{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Анна Дугар-Жабон Директор по развитию проектов «Роза-хутор» 20 февраля 2019г.
Интерактивные музеи - как новый тренд на российском рынке
Поговорим о новых образовательных трендах для детей на российском рынке

Антонина Цицулина:

Добрый вечер, коллеги! Среда 18 часов и наша программа «Да - Игра!». Как всегда у нас вдохновляющие спикеры, интересные проекты. Мы говорим о трендах, о новых нишах, либо обсуждаем те легендарные компании, которые работают в индустрии товаров, услуг и сервисов для детей. Я очень рада, что сегодня нашла время и к нам прилетела, надуюсь, что уже из солнечного Сочи - Анна Дугар-Жабон директор по развитию проектов «Роза Хутор». Ведь «Роза Хутор» сегодня – это круглогодичный семейный курорт, в котором замечтательно начинает развиваться наша детско-семейная тема. Мы сегодня поговорим о трендах и направлениях, и как там чувствует и будет чувствовать, трансформироваться наш детский бизнес. Сначала очень маленький и простой вопрос про Вас. Когда Анна была маленькая, в какие игры она любила играть, какая у нее была любимая игрушка?

Анна Дугар-Жабон:

Конкретно любимой игрушки не было, я постоянно придумывала игры, я постоянно их создавала.

Антонина Цицулина:

И сохранили детскую увлеченность. Я так понимаю, что Вы сейчас один из серьезнейших профессионалов, экспертов. Я не могу назвать это развлечением, связанного в проработке концепции и успешной реализации новых детских пространств, новых детских форматов, и новых бизнесов, новых ниш. Сначала Вы нам расскажите, о чем мы будем говорить и какие основные тренды, которых еще нет в России. Но, они к нам обязательно придут, и может быть для нас это новые ниши бизнеса.

Анна Дугар-Жабон:

Да, действительно я занимаюсь интереснейшими проектами. Мне повезло, что я делаю замечательную работу, которую люблю. Наши проекты, если конкретно взять «Роза Хутор», мы создали интересные проекты, о котором я бы хотела сегодня рассказать. Это семейный проект «Интерактивный музей археологии», потом объясню, почему археологии. У нас есть креативные проекты в сфере развития детского туризма, они все также интерактивные. Мы занимаемся детским отдыхом, делаем его интересным, насыщенным в дополнение к нашей прекраснейшей природы, которая есть на курорте.

Антонина Цицулина:

Почему «Роза Хутор»?

Анна Дугар-Жабон:

Почему на «Роза Хутор» делаем семейные проекты? Во-первых, курорт семейный, как Вы правильно подчеркнули, и для гостей, отдыхающих очень важно, куда пойти с ребенком. После того, как они посмотрели наши красоты, в любом случае должны унести с собой еще какой-то уникальный опыт. Поэтому мы на «Роза Хутор» создали такой интересный проект. Если позволите, я о нем расскажу.

Антонина Цицулина:

Давайте немного поговорим о трендах, как Вы пришли к такой логике. Сейчас, на мой взгляд, можете согласиться или нет, появляются в больших, крупных, взрослых проектах, большие увлечений взрослых пап и мам, появляются новые детские пространства. Они начинают появляться в самых разных пространствах, здесь понятно, много семейной аудитории, приезжают с детьми, для них должна быть выстроена вся инфраструктура. Тем не менее, Вы делаете нестандартный проект, нестандартны на сегодня, когда-то они, наверное, будут стандартными. Начинают появляться какие-то новые игровые пространства в гостиницах. Я сюда приехала с экспертного совета «Золотого медвежонка» и в этом году удивительно большое количество именно таких, неожиданных для нас, новых проектов, где появляется детство. Можно рассказать немножко о том, какая статистика, или этот мировой опыт, как Вы классифицируете и называете? Это же не развлечение, это же не только и не столько развлечение.

Анна Дугар-Жабон:

Давайте начнем с того, что отдых для детей сейчас неотделим от отдыха вместе с родителями. Это мировой тренд и тренд, уже не одного года, у нас в России. Поскольку мы все работает, мы достаточно занятые люди и когда мы едем на отдых, хотим качественно провести отдых с ребенком, хотим эмоционально разделить его достижения, радость каких-то открытий. Такие семейные проекты мы обязательно делаем интерактивными, он, в том числе помогает объединить семью.

Антонина Цицулина:

Просто полежать на пляже, уже не едут? Семья стала мобильной.

Анна Дугар-Жабон:

Нет-нет-нет. Полежать на пляже – всегда актуально. Чтобы проекты, курорты или резорты чем-то отличались, для гостей делали какие-то уникальные вещи. Здесь, кроме полежать на пляже, покататься на горнолыжных трассах великолепных, посмотреть летнюю природу, необходимо еще что-то, что создаст новый эмоциональный опыт семьи, который они привезут с собой, и который будут вспоминать. Потому что качество важнее количества времени, проведенного семьей вместе со своим ребенком.

Антонина Цицулина:

Хорошо, что дети у нас становятся ценнее и их любят. У нас появляется много благополучных семей во всех смыслах, которые могут себе позволить вместе отдыхать и появляются новые пространства. Если говорить о рынке досуга, как о бизнесе людей, которые создают уникальные большие проекты. Сегодня, чтобы хотелось отметить? Мы беседовали с Павлом Ковшаровым, он рассказывал, как он развивает свои проекты, еще ряд коллег. Можно, зная, что у Вас в этом плане очень большая международная экспертиза, немножко пройтись по международным проектам, какие есть тренды и какие, Вы думаете, к нам сегодня придут?

Анна Дугар-Жабон:

Если рассматривать мировой рынок развлечений, возьмем от самых крупных - это тематические парки, до более мелких развлекательных отдельных центров. Россия находится, не могу сказать, что на первом месте, некоторые проекты небольшого формата мы, конечно, делаем даже успешнее.

Антонина Цицулина:

Какие?

Анна Дугар-Жабон:

Проект «Zамания» я считаю один из лидеров семейного досуга. Проект «Кидзания», который у нас в Москве, считается одним из лучших в мире. Возможно это какой-то наш российский подход, более внимательная проработка, умение вести бизнес. Сейчас не буду утверждать, реально есть проекты, которые в России реализуются успешнее, какие-то проекты к нам просто не доходят.

Антонина Цицулина:

И показательно, что в названные проекты сейчас пришли инвесторы, это тоже один из элементов. Хотя, сегодня говорить об инвестиционной теме у нас все сожалеют о том, что случилось. Но, тем не менее, это показатель того, что этот рынок у нас начинает развиваться.

Анна Дугар-Жабон:

Рынок развивается, растет, и инвесторы есть, они всегда ждут интересных проектов, продуманных бизнес-планов и готовы вступать в этот рынок. Если мы вернемся к теме, что в мировом, что еще не дошло до нашего рынка, по определенным причинам. На тематических парках сейчас пошло развитие, строится ВДНХ, есть «Сочи Парк» - первый тематический парк. Однако мы строим парки собственного бренда, то есть мировые инвесторы пока еще на стопе. Но, есть декларации, заявления, надеюсь, что появятся такие проекты, возможно, наши выстрелят так что…

Антонина Цицулина:

…пойдут туда, пожелаем им этого.

Анна Дугар-Жабон:

Кроме того, есть интересные мировые тренды в детском семейном досуге, называются «Детские игровые музеи». У нас на рынке ярко представлен в разных форматах игровой музей «Экспериментаниум», небольшие по площади, однако же, это первое заявление данного формата. В мире в каждом большом городе есть крупные музеи, они от 10 до 20 000 кв. метром, есть некоторые по 30000 кв. метров, покрывающие большой спектр научных знаний, доступно донесенных до детей именно в игровой форме.

Очень хороший отклик получают на рынке такие проекты, например, «Экспериментаниум».

Антонина Цицулина:

Мы понимаем, что в России есть такая особенность, родители порой чрезмерно относятся к обучению, развитию детей. Конечно, все, что связано с научным экспериментированием, с наукой, с такими проектами, особенно сейчас на таком взлете начинается научно-техническое творчество детей и молодежи. Это должно появиться прямо сейчас. Как Вы думаете, это будут наши бренды, или к нам придут мировые? Что быстрее? Успеют наши занять эту нишу? Она требует больших вложений? Расскажите, как Вам комфортнее про концепции сначала в этих игровых музеях, как Вы реализовываете?

Анна Дугар-Жабон:

Давайте сначала по трендам расскажу. Вы очень интересный вопрос задали: а кто будет первым, кто придет, научно-технические музеи, образование, с точки зрения популяризации науки, доступности? Я считаю, безоговорочно мы должны быть первыми. Мы умеем делать, у нас талантливейшие люди, молодежь, способная создавать и креативить. Когда о креативности идет речь, мы не отстаем, а можем даже опережать. Я абсолютно уверена в этом. Поэтому на нашем рынке крупный, интерактивный, с мультимедийной подачей, с интереснейшими экспонатами, которые обязательно подлежать троганию, верчению, кручению и так далее. Для детей возраста от 2-ух лет и выше обязательно должен быть российским проектом, и очень надеюсь, такой скоро появится.

Антонина Цицулина:

В Сочи?

Анна Дугар-Жабон:

Я надеюсь, что в Сочи.

Антонина Цицулина:

Мы слышали, что «Сириус» и Елена Шмелева очень болеют этим проектом, и что они хотят сделать мирового уровня такой проект. Надеемся, что он получится.

Анна Дугар-Жабон:

Мы смотрим на проект «Сириус», как на серьезнейший проект, популяризирующий знания, продвигающий талантливую молодежь. Я думаю, что в этой области, в этой зоне развития важной для нашей страны, должны появляться самые прогрессивные проекты.

Антонина Цицулина:

Если говорит о таком проекте, это большая государственная задача. Я правильно понимаю, что в больших крупных проектах, например, за рубежом очень серьезно работают филантропы, благотворители поддерживают и вкладываются в такие большие инфраструктурные проекты. Потому что они очень социально значимы. Это такие проекты, которыми можно гордиться, и твои дети будут гордиться, и твои внуки будут этим гордиться. Но, такие проекты очень сильно поддерживает государство, потому что у них очень серьезный системный эффект для тех детей, которые «заболеют», загорятся, увлекутся и будут продолжать дальше. Он очень затратный или это может быть какая-то небольшая модель, которая может развиваться?

Анна Дугар-Жабон:

Если с последнего вопроса начнем, да, у них модель может быть и небольшая, в зависимости от цели, которую ставят себе инвертеры. Действительно, проекты может быть для небольших городов, 2000-3000 кв. метров, это очень скромный будет, но опять-таки все из расчета проходимости музея. Крупные проекты от 30 000 кв. метров - это целый город. Например, в Орландо их «Science Center» - 5 этажей и там от планетария, до динозавров, до космоса, до механики, физики, все аспекты озвучиваются в музее - это очень интересно.

Антонина Цицулина:

Какой должен быть трафик, за сколько окупается такая модель, какое у нее инвестиционное плечо?

Анна Дугар-Жабон:

Зависит от города, масштаба города. Для Москвы окупаемость будет порядка 3-5-ти лет. Это очень хорошая окупаемость. Исходя из средней стоимости создания интерактивной выставки, мировые - это плюс-минус 1000 долларов на кв. метр. То есть, если ты делаешь огромный музей, то конечно там инвестиции соответствующие. Можно делать экономнее, все зависит от подхода.

Антонина Цицулина:

Модель «КидБурга» очень хорошая, экономная. Они в этом плане молодцы.

Анна Дугар-Жабон:

На российском рынке, из моего опыта, и 500 долларов с хорошим наполнением интерактивного музея.

Антонина Цицулина:

Про хорошее наполнение немножко.

Анна Дугар-Жабон:

Про хорошее наполнение расскажу. Можно на конкретном примере. Прикладной пример. Интерактивный музей археологии, упомянутый ранее, на «Роза Хутор».

Антонина Цицулина:

Приеду обязательно, посмотрю.

Анна Дугар-Жабон:

Мы Вас ждем и приглашаем аудиторию, приезжайте, пожалуйста, это очень интересно. Проект 350 кв. метров, небольшой. Основан на археологических раскопках, сделанного в период олимпийского строительства, найденные на «Роза Хутор». От каменного века до нового времени. Музей сделан таким образом, что это не просто экспонаты, которые можно посмотреть. Мы даем возможность интерактивить, взаимодействовать и получать большую эмоциональную отдачу от посещения нашего музея. У нас имеется мобильное приложение, которое является аудио-гидом.

Антонина Цицулина:

Для детей же очень интересно, здесь глубокая старина, и тут же новые технологии как они там совмещаются – это здорово!

Анна Дугар-Жабон:

С поколением, родившимся в конце 90-х – 2000 годах можно разговаривать эффективно и более доступно через их же гаджеты. Дети с удовольствием слушают аудио-гид, смотрят дополненную реальность. Например, у нас каждое историческое изображение на стене оно оживает, и сразу тебе хочешь узнать, что так за живой картиной. Дети начинают читать, либо слушать. Когда они подходят к экспонату и наводят на него, они видят 3Д-модель. То есть они видят какую-то вазочку, обычно смотрят, прошел, прочитал. А тут они останавливаются, наводят гаджет, появляется 3Д-модель. Они могут покрутить, посмотреть с любой стороны и тут же им интересно: а что это такое? Иначе, они возможно прошли бы мимо.

Антонина Цицулина:

Появляются эмоции, и информация идет гораздо интереснее для детей.

Анна Дугар-Жабон:

Это их привычный канал коммуникаций. Дополненная реальность, которую мы используем в музее, она создает уникальный по эмоциональному восприятию визуальный ряд, потому что это вот как оно было. Сейчас это какие-то кусочки, например, старая сабля представлена или центральная часть…

Антонина Цицулина:

Какой самый популярный экспонат?

Анна Дугар-Жабон:

Сабля, оружие, ну куда деваться. Еще арбалет средневековый генуэзский, случайно попавший на «Роза Хутор», у нас было ответвление Шелкового пути. Историю ценностей наших территорий, мы показываем гостю через институт музея, через дополненную реальность, интерактивные комплексы дополнительные, которые есть. Для нас очень важно показать не просто… Это не развлечение, Вы абсолютно правы. Это не развлечение, это и образование, и эмоции…

Антонина Цицулина:

Это проживание, ребенок сразу представляет себе. Скажите, какая возрастная категория этого музея?

Анна Дугар-Жабон:

Мы заявляем, что это 6+, потому что это более осознанное восприятие. Однако, детишки 3-4-ех лет с нашими интерактивными объектами, например, игровая проекционная игра, где средневековая кавказская усадьба, у нас все привязано к локации. Это очень важно эмоционально усиливать продукт, только эффективнее работает модель. Гостям это интересно, детям это интересно.

Антонина Цицулина:

Там же природоохранная зона?

Анна Дугар-Жабон:

Мы находимся в особо охраняемой территории.

Антонина Цицулина:

Здесь как раз понятно, что это экология, понятно, что это сохранно, конечно, это очень важно. Но, я все равно возвращаюсь к этим возможностям, которые есть для нашего бизнеса. Я считаю, что историческое оружие, арбалет очень пользуется популярностью у компании «ЯиГрушка», я думаю, надо подумать о коллаборации.

Анна Дугар-Жабон:

Обязательно. У нас есть сувенирный магазин и это один из обязательных элементов бизнес-модели музеев, интерактивных детских семейных проектов. Чтобы было успешно, должно быть все тематическое. Любой эксперт это подтвердит. Конечно, игрушки тематические присутствуют, в нашей линейке будет интересно получить новые, интересные предложения со средневековым оружием и арбалетами.

Антонина Цицулина:

Или начнете сами делать средневековое оружие, арбалеты. Какие еще Вы видите игровые музеи, которые необходимо делать? Что сдерживает их развитие? Либо какая новая ниша, что она за собой повлечет, какие сервисы, какое производство? Ведь это все необходимо сделать. Сейчас получается под ключ зарубежное оборудование и все остальное. Из чего складывается, предположим, 3-5 лет окупаемость, может от 350 до 35000, как наши могут, это может быть целый город. Этого же мало, что еще?

Анна Дугар-Жабон:

Если мы говорим о развитии отрасли параллельно с развитием отрасти производства, параллельно с развитием отрасли интерактивные музеи, семейные и детские. Что хочется отметить? Разработки интерактивных проектов, дополненная реальность, виртуальная реальность, приложения, наш рынок имеет качественные представители российской индустрии дополненной реальности, виртуальной реальности. Здесь нет необходимости обращаться в иностранные компании. Если мы говорим об игровом оборудовании, если мы вернемся к детским игровым музеям, где очень много игровых комплексов механической направленности, что очень важно для детишек от 2-х лет. Обратите внимание, музеи детские имеют нишу от 2-ух лет до дошколят. Для них специально делают зоны, и там производится специальное игровое оборудование. У нас есть умельцы, которые соберут, механически все будет работать интересно, но это единицы. Как отрасль производства для детских музеев у нас пока явно никто не заявил. Если кто-то заявится – приходите.

Антонина Цицулина:

Во-первых, нет рынка. Во-вторых, здесь же еще нужны компетенции. С точки зрения самого интерактивного пространства надо понимать, какая должна быть эргономика, здесь определенный дизайн, здесь сам продукт с точки зрения безопасности, здесь игровая механика. Здесь целый спав специалистов для того, чтобы спроектировать, придумать и детям было интересно. Знаете, как в той игре, когда не понимают настольную игру, а там есть определенные правила и ты бросаешь кубик и все никак пройти не можешь этих 20 шагов. Здесь тоже самое. Сейчас у нас есть очень яркие люди, которые делают кинетические фигуры, уже начинают создавать какие-то целые истории. Должны быть и ученые, которые понимают, что связанно с археологией и те педагоги, которые понимают маленькие археологические… Я помню Ваш запрос, когда Вы собирали и Вам нужны были интерактивные археологические уроки. Я молчу, я много знаю, Вы рассказывайте. Мы поговорили про оборудование, про модель, связанную с тем, что там очень органично вписываются сувенирные, игровые и даже книжные магазины с научно-популярной литературой. Потому что ребенок заинтересовался и ему очень интересно.

Анна Дугар-Жабон:

Книги, одно из самых продаваемых в нашем проекте. Мы очень удивились, но мы не ожидали от курортного гостя, что он будет покупать историческую книгу. Это эмоциональная покупка после wow-эффекта. Если говорить про детские музеи, конечно же, там и сувенирный магазин, который продает, в том числе и книги. Обязательно тематические занятия, обязательно специальные ивенты. Если это крупные проекты, то вплоть до научных конференций проводятся.

Антонина Цицулина:

Для специалистов, которые организуют это? Нам же нужны аниматоры и нужны педагоги, которые это понимают. Сколько сейчас музею, еще пока небольшой, да?

Анна Дугар-Жабон:

Мы чуть более 3-ех месяцев работаем.

Антонина Цицулина:

Молодцы! Надо не забыть сразу с точки зрения работы с посетителем, с потребителем закладывать такой вопрос: Сколько за время существования, у вас потом из детей вырастет археологов, заболев у вас.

Анна Дугар-Жабон:

Археологов, историков, либо людей, заинтересовавшихся наукой, это будет, конечно, интересно. Я хочу отметить, что нас посетило уже более 15000 человек.

Антонина Цицулина:

Здорово! За 3 месяца 15000? Поздравляю! Еще не было большого летнего сезона.

Анна Дугар-Жабон:

Да, мы ждем летний сезон. Мы открылись осенью в низкий сезон, и это стало качественным дополнением для наших гостей. Поэтому ждем, есть куда развиваться.

Антонина Цицулина:

Можете рассказать или пока большой коммерческий, интеллектуальный секрет, какой следующий игровой музей будете открывать? Я так чувствую, что большая история у Вас получается интерактивная.

Анна Дугар-Жабон:

Если разговаривать про курорт «Роза Хутор», мы заняли немножко тему туристическую и интерактивную, а что ж там? Мы готовим, это не будет музей, но это будет интерактивная экспозиция научно-познавательная о природе. Мы взяли тот же формат, что и музей, мы видим, что он успешен, мы видим, что это не пустое. Да, эмоциональное потребление продукта - горы «Роза Хутор», но это и качественное погружение в наши услуги, и мы делает такую экспозицию. Мы сейчас разрабатываем интерактивные площадки познавательные о природе – это тоже мировой тренд на горных курортах.

Антонина Цицулина:

Поддержу эту тему. Мы были очень вдохновлены проектом, вчера он защищался на премии «Золотой медвежонок» - это детская площадка в виде наблюдения за природой, там и метеостанция есть и все остальное.

Анна Дугар-Жабон:

Давайте знакомиться.

Антонина Цицулина:

Все говорит: вот наши классические площадки, на которых там дети… Я подумала, что ведь может быть целая серия таких, как экология, наблюдение за погодой: смотри, как у нас сегодня погода меняется. Это же детям сегодня интересно, они хотят что-то практическое и очень настоящее изучать.

Анна Дугар-Жабон:

И приключенческое.

Антонина Цицулина:

Детям нужны приключения. С удовольствием, конечно, познакомлю, наша ассоциация для этого и служит. Вы затронули конференцию, мы видим, как меняется наша индустрия, мы не понимаем, как будет меняться стиль жизнь наших детей и семей с детьми. Мы должны быть готовы им предложить новые вдохновляющие проекты, которые позволят сделать наших детей счастливыми и показать родителям, как разделить радость роста и взросления вместе с детьми. Но, Вы сказали, что такие проекты требуют самого разного, (я Вас прервала) этих специалистов. Здесь требуется помимо оборудования, инвестиций, филантропов, инвесторов и каких-то составляющих – замечательный климат, Сочи. Почему Роза Хутор? Кто принял решение, кто-то из основателей и руководителей? Если можно, немножко об этом скажите. Но, требуется собрать сообщество из референтных групп, как я сейчас люблю говорить, после которого мы сможет выращивать эти проекты. Как Вам видится? Я горжусь тем, что я знаю очень многих знаковых и значимых людей, которые развивают детские проекты и Вы, на мой взгляд, один из лидеров в этом направлении. Я могу много говорить о людях, которые меня вдохновляют, но давайте ответим на вопрос: почему Роза Хутор? Какое сообщество, и каким образом можно быстрее тиражировать, и выращивать? Потому что очень хочется, чтобы наш бизнес, наши инвесторы, и наши креативные люди могли реализовываться на нашей территории, делая проекты круче, чем за рубежом. Мы все их любим. Но это драйвит очень сильно. Почему Роза Хутор? Кто?

Анна Дугар-Жабон:

Давайте с первого вопроса: кто принимает решение и так далее? Антонина Цицулина:

Кто поддержал, кто дал Вам там покреативить?

Анна Дугар-Жабон:

Кто поддержал. На самом деле курорт имеет программу, называется «Программа устойчивого развития», которая в том числе поддерживает и развивает историко-культурного сохранения территорий курорта, потому что это богатейшая история. Каким образом донести до людей? Было принято решение создать такой проект. У нас есть генеральный директор компании – Сергей Викторович Бачин, который и принимает решение в данном ключе совместно с менеджментом.

Антонина Цицулина:

Большая команда реализует эти проекты?

Анна Дугар-Жабон:

Команда небольшая, но очень энергичная. Мы проект создали за 6 месяцев. Мы были очень вдохновлены и наша команда сплоченно сработала.

Антонина Цицулина:

Модель делаете, она может тиражироваться?

Анна Дугар-Жабон:

Модель может тиражироваться, она понятна, она может переходить в другие области, не обязательно археология, зависит от заказчика, что необходимо.

Антонина Цицулина:

Может быть сообщество, которое в том числе генерит трафик, когда дети сегодня приехали к вам на археологию. Потом могут поехали в ваш партнерский проект на Байкал. У нас же огромное количество уникальных природных мест, которые требуют инфраструктуры и более взаимосвязаны между собой. Я правильно понимаю, что в этой логике мы сейчас остановились на этих экологических тропах. Из моего детства, у нас, оказывается, была замечательная школа и замечательные педагоги, я помню, как мы ходили слушать птиц. Я до сих пор узнаю очень многих птиц по голосам. Там поют птицы, можно будет слушать?

Анна Дугар-Жабон:

Это одно из направленийдля детей, кстати, и для взрослых тоже. Это неповторимые впечатления, уникальные ощущения. Такие программы можно развивать.

 Мы говорим о масштабировании, потом хочу вернуться: где же найти людей, которые это будут реализовывать, на этот вопрос тоже отвечу. Масштабирование да, конечно, если к нам, к курорту обратятся, мы будем рады помочь в формировании подобных проектов. Потому что мы серьезнейшим образом занимаемся развитием наших маршрутов, популяризации любви к природе, изучение природы и охране природы. Будем рады, если будут такие обращения, поможем с удовольствием. А в части кто же люди, где найти людей, потому что все на стыке, наука и производство. Потом еще оказать услуги, которые должны быть правильно донесены, потому что это просто ты стены построим…

Антонина Цицулина:

Еще соблюсти историческую правду.

Анна Дугар-Жабон:

Не достаточно просто создать проект. Сервисные проекты, все мы знаем, должны постоянно развиваться. Поэтому, один раз поставили проект, научили экскурсоводов, создали интересные экскурсии, смотрим что работаем, адаптируем. Сейчас готовим программы, мастер-классы, готовим археологическое путешествие, готовим «день первобытного человека» - это программы которые…

Антонина Цицулина:

Раскопки будет производить?

Анна Дугар-Жабон:

У нас раскопки уже стоят в музее, очень интересные и популярные у детей, и там зависают даже родители. Мы будем делать целое археологическое приключение, где дети попробуют быть археологами, будут делать раскопки, будут записывать - вести дневничок археолога.

Антонина Цицулина:

Будет очень сложно выводить с такой детской площадки. Еще немножко о планах.

Анна Дугар-Жабон:

Да, это будет очень интересно. Работа с персоналом тоже важна, потому что людей надо зажигать. Ты приходишь к своему персоналу и зажигаешь, говоришь: «Посмотри, спроси у гостя, ему понравилось? Дай ему максимальных эмоций, если что-то не понравилось, давай учтем, посмотрим, что можем сделать».

Антонина Цицулина:

По-прежнему сами обучаете? Я помню еще 4 года назад, когда делали олимпиаду по робототехнике, говорили, что Сочи сейчас может стать столицей по очень многим направлениям, но очень большая проблема с кадрами. Сейчас также?

Анна Дугар-Жабон:

С качественными кадрами в целом на рынке есть проблема, потому что остаться в детской отрасли надо просто решить. Если за рубежом мы видим, в детских проектах работают женщины по 50-60 лет, они с таким удовольствием рассказывают детям, то, у нас работает в основном молодежь. Профессия в детских или семейных музеях еще не стала престижной и очень интересной. Поэтому кадры готовим сами, ищем экспертов, кто может проконсультировать. Ставим, готовим правильное ТЗ, получаем продукт, выводим его, адаптируем, выводи его, смотрим, что сделать лучше, отбираем лучших.

Антонина Цицулина:

Я переживаю, что осталось 5 минут и мне не хватит времени задать все вопросы, которые мне хочется Вам задать. Я приехала сюда из университета, который готовит в Москве, там самое большое количество дошкольников. Мне, директор Институт педагогики и психологии образования, рассказывает, что у нас пришли коллеги, которые очень увлекаются туризмом с детьми, мы их называем «Робинзоны», сделали тут у нас кафедру. Наши на них смотрят, как на сумасшедших, они такие увлеченные, прорабатывают вопросы и проблемы, почему? Потому что им очень нужны подготовленные, сейчас еще и с педагогическим образованием, люди пришли, создали для себя образовательную программу. Мне кажется, что за такими проектами будущее, и нам с Вами также надо думать об этом. Я знаю, в Сочи было всегда очень хорошо с руководством в образовании. Таким образом выращивать этих людей. Очень многие бизнесы сейчас начинают это делать сами у себя. Если мы хотим качественных изменений, нам надо приходить в сегодняшние государственные ВУЗы и там менять систему, понимаете. Иначе и наша бизнес-модель будет труднее окупаться, а значит тяжелее тиражироваться.

Анна Дугар-Жабон:

Хорошая тема про кадры. В мировых музеях детских игровых, огромную роль играют волонтёры – это молодые ребята, которые еще учатся, и они приходят. Они учатся на психологии, или социологии, педагогика.

Антонина Цицулина:

Вы будет работать с такими?

Анна Дугар-Жабон:

Обязательно. У нас есть волонтеры в музее, которые помогают. В зарубежных музеях может доходить до 50% именно волонтерство, они являются смотрителям, они помогают с ребятами. Потом они выбирают эту профессию, они прожили, они видят, какой это интересный бизнес. Они поняли, что им комфортно заниматься ежедневной эмоциональной работой. Потому что это не просто смотритель, ты постоянно подходишь и говоришь: «А посмотри вот на это, а давай вот так вот!»

Антонина Цицулина:

Когда много детей, это такая эмоция, ты выходишь заряженный. Я очень люблю это.

Анна Дугар-Жабон:

За этим приятно наблюдать. Я очень надеюсь, что в эту отрасль придут ребята умные, такие же зажигалочки, которые двигают подобные проекты. Нам такие люди очень нужны.

Антонина Цицулина:

Если говорить о том, что для Вас сегодня, как человека, очень увлеченного этим, 3 составляющих и тема взорвется, и Вы, наконец, реализуете все свои задумки, которых я знаю огромное количество. Это что? Сколько у Вас направлений и желаний сделать интерактивных музеев? Какая емкость нашего рынка под интерактивные музеи?

Анна Дугар-Жабон:

Рынок практически свободен. Проект хочется делать масштабный, потому что это не маленькие музейчики в городах. Хочется, чтобы появились в каждом крупном городе качественные детские игровые музеи. Возможно надо создать первый проект, который будет флагманом. Потому что не каждый решится, не каждый, побывав в мировых музеях и вдруг взяться инвестировать, это обремененные риски. Инвестор должен очень верить в специалиста, которого приглашает на подобные проекты, и конечно же, масштабировать. Масштабировать качественный опыт, который имеется и который можно еще создать и транслировать на другие регионы, а рынок реально свободен.

Антонина Цицулина:

Аня, чем думать глобально, а действовать локально, может быть, мы вернемся к теме, что собрать людей кому это интересно.

Анна Дугар-Жабон:

Это очень важно.

Антонина Цицулина:

В нашем комитете на площадке ассоциации детских товаров, тем более что для нас сегодня есть план «Десятилетие детства».

Анна Дугар-Жабон:

Это очень важная программа.

Антонина Цицулина:

Отдельными пунктами записано то направление, которое государство тоже считает очень важным.

Анна Дугар-Жабон:

Там детский туризм.

Антонина Цицулина:

Да, и детский туризм, и развитие познавательного туризма в природоохранных зонах, и развитие досуга детей и молодежи, и новые качества образования детей, дополнительное развитие, и оздоровление детей. Сейчас есть все, чтобы специалисты и с нашей стороны профессионалы, работающие в развитии инфраструктуры детства, могли начать реализовывать такие проекты. Вы подумайте, мы выберем правильное время, правильное место, соберем и проработаем. Будет ли это какая-то научная конференция, либо это будет практическая. Может быть, это какая-то стратегическая сессия, когда мы можем пообщаться.

Анна Дугар-Жабон:

Круглый стол для начала.

Антонина Цицулина:

Какой круглый стол? Не нужен круглый стол, здесь надо сразу креативить, и сразу писать и что надо делать. Мы же с Вами профессионалы. Круглый стол – это надо когда кого-то убедить. Для меня понятие мозговой штурм, в результате которого интегрируются люди: а давай вместе сделаем, у меня есть это, у тебя есть то.

Анна Дугар-Жабон:

Давайте собираться. Областей применения множество, готова делиться опытом и буду очень благодарна если…

Антонина Цицулина:

Возглавить этот процесс.

Анна Дугар-Жабон:

Буду очень благодарна, если отзовутся производители, которые готовы разрабатывать потенциал. Чтобы запускать такие проекты, нужен качественный партнер производитель. Будет очень интересно пообщаться.

Антонина Цицулина:

Здесь дизайн нужен, здесь архитектура нужна, здесь физиология нужна. Нужны яркие ученые. Я являюсь фанатом Артема Оганова, насколько он ярко рассказывает, коммуницирует с детьми, насколько он показывает материаловедение. Может там будет игровая лаборатория Артема Оганова. Я с большим удовольствием приглашу всех кого можно.

Анна Дугар-Жабон:

Давайте начнем этот процесс.

Антонина Цицулина:

Уважаемые коллеги, мы будем рады продолжить интервью с Анной по этой теме, если у Вас есть вопросы, с удовольствие продолжим и ответим. Тема новая, интересная, может быть, мы перескакивали с места на место, но я думаю, что мы еще не один раз будем говорить на эту тему. У нас с 12 по 14 марта традиционно наша выставка «Kids Russia», тема лицензирования и то, как сейчас интегрируются большие развлекательные комплексы, связанные с медиа, с персонажами, с кино. Это тоже отдельный большой сегмент, о котором, надо говорить. Будем рады вас видеть на площадке нашей Ассоциации индустрии детских товаров! Анна, спасибо огромное!

Анна Дугар-Жабон:

Была очень рада поучаствовать в передаче. Спасибо, что пригласили.

Антонина Цицулина:

Мы с Вами совместили производственное совещание с планами на будущее. До скорой встречи!

Анна Дугар-Жабон:

До свидания!