{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Дмитрий Судаков Руководитель проекта «Атлас новых профессий» 09 октября 2019г.
Предприниматель - первая профессия в списке подростков
Почему дети так стремятся в бизнес и каковы тенденции в развитии у детей соответствующих навыков и знаний

Евгения Кириллова:

Здравствуйте, на Mediametrics программа «Детский вопрос» и я, Евгения Кириллова. Сегодня мы поговорим о том, какой большой интерес сейчас вызывает у подростков профессия предприниматель. Со мной в студии Гули Базарова – директор Московской школы практической психологии, генеральный продюсер бизнес-форума для детей и подростков «Березка». А еще с нами Дмитрий Судаков – руководитель проекта «Атлас новых профессий». Действительно ли у подростков сейчас такой повышенный интерес к построению бизнеса, к предпринимательству?

Гули Базарова:

Когда мы начали свою подготовку к форуму, мы его назвали «Березка», это первый бизнес-форум для подростков и их родителей. Поскольку и Анна, мой партнер, и я занимались до этого только своими бизнесами, они связаны были со взрослыми, то сейчас мы находимся в поиске, проводим очень много исследований.

Евгения Кириллова:

Вы с Анной ученики бизнес-школы Сколково?

Гули Базарова:

Да, мы выпускники бизнес-школы Сколково, и в этом году мы являемся членами совета выпускников Сколково, поэтому мы объединились, нашли друг друга, оказались очень удачным тандемом. И тема подростков нас действительно очень заинтересовала, особенно возрастной период с 12 до 17 лет, мы задаем огромное количество вопросов, проводим исследования, и одно из исследований показало, что на вопрос про профессию, которая их больше всего сейчас интересует, на первом месте оказалось предпринимательство. Для нас это было тоже удивительно, потому что мы ожидали дизайнеров, блогеров, IT-специалистов.

Евгения Кириллова:

Я была бы рада видеть там космонавтов, учителей и медиков. Какой диапазон брали?

Гули Базарова:

Наше сообщество, с одной стороны, предпринимательское, с другой стороны, я очень много работала с нашими школами, обучала директоров школ, и есть дружественные школы, которые с огромным удовольствием тоже поучаствовали в исследовании, поэтому не было такого, чтобы только предприниматели или дети предпринимателей. Выборка была достаточно свободная.

Евгения Кириллова:

Дмитрий, Вы как никто другой знаете, какие же профессии нас ждут? Давайте про новые профессии атлас, которые Вы придумали при поддержке агентства стратегических инициатив и опять же Сколково.

Дмитрий Судаков:

И школы управления Сколково. На самом деле атлас — это не новая история, 5,5 лет она существует, и сейчас готовится третья редакция. Очень много международной работы, связанной с тем, что мы пытаемся понять, как меняется работа, как меняется деятельность. То, что мы сейчас видим, это удивительный феномен, естественно процесс будет разворачиваться очень медленно, но сейчас все больший спрос на некоторую уникальность. То есть у нас массовые профессии будут стремительно сокращаться, то есть бухгалтера быстрее, сварщики – медленнее.

Евгения Кириллова:

Все направлено на оптимизацию труда?

Дмитрий Судаков:

Оптимизацию, автоматизацию, цифровизацию, там много всяких -заций есть, но очень интересно, что успешнее всего в этом складывающемся мире становятся люди, которые могут собрать собственную уникальность – а это абсолютно предпринимательский навык. Она бывает самая разная, то есть один из рекрутеров, который занимается поиском штучных персонажей, говорит: «Программистов в Москве вагон, юристов в Москве 2 вагона, найти программиста, который разбирается в юриспруденции, или юриста, который умеет кодить, невозможно, 5 человек на всю Москву, и у всех зарплата от полумиллиона». То есть это абсолютно предпринимательский навык – умение собрать свою уникальность.

Предприниматель вынужден отстраиваться. Если он открывает очередной ларек, в котором торгует шаурмой, сотовыми телефонами, он никакой не предприниматель. Предприниматель — это человек, который меняет мир. И это даже не профессия, это образ мышления.

Евгения Кириллова:

Я как раз хотела развеять миф о том, что предприниматель – это человек, который действует по принципу «купи-продай».

Дмитрий Судаков:

Конечно же, нет. Предприниматель – в первую очередь человек, который меняет реальность, он видит несовершенства.

Гули Базарова:

Прежде чем поменять, он должен ее создать для себя, потом ее поменять.

Дмитрий Судаков:

Он видит несовершенство мира вокруг себя, он понимает, что этот мир можно было бы сделать лучше, причем не для себя лично, а для какой-то целевой аудитории, и создает эту перемену — вот тогда он предприниматель. И дальше неважно: у него есть ИП, ООО или он внутри компании, это называется внутреннее предпринимательство, или он в семье организует по-другому какие-то вещи.

Гули Базарова:

В рамках подготовки к форуму мы проводим разные мероприятия, встречи с интересными людьми, с успешными, с теми, кто может поделиться интересными, взрослыми знаниями для наших подростков. Мы провели игровой день на прошлой неделе, очень благодарны Роману.

Евгения Кириллова:

Взрослые со взрослыми играли?

Гули Базарова:

Мы специально это сделали в бизнес-центре, чтобы дети, придя туда, почувствовали весь груз ответственности. Игры были бизнес и коммуникативные. Игра «Продажа идей, построй свой стартап» набрала большое количество баллов, когда мы рейтинговали, какая игра больше всего понравилась и запомнилась, потому что они могли там реализовать свой транспрофессионализм. Дима это называет уникальностью, мы говорим про транспрофессионализм, когда ты сперва начинаешь анализировать, что же является голубым океаном — это то, чего тебе пока как подростку, вступающему на предпринимательский путь, не хватает.

После этого дети, понимая, чего им не хватает, начинают создавать, а потом на бирже труда продавать свои бизнесы. Мы их оторвать не могли, игру рассчитывали на час – 2,5 часа они просто не уходили. Они говорят: «Подождите, мы сейчас еще будем продавать», – и действительно это предпринимательские навыки, но они о многом не задумываются, у них нет шор, у них нет страхов, и они с огромным удовольствием этим занимаются.

Дмитрий Судаков:

Я не совсем соглашусь. Школа прекрасно справляется с тем, чтобы повесить и шоры, и страхи, и в этом смысле очень классно, что у тебя были такие дети. Но если смотреть в среднем, то с детьми все очень плохо. Они реально зажаты в систему, и им очень сложно, а когда им даешь пространство, когда ты им даешь воздух, они сначала туда очень боятся заходить, потому что они привыкли, что в школе их сразу по пальцам указкой бьют. А когда они понимают, что там можно действовать по-новому, это тоже про предпринимательство. Мы делали такую игру недавно в Ставрополе в центре допобразования «Лидер», где было 160 детей, подростки, от 14 до 16-17 лет, и финальная задача была спроектировать школьный урок, который бы увлек их. Были заданы ограничения, но ключевое сообщение, которое там звучало: «Ребята, вы нам сделайте, пожалуйста, интересно – мы сами все выучим».

Евгения Кириллова:

Это к вопросу о форматах?

Дмитрий Судаков:

К вопросу о форматах, то есть перезагрузить, и в этом смысле меняется еще роль педагога, который перестает быть транслятором знания, потому что он все равно не переплюнет интернет.

Евгения Кириллова:

Но его задача — вовлечь.

Дмитрий Судаков:

Его задача сделать так, чтобы было интересно, и люди придумывали совершенно классные вещи, новые идеи о том, как по-другому можно преподавать историю, физику, химию. Девочка вышла и сказала: «Ешкин-матрешкин, на самом же деле химия – это обалденный предмет, почему его нам так плохо дают?» В этом смысле они уже вышли в предпринимательство, у них есть серьезный запрос на самореализацию.

Гули Базарова:

К нам пришло 78 человек одновременно на бизнес-игры, хотя там мощность была 60 человек. Мы не смогли в итоге отказать. После игры они говорили: «А можно мы чуть-чуть усовершенствуем?» И они давали такие гениальные идеи в ту игру, в которую мы со взрослыми играем давным-давно, они добавляли такие нюансы, говорили: «Как нам этого не хватает». Мы хотим что-то брать и понимать, что с этим можно что-то делать, что можно творить. Творчество для них очень важно, и в предпринимательстве оно является одним из ключевых.

Евгения Кириллова:

Все-таки креативная составляющая очень важна. Возвращаясь к моей теме, он столкнулся с тем, что из тех проектов, а он их получил больше 5000, он не нашел ни одного, который действительно был бы ему интерес с точки зрения инвестиций. Он пришел к выводу о том, что у нас нет Цукербергов, идейности, которую он искал. И в итоге он сделал свой курс предпринимательства, который адаптировал под школьников, начиная с 12 лет. Он говорит: «Вот там с ними надо начинать работать, вот там надо формировать непосредственно креативность мышления, учить эти идеи в первую очередь создавать, а затем уже воплощать». Экономическая целесообразность, непосредственно точные науки предпринимателю никогда не повредят, это те вещи, с которыми он должен быть на «ты».

Дмитрий Судаков:

Он это делает очень здорово, но логика простая – на самом деле, это иллюзия, что завтра принадлежит детям, потому что условный 2030 год я планирую встретить на пенсии.

Евгения Кириллова:

Но в какой стране мы будем на пенсии – уже решать подрастающему поколению.

Гули Базарова:

Поэтому форум называется «Березка», патриотично.

Дмитрий Судаков:

Основная мысль в том, что заниматься все более и более ранними детьми, уходить в детский сад, перинаталку, мы же много можем куда уйти. Это звучит, как махнуть рукой на тех, кто постарше. Есть суровая статистика относительно успешных стартаперов. Успешные стартаперы – это люди за 35, то есть это люди, набившие себе шишек, наработавшие связи. Да, бывают кейсы того же самого Цукерберга. Но это было немножко другое время. Цукерберг успешно отжал, там есть много «но», и это все-таки один Цукерберг. Если посмотреть на историю того же самого Стива Джобса, которого я считаю намного более интересной фигурой, чем Марк, там совершенно другой путь. Он очень длинный, ухабистый. В этом смысле я не стал бы махать рукой на тех, кто постарше. Мне 42, и я считаю себя социальным предпринимателем. Но детям нужно объяснять, что мир предпринимательства – это мир довольно суровый, и ввязываясь в эту борьбу, они будут конкурировать в том числе и с 40-летними.

Евгения Кириллова:

Есть определенный набор хороших скилов, которые приобретаются уже в более зрелом возрасте, к 30-35 годам, но здесь это было связано непосредственно с самой идеей, которую привносят. У нас очень много стартапов и очень много молодежи в 20, 25, 30 лет, которые идут и что-то делают. Кто-то находит рынки сбыта, продает, кто-то что-то организует, те же самые школы семейного образования. Но такого, чтобы это было инновационное решение, сервис «вау», как iPhone, который Джобс в свое время придумал, эта часть страдает, креатива не хватает.

Когда появлялись социальные сети, те же самые сервисы, у них не было жесткой конкуренции. Они выходили на рынок, так называемые голубые океаны, которые открывались.

Дмитрий Судаков:

Есть фигура Дурова, который сначала создал Вконтакте, продал, расстроившись, и буквально за год собрал другой стартап на миллиард и отлично в нем себя чувствует. Другое дело, что специфика вынудила его уехать из страны, но я вижу, что у нас поддержка предпринимательства близка к нулю.

Евгения Кириллова:

Я считаю, что важно еще нашему ребенку, гипотетически заинтересовавшемуся системой предпринимательства, рассказать то, что есть определенный набор навыков и знаний, которые ему необходимы для того, чтобы существовать в мире предпринимателей. Кроме креативности идеи и понимания создания чего-то нового, изменения реальности, он еще должен понимать хорошо экономику, он должен обладать лидерскими качествами, чтобы строить команды.

Гули Базарова:

И про бизнес-процессы должен знать.

Евгения Кириллова:

И добавляется часть менеджмента, часть управленческой работы. Мне просто кажется, что некоторые экономические игры довольно простые, и когда ребенок понимает, что 2+2 у него получается 4, и он получает радость от достижения этого результата. На самом деле, нет глубины познания всего остального из составляющих, которыми должен обладать предприниматель. Вы доносите эту историю до детей?

Гули Базарова:

Даже если они играют в наши игры «Денежные потоки» и «Продажи идей», они не очень сильно себя с предпринимателями ассоциируют. То есть они понимают, что они хотят определенного образа жизни, который связан с богатством, с лакшери. Это нормально.

Евгения Кириллова:

Странно, что не хотят быть дворниками.

Гули Базарова:

Не очень хотят. Как только ты понимаешь, что тебе этот образ жизни нравится, что ты хочешь что-то создавать, ты не хочешь быть наемным. У нас, кстати, будет один из модулей в рамках форума, где дети смогут понять – хотят они быть наемными или предпринимателями. Это же разные стратегии своей жизни, выстраивание своей траектории.

Евгения Кириллова:

Дима говорит, что могут быть корпоративные предприниматели внутри конторы.

Дмитрий Судаков:

Крупные корпорации – это достаточно новая история, ей считанные годы в отличие от предпринимательства самого по себе. Они столкнулись с тем, что им необходимо удерживать амбициозных, молодых, креативных людей и вытаскивать их, создавать им среду, в которой они не уйдут из компании.

Гули Базарова:

Это, как правило, с IT связано?

Дмитрий Судаков:

Нет. Один из ярких примеров — это известная крупная компания, которая занимается производством известных напитков. Они создали программу поддержки внутреннего предпринимательства, выражаясь современным языком, они создали внутренний акселератор, в который они погружают людей, то есть люди к ним приходят и говорят: «У нас есть такая идея, что эти процессы можно оптимизировать, появление новых продуктов»...

Евгения Кириллова:

Инновации в рамках известных компаний.

Дмитрий Судаков:

Google скупает стартапы, а эти стараются их выращивать внутри себя – это интересная тактика, и это не единственная компания, которая такими вещами занимается.

Евгения Кириллова:

А есть ли в этом списке российские компании, которые это делают?

Дмитрий Судаков:

Да, конечно. Деваться некуда, сейчас конкуренция за кадры. Это как история с пуфиками в свое время, когда компании начали ставить теннисные столы, класть пуфики, тогда был некоторый уровень наивности, создать такую среду, из которой человек не захочет уходить, потому что человек выходит на рынок, идет на Hadhunter, опа – а тут ни пуфиков, ни теннисных столов. Останусь-ка я. Эта логика очень простая, создать максимальный комфорт, чтобы ты не сбежал.

Потом неожиданно оказалось, что одним комфортом ты не отделаешься. Во-первых, пуфики стоят не так дорого, и многие могут себе позволить. Я не был внутри Газпрома, но уверен, что и у них там что-то такое начинает появляться. Если раньше это был Google, Яндекс, все на это все смотрели, сегодня даже вполне хардовые компании создают эти пространства, и это классно и круто. Но при этом большая компания дает еще очень серьезную штуку про стабильность, это другая логика. И люди в большую компанию часто идут за стабильностью. Здесь получается на двух стульях сидеть, потому что частное предпринимательство – это зона риска.

Важная история с игрой. Что такое игра в глубоком смысле? Игра – это пространство безопасной ошибки, поэтому в игре лучше всего мы научимся, потому что когда мы учимся, мы всегда ошибаемся, а там ошибаться безопасно. И в этом смысле мы в ходе игры допускаем ошибки, нас бьют по носу, но нас не больно бьют по носу, не ломают нос, отбирают очки, мы занимаем второе обидное место, но это поражение, которое не несет огромных последствий.

Дмитрий Судаков:

Дальше вопрос – а что с этим дальше делать, чтобы человек понял, что то, что с ним происходило в игре, он может развернуть на реальную жизнь, и эти навыки начать отстраивать. Это известный тезис, его очень любят бизнес-тренеры приводить про то, что в Кремниевой долине предприниматели меряются не капиталом, они меряются количеством провалов. То есть если у тебя первый стартап, и ты поднял миллиард, но ты до этого нигде не сломался – на тебя будут смотреть с сочувствием, зная, что ты на грани, сейчас что-то с тобой пойдет не так.

Евгения Кириллова:

И ты можешь потерять все.

Дмитрий Судаков:

И вот эта готовность к ошибке, эта готовность вставать после ошибки, готовность меняться. Истории про AirBnB – всем известный сервис по съему жилья, который сейчас отлично себя чувствует, огромный стартап. Начинался он с идеи об аренде надувных матрасов, и то количество перезагрузок бизнес-модели, которые они сделали, измеряется десятками. Они делали, ошибались: денег нет, клиентов нет. Что делать? Меняем бизнес-модель, пока не нащупываем идею, в которой теперь этот сервис берет деньги не только с человека, который ищет жилье, но еще и с человека, который его сдает.

Евгения Кириллова:

Реклама, монетизация.

Дмитрий Судаков:

Это требовало долгой серьезной работы, построенной на ошибках.

Евгения Кириллова:

Наши подростки видят себе прекрасный иллюзорный мир, в котором они зарабатывают много денег, и не думают о тех ошибках, о которых говорит Дима.

Дмитрий Судаков:

Поэтому у них и нет навыка предпринимательства, поэтому хорошо, что есть Гули, которая собирает такие истории, для того чтобы их учить. Хорошо, что есть безымянный бизнес-ангел, который идет к 12-летним, чтобы их учить, опираясь на свой опыт. Им кажется, что предприниматель – это человек, который зарабатывает много денег – на этом их представление о том, что он делает, полностью заканчивается.

Гули Базарова:

Поэтому мы с ними прошли игровые моменты, где они почувствовали, что они хотят создавать, хотят зарабатывать, они поняли, что такое конкуренция, все-таки 3 часа находясь в этом пространстве, ты думаешь, что ты что-то понял. На форуме в рамках нашей модели встречи с настоящими предпринимателями, с теми людьми, которые чего-то добились, где-то провалились, потому что будет и про успешные стартапы, и про провалы, мы будем об этом говорить.

Евгения Кириллова:

Главное этот успешный успех разбавить.

Гули Базарова:

Конечно, и к этому успешному успеху все шли по-разному – и этому тоже мы большое количество времени будем посвящать на форуме. Наши партнеры Академия Игоря Крутого, и у нас будет вечером дискотека, потому что дети проголосовали все-таки за дискотеку.

Евгения Кириллова:

Есть игра, в которой мы совершаем ошибки, не несем суровые последствия, есть форум, на который мы приходим, общаемся, пробуем что-то, тоже играем, видим истории успеха. Что дальше происходит, как избавиться от страха пробовать что-то? Как мы их перекидываем из игры в реальность?

Гули Базарова:

Следующий форум будет в апреле, и благодаря Сколково уже есть некоторое количество бизнес-ангелов и менторов, перетекающих плавно в инвесторы, которые готовы поработать с детскими стартапами. После форума мы надеемся собрать 15 проектов, которые они будут до следующего апреля курировать, и менторами станут наши выпускники, чтобы показать ребятам действительно ли эта история только для тех, кому 30+.

Дмитрий Судаков:

Могут быть просто богатые родители, они просто дадут денег на стартап. Если ко мне придет моя дочь и скажет: «Мне нужно, я хочу заниматься этим, этим и этим», – расскажет мне про бизнес в этой истории, я в нее поверю – почему не дать на это денег? То есть это инвестиция, и рисковая инвестиция, несомненно, но она важная, даже если человек провалится. Я в этом году был в жюри конкурса предпринимателей среди школьников, который делает Правительство, Департамент образования Москвы, и был большой конкурс по московским школам, где дети приносили идеи от благоустройства парков до переработки использованных покрышек. Много вариантов, нет готового пути. Его надо всегда искать, щупать, пробовать, но варианты есть, надо смотреть на мир открытыми глазами. Тот, кто не хочет, ищет повод, а кто хочет, ищет возможности.

Евгения Кириллова:

Как быть региональным ребятам, которые готовы делать стартапы?

Дмитрий Судаков:

Есть ответ – две буквы, это IT. У IT нет границ. Моя любимая история про двух ребят из Якутии, их зовут братья Ушницкие. Они из районного центра Якутии, поступили в Якутск, с детства любили играть в компьютерные игры, а потом в какой-то момент им надоело играть в компьютерные игры – они начали их делать. Они нашли свою нишу, это как раз про предпринимателей, – это этнические игры. Оказалось, в мире огромный спрос на это. Я в Якутии бываю раз в год достаточно стабильно, иногда 2-3 раза в год, и все время хочу с ними познакомиться, я никак их не могу застать, потому что они то в Сингапуре, то в Калифорнии, то в Гонконге. Они мотаются по всему миру, у них бизнес в Якутии, они никуда не уехали.

Гули Базарова:

Не все же обладают такими способностями, такими талантами.

Евгения Кириллова:

У нас очень много регионов, есть государственные инициативы по формированию кадрового резерва, мы хотим управленцев, мы хотим предпринимателей. В Москве есть история про конкурс, который делается при Правительстве Москвы, есть история с форумом, куда дети с родителями могут прийти, а общая история, которая бы транслировалась на все общеобразовательные школы, или чтобы в каждом федеральном округе мы имели центр поддержки, развития этих необходимых навыков и знаний, главное – куда бы мы могли отправить на рассмотрение тот стартап, который придумался...

Дмитрий Судаков:

Нету. Я говорил некоторое время назад про то, что у нас не очень на уровне государства поддерживается история с предпринимательством, такого нет. Я не вижу в государстве серьезного запроса на малый бизнес.

Гули Базарова:

У нас будет выступать всем известная Анастасия Татулова, кафе «Андерсон», которая сейчас активно защищает малый бизнес. Это достаточно успешный кейс, она же справилась с той сложной ситуацией, которая была. Мы же говорим о том, что предпринимательство – это не прекрасное существование на яхте в Средиземном море.

Дмитрий Судаков:

Это правда. Она воюет, как Давид с Голиафом, с государством, которое должно ее поддерживать.

Гули Базарова:

И оно уже начинает потихонечку, может быть, это и наша роль. Почему у нас форум для детей и подростков и их родителей? Может быть, мы пока будем готовить детей, а сами параллельно будем решать тот вопрос, о котором ты говоришь, что пока на нуле, а мы хотя бы сделаем +50.

Дмитрий Судаков:

Появится какая-то федеральная программа, которая сквозным образом будет внедрять финансовую грамотность.

Гули Базарова:

В школе внедряется очень активно. Как инициатива реализуется, мы не знаем, но она появилась, и на нее выделен огромный бюджет.

Дмитрий Судаков:

Но мы же понимаем, что предпринимательство и финансовая грамотность – разные вещи, но не абсолютно разные вещи. Финансовая грамотность – это маленький кусочек предпринимательства. В текущей реальности, особенно в регионе, рассчитывать на поддержку большого брата – это значит, что так эта инициатива и умрет, надо искать возможности.

Евгения Кириллова:

На будущий год Гули, будет принимать по интернету проекты.

Гули Базарова:

К нам уже обратились из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока, и хочешь, не хочешь – мы все равно выйдем на федеральный масштаб вместе с этим форумом, не просто люди обратились, а при поддержке губернаторов. Для меня это очень важный и ценный звонок. Давайте посмотрим на проект «Мама-предприниматель». Я с огромным количеством девушек, которых поддерживает государство, встречалась и общалась. Многим просто задавала вопрос и видела, каким образом их бизнесы за 7 лет развились, и они, поучаствовав в этом форуме, в этой программе, очень благодарны той поддержке, которую оказало государство. Может быть, мало таких инициатив, которые поддерживают, поскольку если говорить про мам-предпринимателей, Анна Сашинская и Надия Черкасова – мощные двигатели. Может, у нас паровозов мало? Может, мало тех людей, которые взялись, делают и доводят до результата?

Евгения Кириллова:

Задача предпринимателя – это изобретать прибыль. Задача науки – изобретать инновационные решения. Начиная с 90-х ситуация с точки зрения кадрового резерва в науке у нас ни разу не меняется. Говорить о том, что у нас изменился процент миграции – не изменился, по крайней мере, на 2009 год мы только усиленно увеличивали этот процент и не снижали его. Если мы так продвигаем предпринимательство и рассказываем детям о том, как им нужно работать с деньгами, как им нужно креативить идеи, но если у них не будет этой поддержки со стороны людей, у которых задача не придумать, как этот материал продать, а как создать тот материал, который будет в производственных масштабах применим и будет эффективен. Вот в этом случае не получится ли так, что у нас предпринимателей навалом, а тех самых творцов, которые готовы эти инновации придумывать, нет?

Гули Базарова:

В московском университете есть научный акселератор, с которым соединилась Московская школа управления Сколково, и первой ласточкой была наша Марина Росс, которая, общаясь с учеными, сумела перевести в предпринимательство те технологические идеи, которые были.

Евгения Кириллова:

У Димы в атласе новых профессий научного сотрудника нет.

Дмитрий Судаков:

Атлас новых профессий никогда не претендовал на то, что мы сейчас все профессии опишем – безумие. Если мы говорим о том, что собираем уникальность в общем, при чем здесь эти истории? Мы хотели подсветить новые прикольные темы и то, что у нас есть специалисты по новым материалам, есть научные сотрудники.

Евгения Кириллова:

В будущем это будет очень хороший тандем, теоретики с практиками.

Дмитрий Судаков:

Илон Маск не может в одиночку собрать Теслу или отправить человека на Марс. Он собирает команды, он дирижер большого оркестра – вот это предпринимательство. Опять же, набившая оскомину фраза Джобса по поводу того, что когда я был молодой, я нанимал тех, кто глупее меня, потом я поумнел и стал нанимать тех, кто умнее меня. Потому что иначе это абсолютно не имеет смысла, это тоже важное качество предпринимателя – признаться, это смелость – нанять человека, который сильнее тебя.

Евгения Кириллова:

Что бы Вы сказали нашим родителям, у которых подростки, которым интересна тема попробовать себя в предпринимательстве?

Дмитрий Судаков:

Дорогие родители, вам очень сложно, вам очень тревожно за ваших детей, потому что мир, в котором мы живем, быстро меняющийся. Первое – нет никакой серебряной пули. Второе –: во многих вещах дети разбираются лучше, чем вы, и поэтому будьте для них не людьми, которые расскажут им, как надо и где есть деньги, а будьте для них мудрыми спутниками, которые вместе с детьми будут познавать этот новый, складывающийся мир. Идите с ними рядом и доверяйте им.

Гули Базарова:

Уважаемые родители, уважаемые дети, мы с Анной Резниченко проводим первый в России бизнес-форум для подростков. Будем рады вас видеть на нашем мероприятии 26 и 27 октября в Технограде на ВДНХ. С 12 часов до 6 у нас будет серьезная программа, а вечером будет дискотека. Мы думали про дискотеку 80-х и 90-х для родителей, но пока это отложили. Я бы очень хотела присоединиться к Диме по поводу любви и доверия. Сейчас очень много времени провожу с нашим подрастающим поколением и понимаю, насколько мы должны соответствовать им, у меня папа очень любит говорить, он тост говорит: я очень хочу, чтобы мы были достойны своих детей.

Евгения Кириллова:

Спасибо большое, что сегодня вы к нам пришли. Тема была интересная, всем пока.