{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Полина Шамаева Оперная певица, солистка театра "Новая опера" им Е.В.Колобова и Венгерской государственной оперы. Победительница V сезона проекта "Большая опера" на канале Россия-Культура 22 февраля 2019г.
Личность в искусстве: Полина Шамаева
Поговорим о предстоящем сольном выступлении с Большим Симфоническом оркестром Федосеева, опере и концертном творчестве

Мария Третьякова:

Добрый день, друзья! С вами программа «Личность в искусстве» с Марией Третьяковой на канале Mediametrics. С вами как всегда я, её ведущая, Мария Третьякова. С вами как всегда русская поэзия, которая делает нашу жизнь, наш мир выносимым, как говорил Иосиф Бродский. Прежде, чем я представлю вам нашу сегодняшнюю гостью, я прочту стихи, куда без них. 

Бушует снежная весна.
Я отвожу глаза от книги...
О, страшный час, когда она,
Читая по руке Цуниги,
В глаза Хозе метнула взгляд!
Насмешкой засветились очи,
Блеснул зубов жемчужный ряд,
И я забыл все дни, все ночи,
И сердце захлестнула кровь,
Смывая память об отчизне...
А голос пел: Ценою жизни
Ты мне заплатишь за любовь!

Александр Блок прозвучал в эфире Московской снежной почти уже весны. И эти стихи я дарю нашей сегодняшней гостье, божественному голосу. Вы сейчас сами услышите всё это. Полина Шамаева, сегодня у нас оперная певица, меццо-сопрано. Полина, здравствуйте!

Полина Шамаева:

Здравствуйте!

Мария Третьякова:

Очень рады вас видеть. Наша встреча, она такая ожидаемая и неожиданная одновременно. Я начала со стихов, все мои эфиры так или иначе связаны с поэзией, со стихами. Я была поражена, услышав в вашем исполнении великолепный романс на музыку Сергея Рахманинова. Хотела бы начать наш эфир с разговора о том, как вообще вы пришли к сольному исполнению, ведь раньше вы пели в хоре. Как вы пришли в музыку? И потом мы уже детально поговорим и о романсах, и об оперных ариях, много, о чем ещё. С чего же все начиналось?

Полина Шамаева:

Начиналось всё с того, что мы с мамой увидели объявление на музыкальной школе и решили попробовать прослушаться. После прослушивания я туда поступила, отучилась сначала в музыкальной школе по классу фортепиано, потом поступила в музыкальное училище уже в другом городе, в Воронеже. Начинала я в городе Майкоп Краснодарского края. Отучившись в Воронеже на дирижерско-хоровом отделении, я поступила в Москву тоже на дирижёрско-хоровое отделение в Академию хорового искусства имени Попова. И уже после закончила там вокальное отделение. В общем, у меня очень много лет учёбы за спиной, огромный опыт, и очень многому меня научили мои наставники, мои учителя. Так я пришла в музыку. Что касается хора, естественностью, с шести лет, когда меня отдали в музыкальную школу, я всё время пела в различных хоровых коллективах. Начиналось всё с детского хора в музыкальной школе, потом уже хор училища, там непосредственно четыре года, и работала с этим же коллективом в качестве дирижёра. И также в академии ещё пять лет хора. В общем, хора в моей жизни было очень много. И мои первые работы были связаны непосредственно с хором. Это церковный хор, в котором я пела службы более 10 лет, и также хор «Мастера хорового пения», в котором я проработала более трёх лет, пока не ушла в декрет. 

Мария Третьякова:

Мы об этом ещё поговорим. 

Полина Шамаева:

То есть это вкратце такая справка. 

Мария Третьякова:

Краткая справка. Полина, в каком храме вы пели?

Полина Шамаева:

В Москве пела в храме Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне. И потом уже храм «Всех скорбящих Радость» около Третьяковской галереи. 

Мария Третьякова:

Я знаю, что многие ваши коллеги очень известные и менее известные, и звёзды поют в церковном хоре. Это что-то особенное, это состояние души, или считается, что это какое-то нужно божье благословение получить. У каждого свои какие-то аргументы. А вот у вас какой?

Полина Шамаева:

Аргументы действительно у каждого свои. Это в студенческие годы нам помогало заработать деньги, потому что в церковных хорах есть определённая оплата. И это единственная, пожалуй, работа, которую возможно совмещать с учёбой. Поэтому это способ заработать. 

Мария Третьякова:

Это и работа, и способ заработать.

Полина Шамаева:

Но, конечно, если мы смотрим с одной стороны. Но встречи в храме и тот репертуар, который я пела, и те замечательные хоровые коллективы, в которых я работала, они были профессиональные и достаточно с большим количеством певцов. Мы могли брать практически любой репертуар, и это счастье был исполнять Чеснокова, Кастальского и другие монументальные сочинения, написанные для именно церковной службы. Поэтому это, в первую очередь, такое духовное обогащение. 

Мария Третьякова:

Мы с вами познакомились, как мы выяснили сейчас за кадром, во время, практически во время, после исполнения Рождественской оратории Баха в Большом зале Консерватории. Вы пели там с замечательным оркестром, музыка вива, с прекрасным его выдающимся дирижёром, Александром Рудиным. Вот так наше с вами знакомство состоялось. Расскажите, это же тоже духовная музыка. 

Полина Шамаева:

Да, это тоже духовная музыка, но только она не русская духовная, а уже, скажем, немецкая. 

Мария Третьякова:

Немецкая. Вы же не целиком эту ораторию исполняли?

Полина Шамаева:

Эта оратория состоит из шести частей. В этот раз мы исполняли первую, четвёртую и пятую часть. 

Мария Третьякова:

А с чем был выбор связан вот этих музыкальных частей? Почему целиком не исполняют её?

Полина Шамаева:

Дело в том, что если исполнять это целиком, то по времени концерт закончится через... 

Мария Третьякова:

Часа через четыре. 

Полина Шамаева:

Через 4 часа, да. Я думаю, это не очень приемлемо для нашей публики, потому что всё-таки это не русская духовная музыка, которая нам близка по духу. Это другая культура. И чтобы в это окунутся, нужно специально людей к этому подготавливать. Я считаю, что исполнение, допустим, первой, второй, третьей части или четвёртой, пятой, шестой или в различных вариантах компоновки, это оптимальный вариант. 

Мария Третьякова:

Я знаю, что вы не первый раз исполняли эту ораторию. А те предыдущие исполнения, вы исполняли те же самые части или другие? Или вы по нарастающей прибавляется каждый раз какую-то часть, или всегда это один и тот же репертуар?

Полина Шамаева:

Нет, это всегда разные варианты, мы исполняли два года назад в Доме музыки Рождественского ораторию в рамках Рождественского фестиваля. Тогда приезжал Ханс Христофер Демон. Человек, который возглавил баховскую академию в Штутгарте вместо Рилинга. И мы делали первую, вторую, третью и шестую часть, был такой вариант. В прошлом году мы исполняли, делали первую, вторую, третью часть. Поэтому каждый раз это разные варианты, это зависит исключительно от выбора дирижёра, от той концепции, которую он хочет донести до слушателя. 

Мария Третьякова:

Конечно, в Большом зале консерватории, так красиво украшенном, новогоднем, Рождественском звучало это просто великолепно. Спасибо за ваше исполнение. Вообще, работа с дирижёрами, вы как-то выделяете для себя кого-то одного? Вам вообще не всё равно, с кем выступать? Личность дирижера, она, мы не будем называть никого, просто абстрактно скажем. Что для вас значит личность дирижёра? 

Полина Шамаева:

Вы хорошо сказали «личность дирижёра». В первую очередь, для меня дирижёр - это личность. Если дирижёр не выдающаяся личность, хотя я не могу сказать, каких дирижёров много или мало, я не хочу это обсуждать. Но я считаю, для меня, как для человека, занимавшегося хоровым дирижированием и тоже дирижёра по профессии, в первую очередь, важен внутренний стержень. Потому что дирижёр - это человек, который должен организовать всех людей, которые находятся на сцене, организовать весь процесс, соединить это всё так, чтобы зрители получили удовольствие. И доставить радость публике, в первую очередь, и себе в том числе, и музыкантам, находящимся на сцене. Поэтому личность очень важна. Потому что человек, имеющий крепкий внутренний стержень, за ним всегда люди пойдут и будут его беспрекословно слушаться. Поэтому дирижёр, может быть, в чем-то должен быть деспотом, может быть, тираном. Но здесь должно сочетаться, как метод кнута и пряника, я считаю, всё вместе. 

Мария Третьякова:

То есть сильная личность должна присутствовать обязательно. 

Полина Шамаева:

Профессия обязывает, здесь иначе нельзя. Если ты будешь слабым человеком, который разрешает с тобой поступать как-то не очень хорошо. 

Мария Третьякова:

Петь туда не ту ноту.

Полина Шамаева:

Просто за тобой не пойдёт коллектив, ты всё-таки на сцене владеешь коллективом огромным, это порядка 100-150 человек в зависимости от состава оркестров, солистов. Если это ещё и хор, это дополнительно ещё очень большое количество людей, которых нужно организовать просто своим присутствием, я так считаю. Вот дирижёр выходит, и все уже должны благоговеть. 

Мария Третьякова:

Вы знаете, вы не первая певица в моём эфире, которая по образованию, по одному из своих образований дирижёр. Какое-то время назад была у меня чудесная Гунда Кулаева, ваша коллега по дирижерскому цеху. Скажите, как происходит вот этот выбор профессии, и почему девочки сначала рвутся в дирижирование, а потом бегут оттуда в солистки? 

Полина Шамаева:

Моё мнение такое, что в тот момент, когда мы поступаем в музыкальное училище, возраст не позволяет ещё петь сольно. Поэтому при профессии у меня стоял вопрос, идти на фортепьянное отделение, но за плечами уже было девять лет и больше за фортепиано уже, честно, не хотелось сидеть. Идти на вокальное отделение было рано по возрасту. Оставался вариант дирижерско-хорового отделения, которое включало в себя и занятие фортепьяно, и занятия вокалом, факультативные какие-то. А также дирижирование. И ты понимаешь, что это, в первую очередь, коллектив, в котором можно общаться, возраст такой активный, переходный возраст, подрастающее поколение. Сколько нам, наверное, лет в 16 – 20, когда мы учимся в училище в среднем. Поэтому хотелось, конечно, общаться со сверстниками. И выбор пал на дирижерско-хоровую кафедру. Потом это очень дисциплинирует, это образование, оно очень помогает. Что-то выучить быстро, какие-то партитуры, где-то сориентироваться в каких-то очень сложных ситуациях, которые часто происходят на сцене. И ты понимаешь, что вот ещё доля секунды и может всё разрушиться. Но ты должен собраться, сконцентрироваться и взять на себя какую-то часть организаторских способностей и вырулить так, чтобы всё было, как будто так и должно быть. 

Мария Третьякова:

Я понимаю, о чем вы говорите, потому что очень много работаю с музыкантами в силу своей профессии. То есть это очень помогает вам. 

Полина Шамаева:

Очень. 

Мария Третьякова:

Очень помогает. Ещё я заметила, когда вы рассказывали о том, как вы много учились, география ваших учебных центров, ваших учебных заведений, она достаточно обширна. С чем это связано? Вы переезжали за знаниями или какие-то были семейные обстоятельства? Расскажите об этом. 

Полина Шамаева:

Начиналось с того, что, в первую очередь, переехали мы из Майкопа по семейным обстоятельствам в Воронеж. Это совпало с шестым классом музыкальной школы, когда я хотела всё бросать, совершенно не хотела заниматься музыкой, футбол с мальчишками на улице был гораздо интереснее мне. И благодаря переезду, я считаю, что я попала в надёжные руки педагога, Кондратьевой Татьяны Александровны. И она привила мне за этот год, который мы были с ней, выпускной год, такую любовь к музыке, что я решила, что я не буду поступать в строительный техникум, что я буду поступать в музыкальное училище. Вот так сложилась моя судьба. Я могла бы сейчас заниматься совершенно другим. Это мне было тоже очень интересно, и черчение, и алгебра, и геометрия, это всё присутствует в моей жизни. Потом переезд был в Москву уже связан был совершенно с другим. Потому что специфика нашей профессии в нашей стране предполагает то, что ты будешь жить в столице, или в Москве, или в Санкт-Петербурге. Потому что здесь наибольшее количество театров сосредоточено, наибольшее количество возможностей есть для развития именно в этой профессии. Переезд был связан исключительно с этим. 

Мария Третьякова:

В Москве вы уже доучивались, дошлифовывали ваше ранее начатое. 

Полина Шамаева:

Да, в Москву я поступила в Академию хорового искусства и уже училась. Конечно, было безумно страшно поступать из Воронежа в Москву. Казалось, что здесь уже всё схвачено, что сюда поступят самые лучшие, что тебе это никогда в жизни не светит, что ты не дотягиваешь до этого уровня. И когда я поступила, это было огромное счастье, что удалось, удалось поступить на дирижёрскую кафедру, что взяли. Потому что в Академии хорового искусства давняя историческая традиция, на дирижерско-хоровой факультет берут только мальчиков и в основном тех, кто выпускается непосредственно из училища Свешникова. 

Мария Третьякова:

Какая нетолерантность. 

Полина Шамаева:

Что делать, пришлось исправлять. 

Мария Третьякова:

Пришлось исправлять. Вы первая были девочка?

Полина Шамаева:

Нет. До меня были девочки, но один человек в год, иногда были годы, когда никого не было. Сейчас девочек много. 

Мария Третьякова:

Сейчас девочек много, то есть вы открыли дорогу уже, можно сказать, кто-то её открыл, а вы уже проложили ровную дорогу девочкам. 

Полина Шамаева:

Можно сказать и так. 

Мария Третьякова:

Это прекрасно, это замечательно, так много сейчас говорят о толерантности, друзья. А у нас в эфире меццо-сопрано, Полина Шамаева, оперная певица, солистка театра «Новая опера», солистка Венгерской государственной оперы. Человек, который к нашей радости и счастью не стал прорабом, а стала певицей и радует нас бесконечно своим волшебным голосом. Знаете, друзья, в самом конце программы мы поставим вам записи с некоторыми выступлениями Полины, и вы сможете насладиться красотой её пения. К вопросу ещё о дирижёрах. Я знаю, что совсем недавно вы вернулись из гастрольного тура с маэстро Спиваковым. 

Полина Шамаева:

Да.

Мария Третьякова:

Расскажите об этом, наверное, это огромное событие в жизни каждой исполнительницы. Что вы показывали там, что пели и какие эмоции привезли оттуда?

Полина Шамаева:

Конечно, это огромное событие в жизни любого музыканта. Те, кто сотрудничает с Владимиром Теодоровичем, это просто какое-то необъяснимое счастье, я считаю. Конечно, я отношусь как-то, мне кажется, даже спокойно, не выражая эмоций, не кричу от восторга или ещё что-то, такое внутреннее счастье. Ты понимаешь, что ты достиг такого уровня, когда Владимир Теодорович позволяет с собой сотрудничать. Потому что чтобы сотрудничать с музыкантом такой величины, ты должен дорасти до этого. Тебя не могут взять, когда ты ещё только начинаешь, ты должен уже иметь профессиональные навыки, что-то особенное, чтобы зацепить его, чтобы ему захотелось с тобой сотрудничать вновь и вновь. Потому что многие люди сотрудничали однократно и после этого уже не возвращались на сцену вместе с Владимиром Теодоровичем. Поэтому я считаю, что мне очень повезло, я сделала для этого очень много, и в профессиональном плане, и занятия каждый день, и попытки, стремление быть лучшей, каждодневные какие-то упражнения вокальные для того, чтобы попасть на сцену вместе с маэстро. Конечно, это счастье, когда с тобой национальный филармонический оркестр, который состоит из музыкантов лично отобранных Владимиром Теодоровичем. Это очень дружный коллектив, и та атмосфера, которая в коллективе, это поддержка, в первую очередь, поддержка и атмосфера такой любви. Это коллеги, которые профессионалы, которые тебя поддержат в любой ситуации. И, в первую очередь, Владимир Теодорович, который всегда подбодрит, всегда поддержит. Я никогда не видела этого человека в плохом настроении. Может быть, оно и бывает, но нам этого не доставалось. Достается только хорошее. Я считаю, что то, что мы сотрудничаем неоднократно, я как-то рассказывала эту историю, что мы сотрудничаем уже более 10 лет. И началось это всё на втором курсе Академии хорового искусства, когда я первый раз исполняла «Всенощное бдение» Рахманинова, и второй номер оттуда это «Благослови душе моя Господа». И тогда в составе хора из 100 человек я пела в хоре, выходила на своё соло, возвращалась обратно. И тогда в Большом зале Консерватории дирижировал Владимир Теодорович. С тех пор несколько раз в год мы сотрудничаем, и сейчас наше сотрудничество переросло в такие уже сольные концерты с достаточно большой программы.

Мария Третьякова:

Вы ездили по российским областям. 

Полина Шамаева:

Да. 

Мария Третьякова:

Куда конкретно?

Полина Шамаева:

Последняя поездка была Белгородская и Курская область, это город Старый Оскол, Губкин и Железногорск. 

Мария Третьякова:

Как вас там зрители встречали, был аншлаг? 

Полина Шамаева:

Был аншлаг, был аншлаг не только на местах сидячих, но также и в коридорах, в проходах. И даже люди сидели на сцене, это такая практика у Владимира Теодоровича особенно, приглашать молодёжь за сцену, которая не вместилась в зал, за кулисами ставятся стулья, и молодые люди могут сидеть и смотреть, как это происходит изнутри. Мне кажется, это потрясающий опыт, это мало, кто делает из дирижёров. 

Мария Третьякова:

Конечно. И билеты, наверное, дорогие всегда, и не все могут попасть. Сколько мест в зале приблизительно?

Полина Шамаева:

Я думаю, что в зале приблизительно 600 – 1000 мест в этих залах. Это в основном дома культуры, билеты были бесплатные на эти концерты. 

Мария Третьякова:

Билеты бесплатные. 

Полина Шамаева:

Это была платформа Арт-ОКНО, которая организовывала бесплатные пригласительные билеты. Но их нужно было быстро разобрать. Говорят, что они разошлись за 5 минут. 

Мария Третьякова:

То есть все зрители слушали вас бесплатно. 

Полина Шамаева:

Да, я считаю, это такая миссия благотворительная. 

Мария Третьякова:

Да, это потрясающе. 

Полина Шамаева:

Я считаю, что мы должны этим заниматься и, в первую очередь, в наши отдалённые области нести культуру, именно в таком качестве, как Национальный филармонический оркестр, как лучшие солисты. 

Мария Третьякова:

Кто это всё финансирует?

Полина Шамаева:

Это финансирует Алишер Усманов. 

Мария Третьякова:

Алишер Усманов. Как прекрасно, смотрите, мы даём возможность людям посмотреть на красоту, послушать великолепную музыку, повысить свой уровень образования. Ведь большая разница, чтоб слушать, правда?

Полина Шамаева:

Я согласна, потому что те отзывы, которые были после концертов и те репортажи, которые выходили в огромном количестве, которые присылают мне до сих пор, там везде восторженные отзывы публики. Кто-то говорит, что это было натуральное счастье. Одна девочка говорит, что я поставлю эту музыку себе на рингтон и так далее. Разные поколения мыслят по разному, но счастье в глазах и люди, которые говорят: у нас нет слов, мы окунулись, мы всё время в работе, у нас достаточно много стрессов, тяжёлая жизнь. Но то счастье, которое вы привезли для нас, оно не забудется никогда. Я считаю, что таких концертов должно быть больше, но график, который у Национального филармонического оркестра, он, конечно, безумный, концерты практически каждый день и очень много концертов по городам России. В апреле я еду с ними в Тюмень. 

Мария Третьякова:

Здорово, что есть меценаты, которые помогают вот так людям наслаждаться музыкой. Кому-то это точно изменит жизнь к лучшему. Это здорово, пусть проект живёт и замечательно, что вы там выступаете. Друзья, у нас в прямом эфире сегодня Полина Шамаева, оперная певица, меццо-сопрано, солистка театра «Новая опера» и солистка Венгерской оперы. Мы очень рады видеть вас, беседовать с вами о музыке и не только, вашем жизненном пути. Вы в достаточно юном возрасте работаете с такими великими музыкантами, как Спиваков, Рудин. Расскажите, пожалуйста, о том, что предстоит совсем скоро, ещё одно великое имя, оркестр Федосеева с вами, вы с ними будете. Когда? И вдруг есть ещё возможность у наших зрителей приобрести билеты или, по крайней мере, потом где-то это послушать. Расскажите ещё об одном таком очень важном, интересном событии предстоящем. 

Полина Шамаева:

На следующей неделе, 3 марта у меня будет сольный концерт в Большом зале консерватории с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, которым сейчас руководит Федосеев с дирижёром Тимуром Зангиевым. 

Мария Третьякова:

С Зангиевым вы будете выступать, замечательный дирижёр. 

Полина Шамаева:

Тоже молодой. 

Мария Третьякова:

Одни имена у нас, Чайковский, Федосеев, Зангиев, прекрасно. 

Полина Шамаева:

Концерт, билеты ещё есть, я сегодня проверяла, поэтому вы можете зайти на сайт rusconcert.ru и купить там билеты. Я думаю, что по любому запросу Шамаева, 3 марта будут различные билетные сайты, и там можно купить билеты по достаточно доступным ценам. 

Мария Третьякова:

Полина, что важно для вас. Кроме того, что это легендарный зал, но вам уже известен, вы там своя. Кроме того, что это великий оркестр, что ещё важного и интересного будет для вас, как для певицы в этом концерте? 

Полина Шамаева:

В этом концерте мы сделали испанскую программу, выстроили её таким образом, чтобы по нарастающей к концу концерта Испания, Испания, Испания. Испания в разных вариантах будет. Испания испанских композиторов и Испания в музыке композиторов других стран. С Тимуром мы продумали такую концепцию, в разных отделениях будут разные произведения. Конечно, для меня Большой зал консерватории, это какое-то непередаваемое счастье. Буквально вчера ночью я была там на репетиции к другому концерту, мы репетировали с органом и вчера, и позавчера, в 12 ночи репетиции проходят уже после концерта. Вчера я поймала себя на мысли о том, что я стою в ЗК, тёмный зал. 

Мария Третьякова:

Ночью. 

Полина Шамаева:

Ночью. И мне там настолько хорошо, настолько комфортно, и не хочется уходить. И ты понимаешь, что это счастье, что я могу себе позволить выступать в этом зале и достаточно часто. Я смотрела, что в среднем один или два раза в месяц есть какие-то концерты с моим участием, проходящие именно в Большом зале консерватории. Поэтому я вчера поймала себя на мысли, что, остановись, мгновенье, не надо куда-то бежать, можно просто наслаждаться моментом. 

Мария Третьякова:

Просто делать любимое дело. Наслаждаться жизнью. Друзья, не пропустите, 3 марта, потрясающий концерт Полины Шамаевой, нашей сегодняшней гостьи. Слушайте этот волшебный голос. Вообще, вы такое необычное, на мой взгляд, меццо-сопрано. Вот я слушала вас, и мне казалось, что вы можете спокойно и сопрановые некоторые партии петь. Это так или я, может быть, ошибаюсь?

Полина Шамаева:

Кто-то раньше так считал, были такие мнения, но сейчас всё-таки с годами голос становится крепче, и после рождения ребёнка голос тоже окреп. Поэтому в репертуар сопрановый, я думаю, что я уже вряд ли подамся когда-то. Наоборот, уже даже с высокого мецового репертуара хочется перейти на центральное меццо и петь партии такие, как Далила, Кармэн, Леонора. 

Мария Третьякова:

То есть вы чувствуете низы, наоборот, что у вас прямо сейчас. 

Полина Шамаева:

Да. 

Мария Третьякова:

Это очень интересно. 

Полина Шамаева:

Поэтому я вверх не стремлюсь. Всё равно с годами голос становится темнее и ниже у всех. Я не знаю людей, у которых голос с возрастом становится выше. 

Мария Третьякова:

По ощущениям он вас очень звонкий, и мои впечатления были от прослушивания вас, может быть, это записи не сегодняшнего дня были, а может быть, там даже год назад, может быть, уже за год измениться. Человек очень меняется. Но те записи, которые я слушала, конечно, дали мне повод так думать, что у вас очень хороший ещё и сопрановый, вариантов много для вас, как для певицы. Но если вы сами чувствуете, конечно, себя вот в таком плане уже меццо, и пониже. 

Полина Шамаева:

Посерьёзнее. 

Мария Третьякова:

Посерьёзнее, да, то конечно здорово, и пусть репертуар будет большой. Вы исполняете от произведений на русском языке от романсов и совершенно неожиданно «Гляжусь в озера синие» это, по-моему, из Зыкиной, из репертуара Людмилы Зыкиной. Хотя что удивляться, с хорошим голосом нужно петь, наверное, все до каких-то оперных арий. Конечно, спасибо за такое разнообразие, я думаю, что наши зрители и слушатели очень ждут рассказа о вашем проекте «Большая опера». Друзья, много вопросов поступило мне, когда я анонсировала наш эфир, о том, что пусть Полина расскажет, как же так получилось, что и приз зрительских симпатий пятый сезон вы выиграли, победили, выиграли - неправильное слово, победили в этом проекте. По-моему, Полина, в истории этого проекта впервые, когда сошлись мнения зрителей и мнение жюри. 

Полина Шамаева:

Да, всё верно. 

Мария Третьякова:

Именно в вашем случае именно вы покорили всех. 

Полина Шамаева:

Это было очень приятно, особенно когда я увидела эту таблицу. В этот день у меня был спектакль, и мои знакомые из Хабаровска прислали мне уже скриншот, что всё, мы уже знаем, что ты победила. 

Мария Третьякова:

Разница во времени. 

Полина Шамаева:

Да, разница во времени. Это было очень волнительно, потому что я не знала, как же проголосуют зрители. Я считаю, что это главный показатель. Потому что жюри - профессионалы, они могут считать одно, они всё равно люди по-другому настроенные, они постоянно вращаются в этой профессии, в этом всём. А люди, которые слушают дома, они часто не музыканты. Очень интересно мнение тех людей, которые не понимают, что правильно профессионально, что неправильно, в каком месте ты формируешь звук, насколько ты правильно технически поёшь. Которые слушают именно душой и своим чутьём, понимают, что вот этот исполнитель мне нравится, а этот исполнитель мне нравится не так сильно. Этому я отдаю предпочтение, а этому нет. Вот это для меня был такой, можно сказать, более главной победой, узнать мнение зрителей. Когда я увидела эту таблицу, конечно, было очень приятно. Я пошла уже на спектакль окрыленная, воодушевлённая. 

Мария Третьякова:

Ну конечно, у жюри есть свои критерии, они профессиональные, они определённые и можно всё это понять. А зритель голосует сердцем. Вот за вас все и проголосовали. А вообще, это первый конкурс в вашей жизни или нет? 

Полина Шамаева:

Это второй конкурс в моей жизни, я всё-таки не конкурсный человек, потому что когда я начинаю готовиться к каким-то конкурсам, открываю числа, когда они будут проходить и понимаю, что в этот момент у меня уже есть какой-то концерт. И тогда я говорю себе: значит не судьба. Концерт, он уже есть, а конкурс, это такое дело, когда ты можешь приехать и среди 200-300 участников тебя просто могут не заметить или, наоборот, убрать, потому что что-то уже решено заранее, бывает и такое. Поэтому я отдаю предпочтение тем концертам, которые уже наверняка будут, которые уже подтверждены. И честно, с конкурсами у меня по этой причине всё время не складывается. Я всё время не могу на них поехать, потому что я уже занята. 

Мария Третьякова:

Потому что вы работаете. 

Полина Шамаева:

Это прекрасно. Не надо туда-сюда дёргаться, лучше заниматься уже своей профессиональной деятельностью непосредственно. Я была на конкурсе Евы Мартон в Будапеште и выиграла там спецприз - участие в заглавной роли в спектакле Венгерской государственной оперы. Я спела там Компониста, не знаю, говорит ли это о чем-то. Я поясню. Компонист в опере «Ариадна на Наксосе» Штрауса - это верх мастерства, для меццо-сопрано это высший пилотаж. И когда я соглашалась на это, я очень боялась, я очень переживала, потому что 5 спектаклей через день, без страховки, ты подписываешь договор, в котором огромные неустойки. Ты просто идёшь. 

Мария Третьякова:

Пять подряд?

Полина Шамаева:

Пять через день. 

Мария Третьякова:

Через день, но это всё равно очень интенсивно. 

Полина Шамаева:

Огромная партия, огромная по затратам, очень высокая для меццо-сопрано. Для меня это был такой вызов, справлюсь я или нет. Полгода я к ней готовилась, выучила на немецком и, в общем, я поехала, месяц я жила в Будапеште, месяц репетиционный процесс и потом пять спектаклей. 

Мария Третьякова:

Пять спектаклей, какая-то это очень любимая тема, «Ариадна на Наксосе», и у Ирер Бэнд есть, по-моему, такое произведение барочное, композиторы любили. Очень всех судьба Ариадны брошенный Тезеем беспокоила, друзья, для тех, кто не знает. Это та самая Ариадна, героиня древнегреческого эпоса, которую Тезей предательски бросил на острове Наксос, и вот она грустит там, конечно же, покинутая женщина. Именно так вы оказались в Венгерской государственной опере, благодаря этому конкурсу. 

Полина Шамаева:

Да. 

Мария Третьякова:

То есть у вас два конкурса больших в жизни и сразу в точку. 

Полина Шамаева:

Да, можно так сказать. 

Мария Третьякова:

Как только выпало время, сразу же пришли и победили. Какие ещё перспективы у вас есть в Венгерской опере? Вы только это исполняете или что-то ещё, у вас есть какие-то предложения там, какие партии еще там можно услышать в вашем исполнении?

Полина Шамаева:

Пока я исполнила только эту партию там, и после этого опера закрылась на ремонт и пока не открылась. Поэтому я жду, когда её доремонтируют, потому что ремонт там уже необходим конечно. Потрясающая акустика, потрясающее здание с нескольковековой историей, можно так сказать . И петь там - это удовольствие. 

Мария Третьякова:

Мы желаем вам, я и зрители все, наши слушатели, больше красивых и новых ролей. Хотим вас слушать ещё и ещё. Но у нас есть шансы в «Новой опере», в замечательном этом пространстве тоже увидеть вас и услышать. Это вообще какое-то особенное место. Я заметила, что солисты новой оперы, они потом летят по жизни, кто хочет, кто поможет просто на какой-то головокружительной высоте. У меня в эфире были эти чудесные певцы. Как вы оказались в этом особенном месте, что мы можем послушать в вашем исполнении там и когда?

Полина Шамаева:

Оказалась я в «Новой опере» после прослушивания, которое я прошла. Там вначале проходят прослушивание в классе, отслушивают огромное количество певцов, несколько раз в год. И после этого оставляют около 10 человек на оркестровое прослушивание. Вот так я оказалась на прослушивании с оркестром. Мне сказали выучить определённую арию, я её подготовила за два месяца, спела с оркестром, конечно, волновалась, французский текст, занималась с коучем. Спела и после этого на достаточно долгое время зависла тишина с этим вопросом. И я уже думала, что нужно искать другое место, прослушивалась в различные театры. Но спустя девять месяцев поступил мне звонок, что приходите к нам в театр, мы вас приглашаем. Для меня это был такой рубеж, такое внутреннее счастье, когда ты понимаешь, что из всех мест в городе Москва я бы хотела работать именно в этом театре. Потому что он мне ближе всего по духу. Театры есть разные, но вот этот театр был мне близок ещё и потому, что очень большое количество солистов из Академии хорового искусства там работает. И с очень многими людьми я в своё время пела в храме. Многие солисты театра «Новая опера» стояли на службах рядом со мной. Это конечно потрясающе, плечом к плечу, такое немножко хоровое что-то оставшееся. 

Мария Третьякова:

Единство такое. 

Полина Шамаева:

Единение. Конечно, я хотела попасть в этот театр, и как говорят, мечтайте, мечты сбываются, но надо идти к этим целям. Я шла всеми возможными способами, занималась, учила французский к этому прослушиванию. Конечно, уже ты не ждёшь через время, что что-то будет, и тут такое счастье. Какие-то другие варианты пришлось сразу отменить, и я пришла в театр работать. Что в можете услышать из ближайшего, этого 27 марта, Ольга в «Евгений Онегин». 

Мария Третьякова:

Это прекрасно, 27 марта, Ольга в «Евгений Онегин». Друзья, театр великолепный, состав потрясающий, обязательно идите и слушайте. У нас в эфире сегодня потрясающая певица, бархатистый, невероятный, потрясающий голос, меццо-сопрано, Полина Шамаева, солистка Венской государственной оперы, солистка замечательной «Новой оперы» имени Евгения Колобова, человека, который это всё основал, создал и дал путёвку в жизнь таким потрясающим, талантливым исполнителям. Я очень люблю «Новую оперу», хожу туда и с удовольствием буду послушать вас там. 

Полина Шамаева:

Приходите. Буду рада певица. 

Мария Третьякова:

Спасибо. Полина, вы мамочка. Расскажите об этом. Расскажите о том, как можно совмещать материнство и такой интенсивный график. Такое обучение бесконечное всему и стремление стать ещё лучше. Как вам это удаётся? 

Полина Шамаева:

Каким то чудом. 

Мария Третьякова:

Как зовут ваше сокровище?

Полина Шамаева:

Дочку зовут Даша, ей уже 5,5 лет. Она сегодня очень рвалась со мной на эфир. Я говорю: а что же ты будешь делать? Она говорит: я буду петь песни. 

Мария Третьякова:

Надо было приходить. У нас тут есть третий микрофон. 

Полина Шамаева:

Значит я приду к вам ещё и мы будем вместе, хорошо. 

Мария Третьякова:

Обещания нужно выполнять. В следующий раз у нас будет ещё и Даша. 

Полина Шамаева:

Да, она очень просилась, она немножко приболела, поэтому я решила не рисковать в такую погоду. 

Мария Третьякова:

Можно передать сейчас привет Даша, ждём тебя в эфире, приходи с мамочкой в следующий раз. 

Полина Шамаева:

Она будет очень рада, потому что она снималась в роликах к некоторым выпускам «Большой оперы» и всё время спрашивает меня: мама, когда мы будем ещё сниматься. Ей это очень понравилось, она очень артистичная девочка, и дома очень много поёт. И каждый день у меня дома спектакль, театр, она ставит стулья, делает какие-то загородки со зверюшками, с куклами, устраивает постоянно представления, разными голосами. В общем, растёт и развивается, наследственность никуда не денешь. 

Мария Третьякова:

Это гены. Вы читаете ей книжки на ночь, успеваете вообще?

Полина Шамаева:

Вы знаете, я стараюсь в те дни, никогда у меня нет концертов или репетиций, которые заканчиваются поздно, обязательно уложить её и обязательно прочитать что-нибудь на ночь. Или рассказать какую-нибудь историю, она очень любит истории, рассказываю всё, что вспоминается из детства, ей это очень интересно. 

Мария Третьякова:

Вы близки? 

Полина Шамаева:

Я думаю, да. Но, к сожалению, мой график мне не позволяет быть с ней большое количество времени. Но я думаю, что то время, которое мы проводим вместе, этого вполне достаточно. Конечно, огромную роль в воспитании дочери играет муж, который с ней очень много проводит времени, отводит ее в садик, забирает, когда она не болеет и всячески мне помогает. Потому что без него я бы не справилась никак. 

Мария Третьякова:

То есть у вас есть надёжный тыл. 

Полина Шамаева:

Да. 

Мария Третьякова:

Вы сейчас разбили сердца вашим поклонникам, но тем не менее, это прекрасно, когда есть надёжный тыл, когда есть семья, и всё это называется жизнь вместе с любимой работой. Правда? 

Полина Шамаева:

Да. 

Мария Третьякова:

Дорогие друзья, мы сейчас скажем вам до свидания. Но не выключайтесь, потому что вам предстоит послушать и посмотреть на нашу сегодняшнюю гостью. Мы поставим вам сейчас нисколько её великолепных выступлений. У нас сегодня воплощённая весна с оперной певицей, меццо-сопрано, солисткой театра «Новая опера», солисткой Венгерской государственной оперы. Всегда хочу сказать Венской, Полина, это оговорка, это хорошая оговорка, будет ещё и Венская. Друзья, Полина Шамаева, не выключайтесь, наслаждайтесь её исполнением. 

Полина Шамаева:

Спасибо, Мария. 

Мария Третьякова:

Спасибо, да скорой встречи!