{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Елена Саратцева Заместитель руководителя АНО "Российская система качества" 26 августа 2019г.
«Правильная» школьная форма: как выбрать?
Школьная форма – это не только важная часть бюджета семьи, но и та одежда, в которой ребенок проводит минимум 6 часов ежедневно, а иногда и гораздо больше, поэтому в ней должно быть удобно и комфортно. На что следует обратить внимание при выборе школьной формы? Так ли важен состав ткани?

Татьяна Буцкая:

Друзья, добрый день! Сегодня у меня в студии Елена Александровна Саратцева – заместитель руководителя Роскачества. Все самое актуальное о выборе школьной формы вы сейчас узнаете буквально из первых уст, потому что Роскачество вот уже не первый год к началу учебного года проверяет все, во что вы оденете вашего ребенка, что вы ему дадите с собой в школу, в общем, снаряжает ребенка в школу. Елена, с чем новым Вы к нам пришли? 

Елена Саратцева:

Я пришла со школьными пиджаками для мальчиков. Но можем поговорить о таких же изделиях для девочек. Не совсем тривиальное изделие. По СанПиНу температура в классе должна быть 21–24 °С. Если ребенок одет в правильные вещи, то есть правильная рубашка, под рубашкой у него может быть поддета майка, то ему жарковато будет сидеть в пиджаке. Поэтому в такой температуре одевать ребенка в пиджак необходимости нет. Но в ряде случаев, а это торжественная линейка 1 сентября, торжественные уроки в школе, показательные уроки, администрация школы может попросить родителей одеть ребенка в пиджак. Что же это за пиджаки, какие сегодня есть на рынке, что с ними так, а что не так, и на что обратить внимание мамам, папам, бабушкам, дедушкам, когда их выбираешь, мы сегодня и поговорим. Вы, Татьяна, когда покупаете ребенку форму, как Вы это делаете? 

Татьяна Буцкая:

На пиджак я смотрю в самый последний момент. У меня мальчик и мальчик, о девочках говорить сложно, но для мальчиков сначала брюки, потом рубашки, потом обязательно жилетка. Со старшим даже и не было пиджака. 

Елена Саратцева:

Давайте поговорим на примере типовых родителей, на моем примере. Я, как многодетная крестная, тоже в этот выходной столкнулась с тем, что придя в магазин, правда, я пришла за обувью, выяснилось, что там таких желающих полный магазин. Я стояла очередь ровно от половины магазина и до кассы. Я вообще не знала, что такие очереди бывают. В чем минусы такой ситуации? Существенно сокращается выбор. То есть мы пришли уже к к тому, что осталось. Может не быть размера, может не быть расцветки, может не понравиться модель, а уж тем более, она может не понравиться ребенку, особенно в младшей школе, да и в старшей школе, дети сейчас разборчивее, чем мы с тобой. А может быть, не будет того, на что мы рассчитывали по стоимости. Кстати, сколько мы готовы потратить на форму, это тоже важно.

Что делать, на что ориентироваться, и как даже в этой ситуации выйти победителем, чтобы наши дети в школу пришли самыми лучшими детьми во всей школе? Если нам что-то понравилось, мы должны посмотреть на состав. Это относится абсолютно к любой вещи – к рубашке, брюкам, пиджакам, жилеткам, сарафанам для девочек, юбкам. Мы берем этикетку и читаем состав. Первое, если изделие с подкладкой, сразу смотрим, чтобы отдельно был состав верха и отдельно состав подкладки. 

Татьяна Буцкая:

Они пишутся в одном месте или это два разных лэйбла? 

Елена Саратцева:

Это две строчки в одном лейбле, это может быть вшивной ярлычок, навесная этикеточка. Наш опыт показывает, что не всегда совпадает информация. Лучше ориентироваться в таком случае на вшивник, то есть то, что вшито, потому что этикетку перекололи, она потерялась, или просто не ту вставили. Поэтому смотрим на информацию.

Почему смотрим на подкладку? У нас к телу ближе подкладка, и работает, в первую очередь, подкладка. Она обеспечивает отток теплого воздуха, мы все по физике проходили, что теплый воздух идет из, а холодный воздух поступает внутрь. И этот обмен, циркуляция происходит, в том числе, за счет подкладки. То есть подкладка должна быть воздухопроницаемая.

Второе – подкладка должна впитывать пот и то, что еще может у ребенка на эту подкладку упасть, водичка и так далее. Это свойство называется гигроскопичность, то есть она все равно должна все это собирать. Если подкладка не впитывает или не пропускает, мы понимаем, что мы ребеночка одеваем в полиэтиленовый пакет, то есть как космонавта обматываем. Так делать нельзя.

Мы смотрим на состав. Если в составе стоят волшебные буквы ПЭ, это первый сигнал, чтобы начать в уме сложные математические вычисления. Вычисления должны сводится к тому, что процент содержания ПФ подкладки не должно быть больше 70–75%. Для более старших это может быть 75, для начальной школы лучше, чтобы это было 70%. Остальные проценты это должны быть натуральные волокна, хлопок, если шелковая подкладка, то шелк или вискоза, это искусственные волокна, которые тоже получены из натуральных материалов. В этом случае ребенок не станет космонавтом в плохом смысле этого слова. 

Татьяна Буцкая:

Какая подкладка самая полезная? Можно ли в этом случае сказать, что ищите школьную форму с натуральной подкладкой?

Елена Саратцева:

Во всем важна мера. Натуральная подкладка – это оптимально, особенно если подкладка ацетатная, но она недолговечна. Мы знаем, что дети делают с этой подкладкой. Они активно машут плечами, руками, всячески активно двигаются, в штанах трутся попой об стулья, об перила. Я помню прекрасно, как мы катались в школе. Подкладка из натурального хлопка вытрется одномоментно. То есть месяца 3, и вы пойдете за новой формой, потому что подкладку перешивать себе дороже. Поэтому лучше, чтобы это была поливискозная подкладка, то есть там полиэфирные вискозные волокна. Она таким образом становится долговечной, очень приятная на ощупь. 

Татьяна Буцкая:

Оптимально процентов 50? 70-75% – это уже предел? 

Елена Саратцева:

50 на 50, это было бы идеально.

Татьяна Буцкая:

От подкладки идем к наружному слою. Какие требования к наружному слою: красивые, практичные, долговечные?

Елена Саратцева:

Здесь работает ровно та же история. Если у вас 100% полиэфирный состав на наружном слое, это уже не так страшно, потому что что-то останется на подкладке, воздух все равно через нее может пройти. Но впитывать он не будет. То есть все, что пройдет через подкладку, будет между подкладкой и наружным слоем стекать прямо каплями, мы можем испортить внешний вид формы. Поэтому все-таки лучше, чтобы это было смесовое волокно, в идеале это смесовка с шерстяными волокнами, это либо полушерстяные, либо шерстяные изделия.

Но страна у нас большая, и где-то действительно только в шерсти можно ходить в школу, потому что не очень жарко, а где-то больше к вискозе. Сейчас даже крупные фабрики перешли на вискозный верх, из вискозы делают очень неплохие модели. Это может быть поливискоза, это может быть полушерсть, шерсть. И если уж совсем родители не жалеют денег на ребенка, сейчас делают очень хорошие тонкие ткани, они не толстые, в них можно ходить даже в жару. Такой пример, я с одним папой общалась не так давно, он возмущался, как дорого стоит одежда для ребенка. Я спросила у папы: «А сколько вы тратите на себя, сколько стоит ваш костюм?» Он сказал: «15.000». Я говорю: «Почему вы считаете, что 3500 на ребенка это дорого?» 

Татьяна Буцкая:

Это какой будет костюм? Он уже будет соответствовать всем требованиям?

Елена Саратцева:

Это не только наши требования, это и требования здравоохранения. Следует сказать, чем же плохо, когда костюм не соответствует требованиям, когда не дышит, не впитывает. В таком случае есть исследования Минздрава, которые говорят о том, что просидев 1 час, это фактически урок, плюс какой-то хвост, в этом костюме у ребенка температура тела повышается на 1 °С. То есть вы привели ребенка в школу с 36,6, он просидел урок, у него стало 37,6, он уже не может нормально ни воспринимать информацию, ни нормально работать в классе. Об этом тоже всегда следует помнить. 

Татьяна Буцкая:

Если ребенок волнуется, у него повышаются обменные процессы, тогда еще быстрее будет происходить изменение температуры. 

Елена Саратцева:

А самое главное, дети в начальных классах еще очень многого боятся. Если ребенок домашний, он скованный, он боится снять этот пиджак, боится показать, что ему дискомфортно, он будет реально сидеть, потеть, будет волноваться.

Татьяна Буцкая:

А есть зимняя школьная форма, весенняя школьная форма? 

Елена Саратцева:

Не все родители могут себе позволить эти комплекты школьной формы единовременно. Поэтому в каждом субъекте Российской Федерации есть программы дотирования, когда многодетным родителям, малоимущим семьям предоставляется разовая дотация на приобретение одежды для обучающегося. Причем это может быть не только школьная, это может быть и спортивная форма, потому что школьная форма имеет под собой три составляющих. Это школьная форма спортивная, это школьная форма повседневная, то, в чем ребенок в классе сидит, и, как у нас с тобой было в детстве, форма парадная. Сейчас такого понятия, как парадная нет, сейчас разрабатывается ГОСТ, где будет это понятие снова введено. Но эта история про белый верх, темный низ, про возможные парадные элементы школьной формы возрождается, потому что ребенок должен выделяться. И парадная школьная форма носится очень маленький промежуток времени. Если идет речь не про внешний вид, при прочих равных вы можете здесь сэкономить, потому что ребенок в ней проводит очень мало времени, и смысла тратить большие деньги, если вы проводите в ней 2 часа в год, нет. 

Татьяна Буцкая:

Тем более, что ребенок так быстро растет, что ему каждый год нужна новая парадная форма. Я сейчас была в Мурманске, проводила большую лекцию для родителей по поводу всех мер поддержки, которые есть. У них на то, чтобы собрать ребенка в школу, выделяется 4500 руб. Но это не для всех семей, для семей малообеспеченных. Но поскольку для того, чтобы стать малообеспеченной семьей, надо родить двух, а для точности троих детей, то их достаточно много. И про эти выплаты очень мало кто знает. Сейчас ведется разговор о том, чтобы ввести первосентябрьский капитал.

Елена Саратцева:

Абсолютно точно. Но по поводу 4500 р. – достаточно или нет. Давайте посчитаем. Возьмем мальчиков, потому что у девочек совершенно другая история. Здесь проще. У них входят в базовые элементы брюки, рубашка, причем одна, компенсируют на одну рубашку, и жилетка. Жилетка может быть как тканевая, текстильная, так и трикотажная, в зависимости от того, что родители хотят. Тем не менее, это базовые элементы, пиджак не входит. Почему, опять же, объяснили: в классе жарко. Сколько стоят эти базовые элементы? Мы понимаем, какой у ткани должен быть состав и сколько такие ткани стоят. Брюки должны стоить в районе 1400 р., то есть 1200–1400 р. средняя цена, по регионам она может разниться. Рубашка должна стоить в районе 700 р., чтобы она действительно была из плотной ткани, не вытиралась, локти не протирались. 

Жилетка тоже в районе от 500 до 700 р., если мы говорим о возможности приобретения трикотажного изделия. Соответственно, в районе 3000 р. выйдет комплект школьной формы. Оставшиеся деньги идут на приобретение либо рюкзака, либо сумки и канцелярских товаров, которые туда кладутся. Притом, что учебники и рабочие тетради, которые вам рекомендует школа, должны предоставляться бесплатно. Если по какой-то причине вам школа что-то рекомендует, не предоставляет, вы имеете право приобрести, сохранить все чеки и обратиться за возмещением. 

Татьяна Буцкая:

Куда обращаться?

Елена Саратцева:

Прежде всего, вы должны обратиться в школу, потому что школа вам порекомендовала. Школа должна дать подтверждение, что вы действительно покупали рекомендованные вещи, потому что это не самодеятельность, это не то, что вы захотели купить. Дальше идти по инстанциям. То есть начиная от методических объединений, которые в вашем городе существуют, кому школа подчиняется, органы местного самоуправления, вплоть до верха, до главы администрации вашего города. Если не помогает, то дальше в область. До области, я думаю, не дойдет, на местном уровне все решится. 

Татьяна Буцкая:

Если увидят, что человек знает свои права, что школа должна предоставлять школьные тетради. На самом деле, очень важно знать свои права. В Подмосковье в прошлом году дарили детям собранные рюкзаки. Коснемся с другой стороны школьной формы. Часто бывает, что в школах говорят: «В магазине «Аленький цветочек» все должны купить школьную форму, чтобы все были одинаковыми». Как в этом случае быть? 

Елена Саратцева:

Все зависит от того, насколько вы хотите дальше продолжать обучение в этой школе. Потому что если хотите, следует каким-то образом минимизировать возможный ущерб от приобретения формы в магазине «Аленький цветочек». А если вы хотите сделать мир лучше, побороться не только за свои права, но и за права обучающихся в этой школе, то надо начать с того, что покажите, пожалуйста, Устав. А в Уставе у вас предусмотрено введение школьной формы? Каким документом введена школьная форма? И вот этот документ надо очень внимательно прочитать. Вряд ли там написано, что это школьная форма исключительно из этого магазина. А если вы увидите такую запись, что это школьная форма одного производителя, вы смело можете попросить копию этого документа, даже не оригинал, и с этим документом пойти в антимонопольную службу, потому что никаких монополий у нас не допускается.

Но если все-таки там этого не написано, а «Аленький цветочек» вам рекомендован как магазин, где продается форма, очень похожая на то, что ввели в Устав, вы можете поискать. Форма сейчас достаточно распространенная, типовые расцветки, они все идентичные или очень близкие, можно что-то повыбирать в сети, в магазинах, которые вам ближе. Самое главное, нельзя допускать и доводить дело до пошива в ателье. Почему этого делать нельзя категорически? Ателье несет ответственность только за качество пошива. Мы говорили о том, что нам важно качество ткани. Именно поэтому Роскачество четыре года выпускает рекомендации к 1 сентября как выбрать форму и все время пишет: внимание, если вас ведут в ателье, обязательно спросите, что за ткань, потому что это важно. 

Татьяна Буцкая:

Кто у вас победил?

Елена Саратцева:

В этом году уже четвертый год подряд показывает очень хорошие результаты форма компании «ЛакиС». У нас еще один претендент на российский знак качества, это «Старт», компания, которая достаточно давно на рынке, это московская организация, показали очень достойные результаты. Помимо этого, в сегменте пиджаков у нас ниже процент несоответствий. Поскольку это более дорогие изделия, совсем явно не фальсифицируют товар, то есть они более или менее подходят под требования безопасности. И те минимальные отклонения по несоответствию, то есть когда состав ткани не соответствует тому, что есть в изделии, не связано с тем, что стопроцентная фальсификация, написали шерсть, а там полиэстер. Нет, просто небольшие отклонения, которые связаны с тем, что у нас не очень хорошо работают испытательные лаборатории.

Татьяна Буцкая:

Где они находятся, в Москве? 

Елена Саратцева:

Наша лаборатория, в которой проводит исследования Роскачество, выбрана методами межлабораторных испытаний, мы в несколько лабораторий послали кусочки тканей, и ту лабораторию, которая наиболее точно определила состав ткани и еще ряд характеристик, мы привлекли к исследованиям.

Татьяна Буцкая:

Где эта волшебная лаборатория? 

Елена Саратцева:

Это лаборатория инновационного центра текстильной и легкой промышленности, организация, которая подведомственна Минпромторгу России, находится она на Ленинском проспекте. 

Но как быть родителям? Они же не знают, в какую лабораторию обращаться. Поэтому если уж родители хотят знать все про свою форму, я считаю, это нормально, когда ты берешь форму на длительное время, ребенок в ней ходит 30 часов в неделю, если 6 уроков, 5 дней в неделю, это 30 часов. Ты ее в этот момент не стираешь, потому что она не высохнет. Конечно, ты хочешь знать все про это изделие. И это нормально. Ты должна подойти к продавцу и сказать: «Дайте-ка мне посмотреть на сертификат или на декларацию». Если продавец в этот момент не упадет в обморок, не убежит в подсобку, то это правильный продавец. Он должен дать номер этого документа. У нас реестр таких документов открыт, по номеру всегда можно посмотреть, кто выдал документ, когда его выдали, выдали ли его на эту форму или на другие изделия, потому что бывали и такие случаи. Тем не менее, это необходимый элемент собственной безопасности. Если вы задумываетесь о безопасности своего ребенка, лучше вот так сделать.

Татьяна Буцкая:

А еще лучше скачать приложение, у меня есть приложение Роскачества, которым можно пользоваться. Можно на сайт зайти. Вы можете посмотреть марки, которые проверены, и какие-то из них имеют знак Роскачества, какие-то просто отмеченное высоким знаком.

Елена Саратцева:

Там также есть и рюкзаки.

Татьяна Буцкая:

Мало одеть, важно еще куда все книжки положить с тетрадями. 

Елена Саратцева:

Есть рюкзаки для старшего, для среднего и для младшего школьного возраста. В чем разница? Прежде всего, разница в весе. Рюкзак ребенка, которого вы отправляете в школу, не может весить больше 1 килограмма. То есть без книжек он должен весить килограмм, а с книжками не больше 2,4 кг. То есть это вопрос, что вы туда положите. Потому что в рюкзаки кладется и сменная обувь, и все на свете, все это носится в одном рюкзаке. Это неправильно, потому что разрешенная нагрузка на ребенка, на плечи, на спину не больше 2,5 килограмм. 

Татьяна Буцкая:

Знаешь, почему они все туда складывают? Потому что продается рюкзак, внутри лежит сумка для сменки, на рюкзаке есть крючок для спортивной формы, пенал вынесен отдельно на молнии. И это создает ощущение, что это именно так и надо носить, что все должно быть на этой спине, которая еще растет, она еще не сформировалась, у нее еще нет мышечного каркаса, чтобы держать килограммы. Если рюкзак выбран неправильно, если он заканчивается либо слишком высоко, либо слишком низко, то у ребенка меняется весь центр тяжести. 

Елена Саратцева:

Еще важна правильная ширина лямок. Поэтому когда мы выбираем рюкзак, надо обязательно смотреть на 2 вещи. Первое, рюкзак должен быть маркирован, то есть не только на английском или китайском языке, но еще обязательно и на русском языке, и желательно иметь еще знак соответствия. Должно быть написано, что это рюкзак для школьников, потому что если это не для школьников, у нас были такие случаи, мы закупали изделия, отбирали для исследований, и было написано просто «рюкзак». Когда мы связывались с производителями, они говорили: это туристический рюкзак, это не для школьников. Да, он был более тяжелый. Кстати, про рюкзаки на колесах. Они не выдерживают это испытание по весу, и тут нельзя сказать, что такой рюкзак в школу рекомендован. Но многие родители этого не знают. 

Татьяна Буцкая:

Считается, это прикольно, рюкзак на колесах. 

Елена Саратцева:

По-моему, когда грязные колеса у тебя на спине, ничего здесь прикольного нет. Они все равно потом на спине в итоге оказываются. Следующая средняя школа, это 1,2 кг. Положить туда можно больше, там уже идет за 3 кг общая нагрузка. Дети растут, но все равно это 1,2 кг. Единственное, что там не обязательна ортопедическая спина, которая дает значительный вклад по весу для маленьких деток. Спина должна быть жесткая, мы это называем ортопедическая, на самом деле, просто жесткая спина, чтобы на осанку это тоже не повлияло. Мягкая спина для младших классов нельзя. 

Татьяна Буцкая:

Не могу не добавить, что носить надо на двух плечах, то есть не на одном плечике. Если идет ребенок и на одном плече несет рюкзак, то дальше уже все равно, какая у тебя спинка, это совершенно не сработает. Ребенка надо приучить к тому, что если одеваешь рюкзак, то на 2 плеча, здесь широкие лямки, желательно еще впереди застежка. 

Елена Саратцева:

Относительно количества книг и веса того, что кладется в рюкзак. Сейчас уже многие учебные пособия есть в электронном виде, то есть мы ими можем пользоваться дома и каким-то образом извлекать в электронном виде. Если есть возможность, по договоренности с классным руководителем, потому что я недавно слышала такой лайфхак, он мне очень понравился, хранить комплект книг в школе, не носить его с собой, то лучше этим воспользоваться, либо скачивая электронные книги дома. Все зависит от того, насколько библиотечный фонд позволяет, как правило, не позволяет второй комплект выдавать, чтобы в классе были одни книги, а дома другие, вот эта переноска не осуществлялась. Во-первых, и книги не теряются, во-вторых, это нагрузка на ребенка.

Татьяна Буцкая:

Мне сейчас захотелось даже поговорить про школу, о том, что сейчас столько изменений в школе. Говорят, что стандартные парты, за которыми мы сидели, это уже далекий олдскул, и для того чтобы ребенок лучше понимал, он должен не только сидеть, но и стоять. Если посмотришь на классы зарубежных школ, там не поймешь, что это класс: яркие пуфики, кто-то лежит на полу, что-то рисует, кто-то стоит. Пока у нас такое не ввели, сложно говорить о том, в чем будут ходить эти дети. Потому что если нашим детям дать столько возможностей для игры, то требования к школьной форме тоже изменятся. 

Елена Саратцева:

Есть такая категория родителей, которые привозят что-то из-за границы и думают, что там форма лучше. До недавнего времени сама была такой. Если требования только к цвету, то родители могут так поступать. Или просто привезти одежду, она качественнее, там все лучше, поэтому ты будешь ходить в этом. Так делать не следует. У нас и у них, под ними имею в виду зарубежные страны, наиболее распространенные Китай, Западная Европа, Соединенные Штаты, у них требований меньше к детской одежде, и в частности, у них нет требований по воздухопроницаемости, этот показатель не исследуется. Роскачество делало исследование по пиджакам, мы столкнулись с тем, что пиджаки, сшитые из турецкой ткани, не проходили по воздухопроницаемости, потому что у них это ткань, которая по всем параметрам соответствует их требованиям к детской одежде, но один параметр не учитывается, это воздухопроницаемость, и просто не идет воздухообмен.

Татьяна Буцкая:

Почему так, у них еще более жарко. 

Елена Саратцева:

Здесь нет ответа. Но могу привести характерный пример. Другая идеология ношения формы: захотел снял, захотел надел. Для этого не надо просить разрешения: можно я встану, пиджачок сниму, на стул повешу. Просто во время урока встал, одел или вышел, что-то сделал. И второе, в Великобритании сделали форму, исходя из их бережного отношения к окружающей среде, они решили переработать ПЭТ тару, вот эти пластиковые бутылки, и переработали ее в школьный пиджак. Ты представляешь, это целлюлоза на тебе. И они считают, что это реально круто, они берегут природу. 

Татьяна Буцкая:

Я знаю, что коляски для детей делают. Но основа коляски не текстильная, все-таки там ребенок дышит. Я понимаю, что шасси можно сделать, но чтобы одежду...

Елена Саратцева:

У нас на сегодняшний день нет одежды из полиэфирных волокон. А что такое ПЭТ? Это все равно полиэфирное волокно, оно как стеклянное. Если смотреть под микроскопом, это стеклянная трубка, как стекло сделана. Поэтому она совершенно ничего не пропускает, никуда не выводит, не отводит. 

Татьяна Буцкая:

Друзья, не привозим, покупаем только у нас, заходим на сайт Роскачества, скачиваем приложение Роскачества, смотрим, какая форма отмечена знаком, и тогда спокойно покупаем ребенку. Если вы хотите что-то необычное, идете по магазину, смотрите, удивительная цена, 900 руб. за комплект брюки, рубашка, жилетка, и вам кажется, что он будет прекрасен в этом комплекте на 1 сентября, потом еще раз этот комплект наденет на Новый год, 23 февраля и 8 марта, мы разделим эти 900 руб. на 4 раза и посмотрим, насколько нам выгодно покупать такой комплект или же лучше купить то, что проверено, стоит несколько дороже, но зато это каждый день, как минимум, в течение года. Я же сразу сказала тебе, что я плохая мать, я до последнего оттягиваю, сижу и думаю, что же я на себя так наговариваю. Я не плохая мать, я мать разумная, потому что когда вроде еще никто не покупает школьную форму, в начале лета ее сложно купить, потому что ты понимаешь, что ребенок за лето точно вырастет. Поэтому ребенок возвращается с моря, и тогда ты с ним бежишь в магазин, становишься в эти очереди и покупаешь ему форму. Кстати, это тоже из лайфхаков. Не покупайте на школьных базарах всегда всего очень много, потому что если сравнить цены на школьном базаре и потом в октябре месяце в магазине на одни и те же товары, вы удивитесь, насколько они дешевле. 

Елена Саратцева:

А если взять еще и май, когда идут стоки, понятно, что вы не будете покупать там форму, но вы можете в мае купить рюкзак, потому что с ним уж точно ничего не случится. Там реально идут стоковые цены, это либо последняя цена, либо очень серьезные скидки. По себе могу сказать, своих крестников я стараюсь именно в мае собирать таким образом, потому что это реально выгодно. 

Татьяна Буцкая:

Но чтобы оставить ребенку ощущение 1 сентября, ведь когда ты идешь с ним в магазин, покупаешь тетрадки, ручки, мне кажется, это психологическая история. То есть уже настраиваешь, что лето закончилось, сейчас мы соберем с тобой рюкзак и снова идем в школу. С точки зрения канцтоваров, вы их не исследовали? 

Елена Саратцева:

В следующем году такие исследования готовы проводить. В первую очередь мы хотели поисследовать пластилин, потому что это дети чуть помладше, когда они могут его поесть, пожевать. 

Татьяна Буцкая:

Фломастеры, которые в рот берут. Казалось бы, пошел, купил и забыл. На самом деле, сколько мы в детстве выпивали чернил из ручек. Просто у нас раньше не было Роскачества, нам не к кому было обратиться. 

Елена Саратцева:

И это правда. Роскачество слышит всех и старается быть для всех полезным. Если мы даже вдруг не провели исследования, но мы видим запрос, мы уже можем сейчас сделать какие-то лайфхаки, как выбрать, такая история тоже у нас есть, то есть первичные рекомендации по выбору, на что обратить внимание. Роскачество на сегодняшний день проверило только 4500 товаров, мы рассчитываем, что это количество с каждым годом будет увеличиваться, но потребительский запрос гораздо больше. Поэтому мы стараемся реагировать, быть полезными для всех. А уж для целевой аудитории активных мам и пап в первую очередь. 

Татьяна Буцкая:

Вернемся к школьной форме. Среди лайфхаков предлагают взять школьную форму, если это пиджак, засунуть туда руку и просто обернуть, 3 минуты подержать руку в рукаве школьного пиджака, а потом начать делать движения, как эспандером. Посмотреть на ощущения, каково тебе. Может быть, тебе где-то колется, рука вспотела, дискомфортно. Это примерно те ощущения, которые будут у ребенка, когда он наденет эту школьную форму. 

Елена Саратцева:

Это очень интересно, только 3 минуты очень долго. Представляешь, в магазине стоишь, 3 минуты вот так держишь руку. Как минимум, придет продавец. А самом деле, очень живая и правильная тема. Пытаются имитировать ощущения ребенка. Другое дело, что у ребенка площадь кожи меньше, чем у взрослого, поэтому воздухообмен и все обменные процессы у него идут интенсивнее. Можно не 3 минуты стоять, такого не требуется, постояли какое-то время, рука привыкла, и дальше делайте упражнения.

Надо взять то изделие, которое вы хотите приобрести, это может быть пиджак, брюки, рубашка, приложить и начать дуть так, чтобы ткань свободно ходила. Если вы дуете интенсивно и ткань надувается, как шарик, то есть ткань образует выпуклость, действительно надувается, воздух не свободно через нее проходит, это значит, что ткань не будет выпускать воздух. 

Татьяна Буцкая:

Дуть вместе с подкладкой или отдельно в подкладку?

Елена Саратцева:

Нет, отдельно в подкладку вы не подуете, все равно будете дуть вместе. Именно поэтому дуть надо сильно, если это пиджак или брюки. Если рубашка, можно не так сильно дуть, посмотреть просто. Но у рубашки, как правило, другие проблемы. А вот пиджак, брюки стоит подуть и посмотреть, надувается или нет. Если надувается, то не стоит. 

Татьяна Буцкая:

Даже воду с собой носят, так, чтобы полить и посмотреть, скатывается или нет. 

Елена Саратцева:

А мне говорили, что спичкой поджигают, чтобы понюхать, натуральное волокно или нет. Но только надо поджигать не изделие, чтобы вас из магазина не вывели. 

Всегда есть такие кусочки, они нужны для того, чтобы проверить, как ткань ведет себя при стирке или при химической чистке. Вы берете этот кусочек, сначала отрезаете, стираете его, если видите, что с кусочком ничего не произошло, он не перекрасился, не деформировался, краска не облезла, он не красит другие кусочки или другие изделия, которые у вас в этот момент с ним стирались, то можете стирать и изделие. Можно на этом кусочке потренироваться и поджечь его, и в зависимости от того, какой запах, можно определить состав. Но я думаю, что сработает пожарная сигнализация и потом прибежит продавец. 

Татьяна Буцкая:

Я всегда думала, что эти кусочки нужны для того, чтобы что-то залатать. Я их всегда выбрасывала, считала, что я уж точно залатывать не буду. Это если немножко отойти от темы школьной формы, я вчера увидела картинку: под духовым шкафом есть такая полка, которая продвигается. 

Елена Саратцева:

Для крышек. 

Татьяна Буцкая:

На самом деле, эта полка, оказывается, была задумана для еды, чтобы она не остывала. То есть той еды, которую надо держать в тепле, ты ее приготовил, поставил туда, и поскольку духовка еще теплая, то и еда остается теплая. 

Елена Саратцева:

Очень важно не забыть про утюг. Мы никогда не смотрим, а это тоже очень важно, с какими точками нарисован утюг. Когда нарисован способ глажки, указывается температура подошвы утюга. Если это три, то можно гладить, три точки – максимальная температура, одна точка – минимальная температура. Важно это учитывать, потому что если в подкладке массовой доли полиэфира более 50%, нельзя делать большую температуру, подкладка прижигается к верху. Это важно всегда помнить, потому что вы просто в момент испортите форму. Особенно это касается швов, там, где сгибы, все это очень видно. 

Татьяна Буцкая:

А есть волшебная школьная форма, которая не мнется и которую постирал, и она прекрасная?

Елена Саратцева:

Тогда надо в химчистку сдавать просто и будет не мяться. Но сейчас современные производители одежды, если это одежда дороже, чем та сумма, которую мы обозначили, обрабатывают ткань аппретами, это обеспечивает сохранность формы. Еще важно посмотреть на все детали изделия. Под воротником есть фильц – это полоска ткани, которой обрабатывают нижнюю часть воротника, и воротник делается более жестким. То есть если вдруг вы решите стирать пиджак, там будет написано, что его можно постирать, этот фильц обеспечивает, чтобы воротник не превращался в тряпку, не болтался, не пошел фалдами, а действительно сохранял жесткость формы. Пиджак будет иметь вид. Если наружная часть и внутренняя часть, та, которая внизу, сделана из одного материала, скорее всего, после нескольких стирок он просто пойдет волной и потеряет форму. 

Татьяна Буцкая:

Тезисно скажем про сорочки, спортивную форму и обувь.

Елена Саратцева:

Сорочки мы исследовали, информация есть на сайте. В сорочке процент содержания натуральных волокон должен быть выше, это либо 100 % хлопок, либо хлопок в небольшой смесовке с полиэфиром. Почему важен полиэфир? Чтобы не вытиралось, потому что хлопковые волокна неустойчивы. И когда выбираете, чтобы ткань была плотной, не марля. Когда видно переплетение нитей, это не очень хорошо, тем более, если это стопроцентный хлопок, она вытрется в неделю, две и вам придется бежать за новой сорочкой. 

Татьяна Буцкая:

А плотная жесткая, неприятная?

Елена Саратцева:

Она в руке плотная. В отношении спортивной формы ровно обратная ситуация. Чем больше процент полиэфира, тем лучше. И это мы говорим про форму, которая нужна для занятий в зале. Мы исследовали женские спортивные футболки для фитнеса, именно для активного, за счет свойств полиэфира вода выводится наружу, она остается сверху. Но поскольку не пропускает ее материал обратно внутрь, она просто в процессе теплого воздуха, который выходит, она нагревается и испаряется. То есть таким образом тело не влажное. А если это стопроцентный хлопок, то все это впитается в этот хлопок, она будет тяжелая, мокрая, долго сохнущая. Таких не надо. 

Татьяна Буцкая:

Кстати, под сорочку майку надо надевать детям? 

Елена Саратцева:

Все зависит от того, какая температура в классе. Этикет предполагает, что под сорочку надевается майка. Только она должна быть так надета, чтобы ее не было видно из-под сорочки. Есть категория родителей, которые надели майку, одели сверху сорочку, и в этом отправили в школу без пиджака или без жилета. Тогда как-то надо это закрыть, потому что не всем приятно наблюдать нижнее белье вашего ребенка. 

Татьяна Буцкая:

С точки зрения здоровья ребенка и правильности одежды. Если первый слой – майка хлопчатобумажная, а наверх рубашка, тоже стопроцентная, дальше что? 

Елена Саратцева:

Жилетка, потому что пиджак ты не наденешь на все это. Единственное, можно взять тканевую жилетку, а не трикотажную, потому что здесь уже не нужно впитывать, у тебя все впитается до этого. Тканевая жилетка хорошо сработает, особенно если она с красивой шелковой подкладочкой, даже не нужно будет, чтобы она впитывала, просто для красоты вещь. Она имеет большие выемки на рукавах, воздух пропускает свободно, большая выемка на груди, тоже воздухообмен свободный. И достаточно декоративная, приятная вещь. 

Татьяна Буцкая:

Но все-таки к телу натуральное, а дальше то, что отводит. 

Елена Саратцева:

Чем дальше от тела, тем меньше натуральных волокон. 

Татьяна Буцкая:

Если это девочка, то с платьем точно такая же ситуация?

Елена Саратцева:

Если платье плотно облегающее, то натуральных волокон должно быть побольше, и оно должно впитывать. Если платье свободного покроя, здесь все проще, потому что воздух и так будет выходить по конструкции. 

Татьяна Буцкая:

В спортивной форме чем больше синтетики, тем лучше.

Елена Саратцева:

Да, но это если мы говорим о занятиях в зале. Если занятия на улице, то там должна быть вещь на подкладке, понимая, что ребенок все равно должен быть утеплен. Подкладка дает утепление. 

Татьяна Буцкая:

И то, что касается обуви. 

Елена Саратцева:

В настоящее время мы завершаем исследование кроссовок для бега, обувь, которая предназначена для активного спорта, опубликуем в ближайшее время. 

Татьяна Буцкая:

Для школы ортопедическая обувь. 

Елена Саратцева:

Ортопедическая обувь ребенку нужна не всегда. И многие родители зачем-то считают, что если мы будем ходить в ортопедической обуви, это лучше. Не всегда это так. Все-таки ортопедическая обувь должна покупаться только по рекомендации врача. Если у вас есть назначение врача, причем вид ортопедии должен быть регламентирован врачом, в рецепте вам должны написать, что вам нужно: вкладку, стельку, либо саму обувь, какой конструкции. С этим рецептом вы идете в магазин, где вам выбирают эту обувь, подбирают под конкретные особенности ноги вашего ребенка. Обязательно просите, чтобы показали документ, подтверждающий, что обувь ортопедическая. Не просто надпись на обуви или коробке, а сам документ. 

Татьяна Буцкая:

Я считаю, что мы собрали ребенка в школу. Я не буду спрашивать про то, как Вы относитесь к акции «Дети вместо цветов», сейчас по стране шагает акция, что от класса дарится один букет классному руководителю, а остальные деньги переводятся в благотворительный фонд. Это как один из вариантов. Другой вариант, когда спрашивают учителей, что бы вы хотели получить в качестве подарка. Они чаще всего просят цветы в горшках, которые можно оставить в классе, которые можно поливать. Если сладости, то не конфеты, либо канцелярские товары. То есть если хотите сделать приятно школьной учительнице, подарите ей букет из ручек, уж точно он пригодится ей больше, нежели букет из цветов, которые к завтрашнему дню уже опадут. А сегодня стоят просто безумных денег. 

Елена Саратцева:

Я думаю, что если ребенок летом вырастил цветы, а сейчас это очень модно, своими руками, то если он подарит их учительнице, это очень мило. 

Татьяна Буцкая:

Елена, огромное спасибо. До следующего 1 сентября мы точно доживем, через год еще раз здесь встретимся, обсудим, как собрать ребенка в школу. Всех родителей с наступающим 1 сентября. До свидания.