыро, темно, тепло.

Гусейн Фараджов:

Вы имеете в виду, смазать ребенка и надеть памперс – это не совсем правильно?

Эльдар Мамаев:

Это неправильно, да. Чаще всего мы используем мази на основе цинка, которые подсушивают и обладают противогрибковым действием в том числе. Либо, например, воздушные ванны, нужно привыкать ребенка раздевать и пусть он отдыхает. Ребенок, как и любой живой организм, обучаем, он писает примерно каждые 3-4 часа. Где-то с 6-7 месяцев, когда ребенок уже большой, вы полностью раздеваете ребенка, подносите, например, к раковине или к ванне, включаете воду и ждете минуту-две. Мы знаем, что при охлаждении ребенок мочится чаще самостоятельно. Если несколько раз мы поймаем его в непроизвольном мочеиспускании, то, чаще всего, ребенок уже будет знать, что он по часам писает. Никто не хочет ходить под себя и иметь неприятное ощущение, даже если быстро меняем памперсы. Ребенок будет терпеть, то есть обучаемость детей вполне осуществима. С мальчиком вообще просто, потому что, когда он хочет писать – у него в половом члене возникает эректильное состояние и мама легко оценивает, что он хочет писать.

Гусейн Фараджов:

Таким образом, можно потихонечку приучать ребенка? Давать отдыхать.

Эльдар Мамаев:

Да, и отучать от памперса хотя бы в дневное время. В ночное время человека никто не будет будить, сон – это часть лечения, за сном мы следим. Сон, вообще, важный компонент, и спокойно на ночь надевайте памперс, а днем пусть он отдыхает. Чем раньше вы отучитесь от него, тем лучше, потому что потом возникает проблема с горшком. Это тоже незрелость нервной системы, например, дети боятся садиться или ходят под себя, закрываются, убегают. Для них это бывают болезненные психологические моменты. Поэтому, чем раньше вы этому научите, тем лучше.

Гусейн Фараджов:

Всем ли детям, и нужно ли вообще давать пустышку?

Эльдар Мамаев:

С ней очень большой, спорный вопрос, это болезненная тема. Я с пустышкой борюсь на своих приемах. Пустышка, в первую очередь, удобна для матери. Ни один ребенок не успокаивается от самой пустышки, потому что за тем, как положить соску, следуют действия матери, которые успокаивают ребенка. Обычно сначала кладут соску, потом ребенка берут и укачивают. Ребенок успокаивается, и мама всей верой и правдой думает, что это случилось благодаря именно соске. На самом деле это случилось благодаря тому, что мама взяла его на руки, успокоила или поменяла памперс, или накормила его. Соска не является успокоением, и ничего хорошего от неё нет.

У маленьких детей, у грудничков есть рецепторы на нёбе, и когда соска слишком большая – она действует на них. Они нужны для того, чтобы точно понимать, с какой силой нужно давить на грудь, чтобы высасывать, потому что рот ребенка работает как вакуум, работает и язык, когда он правильно присасывается к груди. Если у ребенка нет короткой уздечки, нет микрогнатии, как раз на что обращает внимание врач. Иногда бывает у детей недоразвитие нижней челюсти, тогда он плохо будет присасываться и будет причмокивать во время кормления грудью, и может подтекать грудное молоко, то есть всё говорит о том, что он не плотно схватывает. Он должен схватить плотно и работать как вакуум, он практически не затрачивает усилия на это. Ребенок может одновременно дышать и есть. Мы так не можем, и поэтому, когда мы пьем воду – мы делаем перерыв и дышим. Ребенок может одновременно, мы утратили эту способность. У детей есть, так называемые, мешки Биша, те щечки, которые всем нравятся и все хотят их поцеловать, которые позволяют ребенку включать вакуум, делать сосательные движения. Поэтому пустышка не есть хорошо, а в более старшем возрасте она приводит к психологической зависимости, такие дети более эмоциональные, «стероидные».

Есть наблюдение по бутылке, к которой ребенок привыкает после года, особенно после 2 лет. Сейчас все нормы немного сдвинулись, раньше считалось до года. Сейчас пользуются повально, родителям удобно дать бутылку с соской на ночь и пусть он сосет. Он уже может сам держать, и он засыпает, сам себя убаюкивает, спит; просыпаясь, берет бутылочку, отпивает немного и снова засыпает. Для родителей это удобно, но для ребенка не очень удобно, потому что он привыкает. Что такое бутылка? Бутылка – это сосательные движения и неумение справляться со стрессом. В любой ситуации – когда зубы режутся, потом, когда что-то ему непонятно, страшно – он сразу вспоминает, или пустышку берет, или бутылку берет и начинает сосать. Психологи выявили взаимосвязь, что, кто после 2 лет сидит на бутылке, имеет высокий риск развития алкоголизма, начинается отсюда, и даже склонность к табакокурению. Сосательные движения подсознательно успокаивают. Наше подсознательное очень сильно развито, и, если мы вовремя не отходим от подобных моментов – они надолго застревают в памяти.

Гусейн Фараджов:

Очень интересно. У меня скоро будет программа с наркологами, мы обязательно обсудим. Вы упомянули, как ухаживать за глазами малышей. Нужно ли чистить уши, нос?

Эльдар Мамаев:

Уши – только раковины ушей. За ушами очень часто бывают складочки, где здесь скапливаются выделения, особенно, если ушко плотно прилегает к сосцевидному отростку или если ребенок сильно потеет. Например, при нехватке витамина D, при подостром течении рахита ребенок сильно потеет, и за ухом тоже хорошая среда для развития, например, грибковой инфекции, этот участок кожи нужно обрабатывать. Также складки, также мы прочищаем носовые пути. Причем, сейчас есть очень удобные палочки для обработки носа: с одной стороны они чем-то похожи на ушные, с другой стороны липкие, чтобы вычистить козявку. В полость носа мы вводим круговыми движениями и вычищаем все козюли, как я говорю, и обрабатываем, вычищаем носик. Также, если есть необходимость, например, когда вышли первые зубы, мы можем и специальными щеточками, сейчас очень много на это обращают внимание, либо надевается напальчник, которым массируют, делаем массирующие движения для зубика и для десны. Либо, если под рукой нет ничего, наматываете бинт и обрабатываете, и очищаете.

Гусейн Фараджов:

Первые зубы надо уже чистить?

Эльдар Мамаев:

Потому что налет, да, налет бывает. Плюс, вы чешете, помогаете воспаленной десне, снять зуд у ребенка.

Гусейн Фараджов:

Тут в разговоре, даже на работе случились разные взгляды по поводу, нужно ли ребенка каждый день мыть? Ванна, душ? Или достаточно определенные части ребенка помыть после подгузников? Как Вы считаете?

Эльдар Мамаев:

В сообществе педиатров здесь нет единства, скажем так. Я считаю, мое мнение, что в зимний период времени часто мыть ребенка, особенно с головой, нет смысла. Почему? У нас есть защитный слой, мы его смываем, когда купаем ребенка, и нужно время, чтобы флора нормально обзавелась снова. Кроме того, купание – как небольшое переохлаждение, в зимний период времени не совсем правильно. Если ребенок потеет, если ребенок, например, часто в переездах или загрязнился, гулял и так далее, летом особенно, то хоть каждый день. По необходимости, мы всегда смотрим на кожу ребенка. Подмывать ребенка нужно после каждого акта дефекации, желательно после каждой смены подгузника. Но именно купать лучше через день, а в зимний период даже 2 раза в неделю вполне достаточно.

Гусейн Фараджов:

Эльдар, скажите, а срыгивание ребенка после кормления – это нормально, физиологично? Так должно быть?

Эльдар Мамаев:

Смотря о каких срыгиваниях говорим. Есть объемные срыгивания, как рвота, и, если она нарастает – это плохо. Например, в 3-4 недели у ребенка есть такое состояние пилоростеноз, которое заканчивается хирургией и нужно оперировать, это жом пилорического отдела, который виден даже визуально. Он будет нарастать, рвота будет фонтаном. Сначала один, два, три, а потом после каждого кормления, ребенок не набирает в весе. Если просто небольшие срыгивания – нужно понять причину. Либо из-за газов может быть, например, у ребенка сильно вздут живот, ребенок переедает и срыгивает; либо срыгивание связано с тем, что он заглатывает воздух, опять же, из-за микрогнатии или неправильного присасывания, или неправильно подобранной бутылочки, если он на смеси. Либо может быть неврологическое срыгивание, когда у ребенка есть постгипоксические истинные нарушения и энцефалопатия. Срыгивание может быть также связано с заболеванием желудочно-кишечного тракта.

Гусейн Фараджов:

То есть нужно обсудить с доктором. Это не означает, что у всех должно быть.

Эльдар Мамаев:

Да. Нужно посмотреть характер срыгивания. Если маленькие непереваренные объемы, только смесь, то ничего страшного нет. Нужно соблюдать определенные правила, кормить ребенка под определенным градусом, чтоб головной конец был выше, чем туловище ребенка, это первое. Второе – после кормления полчаса продержать столбиком. Третье – спать с возвышенным головным концом. Это физиологично, например, слабость кардиального отдела желудка, которая с возрастом может проходить.

Гусейн Фараджов:

А по поводу газов и колик – они должны быть в первые месяцы, дни жизни ребенка?

Эльдар Мамаев:

Конечно, это физиологично. Колики, в принципе, физиологичный процесс. Но, опять же, если ребенок не спит, если ребенок беспокойный – мы должны искать причину колик. 30-50 % причин заключаются в неправильном питании или неправильно подобранной смеси, если ребенок искусственник. Также это может быть связано с неврологическим моментом. Иногда бывает даже связано с сердцем, например, при определенных пороках есть ослабление малого круга кровообращения, при этом будет гипоксемия в малом круге, то есть в кишечнике, и кишечник будет плохо работать. Обращаются в первую очередь к педиатрам, к гастроэнтерологам, а на самом деле у ребенка так протекает порок сердца. Такое тоже может быть. Причин очень много и надо смотреть. Ими могут быть и, например, особенности строения кишечника, запоры, например, по неделе дети могут не ходить. Это может быть мегаколон или долихосигма, которая еще не диагностирована. Все эти моменты нужно учитывать, поэтому надо видеть ребенка, разговаривать с родителями, причем, желательно с обоими, собирать анамнез.

Гусейн Фараджов:

Почему я подробно такие моменты у Вас спрашиваю? Потому что у нас есть 2 вида родителей. Одни бегут к врачу, лишь только ребенок косо посмотрел. Вторые – наоборот. Любые проявления того, что я сейчас с Вами обсуждаю, являются нормой, и родители могут не обращаться к врачу длительное время, «ну, это же ребенок, он растет». Поэтому Ваши практические советы очень важны.

Еще один вопрос, тоже часто спорный: когда можно ребенка усаживать, чтобы уже садился ребенок?

Эльдар Мамаев:

Тоже всё по тому, как ребенок себя ведет. До года ребенка ежемесячно осматривает педиатр для решения насущных проблем. Все дети разные: кто-то в 6 месяцев садится, кто-то в 5, кто-то в 7, а кто-то даже в 8. Есть диапазон возможностей у ребенка, дети разные, поэтому мы стараемся сразу не хвататься за прием препаратов. Если ребенок, например, диспластик и он мягкий, пластичный и так далее, то он может чуть позже это сделать. Таких детей не нужно высаживать, пока он не может держать спину. Таким деткам подходит общеукрепляющий массаж, ванны, например, хвойные или с морской солью, то есть для укрепления, физиопроцедуры какие-нибудь. Врач-физиотерапевт осматривает и по необходимости назначает свои процедуры. Дети окрепнут с возрастом.

Гусейн Фараджов:

А есть возраст, до которого вообще не надо ребенка усаживать? Лежит и лежит.

Эльдар Мамаев:

Вообще, ребенок садится примерно к 6 месяцам, до 6 месяцев нежелательно. Опять же, повторюсь, дети разные. Есть дети-живчики и в 5 месяцев уже пытаются сесть.

Гусейн Фараджов:

Если садится – то пусть садится.

Эльдар Мамаев:

Да, да. Поэтому в месяц, по необходимости в 3, и даже в 6 месяцев осматривает невролог, осматривает ортопед для решения таких проблем, и каждая ситуация обсуждается отдельно. Если нужно делать УЗИ – повторяется, готовы тазобедренные суставы или нет. Ведь ребенок рождается с прямой спиной и важно проходить много стадий. Первый изгиб появляется в области поясницы, когда ребенок поднимает голову. Если у ребенка есть проблемы с кишечником, то петли кишечника будут упираться и не давать в полной мере производить изгиб позвоночника, у ребенка будет сглаженный лордоз; в пояснице должен быть хороший лордоз, у него он будет сглажен. Это будет сказываться на центре тяжести, он будет неправильно сидеть и так далее. Поэтому все эти нюансы решаются на месте, надо сначала смотреть.

Гусейн Фараджов:

Но, под наблюдением? К сожалению, у нас очень быстро пролетело время. Мы с Вами не обсудили еще много вопросов, поэтому я сразу приглашаю Вас еще на один эфир. Я хочу поговорить с Вами про вакцинацию и еще много вопросов, которые, я думаю, будут интересны и полезны.

Эльдар Мамаев:

С удовольствием приду.

Гусейн Фараджов:

Спасибо Вам огромное за встречу, за интересную беседу!

Эльдар Мамаев:

Спасибо, взаимно.