{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Александр Липницкий рок-музыкант, культуролог 23 октября 2019г.
В гостях Александр Липницкий
Впечатления от участия в тусовке Марата Гельмана в черногорской Будве

Евгений Додолев:

Добрый день. В эфире Mediametrics, программа «Мимонот» и я, её ведущий, Евгений Додолев. Сегодня мы по уже сложившейся октябрьской традиции осенней беседуем с Александром Липницким, музыкантом, культурологом, который в это время года обычно рассказывает нам о мощном таком русофобском форуме в Черногории под названием «СловоНово». 

Александр Липницкий:

Привет. 

Евгений Додолев:

Приветствую. 

Александр Липницкий:

Я бы тебя поправил. 

Евгений Додолев:

Не мощный? 

Александр Липницкий:

Я бы, во-первых, не назвал это уж так мощным, а во-вторых, не назвал бы, особенно после последнего моего посещения этого форума русофобским. Там конечно были русофобские выступления, о которых я расскажу, но, скажем так, внутренний пульс самого Марата Гельмана, на мой взгляд, за один год кардинально изменился. 

Евгений Додолев:

Неужели? 

Александр Липницкий:

Да, мне так показалось. Потому что у него было ещё программное выступление в конце этого форума, и именно в этом программном выступлении мы с моими друзьями, в частности, с Аликом Каном, работающим на BBC. 

Евгений Додолев:

Это тот самый, который Джоану Стингрей перевёл? 

Александр Липницкий:

Да, старый, самый знаменитый. 

Евгений Додолев:

Фантастическая работа его. 

Александр Липницкий:

Самый знаменитый и журналист, и тренер, близкий друг Курёхина, Гребенщикова, вот мы были вместе. 

Евгений Додолев:

А он ленинградец сам. 

Александр Липницкий:

Он ленинградец, но уже 20 лет живёт в Лондоне и работает на BBC.

Евгений Додолев:

Город Лондонск надо говорить в контексте. 

Александр Липницкий:

Он работал и дружил с такими людьми джаза, как Лео Фейгин. 

Евгений Додолев:

Давай не уходить от Черногории. 

Александр Липницкий:

Так вот мы с Аликом Каном, с которым мы в этот раз не расставались, жили по соседству в гостинице. 

Евгений Додолев:

Но не в одном номере, надеюсь, по студенческой привычке советской. 

Александр Липницкий:

Нет. Раз обратили внимание, что что-то с Маратом изменилось, он явно подбивает, что называется, бабки на будущее. 

Евгений Додолев:

На возвращение. 

Александр Липницкий:

Он заявил, что несколько лет, проведённых в такой добровольной эмиграции, убедили его, что он русский, что он полезен именно для России, и он хочет вернуться. 

Евгений Додолев:

Нет сомнения, что он русский, потому что у меня дефиниции русского, это человек, который думает на русском языке, то есть говорит по-русски и думает пару по-русски. Поэтому не то, что Марат, я думаю, что и Эмильфарб, он тоже наверняка по-прежнему думает. 

Александр Липницкий:

Я внесу ясность, в моём определении «русский» я имел в виду, что Марату и место в России, то есть по поговорочке, где родился, там и пригодился, а вовсе не человек мира, как он себя позиционировал несколько лет подряд. 

Евгений Додолев:

Ещё один шаг, чего я конечно не терплю у оппонентов либеральных деятелей, это жидоискательство. Когда начинается вот это, сразу подравнивать под этнические факторы, это тоже всегда меня выбешивает. Я считаю, что армянка Маргарита Симоньян или еврей Марат Гельман, они гораздо более русские, чем многие из тех, у кого как у меня нос картошкой. 

Александр Липницкий:

В отличие от тебя, про которых спел Владимир Семёнович «только русские в роду», помнишь, песня про «Мишка Фишман башковит, у него предвиденье, что мы видим на телевидении». Ну и он про себя пишет «только русские в роду, прадед мой Самарин, если кто и влез ко мне, то и тот татарин», это про тебя. А у меня там намешано всё, и армяне, и грузины, и евреи, и поляки. 

Евгений Додолев:

Да, но числят тебя евреем, всегда, когда начинают критиковать: Липницкий, так это же еврей. И про Макаревича то же самое, про которого обязательно будем говорить. 

Александр Липницкий:

Не знаю, Макаревич на фоне своей группы в этом плане не выделялся, а я на фоне братьев Мамоновых выделялся. 

Евгений Додолев:

Это да. 

Александр Липницкий:

Если продолжить рассказ, самое яркое, одно из самых ярких событий этого форума мы вам даже покажем, это клип, который отснял... 

Евгений Додолев:

«Вечерний мудозвон». 

Александр Липницкий:

Да, это клип, который снял Иван Воропаев, прямо там у нас, в Будве, они задружились. 

Евгений Додолев:

Я не знал, что это было снято... 

Александр Липницкий:

Прямо там снято. 

Евгений Додолев:

Я хотел посмотреть. 

Александр Липницкий:

Мы сидели там, пили пиво и вино, потом Борис говорит: пойдём-ка, ты меня и снимешь, у меня песня новая родилась. 

Евгений Додолев:

То есть инициатива была Бориса Борисовича?

Александр Липницкий:

Да. А у Воропаева там было читка своей новой пьесы, очень милой и симпатичной. Ну, давайте посмотрим, сразу будет веселее. 

Евгений Додолев:

Да, я не видел, тем более, слышал, но не видел. 

Евгений Додолев:

Смешно и главное, что это в известной степени и про меня тоже, потому что, во всяком случае, в журналистском цехе многие восприняли это, как такой вызов и наезд на ведущих и не только политических шоу, но и вообще людей, которые мудозвонят, условно говоря, в эфире. 

Александр Липницкий:

У нашей группы, у «Звуков Му» была такая песня, в 90-м году мы её выписки выпустили на альбоме «Транснадёжность», она была о том же и называлась она «Спиритизм». Можно как-то послушать. Абсолютно о том же, Мамонов в этом смысле как в воду глядел. Тогда уже во всю перестройку уже мудозвонов на всех каналах было много. 

Евгений Додолев:

Да, удивительно, советские годы ещё были, а свобод в медийке было больше. Притом, что это был СССР, коммунистический режим, Гостелерадио. Но в 80-90-е годы 30 лет назад гораздо шире была вот эта зона, огороженная красными флажками, и лексически, и визуально. 

Александр Липницкий:

Я тебе больше скажу, мы если отвлечёмся сейчас от «СловоНово», мы вернёмся, то работая весь год над эпопеей истории «Машина времени» 50 лет, второй серией у меня главное десятилетие 80-е. Так вот, я там подобрался сейчас к фильму «Начни сначала» 84-85-й год. Мне тогда казалось, может быть, и тебе казалось, что зажим был самый страшный тогда. 

Евгений Додолев:

Он и был. 

Александр Липницкий:

А при этом сейчас уже, анализируя интервью, которые были сняты мною, в том числе со Стефановичем, с тем же Макаревичем, когда они рассказывают о том, как снимался, например, вот этот фильм «Начни сначала», как проходили гастроли «Машины времени» совместно с Кобзоном. Можно сказать, что Горбачёв появился не на пустом месте. Уже страна вступала подспудно в капитализм тихой сапой. То есть на попытку, просто цитирую Стефановича: на попытку нового, свеженазначенного директора Мосфильма запретить в последний момент этот фильм, уже отснятый, все просто упали со смеху. Бондарчук, весь худсовет студи Мосфильм просто хохотали над его попытками запретить этот фильм, на который государство потратило много денег и ждало от этого фильма больших денег в бюджет. Он заявился на этот худсовет со словами: товарищи, я только что вернулся из ЦК, где мне сказали, что на главной студии Советского Союза произошла идеологическая диверсия. В главной роли отсняли антисоветчика, шпиона Андрея Макаревича, понимаете. А те стали над ним хохотать, фильм вышел, как ни в чем не бывало. Андрей, правда, рассказывает, что было около 70 поправок. Но хитрый Стефанович специально всё сделал, чтобы эти были поправки все убраны. Так все и делали. 

Евгений Додолев:

Эта технология отработанная. Я могу сказать, что меня в том же 85-м году приняли на работу в газету «Московский комсомолец», притом что я не был комсомольцам вообще. Это был орган МГК ВЛКСМ, с одной стороны. С другой стороны, почему я пошёл на работу, потому что мне надо хоть куда было положить трудовую книжку, меня бы посадили за тунеядство, потому что я был неработающей. Давай не забывать, что в Советском Союзе сажали за тунеядство. 

Александр Липницкий:

У нас гитарист год отсидел в тюрьме. 

Евгений Додолев:

Очень было широкое представление о нетрудовых доходах, фактически, то есть никаких инициатив не было. Сейчас каждый из нас может уехать из страны, свалить, пожалуйста. И все цензурные какие-то ограничения, они носят глобальный характер. Смотри, как в Америке, как в Фейсбуке ужесточаются нормы, мы просто вписываемся в общий тренд. Но любопытно, действительно, что в 90-м году «Звуки Му» могли делать то, что, может быть, не смогли бы сделать сейчас. 

Александр Липницкий:

Да, более того, Андрей, анализируя ситуацию с статьёй «Рагу из синей птицы» в «Комсомольской правде», вспоминая это, на мой вопрос, а что вас тогда спасло, когда на них такой сильный наезд в центральной газете и прочее. 

Евгений Додолев:

Это приговор был. 

Александр Липницкий:

Раньше это был приговор, люди получали инфаркт и. насколько я так понимаю, даже Исаак Дунаевский, когда неприятность случилась с его старшим сыном Евгением, с которым папа я дружили... 

Евгений Додолев:

Я что за неприятность? 

Александр Липницкий:

Там была статья плесень. 

Евгений Додолев:

Наркотики?

Александр Липницкий:

Нет, там поехали кататься, на даче у папы взяли папину машину, перевернулись, девушка погибла, все, статья плесень. 

Евгений Додолев:

Обычная история.

Александр Липницкий:

Обычная молодёжная история. Золотая молодёжь. Вскоре после этого у Дунаевского старшего инфаркт на этой почве и он молодым довольно ушёл из жизни. Много чего там было. Шостаковича запугали до полусмерти этими статьями. 

Евгений Додолев:

Нет, раньше людей снимали, появлялась статья. 

Александр Липницкий:

И всё. 

Евгений Додолев:

И все, увольнение. 

Александр Липницкий:

А Макар говорит, что после этой статьи «Комсомольская правда» получила десятки тысяч писем. 

Евгений Додолев:

Возмущённых. 

Александр Липницкий:

Во дворе жгли мешки, и Андрей говорит... 

Евгений Додолев:

Я сам писал, мы писали коллективные письма. 

Александр Липницкий:

Он говорит: нас спас народ, потому что они просто дали обратный ход. 

Евгений Додолев:

«Машину» слушали все, это были кумиры, и эта статья, там высосано из пальца. Если бы там была какая-то аргументация. 

Александр Липницкий:

Не будем это, просто я говорю, и Андрей мне говорит недавно, тогда ещё народ мог спасти. То есть была обратная связь.

Евгений Додолев:

А сейчас не может спасти. 

Александр Липницкий:

Была обратная связь, а сейчас по-другому устроено. Сейчас всё устроено по-другому. Вернёмся в Черногорию в Будву. Если говорить о русофобах, то центральным моментом форума было выступление Гарри Каспарова. 

Евгений Додолев:

Куда же без него. Он же тоже в Черногории живет или в Хорватии?

Александр Липницкий:

Нет, в основном он живёт и работает в Америке. Он полтора часа в своей лекции рассказывал о том, что слабые американские президенты, весь их истеблишмент вместо того, чтобы поставить путинскую Россию на место в последние 20 лет занимались бог знает чем, грызней между собой и упустили Россию и прочее. Я его слушал, все слушали, открыв рот, а я, учитывая то, что я помню его мальчиком, когда он ходил к Михаилу Ботвиннику на Николиной горе, приезжал его последний великий ученик, нашего трёхкратного чемпиона мира и нашего соседа и друга моего деда, Михаил Ботвинник. Я ему на правах старшего задаю вопрос: вы что думаете, Гари Кимович, у американцев после 11 сентября 2001г. других забот не было, как с Путиным бороться? И шахматисты, видимо, гениально так устроен, что его очень легко сбить с его генеральной мысли. Он настолько был уверен, что миссия Америки - это бороться с Россией, что он никак, до него с третьего раза, я ему объяснил, что вообще-то такого нападения прямого на США они никогда не знали, и Перл-Харбор намного было меньше. 

Евгений Додолев:

Где-то в Тихом океане.

Александр Липницкий:

Да, где-то далеко, и там пострадали военные, а тут тебе нападение в центре в главном городе мира. И Путин, как известно, первым, кто предложил руку помощи американцам. Я думаю, с тех пор он и называет их партнёрами, считая, что имеет право на это. 

Евгений Додолев:

Он же дал потом коридоры в среднюю Азию, где, кстати, спонсор как раз «СловоНово» строил военную базу в Узбекистане. Ты знаешь это или нет?

Александр Липницкий:

Нет.

Евгений Додолев:

Эмильфарб, он строил там военную базу, в Узбекистане. С подачи Путина, фактически. 

Александр Липницкий:

На это немножко растерявшийся Гари Каспаров сказал: ну ладно, Буш понятно, он чем-то был обязан, а Абама что делал? Я говорю: Обама, я думаю, отчитался перед американцами тем? что он уничтожил Бен Ладена. На этом наш такая небольшая перепалка закончилась. В остальном это был культурологический форум, Манский как всегда показывал свои фильмы, своего Артдокфеста. Мы с Чепарухиным и с Каном рассказали о том, как воспринимается русская музыка на западе, такой полуторачасовой. 

Евгений Додолев:

Я перебью здесь, Саша, про русскую музыку, когда мы говорим, мы исключаем классическую музыку, симфоническую, Мацуева, Спивакова, о какой музыке говорили?

Александр Липницкий:

В какой-то степени Алик Кан как раз и о них говорил. Но больше, конечно, мы говорили о музыке, не только о поп-музыке, но и новом джазе и прочее. 

Евгений Додолев:

У нас есть что-то заметное в этой сфере? Я просто очень далёк от джаза.

Александр Липницкий:

Во-первых, у нас была такая ретроспектива и много всего было заметного, начиная.. Мы вообще говорили о мостиках, которые строили те или иные музыканты между Западом и Россией. Начиная с известной истории с оркестром Бени Гудмена, который сыграл концерт в 63-м году в СССР. Который, как выяснилось несколько лет назад, ещё когда был жив мой отчим, Суходрев, он мне рассказал, что именно он переводил беседу Хрущёва и Бени Гудмена после концерта. И развеял легенду, которую я, как бывший джазовый журналист вбил себе в голову, что Хрущёв был страшно недоволен этим концертом, якобы, все были уверены джазмены, что он ушёл с концерта? и джаз ему сильно не понравился. На что Суходрев, когда я ему вручил программку, которую я нашёл где-то в чулане с подписью Бени Гудмена Виктору, сказал: Саша, никто никуда не уходил, был банкет потом такой, шикарный, красивый банкет. И когда Хрущева представили Бени Гудмену или наоборот, Бени Гудмена Хрущеву, Хрущёв поблагодарил очень вежливо. Но единственное, за что вы могли зацепиться в этой сплетни, что он в конце концов сказал: спасибо вам, Бени Гудмен за вашу музыку, но боюсь, что советский народ не поймёт её. 

Евгений Додолев:

Он был прав. 

Александр Липницкий:

Он был прав, но на каком-то этапе советский народ её не понял, а потом джаст у нас, возьми Игоря Бутмана, очень его все понимают. Играет в Кремле, на свадьбах и похоронах. 

Евгений Додолев:

Элиты понимают, но если мы говорим о потребителях творчества Аллегровой, Лепса и прочих массово, то не впишется туда ни один джазовый музыкант, в эту линейку, которую слушают, условно говоря, миллионы. Масскульт, это понятно, он существует во всём мире, общие законы существуют, массовая культура и культура, условно говоря, элитная или для элит.

Александр Липницкий:

Если вернуться к «СловоНово», то конечно, Гельман старается представить свой форум именно таким элитным манером, элитным способом. Потому что, конечно, у него такие юмористы, как Орлуша, Андрей Орлов, один из главных, Емелин, Рубинштейн Лёва, все там имели свои сеты. Но больше всего меня радовало, как соревновались с Орлушей, кто сильнее опоздает на завтрак. Из музыки был Псой Короленко с прекрасным выступлением. 

Евгений Додолев:

Использовал ненормативную лексику, это всё-таки было его фишкой какое-то время. 

Александр Липницкий:

Нет, немножко. 

Евгений Додолев:

Он задолго до Шнура. 

Александр Липницкий:

Он очень разный, псой. Он такой, действительно культуролог в музыке. Я не так давно был на его концерте в Москве, где этот проект очень специфической бразильской музыки он разрабатывает, очень такой не очевидное, не какую-то джаз самбу, не босса-нову, а совсем другой вид бразильской музыки. Серьезный проект. Прекрасный был совместный концерт Гребенщикова и американского гитариста Омара Тороса, который часто играет в Москве, блестящий гитарист, один из лучших. 

Евгений Додолев:

Англоязычной репертуар исполнял Борис Борисович?

Александр Липницкий:

Нет. А когда это он исполняет англоязычный?

Евгений Додолев:

У него опыт есть. 

Александр Липницкий:

30 лет назад был не самый удачный опыт. Этой весной, наверное, ты видел, агенство Meduza огромный репортаж опубликовали, собрав всё, что было написано, в том числе, и мною о проекте Radio Science. У меня так вышло, что я какую-то часть тура с Борисом прокатился по Америке. 

Евгений Додолев:

Я не знал этого. 

Александр Липницкий:

Ты не знал, но мы закончили наше турне со «Звукми Му» второе в США, я задержался у мамы с отчимом, который тогда работал в ООН и воспользовался местом свободным в автобусе музыкантов. 

Евгений Додолев:

«Аквариума». 

Александр Липницкий:

«Аквариума». «Аквариум», там их было. 

Евгений Додолев:

Трое. 

Александр Липницкий:

Двое, Борис и Саша Титов, остальные были с миру по нитке, барабанщик из Израиля, замечательный перкуссионист из Token Heads, клавишник, гитаристы. 

Евгений Додолев:

Ты как музыкант участвовал или просто как наблюдатель. 

Александр Липницкий:

Нет, записал много интересных интервью, надеюсь, их когда-нибудь издам. 

Евгений Додолев:

Это видео или аудио? 

Александр Липницкий:

Аудио. Ну что про «СловоНово». 

Евгений Додолев:

Что ещё из музыки, кроме Гребенщикова, Макаревича не было в этом году?

Александр Липницкий:

Нет, Андрея в этом году не было, наверное, всё-таки он занят с этим юбилейным своим туром. Выступала группа «Мегаполис», Олег Нестеров, как всегда прекрасный концерт, но они спели одну песни Высоцкого и как-то, на мой взгляд, им это не очень пошло. То есть не так просто интерпретировать Владимира Семёновича. 

Евгений Додолев:

А какую именно?

Александр Липницкий:

Какая-то спортивная песня, по-моему, «Бег» на дальнюю дистанцию или среднюю. 

Евгений Додолев:

«Физзарядка», по-моему, есть. 

Александр Липницкий:

У него много песен про спорт, чтобы ты знал, и про боксёра, помнишь?

Евгений Додолев:

Нет.

Александр Липницкий:

«Бить человека по лицу я с детства не могу» знаменитая песня. 

Евгений Додолев:

Не знаю. 

Александр Липницкий:

Прекрасная песня. Не очень было удачно. Но при этом заключительная вечеринка с участием всех музыкантов, художников. 

Евгений Додолев:

Аудитория такая же была, как год назад, то есть в основном русские, живущие в Черногории туристы. 

Александр Липницкий:

Не в Черногории, вообще в Европе. 

Евгений Додолев:

Со всей Европы там.

Александр Липницкий:

Со всей Европы, конечно, много из Германии, и Шишкин, и Улицкая. На этот раз не было Сорокина, но как раз Сорокина, недавно про Сорокина посмотрел фильм. Ты видел или нет?

Евгений Додолев:

Нет. 

Александр Липницкий:

Это, я считаю, событие. Потому что, наверное, это один из самых дорогих документальных фильмов в истории документального кино. 

Евгений Додолев:

За счёт чего?

Александр Липницкий:

За счёт Абрамовича. 

Евгений Додолев:

Понятно. 

Александр Липницкий:

Видимо, Сорокин один из его любимых писателей, и он отстегнул бюджет этого фильма. 

Евгений Додолев:

Кому он отстегнул, кто снимал?

Александр Липницкий:

Авторам. Достаточно сказать, что только музыку, музыка к фильму была заказана десяти современным разным композиторам, очень серьёзным, не поп композиторам. Достаточно сказать, что одним из операторов был Михаил Кричман, оператора Звягинцева, поэтому фильм блестяще сделан. Уже его содержание смотреть полтора часа и слушать Сорокина с его таким, я бы сказал, такое слово, которое к Джонатану Свифту применяли, не очень большая любовь человечества. 

Евгений Додолев:

Мизантроп. 

Александр Липницкий:

Да взгляд мизантропа, отлично отснятый и великолепно оранжированный музыкально, это только усугубляется. Резюме его по поводу России, я помню, он говорит и повторяет пару раз, будущее России, видимо, ему задают вопрос, Сапрыкин, один из авторов сценария этого фильма, Юры Сапрыкин. У России нет будущего, настоящее России - это и есть её будущее. Вот такое видение у Сорокина. 

Евгений Додолев:

Не удивлён. Я не про участников спрашивал, а про аудиторию, кто приходил на эти концерты, кто в основном, публика. Или это была такая, в собственном соку варились. 

Александр Липницкий:

Да, на 50 % это междусобойчик, но когда концерт, то немножко он расширяется, приглашаются, за счёт русских, которые там живут, их довольно много. 

Евгений Додолев:

Я это и имел в виду. Такая же картина, как в прошлом году в этом смысле. 

Александр Липницкий:

Да. 

Евгений Додолев:

Понятно. 

Александр Липницкий:

Что ещё, что меня за то время, что мы не виделись, как-то так вставило. Фестивали летние, один был любопытный, этот 20 лет «Китайскому лётчику», основатель клуба и владелец клуба «Китайский лётчик», Владимир Джао организовал под Переславлем-Залесским фестиваль, который теперь будет регулярный, может быть, будет конкурировать с «Нашествием» и с прочими фестивалями. 

Евгений Додолев:

Это рок фестиваль.

Александр Липницкий:

Да. Трёхдневный большой фестиваль, где мы были вместе, если мы были вместе с Каном в «СловоНово», то здесь мы жили в одном номере с Троицким, с Артемом. Который всегда был одним из вперёдсмотрящих «Китайского лётчика», отвечал за его идеологию вместе с Паперными мамой и сыном. И мы обнаружили несколько очень ярких явлений, для меня совершенно новых, группа Shortparis, советую посмотреть их клипы. Это люди, приехавшие чуть ли не из Сибири, но уже давно осевшие в Петербурге и блестяще работающая группа, вот такая новая волна, просто звёзды, уже имеющие ангажемент в Европе, уже собирающие тысячные залы в Москве и в Питере. Я их там впервые услышал, очень хорошо. 

Евгений Додолев:

Это рок в чистом виде. 

Александр Липницкий:

Это рок. 

Евгений Додолев:

Интересно. 

Александр Липницкий:

Очень хорошо выступил Дельфин. На будущий год Володя Джао хочет прямо пригласить наших трёх монстров рока, чтобы сыграли в одном концерте: «Машина времени», ДДТ и «Аквариум», вот такой план. 

Евгений Додолев:

Кто финансирует всё это дело?

Александр Липницкий:

Там спонсоры. 

Евгений Додолев:

Это коммерческий проект, там продаются билеты.

Александр Липницкий:

Там всё продаётся, там хорошо всё организовано, там есть спонсоры, которые окупают свои вложения, и всё очень хорошо продумано. Такой настоящий новый фестиваль. С погодой очень не повезло, но для этих фестивалей вот это грязное месево, начиная с Вудстока, становится традицией. 

Евгений Додолев:

Да, это фишка такая рок-фестиваля. 

Александр Липницкий:

Да, утопали в грязи под дождём и всё равно кайф огромный. 

Евгений Додолев:

С погодой не повезло и Андрею Вадимовичу Макаревичу и группе «Машина времени», потому что их концерт юбилейный тоже выпал на дождливый день. 

Александр Липницкий:

Подожди, тебя там не было а я был. Так вот, всё-таки мы с Андреем это обсудили потом уже на банкете, что общими молитвами ни капли дождя не пролилось за весь вечер. 

Евгений Додолев:

Но день был для дождливый. 

Александр Липницкий:

С утра. 

Евгений Додолев:

День был дождливый и многие, допустим, они пошли именно из-за за того, что предвещали осадки. Было бы больше народу, если бы не прогноз, скажем так. 

Александр Липницкий:

Безусловно, я тоже думаю, может быть, треть или четверть этого стадиона Спартак была бы заполнена, а так люди немножко не хватило. 

Евгений Додолев:

Это очень большая площадка, она для «Машины времени» такая, непрофильная, скажем так. 

Александр Липницкий:

Может быть, стоило всё-таки пригласить каких-то гостей. Потому что я помню, когда они сорокалетие отмечали, было всё веселее, потому что были разные дружки, начиная от Гарика Сукачёва и кончая, я уж не помню, кто там только не выступал. А тут они в собственном соку, но не в центре. Всё-таки это центровая группа, а где-то там в Мякинино, в Строгино. Я помню, что на 35-летии, нет, на 45-летит они играли в Лужниках, и было очень много людей, правда был бесплатный вход. Но Лужники, это как раз место, можно сказать, Родина «Машины времени». Андрей всегда там жил в этом районе. 

Евгений Додолев:

Да, на Комсомольском проспекте, прямо напротив метро. Перед тем, как переехать на площадь Гагарина. 

Александр Липницкий:

Площадь Гагарина там рядом. Ну вот, дай бог, в ноябре сейчас закончу вторую серию. 

Евгений Додолев:

А первую серию твоей работы вы обсуждали с Андреем Вадимовичем? Я-то её отсмотрел. 

Александр Липницкий:

Андрей коротко очень мне ответил смс-кой, посмотрел, написал: класс. Кутиков был немножко обижен, что его там было маловато в первой серии, но его и в жизни «Машины времени» до 79-го года было маловато. Он потом стал звездой «Машины времени» уже со своими хитами, с «Поворотом», «Скачками» и прочим. 

Евгений Додолев:

Уже было отмечено в нашей беседе именно зенит «Машины времени», это как раз именно начало восьмидесятых. То есть как раз приход Ефремова с Кутиковым из «Високосного лета», и это самый золотой такой период, как у Beatles 67-й какой-нибудь год самый считается ярки и запоминающийся. 

Александр Липницкий:

«Сержант». 

Евгений Додолев:

Сержант Пепер. 

Александр Липницкий:

Но только можно посетовать, что не удалось «Машине времени» записать такого альбома, которыми славны Beatles и Rolling Stones. Всё-таки я, анализируя весь их длинный путь за 11 лет, что я работаю над этим проектом, всё-таки то, что они имели в своих рядах такого грамотного звукорежиссёра, который стал продюсером всех их альбомов, как Саша Кутиков. Это, с одной стороны, плюс, когда у тебя всё под рукой, студия, свой человек, как говорится, не надо платить никаким залетным всяким. 

Евгений Додолев:

Аутсорсинг. 

Александр Липницкий:

Да. А при этом нет взгляда со стороны, как было у битлов, как было почти у всех ведущих групп, они меняли продюсеров. Даже мы свой первый альбом, не буду хвастаться, кстати, про него надо будет рассказать, поставить песенку, двойной альбом «Простые вещи» был записан Василием Шумовым, лидером группы «Центр», который совершенно по-другому смотрел на наши песни, чем их автор, чем Петр Мамонов. Поэтому альбом имеет такую длинную историю, сейчас его компания Record Label отделение Выход, буквально на днях будет переиздан наш самый первый. 

Евгений Додолев:

Винил будет или только CD? 

Александр Липницкий:

Винил выпустили киевляне в прошлом году «Простых вещей», ну, и за то время, что мы не виделись, у нас вышел, я бы сказал, грандиозный винил. Я просто думаю, что это самая редкая пластинка вообще из всего, что выпущенного советским роком. Могу объяснить. Во-первых, я единственный такой человек, кому хватило ума дать кассету в Ливерпуле в 1989-м году звукорежиссёру местному, англичанину, и он записал мне концерт с пульта нашей группы. И спустя 30 лет мы эту запись издали. То есть у нас есть «Звуки Му» live in Liverpool. В этом особой уникальности нет, но другие этого почему-то не сделали никто, ни «Машина времени», которая играла много концертов за рубежом, ни Гребенщиков с «Аквариумом», концертных альбомов зарубежных нет. Но при этом ещё мы попали с подачи нашего продюсера Брайана Инна в том же 89-м году в студию BBC к легендарному диджею Джону Пилу. Джон Пил, это такой, если ты набираешь, кто главный диджей на радио, музыкальный, он будет стоять на первом месте. Он открыл миру радиослушателей Pink Floyd, Led Zeppelin. На рубеже 60-70-х у него просто там дневали, ночевали все главные музыканты прогрессивные, T.Rex. 

Евгений Додолев:

То есть он не дидже, он рокджей, получается. 

Александр Липницкий:

Да. Это называется всё-таки диджей. И мы оказались единственной группой, кто успели, он уже был немолодой человек, потом уже уволился с BBC, но он успел записать в своей студии, у нас была с ним радиопередача. Мы про это вспомнили, когда в выпускали live in Liverpool. И Евгений Гапеев из этой самой Record Label послал запрос английским коллекционерам, не сохранился ли у кого-то архив Джона Пила или, может быть, кто-то скопировал. Такой человек нашёлся, безвозмездно прислал нашу запись 20-минутную. И предлагаю послушать запись, мы в 1989-м году в Лондоне на BBC у Джона Пила. «Сумасшедшая королева». 

Евгений Додолев:

Кстати, раз уж мы заговорили про чисто творческий такой аспект, 35 лет «Звукам Му» в этом году, то есть в этом году и 70 лет Градскому, 50 «Машине времени», Rolling Stones, «Алиса», у всех те или иные юбилеи. 35 лет тоже дата. Что выпущено? 

Александр Липницкий:

Я уже рассказал, я рассказывал про live in Liverpool, с этим бонус треком у Джона Пила, это интересно, сейчас послушаем «Сумасшедшую королеву». А в «Простых вещах» у нас есть пару песен, которые по-прежнему люди часто слушают. И в частности, когда возникла тема этого сериала, столь успешного, «Чернобыль», я коротко могу рассказать и поставить куплетик песне, которая связана с Чернобылем. А именно в самом начале мая 1986г. нас пригласили на концерт в ДК имени Курчатова, институт атомной энергии. Мы никогда не исполняли песню, которую написал Петя, работая в котельной году в 83-м. А тут почему-то взяли и сыграли. И во время этой песни с группой стали происходить какие-то странные очень вещи. Очень странные вещи. 

Евгений Додолев:

Во время исполнения. 

Александр Липницкий:

Во время исполнения. Мы не могли понять, в чем дело. Мы узнали только потом задним числом, что буквально накануне грохнул этот реактор. Оказалось, что эта песня про это. Предлагаю послушать первый куплет с припевом. 

Евгений Додолев:

Да, послушаем. 

Евгений Додолев:

Кстати, среди таких событий, сопряжённых с рок-музыкой отечественной, конечно, нельзя не вспомнить релиз книг Джоаны Стингй. В её последний приезд мы виделись, она рассказывала о вашей встрече, несколько скандалов было сопряжено с выходом этой книгой, в частности, упоминаемый в нашей беседе Андрей Вадимович Макаревич отказывается подымать просто трубку, она пожаловалась. 

Александр Липницкий:

Я оказался в эпицентре этого скандала, потому что я организовал при помощи руководства одного ресторана чудесного в центре Москвы вечер. Был приглашен Макаревич, на котором как раз Джоана и вручила ему эту книгу первую. Первую книгу вручила, он был очень рад, милейший был вечер. На другой день вечером Андрей мне позвонил и сказал: вот сука. А я уже книжку прочёл, я говорю: что такое? Говорит: да всё, что она написала, этого не было, это просто враньё. Но для тех, кто не читал эту книгу, я поясню в двух словах. Джоана описывает ситуацию, когда Борис Гребенщиков, друг Макаревича с 76-го года, пригласил её в середине восьмидесятых на концерт в Москве, и там на концерте очень скучной «Машины времени» у Андрея лопнула струна, он никак не мог её натянуть долго. Андрей говорит, этого не было. Но Александр Ситковецкий, лидер «Автографа» мне рассказал, что это было, и он ему понёсся менять гитару через весь стадион. То есть это было, но Андрей это забыл. 

Евгений Додолев:

Так устроена память у людей, что я тоже часто забываю то, что на самом деле было. Я помню, что у нас был сегодня разговор с Александром Липницким, я пока не забыл. И под финал мы прощаемся со зрителями, мы послушаем... 

Александр Липницкий:

Нашу главную песню. 

Евгений Додолев:

Про голубя. 

Александр Липницкий:

Да, 1986г., альбом «Простые вещи». 

Евгений Додолев:

Спасибо, Саша, слушаем.