{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Кирилл Савицкий Координатор рабочей группы по образованию кластера Детский интернет РАЭК 03 августа 2019г.
Скоро осень. Выбираем факультативы и кружки
Как правильно выбрать дополнительное образование для ребёнка, и на что обязательно следует обращать внимание. Лайфхаки для родителей

Евгения Кириллова:

Привет, привет! На Mediametrics в эту субботу программа «Классное детство», и сегодня с вами я, Евгения Кириллова, потому что Алексей уехал отдыхать, мы его отпустили в отпуск. Друзья, сегодня со мной в студии Кирилл Савицкий, сооснователь проекта «Траектория таланта», который входит в группу компаний «Государство детей», член совета родительской общественности при департаменте образования города Москвы, сокуратор кластера профориентации Московского международного салона образования. 

Кирилл Савицкий:

Здравствуйте! 

Евгения Кириллова:

Здравствуйте, Кирилл! Кирилл, у каждого есть своя история про то, как мы начинаем заниматься детскими проектами и приходим к ним. Какая история у вас?

Кирилл Савицкий:

Совершенно страшная. В какой-то момент я понял, я работал в крупной компании, на хорошей должности, занимался строительством национального конного парка. 

Евгения Кириллова:

Серьёзно. 

Кирилл Савицкий:

И понял, что детей ко мне приводят на выходных покататься на лошадках. И тогда они видят папу, потому что иначе папа уходит, они спят, папа приходит, они уже спят, а тут надо в школу идти. Я честно скажу, я плюнул на большую компанию и ушёл. У меня есть такое хобби, я иногда устраиваюсь на работу через интернет порталы разные. Я нашёл на headhunter вакансию тогда ещё в компании inLearn, группы компаний «Государство детей» ещё не было и написал, послал отклик. 

Евгения Кириллова:

А как же после строительства в образование?

Кирилл Савицкий:

Почему нет. У меня до строительства была, сейчас скажу, ядерная физика, паевые инвестиционные фонды, дорожное строительство, инвестиционная компания, сельское хозяйство, диджитал агентство. Ещё я пописал немножко на разных порталах. Мне было хорошо. Нет, ещё 18 лет преподавал в МИФИ. 

Евгения Кириллова:

Какой вы разносторонний человек. 

Кирилл Савицкий:

Написал, немедленно получил отказ, естественно, это нормально. После этого в Одноклассниках, почему-то в Одноклассниках, я не нашёл в других соцсетях, нашёл основателя, написал ему, он мне перезвонил, в тот же вечер мы встретились и договорились. Скоро будет пять лет. 

Евгения Кириллова:

Видимо, это была какая-то судьбоносная встреча. 

Кирилл Савицкий:

Хорошая встреча была. Получилось таким образом. Это было в тот момент, когда у меня дети как раз собирались в первый класс. У Александра Костина, это основатель группы «Государство детей» старший ребёнок тоже собирался в первый класс. Он был коммерческим директором крупной IT компании, которая занимается электронными платежами, всеми системами. 

Евгения Кириллова:

Автоматизация.

Кирилл Савицкий:

Автоматизация, дистанционная оплата, госуслугами, ещё чем-то. Он понял, что он тоже хочет заниматься образованием, потому что ситуация складывается совершенно парадоксальная. В какой-то момент начинаешь осознавать, особенно когда работаешь, читая конечно прессу, мы же понимаем, что в прессе всегда сгущают. Тем не менее, ты понимаешь, что если ты не будешь заниматься образованием своих детей, то по-хорошему, образованием заниматься не будет никто. 

Евгения Кириллова:

У нас будет потерянное поколение. 

Кирилл Савицкий:

У нас будет потерянное поколение. Я ещё в МИФИ, я в МИФИ пришёл преподавать реально в 97-м году, то есть, скажем так, на поездки туда-обратно мне той зарплаты, которую мне платили точно не хватало. Но была очень простая ситуация, что если я их не научу, то где я работников возьму потом. 

Евгения Кириллова:

Конечно. 

Кирилл Савицкий:

На самом деле, получилось довольно интересно, у меня есть, у меня в общей сложности человек 20 дипломников разных, один из них последние 5 лет один из лучших аналитиков в России, девушка сейчас в Долине была самым молодым вице-президентом в аэрокосмической отрасли, Катя Ленгольд. 

Евгения Кириллова:

Ничего себе.

Кирилл Савицкий:

Я был первым руководителем из её четырёх образований высших, её проекта. Один интересный товарищ на телевидении. То есть очень интересные ребята. Попадаются ребята, которые проспали собственную защиту диплома, такие тоже есть. Очень благодарная работа вся эта, связанная с образованием. Она одновременно и благодарная, и неблагодарная. 

Евгения Кириллова:

На мой взгляд, когда я преподавала детям, я поняла, что меня привлекает даже больше та отдача, которую я от них получаю. Безусловно, в коммерческих проектах ты можешь получить на официальном бланке благодарность за то, какой ты молодец, какой ты сделал проект, тебе там проштампуют, ты себе куда-то положишь, в какую-то рамочку, скажут: здорово, классно. А дети, когда им нравится с тобой. 

Кирилл Савицкий:

Они эмоциональный фон создают. 

Евгения Кириллова:

Да, они передают, на самом деле, какую-то фантастическую энергию, они так заряжают тебя, они своей вот этой благодарностью дают гораздо больше, чем та возможно бумажка с подписью большого начальника, которую ты покупаешь. 

Кирилл Савицкий:

Каждый хороший преподаватель, он немножко вампир. 

Евгения Кириллова:

Конечно, на это подсаживаешься, да. 

Кирилл Савицкий:

Абсолютно. Кстати, это не только здесь, у меня был ещё один страшный случай, Московский инженерно-физический институт, который я заканчивал первым вузом, известен, в том числе, мужским хором, прямо серьёзным, который выигрывает конкурсы, всё хорошо, 50 лет существует. И мы неожиданно обнаружили, я пел там года 3-4, не помню, во время учёбы в институте, что если в зале есть девчонки, то хор звучит намного лучше на фондовых записях радио, чем если пустой зал. То есть вот эта история с обратной связью, она очень важна, и очень важно получить, как мы говорим иногда, чтобы загнать ребёнка туда, где ему нравится и где у него получается. 

Евгения Кириллова:

Кирилл, основное направление вашей деятельности - это профориентирование. Тем не менее, сегодня мы говорим про выбор кружков. Расскажите, с чего вообще начать родителю, куда ему ткнуться кроме того, что использовать сарафанное радио по своим друзьям и знакомым, которые могут что-то рекомендовать? 

Кирилл Савицкий:

Я бы рекомендовал абсолютно нетрадиционную вещь, сначала поговорить с ребёнком и спросить, чего же он хочет. После этого есть несколько довольно интересных проектов, интернет проектов на которых можно попробовать разобраться ребёнку, чего же он хочет от жизни. Профориентация, она делится на несколько частей. Собственно говоря, профориентация, когда мы берём тест на 1,5 часа, на 450 вопросов, какой-нибудь тест MMPI наверняка где-нибудь проходили. Дошли до конца, честно если?

Евгения Кириллова:

Нет. 

Кирилл Савицкий:

Ни один не дошёл. Потому что человек, у которого нет жёсткой мотивации к длинному тесту, он никогда этим самым длинным тестом, не будет с ним работать серьёзно. Это профориентационная методика, в который можно поставить только ребёнка или взрослого, не важно, взрослого, ребёнка, который мотивирован на то, чтобы получить результат. Средний школьник, которому в классе сказали: так, ребята, у нас сегодня классный час посвящен профориентации, пожалуйста, все проходим тестирования. Он примерно через 4-5 минут теряет интерес и начинает отвечать от балды. 

Евгения Кириллова:

Конечно. 

Кирилл Савицкий:

Это классическая профориентация. У этой классической профориентации существует ещё один кусочек маленький, про который хорошо знают профориентаторы, но которого достаточно мало на рынке. Это активационные методики профориентирования. 

Евгения Кириллова:

Да, вот она разница между профориентацией и профориентированием, вы очень хорошо её определили. 

Кирилл Савицкий:

Это активационные методики, когда надо объяснить ребёнку, что его хотелки, я хочу сегодня работать... 

Евгения Кириллова:

Лесорубом. 

Кирилл Савицкий:

Лесорубом, да, неважно, я хочу делать вот это, вот это, я хочу быть таким. Когда ребёнок маленький, он ещё не осознаёт, в какой профессии он хочет работать. Потому что он хочет чем-то заниматься, он хочет каким-то быть на этой работе. Ему очень важно объяснить то, что он хочет, это какая профессия. Он говорит: я хочу быть космонавтом. Хорошо, Вася, всё замечательно? будешь космонавтом. Только я боюсь темноты и в одиночестве работать. Извини, Вася, наверное не получится. Вот существует такой замечательный совершенный человек, профессор Николай Сергеевич Пряжников, это один из ведущих профориентологов нашей страны, он профессор МГУ, масса разных регалий. У Николая Сергеевича есть замечательная методика, которая разработана в 80-х годах ещё была, называлась она Профессьянс. Это карточная игра, когда садится ребёнок с одной стороны, с другой стороны садится психолог, она реализуется сейчас в Москве, в центре гуманитарной технологии, во многих центрах реализуется. И они карточки раскладывают, 2-3 часа раскладывают эти карточки по столу, я хочу заниматься вот этим. А тогда, если ты хочешь заниматься вот этим, вот этим ты хочешь? Нет, этим хочу. Значит перекладываем в другую стопку. И вот они вдвоём. 

Евгения Кириллова:

Такая алгоритмика получается. 

Кирилл Савицкий:

Фактически, это настольная карточная игра. После которой ребёнок получает текущий срез. Но она длинная, и она дорогая. И мы два года назад пришли к Николаю Сергеевичу, сказали: Николай Сергеевич, давай для интернета сделаем что-нибудь простенькое. И мы сделали методику, которая занимает у ребёнка от 5 до 7 минут, на классе от 7 до 10 минут. Это простенький тестик, в котором надо ответить на 3 вопроса: что я хочу делать на работе. 

Евгения Кириллова:

И как-то будет выбрать прямо из списка? 

Кирилл Савицкий:

Направо, налево раскидывается. Есть сайт, intalent.pro, но там надо зарегистрироваться, чтобы пройти этот тест. Есть сайт atlas.intalent.pro, он вообще бесплатный, без регистрации можно пройти. Там прямо раскидываются направо, налево выборы. Я хочу работать в лесу, не хочу работать в огороде и так далее. Раскидывается, в каких местах хочу работать, что хочу делать на работе, и каким я на работе хочу быть. Ну, например, хотите ли вы на работе быть бескорыстным человеком?

Евгения Кириллова:

Хороший вопрос. 

Кирилл Савицкий:

Самый сложный. 

Евгения Кириллова:

Я не могу на него ответить. 

Кирилл Савицкий:

Самый сложный вопрос, на самом деле. Или когда разговариваешь с педагогом, мы часто показываем на выставках педагогических этот тест, он в интернете, открыт абсолютно. Несколько педагогов мне говорили: так, самокритичным быть не хочу, потому что всё равно найдётся, кто поругает. Вот надо разобраться в этих буквально трёх вопросах, можно на мобильном телефоне, можно на компьютере, и после этого выдаются рекомендации из трёх групп профессий. Те профессии, которые тебе близки, то есть это профессии, в которых совпали все твои ответы «да». Те профессии, которые тебе скорее всего подойдут, это те, в которых ответов «да» больше, чем ответов «нет». 

Евгения Кириллова:

Да, вещи такие компромиссные. 

Кирилл Савицкий:

И третий вопрос, это ответы которые «нет» превалируют. Которые вряд ты тебе подойдут. Самое интересное смотреть вот эту среднюю категорию, потому что у ребёнка всегда есть какая-то хотелка. Я хочу быть блогером. 

Евгения Кириллова:

О, да, сейчас все хотят лайков и блогерами. 

Кирилл Савицкий:

Все хотят лайков и блогерами. Когда мы делаем классическое профориентационное тестирование этому ребёнку в классе, он прошёл это тестирование, ему сказали: ты будешь историком. Он говорит: нет, я блогером хочу, вы что, тест плохой, идиоты какие-то писали, да вы что. Всё, закончили. В этом активационном тестировании, которое мы придумали с Николаем Сергеевичем вместе, история другая. Тебе дали историка в подходящих профессиях, а ты блогер, а давай посмотрим, почему блогером тебе не дали. Находим блогера в результатах, открываем. Слушай, дорогой, ты сказал, что ты писать не любишь. Либо ты говоришь о том, что ты учишься писать и формулировать мысли, либо извини, наверное, блогер не для тебя. То есть вот эти активационные методики, в отличие от профориентации классической, они заключаются в том, что там нет рекомендаций выбранного пути. Там рассказывают, а чего тебе не хватает для того, чтобы твои мечты реализовать. 

Евгения Кириллова:

Но это всё равно мы сейчас пришли больше всё-таки к профессиям и к будущему. А если мы говорим о дополнительном образовании, которое хотят привнести родители для своих детей. 

Кирилл Савицкий:

А теперь делаем следующий финт ушами. Мы занимаемся IT системами в образовании. Основной продукт, который мы разрабатываем, это навигаторы по дополнительному образованию. Начали мы пять лет назад, начали мы с московского навигатора inLearn, который на сегодня самый большой в Москве, там 1500 партнёров, это всякие экскурсии, мастер-классы, квесты. 

Евгения Кириллова:

Там есть как коммерческие, так и социальные проекты. 

Кирилл Савицкий:

Там в основном коммерческие проекты. Всё-таки социальных проектов, они там есть, но их там меньше. Скажем так, там есть много государственных музеев, например, которые организуют экскурсии. Но в них, как правило, есть бюджетные вещи, бюджетные нам всё-таки не отдают, а те, которые коммерческие, платные, нам отдают. Например, мы делали, в том числе, наша дочерняя компания делала музейные квесты очень интересные. С музеем космонавтики мы полтора года согласовывали квест. Проводили его через научный совет. 

Евгения Кириллова:

Не сомневаюсь. 

Кирилл Савицкий:

Потому что не того цвета скафандр у нас на картинке. Но зато это научно, это правильно, это вместе с музеем сделано. В Москве такие вещи. Но Москва это Москва. Такие же навигаторы, очень похожие навигаторы, они сейчас открываются по всей стране. Сейчас в регионах России, уже примерно в 60 регионах есть те или иные навигаторы дополнительного образования. И к 23-му году они будут вообще во всех регионах. 

Евгения Кириллова:

Это государственная инициатива. 

Кирилл Савицкий:

Это государственная инициатива, это одна из задач национального проекта «Образование», который сейчас реализуется. И примерно в 40 регионах из тех 60, где уже стоит, стоят наши навигаторы. И когда мы говорим, почему я начал с этих хотелок, с профориентации, когда мы говорим о том, что мы разобрались, чего ребёнок хочет, мы можем при помощи умного навигатора ему порекомендовать, куда бы пойти. Нам рассказывали, я уже не помню, пермская история, рассказывали в Ижевске, поэтому немножко путаюсь в регионах. Там была страшная история, там мама с мальчиком прямо поругались. Потому что мальчик, грубо говоря, хотел на робототехнику, а мама хотела отправить его.

Евгения Кириллова:

В музыкальную школу. 

Кирилл Савицкий:

В музыкальную школу, да. И вот прямо мама стоит на своём: я хочу в музыкальную школу. Ребёнок стоит на своём, я хочу на робототехнику. Они пришли во Дворец пионеров. Во Дворце пионеров как раз работали с нашей системой, рассказала наш методист, которая работала, давайте, Вы пройдёте. Давайте, ребёнок пройдёт вот это тестирование, посмотрим, что получится, а вы за ребёнка тоже пройдёте это тестирование. И посмотрим, что вы думаете. 

Евгения Кириллова:

Какие результаты будут. 

Кирилл Савицкий:

Какие результаты будут, как вы думаете о своём ребёнке. Ребёнок проходит тестирование, у него прямо первая выдача: робототехника. Мама смотрит на это, говорит: нет, но если компьютер порекомендовал, я против компьютера не пойду. То есть дальше возникает следующая история, почти во всех регионах появляются навигаторы дополнительного образования, в которых в одном месте, через несколько лет совсем в одном месте, потому что сегодня это департаменты образования региональные, сейчас объединяются, есть задача объединить информацию от департаментов образования, департаментов спорта, департаментов культуры в одном месте. 

Евгения Кириллова:

На мой взгляд, это вполне себе реальная мысль, она правильная. 

Кирилл Савицкий:

Это же три разных министерства, вы же понимаете, три разных бюджета. 

Евгения Кириллова:

О том, как это сложно реализовать я догадываюсь. Но идея хороша собой. 

Кирилл Савицкий:

Идея хороша, в некоторых регионах, где у людей инициативы чуть побольше, они меньше боятся, что их сейчас... 

Евгения Кириллова:

И больше адекватности. 

Кирилл Савицкий:

Все адекватные, все прекрасные и все адекватные. Но кто-то очень боится, особенно есть некоторые республики, в которых министры меняются раз в полгода, причём с уголовными делами. 

Евгения Кириллова:

Это уже не наша программа, мы поговорим об этом а в другом эфире. 

Кирилл Савицкий:

Но они же боятся, что мы сейчас что-нибудь сделаем не то. Есть юристы в департаментах, которые говорят: подождите, нам всё равно, что это говорит министерство просвещения, мы считаем, что это с антикоррупционной точки зрения неправильно. В региональном юр. департаменте говорят, поэтому делать не будем. Есть разные. Есть те, которые говорят: да, давайте делать. Государство на это даёт достаточно большие средства сегодня в качестве субсидий, в том числе, по национальному проекту «Образование». Создаются кванториумы большие, их будет порядка 300 по всей стране. Создаются кванториумы мобильные, и их будет порядка 280 по всей стране. 

Евгения Кириллова:

А что они дадут?

Кирилл Савицкий:

Что такое кванториум? Кванториум - это площадка, достаточно большая, которая сделана по определённым стандартам. Это, фактически, дворец научно-технического творчества детей, если переходить в советские термины, но с современными программами, с современным оборудованием и с заданными стандартами качества. Потому что он контролируется, он проверяется, и там понятная программа, понятная методическая поддержка, педагогов учат правильно и так далее. И поэтому детей оттуда можно уже направлять куда-то дальше. Мобильные кванториумы. Хабаровский край, 2000 км. Даже если в Хабаровске будет кванториум, ребята с севера края просто туда не доедут. 

Евгения Кириллова:

Не смогут добраться. 

Кирилл Савицкий:

А мобильный кванториум - это такой большой автобус, трэйлер, в котором прямо сделаны лаборатории. Он может проезжать, вот как бродячие цирки раньше ездили по стране, так может мобильный кванториум ездить. Он приезжает в райцентр, он останавливается около Дома культуры, например, или около центральной школы этого райцентра, и две недели он занимается с ребятами кружками. Вот такие вещи. Существует третье направление. Это такие маленькие центры, которые называются IT-cube. Их тоже откроется штук 300, наверное, по стране. Это такой мини кванториум про IT. То есть там не будет химии, там не будет астрономии, там будет только IT. 

Евгения Кириллова:

Интересненько. 

Кирилл Савицкий:

Вот она всё это дают федеральные субсидии. Буквально только что объявили конкурс субсидий на 20-21-22-й годы, там распределили, прямо большие деньги дают. Не то, что дают деньги, ещё их проверяют и заставляют регионы их тратить на то, что сделано. Совсем недавно было большое совещание, где руководители министерства объясняли регионам, которые неправильно живут и не тратят деньги. 

Евгения Кириллова:

О том, что это нужно делать. 

Кирилл Савицкий:

О том, что это нужно делать. Все эти программы есть, все эти программы существуют, и они предназначены для того, чтобы их можно было найти и можно было ребят завести. Что происходит. Есть исследования, есть исследования достаточно грустные, они немножко старые, они 14-15-го года, но исследования для меня очень грустные. Это то, что с 5 по 8 класс в нашей стране количество хорошистов плюс-минус держится на одном уровне, количество отличников снижается резко, количество троечников резко растёт. 

Евгения Кириллова:

Что же вам не нравится, то, что количество отличников снижается? Троечники-то растут. 

Кирилл Савицкий:

Троечники растут. Двоечников и хорошистов остаётся примерно одинаково. То есть что происходит. 

Евгения Кириллова:

Вы имеете в виду, что это получается иначе. 

Кирилл Савицкий:

Вымывание происходит. Происходит вымывание ребят, которые напряглись... 

Евгения Кириллова:

Я просто подумала, что троечники растут, имеется в виду, что они наоборот. 

Кирилл Савицкий:

Количество троечников растёт, количество отличников падает. Хорошисты и двоечники примерно одинаково. Что происходит. Средний родитель, в начальной школе он еще имел возможность помогать, а здесь и ребёнок начал огрызаться, и вообще какая-то математика сложная пошла. 

Евгения Кириллова:

И учительница не заинтересовала и не захотела вовлечь ребенка в тему.

Кирилл Савицкий:

И учительница не заинтересовала не захотела. И в результате в какой-то момент родитель понимает, ладно, я не смогла, папа не смог, дедушка не смог, ладно. 

Евгения Кириллова:

Как-нибудь прорвёмся. 

Кирилл Савицкий:

Как-нибудь прорвёмся. Что сейчас происходит. Эта история, есть понимание, что эта история неправильная. И Владимир Владимирович в апреле прошлого года рассказал о том, что будет такая программа «Билет в будущее». Это про технические специальности пока, всё-таки надо их восстанавливать. Это программа, которая рассчитана на школьников 6-11 классов, с 6 по 11-й класс. Через которую должны за ближайшие четыре года пройти минимум в 900.000 школьников. 900.000 школьников, чтобы прикинуть, это, наверное, процентов 20 школьников. Которые должны пройти от общего количества вот этих самых 5-11 классов. 

Евгения Кириллова:

6-11. 

Кирилл Савицкий:

6-11 классов, да. Что такое «Билет в будущее»? «Билет в будущее» - это отдельный проект, который делается организацией WorldSkills, они являются проектным офисом. 

Евгения Кириллова:

То есть если раньше они работали в направлении ребят постарше. 

Кирилл Савицкий:

Есть WorldSkills Junior ещё, но он тоже старшеклассники. Тем не менее, в WorldSkills есть направление юниоров, которые занимаются, в том числе, олимпиадой национальной технологической инициативы, юниорами. 

Евгения Кириллова:

НТИ.

Кирилл Савицкий:

Олимпиада НТИ. Да. Кружковым движением, тоже интересная история. Кружковое движение, это не совсем про крушки во дворцах пионеров. Если интересно, можем тоже поговорить. И они же занимаются «Билетом в будущее». Что они делают. Они каждый год разрабатывают новое тестирование, чтобы было интересно, в первую очередь. Потому что ребята могут и второй раз попасть, нельзя второй раз прогонять через один и тот же тест. В этом тестировании они проверяют три вещи. Он проверяют уровень осознанности ребёнка, уровень мотивации ребёнка и уровень базовых знаний ребёнка. И исходя из этих трёх позиций, параметров, они ему говорят: давай ты попробуешь какие-нибудь профессиональные пробы. Профессиональные пробы, они могут быть онлайн, они могут быть, в том числе, на фестивалях профессий, которые проекториумы устраивают на открытых уроках Проектории. И ребёнок начинает пробовать что-то. После этого из «Билета в будущее» он может перейти к те самые навигаторы дополнительного образования. И мы сейчас договорились с «Билетом в будущее» о том, что мы делаем модуль интеграции, прямо будет рекомендация в региональный портал, ты прошёл, молодец, а теперь запишись, пожалуйста, на кружок робототехники, который находится у тебя в районе. 

Евгения Кириллова:

На соседней улице. 

Кирилл Савицкий:

На соседней улице. И не надо искать, вот его тебе уже порекомендовали. С одной стороны. Но при этом в прошлом году первый раз прошёл «Билет в будущее» и обнаружилась очень неприятная вещь, с которой надо что-то делать. Я не зря сказал при параметра: осознанность, мотивация и знания. Мотивация и знания ещё что-то, а вот с осознанностью возникла проблема. У нас почти 90 % детей по прошлогоднему тестированию, а там протестировали порядка 200.000 школьников по всей стране, не по всей стране, в пилотных регионах, почти 90 % школьников оказались в режиме, как это сейчас красиво принято придумывать, неосознанной некомпетентности. Что значит неосознанная некомпетентность? 

Евгения Кириллова:

Не понимаю, чего хочу? 

Кирилл Савицкий:

Я не понимаю, чего хочу, я не понимаю, что я не понимаю, что хочу. То есть для меня я, на самом деле... 

Евгения Кириллова:

Может быть это из-за инфантильности, которая сейчас стала присутствовать. 

Кирилл Савицкий:

Может из-за инфантильности, но я не понимаю, чего я хочу, но это не проблема, всё равно что-нибудь сделаем. 

Евгения Кириллова:

Куда-нибудь кривая выведет. 

Кирилл Савицкий:

Чисто русский подход. И вот с этим надо что-то делать. Почему и возник вопрос о том, что «Билет в будущее» - это классная, очень серьёзная, очень сильная история, она разовая. Раз в год. Надо как-то вывести ребёнка с тем, чтобы он пошёл в кружок позанимался, потом вытащить его в кружковое движение, это достаточно важно, сейчас тогда уйдём в кружковое движение немножко. Потом его вытащить, например, в Олимпиаду НТИ, это для тех, кто помощнее или вытащить в WorldSkills, тоже интереснейшая история. Чем кружковое движение отличается от обычного кружка робототехники во дворце пионеров? Кружковое движение, это немножко не те кружки. Основная идея кружкового движения, что нам надо создать. 

Евгения Кириллова:

Не будет кройки и шитья и гончарного круга?

Кирилл Савицкий:

Может быть кружок гончарного круга, но классический кружок, на который ориентируются те люди, которые всё это придумали, он был показан в старом советском фильме «Укрощение огня». Когда Сергей Павлович Королёв со своими друзьями запускает ракеты, бегают куда-то, у них эти ракеты взрываются. И вот кружок - это сообщество энтузиастов, которые хотят сделать что-то хорошее, и сейчас есть и задачи, те, кто действительно хотят это сделать, они находят, как это сделать. Есть ЦМИТы, центры молодёжного инновационного творчества, есть фабричные лаборатории Фаблабы так называемые. То есть система поддержки очень большая, серьёзная существует для таких вещей. Чтобы создать эти сообщества увлечённых людей, а дальше втянуть туда ещё ребят. Потому что что происходит. Когда мы говорим про то же агентство стратегических инициатив, национально-технологическая инициатива, про НТИ когда говорят, я встречаю очень часто две противоположных абсолютно позиции, либо безудержно хвалят, либо говорят, что это полный распил. 

Евгения Кириллова:

Да. Я тоже сталкивалась именно с таким мнением относительно этой олимпиады. 

Кирилл Савицкий:

Вот такие полярные абсолютно вещи. На самом деле, история довольно простая. Смотрите, когда мы говорим про Университет 20.35 национальной технологической инициативы, 35-й год, мы говорим о том, что в 2035-м году нам нужны технологические лидеры, компании или хорошие учёные в 35-м году. Кто такой технологический лидер, сколько лет активному технологическому лидеру? 

Евгения Кириллова:

Мне кажется, от 25 до 30? 

Кирилл Савицкий:

Чуть побольше. Я считаю, что от 25 до 35. 

Евгения Кириллова:

Ну да. 

Кирилл Савицкий:

А теперь считаем, какого этого года рождения люди? 

Евгения Кириллова:

35-й год. 

Кирилл Савицкий:

05-го года плюс-минус. 

Евгения Кириллова:

05-го года. 

Кирилл Савицкий:

Сколько 05-го года рождения ребёнку, человеку сейчас? 14. 

Евгения Кириллова:

Да, я как-то сегодня не очень хорошо с математикой. 

Кирилл Савицкий:

То есть получается, что реально те люди, на которых работает национально-технологическая инициатива, это сегодняшняя 7-10-классники. И задача сейчас взять тех, будем честно говорить, психов, которые крутятся вокруг того, что давайте мы соберёмся и сделаем летающие самолётики, которые будут замечательно работать. Привлечь к ним ребят, чтобы у них тоже загорелись глаза, и из этих ребят дальше вырастить что-то интересное. Там очень много зарегулировано, очень много неправильного, очень много правильного. Но идея, она сама по себе вот такая. 

Евгения Кириллова:

Да, идея мне понятна. На самом деле, мы об этом говорили несколько лет назад с одним товарищем, который является бизнес ангелом, который долгое время инвестировал проекты, и в какой-то момент в очередной раз он открыл у себя конкурс и стал смотреть на то, что ему присылают. И он понял, что Цукербергов у нас нет. Вот нет совсем. Деньги есть, а ни один нормальный проект он выбрать не может. Хотя пришло к нему порядка 5000, какая-то цифра была около того. Он понял, что необходимо как-то выращивать непосредственно предпринимательские качества у школьников. Потому что то, что он видит, этих взрослых людей, которые к нему приходят, они, как он сказал, мы их уже потеряли. Соответственно надо идти туда, где эти дети ещё есть, и они готовы воспринимать, учить их идейно мыслить, нестандартно, как-то иначе. И вот не получим ли мы с вами ту ситуацию, при которой у нас есть школьное образование, и мы знаем о том, что сейчас дети делают проекты, о том, что даже с момента моего обучения в школе, это было не так давно, относительно, ситуация изменилась. Дети делают больше, от детей требуют больше, родители настаивают на развитии и дополнительном образовании. Это хорошо, когда это осознанно. Мы понимаем, что у нас есть диалог с ребёнком, а не начинаем реализовывать свои какие-то амбиции через него. Есть у нас, например, активисты, которые готовы предпринимательские скилы выращивать. Есть ребята, которые тестируют, которые тоже куда-то хотят ребёнка определить. Каши в голове в этот момент мне наступает разве?

Кирилл Савицкий:

Конечно наступает. 

Евгения Кириллова:

Может быть, тогда следует как-то, например, на мой взгляд, мне кажется, было бы неплохо любым, коммерческим, неважно или социальным историям, которые дополнительные. Сначала именно отсматривать, как вы говорите, на предмет соответствия хотелок ребёнка, его каких-то параметров, подходит ему эта область, не подходит ему эта область. Для того, чтобы не был какой-то человек-оркестр, который потом не мог никак использовать для себя в итоге вот эти навыки, полученные на практике. То есть я честно, я фортепиано прямо ждала, когда спустя четыре года, у нас дверной проём поменялся, и фортепиано не смогло там пролезть. Я искренне надеялась, что мне его распилят и желательно по частям, просто по кусочкам и вынесут, чтобы больше я его никогда в жизни не видела. 

Кирилл Савицкий:

Да, у меня то же самое было примерно в 7-м классе музыкальной школы, на экзамене выпускном по сольфеджио, когда меня спросили: Кирилл, ты в училище идёшь? Я говорю: нет! 

Евгения Кириллова:

Я туда не пойду, нет, нет. 

Кирилл Савицкий:

Так всё-таки, теперь встречный вопрос, а чем хороша каша? Каша хороша тем, что она варится, и из группы получается что-то достаточно съедобное и часто вкусное. 

Евгения Кириллова:

Если это не каша из топора. 

Кирилл Савицкий:

Если каша из топора, получается между прочим ещё лучше. Если топор не надо втыкать в голову. Поэтому человеческий мозг, он очень пластичен, и бояться, что мы перегрузом ребёнка информацией, на мой взгляд, прямо...

Евгения Кириллова:

Не стоит, надо запихивать как можно больше? 

Кирилл Савицкий:

Я прямо радикал, я в своей школе борюсь против того, чтобы запретить использование смартфонов детьми. У нас прямо родители вместе с администрацией говорят, что надо отобрать у всех ребят смартфоны, чтобы они в школе шкафчиках лежали. Хорошая школа, правильная. Я говорю: нет, нельзя этого делать. Потому что Бенджамин Спок это говорил про физические кондиции ребёнка, к мозгу, на мой взгляд, тоже применимо. Не бойтесь ребёнку что-нибудь сломать, он достаточно крепко сделан. Поэтому когда мы накидываем, надо понимать, что очень важно не пережать, это очень действительно важно. 

Евгения Кириллова:

А как границу найти? 

Кирилл Савицкий:

Мы не найдём, измерителей нет. 

Евгения Кириллова:

Методом проб и ошибок? 

Кирилл Савицкий:

Методом проб и ошибок. Потому что он в какой-то момент скажет: да, не хочу, этого не хочу, это хочу. Наша с вами задача ребёнка заставить хотеть чего-нибудь, желательно позитивного с нашей точки зрения. Потому что очень часто, смотрите, дети, они тоже делятся на 3 категории. Есть дети, которые хотят хотеть, есть дети, которые хотят не хотеть, есть и дети, которые. 

Евгения Кириллова:

Которые хотеть и делать. 

Кирилл Савицкий:

Нет, есть дети, которые не хотят хотеть. И вот детей, которые не хотят хотеть, на самом деле... 

Евгения Кириллова:

Куда больше, чем всех остальных. 

Кирилл Савицкий:

Куда больше, чем всех остальных. Для меня, например, это боль чисто моя, в том числе. В том числе, дома, когда я даю одну книжку, даю вторую книжку, у меня читающие дети. Они говорят: нет, это я не буду, это я не буду, это я не хочу, этот кружок я не хочу. А вот теперь следующая история. А ведь то, что ребёнок походил два месяца в кружок и сказал «я это не хочу» - это нормально. 

Евгения Кириллова:

Это тоже хороший результат. 

Кирилл Савицкий:

Это прекрасный результат. То есть здесь, когда мы говорим с родителями о том, что они говорят: нет, ты пошёл в этот кружок, ты должен отходить хотя бы год. С какого перепуга? Если у него не нужно, не получается, пусть он идёт куда-то в другое место. 

Евгения Кириллова:

Зачем вымучивать в данном случае. 

Кирилл Савицкий:

Зачем вымучивать, да. Потому что кружок - это нереализованные амбиции родителей или реализованные амбиции родителей. 

Евгения Кириллова:

Что ещё хуже. 

Кирилл Савицкий:

Ещё хуже, да. Потому что себя сломать и объяснить себе, я сейчас про себя говорю, объяснить себе, что у моего замечательного, умнейшего ребёнка может быть проблема с решением математических задач. Это как? Я прямо несколько лет не понимал. Но она же простая, вот раз, два, три, всё. Он не может. 

Евгения Кириллова:

А он складывает бананы с апельсинами. Полтора землекопа. 

Кирилл Савицкий:

У него проблема, он упирается, он в другом талантлив. Но родителям очень важно понять в данном случае, мы возвращаемся к кружкам, с теми же самыми кружками, очень важно понять, что ребёнок - это не он. И ребёнок, если мы ему.,. 

Евгения Кириллова:

Слушайте, у нас взрослые люди не могут осознать, что их тридцатилетние дети, это не они, и не надо из них продолжать что-то лепить. 

Кирилл Савицкий:

Из меня мама 82 лет продолжает лепить что-то до сих пор. 

Евгения Кириллова:

Вот!

Кирилл Савицкий:

Но она директор школы с 36-летним стажем. 

Евгения Кириллова:

Сочувствую. 

Кирилл Савицкий:

Она продолжает это делать. Я успешно сопротивляюсь, тем не менее, для человека это... 

Евгения Кириллова:

Нескончаемый процесс. 

Кирилл Савицкий:

Для человека это тоже нормально. 

Евгения Кириллова:

А как здесь сломать себя, действительно, как абстрагироваться, как не лепить свою копию ребёнка, который будет из тех навыков и качеств, которые на твой взгляд считаются правильными. 

Кирилл Савицкий:

Вот вопросик задали. Не знаю. Не знаю. Пробовать, только пробовать. 

Евгения Кириллова:

Вот у вас что-то переключилось в голове. Вы как-то отделили. 

Кирилл Савицкий:

Это было больно. Это прямо сложно. 

Евгения Кириллова:

Сколько времени потребовалось на осознание?

Кирилл Савицкий:

На осознание немного, на принятие больше. На принятие, наверное, год. Наверное, около года ушло на это. Потому что все родители начинают в первом классе делать уроки вместе с детьми. У меня в Фейсбуке есть замечательный пост, как раз из первого класса, воскресный: пошёл восьмой час делания уроков. Потому что ребёнок сидит, складывает 4 + 7 и у него никак не получается. Никак не получается. 

Евгения Кириллова:

Я помню, мне палочки помогали. Палочки, в детском саду нам их давали, отличная техника. 

Кирилл Савицкий:

Нет, это всё хорошо, у меня во втором классе у детей, например, был арабский. И как? У нас мама пошла учить арабский язык. Может быть, кстати, это тоже выход, может быть, это выход попробовать родителю встать на сторону ребёнка и вместе с ним позаниматься чем-то, что ребёнку нравится. Иногда это получается. Модели иногда поклеить, да просто погулять, пообсуждать что-то.

Евгения Кириллова:

У нас осталось очень мало времени, а я обещала людям и заявляла, что мы с вами сегодня дадим прямо лайфхаки для родителей. Так вот, мой вопрос, с какого возраста можно смотреть уже кружки для детей? В какой момент это выбирает родитель, а в какой момент уже начинает непосредственно выбирать ребёнок?

Кирилл Савицкий:

Смотреть кружки для детей, родители для детей начинают примерно в 4. Я знаю психов, которые начинают в 2. Извините, папа поиграет с радиоуправляемым вертолётом чуть позже. Начинают в 4, с 4 до 7, я не буду давать советы этим заниматься, потому что родители всё равно будут этим заниматься. 

Евгения Кириллова:

А это надо? 

Кирилл Савицкий:

Это довольно бессмысленная история, с одной стороны. С другой стороны, есть, если это спорт, то там есть. 

Евгения Кириллова:

Да, там свои критерии, это отдельная история. 

Кирилл Савицкий:

Это отдельная история. Говорить о том, что ребёнок сейчас начнёт в 4 года учить английский, бессмысленно абсолютно. Он может конечно и начнёт учить английский и даже что-нибудь выучит, он дальше его забудет. У меня в 4-5 лет дети позанимались в English First, после этого не позанимались и абсолютно с какого-то безумного нуля в третьем классе заново начал учить английский, потому что 1-2 класс у них сменилось 8 учителей. 

Евгения Кириллова:

А творчество? Песни, танцы. 

Кирилл Савицкий:

Если хочется, пусть идут. Вот здесь вопрос, очень часто, мы были в Большом зале консерватории как-то с ребятами на концерте, я не про своих сейчас говорю, я вижу ребёнка, который выскакивает в проход и начинает дирижировать. Прямо в зале, такой пятилетка. Почему нет. Что выбирать? Выбирать всегда должны сами. Всегда должны сами. Советовать должны родители. Но надо понимать, что советы после 12-13 лет бессмысленны абсолютно. То есть можно подпихивать. 

Евгения Кириллова:

Начинается пубертат уже. 

Кирилл Савицкий:

Да, можно подпихивать, можно пробовать. Что происходит. Сейчас сентябрь месяц, практически, если мы говорим, в Москве вообще будет гигантская история с «Городом образования». Все дворцы пионеров, все кружки будут проводить дни открытых дверей, когда можно прийти во дворец пионеров, дворец детского творчества. 

Евгения Кириллова:

На мой взгляд, у вас, не у вас конкретно, а в этом месте страдает некая популяризация всех этих историй. Потому что мои родители знакомые не знают о тех проектах, которые мы сегодня обсуждали. 

Кирилл Савицкий:

Например, у нас в Зюзино в Москве есть эколого-биологический центр прекрасный совершенно. С лошадьми, с палеонтологией, с террариумистикой, чего там только нет. С рисованием в том числе, с рисованием, с лепкой, с танцами, со всем, чем угодно. Мы четыре года ездим в экспедиции. Поэтому как-то так. Идти сейчас, в сентябре, однозначно идти по дням открытых дверей. Идти с ребёнком. Если мы говорим о регионах, найти порталы, они есть, они заполнены. На порталах несколько тысяч программ точно есть, они с привязкой к географии. Идти и записываться, это очень просто. 

Евгения Кириллова:

Идти и записываться. Я думаю, это, на самом деле, тот финальный совет, который можно вынести. В первую очередь, дорогие друзья, вам необходимо отсмотреть то, что есть в вашем регионе, воспользоваться той полезной информацией и теми ссылками, которые мы вам сегодня называли в нашем прямом эфире. Надеюсь, вам было интересно. А со мной в студии сегодня был Кирилл Савицкий. Кирилл, спасибо, что вы к нам пришли. 

Кирилл Савицкий:

Спасибо вам, что пригласили. Спасибо, до свидания. 

Евгения Кириллова:

До свидания.