{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Татьяна Ершова Директор Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В.Ломоносова 15 октября 2019г.
Цифровой человек
Поговорим о становлении "цифрового поколения", о компетенциях, которые необходимы человеку в условиях повсеместной цифровизации. О проблемах адаптации к постоянно меняющимся под влиянием цифровых технологий условиям

Елена Женина:

Доброе утро. В эфире программа «Завтрак у Жениной», с вами я, Елена Женина. А гости моей сегодняшней программы Ершова Татьяна Викторовна, директор Национального центра цифровой экономики МГУ. И Зива Светлана Валерьевна, руководитель департамента информационно-технического развития Национального Центра цифровой экономики. И тема нашей сегодняшней беседы, нашего завтрака «Цифровой человек». Кто это, как с этим жить, насколько это интересно, ограничивает это или не ограничивает нас в будущем, вообще, для чего нам это нужно. Давайте, наверное, обсудим, начнём с этого как раз, что же такое цифровой человек сегодня, и к чему мы идём, что мы уже имеем на сегодняшний день. 

Татьяна Ершова:

Пусть не пугает никого это словосочетание «цифровой человек», никакой он не цифровой, нормальный, живой человек, только, наверное, очень усиленный мощью цифровых технологий. Это человек, который начал формироваться уже как сущность такая, начал формироваться уже 20 с лишним лет назад. Замечательный социолог, публицист, Дон Тапскотт, канадский, ещё в 98-м году написал книжку «Как вырастает цифровое поколение». Он там рассуждает о сетевом поколении, о цифровом поколении. Он уже в то время, когда это не было так массово, уже наблюдал в Канаде, потому что Канада, естественно, страна очень продвинутая с этой точки зрения. Он наблюдал уже становление совершенно других людей, целой генерации людей, которые сильно отличаются от более старших поколений. Они более открыты, они совершенно не боятся новых технологий, компьютеров, разных приложений. В отличие от их родителей, от бабушек, дедушек, которые в этих технологиях и в интернете, в сети, они, в первую очередь, со страху ищут опасности, они ищут что-то плохое, что там плохой контент, что там разные атаки, что там много лишнего, что Большой брат следит за всеми. Вот эта молодёжь, она совершенно по-другому настроена. Она изначально открыта этим технологиям. Это как раньше люди боялись телевизоров и холодильников, когда они только появились, немногие решались их принести в дом и начать ими пользоваться. Так же и здесь, старшее поколение компьютеров побаивается, а молодое поколение выросло уже в эпоху компьютеров, поэтому для них это просто полезный, необходимый для жизни инструмент. 

Елена Женина:

Я бы сказала, что это неотъемлемая часть сегодняшней жизни. 

Татьяна Ершова:

Абсолютно. И вот эта молодёжь, она как раз не боится, она гораздо более открыто и более смело к этим технологиям относятся. У них вообще интеллектуальная открытость, психологическая открытость, гораздо более высокий уровень доверия к людям. Именно, может быть, благодаря этим цифровым технологиям. Именно они формируют вот такие личности, причём массово. Я смотрю на сегодняшнее молодое поколение, я понимаю, что они очень сильно отличаются от нас. Мы выросли, вот я лично выросла в Советском Союзе, я человек старшего поколения, пенсионного возраста. И не боясь этих компьютеров, я наоборот, за них всячески ратую и призываю всех моих ровесников активно этим пользоваться. Но молодёжь меня восхищает именно вот этой открытостью какой-то, добродушием. Они не зажаты, эти технологии открывают для них весь мир, и они уже выросли в этом, они родились в этом, и подают нам, людям нашего поколения, пример вот такой смелой, открытой жизни, которая даёт много преимуществ. Конечно, есть опасности, есть разные проблемы, о них можно тоже долго говорить, но эти ребята умеют с этим справляться. 

Елена Женина:

Какими признаками на сегодняшний день обладает цифровой человек? Цифровая электронная подпись, биометрические данные, которые загружены в систему. 

Татьяна Ершова:

Вы знаете, это приложения, которые позволяют нам быстро и эффективно получать какие-то сервисы от государства и от бизнеса, например, от банков. Цифровой банк, это уже такая вещь, совершенно привычная для всех. А цифровой человек, я бы немножко с другой стороны зашла, чтобы охарактеризовать его. Смотрите, они ведь совсем другие. Раньше как покупали мы, например, вещи, мы бренды отслеживали, следили за тем, чтобы машины у нас были престижные и так далее. Для них это ничего, уже никакой роли не играет, для них важно, чтобы машина была удобной. Они уже пользуются каршерингом, им всё равно, в какую машину они сядут, лишь бы там была связь с миром, чтобы цифровая начинка там была, жильё должно быть с цифровой начинкой. Они будут выбирать именно такого рода жильё. Они будут идти в банк, где есть цифровые сервисы, для них это гораздо важнее, они не хотят сидеть в очередях. Они будут читать цифровые новости. Если, например, на отдыхе молодые люди с книжками, их всё ещё можно увидеть, с обычными книжками, дай бог, чтобы обычная книга никуда не делась из нашего цифрового мира. А вот всё-таки за новостями они предпочитают следить онлайн, и для этого, конечно, те, кто делают новости, они должны делать их интересными, мультимедийными, то есть по настоящему цифровыми. Одежду они выбирают простую, не бегают по магазинам за ними, а предпочитают, чтобы эта одежда сама к ним приходила. Используя AliExpress, другие какие-то сервисы онлайновые. И ведь это всё порождает очень положительные явления. Как, например, развивается логистика, это нужны сервисы соответствующие, чтобы любая вещь, которую человек выбрал, заказал, чтобы она к нему сама пришла, чтобы не он за ней бегал. Поэтому это такие люди, им не нужны надуманные ценности. Они знают, чего они хотят. Они уже кастомизируют свои запросы, индивидуализируют. Это, на мой взгляд, полезно, не то, чтобы мы все становимся такими, общество при этом не атомизируется. Почему, потому что коммуникации очень эффективные, мы друг другу можем общаться гораздо быстрее и гораздо, я бы сказала, изысканнее, чем это было раньше. Раньше мы могли только лично встречаться или переписываться через письма, которые приходили долго, терялись иногда. Сейчас мы это делаем быстро, эффективно, через мессенджеры, электронная почта, это уже вообще прошлый век, разные мессенджеры, в том числе, с видео картинкой, весь мир уже этим пользуется. И молодёжь, конечно, потянула за собой старшее поколение, сейчас уже все этим пользуются. 

Елена Женина:

Это, конечно, сейчас совершенно иначе, нежели когда-то было, и действительно, мы пользуемся покупками, даже продукты заказать через интернет для того, чтобы сэкономить время. Я уже сейчас не говорю о каких-то банковских сервисах, о страховках, которые можно купить. Мне кажется, нет ничего, что нельзя было бы купить с помощью интернета. Даже медицина уже становится более доступной в плане телемедицины, которой мы тоже можем пользоваться. Не в полном объёме, безусловно, но тем не менее, какие-то вещи мы можем решать дистанционно. Это очень здорово. У вас в ближайшее время, я знаю, на территории МГУ в Ломоносовском корпусе планируется форум, который будет называться «Цифровизация 2019». Расскажите, пожалуйста, немножечко об этом форуме, о том, что там будет происходить, кто там будет собираться. Потому что это имеет непосредственное отношение к нашей сегодняшней теме беседы.

Татьяна Ершова:

Наш форум «Цифровизация» проводится уже второй раз. В прошлом году у нас была «Цифровизация 2018», в этом году «Цифровизация 2019». Это всероссийский форум с международным участием. Мы стараемся собрать людей из разных регионов, стараемся, чтобы специалисты из других стран тоже к нам приехали, выступили. Отличительной чертой нашего форума я бы назвала всё-таки многосторонность, то есть универсальность. В стране в этом году около 90 мероприятий по цифре проходило, самых разных. 

Елена Женина:

Поэтому что это самая-самая, наверное, актуальная тема на сегодняшний день. 

Татьяна Ершова:

Да, это прямо на гребне сейчас, это жутко популярно и слава богу. МГУ, конечно, не мог стоять в стороне от такой темы, и мы будем проводить и дальше этот форум. Но мы с самого начала решили охватить максимальное количество тем. Цифра проникает повсюду, во все отрасли, и мы как раз постарались так запланировать наш форум, чтобы там были секции, где обсуждались бы возможности использования цифровых технологий и в здравоохранении, и в сельском хозяйстве, и в образовании, и в науке, и в промышленности. То есть такой отраслевой аспект мы затронули. Научные проблемы, связанные с цифрой, как она влияет на жизнь, социологические проблемы, психологические проблемы. Поскольку университет, он потому и называется университет, что там универсальные знания должны быть представлены, и повестка нашего форума тоже универсальная. Той самой отличительной чертой является многосторонность, которую я уже упомянула. Что имеется в виду. Это не только для представителей науки и образования, не только для университетов форм, это форум для всех заинтересованных сторон. Это для государства, государственных чиновников, для людей власти, это для бизнесменов, мы в этом году очень активно приглашаем деловых людей на наш форум. У нас есть и секции соответствующие, у нас очень много людей с бизнеса зарегистрировалось и заявило свои доклады. Это и наукообразование, естественно, академическое сообщество, у нас и научных докладов очень много. Это гражданское общество, то есть общественные организации. У нас, например, один из спикеров нашей программы, Николая Репик, это председатель Деловой России. Мы стараемся объединить самые разные силы общества вокруг этой идеи, чтобы они понимали и возможности, и какие-то проблемы, связанные с распространением цифровой информации. У каждой из этих групп, которые я назвала, государство, бизнес, наукообразование, гражданское общество, у них своё видение развития цифровизации. Каждый на своей волне, это естественно. И вот собрать их вместе на одной площадке, научить их постепенно взаимодействовать на одном языке, договариваться о понятиях, это как раз одна из задач нашего форума. 

Елена Женина:

А чьи понятия самые верные? 

Татьяна Ершова:

Если бы я сказала, что науки, наверное, это было бы не совсем так, потому что сейчас вообще терминология в сфере цифровизации, цифровой экономики, цифровых технологий, она находится в начальной стадии. Нет пока консенсуса даже по базовым понятиям. Что такое цифровая экономика, нет такого уже твёрдого определения, которое бы зафиксировал, например, оксфордский словарь или какие-то другие великие словари. Пока это находится в процессе становления. Вот у нас в МГУ, например, есть госзадание, и там как раз тема по развитию терминологии, создание глоссария, базового глоссария терминов в сфере цифровой экономики просто стоит в нашем плане. Поэтому это только начинается. И вот этот язык мы формируем вместе, и он не должен быть только научным, туда и практики должны внести свою лепту, и учёные тоже должны понимать, что исследовать, потому что практика даёт почву для исследований. 

Елена Женина:

Практика даёт запрос, который нужно реализовывать, и реализовывать его как раз нужно с научной точки зрения с применением каких-то глубоких знаний и навыков, которые есть. Что интересного сейчас происходит в сфере цифровизации, в частности, что интересного происходит в национальном центре цифровой экономики?

Татьяна Ершова:

Наш центр должен создан был по горячим следам обращения Президента страны к Федеральному собранию в декабре 16-го года. Вот тогда наш Президент обратился к нашим сенаторам с предложением двигаться активно по пути развития цифровой экономики. Это конечно очень было событие важное, и всегда хорошо, когда есть лидер в стране. Мы называем это цифровой литер. Электронный лидер это раньше называлось. Почему в Финляндии, например, или Скандинавские страны, или Канада так быстро и далеко ушли в сфере развития информационного общества, информационно-коммуникационных технологий? У них были электронные или информационные лидеры. У нас появился цифровой лидер сразу в лице президента. Это очень и очень важно. Разумеется, если президенту это интересно, это будет интересно и правительству, это формируется уже повестка развития страны, экономики страны. Это был, наверное, самый главный импульс для того, чтобы наша страна всё-таки вышла на такой конкурентноспособный путь развития, это очень важно. Весь мир идёт сейчас по пути цифровизации, и нам ни в коем случае нельзя плестись где-то в обозе, мы должны быть лидерами в этой сфере. По горячим следам прошло заседание попечительского совета 25 января 2017г. в университете у нас. И Виктор Антонович Садовничий, наш ректор, академик, он высказал в присутствии президента страны, а он как раз является председателем попечительского совета МГУ, высказал идею создания Национального Центра цифровой экономики в МГУ. Эта идея была поддержана, зафиксирована, потом было решение учёного совета в апреле 17-го года и центр уже 7 сентября 17-го года был приказом ректора создан. Меня пригласили в качестве его директора, и мы начали формировать повестку его деятельности. Мы научно-образовательный центр по своему статусу. Это означает, что мы должны заниматься научными исследованиями, что мы и делаем, и образовательной деятельностью. Эта часть пока у нас не очень активна именно с точки зрения универсальной повестки цифровой экономики. Очень активна она у нас в одном из подразделений нашего центра. Мы в конце 18-го года участвовали в конкурсе на создание центров НТИ по сквозным технологиям, и МГУ выиграл две темы. РВК проводил этот конкурс, Российская Венчурная компания, мы выиграли две темы: квантовые технологии и технологии хранения анализа больших данных. Так вот на базе национального центра цифровой экономики создан центр хранения и анализа больших данных, который занимается уже очень серьёзно и активно разработкой научных подходов к использованию больших данных и разработкой курсов подготовки специалистов. Как в университете, как магистров, в будущем это будут и бакалавры тоже, так и специалистов самых разных профессий и направлений. Потому что большие данные везде. Мы с вами создаем эти большие данные, персональные данные о людях, которые используются и в сетях, и везде, где бы мы ни давали информацию о себе, эта информация собирается, накапливается, её, безусловно, надо использовать. И вот это как раз предмет деятельности Центра технологий хранения и анализа больших данных.И вот там как раз образовательный компонент у нас очень активный, инфраструктуру мы развиваем. У нас ведь суперкомпьютер Ломоносов, вы знаете наверняка об этом. 

Елена Женина:

Я хотела, это следующий вопрос, который у меня был.

Татьяна Ершова:

Ломоносов-2, он как раз мы его постарались усовершенствовать в рамках этого гранта, который мы получили по этой программе, в том числе, и для того, чтобы решать задачи по большим данным. Суперкомпьютер Ломоносов, это как раз наша инфраструктурная основа. 

Елена Женина:

Чем он занимается, этот компьютер?

Татьяна Ершова:

Обсчитывает операции, решает задачи. Потому что большие данные требуют высокой математики, очень серьёзных, очень сложных расчётов. И здесь, конечно, нужны выдающиеся мощности вычислительные, и вот наш суперкомпьютер Ломоносов как раз обладает такими. 

Елена Женина:

Какие планы на будущее, что нас ждёт, к чему мы двигаемся? 

Татьяна Ершова:

Наш центр мы будем по возможности развивать. Он небольшой, мы не будем хвастаться и говорить, что там что-то грандиозное. Нет, это структурное подразделение университета, мы стараемся отслеживать главные тенденции развития цифровизации, цифровой экономики. Мы стараемся их пропагандировать, у нас есть сайт, на котором а мы публикуем разные новости. У нас есть соцсети, где мы стараемся собирать, наверное, самую интересную и надёжную информацию о развитии цифровой экономики не только в России, но и в мире. Знакомим наших подписчиков, у нас довольно большая аудитория уже, просвещать стараемся наших подписчиков, формировать всё-таки это цифровое поколение, чтобы оно не только молодёжь охватывало, чтобы оно охватывало людей разных поколений, это важно. У нас ведь социально ориентированное государство, поэтому здесь абсолютно необходимо, на мой взгляд, просвещать все населения, обучать людей разных поколений цифровым навыкам, развивать у них компетенции. У нас есть специальная тема научная и практическая в нашем центре. Вот Светлана как раз очень активно ею занимается, она преподаёт ещё на нескольких факультетах. Я думаю, она об этом расскажет, как мы стараемся развивать эти цифровые компетенции, изучать и развивать. 

Елена Женина:

Светлана, расскажите, пожалуйста, об этом. 

Светлана Зива:

Здравствуйте, уважаемые слушатели. Да, действительно, эта тема как раз как вы, Елена, сказали, это история про то, как практика породила запрос к научному сообществу. Потому что такой предмет, непривычно сейчас будет на слух, телекоммуникационные компьютерные технологии в связях с общественностью на философском факультете. Заканчивала я факультет вычислительной математики и кибернетики на философском факультете. Я преподаю, 10 лет я уже отпреподавала. Получилось так, что руководство философского факультета очевидно было дальновидно, и они поняли, что этих компетенций, этих знаний может не хватать их выпускникам, имея в виду сугубо гуманитарную направленность обучения на факультете. И в какой-то момент была разработана программа, я прямо первый преподаватель с самого начала программы этой, внутри которой была зашита необходимость преподавать телекоммуникационные и компьютерные технологии. У меня появился опыт, мои студенты, выпускники уже, давние уже некоторые, они отзывались огромной благодарностью, когда попадали в бизнес мир. Это позволило мне, опираясь на свой опыт, говорить с другими факультетами. И получилось 2-3 года назад по моим наблюдениям, что такие факультеты, тоже, кстати, сугубо гуманитарные, как факультета журналистики, от них поступил подобный запрос, был ещё факультет психологии, кстати. На факультете психологии вообще получилась очень интересно, они не пошли в общем смысле развития знаний и навыков, скажем так, на современную цифровую тематику, они запросили конкретно язык программирования, чётко понимая задачу, которая стоит или может вставать перед выпускниками вполне определённого направления обучения. А именно, у них есть такое направление обучения, в котором, чтобы развиваться потом профессионально развиваться, необходимо уметь запускать не то, чтобы необходимо, но чтобы не обращаться за помощью к носителям цифрового, сугубо цифрового интеллекта, я бы так сказала, к нашим выпускникам в том числе, их прямо в курсе магистратуры, взрослых студентов обучать языку программирования, одному из самых несложных. Для того, чтобы ребята, выпускники уже психологического факультета могли бы составить затем свои собственные тесты, запрограммировать и вывесить на сайт, будучи независимыми от тех программистов, которых обычно они призвали на помощь. Вот такой запрос от практиков и от себя в некотором роде, поскольку именно я преподаватель, вижу я. Но когда образовался центр цифровых компетенций. 

Татьяна Ершова:

Цифровой экономики. 

Светлана Зива:

Цифровой экономики, извините, пожалуйста, заговорилась. Когда образовался Центр цифровой экономики, то одна из предложенных тем была как раз кадры в цифровой экономике. Мы же наблюдаем, правильно сказала Татьяна, это всем очевидная совершенно вещь, мы наблюдаем такую существенную трансформацию общества и, в первую очередь, молодого общества, что не говорит об этом сейчас только ленивый. Но необходимо понимать, что не говорят об этом только ленивые не только в нашей стране, но и в других странах. Это означает, что есть уже ряда стран, передовых стран, и Татьяна упомянула Финляндию, есть Япония, есть Корея, Германия. 

Татьяна Ершова:

Китай. 

Светлана Зива:

Китай, безусловно, которые уже лет пять назад даже начали проводить исследования о том, как выстроить у себя систему образования таким образом, чтобы получить эффективного цифрового человека. Наша страна немного отставала в этом направлении, но мы взялись за эту работу в Центре цифровой экономики. И, Татьяна, сейчас передаю слово вам, создали статью. 

Татьяна Ершова:

Да. Уважаемые слушатели, я бы показала вам журнал «Информационное общество», в котором мы со Светланой в 18-м году опубликовали статью, которая называется «Ключевые компетенции для цифровой экономики». Статья начинается с того, каким должен быть цифровой человек. 

Елена Женина:

Какими знаниями и компетенциями он должен обладать. 

Татьяна Ершова:

Вообще, каким он должен быть, не только это. Мы homo sapiens, вот так это научное название нашего вида биологического. А современный человек, он должен быть более сложным. Мы сформулировали это даже с помощью латинских таких терминов. Это должен быть homo nobilis, благородный, воспитанный. Цифровая жизнь и цифра, она обязывает, потому что коммуникации развиваются, активизируются, и нужно быть хорошо воспитанным и благородным человеком, чтобы гармонично вписываться в это глобальное пространство. Это должен быть homo disciplinatus, человек хорошо информированный, homo eruditus, образованный и homo peritus, умелый, обученный, обладающий вот этими навыками и компетенциями. То есть вот такая комплексная личность, об этом и Дон Тапскотт тоже в своей книге другими словами, может быть, несколько иначе он формулировал, но суть именно такова. Это сложный человек, он гораздо сложнее, чем был человек, например, в прошлом веке. 

Елена Женина:

Более разносторонний, с более быстрыми реакциями. 

Татьяна Ершова:

Более гармоничной. И вот мы со Светланой проанализировали самые разные подходы к формированию ключевых компетенций для человека в цифровом веке, в цифровом мире, проанализировали опыт разных стран, которые Светлана в т.ч. назвала. Ещё было замечательное совершенно исследование ЮНЕСКО и Международного Союза электросвязи, они концептуальную схему прямо составили, европейцы тоже, еврокомиссия, концептуальную схему цифровых навыков для 21-го века. Но мы со Светланой всё-таки составили такой, как таблицу, но это не таблица Менделеева, конечно, но такая, достаточно объёмная таблица, в которой не только цифровые навыки представлены. Мы говорим о том, что необходимо развивать в людях 21-го века определённые способы мышления. 

Елена Женина:

Например. 

Татьяна Ершова:

Например, это настойчивость. Цифра быстро меняет мир, и только ты сегодня освоил какую-то профессию, получил какую-то квалификацию, устроился на работу, раз, мир поменялся, всё, завтра ты уже не конкурентоспособен, ты должен настойчиво продвигаться к тому, чтобы реализовать себя как личность, как специалиста, дальше учиться. И вот эта настойчивость, устойчивость к переменам, открытость к технологиям, не страх перед ними, а просто отношение к ним, как к новым возможностям. Это такие личностные качества, которые нужно воспитывать, в том числе, в учебном процессе, в университетах, в школе. Сейчас пока об этом мало кто говорит, но это обязательно нужно делать. Гибкость, потому что мир стал шире, он весь открылся перед нами, мы видим самые разные нации, самые разные вообще подходы к устройству жизни, и мы должны видеть это все позитивно и гибко реагировать, не по схемам жить, а как-то всё-таки более гибко на это всё реагировать. Правовое мышление тоже, мы без этого не можем жить. И не только знать наше законодательство, следовать ему, но и уже международное законодательство, чтобы вписываться гармонично в международный контекст. Мы сейчас действительно стали гораздо более мобильными, мы даже не перемещая свои физические тела в другие страны, мы всё равно с другими странами очень активно взаимодействуем. А мы должны взаимодействовать в правовом поле, поэтому с детства в себе воспитывать эту культуру правового мышления. Развитая эстетика и эмоциональный интеллект, это очень важная вещь. Вообще этика в сети, эстетика в сети, это темы очень плохо изученные, это как раз с точки зрения развития цифрового человека, это такая поляна интереснейшая для исследователей, для бизнесменов, наверное, чтобы какие-то вещи производить для развития вот этого качества. Наверное, многоязычие, это тоже такое важное свойство личности, способ мышления. Есть способы работы определённые, которые для цифрового человека важны. Это умение коммуницировать эффективно, это умение кооперироваться, навыки коллективной работы, сейчас сетевые инструменты для коллективной работы существуют во множестве, ими надо уметь пользоваться. Креативность, инновационность, предприимчивость. Предприимчивость, вообще способность к предпринимательству становится просто таким ключевым фактором. Не все люди обладают этой способностью, её надо развивать. У кого-то это от природы, а в цифровом мире её надо просто развивать, надо уметь продавать себя, свои продукты, свои навыки. Бережливое производство, вот эта бережливость, какое-то бережное отношение к природе, это то, что тоже нужно воспитывать. А что касается навыков для работы коммуникативных, информационных, цифровых, технологических навыков, тут, может быть, Светлана расскажет больше, потому что это уже цифровые навыки. Когда меня однажды спросили: Татьяна Викторовна, как вы считаете, должен ли каждый в цифровом мире стать айтишником? Я ни секунды не думала, я ответила: да. Хотя я сама гуманитарий такой, сугубый гуманитарий, я считаю, что каждый должен стать айтишником, даже научиться программировать. Это всегда очень полезно. 

Светлана Зива:

У меня есть пример противоположный тому, о котором я говорил раньше. Дело в том, что я сама заканчивала факультет ВМК, конечно, умею программировать, конечно, мы все изучали высшую математику. У нас на факультете, поскольку у нас свой учебный план, очень чёткое понимание как у математиков, что мы должны научить ребят создать мат. модель. То есть есть постановка задачи, к ней создать математическую модель, только потом можно создать правильный алгоритм, эффективный, быстро работающий, а потом уже это запрограммировать. Долгие годы существования факультета ВМК, а факультету в этом году исполняется 50 лет, в этом учебном году, показывают эффективность вот этой линейки. Но когда я вернулась на родной факультет из бизнес мира, я увидела тогда ещё не в контексте цифрового человека, просто зная себя в студенчестве и увидев студентов наших лет 10 например назад, я поняла, что им очень не хватает управленческих навыков. Это хоть немножко компенсирует недостаток тех гуманитарных навыков, про которые сейчас Татьяна говорила в конце перечня своего. Поэтому с моей подачи на ВМК факультет, и сейчас я сама это там преподаю, были принесены такие курсы, как управление проектами, то есть совершенно не айтишные курсы и управление процессами, но там, правда, у нас отраслевая история в IT технологиях. Есть вполне определённые зарегистрированные торговые марки, которые поставляют нам Best Practice в этой области. Поэтому я бы хотела сказать здесь о том, что как гуманитариям правда не хватает умения алгоритмизировать, вот этого подхода из серии: я решу задачу сам, если буду знать язык программирования, задача будет несложной в моей профессиональной области. Не побегу ни к кому за советом, за помощью. Так же и у тех потенциальных выпускников, уже выпускников технических факультетов. Да, они айтишники, они программисты, но в современном мире им прямо может не хватать..

Елена Женина:

Тех навыков, которые им необходимы для того, чтобы эффективно работать. 

Светлана Зива:

Да, для эффективной жизни в этом мире, не только работы, именно для эффективной жизни. Потому что счастье, оно не только в работе. Э

Елена Женина:

Это правда. Я бы хотела спросить, у вас в этом году будет второй форум, который вы проводите. Вы видите разницу между первым и вторым форумом и в чем эта разница. 

Татьяна Ершова:

В прошлом году мы только начинали, мы только задумывались об этом форуме. Пока это были поиски концепции. Конечно, это была, в первую очередь, ориентация на науку и образование, и он был, безусловно, более ориентирован на научные доклады, традиционные секции, где выступают уважаемые люди, сидит модератор. В этом году мы всё-таки решили пойти, особенно после того, как мы бизнес решили вовлечь, это всегда гораздо более креативная такая, более отвязанная часть нашей аудитории. Они стали предлагать другие форматы панельных дискуссий, круглых столов таких, с использованием, в том числе, мультимедийных технологий. То есть мы решили перемешать науку, бизнес и гражданских активистов, чтобы обсуждать в более живом формате, расширили сильно повестку. 

Елена Женина:

То есть можно сказать, что в этом году у вас форум будет более прикладной. Больше для жизни, чем для науки и обучения. 

Татьяна Ершова:

Абсолютно правильно вы уловили. Вы знаете, мы сделали очень серьёзный акцент на сквозные технологии. Поскольку эта программа, национальной технологической инициативы, там много сквозных технологий, сейчас 14 центров компетенций как раз национальной технологической инициативы по разным сквозным технологиям. Я уже упоминала, что МГУ держит два таких центра компетенций, по квантовым технологиям и по большим данным. Мы постарались собрать всех. Всех собрать не получилось, но 9 сквозных технологий у нас будет представлено специальными секциями. Это такая попытка была смелая, я бы сказала, меня РВК очень поддержало в этом смысле. И хотелось бы выразить большую благодарность руководителям этих центров, которые живо откликнулись и формируют сейчас секции, мы надеемся, на них придёт много заинтересованных специалистов. 

Елена Женина:

Чего ожидать, на ваш взгляд, самого интересного? Вы же предполагаете, какая цель у форума, что может быть в конце, в итоге? 

Татьяна Ершова:

Вы знаете, наверное, взаимное обогащение. Взаимное обогащение разными группами, которые я называла, чиновники, учёные, работники образования, гражданские активисты, движение совместное к такому общему пониманию процессов цифровизации. И каждый, наверное, вынесет с этого форума другие взгляды, другие точки зрения на эти же проблемы и уйдёт, наверное, обогащённый, озадаченный. Будет потенциал для саморазвития именно в рамках своей профессиональной деятельности. Чиновники начнут улучшать сервисы, по крайней мере, мы постараемся донести до них многие свои запросы, мы и как простые пользователи, мы как представители. 

Елена Женина:

Бизнес сообщества, гражданского общества. 

Татьяна Ершова:

Бизнеса и гражданского общества, да. И бизнес точно так же услышит, чего не хватает, чего от них ждут. Гражданские активисты точно так же будут пропагандировать те идеи новые, которые они, возможно, подхватят на нашем форуме. То есть это будет такое взаимное перекрёстное опыление, и мы надеемся, что это будет эффективно и продуктивно. 

Елена Женина:

Чего бы хотелось получить в итоге, всё-таки, действительно, площадка получается глобальная, собирается много разных представителей от разных сообществ. Чего бы хотелось, есть какая-то такая глобальная мечта именно от форума? Потому что когда мы что-то затеваем большое, мы всегда хотим получить большой результат. 

Татьяна Ершова:

Мы хотим, чтобы цифровых людей стало больше. После этого форума те скептики, а есть жёсткие скептики даже среди специалистов. 

Елена Женина:

Например. 

Татьяна Ершова:

Я не буду называть имена. 

Елена Женина:

Нет, в чем скептицизм. 

Татьяна Ершова:

Они видят больше опасностей в цифровых технологиях, чем возможностей. Если мы заходим на поляну информационной или кибербезопасности, а у нас специальная секция будет обязательно, то там многие начинают говорить и о кибер преступлениях, от которых, конечно, никуда не деться, они есть, это правда, и воруют деньги. 

Елена Женина:

Значит нужно просчитывать, создавать математическую модель. 

Татьяна Ершова:

Конечно. На это можно реагировать, эти же риски можно парировать. Нужно рассуждать не с позиции того, что всё надо закрыть, всё запретить, никого никуда не пущать, а наоборот, создавать как можно больше инструментов защиты, развивать культуру кибербезопасности у людей с раннего детства. Если ребёнок лезет в интернет, его родители должны позаботиться о том, чтобы не было атаки на его аккаунт, он должен сам научиться защищать свой компьютер или свой смартфон от лишних, и от спама, и от мошенников и так далее. Эти же опасности, они и вне цифрового мира были, есть и будут. И право цифровое, оно такое же точно, как и обычное право. Просто учитывает особенности нашей жизни в цифровом мире. Поэтому здесь нужно просто к этому приспосабливаться, адекватно реагировать и с точки зрения права, и с точки зрения новых инструментов, и с точки зрения защиты информации, и образования, воспитания новых качеств, о которых мы со Светланой говорили, и новых навыков. Так что мы как раз видим, что наш форум должен всему этому способствовать. Цифровых людей должно быть больше. 

Елена Женина:

Спасибо вам огромное за ваш интересный рассказ, за то, что вы пришли сегодня, нашли время. Я желаю, чтобы форум прошёл хорошо, интересно, качественно и обязательно чтобы та цель, которая перед вами стоит, глобальная цель, она была достигнута. Чтобы действительно после форума цифровых людей стало больше. Во всяком случае, мы хотя бы чувствовали себя более защищёнными, находясь в этом цифровом пространстве и не думали о каких-то рисках, которые могут возникнуть при использовании современных цифровых технологий. Напоминаю, что в гостях у нас была Ершова Татьяна и Зива Светлана, и говорили мы о том, что же такое цифровой человек сегодня и на что мы способны. До новых встреч в эфире. До свидания.