{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Михаил Кожухов Президент одноимённого «Клуба путешествий», обладатель всех значимых премий в области отечественной журналистики 15 июля 2019г.
Куда хочу, туда лечу
Благодаря каким качествам ему удалось стереть границы? И как выручает в экстремальных ситуациях обаяние интеллигентного человека

Наталья Урмацких:

Добрый вечер, дорогие люди понедельника, зрители, слушатели Mediametrics. С вами программа о человеческих потребностях и нечеловеческих возможностях «Пирамида Урмаслоу», я, её ведущая, Наталья Урмацких. Я вам обещала Персеиды, я вам сделала их. Потому что сегодня в гостях настоящая звезда, путешественник, журналист и президент Клуба путешествий, сам Михаил Кожухов. Здравствуйте, Михаил. 

Михаил Кожухов:

Здравствуйте. 

Наталья Урмацких:

Мы договорились, что я вас буду звать Михаил. 

Михаил Кожухов:

Да. 

Наталья Урмацких:

Это как-то сближает. Я так чувствую себя немножко причастной. Вас тоже можно приблизить к нашему эфиру, к Михаилу Кожухову, потому что работает эфирный WhatsApp 89651083493, это для тех, кто смотрит нас в YouTube или кто смотрит в моём аккаунте в Facebook. А также трансляция идёт в Instagram, причём даже две. У Михаила Юрьевича Кожухова в его Instagram и в Instagram Пирамида Урмаслоу, но это уж как водится, я наконец-то освоила эту технику. Вот теперь, наверное, пора начинать. Я ждала весь вечер, потому что задавать вопросы путешественнику, это очень интересно. И первый вопрос, который меня волнует, в принципе, что такое Клуб путешествий Михаила Кожухова? Это коммерческий проект или это проект для удовольствия?

Михаил Кожухов:

Знаете, у меня из какого-то прошлого на Фейсбуке написал человек, который сейчас священик. Когда-то он был актёром в театре Спесивцева. Мы вместе в молодости хулиганили, выпивали, ругались неприличными словами. Я ему ответил: это ты, Саня? А он мне ответил, написал в ответ: что ни ответ, всё будет полуправдой. Поэтому я не могу утвердительно или отрицательно ответить на этот вопрос. Потому что сам толком не понимаю, что в этом больше, коммерции или миссии. Во всяком случае, мы всё-таки надеемся, что когда-нибудь наступят времена, что мы будем лежать на даче, звонить в клуб: ну как там, нормально всё, спрос превышает предложение? Хорошо, давайте, работаете. Но пока это не так. Потому что, во-первых, есть такое заблуждение, что туроператоры это какие-то пауки, которые только и мечтают вас поймать, на вас наживиться, заработать на вас деньги. 

Наталья Урмацких:

Еще поселить в самый плохой отель вместо обещанного хорошего. 

Михаил Кожухов:

В действительности это то, что называется низкоприбыльный, по-русски говоря, бизнес с колоссальной конкуренцией. Кроме того, то, что делаем мы, это интересует не очень большое количество людей. Потому что всё-таки особенность российского отдыхающего -это мечта лечь на песок и пить пиво или водку. 

Наталья Урмацких:

All inclusive.

Михаил Кожухов:

All inclusive. И людей, которым интересно что-то ещё, их просто по определению меньше. Кроме того, некоторые из них пребывают в заблуждении, что они сами с усами, они всё сделают лучше и дешевле. Есть некоторая часть людей, которая понимает, что мы делаем, и мы им рады. Но кроме того, у нас есть проекты, буквально на днях мы отметили очень шумно, в буквальном смысле слова, так, что даже жаловались на нас жители, потому что мы задержали немножко концерт. Отметили шестилетие клуба сумасшедшим фестивалем. И Андрей Макаревич, Uma2rman, Ундервуд, Tequilajazzz, Хавтан с латиноамериканскими музыкантами. И это всё было в пользу фонда Чулпан Хаматовой «Подари жизнь». Потому что если бы мы хотели только зарабатывать, мы бы как-то по-другому себя вели. Вот так я отвечу на такой сложный вопрос. 

Наталья Урмацких:

Поняла. Но у вас миссия, понятно, она просветительская или действительно просто показать людям возможности. Потому что путешествия бывают разные. Даже можно в горы экстремально полазить, просто чтобы было, чтобы на Эверест, вот я взял Эверест и всё. Можно лазить так, что ты ещё узнаешь целую историю этого народа. 

Михаил Кожухов:

Я не знаю, насколько она просветительская, во всяком случае, она образовательная. Потому что нам нравится показывать людям правильный с моей точки зрения способ путешествовать. А именно, во-первых, через людей, потому что моя религия путешественническая состоит в том, что ты должен привозить из поездки имена. Может быть вы даже больше никогда не увидитесь, но всё равно я запоминаю страну по какому-нибудь Джону, с которым я в лес ходил, по какой-нибудь Катрин, с которой я кофе пил, по людям. И по возможности всё-таки, влезая в их шкуру и пробуя что-то делать. Конечно, не так, как я это делал, когда ездил по миру, ел тараканов. Потому что это всё-таки хард. 

Наталья Урмацких:

Можно я потом порасспрашиваю про эту веху вашей жизни?

Михаил Кожухов:

Можно. Можно, да. Что-то делая своими руками. Потому что такой тактильный опыт новый, по моему убеждению, он расширяет представления не только о мире, но и о тебе самом. Но главное - это человеческое измерение, потому что всякая ненависть и вражда, она в основном от незнания, от непонимания какой-то другой культуры. Когда ты обрастаешь друзьями по всему миру, ты перестаёшь верить в то, что где-то там, в подземной комнате люди с длинными ногтями собираются по ночам и мечтают уничтожить Россию. Потому что ты знаешь, что эта хрень собачья. 

Наталья Урмацких:

То есть вам ещё и премию мира можно будет скоро вручить. Миротворческая миссия, она достаточно интересный облик приняла в виде путешествий. Вы сказали, что мечта о том, как вы будете лежать на дачке, отчёты финансовые слушать, она ещё впереди. Вам до сих пор приходится, в смысле в настоящее время приходится всё-таки проводить эти путешествия самому. Потому что люди идут на имя, на бренд. Я конечно не сомневаюсь, что у вас вся команда талантливая, но ставить себя на место путешественника, конечно, я охотнее поеду прямо с Михаилом Кожуховым. Тяжело это или нет?

Михаил Кожухов:

Во-первых, смотрите, я же только одна из душ. У нас есть такое понятие, душа компании. Понятно, что группы с Андреем Макаревичем или Чулпан Хаматовой собираются быстрее, чем мои группы. Не могу пожаловаться. 

Наталья Урмацких:

Ничего себе, они тоже так собирают группы и едут, как гиды, душа компании. Это как амбассадор, получается. 

Михаил Кожухов:

Не совсем. Мы долго придумывали, каким словом обозвать, и душа компании может не очень удачное, но ничего лучше не нашли. Потому что у нас, например, в Иран, Марокко душой компании работает какой Григорий Кубатьян, совершенно замечательный парень, великолепно пишет, у него чумовой опыт путешествий. И в путешественнических кругах он звезда. Но широкой публике Григорий Кубатьян мало о чём скажет. Поэтому путешествие со звездой неточно. Путешествие с интересным человеком тоже неправильно, потому что у нас такие интересные люди с нами ездят, вообще каждый раз не устаёшь удивляться. Поэтому возникло такое, душа компании. Это человек, во-первых, который отвечает за общую атмосферу в поездке. Он должен помочь людям включить эффект попутчика быстрее, чем они бы это сделали сами. Его задача, у нас группы маленькие, максимум 12 человек, его задача - умножить эмоции, заставить химию работать. Но есть ещё местный человек, который знает, во сколько, где мы должны быть, чтобы не опоздать в следующее место. 

Наталья Урмацких:

А какая, в принципе, иерархия в команде, она существует? Вот я поняла, есть душа компании, наверное, помощник души компании. Как распределяются должности на корабле, на борту?

Михаил Кожухов:

Есть душа компании, есть местные жители, всё, и путешественники. 

Наталья Урмацких:

А все остальные равны. 

Михаил Кожухов:

Да и они тоже равны. 

Наталья Урмацких:

Но вы не раздаете, какие-то функции не распределяете. Ты кок, ты смотрящий, ты глядящий. 

Михаил Кожухов:

Нет. Это же всё... 

Наталья Урмацких:

Это элемент игры просто, потому что даже взрослые люди, им всегда интересно, я заведую кухней, здорово, я молодец.

Михаил Кожухов:

А что там заведовать кухней, когда это всё превращается в сплошную обжираловку в каких-то вкуснейших ресторанах. 

Наталья Урмацких:

Да кстати, про кухню мне интересно. Во-первых, давайте сначала начнём с того, на чем путешествует группа Михаила Кожухова и любой из души вашей компании, когда отправляется в путешествие? Море, воздух, автомобиль? 

Михаил Кожухов:

Как правило, это автомобиль, потому что всё-таки за очень редким исключением это всегда перемещение. Это лучший автомобиль из возможных. Типа Mercedes Sprinter. У нас есть ещё одно направление, называется сухопутные экспедиции, это для любителей трекингов, джипингов и прочих экстримингов. И всё равно там есть тот же Эверест, базовый лагерь, есть и Казбек, и Монблан, и Эльбрус. Но всё-таки в сочетании с максимально возможным, доступным комфортом. Если подъехать, то не на тракторе, а на чем-то удобном, если ночевать, то не в палатке, а в каком-то пристойном месте. 

Наталья Урмацких:

То есть это не туризма как такового не происходит, когда нужно на осликах, через горы, потом в юрте со скорпионами. Или это по желанию заказчика?

Михаил Кожухов:

Знаете, есть места, куда иначе не попадёшь. Например, Алтай. Для того, чтобы увидеть долину Укок, где нашли вот эту принцессу, которая стала символом эзотериков или для того, чтобы посмотреть одно из самых потрясающих явлений природы, Карагемский прорыв в верховьях реки Аргут, это палатка по-любому. Никак ты туда по-другому не попадёшь. А если это Килиманджаро, то всё-таки это носильщики, которые тебе сварят, поставят палатку. 

Наталья Урмацких:

Самих не заставляете путешественников, только в добровольном порядке. 

Михаил Кожухов:

Смотрите, всё равно на Эльбрус надо подняться, и никто тебе ноги переставлять не будет. Тебе придётся делать самому. 

Наталья Урмацких:

То есть всё равно работать придется. Вам самому какие больше путешествие нравятся в этом ключе? На автомобиле, на ослика или по воде? Потому что я начиталась интервью с вами, у вас тайная или явная любовь, это шхуна, клипер, паруса. Так ли это?

Михаил Кожухов:

Смотрите, тоже ответ распадается на 2 части. Я всю жизнь, несметное количество лет сплавляюсь и пропустил последние два года только. Поскольку я последнее время сплавлялся с сыном, он тут женился, у меня есть надежда, что, может быть, ему это надоело, и он меня не потащит. Потому что последний раз была Колыма, довольно тяжёлый поход, потрясающе красивая река. Мы отмахалли 400 км на вёслах, и там очень красивый каньон со сложными препятствиями. Реально сложными. То есть это нужно забраться на каньон, пройти до порога, спуститься, осмотреть порог, потом подняться опять. А высота каньона метров 50-70 и он такой, довольно крутой. Вернуться, спуститься, пройти порог. Я подумал, что уже что-то мне тяжеловато, я как Винни-Пух полз по этому склону. Тем не менее, я отпуск проводил всю жизнь вот так. А море под большими парусами, это увлечение последних пяти лет, когда я попал на Крузенштерн, у нас был проект, связанный с большими парусниками. Сейчас что с ним будет непонятно. 

Наталья Урмацких:

Это экономические какие-то сложности?

Михаил Кожухов:

Нет, это сложности, которые возникают, когда частная контора, вроде Клуба путешествий соприкасается с государством. Это всегда непросто. Но сам я для себя три года назад оказался на Барьерном рифе на катамаране парусном и обнаружил новое удовольствие. У меня причём это удовольствие после Нового года. Сначала был Бора-Бора, в прошлом году Тайланд, в этом году будут Канарские острова, причём на этот раз не на катамаране, а на больших яхтах двух. Я туда очень хотел вернуться, потому что, особенно Лансароте мне запал в душу, прямо хочется вернуться. Поехали с нами! 

Наталья Урмацких:

С удовольствием!

Михаил Кожухов:

Там будет классно. 

Наталья Урмацких:

Мне нравится, когда вы всегда говорите в своих презентационных речах, скажем так, на одной радиостанции: а лучше поехали с нами! Я прямо сижу за рулём: да-да! Я напомню нашим зрителям, что есть у нас WhatsApp эфирный, прямой 89651083493. Если у вас есть вопросы или пожелания Михаилу Кожухову, пожалуйста, можете прямо сейчас записываться и поехали с ним, а может быть, и с нами. Я же хочу вот какой вопрос задать. Вы так скользко, очень деликатно упомянули о сложностях, которые в т.ч. и в наше время государство устраивает частным конторам, частным путешественникам. Действительно ли сказываются на качестве путешествия, на качестве общения с миром сложности, происходящее вокруг нас или внутри нас, как страны. 

Михаил Кожухов:

Только, пожалуй, пример с Грузией, когда мы были вынуждены, формально это рекомендация Ростуризма, запрещающая туристическим компаниям рекламировать и отправлять людей в Грузию. Мы были вынуждены снять четыре объявленных программы. Правда как раз по экспедиционному направлению люди сказали: нам по барабану, мы хотели поехать и поедем. Через что надо лететь? Через Минск, через Ереван, нас не волнует, покупаем билеты и поедем. Мы то же самое можем сделать. А больше вряд ли хоть как-то это кого-то беспокоит. 

Наталья Урмацких:

То есть умного, образованного и воспитанного человека рады видеть везде. Несмотря на все эти пугалки и страшилки. 

Михаил Кожухов:

Да, конечно. 

Наталья Урмацких:

Контингент, который обращается к вам, люди, они какого уровня? Потому что ладно, доход, это одно, не все могут себе позволить катамаран на Бора-Бора. Но тот же интеллект, чувство юмора, который необходим в таких путешествиях. Насколько оно влияет в принципе на состав компании, как они друг друга находят? Это же разные люди. 

Михаил Кожухов:

Это разные люди. Правда все они, когда приходят к нам, они говорят одну и ту же фразу. Причём они это говорят с таким, торжественно очень, и это забавно. Потому что из 100 человек 99 говорят: я самостоятельный путешественник, я вообще никогда с группами не ездил. Хорошо, отлично, добро пожаловать. То есть это люди с большим опытом самостоятельных путешествий, которые в какой-то момент поняли, что чего-то тоже не то. Вроде как всё сам сделал, а что-то. 

Наталья Урмацких:

Потянуло в компанию. 

Михаил Кожухов:

Да. Есть ещё одна особенность. Как правило, это всё-таки, я думаю, что основной контингент 35+. Это люди состоявшиеся, скажем откровенно, заработавшие, потому что поехать на Кубу с Кожуховым или в Перу с Олегом Нестеровым, это стоит дороже, чем поехать туда без Олега Нестерова или Дубаса Алекса, или Миши Козырева, или Чулпан Хаматовой. Это зачастую первые, вторые лица небольших компаний, иногда бывает топ менеджмент больших компаний. Когда мы это затевали всё, мне думалось, что в основном наши вот эти готовые программы будут привлекать семьи или небольшие компании друзей. Нифига. Востребованными оказались, мы делаем индивидуальные тоже. Если вы скажете, я смотрю, у вас такая программа в Японию хорошая, хочу в Японию, но тогда не могу или мне не интересна Алёна Свиридова, хочу с подружкой поехать, сделайте, пожалуйста. Мы это тоже сделаем. Но востребованными оказываются групповые программы. Потому что вот эти все самостоятельные взрослые, добившиеся чего-то в жизни люди, оказывается, испытывают некое новое одиночество в толпе. Иногда в силу положения они, грубо говоря, не выпивают с подчинёнными или нет возможности у них как-то раскрыться. 

Наталья Урмацких:

Держат лицо. 

Михаил Кожухов:

Держат лицо. Несмотря на все Mediametricsы и Фейсбуки, вот это всё, казалось бы, протяни руку и вот тебе. 

Наталья Урмацких:

Свистни и компания понеслась. 

Михаил Кожухов:

Ну да. Есть какое-то новое одиночество, есть какая-то потребность расширить круг. 

Наталья Урмацких:

А с вами есть психолог, который подмечает, вот у этого человека может быть нервный стресс после переутомления, а вот этот сейчас может драку затеять, потому что он пафосный такой. 

Михаил Кожухов:

Нет, если мы ещё будем включать психолога в группу из 6-8 человек, то стоимость поездки будет вообще непотребной. 

Наталья Урмацких:

Это у меня сразу такая фантазия, что такие, очень самодостаточные люди, которые знают себе цену, вот они собираются в своём кругу. Знаете, как это было в «Последнем герое» когда-то, когда медийные люди начинали говорить: фу-фу, я это делать не буду. И проявлялись не самые хорошие качества человека. Вот если на Джомолунгме, не знаю, на Монблане вдруг в этой компании проявляется такой человек ...кашечка, что вы делаете, как вы нивелируете ситуацию? 

Михаил Кожухов:

Вообще это, на самом деле, сложный вопрос. Потому что хочешь, не хочешь, а туризм - это сфера услуг. И когда мы объявляем: Михаил Кожухов едет на Канарские острова после Нового года и вас с собой приглашает. Приходит человек и говорит: вот денежка, я хочу. 

Наталья Урмацких:

Сделайте мне красиво. 

Михаил Кожухов:

Да. Представляете себе, скажет: а вы должны поговорить с Михаилом, может быть, вы ему не понравитесь. Он скажет: вы че, ребята, идите лесом. Вот и всё. Такой момент возникает. Пока, к счастью, везёт. Но бывает, пока звёзды чаще складываются волшебным образом. Причём настолько волшебным. Вот у меня сейчас буквально только что уехали в д

Дагестан наши путешественники, минуя клуб, просто договорились сами. Они уже были со мной в Дагестане, а теперь они, часть из них, поскольку они снюхались, подружились, и они взяли и поехали, сволочи такие, постят оттуда фотографии. 

Наталья Урмацких:

Убытки, сплошные убытки. 

Михаил Кожухов:

Это тоже к вопросу о миссии. Но мне приятно, что они подружились, и что они поехали туда друг с другом, хотя бы они были не знакомы ещё год назад. Ну и хорошо, ну и ладно, мне галочка в карму. 

Наталья Урмацких:

Плюс в карму. У нас ожил WhatsApp наконец-то. Напоминаю номер эфирного WhatsApp 89651083493, вы его видите на экране трансляции, пожалуйста, не зевайте, не упускайте такую возможность. Вопрос звучит так: когда вы понимаете, что путешествие удалось, есть у вас какой-то такой якорёк? 

Михаил Кожухов:

Знаете, это интересная штука. Я когда-то попытался проанализировать это на примере телепрограммы. Ты точно знаешь, когда у тебя что-то получилось. Когда, допустим, если мы говорим о репортаже, то ты удачно пошутил, отреагировал или у тебя установилось с человеком, с которым ты горшки лепишь или ломаешь такое мистическое понимание.

Наталья Урмацких:

И живое общение. 

Михаил Кожухов:

И живое общение. Ты всегда понимаешь, что всё, потом изуродуют на монтаже, или звукорежиссёр накосячил, это пожалуйста. Шанс есть. Но что это, причём я точно знаю, когда я что-то делаю хорошо в телевизоре. И хоть миллион человек мне скажут, что это плохо или я сделал плохо, а миллион мне скажут, что я сделал хорошо, это никак не повлияет на мою оценку. Это какое-то внутреннее представление о прекрасном. То же самое, ну как вы, в путешествии когда я вижу, у меня есть такая группа, я их шутливо называю ОПГ, организованная путешествующая группировка. Мы поехали первый раз в Гватемалу и Гондурас, причём я так это всё обставил, типа это научная экспедиция, и мы едем выяснять, почему Гондурас так беспокоит именно российского человека и больше никого другого. И подобралась компания, и уже в первый вечер они сидят, трещат. Я им говорю: кто тут у вас душа компании, вы хоть вспомните, что с вами телевизионная знаменитость. Он говорит: да ладно, отстань, подожди, нам и без тебя хорошо. Понятно, всё, звёзды сложились. Гватемала фантастическая, ещё она сверху ба-бах. И что там. Там конечно, кто-то может сказать, у меня вид из окна не туда был или что-то ещё, не понравилась лепёшка кукурузная, но ты всё равно понимаешь, что поездка была волшебной. 

Наталья Урмацких:

Случались настоящие чудеса? Вот то, что вы бы назвали чудом. Может быть, такой красоты вид открылся, что кажется, что это неземное что-то. 

Михаил Кожухов:

Неземная красота часто случается. Не знаю. Вообще главное профессиональное требование к человеку, который профессионально занимается журналистикой, это интерес и умение удивляться. Ещё ему не нужно объяснять, почему фраза «в лесу было накурено» невозможна. То есть если он не понимает, если у него есть интерес и умение удивляться, он думает: что такое, в лесу было накурено, нормально. Это бесполезно. Поэтому, конечно, когда ты много ездишь, в какой-то степени замыливается глаз и ты сравниваешь одни города с другими. Я сейчас был на Сан-Фермине в Памплоне, много лет мечтал, это прославленный Хемингуэем бег быков по городу. Но это же безумие. Миллион человек выходит с платочками на площадь и ждут, когда в 12 выстрелит пушка. Миллион человек. Пушка выстреливает, они надевают платочки и начинают поливать друг друга вином. Они все в белом. И ты смотришь на это, думаешь, ёлки-палки, как бы отсюда смыться. Но это такая энергия бешеная. И потом эти быки, конечно. Это про просто безумие, на которое ты смотришь, вылупив глаза. Один раз в жизни это надо точно увидеть. У них есть ещё одно, я однажды был, снимал это Фальяс в Валенсии. Всё пытаюсь это себе запланировать, когда-нибудь обязательно сделаю, потому что туда тоже надо посылать людей. Это испанское безумие номер два. 

Наталья Урмацких:

Салюты. 

Михаил Кожухов:

Это салюты, которые не видно, именно открывается Фальяс. 

Наталья Урмацких:

Там главное, чтобы громко было. 

Михаил Кожухов:

Да, там есть мелодия салюта. А потом они строят потрясающие вот эти куклы, назовём это, и потом сжигают это всё в средневековой Валенсии. А пожарники поливают дома, дома 16-17-го века, чтобы они не сгорели. И вся Валенсия полыхает костром одним. И они 3 дня не спят. 

Наталья Урмацких:

Ну хорошо, это такие зарубежные сумасшествия. Но в России тоже очень много своих приятных сумасшествий. Какое бы вы, например, сумасшествие показали иностранцам? Понятно, что сжечь на Тверской чучело Масленицы - это не очень себе сумасшествие. Но есть же, наверное, что-то такое массовое, энергетическое. Чемпионат мира по футболу, например, я не знаю. 

Михаил Кожухов:

Что?

Наталья Урмацких:

Чемпионат мира по футболу. Из разряда вот этих сумасшествий. Есть в нашей традиции какое-нибудь массовое безумие, которые не стыдно было бы показать иностранцу, как уау?

Михаил Кожухов:

Вообще, честно говоря, в мире мало, кто понимает, как можно есть сырой свиной жир и запивать его этиловым спиртом. Это в их глазах кажется ещё большим идиотизмом, чем бегать перед быками. 

Наталья Урмацких:

Могем удивить. Я поняла. Вопрос, сейчас я открою наш WhatsApp, потому что он жужжит, а я не успеваю его смотреть. Первое ваше, опять первое впечатление. Ну, хорошо, давайте, я не могу против зрителей пойти. Ваше первое впечатление от заграницы? Я так понимаю, наверное, речь идёт даже о студенчестве. Вы же ездили, в Гватемальском университете учились? 

Михаил Кожухов:

В Гаванском. 

Наталья Урмацких:

В гаванском, извините. 

Михаил Кожухов:

Всё-таки это была Куба, конец семидесятых годов. 

Наталья Урмацких:

Я немножко поправлю вопрос от зрителя, Куба первого впечатления, юношеского вот этого, из закрытой страны, и следующий ваш сознательный взрослый въезд в Кубу. 

Михаил Кожухов:

Мне, поскольку всё-таки я там год прожил, Куба стала частью моей жизни, она мне не безразлична, она мне, если можно так сказать, как вторая Родина. Мне было интересно, поскольку у нас уже произошли все события, мне было интересно, как меняется общество. Если ещё, условно говоря, лет 7-10 тому назад, 15, если ты осторожно говорил, что, ребята, знаете, может быть, это всё изменится. Они говорили: вот, вы предали идеалы социализма, что изменится, это вы сволочи. И потом как год от года становилось понятно, что это всё висит на волоске, и Куба будет через пару лет просто другой. Другой страной. Что-то потеряет тоже, как и мы. Во всяком случае, я надеюсь, что люди получат шанс на более достойную жизнь. 

Наталья Урмацких:

Были страны, в которые вы уже действительно повторно приезжали и видели разительные изменения в ту или иную сторону? Как вы для себя их оценивали?

Михаил Кожухов:

В мире становится лучше. Везде. И правда, проходит 10 лет, скажи мне, я был сейчас на карнавале в Бразилии, где когда-то работал и прожил два года. И прямо Рио очень подтянулся. Он стал чище, меньше народа на улицах спит. Потому что раньше ты идёшь по Копакабане, просто перешагиваешь через бездомных. А сейчас я прямо за них порадовался. 

Наталья Урмацких:

Это несмотря на то, что СМИ во время Олимпийских игр фу-фукали, что у них лодочки, байдарочки спотыкаются о мусор в воде. То есть это ещё цветочки, вы бы сказали. 

Михаил Кожухов:

Это условия игры. Пресса должна. 

Наталья Урмацких:

Говорить фу-фу-фу. 

Михаил Кожухов:

Да. Это у неё функция. 

Наталья Урмацких:

Поэтому ли вы отошли от журналистики?

Михаил Кожухов:

Нет, так просто сложилось. Мою программу закрыли, я после этого ещё долго снимал документальное кино. Но у нас всё устроено одинаково. И телевидение в этом смысле не отличается от строительства и всего остального. То есть это всё равно откаты, это всё равно унижения. Если ты выступаешь независимым производителем, то это... 

Наталья Урмацких:

Могут отобрать. 

Михаил Кожухов:

Да, и ты вынужден скрестить о двери, говорить: старичок, можно я тебе чего-нибудь сделаю для твоего канала. А он морщит нос. Просто в какой-то момент я исчерпал в себе запасы унижения, потому что когда у тебя даже небольшая телекомпания, для того, чтобы что-то делать хорошо, ты ищешь лучших людей. Им надо платить зарплату. Чтобы её платить, нужно зарабатывать, а чтобы зарабатывать, нужно получать заказы. А заказы эти, они через вот это вот. Я ходил, ходил и потом сказал, что не хотите, не буду делать. 

Наталья Урмацких:

Сегодняшнее предприятие, его чаша сия миновала? Вы можете сказать, что вы независимы? 

Михаил Кожухов:

Я могу сказать, что я независим, но я конечно, в большей степени независим, успех зависит только от того, насколько мы умело предлагаем то, что мы делаем. Насколько этот продукт хорош. 

Наталья Урмацких:

А иностранные партнёры, они как-то участвуют в жизни клуба путешествий, предлагают совместные какие-то?

Михаил Кожухов:

Предлагать предлагают, но особенность российского человека в том, что он, как правило, говорит только на одном языке, ну хорошо, на двух: на одном мужском, а на другом общепринятом. 

Наталья Урмацких:

Но вы себе можете позволить гораздо больше. 

Михаил Кожухов:

Я да. Есть, например, проблема в Латинской Америке с русскоязычными гидами. Потому что люди, которые уехали туда давно, они этим не занимаются, а те, кто занимается, это свежая миграция, люди из, пусть меня все простят, меня точно в снобизме нельзя упрекнуть, как мне кажется. Но это в основном наша глухая провинция, люди с невысоким уровнем образования. Которые выучили испанский на слух и говорят еле-еле, увлекаются какими-нибудь шаманами, реально плохо знают историю. Им вообще... 

Наталья Урмацких:

Но у нас же есть институт иностранных языков, там есть практика, в том числе преддипломная. Нельзя какую-то коллаборацию с вузами делать в этом направлении? И им практика, и вам. 

Михаил Кожухов:

Смотрите, довольно много людей в Москве и не только, возит группы куда-нибудь. Я тоже думаю, что я мог бы куда-нибудь, без опоры на местного человека, куда-нибудь возить группы. Ну что это получится. Это кафедральный собор, он выполнен в готическом стиле, построен таким-то архитектором. А мне не это надо. Мне нужно, чтобы он сказал: а теперь давайте пойдём вот сюда..

Наталья Урмацких:

Здесь такая таверна есть сзади.

Михаил Кожухов:

Там такие сардины в масле, которых вы в жизни не пробовали, и потрясающий дядька их делает, мы сейчас пойдём с ним знакомиться, вот что мне нужно. И это знает только местный человек. Это мне из моего ин-яза, где я учился, мне в этом никто не поможет. 

Наталья Урмацких:

А такая тенденция, как тревел-блогеры, они же сначала, прежде, чем становиться блоггерами и рупорами всех этих путешествий и прекрасностей, они действительно в бюджетном варианте изучают, где можно поесть повкуснее, подешевле, где поспать, куда пойти, что интересно, какой дядька сардины лучше делает. 

Михаил Кожухов:

Тревел-блогеров, как и блогеров вообще, в огромном большинстве, надо убивать, пока они маленькие. Чтобы они не выросли. 

Наталья Урмацких:

Так. За что это вы так? 

Михаил Кожухов:

Вы знаете, мне попался на глаза как-то список «Топ-100 самых популярных тревел-блогеров». Я честно заставил себя зайти в первую пятёрку и посмотреть. Я вам ответственно говорю, что ни один из этих людей не был бы принят на работу ни в одну из тех редакций, где мне приходилось трудиться, по профнепригодности. Вот типичный пример. Мне девочка присылает: я тревел-блогер, что вы скажете? Я смотрю сайт, офигенный, деньги туда вложены приличные, сделан хорошо. Но девочка не понимает, она просто не понимает, что делать с текстом, и она не понимает, зачем нужен фотоаппарат. Она просто фотографирует картинки. Я говорю: вы знаете, вот у нас есть такой Анатолий Струнин, у него есть гениальный талант, он объясняет, как нужно фотографировать и очень быстро, он это любит делать. Запишитесь к нему на курсы, и у вас будет здорово. Она мне обиженно отвечает: у меня все путешествия расписаны до конца года. Или в прошлом году, когда мы ходили на парусах от новогоднего пьянства, это бегство, про которое я говорил, на Канарские острова я пойду в этом году. Мы были в Таиланде, на Пхи-Пхи-Доне. Я забрался в какой-то блог к девочке, которая честно отсняло каждые 5 м главной улицы этого. 

Наталья Урмацких:

3-D тур получился. 

Михаил Кожухов:

Представляете, там 200 фотографий. Она говорит: в этом кафе рис стоит столько-то бат, свёкла стоит столько-то. Зачем мне сколько стоит рис, если я добрался до этого Пхи-Пхи-Дона, я и без тебя найду, где мне поесть. И плевать мне на эти два бата, где дешевле. А вот зачем мне туда ехать? Я прочитал огромный материал и не понял. Эти люди не понимают, зачем и что писать. 

Наталья Урмацких:

Знаете, это отсутствие вкуса к жизни. 

Михаил Кожухов:

Нет, это просто отсутствие способности к этой профессии и непонимание её смысла. 

Наталья Урмацких:

Может и так, но иногда бывает, что человек даже без профессионального журналистского образования, но это то, что вы сказали, удивляться и второе, что нужно было ещё журналисту, удивляться и не писать, что в лесу накурено. Есть такие люди, ты их читаешь, и ты видишь это. И ты понимаешь, зачем нам туда ехать, потому что я тоже хочу увидеть так, как он. Но это редкость, это действительно талант. 

Михаил Кожухов:

Есть конечно, как, например, Галустяну не обязательно учиться на актёра. Потому что у него настолько природно смешная и обаятельная морда, что он может работать и без профессиональной подготовки. А всем остальным только кажется, что они могут. Условно говоря, Артемий Лебедев делает гениальные фотографии и очень хорошие подписи к ним. Мне неважно, Лебедев, дизайнер. И мне неважно, учился он журналистике или не учился. У него к этому есть природная способность. Но это один на тысячи. 

Наталья Урмацких:

Поэтому он Артемий Лебедев. У нас вопрос из Фейсбука. Ваш голос в аАэроэкспрессах, это о чём? Для чего вы вошли в проект, озвучивать истории в аэроэкспрессе. Я не ездила в Аэроэкспрессе или очень давно, поэтому не слышала, не могу сказать. 

Михаил Кожухов:

Это о партнёрских отношениях Клуба путешествий и Аэроэкспресса. 

Наталья Урмацких:

Вот и всё, никакой тайны. 

Михаил Кожухов:

Мы рассказываем об Аэроэкспрессе, Аэроэкспресс рассказывает о наших путешествиях. Что в этом плохого я не понимаю. 

Наталья Урмацких:

Нет, это без подвоха вопрос. Просто люди спрашивают.

Михаил Кожухов:

Если зрителю интересно, я за это ни копейки не получаю. 

Наталья Урмацких:

Про период жизни вашего пресс секретарства я не буду спрашивать, мы договорились. Извините, это прочитаете в какой-нибудь Meduza, а у нас про путешествия сегодня. Я обещала спросить вас о вашем этапе жизненного пути, когда вы ездили по миру, всё пробовали и ломали. Меня в этом смысле очень интересует, вы возмещали местным жителям всё то, что вы за собой наколоворотили? 

Михаил Кожухов:

Нет, но это правда, это любимая фраза моего оператора, Алексея Лебедева, который снял 98 % всего, что было снято, включая документальные фильмы. Он мне часто говорил: Мишка, сколько мы с тобой всего переломали по миру. И правда, очень было жалко этих несчастных китайских выпиливателя веера, потому что я его только возьму, и у меня веер этот. Или в Чехии на заводе стекла какую-то очень изысканную штучку, которую выдули, а потом он сидит, что-то на ней. Я беру и у меня рассыпается. Он говорит: ну ничего, я ещё одну сделаю. Не возмещали, но конечно, довольно часто понимаешь, что человек мог бы в это время, он же на хлеб зарабатывает, а мы его отвлекаем. Мы либо денежку какую-то платили, либо подарок какой-то делали. А подлые японцы вообще за каждый шаг заранее деньги просили, чем меня удивили. Какая-нибудь академия икебаны в Киото, которая существует 300 лет, ну что ей эти 120 $. 

Наталья Урмацких:

Дружба дружбой, а табачок врозь. 

Михаил Кожухов:

Да.

Наталья Урмацких:

Не простили они нам Курилы. Михаил Юрьевич, Михаил мы договорились, а то я как голубь уже закурлыкала. Пришло время прощаться, поэтому я немножко сворачиваю эту прекрасную историю. Спасибо вам большое, что вы пришли. Я надеюсь, что трансляция у нас удалась, судя по количеству комментариев это прямо у нас бенефис сегодня. Вы мне рейтинги понимаете. Огромное спасибо. Всего самого лучшего, процветания Клубу путешествий. Я желаю от чистого сердца, чтобы люди распробовали этот дух приключений, вне зависимости от материального положения, духовной составляющей, мир смотреть надо. Потому что когда ты смотришь мир, ты становишься образованным человеком, и многие вещи тебе становятся понятны и доступны. Ваше слово. 

Михаил Кожухов:

Но лучше с нами. 

Наталья Урмацких:

Да, а лучше всего с Михаилом Кожуховым. До следующей встречи. Следующая встреча, напоминаю, будет во вторник, то есть завтра уже, в неурочное время, увидимся. Чао!