{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Радислав Гандапас президент Ассоциации спикеров СНГ, 11 место в мировом профессиональном рейтинге TOP30 Global Gurus, автор 12 книг, изданных на 7 языках, The Most Outstanding Leadership Coach Russia по версии издания The Corporare Visio 28 мая 2018г.
Харизма лидера в бизнесе
Понятие харизмы. Составные части харизмы. Харизматическое лидерство. Харизматический миф. Формула любви

Олег Гончаров:

В эфире программа «Фармакология». Тема нашего эфира «Харизма лидера в бизнесе».

Что такое харизма и как она возникает? Предопределена ли харизма от рождения или может быть результатом продуманных действий и расчёта? Какую роль в становлении харизмы играет семья и социум? Можно ли её развивать, или она дана от рождения? Сегодня мы с этим в нашем эфире разберёмся. По сути, мы продолжим наш эфир, он назывался «Рецепты лидерства». Сегодня мы идём в глубину и уже изучаем такую сущность, как харизма.

В гостях у нас Радислав Гандапас – самый известный в России специалист по лидерству, автор 9-ти книг и 14-ти фильмов на эту тему, самый известный бизнес-тренер России, единственный в своей профессии был признан лучшим бизнес-тренером в России.    

Радислав Гандапас:

И единственный представлял СНГ на Asia Professional Speakers в Сингапуре на прошлой неделе. Единственный представлял СНГ, и так далее. До конца программы можем перечислять заслуги.

Олег Гончаров:

Я как раз хотел уточнить: если самый известный бизнес-тренер в России и специалист по лидерству, то не только в России?

Радислав Гандапас:

Не только в России. Книги изданы на 5 языках. Во-вторых, в ноябре вышла книга «Полная Ж». Она не совсем о лидерстве, она о балансе жизни. О том, как, развив успех, карьеру, финансы и так далее, прийти к счастью. У многих успешных людей вид несчастливый. Невольно задаёшься вопросом: почему? Всё очень просто: за успехом счастье не следует автоматически, счастьем нужно заниматься отдельно. Счастье зависит от того, насколько равномерно удовлетворены наши потребности. Успех зависит от того, насколько мы готовы одни потребности принести в жертву другим. Некоторые люди личную жизнь, здоровье, хобби приносят в жертву своей карьере, деньгам. Они добиваются успеха. Или спорту, неважно. Они спорту, например, посвящают. Они занимаются спортом, ездят на сборы, получают олимпийские медали. Они успешны, но, посмотрим в обратную сторону: дом запущен, личной жизни нет. Здоровье, к сожалению, в профессиональном спорте может начать давать сбой после 30-ти, везде болит, всё болит, ничего в жизни. Успех есть – счастья нет. Книга о том: как? Не просто о том, что это важно, нужно, а там конкретные технологии: как простроить стратегии жизни таким образом, чтобы потребности были удовлетворены.

Эта книга стала бестселлером, за 1 квартал продали 2-хлетнюю норму. На Озоне продаётся, бестселлер. Я привёз тебе 1 экземпляр, Олег, но я не шутил, когда сказал, что с большим трудом его достал. Книг просто нет, их не успевают печатать. Эта книга уже переведена в Великобритании. Вышла в ноябре в России, и уже переведена, уже есть в Штатах, уже с несколькими издательствами идут переговоры об её издании. Скорее всего, в Нью-Йорке будет издаваться на английском языке для начала. Ну, а дальше поглядим. Я попал в точку, я попал в важную тему.

К вопросу о харизме. Эта книга для того, чтобы прочитать. Как связана с харизмой? Дело в том, что отношение к понятию «харизма» меняется. Ты сказал: харизма от рождения. Но в течение очень длительного времени харизма это был божественный дар. Это была личность, отмеченная богом. В этом смысле «харизматичность» почти равно, приблизительно равно «статус». Статус, власть, государь, или аристократ, автоматический носитель харизмы. Полководец – автоматический носитель харизмы. Автоматически, только на том основании, что он – власть.

Олег Гончаров:

Если ты достиг определённого статуса, то ты уже харизматик.

Радислав Гандапас:

Да, опираясь на библейский тезис, что всякая власть от бога. Если человек помазан властью, неважно, каким способом, либо по рождению ему досталась, либо другим образом, если к власти он пришёл и власть удерживает, то – хоп, харизма. В современном мире мы уже не готовы принимать таким образом, наделять харизмой. Мы критикуем власть. Мы понимаем, что власть не состоит из идеальных людей, тем более, выделенных. Даже верующие люди вряд ли всерьёз полагают, что бог подтасовывает результаты выборов и каким-то образом влияет на то, чтобы выиграл тот или иной кандидат. Иногда возникает такая тема: власть от бога, то есть, если человек тем или иным способом власть получил, то уже от бога, но, как-то люди морщатся и кривятся, особенно в бизнесе. В бизнесе вообще власть откуда берётся? В бизнес человека либо назначают, либо он сам организовывает бизнес, вот он и лидер. Поэтому рассчитывать на то, что по факту твоего лидерства люди начнут тебе бить поклоны, валиться перед тобой ниц и исполнять самые безумные затеи и распоряжения невозможно. В современном мире харизма преобразилась, трансформировалась и сегодня харизму нужно заслужить лидеру. Её нужно заслужить в глазах людей, которые за ним идут, из которых состоит его команда.

Олег Гончаров:

Ты так мягко перешёл на тему лидерства, что у нас в современном мире лидер. А что даёт харизма лидеру? Как раз то, что ты сказал: что она раньше давала. Да, считали, что это от бога, это почёт, уважение, беспрекословное подчинение.

Радислав Гандапас:

Беспрекословное подчинение – это осталось. Харизма даёт: 1) беспрекословное подчинение, 2) когда человек считает некоего своего лидера, как правило, харизматичным, он считает его непогрешимым. То есть он переоценивает всегда ценность его решений, а иногда решения явно ошибочные он предпочитает таким образом представлять, как будто это какая-то ловкая многоходовка, какой-то замысел, что это не ошибка на самом деле, а недоступный нашему пониманию замысел. Он не замечает ошибок, он преувеличивает достижения. Он хочет с этим лидером взаимодействовать, хочет быть рядом, хочет помогать ему, участвовать в его делах. Вот такие эффекты даёт харизма.

Олег Гончаров:

Любой лидер может стать харизматиком, или нет?

Радислав Гандапас:

Допускаешь, что какое-нибудь ничтожество в социальном плане, человек, низкий по происхождению, скажем, неблагополучная семья, родители не дали должного воспитания, учился плохо, он совершает мелкие преступления, насилие, он невоспитан, груб, он молод, он бесперспективен совершенно. Допускаешь, что может харизматичным? Для тебя – нет. А для шайки ребят, которые на 2-3 года младше, чем он, и которые не так смелы в своих наездах на ботаников и «отрабатывании» у них мобил, они не так разнузданно себя ведут, они пасуют в полиции, а он при задержании ведет себя развязно, обращается на «ты» к офицеру полиции – эти мальчишки смотрят на него, как на божество, как на превосходящую их особь. Любой может стать лидером и любой может стать харизматичным, вопрос – в чьих глазах? Вопрос – кому он будет транслировать свой образ, кого он ведёт за собой? В этом смысле не бывает плохой рекламы, бывает реклама, которая не бьёт в целевую аудиторию. Не бывает людей, не способных к лидерству, есть люди, которые его не хотят, к нему не стремятся, эта идея их не увлекает. Им нужно подобрать целевую аудиторию, подобрать людей, которых они за собой поведут. Тут вспоминаются истории войны, когда убивали командира, рядовой принимал командование на себя, и люди шли за ним, как за офицером. Он был готов принять на себя ответственность.

Олег Гончаров:

Таким образом, харизма – это некое возникающее свойство?

Радислав Гандапас:

Это возникающее и исчезающее свойство, что самое печальное. Даже самые яркие диктаторы, за которыми шли миллионы, бывали казнены и потом их тело претерпевало надругательство со стороны тех, кто вчера на них молился. Их топтали ногами, их подвешивали за ноги, на них плевали те, кто вчера их боготворил. Харизма — это возникающее и исчезающее свойство. Утрата легитимности власти, например, в глазах людей, или вдруг становится очевидно, что непогрешимости никакой нет, или возникают разные обстоятельства, при которых люди вдруг понимают: а царь-то не настоящий! В этом случае разочарование. Люди понимают, что они обманывались, но они не способны сказать: «Это мы дураки, нас облапошили. Мы слепо верили пропаганде, несмотря на всю её нелогичность. Мы шли за этим лидером, мы, как дураки, пошли за ним!» Они не готовы себя признать наивными, они всю возникающую внутреннюю злость направляют на источник. Они его могут и физически уничтожать и топтать, и могут символически уничтожать и топтать. Поносить всякими словами и так далее.

Олег Гончаров:

Я предлагаю сейчас идти в начало. Когда возникает харизма, это ещё дополнительный инструмент более эффективного управления и проявления себя как лидера. Тем самым мы говорим о харизматическом влиянии. Ты говорил, что там есть определённые составляющие, которые её формируют. Это какие?

Радислав Гандапас:

Прежде, чем говорить о составляющих, нужно сказать, что есть харизма, что это в основе своей. До тех пор, пока мы считаем, что харизма – это свойство личности, у нас карты не сходятся. Если это свойство личности, то как свойство личности может возникнуть и исчезнуть? Как свойство личности может быть для одних групп актуально, для других групп неактуально? Ты говоришь, это гопник смешной. Смешной! Забавный! Он не харизматичен! А какие-то другие люди возразят: «Он не харизматичен? Да он очень харизматичен! Он наш лидер!» Как это? Если свойство личности, то оно не может быть с одной стороны видно, с другой не видно. Что за голография такая? Харизма – это не свойство личности, это эффект, который личность производит в глазах других людей. Харизма — это восприятие. Это эффект. Это как дальтонизм. Вот, для него это красный цвет, а для тебя – зеленый. Так и харизма. Есть люди, для которых этот лидер харизматичен, а для других он просто смешной. Кто-то смеется над Кутузовым, кто-то боготворит его; кто-то смеется, не будем называть имен. Президент страны. Ты смотришь на президента, диктатора африканского, ха-ха-ха, смешно, а люди за него на смерть идут совершенно искренне.

Харизма – это не свойство личности, это эффект, который личность производит в глазах других людей.

Олег Гончаров:

То есть это возникающее свойство восприятия, а не свойство личности. Но личность же может этим управлять?

Радислав Гандапас:

Личность может этим управлять и может не допускать развенчания, может усиливать харизматический эффект. У меня есть тренинг «Харизма лидера», на котором я обучаю этим простым довольно вещам. Не манипуляция общественным сознанием, хотя, отчасти и манипуляция в том числе. Но, должен сказать следующее: когда влияние лидера усиливается, это ведёт и его к прогрессу. Он сам развивается неизбежно, он сам подтягивается под тот уровень влияния, которым он обладает.

Хотел сказать в скобках одну важную вещь. Однажды, шутки ради, в рамках мероприятия я объявил викторину. Мы разыгрывали в качестве приза билеты на тренинг «Харизма лидера». Один из вопросов был: назовите харизматичные автомобили. Представляешь, не людей даже! То есть, эффект харизматичности может создавать автомобиль. Кстати, неспроста у автомобиля фары, «рот», то есть у автомобиля всегда есть «лицо». Неважно, «Гелендваген», «Хонда» или «Лада Калина». У неё есть лицо. У современного автомобиля есть приспособления, чтобы фары лучше закрывались и открывались, когда нужны, но люди плохо покупают автомобили, у которых нет глаз. Они не похожи на лицо. У «Теслы» тоже лицо, хотя ей не нужен радиатор, у неё нет греющегося мотора, но ей сделали имитацию радиатора как бы улыбка, смайлик. Бывают грозные, «Гелендвагены», бывают улыбки «Лады Калины», бывают «БМВ». У них есть лица. Поэтому люди их воспринимают не почти как людей, но они воспринимают как лицо, они видят в машине характер. Мотор может быть 2 л, а не 6, но лицо такое, как будто зверь под капотом, и это, оказывается, важнее, чем реальные фактические свойства автомобиля. Бывают лица у машин нехаризматичные и цвет нехаризматичный, люди реально называют харизматичные машины.

То есть, харизма, это такая интересная штука, что ей можно наделять даже неживые объекты. «Назовите харизматичных исторических деятелей». Люди называют. Я говорю: но, вы же их не знаете, вы с ним не контактировали! По той мифологии, которая их окружает. «Назовите харизматичных героев кино». Но, герои-то кино вообще вымышленные! Персонаж – он вымышленный, он сыгран актером! Тот же Басилашвили играет и Бусыгина – тютю, валенка, подкаблучника и растерявшегося человека, и он же играет в «Служебном романе» приехавшего из-за границы замдиректора. Он в одной роли харизматичен, в другой нехаризматичен; а потом – бац, и выясняется, что он ведет нечестную игру, получает пощёчину и харизма тут же разрушается, в ту же секунду. Харизма – такая хрупкая штука!

Олег Гончаров:

Интересно, что, действительно, это не только человеческий образ. Это может быть и машина, это может быть, наверное, и компания? И аптека.

Радислав Гандапас:

Харизматичная аптека может быть. Давай, вспомним, что харизматичность – это доверие. Харизматичность – это когда не замечают ошибок, так, мелкие огрехи в сервисе, и так далее. Харизмы нет – «Ой, в углу паутинка. Ой, вот здесь тряпочка. Ой, здесь 3 кассы, а всего 2 провизора, ай-я-яй, как же так, очередь», и так далее. Харизматичный бренд, харизматичная аптека, харизматичный врач. Мы ему доверяем, мы его слушаемся и исполняем его предписания. А бывает так, как у меня было: я вышел от врача, час потерял, вышел и порвал назначение, бросил в урну. Я не поверил врачу, я не поверил, что мне это поможет. Хотя, как? Я не специалист. Я был у специалиста, мне сделали назначение, я порвал и пошёл к другому специалисту. Вид врача, его голос, его зрительный контакт, поза за столом, телефонный разговор, который возник, пока мы разговаривали. Он разрушил доверие к себе как к специалисту. Кстати, одна из основ власти — это компетентность, когда лидер – самый компетентный специалист в своей команде.

Это не важно в целом ряде областей. Я уверен, что Артемий Лебедев не лучший дизайнер в своей дизайн-студии, не лучший дизайнер, но это не мешает ему быть лидером этой команды. Но, если выясняется, что врач менее компетентен, чем те врачи, которыми он руководит, это очень сильно поколеблет основы его власти. Я думаю, что в аптеках примерно такая же история, раз уж мы на уровне аптек обсуждаем. Компетентность является обязательной. Если выясняется, что учёный, возглавляющий кафедру, плывет в вопросах, в которых хорошо разбираются обычные сотрудники, обычные преподаватели кафедры, некомпетентность — это, конечно, беда. В бизнесе, как правило, это не требуется, не обязательно проявлять компетентность, там другие основы власти. Например, власть административная. Ты просто показываешь: вот, написано в моей визитной карточке «Президент», или в приказе, подчиняйтесь.

Харизматичность – это доверие, это когда не замечают ошибок и превозносят достижения.

Олег Гончаров:

Радислав, мы определились с понятием «харизма». Мы для себя поняли, что ей обладают это не только живые, но и неживые существа, объекты, в том числе вымышленные. Предлагаю перейти к харизматическому влиянию и составляющим этого влияния. Ты же сам сказал в начале, что даже счастье – та штука, которая строится системно. Я так понимаю, что харизма не исключение. Есть ли система?

Радислав Гандапас:

Есть система. Но здесь мы рискуем следующим образом. Как сохранить любовь? Нужно заботиться, нужно хорошо выглядеть, нужно уметь строить отношения, нужно делать комплименты, нужно то, сё, пятое, десятое. Ага, 8 секретов, как сохранить любовь. Значит ли это, что если я все 8 буду делать, то муж со мной никогда не разведётся? Не значит, конечно. Что такое харизма? Харизму составляют раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь. Если эти 8 компонентов я сейчас создам у себя, я автоматически стану харизматичным? Может быть, нет. То есть мы рискуем, что сумма компонентов не составит целого. Такое есть, я хочу об этом предупредить заранее. Тренинг у меня называется «Харизма лидера: имидж, мистика, психология и власть». Всегда есть какая-то мистика, всегда есть магнетизм, который непонятно откуда берётся и куда исчезает, каким образом его в себе создать и удержать. К содержанию. Наверное, как состав таблетки, читаем состав харизмы.

Первое – это имидж. Имидж состоит из внешнего вида и окружающей вас мифологии; всего, что о вас известно: о вашем прошлом, о вашем сегодняшнем дне, кто вы, какой вы, какие у вас перспективы и так далее. Имидж – важный компонент, поэтому политики так активно, когда у нас ещё была конкурентная политика, политики очень активно финансировали имидж, имиджевый капитал. Корректировалась история, биография, что было, чем живёт человек; корректировалась внешность, менялись прически, менялся костюм таким образом, чтобы подчеркнуть рост, допустим, визуально увеличить рост человека. Менялся прикус, зубки и так далее, если это создавало ощущение хищного. Миттерану подтачивали зубы, потому что многие фокус-группы говорили, что у него хищническая улыбка, зубки торчащие. Ему подточили, у него изменился прикус, изменилась улыбка и так далее. Сейчас на это не обращают внимания. Сегодня политики, мне кажется, подзабили на имидж, но в бизнесе он остается важным и актуальным. Какой костюм, какая рубашка, сегодня вопросы гигиены выходят на первый план. Я смотрю сейчас фильмы, концерты 70-80-х годов, и я вижу, что с вопросами гигиены есть проблемы: зубы запущенные, прокуренные у артистов первой величины. Сегодня это совершенно недопустимо, никто не станет работать с человеком, когда явно человек дурно пахнет, небрит. Знаете, есть стильная небритость, а можно просто иметь запущенный вид, ногти и так далее. Сегодня это выходит на первый план, сегодня это важно.

Да, вы скажете, для гопников, комбайнеров не так важно. Конечно, но мы сейчас говорим о цивилизованном мире, о бизнесе. Это тоже часть имиджа, это может очень серьёзно подпортить. Запах изо рта – пардон, что приходится об этих вещах говорить, раньше на это обращали мало внимания, сегодня это принципиально важная вещь. Сегодня, когда есть конкуренция, тогда есть выбор, когда есть выбор, кому подчиняться, вы будете даже на такие мелочи обращать внимание. На фронте, может быть, это не имеет значения, а сегодня в городе, когда гигиена доступна всем, это важно. Слышал на днях, принц Гарри женился. Сцена: он надевает кольцо невесте, и крупным планом у него заусенцы возле ногтя и лопнувшая кожа. И женщина в ужасе говорит: как так, это принц! Я понял, что харизматичность человека королевской крови поколебалась в её глазах. «Этого не может быть! Принц не настоящий!» Не может быть принц с неухоженными ногтями, это же принц! Понимаете? Это принц. Не должно быть неухоженного тела, запущенной бороды, нечёсаных волос, старой одежды.

Олег Гончаров:

А как же творческая небрежность?

Радислав Гандапас:

Творческая небрежность и небрежность вообще очень сильно различаются, как творческий беспорядок и беспорядок очень отличаются. Это видно, когда рубашка выправлена наружу. Половина заправлена, половина наружу – это стиль, а когда просто человек впопыхах одевался – различается. Очень важно, что о вас знают, поэтому очень бы неплохо лидеру современной организации и получить пару премий, «Менеджер года», например, сделать пару публикаций, пройти какие-нибудь очень серьёзные курсы: программа МВА, тренинги, и принести сертификаты, повесить над рабочим столом. Это всё имиджевый капитал: а кто твой руководитель? Неспроста мы начали разговор: автор 9 книг на 5 языках. Сейчас это всё нужно. «Ребята, говорите дело в микрофон, мы вас слушаем». Но, как слушатель слушает, насколько доверяет, не зависит от этого списка: а, вот имиджевый капитал, вот кто это такой! Не просто Радислав Гандапас, пустой звук для многих, а у него то, сё, признан лучшим в профессии. Конечно, автоматически люди начинают слушать иначе, иначе отфильтровывать, с большим доверием. К сожалению, приходится признать, что есть эффективные звания, эффективные сертификаты, эффективные награды, которые очень броско выглядят, но на самом деле за ними нет ничего. Они покупаются, продаются или как бы дарятся за услуги. Это тоже нужно учитывать. Но, так или иначе, капитал должен быть.

Современный лидер в глазах современного человека – это человек повышенной энергетики.

Второе. Мистику что обсуждать? Но, пару слов можно сказать. Современный лидер в глазах современного человека (мы сейчас не берём XIV век или пещерные времена) – это человек повышенной энергетики. Харизматик — это всегда энергетически профицитная личность. Как понять, что человек энергетически профицитный? Во-первых, он здоров. Без конца болеющий, шмыгающий носом, со слезящимися глазами, засыпающий, просящий кофейку, потому что нет сил, нет энергии, в современном деловом мире очень здорово подпиливает под собой сук. Люди, которые идут за современным лидером, хотят видеть перед собой человека, полного сил, здорового, который в трудную минуту не подведёт, не выпадет из процесса. У него горят глаза, у него планы, он заводит всех, он мотивирует, он сам мотивирован, энергетика как бы исходит. Человек-электровеник. Но это не значит, что он суетливо бегает, кричит и так далее. Это невротическая энергия, она не свидетельствует о том, что у личности есть некое ядро, шаровая молния. Он может быть тихим, спокойным, но видно, что в нем есть некая энергия; он мотивирован сам и может мотивировать других, он сам работоспособен и требует работоспособности от других. Это мистика? Энергетику обсуждать – дело неблагодарное в рамках рациональных терминов и в рамках научного знания. Если мы уходим в область эзотерики, мы начинаем говорить об энергетике. Впрочем, с другой стороны, энергия — это научное понятие.

Здоровье имеет принципиальное значение, потому что огромное количество энергии тратится на внутреннюю борьбу, на борьбу с заболеваниями, битва идёт ежедневно. Поэтому спорт, здоровое питание, здоровый образ жизни – что тут говорить, в значительной степени определяют уровень этой энергетики. Решённые психологические проблемы, отсутствие внутренних конфликтов, колебаний: я не знаю, куда идти, зачем мне это, зачем я вообще рождён, зачем я это сделал? Личная жизнь, налаженная, отрегулированная таким образом, чтобы не сидеть на работе, не думать: «Блин, что делать? С сыном нет контакта, жена», и прочее, и прочее. Всё решено. Расход энергии минимизирован, приток энергии максимизирован. Витаминчики, добавочки, чекап прошли, поняли: дефицит D3 – попринимал D3; тестостерон пошёл вниз, возрастной фактор, стресс, сидячий образ жизни – пошли, заместительная терапия, или активизация синтеза собственного тестостерона. У мужчин высокий уровень тестостерона, его ещё называют не только мужским половым гормоном, а гормоном социального успеха. Амбиции мужчины напрямую зависят от уровня тестостерона, это механика, тут не поспоришь, не психология, чистая химия.

Олег Гончаров:

Пусть и мистика, но мы можем этим управлять.

Радислав Гандапас:

Легко можем управлять! Природа уже не интересуется мужчиной после лет 30-ти, как носителем и производителем генного материала, поскольку качество материала ухудшается. На арену выходят молодые особи с высокой половой активностью и могут оплодотворять безумное количество женщин, производя качественное потомство. Другое дело, что социальная жизнь и биологическая жизнь довольно часто находятся в противоречии. Как раз таки научная мысль или деловая активность довольно часто выше у людей зрелых, не только у мужчин, у женщин тоже. Они хотя жить полноценной жизнью, и социальной, и половой жизнью активно. Но природа запрограммировала такой ритм. Ничего, мы можем компенсировать, у нас есть препараты, которые позволяют синтезировать собственный тестостерон. Это важный компонент, компонент энергии, компонент амбиций и прочего. В женском организме немного иначе устроена механика, но тестостерон там тоже присутствует. Поэтому, обследование с дальнейшей компенсаторной терапией или устранение каких-нибудь заболеваний, которые в начальной стадии поглощают энергию организма, но пока не дают о себе знать через симптоматику – это тоже один из путей наращивания харизматичности, просто за счёт того, что вы начинаете излучать больше энергии в процессе. Как вообще хорошо отлаженный организм излучает энергию сам по себе.

Олег Гончаров:

Сохранилась ли как составляющая харизматического влияния особая внешность харизматика?

Радислав Гандапас:

Это важная тема. Называется это «особо исключительная внешность», а точнее – её элементы, они называются «стигматы». В прошлом они были очень важны. Что сделал Будда, когда он решил изменить свою жизнь? Он постригся наголо, потому что особы царских кровей носили длинные волосы, а простолюдины носили короткие причёски. Он убрал признак принадлежности к касте правителей. Царь без короны. Что делали, когда пленяли вражеского военачальника? Снимали с него погоны, ремень, снимали признаки власти, головной убор.

Стигматы – признак принадлежности к определённому сословию или определённой должности, званию. В нашем мире, мире попроще, стигматами могут быть любые отметины, фактически: ожоги, одноглазость, очки человек носит, как Градский, особой формы, полутёмные, они всегда на нём. Это стигмат, по которому мы его узнаем. Представьте, Градский решил сменить причёску, сделал себе операцию, он больше не носит очки, он постригся покороче, сильно похудел. Это будет другой человек в восприятии людей, которому заново надо будет строить свои отношения с группой и формировать другое влияние, харизму и так далее. В каком-то смысле лидер вынужден быть всегда при харизме, при стигматах, если он их проявил.

Стигматы – признак принадлежности к определённому сословию или определённой должности, званию. Лидер вынужден быть всегда при стигматах, если он их проявил.

Олег Гончаров:

То есть, он уже заложник этого образа.

Радислав Гандапас:

Совершенно верно! Не рекомендуют политикам, находящимся у власти, менять внешность до тех пор, пока они не уйдут с арены. Представляете, Путин позавидовал Пескову и решил отпустить усы. Путин появится при усах, рейтинг повалится прямо на глазах. Хотя он – тот же человек, но в восприятии людей это другой гражданин. Или решил изменить стиль костюма, стал носить рубашечку с отложным воротником, выправил её ни с того, ни с сего. Не только Путин, любой правитель, любой президент. Трамп вдруг решил сделать стрижку, потому что все смеются над его коконом. Покрасился в брюнета, щёки куда-то дел и так далее – очень сильно повлияет. Стигматы должны быть всегда, если ты их предъявил однажды. Горбачёв со своим пятном, вспомним; Залдостанов, «Хирург», который постоянно ходит в кожаной жилетке в жару и в холод. Даже в Кремль ходил в таком виде. Его, наверное, как-то однажды там пожурили, сказали: «Пришёл Совет Федерации в кожаной своей, в свитере и в шапке на голове. Побойся бога! Какие-то приличия должны быть!» Видимо, ему такую отповедь дали, и он на инаугурацию президента пришёл в белой рубашке, в галстуке, а сверху в свитере и в кожаной жакетке, и в шапке вязаной. Потому что стигматы, ничего не поделаешь. Но, я бы в современном мире не слишком полагался на стигматы. На гитлеровские усики, которые должны быть всегда при нём. Всё-таки, на передний план выходят другие вещи: и компетенции, и личные качества человека.

Олег Гончаров:

Но, стигматы же – не единственная составляющая харизматичного лидера?

Радислав Гандапас:

Гарвардский университет провел исследование. Им было интересно, как меняется харизматический прототип, как меняется профайл, что ли, харизматического лидера. Понятно, что в XIV веке, в XVIII и в наши дни он разный; понятно, что в Франции, Бангладеш, Никарагуа или России разные представления о том, что такое харизматический лидер. Человек, который приходит к власти и удерживает власть в России, может быть абсолютно не актуален в Бангладеш, Никарагуа и Франции XIV века. И наоборот, появись сегодня Людовик на арене, мы бы умерли от хохота над ним и его потугами сказать «Государство – это я!», поправляя паричок. Немыслимо совершенно.

К слову, Людовик XIV всю жизнь жил с флюсом, у него не было переднего зуба, и он шепелявил, естественно. Когда создатели скульптуры, например, пытались воспроизвести реальность без прикрас, они изображали Людовика со флюсом. Ему неудачно удалили зуб, настолько неудачно, что каким-то образом это сказалось на его носовой перегородке. Когда Людовик, допустим, спешно ел или пил, у него могла появиться из ноздри капля вина или супа, из-за чего при дворе Людовика появились бокалы такой формы, из которой нельзя пить так, чтобы рот и нос были сообщающимися. То есть нельзя было запрокинуть голову, чтоб вино потекло, нужно пить из бокала только медленно. Позднее эти бокалы стали общепринятыми. До этого винные бокалы были конусообразной формы. Потом эти бокалы распространились, сейчас мы пьём из бокалов времён Людовика XIV. Такой человек был лидером Франции, могущественнейшей страны тогда и законодательницы мод во многих, очень разных вещах, цивилизованной страны. У него и жена, и любовница. Он, чтобы сэкономить ресурсы и не мотаться, как кардинал Ришелье, который ездил к любовнице через весь Париж, и все знали, что он поехал к любовнице, потому что его сопровождала кавалькада гвардейцев с мигалками. Людовик, чтобы не палиться через весь Париж, поселил любовницу прямо в соседней комнате со своей спальней: его спальня, спальня любовницы, а с другой стороны спальня жены. Когда караул менялся, они уточняли у сменяющегося караульного, где государь. Караульный мог сказать: «У себя в спальне», или «В спальне жены». Но, поскольку нельзя было идти к любовнице, то есть все знали, что есть любовница, но это нельзя было обсуждать, караульный говорил: «Король пошёл налево», имея ввиду, что он пошёл к любовнице. Оттуда пошло выражение «пошел налево». В современном мире, если бы был лидер, о котором мы знали, что у него есть любовница помимо жены, что у него вино капает из носа и он шепелявит, он бы не мог произвести такого впечатления на нас – другой прототип.

Так что вывел Гарвардский университет? Он сказал: чтобы лидеру иметь в глазах окружения харизматичное влияние, ему нужно максимизировать 4 показателя.  Первое, с ним должно быть приятно. Сегодня лидер-деспот, лидер-самодур может иметь власть и быть эффективным руководителем, но харизму он утрачивает. С ним должно быть приятно. Что значит «приятно»? Это внешность, запах, умение коммуницировать, умение мотивировать, умение делать комплименты и умение критиковать так, чтобы человек не чувствовал себя униженным, чтобы у него не было стресса, чтобы человек хотел исправиться. Это значит быть приятным, а не просто такой: бла-бла-бла, надушился и такой душка. Нет-нет-нет, это неэффективная коммуникация. Но не ценой выгодности, с ним должно быть выгодно. Это значит, что, когда человек видит, что его лидер харизматичен, он предполагает, что с этим лидером он может добиться больших результатов. Что значит «выгодно»? Значит, компания богатеет, значит, она растёт, в ней растёт заработная плата; в этой компании можно сделать карьеру, там есть социальный лифт, и этот лидер оплачивает обучение и развитие персонала, повышая его рыночную стоимость. Ты не хочешь увольняться, пока тебя обучают в этой компании. «Может, я перейду в другую, а будут ли меня там обучать?» Каждый тренинг, каждые курсы, каждая стажировка повышает твой капитал, и ты можешь этот капитал реализовать внутри компании, зачем куда-то уходить? То есть, с ним должно быть выгодно.

Третье: руководитель должен восприниматься как надёжный. Он не бросит, он не подведёт, он в сложной ситуации не срулит, он не заболеет внезапно, оставив нас без понимания, что делать, куда деваться. Он выполняет обещания; если он сказал: «С января повышу зарплату», или «Я повышу тебя через 2 года», – он повысит, не забудет. Он не может внезапно уволить под действием эмоций. Он надёжный. Четвёртая категория: быть с ним правильно. Он занимается правильным делом, правильным образом, он ведет меня к развитию. Меня устраивают морально-нравственные основы его личности, его поведения. К вопросу о Людовике, у которого любовница была совершенно открыто. Он даже ездил в одной карете с женой и любовницей.

Олег Гончаров:

Они, наверное, были даже лучшими подругами?

Радислав Гандапас:

Не были лучшими подругами, собачились без конца, ругались. У императора Александра любовница ехала отдельным поездом в Крым и жила в отдельном дворце в Крыму, не пересекались. Отдельный поезд – для семьи, другой поезд с любовницей. Конечно, расходы большие. Людовик решил не трясти настолько казну.

Олег Гончаров:

Может, Людовик потому и был харизматичным, что умел экономить?

Радислав Гандапас:

Несомненно. Я много знаю об этом, могу рассказывать бесконечно. Двор Людовика XIV был единственным европейским двором, который не поглощал бюджет, а генерировал доход. Он был прибыльным, он был коммерческой организацией. Как это достигалось? Людовик всегда, минута в минуту делал всё, что запланировано в течение дня. А билеты посмотреть на Людовика, который гулял по саду, а посмотреть на Людовика, который сидит за рабочим столом, продавались. Люди могли купить билет, посмотреть. Он должен был, хотя мог просыпаться, когда угодно. К его обеденному столу подавалось 54 блюда, потому что потом проводился аукцион, объедки продавались. Он всё надкусывал, всё трогал, чтобы потом можно было продать: «Король-солнце» прикоснулся, отщипнул несколько ягод с грозди винограда – гроздь продавалась дороже, чем целый воз винограда, надкушенное пирожное, и так далее. И все деньги шли в бюджет, в казну. В этом смысле он большой молодец, конечно. Много вопросов к Людовику, но в этом аспекте он молодец.

Кстати, борьба с коррупцией – это одна из заслуг, его боготворили. Фуке, его «финансовый директор», разбогател неслыханно и позволял себе делать роскошные подарки, не по доходам, который ему определил король. Вы знаете, что с Фуке последовала страшная расправа. Говорят, что прототипом «Железной маски» был Фуке. Он был лишён всех званий, всех наград, всей собственности, и провел в заточении всю жизнь, причём, в страшных муках, его держали в клетке. Чтобы не сойти с ума, он что-то писал на манжетах, потому что речь — это то, что позволяет человеку остаться человеком. Людовик, узнав об этом, распорядился выдавать ему только чёрное бельё. Это реальная борьба с коррупцией, а не медийная. Так что, в этом смысле он был правильным королём. Он поступает правильно, он реально борется с коррупцией, он не тратит деньги казны, не берёт в долг чудовищные суммы, не живёт роскошно и так далее. Он работает, он зарабатывает, государство ему доверяет. Он был, несомненно, диктатор, мягкий, но диктатор; но этому диктатору доверяли люди, власть его не держалась на насилии и обмане.

Олег Гончаров:

Радислав, у тебя явно прозвучало, что харизма – это, в том числе, некая эффективная коммуникация. Вообще, может быть харизматичной коммуникация?

Радислав Гандапас:

Публичное выступление. Яркое выступление, насыщенное контентом, структурированное, после которого люди уходят заряженные, действуют в соответствии с призывом, который прозвучал – это, несомненно, инструмент формирования удержания харизматичной власти. Хороший харизматический лидер — это, несомненно, яркий оратор. Что такое «яркий»? Чем яркость достигать? Профессионализмом. В публичном выступлении есть определённый уровень профессионализма, которого нужно достигать.

Тут я должен сказать, что в целом по стране у нас, как в медицине: есть отдельные выдающиеся врачи, но в целом система пока оставляет желать лучшего, точнее, подразумевает ещё большую, большую работу. Во многих странах Европы этот уровень как-то нивелируется. У меня был опыт, я лечился в Германии. Приехал, спрашиваю: «А кто меня будет оперировать завтра?» Отвечают: «А какая вам разница? Вы попали к нам в клинику, кого назначат – тот и будет». У нас же надо знать, кто лично будет оперировать. Кто он, какие звания-награды, доверяю – не доверяю, кто ещё у него оперировался? «Какая вам разница? Вы попали к нам в клинику, мы гарантируем. Все врачи одинаково оперируют». Не ниже определённого уровня, они проходят определённый стандарт. Точно так же в публичных выступлениях. Сегодня я вижу менеджеров, которые блестяще выступают, ярко, профессионально, и вижу менеджеров, которые говорят: «Я не оратор, мне это не удаётся, пусть зам выступит». Невозможно!

Лидер — это набор компонентов, в том числе умение выступать публично. Это не опционный навык – может быть, может не быть. Он обязательно должен быть включён, быть в обязательном пакете. Когда машину покупаете, она может быть с парктроником, и может не быть с парктроником, но не может быть без колёс, иначе это не машина. Лидер, который не умеет выступать публично – не лидер. Он должен транслировать массе свою волю. Это инструмент, который позволяет экономить кучу времени. Представляешь: переговорить с двумя сотнями сотрудников? А собрать их всех в одном зале, протранслировать идею – это другая вещь. Более того, когда человек воспринимает информацию, будучи в зале в составе группы, он воспринимает это не так, когда ему говорят об этом персонально, один на один, тоже принципиально важно. Этот навык нужно осваивать. «Я не могу, я не оратор». Не оратор – так научись, какие проблемы? «У меня нет способности к языку». Есть способность, нет способности – учи, давай! Если язык необходим в твоей работе, садись и учи! Ты, может быть не овладеешь им до филигранного уровня, но есть определённый уровень, ниже которого нельзя опускаться. Бывает очень обидно, приехав на международное мероприятие, увидеть, как наши соотечественники начинают «бекать» и «мекать», обращаясь, читать слайды, повернувшись спиной к аудитории. Это кошмар, это негигиенично, так быть не должно! В современном мире это уже неприемлемо.

Повторю, это одна из основ харизматичности – умение транслировать свою волю в публичном выступлении. Уверенное, раскованное поведение на сцене, шутка вовремя, тайминг такой, чтоб не затягивать, не размазывать. Ярко, кратко, по существу изложил, ответил на вопросы. Отвечать на вопросы не как на экзамене, «бе, ме, не знаю», отвечаешь таким образом, что набираешь баллы с каждым разом. Признаёшь ошибку, некомпетентен – признаёшь некомпетентность, но делаешь так уверенно, что это не снижает влияния твоей личности. Люди в эмоциональных, экстатических переживаниях воспринимают то, что сказано со сцены. Они выходят из зала, начинают работать ещё более эффективно, ещё более заряженно. В общем, харизма подразумевает определённые умения.

Олег Гончаров:

 Харизма – это то, что создаётся, поддерживается и развивается, чтобы она не была вами потом утрачена. Спасибо большое Радислав! Тебя можно слушать часами. Спасибо большое, будем приглашать тебя вновь, потому что ты заинтриговал своим особым продуктом. Книга, я знаю, что есть такая же программа: как создавать в своей жизни счастье и баланс.

Радислав Гандапас:

Спасибо!