{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Тамара Тарасова Руководитель проекта КиноДетство.рф Платформа равных возможностей: Генеральный директор Фонда "КиноДетство" 10 августа 2019г.
Кино детям!
Детские КиноКлубы: что это такое и зачем они нужны?

Евгения Кириллова:

Всем привет! С вами программа «Классное детство» и я, Евгения Кириллова. Пока главный редактор «Классного журнала» находится в отпуске, с вами по субботам я. Друзья, Алексей просил передать о том, что новый «Классный журнал» посвящен музыке: как появилась музыка, кто придумал ноты, а также мастерим маракасы, читаем комиксы про Пантукля и Жукабру, учим названия музыкальных инструментов. Новый журнал для дошкольников «Понимашка» посвящен паркам развлечений. Вы уже можете найти эти журналы в продаже или подписаться на них на сайте. Возвращаясь к нашей сегодняшней теме программы, я рада представить своего сегодняшнего гостя. Со мной в студии Тамара Тарасова – автор, руководитель проекта «КиноДетство.рф Платформа равных возможностей», генеральный директор Фонда «КиноДетство». Здравствуйте, Тамара!

Тамара Тарасова:

Здравствуйте!

Евгения Кириллова:

Тамара, расскажите, пожалуйста, что же такое КиноКлубы? Что это за проект? Что такое КиноДетство?

Тамара Тарасова:

КиноДетство началось всего-навсего 5 лет тому назад и называлось, действительно, сначала КиноДетство, сейчас называется уже «КиноДетство.рф Платформа равных возможностей». КиноДетство началось как новый формат проката, когда было понятно, что очень хочется вернуть формат постоянного детского киносеанса в кинотеатрах, как мы в детстве приходили по выходным, а там что-то происходило помимо кино. Поэтому был придуман формат, при котором показывали и кино, а в фойе были творческие мастерские (работали). И вот этот формат просуществовал более 5-ти лет. Сначала мы работали в сетях, потом перешли в регионы, пошли в народ. И там, видя нашу программу, библиотеки и другие учреждения культуры, которые есть в малых городах…

Евгения Кириллова:

…которые работают с детьми?

Тамара Тарасова:

…да, которые работают с детьми, стали нас уговаривать придумать для них что-то. И поэтому мы придумали такую большую программу, которая теперь называется «КиноДетство.рф Платформа равных возможностей»…

Евгения Кириллова:

И проект уже стал федеральным?

Тамара Тарасова:

Да. Причем то, что он стал федеральном, они сами нас так окрестили, потому что всякий раз (или когда сами дают интервью, или когда пишут в своих сетях) с гордостью пишут, что мы являемся участниками большого федерального проекта, и это очень приятно. Но для того, чтобы объединить на территории малого города и кинотеатр, и библиотеку в единое творческое пространство для детей, нужно было, естественно, не довольствоваться только одним кино, а подумать, что еще такое сделать интересное…

Евгения Кириллова:

…как вовлечь?

Тамара Тарасова:

…как вовлечь, да, чтобы дети, каждый ребенок в этом городе знал дорогу в свою библиотеку – вот это у нас был такой сначала девиз наш внутренний. Но если мы про кинотеатры тогда знали абсолютно все, потому что были связаны много-много лет, про прокат знали все, а про библиотеки не знали ничего, хотя это все единое Министерство культуры, но два разных ведомства.

Евгения Кириллова:

И деятельность разная, конечно…

Тамара Тарасова:

Конечно! И что им интересно, чем они живут, как они вообще работают? Знали только одно, что в каждом, даже самым маленьком городке, деревушке есть библиотека. Там может не быть ничего – ни кинотеатра, ни, естественно, музея. Там будет школа, может быть, музыкальная школа, может быть, спортзал – и библиотека.

Евгения Кириллова:

Тамара, Вы знаете, у нас сегодня с Вами такая интересная обстановка, нам добавляют сейчас «музыкальное сопровождение», поэтому я попрошу Вас говорить немножко погромче, чтобы мы с Вами смогли все-таки как-то перебить эту «аудиодорожку», которая идет параллельно и от нас, к сожалению, никак не зависит.

Тамара Тарасова:

Хорошо, будем говорить погромче, тем более, проект того стоит. Поэтому появилось как бы понимание, что, действительно, в малых городах должны работать одновременно вместе и библиотеки, и кинотеатры.

Евгения Кириллова:

Но это же требуется…

Тамара Тарасова:

О муниципальных кинотеатрах…

Евгения Кириллова:

То есть, получается, что, если проект КиноКлуб базируется на базе библиотеки, то нам нужно же подумать еще и об оснащении, то есть, видимо, это какой-то экран, который туда тоже устанавливается как-то для того, чтобы дети это кино могли смотреть?

Тамара Тарасова:

Причем самое интересное, что там (практически во всех библиотеках) это есть.

Евгения Кириллова:

Сейчас уже так, да?

Тамара Тарасова:

Да. Более того, мы сразу выстраивали программу, чтобы это было не только кино, и понимали, что помимо того, что дети должны узнать дорогу в свою библиотеку (ну, и, соответственно, в свой кинотеатр), мы понимали, что у них должна появиться хорошая привычка – раз в неделю… Поэтому основной принцип работы КиноКлуба: мероприятия в КиноКлубе должны проходить не реже одного раза в неделю.

Евгения Кириллова:

Только регулярная основа?

Тамара Тарасова:

Конечно! Поэтому и было придумано 4 вида мероприятий. Это кино. Потом мы переименовали вебинары в ТелеМОСТы, и они стали, действительно, у нас настоящими телемостами, сейчас мы их проводим для 7-ми часовых поясов, и это самое любимое мероприятие у детей.

Евгения Кириллова:

А кого приглашайте на телемосты?

Тамара Тарасова:

Мы провели уже 19 ТелеМОСТов. У нас были писатели, кинематографисты. Более того, мы придумали, что основная тема ТелеМОСТов – это все-таки будет путь в профессию. И тогда подключились и школы, которые стали приводить детей просто в прямом смысле слова классами. И поэтому, как ни странно, действительно, как назовешь лодку, так она и поплывет. Получается, что название очень важное оказалось в том, чтобы сразу программа стартовала с очень высокого уровня посещаемости и интереса к программе. Мы, на самом деле, уговорили первоначально всего 4 библиотеки, все остальные 196 к нам присоединились самостоятельно. И сейчас на листе ожидания еще около 100 библиотек, которые мы подключим с сентября месяца.

Евгения Кириллова:

Получается, что, так как проект начался, как я понимаю, при помощи еще и гранта президентского, который вы получили…

Тамара Тарасова:

Да.

Евгения Кириллова:

…вот эта вот популяризация как пошла? Как проект появился, как об этом проекте узнали библиотеки?

Тамара Тарасова:

Мы сначала начали по-правильному – мы сначала заразили себя очень сильно! Мы пошли (вот я начала говорить о том, что мы совсем ничего не знали про библиотеки), мы пошли посоветоваться в Российскую государственную детскую библиотеку к Марии Александровне Веденяпиной. И только сказали ей одну фразу, что мы хотим, чтобы все дети узнали дорогу в свою библиотеку, она согласилась нас поддержать. Рассказали о том, что это будет 4 направления в проекте. А потом, уходя, я увидела на ее стене вот эту вот картину, там мальчик у окна, и я поняла, что мы все смотрим на мир одними глазами, и эта картина стала нашим символом. Причем еще вспомнилось: однажды в интервью Елена Санаева, рассказывая о Ролане Быкове, сказала, что однажды Ролан Быков получил от мальчика письмо: «Не оставляйте нас, дураков!» И поэтому фразу «Не оставляйте нас!» мы сделали своим девизом. А все остальное – вот когда ты понимаешь, что вот он стоит вот такой вот одинокий у окна в мир, и фраза: «Не оставляйте нас!» – вот и есть весь Детский КиноКлуб, а все остальное само по себе сложилось. И мы в разговоре с библиотеками или со СМИ региональными начинаем с этого, а все остальное (и в библиотеках, и в региональных СМИ) они делают сами, потому что у нас у всех наше общее детство прошло на одних букварях. И поэтому все, что касается продвижения и популяризации, в регионах это идет (как и деятельность в библиотеках, так и в регионах), это идет все вполне естественно. Если говорить о президентском гранте, то здесь получилась еще интереснее история. Опять же вот та самая заколка, которая меня уколола, и я поняла, что сделать это надо по-любому. Мои дети уже взрослые. И когда я написала проект по просьбе библиотек, мы понимали, что, если КиноДетство мы еще делали на свои собственные средства как меценаты своих собственных идей, то этот проект, он требует как бы большего финансирования, и поэтому нужно или ходить по спонсорам, что на тот момент не то чтобы не хотелось, просто времени на это не было…

Евгения Кириллова:

Ну, а сейчас у нас не та финансовая ситуация, поверьте, чтобы спонсоры выстраивались в очередь…

Тамара Тарасова:

Да, но мы надеемся, что после вашего эфира все-таки кто-то из спонсоров на нас обратит внимание, потому что дело мы делаем очень благородное.

Евгения Кириллова:

Да, я тоже считаю, что вам можно помогать и нужно помогать, и, как минимум, если даже не живыми деньгами, то какой-то интересной продукцией, которую вы могли бы талантливым школьникам дарить как призовые фонды.

Тамара Тарасова:

Конечно! Вот, в частности, мы рассылаем по всем библиотекам, по всем регионам и весям – это вот «Классный журнал», который нам любезно издательство «Классный журнал» предоставляет. И дети не просто в восторге, они фотографируются всеми своими детскими киноклубами, держа вот так, прижимая к себе «Классный журнал». У меня, по-моему, нет сейчас такой фотографии, но на сайте КиноДетства можно найти тысячу этих фотографий. Более того, мы получаем письма, где библиотекари пишут: «Мы ваши подарки (значки, “Классные журналы” и “Понимашку”) разослали по региональным детским домам, и воспитатели детских домов пишут: “Спасибо вам огромное!”». Мы же их не просим писать нам «Спасибо!», они пишут сами: «Спасибо вам огромное! Дети всю ночь сидели, раскрашивали, разгадывали загадки…» И это настолько трогательно, это вот еще та скрепочка, которая как бы держит. А вот, возвращаясь к президентскому гранту, вот когда мы это написали, и я показала свой этот проект сыну и говорю: «Я не знаю, вот подавать на грант или не подавать, потому что, на самом деле, никогда этим не занималась, а сейчас-то зачем?» Он прочитал и сказал: «Ты знаешь, если этот грант не победит, я вообще перестану верить в справедливость…» И я первый раз поняла, что я должна в первую очередь своим детям доказать…

Евгения Кириллова:

…что справедливость существует.

Тамара Тарасова:

…что справедливость существует. И вот этот проект, когда он пришел в регионы, он очень поддержал, в том числе, библиотекарей, потому что они вдруг поняли, что есть некая федеральная программа, которая сделана специально для них. И, получается, что у нашей медали под названием «КиноДетство» три стороны: первая сторона – это дети; вторая сторона – библиотекари; а посередине (или третья сторона) – это мы.

Евгения Кириллова:

Но еще и школа…

Тамара Тарасова:

Да, еще и школа, конечно, да. Но, скажем так, органы образования (департаменты Министерства образования), они участвуют в нашей программе только в период летних оздоровительных лагерей. Более того, по цифрам (вот я сегодня получила такое письмо), только одна библиотека за 2 месяца (за июнь и за июль этого года) пригласила на мероприятие КиноДетства 1823 человека (библиотека в Ханты-Мансийске)…

Евгения Кириллова:

Какие хорошие показатели!

Тамара Тарасова:

Да. Мы летом не проводим ТелеМОСТы, они там смотрели детское кино, они там смотрели, соответственно, анимацию, и они там у смотрели наши Детские КиноПАНОРАМы, которые тоже можно показывать по несколько раз. А что такое Детский КиноПАНОРАМы?

Евгения Кириллова:

Да, все-таки, какие составляющие есть у КиноДетства? Это есть непосредственно детское кино и детская анимация. Это телемосты, которые вы устраиваете с представителями профессией (людей, которые рассказывают про профессии). Это также еще и викторины. Вот что это за викторины?

Тамара Тарасова:

Мы подумали, что ТелеМОСТы проводить 2 раза в месяц, как мы это делали в 2017-2018 годах, в принципе, очень тяжело.

Евгения Кириллова:

Ну, это очень трудоемко!

Тамара Тарасова:

Да. Более того, каждый ТелеМОСТ – это прямой эфир, и для 7-ми часовых поясов – это, соответственно, в день проводили 3 ТелеМОСТа. Более того, мы имеем дело с библиотеками, которые находятся в отдаленных районах, и каждый раз на ТелеМОСТе, естественно, приходится сдавать кровь или чувствовать себя в ситуации такого слишком большого нервного напряжения, потому что – будет связь, не будет, сорвется, не сорвется?..

Евгения Кириллова:

Да, конечно, очень многое зависит от соединения.

Тамара Тарасова:

Но, справедливости ради нужно сказать, что нам небо помогает – ни одного эфира не было сорвано! Но все-таки мы решили четвертым мероприятием для КиноДетства (помимо творческих мастерских) делать еще и КиноПАНОРАМы, то есть видеожурнал в записи. Вообще, это больше разумное использование Интернета или такое осознанное изучение Интернета, где мы делаем короткие видеосюжеты пятиминутные (в конце формат викторины) на разные темы: это и литература, это и кино, это и фильмы наших великих режиссеров, короткие только. Потому что вот есть, например, большие фильмы, предположим, Станислава Иосифовича Ростоцкого, но дети никогда в жизни не будут смотреть 50-, 70-минутный фильм, а 10-минутные фильмы они смотрят с огромным удовольствием. И вдруг наши библиотекари закричали (и даже кинотеатры, потому что мы и в кинотеатрах показываем эти короткие фильмы), закричали: «Вау, какой замечательный формат!» Ведь на телевидении сейчас нет вообще познавательных программ для детей. Мы ничему не учим, мы только их просвещаем. Если вам интересно больше, смотрите в Интернете. А мы рассказываем. Смотрите, вот там есть о музеях, мы делаем сюжет о музее 5-минутный, сейчас же большое количество музеев, а музей – это традиция, музе – это, в том числе, и провинциальный быт XIX века. Куча тем, на которые можно задавать вопросы детям, и всегда дети у нас победители. Мы объясняем им, что и талантом нужно уметь пользоваться (каждый ребенок талантливый), и вы будете победителями, вы же победители! Поэтому большое количество призов отправляем – библиотекари рады и дети рады. Садятся, читают, изучают вместе после наших КиноПАНОРАМ, и на следующую КиноПАНОРАМу мы получаем от них ответы.

Евгения Кириллова:

Ну, на самом деле, я бы здесь не согласилась, что у нас совершенно ничему все-таки телевизор не учит, все-таки у нас есть детский канал федеральный – это наш любимый канал «Карусель». Что касается, например, искусства (это то, что приходит самое первое в голову, сетку я сейчас не переберу), но отдельно делается проект «Давайте рисовать!» с Третьяковской галереей, делается с несколькими еще музеями. Наверное, конечно, развлекательного контента куда больше (тут я соглашусь), но и какие-то познавательные и образовательные вещи у нас тоже есть.

Тамара Тарасова:

Ну, тогда я поправлюсь: недостаточно…

Евгения Кириллова:

Недостаточно много, да.

Тамара Тарасова:

Недостаточно много – это первое. А второе – мы просто, действительно, приносим эту передачу как бы непосредственно потребителю, непосредственно в библиотеку, где дети приходят и дети смотрят…

Евгения Кириллова:

Конечно, это здорово!

Тамара Тарасова:

…не переключая кнопки, без рекламы и без всего. И другое дело, что мы подбираем эти сюжеты как бы на свой вкус, но советуясь, в том числе, и с нашими библиотекарями, и хорошо зная ту аудиторию и те регионы, с которыми мы работаем.

Евгения Кириллова:

Да, я хотела спросить, каким образом вы принимаете решение, что вы включаете (какой контент), а какой не включаете?

Тамара Тарасова:

Ну, мы начинаем вообще с кино, от кино. Мы когда-то поделили, что на год, если каждую неделю в кинотеатрах новый фильм, а в библиотеках раз в месяц новый фильм, то, соответственно, нужна 21 программа на учебный год, а летом мы показываем повторы. Поэтому 21 разделили на 7 (7-7-7): 7 художественных фильмов современных; 7 анимационных альманахов, где только классическая анимация (там нет сериальной анимации), классическая авторская анимация, но современная; и 7 фильмов – наше старое кино. Вся программа наша так и называется «Мы возвращаем Детское Кино Детям». Мы действительно им его возвращаем, потому что это кино есть. Что такое КиноКлуб? Вот мы знаем прекрасно, что такое клуб для взрослых – там показывают кино, потом идет обсуждение. Чаще всего это кино авторское или артхаусное, и потом обсуждение (это взрослый киноклуб). А Детский КиноКлуб у нас по формату: кино; Детская КиноПАНОРАМА, которая связана, в том числе…

Евгения Кириллова:

Познавательная?

Тамара Тарасова:

Да, познавательная. …в том числе, с тем кино, которое они в этот период смотрят; ТелеМОСТ; и творческие мастерские. Поэтому фильмы подбираем (третью программу, которая наше старое кино), задаем вопросы тем же самым библиотекарям. Мы сами знаем, на самом деле, что бы мы хотели посмотреть и что бы мы хотели показать своим детям – это самый лучший критерий отбора по-любому. Но спрашиваем библиотекарей и получаем один и тот же примерно список, хотя библиотекари, скажем так, где-то лет на 10 нас моложе, но список все равно тот же самый. Более того, мы все вместе договорились: «Друзья, коллеги, давайте мы покажем нашим детям самое лучшее! Вот сейчас не думаем о том, как мы будем доставать эти права, где? Мы покажем им самое лучшее, потому что мы с вами вместе понимаем, что если они сегодня (те, кому 10-14 лет) это кино не посмотрят (ну, даже 50-летней давности фильм), то они больше не посмотрят его никогда. Значит, такие режиссеры как Ролан Быков и Станислав Ростоцкий перестанут быть классиками, они будут забыты…» И это наши коллеги-библиотекари прекрасно понимают. А с кинотеатрами тем более понятно, кинотеатры, действительно, собирают полные залы, потому что один сеанс в неделю они нам выделяют бесплатно. Более того, там все работают достаточно активно. А студии («Мосфильм», «Ленфильм» и «Студия Горького») нам любезно представляют эти фильмы. Пока бесплатно. Спасибо им огромное! Потому что они точно так же заинтересованы…

Евгения Кириллова:

И «Союзмультфильм» тоже вас поддерживает?

Тамара Тарасова:

Да, и «Союзмультфильм» тоже, безусловно! И другие независимые студии анимационные, потому что все понимают, что популяризация – это гораздо важнее, чем лежание на полке и 10 рублей заработанные, когда это идет в коммерческий прокат.

Евгения Кириллова:

Тамара, хорошо, получается, что у вас в прошлом году был президентских грант (Вы получили), да?

Тамара Тарасова:

Да.

Евгения Кириллова:

Вы, наверное, уже «съели»?

Тамара Тарасова:

Да, «съели». И второй раз опять же подавались – не получили. Но подались в третий раз, потому что, я думаю, что здесь тогда, может быть, вышло какое-то недопонимание или недоразумение, или мне не удалось об этом ярко рассказать – так ярко, как в первый раз. Ведь наша программа, она еще плюс и очень инновационная, потому что она, во-первых, многосложная чисто технически.

Евгения Кириллова:

Вы используете разные форматы?

Тамара Тарасова:

Да. И прямые эфиры, и чистый прокат (в кинотеатр-то мы все равно показываем). Пусть у нас только 30-50 кинотеатров (каждый год по-разному), но все равно это такой хороший стабильный прокат бесплатный. А вообще прокат стоит очень больших денег…

Евгения Кириллова:

Конечно!

Тамара Тарасова:

…и с этим я столкнулась, когда была программа КиноДетство. Чтобы отправить фильмы, чтобы перевести в формат DCP, ведь студии же (анимационные, особенно), а тем более старый формат – мы же на большом экране показываем детям все наши старые фильмы, в том числе, то есть в формате DCP в современных кинотеатрах.

Евгения Кириллова:

Это сложно! Я просто как человек, который видел работу над архивными военно-историческими лентами, когда для того, чтобы вывести сейчас это все в современный поток, необходимо произвести какую-то просто магию телевидения, потратить очень много времени, чтобы этот материал, действительно, можно было выпустить. Это ресурсоемко, это сложно, не каждый режиссер монтажа может это сделать, не у всех получается, здесь надо иметь определенный опыт и все-таки желание привести это как-то в порядок (причесать, что называется). Поэтому я Вас очень хорошо понимаю!

Тамара Тарасова:

А вот представьте, что это мы еще делаем в формате каждую неделю – 5 месяцев, но каждую неделю. И при этом, слава Богу, что у нас эти технологии уже были, это программное обеспечение и специалисты уже были 5 лет тому назад. Просто когда началась программа КиноДетство (мы ее придумали, мы ее раздали по кинотеатрам, они с радостью согласились), и вдруг в этот момент я поняла, что где-то нужно найти 7 миллионов для того, чтобы все фильмы отправить по тем кинотеатрам, с которыми уже заключены договоры.

Евгения Кириллова:

То есть 7 миллионов стоили авторские права?

Тамара Тарасова:

Нет, не авторские – просто только отправка.

Евгения Кириллова:

Просто отправка?

Тамара Тарасова:

Да. И тогда были найдены замечательные программисты (к счастью, опять же, к огромному счастью), которым была поставлена задача: как отправлять так, чтобы просто нажать одну кнопку. И они придумали, как можно без сложных систем все это делать.

Евгения Кириллова:

Я поняла, наверное, там речь шла про медиасерверы, которые должны это обрабатывать и отдавать в поток?

Тамара Тарасова:

Да, в том числе. Но даже крупные прокатные компании этим не занимаются, они по-прежнему, по-старинке отправляют в основном через DCP, хотя уже DCP-24, где одна отправка стоит 2000 рублей (одного фильма только, одной копии в один кинотеатр). А у нас уже тогда было 150 кинотеатров, 12 альманахов и прочее-прочее, откуда и возникла эта большая сумма. То же самое сейчас. Мы тоже делаем это нажатием одной кнопки. Это, безусловно, стоит определенных денег, но не таких огромных. Это первый момент. Второй момент, если возвращаться к распространению, чем хороша программа распространения информации и вообще продвижения программы, чем она хороша? Так как она коллективная, то она еще и все время подпитывается, поэтому идеи появляются практически каждый день. Более того, мы назвали себя командой глагола, командой действия, то есть сказал – сделал. Даже, делая презентационный ролик своей команды, начали с того, что я отвечаю за глаголы (ты отвечаешь за глагол любить, фантазировать, организовывать, реализовывать), поэтому мы отошли от всех видов рекламы вообще, сделали вот такие замечательные баннеры…

Евгения Кириллова:

Не видно…

Тамара Тарасова:

Сейчас все покажу. Такие вот замечательные баннеры КиноДетства в каждой библиотеке (это украшает формат библиотеки) а где-то вот такой (они сами придумали такой баннер). Вот, как, в прямом смысле слова, в старом уютном киноклубе…

Евгения Кириллова:

Видеосалоны тогда были, да?

Тамара Тарасова:

Да. Даже до видеосалонов это были клубы, где были еще пустографки с заменяющимися афишами. И получилось так, что им это стало понятно. Дети стали фотографироваться, получился замечательный флешмоб. И информация о том, что происходит, и что это происходит в их городе, либо в их селе (сейчас они все поселки городского типа в основном, но все равно это село), она распространяется сама по себе уже даже без нас. Более того, они придумывают сами мероприятия. Вот, смотрите, эта вот замечательная фотография, которую я очень люблю, вот как они смотрят кино в библиотеках. Видите? Вот фильм с Романом Быковым. Большой экран (все в библиотеке для этого есть), полный зал, сидят дети 10-14 лет. У нас вообще тысячи таких фотографий выложены на нашем сайте.

Евгения Кириллова:

«Помним прошлое, ценим настоящее, смотрим в будущее».

Тамара Тарасова:

Да, поэтому мы это делаем не одной маленькой командой, это все наши 200-400 человек (работники кинотеатров и библиотек в регионах)…

Евгения Кириллова:

А какая у вас команда, кто все это делает, сколько человек?

Тамара Тарасова:

У нас команда – 5 человек.

Евгения Кириллова:

5 человек?

Тамара Тарасова:

Да. А всю остальную работу – мы только подбрасываем идеи, ну, и, соответственно, представляем контент – а всю остальную работу на местах делают сами кинотеатры и библиотеки. Вот собираются дети (а вот это фотография, которую я искала), собираются и придумают мероприятие. Вот эту вот фотография – это кинобудка. Вот сейчас 2019 год. Вот это – не буду говорить, какой населенный пункт, но это практически совсем рядом, недалеко от моей родины – там ничего не изменилось. Вот я, когда первый год не поступила во ВГИК, я работала в конторе по прокату кинофильмов (я поступила во ВГИК только на второй год), это был 1976 год, вот именно такой была аппаратура. С тех пор она не изменилась, а всего 150 километров от Москвы, это даже не Забайкалье. Но при этом этот кинотеатр придумал, он стал делать экскурсии в кинобудку…

Евгения Кириллова:

…и рассказывать, как это было?

Тамара Тарасова:

…как это было, да.

Евгения Кириллова:

Но, на самом деле, вот на киностудии «Союзмультфильм» они тоже сохранили старое именно оборудование. Там есть комнатка, когда на экскурсию приходишь, тебе могут показать, как раньше делались мультфильмы, как они озвучивались, какие машины их делали – это же очень интересно, на мой взгляд!

Тамара Тарасова:

Конечно! Почему такой огромный интерес к нашим старым мультфильмам? Вот это дети из дальнего-дальнего села в Коми, называется Усть-Цильма…

Евгения Кириллова:

Давайте покажем…

Тамара Тарасова:

Замечательные, веселые, здоровые дети…

Евгения Кириллова:

Счастливые!

Тамара Тарасова:

…счастливые, которые смотрят нашу детскую КиноПАНОРАМу и сюжет, как делаются мультфильмы (вот подтверждение Ваших слов), потому что у них нет возможности приехать в Москву, где, слава Богу, всего много для наших детей – только выбирай и выбирай правильно. К разговору о выборе: там нам не нужно выбирать, нам достаточно давать самое основное, потому что у них даже этого всего нет (показывать, как делаются мультфильмы, в том числе).

Евгения Кириллова:

Вот от этого я как раз хотела перейти к своему следующему вопросу. У вас же сейчас идет конкурс, правильно?

Тамара Тарасова:

Да, конкурс КиноЛетопись:ДЕТИ – это пятая часть нашей программы.

Евгения Кириллова:

Что нужно сделать ребенку для того, чтобы попасть к вам на конкурс?

Тамара Тарасова:

В конкурсе в этом году уже идет второй этап. Даже не второй этап, а как бы второй конкурс.

Евгения Кириллова:

Второй этап отбора?

Тамара Тарасова:

Нет. Смотрите, у нас условиям такие. Первый этап конкурса закончился. В конкурсе есть жюри персональное, объявили победителей, конкурс закончился в мае 2018 года. Наши победители съездили в «Орлёнок» на форум «Бумеранг» и там участвовали в их конкурсе, и там оказались звездами. А мы все-таки решили (было прислано огромное количество замечательных работ) не начинать все с нуля, а те работы, которые не победили, тоже оставить в конкурсе и дать возможность (как бы второй шанс), потому что работы были действительно замечательные!

Евгения Кириллова:

О, да, здесь я вас понимаю! Когда работ много, а победителей всего несколько, и тебе очень сложно сделать выбор, очень тяжело вот эту работу принять, а другой работе хорошей отказать просто потому, что она не влезает в количество победителей…

Тамара Тарасова:

Да. Вот, смотрите, у нас было, на самом деле, по-моему, 7 или 10 победителей (кто-то были номинантами, кто-то победителями).

Евгения Кириллова:

А работ сколько прислали?

Тамара Тарасова:

280.

Евгения Кириллова:

Ой, ну, конечно…

Тамара Тарасова:

Жалко! Более того, там 12 работ были присланы непосредственно из наших Детских КиноКлубов, то есть при этих библиотеках были созданы новые детские киностудии, где дети сами сняли фильм уже о своем селе. Конечно, они, наверное, по уровню как бы…

Евгения Кириллова:

…мастерства.

Тамара Тарасова:

…мастерства. Но они были до такой степени искренние…

Евгения Кириллова:

…трогательные.

Тамара Тарасова:

…трогательные, поэтому мы дали всем остальным работам тот же самый второй шанс, поэтому у нас сейчас как бы второй этап этого большого конкурса…

Евгения Кириллова:

…вторая жизнь.

Тамара Тарасова:

…вторая жизнь. Сейчас те, кто хочет принять участие в конкурсе, мы его продлили, короче говоря, до конца октября, и в начале ноября жюри объявит победителей. Сейчас у нас 5 номинаций. Всю информацию по поводу конкурса, положение о конкурсе можно посмотреть на сайте КиноЛетопись:ДЕТИ (зайти на сайт КиноДетства, и там есть отдельный раздел). Но первоначально нужно снять фильм о своей малой родине, о своих друзьях, о своих учителях, о тех людях, которые рядом. Тема любая – главное, чтобы это было очень близко и хорошо известно, и это должен быть 5-минутный (не более) фильм. В конкурсе могут принимать участие дети от 7-ми до 17-ти лет. Это могут быть и групповые работы, то есть от студий, могут быть и индивидуальные. И мы рассылаем информацию о конкурсе по всем регионам (не только по тем регионам, в которых у нас есть свои Детские КиноКлубы), поэтому любой юный гражданин России может принять участие в этом конкурсе (прислать нам работу, разместить ее на сайт и ждать результатов).

Евгения Кириллова:

А как же ребята узнают о том, как можно снимать кино? Ну, имеется в виду, что для того, чтобы работа все-таки получилась хорошая, мы же понимаем с Вами, что на 5-минутный сюжет мы должны понять, какая у нас смысловая нагрузка, что у нас происходит с планами, где мы, например, берем интервью (вот такие основополагающие вещи), крупности – вот это вы детям рассказываете?

Тамара Тарасова:

Обязательно! Чисто персонально мы, конечно, проводим мастер-классы, профессиональные наши кинематографисты, в том числе и в частности…

Евгения Кириллова:

Это вот на ТелеМОСТах происходит, да?

Тамара Тарасова:

И на ТелеМОСТах, и записали мы много мастер-классов, которые выложены у нас на канале КиноДетство.РФ в Ютубе (все это выложено). Более того, с сентября мы начнем опять прямые как бы чистые мастер-классы и вебинары по поводу разбора новых работ, присланных на конкурс. Причем самое интересное, что произошло в этом году с конкурсом – к нам присоединились практически все суворовские училища нашей страны (их, оказывается, больше 40-ка). И получилось так, что есть некая категория молодых людей, детей (они же совсем маленькие начинают), о которых вообще, во всяком случае, я даже как бы не подразумевала, что это несколько…, то есть много (не будем говорить, сколько), и они с замечательными фильмами. Поэтому мы хотим еще в рамках конкурса отдельно сделать (в том числе, и отдельное упоминание) для участников суворовских училищ. Нам присылают теперь из четырех стран: прислали работы дети из Греции, с Кипра, из Сербии. Прислали работы русскоговорящие диаспоры, прислали работы с просьбой: «А можно мы на ваш конкурс это все разместим?» И отказать не поднимается рука, хотя там сказано, что юные граждане России, но тоже, видимо, сделаем какое-то отдельное упоминание.

Евгения Кириллова:

Вы знаете, у меня в этой ситуации несколько сложнее, потому что я не могу принимать на наши конкурсы, которые проходят на «Карусели», принимать ребят вне территории РФ. И нам иногда приходят письма из Донецка, из Луганска о том, что эти люди (по их мнению), они остались как бы без страны, они хотят к нам, и, конечно, читать такие вещи – а прямо душа в этот момент разрывается…

Тамара Тарасова:

Отправляйте их к нам, мы обязательно им поможем и, в любом случае, потом сделаем из этих фильмов альманахи, распространим по нашим Детским КиноКлубам, ребята хотя бы их посмотрят, какие-то фильмы, может быть, обсудят. А, главное, что вообще поймут про эти города, которые есть у нас в стране и рядом…

Евгения Кириллова:

…и что там, в этих городах, как они живут?

Тамара Тарасова:

Да. Этот конкурс, он больше даже чисто информационный. Конечно, за один мастер-класс кино снимать не научишь…

Евгения Кириллова:

И здесь я вам хотела предложить, по крайней мере, мне такой вариант понравился, когда мы с ребятами (именно со школьниками) снимали проект «Моё лето», и сначала, конечно же, проводили мастер-классы, объясняли вообще, как это делается (что, чего и как)? И потом на выходе я давала распечатки, как раз таки очень сформулированные вещи такие краткие. То есть, возможно, человек не посмотрит 40-минутный какой-то мастер-класс, а по этой памятке на бумажке он поймет, что ему нужно сделать? Там прямо был чек-лист, мы прорабатывали вопросы, отвечая на которые, заполняя чек-лист, ребенок уже понимал и как-то осмыслял историю своего сюжета. То есть, отвечая на эти вопросы (кто у него в кадре, что этот человек делает, то есть что ты хочешь показать и кто у тебя в этот момент, например, в кадре), они все это заполняли всякий раз, им это помогало. И отдельно делали подборку различного сейчас открытого программного обеспечения, которое помогает смонтировать как на телефоне, так и на компьютере (ну, вот то, что это, действительно, легко и доступно). Ну, и объясняли основные вещи, связанные с правообладанием, конечно, контента, что мы не можем брать любую музыку и вставлять ее в свои ролики, все-таки, что это определенный авторский продукт, у которого есть владелец, и он не просто так это сделал, и он пока тебе это не подарил, пока у тебя нет от него подписанной бумажки, ты не можешь это взять и прямо так вот нагло у себя использовать. Подумайте, возможно, вам тоже понравится эта идея?

Тамара Тарасова:

С удовольствием! Давайте меняться шпаргалками!

Евгения Кириллова:

Хорошо, договорились!

Тамара Тарасова:

Потому что, действительно, чем больше будет нас, которые будут лить воду на эту мельницу (в хорошем смысле слова), тем больше будет, потому что дети, они же перед Интернетом, в котором много информации, они же теряются.

Евгения Кириллова:

Конечно!

Тамара Тарасова:

Там тоже (в Интернете) много фильмов, где стоят: «Привет, я тебя научу снимать кино!» И прочее, прочее, прочее… А мы, в основном, говорим: «Ребята! Если есть любовь, если есть понимание того, что хочешь сделать, даже если будет первое время трястись рубка, ничего страшного…»

Евгения Кириллова:

«…потом научишься».

Тамара Тарасова:

«…да, потом научишься». Потом, когда они в кадре видят (посмотрели на вашу шпаргалку и видят кадре) настоящего режиссера, который им говорит конкретные и точные слова, добавляя, что ведь талант, он у вас есть…

Евгения Кириллова:

…его нужно развивать.

Тамара Тарасова:

…его развивать, и он есть, и им нужно уметь пользоваться. И они уже понимают совсем по-другому. А главное, что появляется желание. Вот наша задача – как бы больше их…

Евгения Кириллова:

…вовлечь.

Тамара Тарасова:

…вовлечь, да.

Евгения Кириллова:

Это важно, да, согласна!

Тамара Тарасова:

Заразить, вовлечь…

Евгения Кириллова:

Тамара, все равно, так или иначе, для вашей команда из пяти человек, если к вопросу о том, что грант уже закончился, вы все равно тратите свои ресурсы, тратите время, то есть вам надо что-то кушать. Кто же вас финансирует, за счет чего проект живет?

Тамара Тарасова:

Пока меценатами проекта являемся мы сами, потому что проект стоит на год примерно 14-15 миллионов. Половина – был первый грант, все остальное – это наши ресурсы. Но, когда смотришь вот на эти лица, то о деньгах говорить не очень даже удобно, потому что мы же с вами договорились. Или вот, смотрите, XXI век – ну, какие счастливые дети!

Евгения Кириллова:

Да!

Тамара Тарасова:

Румяные, счастливые!

Евгения Кириллова:

Дети, конечно, заряжают! Когда ты получаешь эту эмоциональную отдачу, безусловно, тебе хочется вкладывать себя для них все больше и больше. На мой взгляд, ведь в таких крупных городах как тот же самый Ханты-Мансийск – это не бедный город, это вполне себе нормальный город! На мой взгляд, вам необходимо как-то больше, возможно, заявлять о себе, может быть, как-то работать с региональными СМИ, которые бы, как минимум, рассказывали про вас и давали какие-то контакты, как вам можно помочь, потому что, как я понимаю, вы принимаете любую форму помощи…

Тамара Тарасова:

Конечно!

Евгения Кириллова:

…как непосредственно финансовую, так же и не откажетесь, например, от дополнительных призов, которые сможете раздать детям. Что касается следующего гранта, на мой взгляд, если у вас есть вот эти все викторины, КиноПАНОРАМы, которые вы сделали, и там много познавательного развивающего контента, ну, почему бы, например, не организовать какой-то дополнительный конкурс, то есть включить его в программу этого гранта (я имею в виду, хотя бы призовой фонд)? Потому что детей вы обучаете, вы им это все рассказываете, а потом они выполняют какое-то творческое задание. Кроме того, что они на КиноЛетопись снимают фильмы, а здесь они могут, например, писать какие-то истории, свои сценарии, делать еще что-то. То есть, имеется в виду, обрабатывая предоставленную информацию, выдавать какой-то творческий интересный свой продукт.

Тамара Тарасова:

А у нас так и есть, у нас у каждого киноклуба (Детского КиноКлуба) свое лицо. Особенно, в библиотеках. Если в кинотеатрах они более-менее как бы одинаковы и похожи, то в библиотеках (в каждой библиотеке) свое творческое наполнение этого киноклуба. Где-то библиотекари им читают вслух, где-то дети читают по ролям, где-то пишут совместный библиотечный роман. То есть они посмотрели Детскую КиноПАНОРАМу или посмотрели, кино они не расходятся, у них есть еще одно мероприятие. Там присоединились еще и взрослые. Я однажды отправила (для того, чтобы наших любимых библиотекарей поздравить с 8 марта), отправила им фильмы о наших замечательных двух моих любимых артистках, с которыми я раньше вместе работала…

Евгения Кириллова:

Тамара, прошу прощения, очень не хочется Вас перебивать, но у нас осталось очень мало времени. Я Вас предупреждала, что 45 минут пролетят просто моментально, и мы сейчас с Вами это как раз наблюдаем. Давайте за последние секундочки Вы обратитесь к нашим библиотекарям и дадите им буквально пару слов, да где вас искать и как к вам присоединиться?

Тамара Тарасова:

Дорогие друзья! Если вы хотите, чтобы в вашем городе поселилось КиноДетство, зайдите на наш сайт кинодетство.рф и увидите там все наши контакты. Звоните, пишите…

Евгения Кириллова:

…телеграфируйте.

Тамара Тарасова:

…телеграфируйте, и мы обязательно придем к вам!

Евгения Кириллова:

Тамара, я очень рада, что Вы сегодня, в этот субботний вечер, нашли время, пришли к нам, показали нам эти замечательные фотографии и рассказали о том, какую хорошую деятельность вообще вы ведете и как много делаете для детей.

Тамара Тарасова:

Спасибо большое!

Евгения Кириллова:

А нам уже пора прощаться. Дорогие друзья, с вами была программа «Классное детство» и я, Евгения Кириллова. Кто не успел присоединиться к прямому эфиру, смотрим запись. Было интересно и здорово! Пока-пока!