{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Максим Снигирев Основатель консьерж-сервиса Alfred 18 июля 2019г.
Авторемонтный консьерж
Поговорим о жизни, бизнесе и секретах успеха

Елена Женина:

Добрый вечер. В эфире программа «История успеха», с вами я, Елена Женина. А гость моей сегодняшней программы Максим Снигирёв. Добрый вечер, Максим. 

Максим Снигирёв:

Здравствуйте. 

Елена Женина:

Говорить мы сегодня будем об очень интересном проекте. Это компания Alfred, как она создавалась, почему именно это авторемонтной консьерж. Вообще как, откуда взялась эта идея, почему она популярна. В общем, обо всём. И о том, как вы к этому пришли. 

Максим Снигирёв:

Понятно. Начнём с того, что я изначально профессиональный маркетолог, я больше 10 лет занимаюсь диджитал маркетингом, если по-простому, то онлайн маркетингом или маркетингом в интернете. Мы с моими партнёрами построили Топ-5 диджитал агентств в России, сейчас это группа компаний. И где-то четыре года назад мы поняли, что мы сделали, мы общаемся с большими компаниями, рассказываем, что им нужно делать в интернете, как им нужно поменяться. А сейчас все меняется исходя из того, как всё живёт в онлайне. Соответственно когда ты рассказываешь большим компаниям, ты волей-неволей иногда думаешь, может быть, я сам что-нибудь сделаю, это тоже интересно. И мы начали смотреть, где мы можем использовать, в том числе, наши экспертизы, потому что агентство мы поставили на ноги, оно неплохо работает. Плюс мы четыре основателя, и ребята остались в агентстве и решили попробовать себя в других, так скажем, отраслях и начали смотреть, что же ещё есть там, где диджитализация или то, что сейчас называется цифровая экономика, вот эта диджитализация, где она ещё не затронула, но очень большие будут изменения. Хороший пример, просто для аналога, это уже было в тот момент, но хороший пример с такси. То есть пришла компания, которая никогда этим не занималась, Uber, они предложили, по сути, оцифровать старые процессы, их немножко переделать, полностью переделали рынок, в том числе, его вырастили. У нас много компетенций, мы вроде такие умные, у нас много энергии, давайте попробуем что-нибудь сделать. Начали смотреть на рынке, начали смотреть там, где боль, и всегда плясали от себя. 

Елена Женина:

Что нужно, какие у самих потребности, и как их реализовывать. 

Максим Снигирёв:

Да, у нас у всех есть автомобили, нам нравятся машины, но мы все живём очень занятой жизнью, особенно в Москве. 

Елена Женина:

Колёса поменять проблема, потому что на это нет времени. 

Максим Снигирёв:

Проблема, ты ездишь на этой зимней резине очень долго, ты приезжаешь в автосервис, там эти засаленные журналы лежат, на этих диванах сидеть, дешёвый кофе тебе подают. 

Елена Женина:

И час времени на это потратить, в лучшем случае. 

Максим Снигирёв:

Минимум сделать простое какое-то ТО, ты выделяешь.. Так, мне надо полсубботы выделить, поехать, там сесть, приехал, нет запчастей, они: сейчас, мы через полчаса привезём. В итоге ты полтора часа сидишь там. И дальше помимо того, что это неудобно, на самом деле, ты ещё не понимаешь, обманывают тебя или нет. Есть глобальное исследование, Автостат меряет, 65 % людей считают, что их обманывают в автосервисах. 

Елена Женина:

Но это действительно зачастую так. 

Максим Снигирёв:

Это зачастую так, даже есть на это очень простое объяснение. Люди, которые работают в автосервисах, они не получают зарплату, они получают сдельно. Если у них нет заказов на вечер или ещё что-то, у них задача как можно больше денег заработать себе в карман, потому что им не так важна лояльность. А там очень большая текучка в отрасли, и эти мастера, они неплохие ребята, они делают это не от хорошей жизни. К сожалению, так работает вся индустрия. И когда ты тратишь десятки тысяч рублей, а испытываешь такой пользовательский опыт, или модным словом это назвать, мы в онлайн это называем Users Experience, ты такой, ну как же так, столько денег трачу, время трачу, не могу получить нормальный сервис. Время поменялась, мы больше в Авиакассы не ходим, мы покупаем билеты онлайн, мы еду заказываем, она приезжает. 

Елена Женина:

Да, зачастую мы вообще планируем себе. 

Максим Снигирёв:

Уборщицу можно вызвать на завтра с мобильного приложения, она придёт. И мы так привыкаем к этому потреблению, гораздо всё проще. И тут при этом много денег ты тратишь, ну правда, десятки тысяч рублей, и всё как было в девяностых годах, так и осталось. И мы такие, ну, давайте попробуем. Мы скинулись своими деньгами и начали делать изначально классическую историю очень простую. Мы начали делать онлайн площадку, это называется marketplace, когда ты берёшь спрос и предложение и на каком-то месте их соединяешь, то есть в онлайн. То есть у тебя есть люди, которые ищут автосервисы, есть автосервис, ты соединяешь на онлайн сайте. Залили туда своих денег, попробовали, сделали много разных гипотез, попробовали и увидели, что часто такая штука работает в классическом примере, но в нашем случае в этой вертикали не работает, потому что люди, во-первых, если автосервис сделал плохо или обманул клиента, то ты как площадка онлайн виновата, все тебя винят. А ты контролировать качество не можешь, потому что это не твои сервисы. С другой стороны, люди, которые нашли автосервис через тебя, дальше ездят напрямую, и ты на этом заработать никак не можешь. И мы когда искали и крутили эту историю, мы поняли, что на самом деле, часть людей есть? которые вообще не хотят ездить. Они говорят: слушай, я тебе доверяю. Так и было. У меня друзья говорят: я тебе доверяю, я знаю, что ты классно сделаешь, на тебе ключи, я ехать никуда не хочу. Говорит: сделай просто нормально. И мы такие, странно. Это немножко другой бизнес, потому что по-другому надо всё. Но мы решили попробовать. И мы решили попробовать, ещё потратить туда своих денег, запустить это просто для друзей друзей, то, что называем friends and family. И реально так получилось, что люди сказали: круто, мы реально больше не хотим ездить в сервис. Мы такие вау, это прикольно. Потому что, во-первых, так как ты везешь машину, человек доверяет тебе, и возвращается он потом к тебе. Ему, по большому счёту, если он тебе доверяет, ему не так важно, куда ты везешь эту машину, важно, чтобы там хорошо сделали и ты ответил. 

Елена Женина:

И вернули её обратно. 

Максим Снигирёв:

Вернули и ты ответил за качество. Мы такие, а если это ещё застраховать, потому что люди переживают, машина - недешёвая вещь. Это ещё и застраховать. С другой стороны, ты уже отбираешь эти автосервисы так, как тебе нужно. У нас нет ни одного собственного автосервиса, это принципиальная позиция. Потому что если автосервис плохо начинает работать, а если это твой, начинаешь что-то чинить, в итоге падает качество. А здесь он начинает плохо работать, у тебя есть хорошее влияние на него. 

Елена Женина:

Потому что в любом случае, когда ты бизнес отдаёшь на аутсорсинг, ты можешь потребовать качество. 

Максим Снигирёв:

Раз. И ты можешь очень быстро отключить, если он не выполняет требования и подключить того, кто соответствует. В Москве 4000 автосервисов, есть откуда выбрать. А ещё есть прикольная фишка в том, что многие автосервисы говорят о том, что мы специализируемся на всём. Конечно, фары, электрика, коробка, покрасить. Но на самом деле, очень часто те, кто специализируются на всём, не делают прямо очень-очень хорошо, либо они отвозят в специализированные цеха и по сути являются посредниками. И у человека, например, сделать ТО или поменять масло, неважно, на самом деле, где делать. А вот когда сломалась коробка, а коробка у человека ломается два раза в жизни или раз в жизни, найти тех, кто делает, это целая большая проблема. Мы этот рынок уже просеяли и мы очень хорошо знаем, кто что хорошо делает и мы ведём конкретно к ним. А если ты приводишь конкретно к людям, которые 10 лет лежали под этой BMW, они на звук определяют. На самом деле, вот реально есть замеры, 70-80 % что сломалось в автомобиле можно определить, не глядя на эту машину, если ты очень хорошо знаешь этот автомобиль. 

Елена Женина:

По звуку?

Максим Снигирёв:

Дело не только в звуке. Это может быть фотография, не глядя на машину можно по схожим признакам. 

Елена Женина:

По каким-то косвенным признакам ты можешь. 

Максим Снигирёв:

У меня, когда я руль выворачиваю вправо, у меня там что-то стучит справа. Человек, который знает очень хорошо эти машины, именно конкретно эту модель, этих поколений, он очень часто знает болячки. Они очень часто повторяются. И реально в Европе делали замеры, 80 % можно решить, не глядя на машину определить. Но нужен очень крутой специалист. А мы этих специалистов отобрали, мы знаем, куда везти, мы контролируем качество, потому что мы можем оценить. 

Елена Женина:

То есть вы по сути обеспечиваете верификацию всего этого процесса. 

Максим Снигирёв:

По сути, да. И мы уже волей не волей это ввели, мы контролируем качество, мы отбираем те сервисы, которые хорошо работают, если нет, то мы их очень быстро отключаем. Мы застраховали риски, и у нас наши водители приезжают, забирают автомобиль. И так как, на самом деле, рынок очень сильно неэффективен, мы ещё сделали так, чтобы это было точно не дороже, а то и дешевле. Почему, потому что мы покупаем запчасти по оптовой цене и, на самом деле, сами их приводим в сервис. И это получается для клиента то же самое, что купить в интернет-магазине запчасть. Например, в интернет-магазине запчасть стоит 100 руб. В автосервисе, если вы сами приедете прямо сейчас туда, она будет стоить 130 примерно. Мы покупаем её по 70-80 руб. и мы эту маржу забираем себе, но клиенту подаём по 100 руб. 

Елена Женина:

Получается, ему это обходится дешевле, чем если бы он это делал в сервисе, а вы зарабатываете свою какую-то. 

Максим Снигирёв:

Да, совершенно верно. И плюс так как мы даём автосервисам объём, они ставят нас в приоритет, они выделяют лучших мастеров, и они сами следят за тем, чтобы это было хорошо, потому что мы можем проверить. 

Елена Женина:

Вы обеспечиваете по сути им загруженность. 

Максим Снигирёв:

Да. И у нас есть внутри экспертиза сказать, там действительно это сломалось, действительно нужно делать. Плюс у нас большая часть клиентов общается с нами через мессенджеры. Так никто не делает. Никто никуда не хочет звонить. Очень удобно, когда тебе прислали фотографию, ты сказал, что да, я согласен с этим счётам, тебе прислали ссылку на оплату, ты оплатил в онлайн банке, тебе приехала чистая, заправленная машина. И люди говорят: уау, как круто. А мы столкнулись в определённый момент с тем, что люди нам не очень доверяют. Они говорят: ну как же, вы старый аккумулятор поставите, или хорошо, даже я вам поверю, но вас автосервис может обмануть. Мы говорим: смотрите, во-первых, с одной стороны, действительно, мы знаем, как проверить, мы можем иметь рычаг давления на них, потому что мы им 30-40 % выручки привозим. С другой стороны, автосервис когда понимает, что ты ему даёшь поток, то есть у автосервиса одна из больших головных болей - находить клиентов. Интернет маркетинг, для них это очень сложно. И это абсолютно непонятная область. А когда ты им привозишь стабильный поток заказов, они могут сфокусироваться на том, что они умеют делать очень хорошо, и они начинают ценить очень сильно это партнёрство, это такая важная вещь. Потом нам некоторые люди говорили: а что, если вы украдете мою машину. А так как мы уже довольно публичные, мы в медиа присутствуем, мы стоим в продуктах банков, нефтяных компаний, то есть можно посмотреть, мы в программах лояльности стоим. Мы говорим: слушайте, есть гораздо более простые способы, чтобы угнать ваш автомобиль, чем поднимать деньги инвестиционные, ходить к инвесторам, вставать к ключевым партнёрам, быть везде в медиа. Поэтому вот, смотрите, мы очень прозрачно это делаем. 

Елена Женина:

Вы уже создали себе репутацию на рынке. 

Максим Снигирёв:

Да, и плюс мы застраховали эти риски, мы говорим: если что-то случится, а правда, бывает, есть статистика, и когда ты делаешь тысячи ремонтов, бывает такое, и у нас были страховые случаи. Но у нас есть страховка, которая страхует все эти риски, не важно, есть у вас ОСАГО или нет. И получается, что это поколение людей, которые, с одной стороны, много работают, с другой стороны, привыкли к удобным сервисам, они становятся теми первыми клиентами или ранними последователями, как это в маркетинге называется, которые эту тему хватают и потом дальше начинают рекомендовать друзьям. У нас большая часть клиентов приходят друзья, либо они читают какие-то медиа про нас. И когда у них доходит время ремонта, потому что ремонт не как еда, тебе не нужно машину каждый день чинить. И тогда они доезжают до нас. И мы довольно активно растём. В общем, вот такая история. 

Елена Женина:

Это очень хорошо наверное для тех людей, у которых нет водителя, которые любят сами ездить за рулём, управлять своей жизнью. 

Максим Снигирёв:

Так есть. 

Елена Женина:

И при этом контролировать процесс и максимально его автоматизировать. 

Максим Снигирёв:

Да, и людей, у которых есть водители, кажется, что вроде бы много, на самом деле, их очень мало. Так если посмотреть, по центру Москвы пройдёшь, Мерседесы, там везде водители спят. На самом деле, если посмотреть количество этих людей, их очень-очень мало. С другой стороны, мы понимаем, что люди, которые привыкли к современным сервисам и они не хотят, им реально не хочется тратить полдня в автосервисе, они едут туда не от хорошей жизни. Да, есть автофанаты, есть люди, которые сами сидят на форумах, любят сами свечи поменять даже в дорогих машинах. Но большинство людей не такие. Они работают, им лучше провести пол своего выходного с семьёй, спортом позаниматься. И именно вот эта активная часть населения, они активно то, что называется на сленге, топят за нас. Примерно так.

Елена Женина:

То есть это такой, получается, бизнес класс, скорее всего, который... 

Максим Снигирёв:

Это сервис бизнес класса, но по цене обычного. Это как в своё время, например, банки, которые начинали давать услугу онлайн. Сначала это была очень премиальная штука, что ты мобильное приложение, смс-ки, что ты можешь написать, у тебя персональный менеджер. А сейчас это обычная практика. И мы когда заходили в эту историю, мы понимали, как сделать так массовую услугу, но которая сильно-сильно лучше. То есть мы переизобрели по сути авторемонт и сделали его с человеческим лицом. Потому что мы его действительно сделали, сильно упростив процедуру, но сделав это по той же или более дешёвой цене. При этом застраховав свои риски и неся ответственность за ремонт, потому что когда клиент приходит, если что-то не так, мы несём ответственность. И мы никогда не скажем, идти в автосервис, они накосячили.

Елена Женина:

Сколько лет прошло с момента начала этой истории? 

Максим Снигирёв:

Сейчас проекту третий год. 

Елена Женина:

Всего лишь. 

Максим Снигирёв:

Да. 

Елена Женина:

Просто за три года то, о чем вы говорите, вы очень много сделали за эти три года.

Максим Снигирёв:

Мы сами из онлайн маркетинга, мы интернет маркетологи. Наш интернет немножко живёт в других канонах. То есть три года по меркам интернет бизнеса, это уже немало. Ты когда живёшь в такой парадигме, ты стараешься сначала проверить вообще жизнеспособность этой модели, собрав её очень просто. На друзьях собрали. А потом ты понимаешь, что эта штука работает, потом ты начинаешь структурировать. Мы потратили несколько десятков миллионов рублей в то, чтобы автоматизировать этот процесс. Потому что это не просто мы отобрали автосервисы и сами возим. Это довольно серьёзная IT задача. Общаться с клиентами в мессенджерах, хранить все эти штуки, онлайн оплаты, взаимодействия с поставщиками запчастей, которых не один. У тебя одновременно идут сотни ремонтов, ты должен знать, где какие запчасти, куда везут, какие водители куда привозят, кто откуда забирает.

Елена Женина:

У вас целый штат людей, которые этим занимаются. 

Максим Снигирёв:

Да, конечно. У нас команда 25 человек, и у нас собственная IT разработка, потому что это довольно сложная задача. И когда мы поняли, что бизнес работает и кажется, что это очень действительно интересная, большая штука, потому что автомобильный рынок России - пятый рынок в мире с точки зрения авторемонта. Потому что у нас 50 млн. автомобилей. Больше нас только Штаты, Китай, Япония и Германия. И при этом возраст автомобилей в России, он становится старше и старше, потому что новые машины не продаются, у нас экономика упала. А старые машины, люди не забивают на них, они остаются в категории. По факту они больше ломаются, потому что они становятся старее. И рынок наш растёт. Мы здесь приходим с решением, которое удешевляет и упрощает ремонт, кажется что это очень..

Елена Женина:

И экономит время, это самый ценный ресурс на сегодняшний день. 

Максим Снигирёв:

Да, и этот бизнес про экономику масштаба. Чем больше ты делаешь ремонтов, тем лучшие ты условия получаешь у поставщиков и у партнёров сервисов. Тем больше ты можешь скидки давать клиентам, тем больше клиенты могут получить эксклюзивные условия только у тебя, потому что в других местах просто дороже, если он приезжает в улицы. И он говорит, зачем мне ехать самому, если можно отдать кому-то, кто сделает ещё дешевле, ещё быстрее и проще. 

Елена Женина:

На сегодняшний день что из себя представляет Alfred? Приложение, платформа, телеграм канал или всё вместе?

Максим Снигирёв:

У нас сейчас больше часть общения и коммуникации с точки зрения как это видит клиент, это мессенджеры. Почему мы выбрали изначально стратегию с мессенджерами, потому что приложения, и практика показывает такое, что приложения в телефоне живут такие, которыми ты пользуешься чаще, чем раз в месяц. Если ты пользуешься им реже, как правило, оно умирает, не живёт, оно на задворках валяется. Это большая общая практика. И мы когда стартовали, наша услуга всё-таки была не такая частотная. Да, у нас люди отдают на переобувку машину. 

Елена Женина:

Два раза в год. 

Максим Снигирёв:

Мы можем починить и, по сути, частота от трёх до пяти. Сейчас у нас новая версия продукта, мы его прямо сейчас вот-вот запускаем, сейчас будет закрытый запуск, и через месяц будет наверное открытый запуск уже. Это уже приложение, это уже новый продукт с подпиской, и в подписку будет включён определённый набор услуг по определённой стоимости. Там будет уже приложение, и ты платишь уже как iTunes, как музыку покупаешь, у тебя просто деньги списываются. Но ты получаешь за счёт того, что ты платишь оптом, но в рассрочку, потому что ты платишь каждый месяц, но покупаешь сразу оптом услугу, ты получаешь ее сильно дешевле, раза в полтора, чем можешь купить на рынке. 

Елена Женина:

То есть это будет скидка для тех, кто будет являться клиентами этого приложения. 

Максим Снигирёв:

Да, кто будет покупать эту подписку, он получает набор услуг, который включён в эту подписку. Но если посчитать сумму набора услуг, она получается фактически в 2 раза дешевле. Потому что комплексная мойка, например, стоит 1000 руб. средняя, но мы её покупаем по 500, потому что мы покупаем её оптом. Мы её отдаём клиентам по более низкой цене. 

Елена Женина:

Грубо говоря, за 750. 

Максим Снигирёв:

На самом деле, даже сейчас меньше. 

Елена Женина:

А сколько моек задействовано будет по Москве? 

Максим Снигирёв:

В этом проекте 80 моек мы стартуем, и дальше будет подключено. 

Елена Женина:

Дальше вы будете расширять. 

Максим Снигирёв:

Сейчас пилотный проект, мы посмотрим, как это работает на закрытой группе. И когда мы поняли, что этот проект разгоняется, мы поняли, что эта штука работает, да, людям это нужно и мы поняли, какой конкретно продукт в конечном итоге, мы поняли, что нужно здесь бежать быстрее. Потому что инертный рынок, его надо раскачивать, нужно инвестировать в маркетинг. И мы поняли, что у нас собственных денег не так много, чтобы быстро бежать. Мы можем это развивать, потому что он может быть прибыльный сразу. И мы привлекли венчурные инвестиции. Мы сделали несколько раундов венчурных инвестиций, это публичная информация, мы публиковали новость об этом. У нас есть несколько инвестиционных фондов, которые профессионально занимаются инвестициями и есть частные инвесторы, которые поверили в эту историю на начальном этапе, вложились в неё и кажется, что сейчас довольны. 

Елена Женина:

Где учат так выстраивать бизнес? 

Максим Снигирёв:

Я думаю, на самом деле, я учился и так прикольно звучит, я учился в Плехановской академии, факультет мой и специализация называлась менеджмент инвестиций и инноваций. То есть кажется, что я прямо делаю то, на что учился. Но если так посмотреть реально критично назад, то по факту это лишь непреодолимое желание делать что-то новое, что-то интересное, постоянно какие-то вещи пробовать, собирать вокруг себя интересных людей, постоянно учиться, но и рисковать. Потому что это такое инновационное предпринимательство. То есть в принципе, категория предпринимателей очень маленькое количество людей в стране. И то, что выделяет предпринимателя - это толерантность к риску. А когда ты делаешь иновационный, то есть одно дело, ты открыл палатку, посмотрел, как соседняя палатка работает, думаешь, свою открою такую же. Шиномонтаж посчитал, купил, может быть, какой-то бизнес. Всё равно ты рискуешь, как многие люди не рискуют. А здесь ты делаешь инновационное предпринимательство. Это у тебя совершенно другой продукт. Ты говоришь, а что, если я переизобрету авторемонт. А что, если я сделаю так, как хотел бы для себя, чтобы мои друзья пользовались, чтобы мои друзья приходили и говорили: блин, чувак, это вообще лучшее, что было в автоиндустрии. И мы такие, ну давайте. И ты понимаешь, что тебе надо рискнуть, эту гипотезу надо проверить, эту гипотезу надо проверить, а здесь может не получиться. Когда мы запускались, мы не могли сделать страховку, потому что нет такого страхового продукта, ты не можешь застраховать. 

Елена Женина:

У страховой компании не было этого пакета. 

Максим Снигирёв:

Конечно, совершенно верно. И мы выкрутились, придумав, а что, если мы застрахуем ответственность бизнеса. То есть мы не страхуем КАСКО, потому что КАСКО страхуешь на машину, а не на водителя. У меня водители меняются, и мы не можем машину страховать. А мы такие, давайте застрахуем ответственность бизнеса. И мы первые полгода когда тестировали, мне говорили: ты сумасшедший, у тебя сейчас у друзей дорогие машины, BMW X5 сейчас разобьют, что ты будешь делать? Я говорю: придётся значит купить BMW X5. Но это не повод не попробовать. А для многих людей это звучит крайне странно, типа зачем так рисковать. Но это просто интересно. Ты видишь, что что-то сломано, ты хочешь починить, и ты ещё понимаешь, что это огромный рынок, который растёт, который будет продолжать дальше расти. Ты понимаешь, что там вообще всё сломано, переломано. И ты говоришь, я, на самом деле, крупные корпорации учу делать бизнес. Я прихожу к ним, рассказываю: давайте поменяем процессы, давайте сделаем такое онлайн продвижение. Почему бы самому не попробовать. Это только оттуда исходит, на самом деле. 

Елена Женина:

Так всё-таки это Плехановский университет или что-то ещё? 

Максим Снигирёв:

Я думаю, это жизнь. Жизнь и непреодолимое желание что-то пробовать. Потому что когда ты уже ввязался, обычно так, например, мы делали агентство, агентству 9 лет. Ты смотришь назад, это очень сложный бизнес. Если бы мы знали, какое количество сложностей нас ждёт впереди, мы бы никогда не пошли туда. Но ты уже упёрся, у нас есть такое «упремся, разберёмся». Ты уже туда ввязался, уже и заднюю включать, потому что уже путь неплохой сделали, вроде результат, но дальше сложности открываются только. И ты начинаешь учиться, ты не знаешь, как делать финансы, ты не знаешь, как делать менеджмент, ты не знаешь, как нанимать людей, ты не знаешь, как увольнять людей. Ты не знаешь, как искать кредиты. И вот у тебя каждая зона, которая требует того, чтобы ты... А ты не можешь просто разобраться.

Елена Женина:

Требует определенных компетенций. Ты должен вникнуть, потому что ты собственник, если ты не будешь знать, ты не будешь контролировать. 

Максим Снигирёв:

Совершенно верно. И плюс что-то пойдёт не так. И ты не можешь просто по верхам, книжку прочитал, с кем-то поговорил. Потому что если ты наймешь не тех людей, ты берёшь зону HR и ты понимаешь, что ты там ничего, ты не знаешь, какие вопросы задавать на собеседовании, сколько собеседований проводить, где этих людей искать. И ты начинаешь копать, копать глубоко. Ты читаешь книжки, смотришь интервью, общаешься с людьми, которые это уже лет 10 делают, ты изучаешь, изучаешь и потом уже понимаешь, что так как это вопрос для тебя жизни и смерти, ты учишься гораздо быстрее и качество твоего MBA по жизни, оно просто совершенно на другом уровне. Потому что ты берёшь только то, что тебе нужно, делаешь это очень быстро, потому что тебе нужно очень быстро разобраться и бежишь дальше, бежишь в следующую зону. Но глубина твоего погружения и осмысления, она совершенно на другом уровне находится. Потому что тебе это прямо сейчас взять надо прочитать, а завтра пойти применить. У меня даже была как-то мысль, несколько раз приезжали профессора, это было давно, мне ещё был 21 год. Я ещё в институте пробовал со своей командой, с которой мы сделали агенство, у нас был венчурный бизнес, в который мы тоже привлекали инвестиции, в 2009 году мы прогорели вообще полностью. Мы подняли 2,5 млн. долларов, мы занимались мобильной рекламой тогда, когда только появился айфон. Это было такое время романтическое, когда в России все говорили, Медведев баллотируется в президенты, все говорили про инновационную экономику, открывались инвестиционные фонды, технопарки, мы были одним из первых резидентов технопарка Строгино. Мы уже тогда пробовали что-то новое, нам было это интересно, мы были молодые, задорные. И несмотря на то, что пришёл 09-й год, мобильная реклама вдруг никому стала не нужна, у нас всё прогорело. Но всё равно это жгучее желание осталось, и вот этот драйв, эта интересная энергия, она классная. Да, ты рискуешь, ты рискуешь своими деньгами, чужими деньгами, своим временем. Но в конечном итоге кажется, когда ты видишь результат, когда тебе люди говорят: слушай, это реально круто, я реально никуда не ездил, спасибо большое. И ты понимаешь, что ты не просто так это делаешь. Это значит, что это кому-то нужно. Если кому-то нужно, тебя люди благодарят, а потом к тебе приходят большие компании. К нам пришёл Shell, например, с маслами, говорит: классный проект, давайте что-нибудь сделаем. К нам пришёл Mercedes-Benz, у нас прямой контракт с ними, они: давайте что-нибудь замутим. Нас начали замечать на рынке, хотя мы по меркам рынка маленькая компания.

Елена Женина:

Маленькая компания, которая существуют совсем недавно. 

Максим Снигирёв:

Да, но они на нас смотрят, как на странных ребят. Раньше с такими маленькими компаниями никто считаться не мог. 

Елена Женина:

Такие маленькие, но дерзкие. 

Максим Снигирёв:

А все увидели, как интернет поменял глобально. То есть все видели, все смеялись над Стивом Джобсом, когда он приходил и рассказал, что музыку надо покупать онлайн. Ему дистрибьюция тогда, в книжках написано, отдали просто: на, попробуй. А он раз и поменял музыкальную индустрию. Никто не верил, что Uber поменяет. То же самое произошло. Билеты, онлайн кассы. И если посмотреть, все такие, а вдруг это следующий единорог. А что у вас, можно мы к вам приедем и так далее. И это довольно интересно, это говорит о том, что ты всё-таки, наверное, в правильном направлении двигаешься. А дальше ты уже упёрся, а что, ты идёшь в правильном направлении, людям нравится, но ты ещё вот это, вот это, как масштабировать ещё до конца не знаешь. И ты идёшь учиться и ты быстро делаешь. И когда я общался, инновационным бизнесом когда мы занимались, когда я общался с профессорами из Berkeley, когда мне было 21 год, я их выловил в конце, говорю: давайте мы с вами поужинаем. Говорят: давай. Я их в отеле... Они преподавали MBA, предпринимательство в Berkeley, такие два американца. Они говорят: что ты делаешь? Я говорю: я делаю вот это, вот это, я думаю в перспективе какой-то MBA. Они на меня с такими глазами смотрят, потому что я им рассказал, говорят, слушай, делай то, что ты делаешь, не надо тебе никакого MBA. И потом уже, я когда в Америке был в Стэнфорде, конечно, классно, ты заходишь, эти лекции, потрясающее пространство. И ты такой думаешь, OK, два года, 200.000 $, ты думаешь, но если я возьму 200.000 $ и положу в любой стартап, просто который мне нравится самому, что-нибудь запущу. 

Елена Женина:

Я научусь гораздо быстрее и гораздо качественнее, потому что я ещё рискую своими деньгами при этом. 

Максим Снигирёв:

Да, допустим, я их полностью потрачу, но я на MBA тоже потрачу эти деньги. И два года я ещё просто всажу туда, я точно научусь большему, чем меня научат по книжкам, потому что я буду читать эти же книжки? смотреть этих же лекторов, потому что они все есть в YouTube. 

Елена Женина:

При этом я ещё буду отрабатывать в поле самостоятельно, своими собственными руками. 

Максим Снигирёв:

Я буду делать это каждый день. И через пот и кровь это совершенно по-другому впитывается. 

Елена Женина:

Согласна полностью. Максим, вы всегда были таким, с самого детства? Или это всё-таки как-то пришло с возрастом, с командой, с единомышленниками?

Максим Снигирёв:

Все мы меняемся. Не бывает такого, что родился и ты такой. Но есть какие-то вещи, которые от рождения. 

Елена Женина:

Но реакции, они не меняются от рождения. 

Максим Снигирёв:

Да, или из детства. Очень смешной момент, в 11-м классе есть такой день самоуправления в школах. Там кто как. А мне сказали: давай, ты будешь директором. Я реально сидел в директорском кабинете, был директором. Я не знаю, почему, но это было просто довольно смешно. Но какие-то вещи, они всё равно прививаются, какая-то тяга предпринимательства, она идёт от того, что ты хочешь быть более независимым. У всех разные стартовые условия. У меня, например, мама учитель английского языка, отец работал в детдоме и в Олимпийском комитете. Я был много про спорт, много путешествовали, при этом всегда была тяга к чему-то большему. Мы выезжали, например, со спортивными командами, потому что отец возил заграницу с Олимпийским комитетом, потому что он организовывал всякие турниры, я ездил с ними. Я видел, как можно жить по-другому, а это был 90-й год. То есть моя поездка была в 91-м году, тогда ещё никто толком не смотрел, а мне говорили: смотри, уже можно жить по-другому. И когда у тебя такой вектор есть с самого детства, тебе показывают, что можно по-другому, и ты потом возвращаешься такой: я хочу по-другому. И ты начинаешь что-то делать. Что-то получается, что-то не получается, но так как у тебя есть определённое, особенно в молодости, когда тебе дают пробовать, ты ошибаешься, ну, не страшно, тебя никто за это не ругает. Почему нет. Я с третьего курса пошёл работать, потому что мне учиться было не интересно, у меня было свободное посещение. Я ходил выборочно, но я хотел я работал полный день, я просто шёл, отпрашивался, говорил, там классная лекция, я пойду схожу. Мне просто было интересно, и плюс мне хотелось большей независимости. Но дальше пошло, поехало, она развивается, и мы все время меняемся. 

Елена Женина:

Команда, о которой вы говорите, сколько лет вы вместе?

Максим Снигирёв:

Больше 10 лет. То есть мы начинали бизнес, ребята, нас четверо, мы с тремя из них учились в школе, с тремя в институте, там пересечение небольшое. И так получилось, что когда я приехал из Америки, я там поработал, немножко пожил, это был Work and Travel, для студентов программа типа по обмену. Я приехал, мне хотелось сделать что-то новое. Потому что я увидел в Америке дофига всего, а у нас здесь 2006г. 

Елена Женина:

И сразу хотелось что-то. 

Максим Снигирёв:

Да, я думаю, сейчас что-то сделаю, какие-то фото киоски придумывали, какие-то, в общем какая-то пошла такая движуха, потому что кажется, возьми, оттуда скопируй, сюда привези. Это было классное время, 2005-2006-й, всё летело, экономика разворачивалась. Мы вложились, я такой, давайте делать мобильную рекламу. И я, работая в банке, получая, как сейчас помню, 12.000 руб. зарплаты, ещё половину зарплаты платил разработчикам, чтобы они нам какой-то код писали. А потом команда развалилась, и мне стало очень жалко это время и деньги, которые я тратил, потому что я не сильно много зарабатывал, но при этом. Я взял ребят, которых я знал со школы, я говорю: давай попробуем. Просто в институте встретил в коридоре, мы на разных курсах учились. Давай попробуем. Ну давай попробуем. И ребята так зажглись, через полгода они ушли с работы, потому что они уже тоже работали. Потом они через год продали машины свои, мы подняли инвестиционные деньги, полтора года, это была отдельная длинная история. Мы искали инвестиции, просто ходили в инвестиционные фонды, на инвестиционные форумы, у нас не было денег. Я намутил карточку журналиста, ходил как журналист, просто знакомился в лоб с инвесторами. Просто мне было море по колено, я вообще бессмертный был, такой типа: что там, где там инвестор. Они меня потом все знали, потому что таких сумасшедших не очень много было. А потом через полтора года вот этой всей штуки мы реально привлекли инвестиционные деньги, и в 2008-м году мы уже стали проектом, у нас 22 человека народа. И потом в 09 году, когда инвестиции, пришёл большой кризис, инвестиции закончились, мобильная реклама перестала продаваться и всё схлопнулось. И мы этой же командой остались, мы такие: что будем делать? На работу не хотим идти, давай, что мы умеем делать? Мы умеем хорошо продавать и вроде мы разобрались в онлайн рекламе. Потому что маркетинг мы нормальный учили, нам это интересно было, и уже с брендами научились работать. Мы такие, что будет, точно понятно, что интернет реклама точно понятно. Тогда интернет реклама в 2010-м году, это было 5 % рекламного бюджета. Сейчас он больше половины. Диджитал победил телек. Но тогда было понятно, что эта штука будет расти, и мы тоже были наглыми, у нас полгода не было офиса, мы после этого кризиса нас осталось 4 человека, 5 человек. И мы из дома сидели работали, встречались в кафе на статусах, сидели, звонили и просто говорили, в крупные бренды сразу начали звонить. Говорили: слушайте, позовите нас в тендер. А всегда, когда подбирают агентства, делают тендер. Позовите нас в тендер, мы самые крутые, мы всех порвём. Они такие, типа странные ребята. Но через какое-то время мы просто подходили как предприниматели, мы не подходили, как рекламщики. Мы приходили и бренд менеджеру задавали вопросы про бизнес. И это было совсем странно. 

Елена Женина:

То есть вы сразу определяли какие-то болевые точки и предлагали решение. 

Максим Снигирёв:

Да, почему так стоит товар на полке, а так, как люди покупают, почему они меняют этот бренд этот? И мы задавали такие вопросы, и на нас такие: нифига себе, ребята. То есть мы по сути правильные вопросы спрашивали. 

Елена Женина:

С экспертизой приходили, фактически. 

Максим Снигирёв:

Да, и мы выиграли так несколько больших проектов у очень больших агентств, не видя ни одной настоящей презентации. И оттуда пошло. На второй год мы вели всю Coca-Cola в России в онлайн. Это очень серьёзно, мы вели основные бренды. Мы делали диджитал маркетинг для McKinsey. Я сейчас, за девять лет мы уже топовое агентство, но если взять любую вертикаль, которая серьёзно тратит деньги на интернет маркетинг, мы поработали с топ-3 компаниями точно в этой вертикали. У нас там большые клиенты и очень большая достаточно репутация, уже большая команда, у нас три офиса в Москве, пять агентств в группе. И эта штука работает, но нам это всё равно мало. Потому что здесь уже вроде бы всё понятно, агентство Фэйсбуком никогда не будет. И хочется чего-то нового. И тут есть огромный рынок, с огромной проблемой, с огромной болью. Я ничего не понимал в авторемонте и сейчас так себе разбираюсь. И это мне дало, как тогда мы не знали ни одной рекламной презентации, так и сейчас я не понимаю в авторемонте. Я не хочу разбираться, я хочу смотреть глазами потребителя. 

Елена Женина:

И получать качество, которое нужно мне в данный момент времени.

Максим Снигирёв:

Да, я не хочу, обычно когда ты начинаешь разбираться, начинаешь вникать, дроссельная заслонка, она сама отвалилась. Потребители всё равно. 

Елена Женина:

Мне это зачем? 

Максим Снигирёв:

Он отдал эту машину, он говорит: ребята, она была у вас, то, что она там сама отвалилась, потому что она старая, я не хочу об этом думать. Мы такие: не вопрос. Мы закрываем сами бюджет. Поэтому такая какая-то короткая история. 

Елена Женина:

Максим, чем обусловлен успех предприятия на ваш взгляд? 

Максим Снигирёв:

Вообще в целом?

Елена Женина:

Да. 

Максим Снигирёв:

Это очень хороший вопрос. Есть классные исследования. Когда я переизучал свою экспертизу в HR, потому что я считаю, что это очень важная штука, я наткнулся на очень классную книгу, которая считается одной из лучших и, мне кажется, только её можно прочитать про HR, всё остальное выбросить. Она называется «Кто. Решите свою проблему номер 1». Это научная работа, потому что люди, которые написали, это консультанты, которые несколько десятков лет этим занимаются, и они исследовали, у них больше 20 долларовых миллиардеров, с которыми они сделали интервью, больше 20 топ менеджеров миллиардных компаний, тысячи HR и всё остальное. И они сделали исследования. И там какой Success фактор в бизнесе, фактор успеха. 52 % - это команда. 17 % - это стратегия, 20 % - это рыночные факторы. То есть это внешние факторы, скажем так. И чуть-чуть остаётся на остальное. Удивительная штука, я немножко по-другому себя считаю, вижу эту штуку. Но действительно, команда, это все равно превалирующая вещь. Я считаю, что удача, она во многом тоже важна. Потому что как ты подумал, мы очень все любим изучать, как работает мозг, смотрим лекции Черниговской, всё это здорово. И там действительно, мозг, вообще непонятно, как он думает и почему он так думает. И вот то, что он выдал, это я подумал или он как-то сгенерировал и выдал. Но кажется, что то, почему ты оказался в этом месте, в это время, всё равно фактор удачи. Почему ты родился, почему у тебя такая нейропластичность, почему ты так смотришь на мир, а не как большинство людей в России и вообще в мире. И мы на эту тему рассуждали с друзьями, и нам кажется, что родиться в таком сочетании факторов, в это время, в этой стране, в этом месте, в этой семье, в этом городе, получить такое образование, таких людей вокруг себя собрать, это счастливый билет. И в этот счастливый билет, это не про то, что я родился с серебряной ложкой, потому что наоборот как раз. 

Елена Женина:

А просто так сошлись обстоятельства. Или ты их притянул.

Максим Снигирёв:

Да, они сошлись по какой-то причине. 

Елена Женина:

Или притянул?

Максим Снигирёв:

Какая-то метафизика, не метафизика. Но эта нейропластичность, которую мы стараемся сохранить, она как раз и определяет, что ты не боишься пробовать, не боишься рисковать. Ты не боишься, типа: что, электросамокаты появились, ну-ка, дай я попробую, что там. Каршеринг? Ну-ка, поехали. Ты начинаешь, ты постоянно пробуешь что-то новое, потому что тебе это интересно. Конечно, ты не хочешь отставать. Потому что я, например, в 33 года, у меня средний возраст в агентстве, я думаю, что лет 25. Я уже чувствую, что я отстаю. Такие все в Инстаграме, но все, Инстаграма уже нет. Tik Tok. Что такое Tik Tok, дай-ка я поставлю. Сидишь и залипаешь, потому что в этом что-то есть. И ты следишь за теми вещами, ты понимаешь, мы в диджитале, все равно по сути на передовой. Но я думаю, что это не зависит от возраста, это больше зависит от того, насколько ты стремишься пробовать новые вещи, не боишься. Потому что есть несколько типов людей. Кто-то любит, у меня есть друзья, они любят ходить в один и тот же ресторан. Потому что ты пришёл, всё понятно, он знает этот стол, он знает этого официанта, он знает, какую еду, в общем, всё знает. А кто-то наоборот, пойдём что-нибудь новое. И это типы людей, которые всегда по-разному. У меня есть друг, он такой, приходит со мной, а он инвестбанкир, очень умный парень, очень умный, он прямо математик. Но он очень про safe choice, такой безопасный выбор, и он не хочет тратить свою энергию, если он знает. 

Елена Женина:

Предсказуемость для него - это сохранность его энергии, психики и настроения. 

Максим Снигирёв:

Да. Я всё время шучу над ним, потому что я прихожу, я заказываю блюдо, он говорит: мне то же самое. Или я пришёл, купил какой-нибудь сёрф доску для сёрфа, на Бали мы были, он говорит: мне такую же. Я говорю: а в чём прикол? Он говорит: я уже понял, что ты уже время потратил, энергию на изучение, ты плохо для себя не выберешь. То есть это настолько. 

Елена Женина:

Это тоже экономия.

Максим Снигирёв:

Это рационализация полная, он просто рационализирует, он такой: что там, какие тапки ты купил? Я говорю: подошва вообще вот такая, супер. Он: мне такие же. Это довольно смешно, но с другой стороны, это тоже... 

Елена Женина:

Зачем заморачиваться, если уже проведено исследование. 

Максим Снигирёв:

Люди разные, и это прикольно, что мир такой разный. Но люди, которые пробуют, что-то стартуют, у них одно мировосприятие, одни привычки и по одному пути мозг работает. Те, кто не пробует, они по-другому, те, кто хорошо управляют, хорошие управленцы, у них по-другому, хороший бухгалтер, у него свой мир. Просто все разные. 

Елена Женина:

А бывают люди, которые сочетают в себе несколько компетенций, несколько функций, и они ещё более нейропластичны. 

Максим Снигирёв:

Да, если про бизнес говорить, то это классика жанра, то, что Ицхак Адизес рассказывал, что есть, книжка называется «Идеальный руководитель». Мы это тоже прожили, и когда ты через себя пропускаешь, это очень круто. Он говорит, что идеальная руководитель из четырёх факторов состоит. Первое - это предприниматель, второе - это продуктолог или продюсер, который может сделать продукт, третье - это администратор и четвёртое - это интегратор. Хороший пример, просто жизненный, очень простой и очень быстрый. Если бы мы делали, например, железную дорогу и мы придумывали. Предприниматель говорит: классно, отсюда нет сообщения, люди ездят криво, давайте сделаем вот так, типа сделаем эту ветку или будем уголь возить на комбинат вот отсюда. Он говорит: классно. Дальше приходит продуктолог и говорит: так, если мы возим уголь, нам надо 15 вагонов, две колеи туда-сюда, вот такие локомотивы, он собрал продукт. Дальше приходит администратор, говорит: так, стрелку надо разводить вот так, здесь будут такие машинисты, чтобы они выходили вовремя и так далее. 

Елена Женина:

Обслуживание будет такое-то. 

Максим Снигирёв:

А интегратор - это человек, который очень важную роль играет, когда большая компания, чтобы люди друг друга слышали. Но фишка заключается в том, что идеального руководителя не существует. Нет ни одного человека, в котором четыре этих фактора сочетаются. И очень важно для любого предпринимателя, я поздно достаточно это понял, но это обалденно классно работает. Ты понимаешь, какие у тебя сильные стороны. То есть я, например, предприниматель и интегратор, чуть меньше продуктолог и уж точно не администратор. Я должен иметь в команде людей, которые... 

Елена Женина:

Обладают этими компетенциями, но выше, чем у вас. 

Максим Снигирёв:

Если я буду пытаться развивать в себе администратора или пытаться заниматься бухгалтерией, я во-первых, буду демотивирован, у меня будет меньше энергии, и у меня не будет получаться то, что я хорошо делаю. Поэтому когда ты это осознаёшь и понимаешь, ты понимаешь, какая команда, какие компетенции, что тебе нужно. Вот я сразу к этой матрице обращаюсь: так, кого у меня здесь не хватает. И тем более это важно очень на разных стадиях развития проекта. То есть это очень важно. 

Елена Женина:

Если рассматривать вообще любую организацию любого бизнеса, любое дело, которым вы занимаетесь, занимались и планируете заниматься, всё-таки с точки зрения не только тех канонов, которые вы озвучили, тех исследований, которые уже были проведены, но ещё и с точки зрения Черниговской, энергетики, нейропластичности. Что ещё является основополагающим моментом на пути к успеху, к результату?

Максим Снигирёв:

Я думаю, что правильный подход. Разные рынки, например, если сейчас заниматься е-коммерсом, продавать бытовую технику, всё, поздно. Если сейчас стартовать новый сервис такси, это поздно, потому что вам чтобы стать больше, чем Яндекс, вам надо потратить сильно больше денег, чем они, это очень много, очень дорого. И когда ты понимаешь, что если говорить про масштабы, про какие-то большие амбициозные задачи, то есть булочную, которая делает какие-то супер крафтовые пирожки, можно открыть в любой момент. А если говорить про какие-то большие масштабные вещи, то ты должен выбирать такие ниши, которые будут терпеть изменения и где будет появляться новая парадигма. Например, почему авторемонт. Потому что рынок авторемонта, мне очень нравится эта история, я когда прямо реально туда погрузился, я действительно очень вдохновлён этим. То, как продаются автомобили, не менялось последние 50 лет. Машины как были с четырьмя колёсами, рулём и сиденьем, так и остались, как были дилеры, так и остались. В общем, в принципе, ничего не поменялось. То есть они чуть другие, но ничего не поменялось. Но сейчас есть четыре больших тренда в мире. Они применяют не только то, как продаются автомобили или как мы их потребляем, но они изменят, как живут города, как строятся города, как люди тратят своё время, как они тратят свои деньги. 

Елена Женина:

Как выстраиваются маршруты. 

Максим Снигирёв:

Да, потому что Transportation и Mobility, вот это транспортная штука, этот третья трата в домохозяйстве после еды, жилья и дальше идёт транспорт. Что за четыре тренда, очень интересно. И очень быстро расскажу. Первый, он называется райд-хейлинш. Райд-хейлинг, туда входит такси, по-простому, там всё понятно, почему это меняется, потому что мы сейчас видим, в центре люди продают машины, там есть тренд на снижение, кто-то стал комбинировать своё потребление. Кто-то ездил раньше только на своей машине, сейчас ездит то так, то так. Туда же входит каршеринг, новый большой тренд, но не до конца понятный. Это не прибыльная бизнес модель, пока она не работает. Ещё все на это смотрят. Туда же входит то, что называется микромобилити, например, эти самокаты, велосипеды, которые мы видим в Москве, которые можно арендовать здесь, оставите там. Это первый большой тренд. Второй большой тренд, это называется Connectivity. Все автомобили и транспортные средства, это очень хорошо мы по автобусам видим, они уже взаимосвязаны, они подключены к интернету. Это значит, что мы не просто можем видеть на карте, где находится автомобиль, а мы можем, например, как каршеринг открыть машину удалённо. То есть я, например, если у вас есть такая машина, вы подключены к сервису моей подписки, я приезжаю, открываю вашу машину, отвожу чиню или заправляю, оставляю вам готовую, и мне фактически это можно делать гораздо проще. Плюс автомобили будут общаться друг с другом для того, чтобы не было аварий. И плюс обучение этому вождению, то что идёт третий тренд, что называется Selfdriving или, проще говоря, это автономные автомобили, которые ездят без водителя. То есть эта штука, да, она не придет через пять лет, массово мы её не увидим через пять лет. Но она придёт, несмотря ни на что. То есть это вопрос только времени. Там есть законодательное ограничение и технологическое ограничение, там много энтузиазма вокруг этого, но это не произойдёт завтра. Но это точно произойдёт. Это третий тренд. Четвёртый тренд - это электрификация. То есть то, что Европа, Штаты начинают больше смотреть на электромобили, а это фундаментальные изменения. Потому что если посмотреть на энергоматрицу США, как самой большой экономики, то большую часть электроэнергии они получают из, как ни странно, угля и газа. Это фантастически, если вы хотите машины заряжать, то вам надо столько электричества где взять. Вам придется перестроить города с энергосетями, люди не будут заправляться, как сейчас они машину заправляют, потому что это долго, ты должен заряжать машину дома, значит тебе надо мощности подвести, переделать. А представьте себе, Новогиреево, панельные дома, чтобы там везде электрозаправки стояли. Это совершенно другой уклад. Люди будут по-другому перемещаться, города будут по-другому строиться. А самое главное, самое интересное, что как будет всё на самом деле, никто не знает.

Елена Женина:

Но предполагать можно. 

Максим Снигирёв:

Это футуристика. Но как конкретно будет, никто не мог подумать, что такси так перевернёт вообще индустрию, вырастет рынок в несколько раз, потому что они не просто переструктурировали рынок, они его вырастили в несколько раз. И никто не мог подумать, что это будет так быстро. И как, на самом деле, будет это всё происходить, никто не знает. Все большие бизнесы, все интересные новые бизнес-модели возникают на таком технологическом изломе. Когда меняется старая парадигма, новая ещё не сформировалась, непонятно, как будет, и вот на формирующейся парадигме, это было с соцсетями, Facebook почему взлетел, это было с компьютерами, это было с электричеством, это было.. И там инновации, почему так быстро время ускоряется. Потому что инновации, они растут в прогрессии. Потому что, например, появление электричества не только осветило города, но и создало возможность развития лифтов. Как ни странно, благодаря лифтам города стали расти вверх. Небоскрёбы появились только благодаря лифтам. Иначе не зайдёшь на 50-й этаж. А дальше и так далее. И каждая ветка, появление, например, компьютера, появился интернет. Интернет, появились социальные сети, е-коммерс, банки и так далее. И вот это всё растёт в прогрессии. И каждая клетка рождает ещё другую большую ветку. И это всё ускоряется, и чем оно больше ускоряется, тем более многофакторной становится модель, и тем больше возможных самых невероятных пересечений здесь. Если ты находишься на острие и ты имеешь определённое понимание, обладаешь вот этой нейропластичностью, потому что без этого никак, не боишься пробовать, то кажется, что здесь можно не только заработать какие-то большие деньги, но и можно внести вклад в изменение того, как люди живут. Это самая интересная задача, это то, что больше всего вдохновляет. 

Елена Женина:

Максим, наша программа подошла к концу. От вас совет зрителям и слушателям. 

Максим Снигирёв:

Тренируйте свою нейропластичность. 

Елена Женина:

Спасибо большое. Напоминаю, что в гостях у нас был Максим Снигирёв, компания Alfred. С вами была я, Елена Женина, до новых встреч в эфире. До свидания.