Найля Анварова:
Здравствуйте, дорогие зрители и слушатели канала Mediametrics. В прямом эфире программа «Герой будущего времени», ее ведущая Найля Анварова. Сегодня у нас в гостях ведущий информационных программ на телеканале Россия 1, руководитель Первой Академии Медиа МИРБИС, Эрнест Мацкявичюс. Здравствуйте, Эрнест!
Эрнест Мацкявичюс:
Здравствуйте, Найля!
Найля Анварова:
Побеседуем мы на тему «Когда умрёт телевидение?». Поговорим о будущем, узнаем, откуда люди будут черпать информацию, и нужен ли будет зрителю телеведущей.
Эрнест Мацкявичюс:
Страшные темы для меня все, что Вы перечислили.
Найля Анварова:
Особенно про смерть и телевидения. Но прежде, чем приступим к эфиру, я, конечно, хочу поздравить Вас и всех пограничников с праздником. Пожелать здоровья, счастья. Тем, кто служит, звёздочек на погонах. Поблагодарить Вас, дорогие наши пограничники, за наш спокойный сон и сладкий сон.
Эрнест Мацкявичюс:
Спасибо, Найля, я тоже, пользуясь случаем, поздравляю всех своих друзей, всех своих братишек, сослуживцев с нашим главным праздником, который мы отмечаем, как второй день рождения, почему-то так получилось. Каждый, кто служил в погранвойсках, считает этот праздник до конца своих дней одним из главных в течение года. Вчера отметили, достойно отметили, фонтанов не было.
Найля Анварова:
Видно.
Эрнест Мацкявичюс:
Я с огромным удовольствием пообщался со своим командиром КПП, начальником КПП, на котором я служил. Мы не слышались 30 лет, в этом году будет 30 лет, как я вернулся со службы.
Найля Анварова:
Интересно, сейчас Вы охраняете поток информационный.
Эрнест Мацкявичюс:
Информационные границы, нравственные границы.
Найля Анварова:
Как получилось так, почему? После службы...
Эрнест Мацкявичюс:
Пограничник - это призвание, наверное, с этим все связано. Если ты уже однажды выбрал это предназначение, надо следовать ему всю жизнь. Если серьёзно, то я мечтал стать журналистом с самого детства, и в отличие, наверное, от многих других моих коллег, моя дорога была очень прямой. Я с самого начала знал, что хочу, шёл по этой дорожке и в результате пришёл туда, куда пришёл. Единственное, конечно, в нашей профессии есть такая опасность, как головокружение от успехов, когда всё слишком хорошо получается, тебе кажется...
Найля Анварова:
Это Вам везёт просто, понимаете.
Эрнест Мацкявичюс:
Нифига. Я был бы рад, если бы это было именно так. Нет, здесь, скорее, один из, второй, по-моему, закон диалектики, когда количество переходит в качество. То есть сначала надо накопить потенциал довольно серьёзный, очень долго, порой, его приходится копить, и уже тогда появляется возможность, окно, скажем так, для качественного скачка. Безусловно, шанс в нашей профессии играет большую роль. Это правда, без шанса невозможно. Вообще, если формулу успеха в нашей профессии, в журналистике, в репортёрской работе выводить на бумагу, то выглядит она следующим образом. От успеха, вернее так, от фарта, от везения зависит ровно 20 % в твоём будущем развитии, в твоей карьере, в твоем так называемом успехе, всего лишь 20 %. Подождите, я в формуле сбился немножко. Немножко по-другому всё выглядит. 40 %. Смотрите, немного по-другому всё выглядит. От таланта зависит 20 %. Талант - это очень важная, конечно, опция, которая есть у каждого человека, приходящего в профессию. Но от него зависит всего лишь 20 %. Дальше 80 распределяются следующим образом. Вот 40 % как раз, это этот самый шанс, это очень много, я считаю, шанс - это много. Потому, что, если у тебя не будет этого шанса, не будет шанса перевести количество в качество, ты так и останешься булькающей в кастрюле водой, которая пытается сорвать крышку и не более того. Вот если предоставляется шанс, это 40 % успеха. Но остаётся ещё 40 невероятно важных процентов. Это то, что называется характер и упорство.
Найля Анварова:
Работа.
Эрнест Мацкявичюс:
Упертость. Без упертости у нас сделать ничего невозможно. Без характера ты, будучи очень талантливым и везучим молодым журналистом, не добьёшься ничего. Я много раз наблюдал и готов подтвердить справедливость своих наблюдений снова и снова. Наш главный принцип в Вестях, журналистов, которые работают в Вестях «сдохни, но сделай». У нас остаются только лучшие, только самые сильные, самые проверенные, упертые.
Найля Анварова:
Сколько В работаете часов?
Эрнест Мацкявичюс:
Режим работы такой, посменный, неделю через неделю. Вот на рабочей неделе я работаю, 12 часов где-то рабочий день продолжается. Причём, все 12 часов, это действительно работа, это абсолютно максимальный КПД, которой составляет 150-170 %.
Найля Анварова:
Ту неделю Вы заполняете, наверное, потому что всё равно перед эфиром большое количество энергии ты отдаёшь, мало людей, кто это знает, но, на самом деле, эфир выжигает тебя очень сильно. Несмотря на то, что заряжает, но и тут же.
Эрнест Мацкявичюс:
Да, совершенно верно, с одной стороны, он заряжает, с другой стороны, он всё-таки невероятно важный, ответственный. Мы связаны хронометражем. Кроме того, мы в течение всего дня должны этот эфир подготовить, раздать нужные задания, спланировать темы, выбрать правильную тему, понять, кто и каким образом будет её решать, исполнять в нашем эфире. Сам эфир, это уже квинтэссенция, можно сказать, рабочего дня, а их у нас два. Первый в 16 часов, когда мы работаем на регионы, для Сибири это уже 20:00. Ещё один прямой эфир непосредственно уже на европейскую территорию, в 20 часов. Между ними совещания, работы, много писать приходится мне самому, продюсировать, разговаривать с корреспондентами, давать им какие-то либо задания, либо делиться своими идеями, просить снять то-то, то-то и сделать это так-то, так-то, написать это так-то, так-то.
Найля Анварова:
Это прямо перед, уже перед выпуском?
Эрнест Мацкявичюс:
Да, перед выпуском, в течение всего дня. То есть у нас иногда поесть времени просто нет, нет и 10 минут, чтобы спуститься в столовку и там что-нибудь съесть.
Найля Анварова:
Вы знаете, я хочу, конечно, про Вашу биографию поговорить ещё, потому что всё-таки интересно, как Вы всё-таки добрались до федерального канала, тем более, сейчас Россия 1 имеет высокий рейтинг из всех федеральных каналов.
Эрнест Мацкявичюс:
Да, мы на первом месте сейчас. Уже второй год.
Найля Анварова:
Без лишней скромности.
Эрнест Мацкявичюс:
Да, мы на первом месте. Канал Россия 1 на первом месте по долям и рейтингам.
Найля Анварова:
Хочется узнать, как вы туда пришли, будучи молодым журналистом, окончили институт, и как? Я знаю, что Вы с Малаховым учились в одном университете.
Эрнест Мацкявичюс:
С Андреем, да, на журфаке МГУ мы учились на одном курсе.
Найля Анварова:
Кто ещё, кто стал из Вашего?
Эрнест Мацкявичюс:
Володя Чернышёв, ведущей на НТВ, мой очень близкий друг, с которым мы ещё в Госдуме вместе работали. Дима Лесневский, который был одним из создателей РЕН ТВ, который сейчас канал РЕН называется, тоже мой однокурсник.
Найля Анварова:
Так хорошо, очень талантливый курс.
Эрнест Мацкявичюс:
Саша Хабаров, мой однокурсник, собкор в Великобритании, тоже мой однокурсник. Я сейчас могу очень многих перечислять.
Найля Анварова:
Почти все в профессии, наверное.
Эрнест Мацкявичюс:
Да, Вы знаете, так сложилось, что когда мы учились, во-первых, у нас действительно был какой-то очень урожайный курс. То ли время такое было, то ли мы удачно все родились, то ли что-то в космосе происходило, нас хорошо заквасили. Но у нас был невероятно талантливый, эффективный курс, потому что, наверное, не было ни одного такого выпуска журфака, который бы устроился работать по профессии. Ясен Николаевич Засурский нас прямо запомнил, выпуск 94-го года, запомнил и вспоминает до сих пор.
Найля Анварова:
И вижу каждый день.
Эрнест Мацкявичюс:
Он, кстати, узнает всех, он всех прекрасно помнит, кто у него на каком курсе учился. Это потрясающая какая-то, совершенно уникальная журналистская память. И нами, я знаю, прямо гордились-гордились. Здесь дело тоже в шансе, конечно, вот эти свои 40 % мы ухватили. Потому что было время такое. На изломе эпох, там одна формация меняла другую, 91-й год первый путч, 93-й год следующий путч. НТВ образовалось как раз в 93-м. То есть одна формация меняла другую, очень всё бурлило. Когда вот этот взлом образуется, в него легко просочиться свежим силам. Они могут быть конструктивные, созидательные, могут быть негативные, разрушительные, они могут быть разные, но, в любом случае, была востребована свежая кровь, свежие мозги, свежий взгляд людей, которые не работали на советском телевидении, которые могут привнести что-то новое. Просто, знаете, новую энергетику какую-то.
Найля Анварова:
Свежесть, молодой задор.
Эрнест Мацкявичюс:
Конечно. Может быть, нам не хватало профессионализма, конечно, не хватало, но а кому тогда хватало на телевидении профессионализма. Никто ничего не умел. Мы когда делали НТВ, когда начиналось НТВ, мы, фактически, ставили эксперимент над отечественным телевидением, над собой, надо зрителями. Мы искали новые формы, телевидение искало своё лицо. И во многом мы эти стандарты задавали. Они, кстати, очень серьёзно отличаются от тех стандартов, которые существуют на телевидении сейчас, они меняются, меняется очень многое, меняется скорость. Мы с Вами сейчас, перед началом нашего эфира говорили о клиповом мышлении, которое присуще современному зрителю, в особенности молодому. Мы, как люди, которые делают этот телевизионный продукт, должны такие вещи учитывать. И даже, видите, я с Вами говорю, у меня такое ощущение, что я что-то не успею, я тараторю, как из пулемёта, хотя ещё, я не знаю, 10-15 лет назад такая скорость казалась чрезмерной. Когда я пришёл на телевидение, тем более. А было время, когда, я помню, смотрел, у меня был любимый фильм, назывался он «Звезда пленительного счастья» Мотыля, про декабристов. В детстве я его смотрел, практически, как боевик.
Найля Анварова:
Но с появлением НТВ, мне кажется.
Эрнест Мацкявичюс:
Спустя какое-то время я посмотрел его снова, знаете, я выдержал где-то 15 минут. Почему? Скорость передачи информации с экрана совсем другая, я не могу выдерживать. Уже у меня сердце бьётся со скоростью 120 ударов в минуту, всё, я не могу медленнее. У всех зрителей так, даже, кстати, у пожилых. Про молодёжь я вообще молчу, а пожилые люди тоже в этот ритмов втягиваются, им тоже эта скорость становится необходима.
Найля Анварова:
Своя.
Эрнест Мацкявичюс:
Да. И кстати, вот эти стандарты, которые существовали тогда, они очень быстро меняются. Я это здорово чувствую, когда прихожу к своим студентам, когда учу их. Потому что я помню, нас учили преподаватели в МГУ на журфаке, нам давали классное, совершенно чумовое базовое образование.
Найля Анварова:
Фундамент, конечно.
Эрнест Мацкявичюс:
Да, которое помогает нам до сих пор. Но непосредственно журналистике на факультете журналистики, конечно, выучиться было невозможно. Но он там создавал определённую среду, определённую атмосферу, в который было очень приятно, круто, модно вариться, и эта атмосфера давала возможность просочиться куда-то туда, в эти высоты эфирные. Многие из наших молодых наглых друзей уже работали на телевидении, и они в своё время меня за собой и потащили. У меня два друга, два однокурсника такие, Володи Сидоров и Дима Мочалин, вот тебя недавно не стало, к сожалению, очень хороший, светлый был человек. Именно эти два человека привели меня в своё время, позвали, скажем так, на телевидение делать новую программу, которая должна была заменить выполнивший свою миссию «Взгляд», программу «Взгляд». Я счастлив, горжусь тем, что моими первыми учителями были такие люди, как Александр Любимов, Андрей Разбаш, Иван Демидов, Александр Политковский, Владислав Листьев. То есть вот те люди, которые делали самые крутые программы в стране в тот момент. Это было очень здорово. Потом, когда я перешёл в информацию, моим учителем стал Олег Добродеев, который им остаётся и до сих пор. Информация - это немножко другая, конечно, сфера, её уже, конечно, я понимаю, что не променяю ни на что. Круче этого нет ничего.
Найля Анварова:
Но, на самом деле, самые сложные, это и есть информационные все программы. И вести их сложнее всего, и правильно преподнести, и готовка.
Эрнест Мацкявичюс:
Я своим студентам по секрету говорю, когда они выбирают специализацию. Я им объясняю, что ребята, информация - это база. Журналист, корреспондент, ведущий информационщик - это универсальный солдат, который может всё. Это чистая десантура. Потому что из информационной программы Вы можете прыгнуть в любой другой формат. Хоть в музыкальный, хоть в развлекательный, хоть про животных передачу делайте. Что хотите делайте.
Найля Анварова:
Самое главное - умение работать.
Эрнест Мацкявичюс:
А обратно...
Найля Анварова:
Это очень сложно, я тоже работала на телевидении, правда в Калининграде, тоже вели новости, собирали макет программы новостной, это очень тяжело, действительно, это тяжело настолько...
Эрнест Мацкявичюс:
Это очень сильная школа, это очень здорово закаляет характер, это развивает аналитическое мышление, это развивает прогностическое мышление. То есть Вы можете просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд. Это развивает способность к коммуникации, потому что Вам приходится общаться с одним, другим, третьим, четвёртым человеком, к каждому находить свой подход. Это также облегчает Вашу жизнь.
Найля Анварова:
Ну, и работа в поле, как корреспондента, это тоже очень сложно. А Вы работали корреспондентом?
Эрнест Мацкявичюс:
Конечно, я не сразу, с горшка сразу в кадр, прямо на горшке в кадр посадили, не совсем так всё было. Конечно, пришлось поработать корреспондентом довольно много и должен сказать, что это самая интересная, самая яркая, самая благодарная работа.
До какого возраста вообще, так скажем, можно работать корреспондентом в поле, Ваше мнение.
Эрнест Мацкявичюс:
Владимир Петрович Кондратьев на НТВ работает до 70 лет, прекрасно себя чувствует, является просто брильянтом, я считаю, информационных программ НТВ и доказывает, что ограничения по возрасту в этом формате нет совершенно. Это зависит от внутреннего состояния человека. Вот эта внутренняя энергетика, эта жадность до новых впечатлений, ощущений, движухи, информации, это очень дорогого стоит. И на самом деле, помимо информации, помимо новости, содержания, которое мы даём зрителю с экрана, есть же ещё очень важная информация, которую он от нас получает, она называется «эмоция», она называется «энергетика». И эфир, даже самый прекрасный, самый компетентный, самая вообще важная для человека информация, выданная без энергетики зрителю, это холостой выстрел, это пук в вечность, её никто совершенно не воспримет. Она должна быть насыщена энергией, энергией того человека, который её подаёт. И вот сейчас, Найля, мы с Вами подошли к одному из самых болезненных вопросов нашей сегодняшней дискуссии. Умрёт ли телевидение, и умрут ли ведущие, как класс, перестанут ли они существовать. Я лет 7-8, наверное, назад, когда мне задавали подобный вопрос, говорил, что есть опасность. Интернет, конечно, нам пятки вообще покусывает, он нас загоняют куда-то под плинтус, я чувствую, что через несколько лет мы вынуждены будем с этим смириться. Потому что нормальному человеку гораздо удобнее взять гаджет, открыть просто какие-то привычные ему сайты, найти какую-то информацию, пощелкать, даже, может быть, нажать на иконку. посмотреть картинку и узнать то, что ему нужно. Но вот сегодня, по прошествии лет, глядя на то, как развивается рынок, как развиваемся мы, какие тенденции происходят, я убеждён, просто глубоко убеждён, что телевидение было, есть и будет всегда. И формат информационного выпуска, который выходит в эфир в определённое время, тоже сохранится всегда. Почему?
Найля Анварова:
Что может умереть на телевидении?
Эрнест Мацкявичюс:
Потому что это, во-первых, это красиво. Потому что это удобно, это очень удобно, когда, причём именно потому, что Ваша жизнь становится интенсивной, насыщенной, спрессованной, клиповой. Вам гораздо удобнее не заморачиваться по поводу новостей и поиска чего-то такого в течение дня. Вам гораздо удобнее в своём жёстком графике найти удобное время, когда Вы, например, вернулись с работы и сели ужинать. И в 7-8-9 вечера, лучше в 8 Вы заходите, просто включаете это окошко на стене, и оттуда доброжелательные, милые, компетентные, умные.
Найля Анварова:
Грамотные.
Эрнест Мацкявичюс:
Безусловно, грамотные, обаятельные, вызывающие доверие.
Найля Анварова:
Где не будет ошибок в словах, им можно доверять.
Эрнест Мацкявичюс:
Люди дают Вам подробную, доскональную информацию, с яркой экспрессивно-эксклюзивной картинкой. Они Вас ещё и развлекают. Они энергетически Вас обогащают, они Вас, если надо, успокаивают, включают психотерапевтическую функцию, которая тоже, безусловно, присуща ведущему. Они дают Вам полный комплект и пропускают те новости, которые случились в течение дня через собственную личность, нанизывая на собственную личность их, как на стержень и добавляя им какую-то собственную личностную окраску. Пусть не каждый зритель согласен с тем эмоциональным посылом, с теми эмоциональными акцентами, которые Вы расставляете, пусть он с ними спорит, но они есть, значит, Вы живой человек. Человеку на телевидении...
Найля Анварова:
Нужен человек.
Эрнест Мацкявичюс:
Нужен человек. Человеку нужен человек. Все программы, не устаю об этом повторять, которые транслирует наше телевидение, даже если передача называется «В мире животных», это программы о людях. И человек ищет подсказки о себе любимом, о человеке. И всё, что касается его жизни, его поведенческих моделей, его психологии, его страстей, его дремучих глубин подсознания, неважно, всего, это ему безумно интересно. И со времён античной драмы ничего не меняется. И, по большому счёту, античная драма и выпуск новостей, это одно и то же. И там шоу бизнес, и здесь шоу бизнес. Только этот шоу бизнес немножко наполняется содержательной частью и даёт людям ту информацию, которую человеку надо получить.
Найля Анварова:
Но вот почему в интернете тогда очень много критики наших новостей, например, где-то что-то...
Эрнест Мацкявичюс:
В Интернете вообще много всего, Найля, в интернете вообще много всего.
Найля Анварова:
Про критику именно новостных выпусков, где обвиняют новости, в том числе, федеральные каналы о том, что где-то недоговаривают, где-то говорят в свою сторону, где-то что-то закрывают. Но вот Ваше мнение на такие выплески, так скажем.
Эрнест Мацкявичюс:
Надо разбирать каждый конкретный случай. Смотрите, новости, вообще, вот этот информационный бизнес выглядит следующим образом. У нас, когда мы определяем, что пойдёт в эфир, какие ключевые темы нам нужно выбрать, мы руководствуемся двумя принципами. Первый, это новость должна, чтобы она хорошо продавалась, причём я на слове «продавалась» настаиваю, потому что оно очень прочищает мозги. Мы должны понять, что мы продаем зрителю новость, за которую он платит, платит деньги, платит своим вниманием, платит нажатием на соответствующую кнопку пульта. То есть если он её покупает, значит, мы должны сделать этот продукт круче, чем у всех остальных, более конкурентоспособным. Как этого добиться? Здесь включаются два принципа. Первый, эта новость должна каким-то образом затрагивать его лично. Вмешиваться в его личное пространство, в его зону комфорта, скажем так. Если это стихийное бедствие какое-то, которое сейчас происходит у нас за окном, если это экономический кризис, если это какая-то техногенная катастрофа, не дай бог, какой-то теракт, эпидемия гриппа, пандемия какого-нибудь свиного, утиного.
Найля Анварова:
Куриного.
Эрнест Мацкявичюс:
Какого-нибудь ещё страшного, куриного, поросячьего, свинячьего, коровьего, неважно. Страшного гриппа, он всё равно понимает, что это опасно, это может вторгнуться в его личное пространство, и он будет смотреть, чтобы обезопасить себя, чтобы получить какие-то инструкции, каким образом с этой проблемой справиться. Это первая ситуация. Вторая ситуация, это новость, которая не затрагивает нас с Вами лично, но очень затрагивает нас с Вами эмоционально. К примеру, недопуск наших олимпийцев на олимпиаду, когда начинают чистых спортсменов отстреливать по одному, что называется, причём именно тех, кто может выиграть. Ни разу не замеченных в допинге, ни разу просто, абсолютно чистых, тем не менее, их вышибают.
Найля Анварова:
Чтобы мы не заняли первое место.
Эрнест Мацкявичюс:
Да. Вот физически это событие нас с Вами никак не затрагивает, правда?
Найля Анварова:
Но эмоционально я уже...
Эрнест Мацкявичюс:
А эмоционально у нас сжимаются кулаки, набирают желваки, мы говорим, как Вы посмели. Или с паралимпийцами когда подобное творят. Это новость, которая затрагивает нас эмоционально, которая не оставляет зрителя равнодушным. Это тоже крайне важно, чтобы подобные события были. Зритель хочет получать эмоции, эмоция - это тоже информация.
Найля Анварова:
А положительные эмоции.
Эрнест Мацкявичюс:
Безусловно, положительные эмоции, это очень важная составная часть новостного выпуска, коммерчески важная составная часть. Потому что любой зритель, который смотрит выпуск новостей, где всё плохо, ему хочется взять, снять брючный ремень, пойти в ванную и там на крючке для душа удавится после выпуска, я считаю, что мы не справились со своей задачей. Просто в следующий раз такие программы он смотреть не будет. В любой, самой тяжёлой ситуации, что бы ни происходило вокруг, зритель должен видеть луч света в тёмном царстве. Он должен видеть надежду, даже если всё плохо, он должен понимать, что мы справимся. А в принципе, если зритель понимает, что да неплохо всё, всё хорошо, мы растём, развиваемся, мосты открываем, экономику поднимаем, на цифру переходим, всё у нас замечательно. Что там вообще нюни распускать. Хватит мямлить. И это тоже нужно, это тоже нужно зрителю, эмоционально подпитывать его. Потому что если Вы зрителю всё время говорите, что всё плохо, мы все умрём, мы уже почти умерли, иди, ложись и умирай, а лучше действительно удавись на ремне или кинься из окна, всё плохо, лучшего ничего не будет, из страны валить, валить из страны, здесь ничего никогда не получится. Понимаете, когда таким образом, как мантру ему вбивают эти гвозди.
Найля Анварова:
Но такая же ориентация есть в разных источниках.
Эрнест Мацкявичюс:
Есть, конечно. Но понимаете, наши недоброжелатели, они нас обвиняют всё время в том, что мы занимаемся пропагандой, что мы искажаем действительность и чего-то такое доносим. Есть такой термин «пропаганда здорового образа жизни». Вроде бы, ничего плохого в данном случае, какой-то негативной коннотации в самом слове «пропаганда» нет. Но в данном случае мы выполняем определённую психотерапевтическую функцию. Но мы всё равно информируем зрителя, всё равно в основе того, что мы ему сообщаем, есть факт. И с теми людьми, которые на вас нападают, у нас немножко разные задачи. Во-первых, у нас разные представления о добре и зле, во-вторых, у нас разные задачи стратегически. Наша задача жить, развиваться, построить самую лучшую, самую крутую, самую сильную на планете страну. Где жили бы счастливые люди, у которых всё было бы хорошо, счастливые, здоровые, добрые, позитивные люди, которые бы своей страной гордились. У них задача другая, у них задача эту страну...
Найля Анварова:
Уничтожить.
Эрнест Мацкявичюс:
Разрушить, разрушить её государственность, разрушить культурные, исторические коды.
Найля Анварова:
Это очень важно, кстати.
Эрнест Мацкявичюс:
Растоптать, оплевать их, уничтожить национальное самосознание, ослабить. Ослабить двух, ослабить экономику.
Найля Анварова:
Просто на колени сломить, чтобы государство было...
Эрнест Мацкявичюс:
Просто разрушать полость полностью веру в то, что счастливое будущее возможно. У нас разные с ними стратегические задачи, поэтому они делают своё дело, мы делаем своё дело. Но мы делаем своё дело честно, мы используем только факты. Мы их не переворачиваем с ног на голову, мы используем факты. Понятно, что в информации какие-то факты Вы можете приводить в большей степени, какие-то в меньшей степени, но для нас невероятно важно, чтобы моральный дух людей, которые смотрят наши программы, чтобы с ним было всё в порядке, чтобы мы их не ввергали в депрессии и в массовый психоз. Потому что у журналиста, помимо прочих предназначений, есть ещё одно. Я бы даже сказал, наверное, ключевая миссия. Журналист - это врач, который ставит диагноз обществу. Врач-диагност, как любой другой врач, всё-таки должен действовать по принципу «не навреди». Я своим студентам привожу этот пример, когда они мне подобные вопросы задают. Я им говорю: ребята, представьте, вот представь, что ты врач-онколог, диагност. К тебе приходит человек, ты его обследуешь, смотришь снимки, смотришь стёкла и понимаешь, что у него рак в четвёртой стадии, и жить ему осталось, в лучшем случае, два месяца. И ты поднимаешь глаза на этого человека и понимаешь, что он к этой новости не готов. Если ты ему сейчас об этом скажешь, то ты его просто убьёшь здесь же. Он дойдёт до ближайшего окна и кинется вниз. Или придёт домой, наглотается таблеток. Или просто тупо зачахнет, потому что поймёт, что сопротивление бессмысленно. И для того, чтобы ты дал ему шанс, дал ему возможность побороться, ты должен его к этой новости хотя бы немножко подготовить. Ты должен сначала сказать, что, ну, да, диагноз сложный, конечно. Выбрать правильную интонацию, выбрать правильные слова, которыми ты его проинформируешь об этом. И после этого ты уже понемножку, дозированного, в тех дозах, которые ты считаешь нужными, как врач, начнёшь ему выдавать информацию. Что, да, болезнь тяжёлая, но давайте поборемся. И знаете, что, давайте проведём ещё одно обследование сейчас и посмотрим, может там будут другие результаты, second opinion в нашем деле, в медицинском, это святое дело. И он уходит и понимает, что что-то сложное, обеспокоенный, но не лишённый надежды. Вы сейчас не лишили его надежды, Вы его мягко готовите к тяжёлой новости. Человеческая психика таким образом устроена, что она постепенно начнёт к этому адаптироваться. Через какое-то время, когда он адаптируется, следующая информация уже падет на более подготовленную почву. Но я Вам больше скажу, а вдруг окажется, что Вы ошиблись в диагнозе, и снимки просто перепутали. И человек вообще здоров, а Вы его информацией о том, что ему всё, хана, Вы его уже живьем похоронили. И он себя закопал. Вот в нашем деле, в нашей работе, в обращении с информацией всё происходит именно так. Самый, наверное, яркий последний пример, это событие в Кемерове.
Найля Анварова:
Вот, я тоже хотела про них поговорить, даже мы не общались на эту тему. Видите, как получилось, что в интернете была информация, где жертв чуть ли не 700 человек начали говорить, 300, и мешками людей вытаскивают, только каких ужастиков. Я помню этот момент, я посмотрела новости, и новости, они говорили, например, в числах, 35 погибших, ещё проводятся работы поисковые. И когда в интернете я слышала цифру 400, и люди в интернете, просто меня поражает тот же Инстаграм, где люди это все постили. В историях, везде, писали, как наше правительство так нагло нам врет, новости нам всем врут, и как Вам не стыдно людей, ради своей шкуры прикрывают, что столько погибло. Я на это всё смотрела и, так как я журналист, я естественно, не побывав там, не могла говорить. Я помню, одна девочка мне позвонила, говорит: Найля, ну что ты думаешь, я не знаю, кому верить, что делать. Телевидение так, это так. Я говорю: ты подожди и слушай то, что будут говорить в новостях, потому что будет потом официальная статистика и те люди, которые не будут в этой статистике, родственники или ещё что-то, они всё равно дадут о себе знать, только нужно время. Сейчас, говорю, мне кажется, это какая-то провокация, вот моё было личное мнение.
Эрнест Мацкявичюс:
Это была провокация, которая имела несколько целей. Первое, посеять панику среди людей, дискредитировать власть и дискредитировать СМИ, которые, якобы об этом не рассказывают. Смотрите, им верить нельзя.
Найля Анварова:
Да, это так и было в открытую.
Эрнест Мацкявичюс:
Ну, вот Вам самый простой пример. Информация не проверенная, давать её нельзя, и этой совершенно страшной, трагической, чудовищной ситуацией воспользовались люди, которые преследуют цели, о которых мы с Вами говорили.
Найля Анварова:
А некоторые поверили, этой информации.
Эрнест Мацкявичюс:
Для того, чтобы получить на этом свой капитал, свой политический капитал. Это отвратительно и цинично. Мы, журналисты, представляющее официальное СМИ, со всеми вытекающими отсюда последствиями, со всей ответственностью, которая у нас есть. Ответственность и перед законом, и перед нашими зрителями. У блоггера, у него, наверное, своя какая-то ответственность, которую он сам определённым образом себе нарисовал. Хотя, я думаю, скоро ему придется отвечать перед законом тоже. Потому что когда ты начинаешь тиражировать информацию, способную серьёзно подорвать стабильность в массовом сознании, это страшно и, конечно, с этим надо что-то делать. Я не знаю, какие меры регулирования должны быть, здесь тоже нужно быть очень осторожным, тут надо осторожным быть, чтобы не выплеснуть ребёнка с водой. Но. в любом случае, есть официальные СМИ, которые пользуются официальными источниками, которые пользуются проверенными источниками, не только официальными, но проверенными источниками.
Найля Анварова:
Мы тоже, кстати, пользуемся официальными и проверенными.
Эрнест Мацкявичюс:
Честь Вам и хвала.
Найля Анварова:
Спасибо, но я в плане, что в интернете тоже есть информация проверенная и надо ею пользоваться, а не пользоваться «каждая бабка сказала».
Эрнест Мацкявичюс:
А вот стало бы лучше нашим людям, если бы им сказали, что там сгорело 1000 человек. Чего они хотят вообще? То есть очень странные посылы..
Найля Анварова:
Люди просили просто правды. Сколько я смотрела и читала, все люди просили правды.
Эрнест Мацкявичюс:
Абсолютно справедливое и законное требование. В данном случае с ним надо обращаться, с подобной информацией, которая, когда происходят всякие острые события, в интернете очень много всякого шлака, огромное количество. С ним невероятно аккуратно нужно обращаться. Мы стараемся именно так и поступать. Лучше что-то недосказать, чем ввергнуть людей в шок и выдать непроверенную информацию. Но это определённые законы, это определённые этические нормы, которых мы придерживаемся. Я знаю, что нашим доброжелателям, врагам и оппонентам это не нравится. Но пусть они остаются при своём, мы останемся при своих, у нас есть свои убеждения, свои принципы профессиональные, которым мы изменять не собираемся.
Найля Анварова:
Но знаете, я знаю, что Вы сейчас ведете преподавательскую деятельность, Вы говорили про студентов в эфире. Ну и, конечно же, я знаю, что это Вам близко к сердцу, горячо, любимо.
Эрнест Мацкявичюс:
Да, мы сейчас как раз все эти принципы, о которых только что мы с Вами поговорили, я стараюсь донести до своих студентов. Мы сейчас пытаемся создать такой серьёзный ВУЗ, у нас уже много чего получается, вернее, ВУЗ существует на базе МИРБИСа, Московской международной школы бизнеса, мы создали Первую Академию Медиа. Уже работает дополнительное образование, у нас около сотни слушателей, которым мы даём телевидение вообще, и медиа сферу из первых рук. А сейчас, если всё будет нормально, с нового учебного года бакалавриат. Бакалавриат, берём студентов и будем учить студентов профессии.
Найля Анварова:
4 года.
Эрнест Мацкявичюс:
4 года, да, учить будут те люди, которые сейчас работают на телевидении. Которые добились там успехов, которые вот здесь и сейчас находятся там и все тренды, все технологии, которые необходимы сегодня на телевидении, все запросы, которые есть на молодого журналиста сегодня, они переносят здесь с пылу, с жару прямо. И то, что вчера было в эфире, мы отрабатываем со своими студентами. Более того, мои студенты ходят ко мне в эфир, в Вести. Володи Чернышёв преподаёт, к нему на НТВ ходят. Андрей Малахов у нас, Боря Корчевников. Мы с Борисом набираем курс. Мы хотим работать со студентами по принципу мастерской, чтобы профессию человек получал из рук того человека, который...
Найля Анварова:
Да, вот хотела сказать, кто учит, и кого Вы учите? Кто вообще Ваши студенты?
Эрнест Мацкявичюс:
Театральный принцип организации ВУЗа. Когда я становлюсь мастером курса, я набираю ребят под себя. И также Борис Корчевников тоже набирает ребят под свои запросы. Вот вдвоем мы будем вести первый курс. Ребята, которые, я знаю, хотят перейти к нам с других факультетов и с других ВУЗов, они тоже получат серьёзных мастеров, которые сейчас работают у нас в Академии Медиа и занимаются дополнительным образованием. Андрей Малахов, Дима Губерниев.
Найля Анварова:
Время откуда?
Эрнест Мацкявичюс:
Сергей Стиллавин, они приходят, проводят свои мастер-классы. Мы стараемся брать лучших специалистов из профессии, которые своими инсайтами, своими открытиями, своими скиллами поделятся с молодым человеком. Плюс ещё есть один важный момент, на который мы хотим обратить внимание. Это ценностно ориентированное образование. Потому что в голове у очень многих молодых людей просто каша. И вот какие-то фундаментальные вещи, в том числе, те, о которых мы с Вами сейчас говорили, надо закладывать, причём, своими руками прямо открывать мозг, туда класть и закрывать.
Найля Анварова:
Знаете, как скульптор.
Эрнест Мацкявичюс:
Абсолютно.
Найля Анварова:
Потому что сейчас очень сложно с молодёжью работать, потому что у них, я не знаю, может быть, где-то в образовании, где-то в воспитании, где-то что-то упустили, у них нон-стоп вообще в мышлении. То, что они рушат стереотипы все, и нравственные, и все моральное.
Эрнест Мацкявичюс:
Конечно, эти установки существуют и, скажем, люди, которые работают у нас в ВГТРК, могу поручиться, что называется, за каждого. Это люди достаточно цельные, убеждённые, верящие в то, что они делают, верящие в то, что они говорят в эфире. Нам есть, чем поделиться с нашими студентами. И задача, в общем-то, двоякая. С одной стороны, мы хотим дать образование из первых рук, чтобы потом, когда к нам придёт молодой человек, который заканчивает ВУЗ, у него прекрасный диплом, красиво называющийся, красивого ВУЗа. Куда он с ним пойдёт? Он нашёл себе дверь, в которую постучится после того, как переступит порог любимого учебного заведения, он знает, чем будет заниматься? Он умеет делать то, что от него будут требовать там?
Найля Анварова:
Что будут требовать там, он понимает, что будут там требовать, вот смысл в том, что многие не понимают.
Эрнест Мацкявичюс:
Очень часто не понимают. Мы хотим с первого курса вложить в голову вот эти необходимые знания и навыки. Чтобы уже с первого курса они могли приходить к нам на практику и уже сразу понимать, как снимать репортажи, как брать интервью, как работать с микрофоном, как подходить к человеку, как монтировать сюжет, как составлять композицию, как работать с картинкой, какой должна быть картинка, что такое клиповое мышление, о котором мы говорили. Как верстать выпуск, как работает Медиахолдинг. Откуда ему знать это после обычного ВУЗа. Неоткуда. Мы это пытаемся давать уже с первых дней. Кроме того, умение разговаривать правильно, коммуницировать. В бизнесе 85 % успеха зависит от умения коммуницировать, выстроить общение с другими людьми, с партнёрами, с начальством, с подчинёнными, с проверяющими, с пожарными, с полицией.
Найля Анварова:
А заканчивать будут, ну, вот, например, набрали Вы в группу 20 человек. Заканчивать ВУЗ также будут 20 или всё-таки будете отсеивать, как это будет происходить. Будут браться самые талантливые, самые внимательные, самые умные, самые лучшие?
Эрнест Мацкявичюс:
Мы будем действовать следующим образом. Во-первых, на входе у всех одинаковые возможности, все в равных условиях, абсолютно. Шанс у всех один и тот же.
Найля Анварова:
40 % у всех одинаковы.
Эрнест Мацкявичюс:
Талант, дальше дело таланта и дело упорства. Упорство, я не случайно говорю 40 %, это больше, чем 20 % таланта. Если человек упорный, то он разовьет в себе то, чего ему не хватало, допустим, с точки зрения таланта, если он так думает. Думаю, что через два года мы создадим ещё один, что называется, институт, ещё один формат. Это будет мастерская. То есть два года ребята учатся на общих основаниях, у нас же, но через два года мы делаем набор в мастерскую, Dream Team, из 100 человек возьмём 20, остальные будут учиться. Будут продолжать обучаться. Но право называться моим учеником, которому я дам рекомендации, получат 20, и за это право надо будет побороться. Попав в эту группу смерти, в ней надо будет ещё удержаться. То есть каждые полгода будет пересдача. Кто-то сможет в неё пойти из тех, кто не попал сначала, а кто-то из неё выпадет. То есть ещё два года надо будет выдержать жёсткую конкурентную борьбу. Самые лучшие будут нами распределяться по хорошим местам, которые, мы этого не гарантируем, но мы будем.
Найля Анварова:
Стараться.
Эрнест Мацкявичюс:
Да, стараться это делать.
Найля Анварова:
Очень интересно. У нас всего осталась всего 1,18 минут, я, конечно, хочу ещё проговорить про фундаментальное образование, и как вообще сейчас нужно учить, как бороться, наверное, с Инстаграм мышлением, жизнь за лайк, очень много новых разных терминов появляется.
Эрнест Мацкявичюс:
Во-первых, бороться не надо, надо попытаться использовать его себе на пользу. Применить его себе на пользу. Потому что изменилась действительно структура мышления, люди мыслят образами, картинками. Им лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, тем более, прочитать, где очень много букв. Поэтому мы должны вот именно эту форму восприятия брать на вооружение. Не случайно у нас очень богатая, яркая картинка сейчас на телевидении. Телевидение - эта картинка, главный принцип из которого исходим, когда идём к нашему зрителю. Поэтому я думаю, что всё равно качественная информация, качественный контент, он всё равно будет востребован. А мы просто обогатим его новыми изобразительными, выразительными средствами, такими, как нам предлагается тот же Инстаграм.
Найля Анварова:
Как интересно. Хочу, наверное, что бы Вы пожелали всем какого-то своего напутствия, и студентам. Или есть те, кто переучивается, например, или второе образование получает, есть такие?
Эрнест Мацкявичюс:
На самом деле, к нам могут прийти ребята и приходят на полтора года переучивания. Професиональная переподготовка в нашем дополнительном образовании. Вот сейчас они у нас учатся, буквально через неделю, уже в конце этой недели они едут в Рязань. Лучшие из лучших пройдут курс подготовки военного журналиста в Рязанском воздушно-десантном училище. Пять человек от нашей академии будут работать там. У нас есть много, чему научить.
Найля Анварова:
Спасибо Вам огромное, Эрнест, что Вы сегодня были с нами. Спасибо, зрители и слушатели, что Вы тоже были сегодня с нами. Мы встретимся с Вами на следующей неделе. До свидания!
Эрнест Мацкявичюс:
До свидания!