{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Станислав Комаров Главный редактор «Национального банковского журнала» 07 октября 2019г.
Люди против машин
Из-за цифровизации, внедрения искусственного интеллекта, живые люди сейчас становятся просто объектами для сбора и анализа данных. Мы начинаем это чувствовать. Многим это очень не нравится

Екатерина Ярцева:

Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире «Деловой Гамбит» и я, его ведущая, Екатерина Ярцева. Сегодня у меня в гостях Станислав Комаров, главный редактор национального банковского журнала. Добрый вечер, Станислав! 

Станислав Комаров:

Добрый вечер, Екатерина, добрый вечер, слушатели. 

Екатерина Ярцева:

У нас сегодня грандиозные планы со Станиславом, нам надо рассказать о куче вещей, важных и интересных, о национальной банковской премии, о мисселинге, о цифровой революции. Причём в ключе банков и кредитно-финансовых организаций. 

Станислав Комаров:

Да, я должен сказать, что действительно, национальный банковский журнал, миссия этого журнала - это помогать банкам зарабатывать вместе со своими клиентами. И неспроста у нас такие темы возникли, потому что, я думаю, мы позже их обсудим, потому что сейчас действительно идут на этом рынке очень серьёзные структурные изменения. Они связаны с тем, что происходит цифровая революция, о которой вы сказали, с тем, что действительно идёт серьёзнейшая чистка этого рынка от недобросовестных игроков, много таких вещей, которые, надеюсь, мы с вами обсудим в предстоящий час. 

Екатерина Ярцева:

Давайте начнём со статьи, которую вы мне любезно отправили. 

Станислав Комаров:

Судя по всему, она произвела на вас неизгладимое впечатление. 

Екатерина Ярцева:

Она мне очень понравилась, потому что я, честно говоря, не ожидала, что эту статью написал банкир, как выяснилось. Очень она интересная, здравая, я бы сказала, что писал человек с огромным опытом и с таким социально-психологически-философским бэкграундом. Давайте расскажем об авторе и о самой статье. 

Станислав Комаров:

Да, автор статьи Олег Скворцов, он вице-президент Ассоциации российских банков. Действительно, банкир, действующий банкир, входит в совет директоров одного из банков, я уж не буду его называть в данном случае, чтобы не рекламировать. Эту статью он подготовил для одной из больших не пресс-конференций, для какого-то форума. Подготовил, мне её прислали, а я до этого с ним плотно общался, и не первый раз слышу я от него эти мысли на этот счёт. И тут прямо эти мысли попали, что называется, мне на сердце, в душу запали. Он говорит о том, что как сложно и как надо тонко себя вести финансовому сектору по отношению к маленькому человеку. Она так называется «Маленький человек в эпоху цифровизации». Идёт речь о том в этой статье, она опубликована в последнем номере журнала. Речь идёт о том, что в связи с тем, что банки сейчас, страховые организации, микрофинансовые организации начали использовать человека, как некого поставщика данных для их продаж. Человека оценивают со всех сторон, собирают данные, начиная с соцсетей, нас анализируют постоянно, говорит автор об этом. Это начинает не нравиться уже многим. Мы вроде бы все индивидуальности, мы вроде бы все хотим высказывать своё мнение, а становимся всего лишь некой маленькой циферкой, которую посчитали. И это действительно вызывает озабоченность у автора. Он предлагает несколько таких, на мой взгляд, важных решений, говоря о том, что дальше будут успешными те банки, которые найдут ключ к сердцу, к душе этого потребителя, начнут с ним разговор нормальным языком, а не как с этим поставщиком данных. 

Екатерина Ярцева:

Сюда же относятся и страховые компании, и многие представители сектора.

Станислав Комаров:

Да, все те представители финансового сектора, которые предлагают так называемые розничные услуги, это кредиты, это страховки, микрозаймы. Всё, чего мы являемся потребителями. Но не забывайте о том, что сейчас ситуация в стране всё-таки не самая весёлая, и огромное количество экспертов говорят о том, что закредитованность в стране просто превысила уже все немыслимые пределы. Люди, доход у них не повышается, чтобы погасить предыдущий кредит, они перекредитовываются, перекредитовываются. Это уже становится какой-то явно плохой тенденцией. 

Екатерина Ярцева:

Интересно было узнать, что коллег-банкиров это заботит, и действительно, статья очень интересная. Много сказано о том, что современный клиент, он изменился, и в чем-то он из-за этих постоянных агрессивных продаж, он стал циничен, он стал образован и в хорошем смысле любопытен и любознателен. Его теперь уже просто так какими-то способами старыми не проведёшь. 

Станислав Комаров:

Но всё равно удаётся, согласитесь. Удаётся провести. Согласитесь, зачастую, мы невнимательны, у нас ещё осталась такая старинная привычка подмахнуть, что называется, договор, не прочитав. Хотя сколько уж предупреждали людей, читайте то, что написано маленькими буковками в договоре, читайте внимательно. Но на русский авось, он, к сожалению, не срабатывает. Действительно, люди сейчас кто-то образован, хотя согласитесь, сейчас есть целая программа, и государство озаботилось финансовой грамотностью, и Минфин работает, у него своя программа, у Центрального банка своя программа повышения финансовой грамотности населения. Это действительно важный процесс. На мой взгляд, это не менее важная вещь, как умение писать и читать, знать основы, то, что происходит. 

Екатерина Ярцева:

Это как гигиена. 

Станислав Комаров:

Как гигиена, да. И поэтому этому вопросу такое внимание уделяется. 

Екатерина Ярцева:

То есть получается, что потребитель, он сейчас со всех сторон окружён желающими поживиться. С одной стороны, ему что-то предлагают банки, страховые компании, тут уже целая куча мошенников орудует, в том числе, и кибермошенников, которые пытаются как-то в его телефон и онлайн банк залезть, каким-то образом оттуда списать вот эти деньги. То есть здесь невольно станешь разбирающимся человеком. 

Станислав Комаров:

Но согласитесь, на наших глазах происходят примеры, когда, наверняка, вы в соцсетях видели предупреждения своих друзей, которые попались на совершенно какие-то нелепые уловки, попадая под обаяние. Дают элементарные вещи, CCV код на задней стороне карты или просто дают данные карты. Хотя и в банках предупреждают, не давайте этого, есть вещи, которые нельзя давать сотруднику, человеку, который вам звонит по телефону. Эти азы, к сожалению, всё равно многие пренебрегают этими азами. 

Екатерина Ярцева:

Что ещё обсуждают коллеги, вот мисселинг. 

Станислав Комаров:

Да, есть такое, сейчас действительно такая тема животрепещущая, мисселинг. 

Екатерина Ярцева:

Давайте дадим, наверное, определение, потому что не все знают, что это такое. 

Станислав Комаров:

Даже методологически очень сложно дать, многие, я был недавно на последней открытой дискуссии в Ассоциации российских банков, где как раз пытались дать это определение. Всё равно нет чёткого определения. Это такое некорректное, недобросовестное предложение. То есть когда вы покупаете, когда вам предлагают не совсем то, что вы хотите купить. 

Екатерина Ярцева:

Не совсем то, что мне нужно. 

Станислав Комаров:

Это не совсем мошенничество. Не совсем то, что вам нужно. Когда за скрытыми какими-то комиссиями, за чем-то ещё вы получаете совсем не тот продукт, который вы хотели получить. Это сейчас тема, она отслеживается и регулятором, и отслеживается самими банкирами, всегда это вызывает достаточно серьёзные большие дискуссии. Я, кстати, тоже в продолжение нашего разговора расскажу историю о том, как мисселинг привёл к катастрофическим последствиям, но не в российской банковской системе, а в британской банковской системе. Как раз там выступал тоже один из очень крупных банкиров на этой дискуссии, который живёт между Британией и Россией. И вот он рассказали, что в Британии сейчас вторая тема в газетах после брексита, это тему так называемого PPI. Слово смешное. 

Екатерина Ярцева:

Но кому-то явно не до смеха при всём при этом. 

Станислав Комаров:

Там половина англичан, я не скажу точные цифры, но огромное количество, это миллионы людей попались на так называемый, это своего рода такая ограниченная страховка, который предлагалась к кредитным продуктам. Она ещё началась, эта история, началась в далёких семидесятых годах, это было очень такое предложение, которое позволяло человеку, взявшему кредит, купившему эту страховку, подстраховаться на какой-то определённый срок. Он потерял работу или, не дай бог, что-то случилось, он не может выплатить. И она страховала, предположим, на год. Она предлагалась под определённые продукты. Всё это шло хорошо до тех пор, пока кто-то ушлый, желающий заработать не подумал, это же прекрасный комиссионный доход для банков и страховых компаний. И вот этот PPI стали предлагать во всех продуктах кредитных, начиная от покупки какой-то ипотеки, заканчивая покупкой холодильника, телефона. То есть маленькая сумма накидывалась сверх кредита и продавалась. Причём банки получали огромные комиссионные за это, всё это было в теле кредита. И вся эта история продолжалось до тех пор, пока в 2008-м году одна женщина, был такой знаменитый, я опять в данном случае цитирую этого банкира, миссис Плевин, не без помощи, судя по всему, друзей юристов и адвокатов, подала иск на одну из компаний, крупных компаний, и выиграла это дело. И дело пошло в обратную сторону. Появилось огромное количество компаний, сделавших целый бизнес, которые через регулятор, через другие начали возвращать все те деньги, которые были заложены в этих страховках. Сейчас сумма на последний момент, пока мы выпускали журнал, как раз пришла информация из Британии, Financial Times 54 млрд. £ банки заплатили за штрафы пострадавшим в этой истории. То есть мисселинг, это вещь не только имиджевые и репутационные потери для банка, это и серьёзные финансовые потери, как выясняется. О чем хотел донести это банкир на открытой дискуссии. 

Екатерина Ярцева:

У нас это тоже существует. 

Станислав Комаров:

Да, есть ряд продуктов, которые вызывают озабоченность у Центробанка. Например, это инвестиционное страхование жизни. Оперируя совсем недавними такими последними данными, один из руководителей ЦБ рассказывал историю ИСЖ, Инвестиционное страхование жизни. Больше всего убило, это был тоже такой прецедентный случай, когда ИСЖ, Инвестиционное страхование жизни продали на 7 лет 79-летнему мужчине. Там, слава богу, он разобрался, подал жалобу, банк тоже быстро среагировал на этот инцидент. Было наказано руководство, в отделении все уволены. Но такие вещи, они присутствуют. Я думаю, многие сталкивались, когда вы приходите в банк, получаете кредит, и вам ненавязчиво говорят: вы можете кредит.. Никто, конечно, вас не заставляет, но вам как-то прозрачно намекают, страховка необходима, она нужна, и вы без этой страховки кредит не получите. Многие берут эту страховку. 

Екатерина Ярцева:

Что делать в этом случае? Потому что дополнительные услуги предлагаются не только когда люди берут кредиты. Они предлагаются параллельно практически всегда при открытии счета, при получении и перевыпуске карты, при оформлении депозита и так далее. Как здесь себя правильно вести? Потому что, зачастую, предлагают стоящие вещи. Например, страхование вклада или страхование суммы на карте от тех же самых мошенничеств. Где эта грань, где мне, как потребителю, понять?

Станислав Комаров:

Надо всё-таки быть твёрдым и готовится к приобретению любого кредитного продукта, понимать, что стоит за той.. Это не всегда сложно. Зачастую, вы просто приходите в банк, быстрее, быстрее. 

Екатерина Ярцева:

Конечно. 

Станислав Комаров:

Остановитесь, подумайте, пообщайтесь с менеджером, который вам предлагает эти продукты. Подумайте, что за этим стоит, почитайте договор. Я не открываю здесь Америки, на самом деле, но не спешите никогда, будьте твёрды, умейте отказывать. Зачастую, на той стороне опытные люди, они знают, как вами манипулировать, как работать с вашими возражениями. Вы говорите «нет», а вам говорят: давайте попробуем с этой страной. И вот продажник, который продаёт, он максимально.. И единственное, иногда остаётся только, я в последнее время просто кладу трубку, мне уже не хватает сил объяснять, что мне это не нужно. Вот за сегодняшний день, например, у меня было три звонка с различными предложениями. Страховая компания звонила, инвестиционная компания мне звонила. Я говорю: нет. Говорят: а если попробовать, а если через месяц мы вам позвоним. Надо быть твёрдым и думать прежде, чем соглашаться. Это единственное моё мнение на этот счёт. 

Екатерина Ярцева:

Устанавливать так называемые блокираторы на какие-то незнакомые входящие номера, сейчас многие так делают. 

Станислав Комаров:

Наверное, рекламу вы видите, разные операторы сотовой связи предлагают, возможно, но я не пользовался, мне здесь сложно сказать. Наверное, это решение тоже, одно из решений.

Екатерина Ярцева:

Странный у нас получается зазор между тем, что руководство, руководители банков и всяких прочих кредитно-финансовых учреждений, они считают это проблемой, мисселинг. Одновременно с этим департамент и сотрудники тех же банков продолжают бомбить население звонками, предложениями. Притом, я так понимаю, они разбивают клиентов ещё и на возрастные группы, с какого-то определённого возраста там идёт просто прямо жёсткая, агрессивная атака. Где правда? 

Станислав Комаров:

Правда, как всегда говорят, лежит где-то посередине. Естественно, банки - это коммерческие организации, им нужно зарабатывать. Опять же, возвращаюсь к той истории, о которой рассказал, жадность до добра не доведёт. Многие банкиры, мне кажется, мне не кажется, я это вижу, наблюдаю, начинают понимать, что предложение должно быть разумным, оно должно быть прозрачным, клиент должен понимать, что он покупает. Все игроки, которые делают недобросовестные предложения, занимаются мисселингом, я всё-таки думаю, что они будут нисходить. Хотя конечно же, от этого никто не застрахован. Будут появляться желающие сорвать большой куш на волне хайпа, прошу прощения за жаргон, срубить быстрые деньги. Но это до добра не доведёт. Ещё раз говорю, серьёзные банкиры это понимают. 

Екатерина Ярцева:

Эта тенденция, которая заключается в том, что сейчас рынок потихоньку очищается от каких-то недобросовестных дельцов. 

Станислав Комаров:

Центробанк очень серьёзную работу в этом отношении ведёт. Тут опять цифры точно не назову, но количество банков уменьшается в стране, причём значительно. 

Екатерина Ярцева:

Как это происходит? Все это видят, но что скрывается за этим, какой процесс идёт объясните. То есть крупные банки остаются, мелкие как-то держатся ещё. Но получается, что создаётся не очень здоровая конкурентная среда, если только крупные остаются. 

Станислав Комаров:

Есть мнение, что надо сейчас тоже прекрасно понимать, что у Центробанка очень серьёзные требования к банкам к информационной безопасности, регуляторы достаточно много требований выставляют кредитным организациям. Помимо этого сейчас, мы пока ещё не поговорили, идёт действительно цифровизация банков. Когда банки активно внедряют новые системы информационной безопасности, много что что происходит. И всё это происходит одновременно, и многие не справляются. Конечно, большой кредитной организации, обладающей значительными финансовыми ресурсами, проще все эти нововведения ввести, чем маленькому банку, небольшому банку, небольшой кредитной организации. В этом банки испытывают конечно определённый комплекс, небольшие. С их стороны звучат упрёки в адрес регулятора, это тоже надо понимать, потому что силы неравны. Но на мой взгляд, если с рынка будут вымыты небольшие и средние банки, это тоже не очень правильно. Не может быть банк универсальный, который предлагает розничные продукты, одновременно обслуживает. Таких не бывает. На мой взгляд, это очень сложно, быть универсальным банком. Всё равно должны быть банки специализированные, обслуживающие определённую отрасль или сектор какой-то экономики. Кто-то просто должен розницей заниматься, кто-то специализируется, одна из основных его задач переводы денежные. У всех должна быть своя специализация. 

Екатерина Ярцева:

Что касается цифровизации, она идёт полным ходом, мы тут говорили, цифровая революция, когда она наступит. Но на самом деле, она уже наступила. 

Станислав Комаров:

Она уже наступила, мы живём в эпоху цифровой революции. От прогресса, на мой взгляд, естественно не уйти, мне он нравится, мне то, что я, например, мой живой пример. Еще два года назад страховку для автомобиля брал в бумаге, сейчас у меня это занимает ровно 5 минут, звонок менеджеру, мне присылают все документы в электронном виде. Это очень удобно, согласитесь. Вы не тратите время. Чем хороша цифровизация, что повышается уровень сервиса, уровень быстроты обслуживания. Вы на те процедуры, которые тратили часами, посещая отделения банковские, сейчас вы тратите несколько секунд. Но не надо забывать, что вы одним кликом можете лишиться всех своих сбережений, это тоже очень важно. Будьте внимательны, вот я к чему призываю. 

Екатерина Ярцева:

Да, это и плюсы, и минусы, мы себя чувствуем, возвращаясь к вопросу сбора данных, мы себя чувствуем объектами, и всё равно данные о нас, они кочуют. Какие-то здесь есть меры предосторожности? Мы не можем не сообщать данные о себе, они все равно уже везде есть, все равно без них никуда. 

Станислав Комаров:

Конечно, понаблюдайте, есть платформы, которые подкидывают, я в данном случае восьмого ЯндексДзен, предположим, уже подбираются даже материалы под ваши запросы, под ваши предпочтения, под ваши интересы, то, что вам интересно было бы прочитать. Я действительно анализирую всё, что мне подкидывает тот же ЯндексДзен, большим поклонником которого я являюсь. Хотя там качество журналистики невысокое, но в принципе, он подбрасывает те темы, которые мне любопытны, я проглядываю его. Но здесь я хочу вот о чем сказать. Мне всё-таки кажется, что мы совершаем, это одна из самых больших тайн маркетинга, почему человек совершает ту или иную покупку. Цифровизация подразумевает, что они нас обсчитают, поймут все наши интересы, предложит на их взгляд то, что мы сможем купить. Но дело в том, что маркетинг говорит о том, что большинство покупок совершается на каком-то подсознательном уровне. То есть это самая большая тайна, почему человек приобретает тот или иной продукт. Но точно, на мой взгляд, это неосознанная покупка. Зачастую мы приходим в магазин, хотим взять одно, берём другое, вы сами с этим сталкивались неоднократно. Особенно это касается женщин. 

Екатерина Ярцева:

Большое спасибо за уточнение. Ну что там скрывать. 

Станислав Комаров:

Женщина покупает сумочку, а потом под неё гардероб. Я шучу, я конечно утрирую. 

Екатерина Ярцева:

Хорошо, если гардероб, а не машину, квартиру и нового мужа. 

Станислав Комаров:

Я тут расскажу историю. Сперва женщина купила мебель, потом под неё приобрела квартиру. Я сам свидетель этой истории, она на моих глазах происходила. Где здесь логика? Логики никакой. 

Екатерина Ярцева:

То есть искусственный интеллект это не обсчитает никогда, эту эмоциональную составляющую наших порывов, покупок. 

Станислав Комаров:

Я не могу судить так далеко, возможно, и это произойдёт. Я вообще конечно не футуролог, мы ещё совсем, еще в фильме «31 июля» люди говорили, как считали, как они подразумевают, как они будут говорить по телефону в будущем. Предполагалось, что это будет какое-то стационарное, а в итоге мы теперь по видеотелефону говорим через мобильники, вот как это трансформировалось. Вся эта футурология, на мой взгляд, тоже такое некое шаманство. Зачастую, оценки экспертов, прогнозы экспертов не сбываются, и время показывает, что как-то всё вильнуло так, и всё становится не совсем так, как прогнозировали. 

Екатерина Ярцева:

Портрет клиента будущего всё равно у вас есть, хотя бы по вашему сегменту, скажем так, по банковскому. Какой он этот человек, как он меняется, как он трансформируется, чего он ждёт, что он хочет получить, чего он получить ни в коем случае не хочет. 

Станислав Комаров:

На мой взгляд, он не хочет получить неуважение. Он не хочет получать равнодушного к себе отношения. Он не хочет, о чём и говорится в статье Олега Скворцова, он не хочет быть циферкой, он всё-таки хочет быть личностью, индивидуальностью. В статье этой говорится о том, что именно те компании, которые помимо классного, высококлассного цифрового сервиса предложат ещё и взаимодействие с человеком, как с личностью, за этими компаниями будущее, финансовыми организациями будущее. Все равно есть действительно такие сложные финансовые продукты, которые невозможно продать, просто забить в поля в смартфоне, на компьютере и отправить заявку на получение этого продукта. Зачастую я, например, я хожу в банк, потому что я хочу посмотреть, как выглядят люди, как они ко мне относятся, как они со мной поговорят. Пусть там будет немножко даже то, о чём я знаю, на самом деле. 

Екатерина Ярцева:

Вы опасный клиент. 

Станислав Комаров:

Нет, я не опасный. Я всегда считал, что меня можно купить за тарелку борща. Но я в данном случае говорю о том, что за хорошее отношение. Просто за хорошие глаза, я конечно, может быть, немножко наивно смотрю на это, но в силу своего опыта и достаточно своей циничности, мне нравится, когда со мной разговаривают доверительно, со мной общаются доверительно банковские сотрудники. Для меня это важно, действительно важно, я тоже об этом писал в своё время, это такая очень важная тема, чтобы меня уважали, как клиента. 

Екатерина Ярцева:

Подрастающему поколению будет это важно, или они вообще не будут выходить, условно говоря, из дома и не будут, в принципе, ходить физически в банки? Им достаточно будет всё совершать онлайн, у них, может быть, даже есть какое-то предубеждение против живого общения. Может быть, вообще не хотят общаться. 

Станислав Комаров:

Я думаю, всё равно молодёжь разная. Я всё детство провёл в пионерских лагерях, у нас там ничего не было, футбол, спорт. 

Екатерина Ярцева:

Казаки-разбойники.

Станислав Комаров:

Казаки-разбойники, вечером танцы. И вот я сейчас приезжаю в тот же лагерь, где я много лет назад отдыхал, все дети сидят, сидят в смартфонах, они практически не общаются. Они даже друг другу, сидят на расстоянии полуметра, отправляют сообщения, а не говорят. Я не знаю, наверное, это плохо, судя по всему, это плохо. Но мне кажется, это возрастное. С годами они всё равно насытятся, на мой взгляд, пусть они в молодости этим насытятся, таким общением, они всё равно потом придут к нормальному общению. Просто многие вещи приходят с годами, и невозможно превратить мир в общение через смартфон, невозможно. Всё равно будет живое общение. 

Екатерина Ярцева:

То есть все равно живое общение. 

Станислав Комаров:

Я думаю, конечно же, будет комбинация, на мой взгляд, комбинация иммено цифры и живого общения, без этого никак. 

Екатерина Ярцева:

Давайте про регулятор поговорим, потому что многие относятся к нему... 

Станислав Комаров:

Это опасная тема. Не то, что опасная, например, банкиры конечно очень осторожно высказывают свои.. Хотя, на самом деле, Центробанк ведёт очень активную дискуссию с банками, советуется с банками. Иногда он принимает решение не в их пользу, по крайней мере, этот диалог есть, и все это отмечают. То, что происходит на рынке, это все равно носит позитивный характер, конечно.

Екатерина Ярцева:

Что такого делает регулятор всё-таки полезного, что скрывается за этими, может быть, иногда кажущимися громоздкими приказами, циркулярами, положениями. Потому что действительно, если оценить объём, я сейчас сужу по информационной безопасности, это с ума можно сойти. И кажется, что это, о боже, со всех сторон нас обложили, и здесь мы должны, и тут мы должны. 

Станислав Комаров:

Это банкиры так говорят. 

Екатерина Ярцева:

Да, и очень трудно оценить действительно практическую пользу. Кажется, что регулятор нам мешает, вот он мешает нам делать бизнес. 

Станислав Комаров:

Вы стоите сейчас на стороне банкиров, вы говорите, как один... 

Екатерина Ярцева:

Я говорю как человек, который сталкивался со всем этим скопом документов в части информационной безопасности. Потому что запомнить их все, я не говорю в них начать разбираться, это прямо целое искусство и отдельная дисциплина. Но вы говорите, что за этим стоит практическая польза. Как понять её, свыкнуться с этим и начать её видеть?

Станислав Комаров:

Все сложно, всё новое, на мой взгляд, действительно сложно приходит. Но через какой-то момент это становится данностью, это становится привычным, и мы начинаем работать по этим новым стандартам. И они кажутся, как будто так оно и должно быть. Там действительно сейчас огромное количество циркуляров, связанных с информационной безопасностью, с нововведениями. Но я не хочу сыпать сложными терминами, это важно. В данном случае, я ещё раз говорю, я в данном случае поддерживаю. хотя, еще раз говорю цифровизация цифровизацией, но человеческий фактор, он никуда не уходит. Вот последнее событие с самым большим банком нашей страны, со Сбербанком, когда якобы одна небольшая статья там такой фурор наделала, какое количество якобы данных, хотя этого не было, банк быстро извинился. Но выясняется, что зачастую, за утечкой данных стоят всё равно живые люди, и этот человеческий фактор на 100 % невозможно исключить. Похищение данных, да. 

Екатерина Ярцева:

То есть никакой регулятор это всё равно не перекроет. 

Станислав Комаров:

Здесь дело даже, в данном случае это проблема конкретного банка. Мы должны понимать, всё равно конкретные люди помогут навредить вашему бизнесу в данном случае. Это возможно, да. И стопроцентной гарантии не будет, на мой взгляд, никогда. 

Екатерина Ярцева:

Её и не может быть стопроцентной гарантии точно так же, как стопстопроцентной безопасности в мире не существует априори. Подрастающее наше поколение, вы говорили, что в отношении них тоже ведутся подсчеты, наблюдения. 

Станислав Комаров:

Я подозреваю, у меня есть дети, они разного возраста. Они конечно, более податливы, они менее критично относятся к информации. Хотя сейчас она окружает повсюду. Мы с вами перед эфиром обсуждали, если у нас было раньше несколько источников, четыре канала телевизионных или пять. 

Екатерина Ярцева:

И киоск с газетами. 

Станислав Комаров:

Да, киоск с газетами и, в принципе, нами на тот момент, наверное, было легче управлять. Но сейчас изменилось и время, изменились и методы воздействия на молодёжь. Я вообще не сторонник, на самом деле, говорить, мне кажется, мы такими же были. Все воспринимали на веру, были менее критичны к анализу этой информации. Перепроверять нам не было времени, да и желания, так схватили на лету что-то. Может быть, действительно, этим сейчас и пользуются. Это касается не только политики. Что-то схватил на лету, именно вот этот месседж, очень быстрое послание, которые тебе село. Молодёжь, конечно, этому подвержена, она более. 

Екатерина Ярцева:

Более, наверное, клиповое мышление, всё-таки как дань нашему времени, это одна из психологических защит мозга, как я тут слышала, для того, чтобы в этом потоке информации не утонуть. 

Станислав Комаров:

Согласитесь, вы прочитаете сейчас, например, статью объёмом 10 тысяч знаков? Вряд ли. Это только уже взрослый человек, у которого немножко есть время. Все равно мы действительно, в данном случае я не касаюсь клипового мышления, я говорю о новостях. Вы прочитали заголовок, вам, в принципе, этого достаточно. Чем громче заголовок, чем он разухабистее, тем это быстрее вы зацепили все и пошли дальше, на самом деле, даже не вдумываясь, что за этим стоит. Зачастую, за этими заголовками кроме заголовка ничего не стоит. Там информация носит достаточно технический характер. Именно эта беда, не беда, это данность интернета, что именно у нас сейчас короткая фраза, которая вас должна сразу же зацепить. Это тоже технологии современные, которые с нами. 

Екатерина Ярцева:

Куда же без них. Поговорим о приятном. О премии банковской, которая в ближайшее время. 

Станислав Комаров:

С удовольствием, с огромным удовольствием. Приглашаю финансовые организации, кредитные организации, страховые организации 10-го числа, я уже могу говорить об этом абсолютно точно, 10 декабря в Москве пройдёт Национальная банковская премия. Приглашаем к участию, организаторы её это Ассоциации российских банков и Национальный банковский журнал. Приглашаем всех тех, кто имеет отношение к финрынку принять участие в этой премии, думаю, будет хорошо. Место пока не озвучу, но место отличное, модное, красивое. 

Екатерина Ярцева:

Интригу, в общем, сохраним. 

Станислав Комаров:

Я хочу сохранить интригу, нам нужно ещё несколько дней, чтобы утрясти последние формальности, и мы расскажем и о месте, и объявим номинации предстоящие. Поэтому давайте об этой интриге. 

Екатерина Ярцева:

Но номинации уже известны, давайте хоть про номинации расскажем, они же уже опубликованы, не будем таить их. 

Станислав Комаров:

Опубликованы, но я думаю, что мы какое-то количество номинаций немножечко всё-таки ужмем. Да, номинации опубликованы, просто по опыту многих премий мы тоже как раз сегодня с коллегами из Ассоциации российских банков обсуждали эту историю, многие церемонии очень затягивается. Когда, например, 30 номинаций, вы сидите на протяжении нескольких часов, уже интерес к церемонии теряется. Всё-таки мы хотим сделать более компактно. Мы как раз сегодня обсуждали немножечко подсократить количество премий, чтобы это было более динамично, более ярко, более живо. Тяжело, на самом деле, тем более, одна один из секретов, мы рассчитываем, что это будет в режиме фуршета, в такой неформальной обстановке. Одновременно это встреча, такая деловая встреча Нового года, поздравить своих коллег, друзей, партнёров и пообщаться. Банкиры тоже по рюмочке всегда выпивают, не сильно, но они тоже живые люди. Поэтому, я думаю, это будет вот так выглядеть. Больше ничего не скажу. 

Екатерина Ярцева:

Больше не скажете. А кого вы ждёте, сказали. Есть у вас мечта по количеству участников? Когда бы вы сказали: вот достаточно. Какая-то цель, мечта, сколько хочется, чтобы было участников, которые подали заявку на участие. 

Станислав Комаров:

Я думаю, если это будет порядка 100 компаний, которые примут участие, различных компаний, это будет хорошо для нас. 

Екатерина Ярцева:

Сколько лет уже проводится?

Станислав Комаров:

Это 12-я премия, есть уже определённый опыт, есть наработки. В этом году мы хотим немножко оживить, более современный зал взяли, очень будет у нас медийный ведущий. Яркий медийный ведущий, не буду пока его озвучивать. Есть ряд вещей, наверное, лучше их уже ближе к делу, может быть, непосредственно на самой церемонии, пусть это будет сюрпризом для гостей и участников. 

Екатерина Ярцева:

Станислав, 5 минут у нас осталось до конца эфира. Вы боялись, что мы будем долго разговаривать, по-моему, мы разговаривали недолго. Какое напутствие вы хотите дать нашим слушателям, зрителям, которые сейчас, может быть, думают о том, как продвигать свой новый продукт в любой сфере, не только в банковской, кредитной, финансовой. Как себя вести так, чтобы не отпугнуть покупателей, и как покупателям себя вести, чтобы не попасться и не купить то, что не нужно?

Станислав Комаров:

Моё мнение, опять же, это моё личное мнение, не доверяйте агрессивным продажам. Зачастую, за мощной рекламной кампанией мало что стоит. Да, бывают исключения, это естественно. Мне по ощущениям всё-таки важнее получить, пусть будет рекламная кампания, вы выходите с новым продуктом. Я хочу прийти к вам, с вами познакомиться, чтобы вы мне оказали то, о чем я говорил, то уважение, чтобы мы с вами пообщались, чтобы я почувствовал в вас не только продавца, но и какого-то собеседника. Достаточно от вас будет хорошей, настоящей такой улыбки, это будет уже плюсом для того, чтобы я приобрёл что-то у вас. Очень часто, на самом деле, мы говорим про молодых, что вроде цифровизация. Я наблюдаю, как классные какие-то маленькие кофейни, молодые ребята, обаятельные, что-то побалагурят, пообщаются. Подкупает то, что вызывает положительные эмоции. Если менеджеры, они не только научены этим методикам, но они действительно искренне, с удовольствием продают свой товар, тогда будет успех у любого бизнеса. И цифровизация... 

Екатерина Ярцева:

Будет нам не страшна. 

Станислав Комаров:

Да, холодный интеллект не помощник, на мой взгляд, продажам. Всё равно покупка носит эмоциональный характер, на мой взгляд, всегда. 

Екатерина Ярцева:

То есть эмоциональный интеллект, какие-то знания, не люблю этот термин, тем не менее, нейромаркетинг, он существует. 

Станислав Комаров:

Он всегда существовал. Всегда были методики, которые позволяли как-то управлять обществом, конкретной личностью, воздействовать на него. Может быть, сейчас это немножко другие масштабы приобрело. Но умные люди всегда знали, как довести свою позицию, как повлиять на мнение, на решение других людей. Это сейчас приобрело другие формы. 

Екатерина Ярцева:

В общем, друзья, общайтесь, отрывайтесь от гаджетов, уделяйте время своим потенциальным клиентам, покупателям и конечно, своим близким. 

Станислав Комаров:

Правильно, Екатерина. Абсолютно верно. 

Екатерина Ярцева:

Всех желающих поучаствовать в банковской премии, в Национальной банковской премии Станислав и его коллеги ждут. Сколько ещё есть времени, когда опустится этот занавес приёма заявок?

Станислав Комаров:

Мы ещё в ноябре будем принимать, но лучше не затягивать, потому что в ближайшее время будет объявлено интернет голосование, оно вместе с экспертным мнением и составит финальную оценку того или иного номинанта на получение непосредственно бронзовой статуэтки, грифона, очень красивая статуэтка, сделали совсем недавно. Поэтому не затягивайте, присоединяйтесь к нашей дружной хорошей компании. 

Екатерина Ярцева:

Огромное спасибо, Станислав, что вы пришли. Я лично очень много и до интервью, и в процессе, и надеюсь, ещё после, узнала о коллегах-банкирах, которые оказались очень отзывчивыми, многосторонне развитыми людьми. 

Станислав Комаров:

Они вынуждены. И действительно, банкиры, это закрытая такая каста, но им не чуждо ничто человеческое. Поверьте, действительно, когда-то управляешь чужими деньгами, нужно быть и собранным, и ответственным, и более того, ты должен отвечать за эти деньги, и в кризисный момент рассчитаться всегда, не дай бог, конечно, он наступит. Но ты должен за это отвечать. Я это, кстати, тоже понял в работе над журналом. Это очень серьёзная ответственность. 

Екатерина Ярцева:

Желаем удачи Станиславу в журнале, в премии, желаем удачи всем нашим слушателям и зрителям, отличной рабочей недели и до встречи в следующий понедельник. Пока-пока.