{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Юлия Завдовьева Программный директор «Нетологии», программный директор EdmarketConf 17 апреля 2018г.
EdmarketConf
Разговор об актуальности онлайн-образования и корпоративного обучения

Олег Смирнов:

Добрый вечер, в эфире Mediametrics, программа «Корпоративный университет 3.0». Программу помогает вести Ирина Медведева. 

Ирина Медведева:

Добрый вечер!

Олег Смирнов:

И в гостях у нас Юлия Завдовьева, программный директор «Нетологии» и программный директор конференции EdmarketConf. 

Юлия Завдовьева:

Добрый день!

Олег Смирнов:

AEdmarketConf, «Нетология», Юлия, у меня сразу куча вопросов. Хорошая компания, «Нетология», занималась всегда образованием, переподготовкой, подготовкой, достаточно известный пул преподавателей, ламповая такая атмосфера, b2c история. И тут бац, конференция. Что случилось, зачем?

Юлия Завдовьева:

Конференции эта не первая, когда мы начинали, мы тоже проводили конференцию, и мы занимаемся онлайн образованием. Здесь несколько причин. Мы занимаемся онлайн образованием, поэтому всё происходит в онлайне, и как-то сложно выйти.

Олег Смирнов:

Конференция в Сколково. 

Юлия Завдовьева:

Да. 

Олег Смирнов:

Буквально, в эту пятницу. 

Юлия Завдовьева:

И когда ты работаешь в онлайне, то очень сложно выйти за рамки и понять вообще, что происходит на рынке. Поэтому, во-первых, эта конференция очная для того, чтобы встретиться с теми коллегами, с которыми мы работаем на рынке и обменяться опытом, что у кого происходит. Поэтому отсюда и главный девиз конференции, что мы объединяем рынок онлайн образования. Потому что сейчас образований ищет новые методологии, новые формы, новые выходы на рынки, и для того, чтобы найти их, нам нужна синергия. Для этого и конференция, для этого и специальный фокус конференции, что, каким образом нам сделать эту синергию. 

Олег Смирнов:

Прекрасный пул спикеров, посмотрел программу, всё замечательно, живенько всё, очень много. Это ожидание по цифровой трансформации, которая анонсируется сейчас из каждого, как ты сказала?

Ирина Медведева:

Утюга. 

Олег Смирнов:

Да. Из каждого утюга про цифровую трансформацию, про подготовку новых кадров, сейчас вещают все, кому не лень. Это вот про это или что имеется в виду? Вы занимаетесь онлайн, это тоже цифра, обучение. 

Юлия Завдовьева:

В том числе и про цифровую трансформацию, потому что до какого-то, до текущего момента рынок был довольно таки понятным в своих формах. Система дистанционного обучения в компании, это LMS плюс видеокурсы, плюс скорн курсы, библиотека, вебинары. У нас есть дистанционное обучение. 

Олег Смирнов:

Галочки поставил, все прошли, все классные. 

Юлия Завдовьева:

Да, это по b2b рынку. По b2c рынку это онлайн школы, которые тоже состоят из вебинаров, из записей, практических заданий. По сути, это стандартный формат, но оцифрованный. Но сейчас, буквально, последний год можно увидеть интересные подходы, которые отличаются от того, что мы делали на рынке e-learning 10 лет подряд. И поэтому на конференции мы делаем фокус на том, как можно посмотреть иначе на образовательный продукт, онлайн продукт, что можно обучать креативности с помощью Telegram, ботов. 

Олег Смирнов:

Очень такая тема на сегодняшний день, боты, Telegram, всё прекрасно. 

Ирина Медведева:

Telegram вырежут из эфира, заменят более нейтральным мессенджером. Просто есть определённые товарищи, которые сейчас очень сильно стараются. Есть альтернатива, китайцы, WeChat, там тоже боты. 

Юлия Завдовьева:

Если не Telegram, то есть боты в Facebook приложении, прекрасные боты, которые обучают английскому языку, креативности. Есть приложения, которые обучают музыке, и это кардинально отличается от того, как мы представляли себе онлайн, даже онлайн обучения пять лет назад. Это просто были записаны видео, выложенные подряд на сайт. Это иные подходы. В корпоративном обучении сейчас уже видны результаты экспериментов, когда строят систему развития человека, которую не дали образовательные учреждения, родители, учителя там, где развивают не только профессиональные качества, не только хард скиллы, но и дают сервисы коучинга, сервисы карьеры для того, чтобы человек, компания, максимально раскрывая свой потенциал, обеспечивала прибыль. И это еще ко всему сегодня считают, и уже понятны методы подсчета. И буквально за последний год можно было увидеть такие свежие, интересные кейсы. Отсюда и назрела конференция, которая рассказывает о том, что сейчас. 

Олег Смирнов:

Спойлерить будем, кейсы будем приводить, кто там будет интересный. 

Ирина Медведева:

Можно я с небольшим тоже вопросом вклинюсь в дискуссию. 

Олег Смирнов:

Welcome. 

Ирина Медведева:

Мне хотелось бы, может быть, получить от Вас какое-то Ваше представление или Ваше видение того, какое место действительно сейчас занимает сегмент e-learning в системе корпоративного образования. Всё-таки сейчас это скорее некий микс смешанного очного, дистанционного, практики. То есть какой сейчас, если есть какие-то цифры, если есть понимание тенденций развития, почему вообще это направление развивается в рамках корпоративного университета. В чем его плюсы и минусы, почему оно востребовано. Или, наоборот, в России это, скорее, приходится очень сильно проталкивать, раскачивать рынок, объяснять, почему этот формат более эффективен, более удобен. То есть Ваше представление о том, как это сейчас внутри корпораций, насколько корпорации готовы воспринять. Конференция, она, у Вас же имеется секция корпоративного образования, я так понимаю, это, в том числе, для популяризации этого формата обучения. Если есть какие-то мысли на этот счёт, будет очень здорово. 

Юлия Завдовьева:

Зависит от когорты компании, если это средний бизнес, то там всё ещё развитие человека на уровне руководителей, непонятно, каких результатов это добьются, вроде, вложений много, как это делать, инструменты тоже непонятны. Но я знаю интернет компании, такие, как Skyeng, Додо Пицца, которые строят внутри себя образовательные проекты и довольно таки интересные подходы используют. То есть они применяют новые инструменты, они ещё не успели. 

Олег Смирнов:

Закостенеть. 

Юлия Завдовьева:

Они ещё не успели создать библиотеки курсов, которые нужно обновлять, которые нужно между собой стыковать. 

Олег Смирнов:

А на что меняют библиотеки курсов. Что-то, наснимали кучу хороших видео, сделали подложку, сделали титры, вложили денег нормально, потом бац, новые технологии. На что и куда девать старые?

Юлия Завдовьева:

Пока, на самом деле, нет ещё ответа на этот вопрос, насколько я вижу, пытаются посмотреть, каким образом обновлять контент. И в целом сейчас становится популярной тема создания внутрикорпоративных университетов маркетплейсов. Там, где... 

Олег Смирнов:

Обмениваться друг с другом, подавать друг другу контент?

Юлия Завдовьева:

Да, но это пока на уровне договорённости, обсуждения к подходам. 

Олег Смирнов:

а как же NDA подходы, тайные дворянского двора, то есть как же, сейчас мы тут столько вложили в методику выпечения блинов, и сейчас конкурента продадим, условно. 

Юлия Завдовьева:

Пока ещё не найден подход, но об этом много стали говорить. Поэтому, я думаю, в скором времени он найдётся. Но можно посмотреть на опыт Альфабанка, которые запускали Альфа-Опыт. 

Олег Смирнов:

В общем, у них история, конечно, очень интересная. И финтех, в принципе, по России интересен, и Альфа Лаборатория, и прочие проекты, они, конечно, интересны. Там действительно есть обмен, есть определённая синергия, там я наблюдал такие, весьма интересные течения. Но там не совсем про образование, там больше про разработки и больше про IT истории. 

Юлия Завдовьева:

Так история маркетплейсов, она в целом про историю обмена экспертизой. И что сейчас является трендом, это маркетплейсы, где все между собой обмениваются разного рода экспертизой. И там уже и рейтинги контента. 

Олег Смирнов:

Обмениваются или всё-таки продают, вот тут важный нюанс, готовы ли платить. 

Ирина Медведева:

Это бизнес всё-таки, или... 

Юлия Завдовьева:

Также, насколько я слышала, по кейсам своих компаний, с которыми общаюсь, начинают появляться коммерческие показатели у корпоративных университетов, которые должны искать. 

Олег Смирнов:

Именно на продажу. 

Юлия Завдовьева:

Бизнес модели, которые нужно искать. 

Олег Смирнов:

То есть они должны тоже активными продажами заниматься. Ну, тоже вариант. 

Ирина Медведева:

Так что Вы сейчас растете конкурентов, по сути, Вы передаете экспертизы. 

Юлия Завдовьева:

Я думаю, в следующем году уже будут какие-то кейсы от маркетплейсов университетов. 

Олег Смирнов:

Давайте попробуем спуститься на землю к тем несчастным, которые либо сами хотят учиться, либо которых принудительно хотят чему-то обучить. Наверное, желание где-то должны быть сочетаемые, но, на самом деле, мотивация не очень понятна, особенно для крупных корпораций. В принципе, человек нормально работает, что-то развивается, у него какие-то скиллы. Тут приходит новый университет, нужно переучиваться, в принципе, и так неплохо работал, показатели хорошие, планы выполнял. Когда идут в «Нетологию» и переучиваются самими, b2c история, мне мотивация понятна. А когда через голову пытаются обучить персонал насильственно или как-то, вовлечением каким-то, за мотивацию какую-то, что там происходит, на уровне человека. 

Ирина Медведева:

Мне кажется, здесь обоюдная мотивация. Есть мотивация, я подозреваю, у корпорации, это увеличение охвата, снижения стоимости образования. 

Олег Смирнов:

У корпораций всё понятно. 

Ирина Медведева:

Это будет, может быть, директивно, наверняка, но при этом есть внутренняя мотивация человека, не знаю, например, обучение в собственном режиме, не нужно никуда перемещаться. Я к тому, что мотивация с двух сторон она, наверное. 

Юлия Завдовьева:

Здесь корпоративные университеты, они должны систематизировать эту мотивацию. Здесь и довольно-таки логичная цепочка, как мотивировать человека учиться, это создавать для него карьерные пути, показывать чётко, каких скиллов ему не хватает в первом приоритете, втором приоритете, и что ему нужно получить для того, чтобы достичь следующей ступени в своей карьере. Под этот карьерный путь адаптируется контент, адаптируется методика обучения происходит оценка человека, и определяется, может он решать более интересные задачи, или выбывает. И такой системной, понятной измеримой работой можно мотивировать человека. 

Ирина Медведева:

Но это же и в оффлайн, я так подозреваю, в режиме это вполне реализуемо, то есть движение по карьерной траектории, оно возможно и в режиме оффлайн. 

Олег Смирнов:

Да для чего онлайн, почему не делать в оффе, почему не делать аудиторно?

Юлия Завдовьева:

Потому что мы. 

Олег Смирнов:

Косты режем или что?

Юлия Завдовьева:

В онлайне, во-первых, есть гибкость, что ты можешь проходить в то время, когда тебе удобно. Сейчас это важно, подстраивать обучение под свой ритм. Во-вторых, контент, меняется подход к контенту. Сейчас это чаще не лекции, не сидеть в зале на лекции, а выполнение каких-то конкретных задач с сопровождением менторским или теоретическим, если ты не смог выполнить эту задачу. 

Олег Смирнов:

Это формат microlearning или это сейчас немножко про другое. 

Юлия Завдовьева:

Laplace learning, microlearning разными инструментами эту задачу решают. Но вся суть, она в том, что обучение должно происходить через решение кейсов, а не через прослушивания материала. Прослушивание материала, оно было уместно, когда не умели готовить кейсы, когда только учились, структурируя, систематизируя знания, и выступление, это один из таких инструментов. Но сейчас помимо систематизации знаний нужно ещё уметь её интерактивно подать. И человек при интерактивной подаче и решении кейсов понимает быстрее. И обучаться навыкам быстрее, переобучатся быстрее, это то, что требует сейчас время. Поэтому на лекции просто не остаётся времени. 

Олег Смирнов:

А технологически для обучаемого это как? Это тесты, то есть это что, это куски видео, нарезка, это софт какой-то, с пошаговым прохождением. Что это в итоге, какая методика получается на выходе?

Юлия Завдовьева:

Есть разные аудитории. Это рядовой персонал, типа продавцы, официанты, для которых работает, подбирается одна методика. Есть персонал управленческий, для которых подбираются другая методика и другой формат обучения. Есть разные предметы обучения, это welcome тренинги, для которых работает методика вступительного видео, какого-то видео либо короткой презентации. Есть более сложные продукты, типа обучить принятию решений на основе аналитики управленческий состав. Для этого уже делают симуляции, игры, разрабатывают какие-то сложные, дорогие сценарии. В зависимости от продукта, аудитории. 

Олег Смирнов:

И финансирования, наверное, нет?

Юлия Завдовьева:

Финансирование здесь тоже важно. 

Олег Смирнов:

Или в себестоимость производства контента не так сильно занимает долю. Продукта конечного. 

Юлия Завдовьева:

Занимает, но я у убеждена, что можно найти работающие инструменты при разных бюджетах. Что нужно очень гибкого смотреть на весь имеющийся инструментарий не только в рамках того, что нужно сделать курс, мы обязательно сделаем видео. Потому что мы знаем этот инструмент. Либо нужно сделать курс в скором формате. Сейчас есть множество инструментов, множество подходов, пообщавшись с коллегами по рынку, можно найти очень интересные решения в рамках плюс-минус любого бюджета. 

Олег Смирнов:

Ирина. 

Ирина Медведева:

Да, у меня вопрос, может быть, не совсем корректный. Ваше мнение, есть ли такая проблематика, насколько поколение более старшего возраста, я даже не возьмусь назвать никакую цифру конкретную, назовём это страшим поколением, насколько оно восприимчиво к новому формату, вообще к онлайн образованию. Есть ли разница в эффективности использования этого формата для разных возрастных групп. Как Вы видите эту ситуацию? Есть вообще такая проблематика, что более старшее поколение, оно не умеет использовать, для него не подходит. 

Юлия Завдовьева:

Я думаю, здесь также проблематика, она лежит в культуре обучения старшего поколения и молодого поколения. Старшее поколение, оно привыкло воспринимать обучение, как. 

Олег Смирнов:

Нечто навязываемое сверху. 

Юлия Завдовьева:

Как навязываемое, как не времяпрепровождение досуга, как то, что они уже получили образование, как образование, как пассивный способ принятия знаний. И в этом сложность. Младшее поколение, тех, кому сейчас до 35, пожалуй, лет, оно уже выросло на Coursera, выросло

 на понимании, что нужно учиться непрерывно, на интересных подходах к обучению. И поэтому для многих обучение становится даже не просто способом карьерного повышения, но и способом приятного проведения времени, потому что обучение помогает им достичь наивысших целей самореализации. 

Олег Смирнов:

Смотрите, что с 20-летними, насколько они хорошо воспринимают обучение, и насколько им интересно учиться. То есть именно те, которые только входят в профессию, у которых ещё практически нет никакого опыта. С ними проще либо с ними сложнее. 

Ирина Медведева:

И насколько, я просто тоже смотрела статистику, для них канал, где они наиболее восприимчивы, это виртуальная реальность. То есть они как будто бы вообще отказываются от прочих форматов, они готовы только к геймификации и VR. Я могу быть не права.

Олег Смирнов:

Это правда или, то есть у меня тоже вопрос, не вопрос, у меня сомнения, что это так. 

Юлия Завдовьева:

Среди аудитории именно «Нетологии» сегмент 20 лет, он порядка 10-15 %. 

Олег Смирнов:

Маленький. 

Юлия Завдовьева:

Да. Относительно. 

Олег Смирнов:

То есть самомотивации мало, именно которая идёт за денежку учить, прокачивать свои скиллы. 

Юлия Завдовьева:

Да, но я не видела, на самом деле, на рынке статистику, которая показывала, чему обучаются двадцатилетние. 

Олег Смирнов:

Нет, я вижу статистику на своих примерах, учится всё очень, достаточно проблемно, подрастающее. То есть очень непросто прививать знания, не очень просто заинтересовать. Очень, ты говоришь, виртуальная реальность. Нет, даже курсы на ютуб заставить смотреть, это проблема. 

Ирина Медведева:

Нет, я про то, что обучение через игру, в рамках игровой механики, как раз игровой формат образования, именно через виртуальную игру и реальность. То есть имитируется некое пространство, то есть если это продавцы, это вплоть до того, что это какой-то квест, который ты должен пройти и чуть ли не. 

Олег Смирнов:

Такое бывает?

Юлия Завдовьева:

Я думаю, что это связано с тем объёмом информации, между которыми переключаются уже как 10 лет двадцатилетние, когда сложно сфокусироваться на каком-то видео даже. 

Олег Смирнов:

Но книжки читать заставить, это вообще, по-моему, такое, адское. 

Юлия Завдовьева:

Да, даже 15 минут, то да, здесь должны работать методики, которые могут затянуть, видимо, другая реальность, да. 

Олег Смирнов:

То есть как VR, в принципе, должно работать с молодыми. 

Ирина Медведева:

Утверждается, да, здесь как раз хотелось мнение профессионалов. 

Олег Смирнов:

Но там подача контента, она специфическая, и производство контента. Книжку напечатать пять рублей, VR среду создать - немножко другая история. 

Юлия Завдовьева:

Но я всё-таки думаю, что это даже не VR, потому что пока это дорогостоящая история. И кейсов нет, и этот инструмент, он всё-таки работает там, где нужно дополненная реальность. 

Олег Смирнов:

Работающий VR я видел только у медиков вживую. 

Юлия Завдовьева:

Да, там, где есть риски. То есть VR работает там, где есть риски в реальном использовании, в реальном обучение. Если брать аудиторию двадцатилетних, то это контент, встроенный в те социальные сети, которыми они постоянно пользуются. Тот, который их каждый день сопровождает, становится таким же, как айфон, который рядом с тобой. То есть неотъемлемой частью тех технологий, которыми ты пользуешься каждый день, а не тот сайт, куда нужно вспомнить, зайти или даже e-mail открыть. 

Олег Смирнов:

То есть, чтобы была всегда под рукой. 

Юлия Завдовьева:

Да, это тот учитель, который всегда с тобой в телефоне. Который тебе даёт ежедневно какие-то задачки, чтобы ты решал, который тебе говорит о том, что ты отстал по уровню развития. Это я уже фантазирую, от своих коллег, и у тебя может что-то, ты можешь застрять в достижении своих целей, которые ты поставил. То есть это те коучи, наставники, тренеры, которые у тебя сидят в телефоне в виде ботов или реальных людей, и которые тебе помогают идти. Я вижу сейчас несколько таких работающих инструментов, я думаю, это как раз то, чем будут пользоваться двадцатилетние.

Ирина Медведева:

У меня внутри зреет какой-то, знаете, может быть, внутренний протест, у меня есть ощущение, что сейчас количество трудозатрат по созданию эффективно работающей образовательной системы, ориентированной, в первую очередь, на молодёжь, с учётом всех тех новых форматов, технологий, которые появляются, оно как-то, как снежный ком разрастается. И реализовать microlearning, реализовать интеграцию в соц. сети, когда обучение становится действительно незаметным, как-то органично встроенным в ежедневную активность. Мне кажется, это требует масштабных усилий по разработке, почему нет какого-то параллельного. 

Олег Смирнов:

То есть всё-таки розги и книжки, это хорошо. 

Ирина Медведева:

Да почему нет какого-то параллельного тренда, когда просто создается, может быть, излишне агрессивная среда, когда эти самые подростки... Просто розги, правда. 

Олег Смирнов:

Почему, я за, причем, на законодательном уровне ввести розги. 

Ирина Медведева:

И как-то очень большая оптимизация, мне кажется, костов на образование, когда возврат к каким-то, может быть, архаичным методам. 

Олег Смирнов:

В корпорациях нужно вести должность «порщики». 

Ирина Медведева:

Но это как провокация, просто я когда всё это слышу, я как начинаю представлять, сколько усилий требуется, чтобы это всё создать, действительно, как комплексную систему, это.... Розги не проще ли?

Юлия Завдовьева:

Ну, как раз сейчас есть несколько компаний у нас на российском рынке, которые создают экосистемы развития и обучения человека с рождения и на протяжении всей жизни. Я думаю, это как раз такой сервис, его создаст какая-то из этих. 

Олег Смирнов:

То есть выйдет из строя. Прямо от рождения, то- есть детсадовские, это действительно это есть кейсы? 

Юлия Завдовьева:

Даже ясли. 

Олег Смирнов:

Даже с яслей. 

Юлия Завдовьева:

Да. Потому, что когда ребёнок рождается, до трёх лет, это тот возраст, когда можно исправить с наибольшей эффективностью какие-то отклонения. Поэтому сейчас на уровне законодательства внедряются проекты, чтобы делать наше поколение. 

Олег Смирнов:

Более восприимчивым к знаниям. 

Мне страшно подумать. 

Олег Смирнов:

Звучит страшновато, но с другой стороны, наверное, есть и действительно необходимость. Я предлагаю вернуться к конференции и так немножечко разобрать то, что будет, то, что ожидает Ваших гостей, к такой, практической части передачи прийти. Расскажете какие-то, что, в принципе, гостям ожидать, что будет интересного, особо такие, пиковые моменты. Куда стоит идти обязательно. 

Юлия Завдовьева:

Мы делали, затевали это мероприятие, как мероприятие, которое будет отличаться от того, что уже есть на рынке по теме e-tech. Сначала думали над тематикой направления, определили тематику, как бизнес, бизнес, в котором есть вопросы, как развивать продукт, как делать digital продукт, как работать над контентом и методикой. Поэтому целый поток у нас посвящён продукту, BizDev инвестициям. Второе направление, это маркетинг, в котором также мы говорим про кейсы, как упаковывать продукт, как его продавать, как настроить отдела продаж для образовательных продуктов. 

Ирина Медведева:

Мне кажется, наиболее интересно для бизнеса, потому что это наиболее слабые компетенции вообще у «образованцев» продавать свои продукты. 

Олег Смирнов:

Продавать - это классно, это хорошо зарабатывать деньги, упаковывать всё, классно. У бизнеса спрашивали, что ему нужно, собирали обратную связь у бизнеса, получали подтверждение? Или это желание «образованцев» продаваться. На чем строили свои предпосылки при формировании программы? 

Юлия Завдовьева:

Началось всё, конечно, с собственных нужд, потому что мы, как группа компаний, у которых несколько бизнес юнитов с разными бизнес моделями. И мы для себя определяли и строили все эти направления с нуля и генерировали гипотезы, каким образом нам делать продукт, выстраивать учебно-методическую часть, продажи, маркетинг. И, да, общались с коллегами, кто тоже делает бизнес в образовании о том, какие вопросы им интересны. Если посмотреть по текущим участникам, то к нам идут те люди, которые делают именно бизнес образование либо смотрят, какие открывать им новые направления внутри своих учебных заведений, либо компаний, либо те стартаперы, которые ищут, что за новый продукт в образовании они могут сделать. 

Олег Смирнов:

Стартаперы ещё есть, от них запросы поступают?

Ирина Медведева:

Они, как грибы, даже меня преследуют постоянная реклама, создай свой образовательный проект. Онлайн школу с нуля и зарабатывай миллионы ежемесячно. То есть меня не отпускает эта реклама. 

Юлия Завдовьева:

Да, сейчас целый бум. 

Олег Смирнов:

Это кривые ручки просто у таргетологов.

Юлия Завдовьева:

Сейчас целый бум на онлайн школы. Поэтому эта конференция, она про бизнес и про то, про направления бизнеса. 

Олег Смирнов:

Откуда этот бум возникает? Понятно, откуда возникает бум блокчейна, крипты, откуда растут все эти хайпы. 

Ирина Медведева:

В образовании денег ещё особо нет. 

Олег Смирнов:

Ну, мало того, что есть ощущение, что рынок ещё на стадии формирования и нет уже хайповой истории. То есть учиться всё равно нужно, это процессы, процессы затратные в какой-то мере. То есть откуда такой поток желания?

Ирина Медведева:

Популяризации вообще, в принципе. 

Юлия Завдовьева:

Давайте возьмём для предпринимателей, для нас, конечно, пример Бизнес Молодости. 

Олег Смирнов:

Это разве хороший пример?

Юлия Завдовьева:

Это пример для предпринимателей, каким образом, на чем можно поднять много денег, ездить на дорогой машине и вести. 

Олег Смирнов:

Но в конце восьмидесятых был «Ласковый май», в общем-то, мало, чем отличается. 

Юлия Завдовьева:

Я думаю, что «Бизнес Молодость», она сгенерировала волну. 

Олег Смирнов:

То есть это оттуда, Вы думаете?

Юлия Завдовьева:

Волну этих онлайн школ. 

Олег Смирнов:

Кстати, они же сделали оффлайн, у них же, по-моему. 

Ирина Медведева:

Да, я, кстати, тоже не очень поняла, почему это популяризовало именно онлайн направление. 

Юлия Завдовьева:

У них и оффлайн, и онлайн. 

Олег Смирнов:

Да, возможно я не полностью в теме всего, всех продуктов. 

Юлия Завдовьева:

Оффлайн, онлайн, и «Бизнес Молодость», это инфобизнес, в инфобизнесе полно этих онлайн школ, которые говорят о том, сколько они денег зарабатывают ежемесячно, что создаёт волну создателей онлайн школ. Также возьмём уже не инфобизнес, а конкретный продукт, Skyeng, либо конкретный продукт «Нетология», которые появляются в списках Форбс в 20-ке, в топе компаний, о которых часто говорят, VC и другие медиа, и для предпринимателей это показатель того, что можно что-то сделать прибыльное и интересное в образовании. Поэтому вход в бизнес видится простым, отсюда и интерес к созданию чего-то там. 

Олег Смирнов:

То есть есть ощущение низкого порога входа в бизнес. 

Юлия Завдовьева:

Да. Это то, что касается предпринимателей. Что касается учебных заведений. Все учебные заведения начинают, не начинают, у них идёт цифровизация, поэтому они ищут способы создания контента, создания каких-то направлений внутри своих учебных заведений. И они должны это делать, потому что это...

Олег Смирнов:

Чтобы поток к ним не прекращался. 

Юлия Завдовьева:

Чтобы не закрыться и конкурировать с другими учебными заведениями. Если брать корпоративные университеты, то им нужно заниматься, им нужно увлекать своими способами обучения, своими курсами и выполнять бизнес задачи. Поэтому они тоже ищут, каким образом им. 

Олег Смирнов:

Но вот реальную потребность в том, чтобы действительно привнести какие-то знания, наверное, у корпоративных университетов должны превалировать, на мой взгляд. Потому что на коротком этапе быстро-быстро дополнить знаниями всех тех, кто пришёл и настроен на работу в компании, и как-то вовлечь в среду. Тут есть прямая мотивировка. 

Ирина Медведева:

Нет, мне даже кажется увеличить охват. Очно ты можешь обучать тех, кто не в непосредственной близости. А на распределённые команды или на удалённых сотрудниках или фрилансерах, тебе уже тяжело с ними какие-то образовательные программы реализовывать. Здесь, скорее, мне кажется, что наиболее логично увеличение охвата, помимо снижения костов. Можно подискутировать. 

Олег Смирнов:

Тут, наверное, и то, и то, и увеличение воронки вовлечения, хантинг, опять же, никто не запрещал во время обучения. 

Юлия Завдовьева:

Это тоже одно из направлений для корпоративных университетов, это хантить на этапе выпуска из ВУЗа. 

Олег Смирнов:

Ну да, в общем-то, понятно. 

Ирина Медведева:

А «Нетология» работает по этому направлению с корпорациями, то есть сдаете ли Вы своих студентов корпорациям. 

Юлия Завдовьева:

Да, конечно. 

Олег Смирнов:

Заказчики приходят живые с какими-то потребностями, заявками, курсами, формируют ли они треки учебные? 

Юлия Завдовьева:

Да, есть определённые профессии, на которые есть спрос. Это, естественно, разработчики. 

Ирина Медведева:

Это в первую очередь. 

Юлия Завдовьева:

Дата аналитики, продуктологи, маркетологи, и у нас есть партнёрство с компаниями, в которые мы рекомендуем сотрудников, либо сами сотрудники уже обращаются к ним, говоря о том, что они учились у нас. 

Олег Смирнов:

А тех, кого Вы обучили, Вы отслеживаете дальнейшую траекторию, как изменилась судьба их, то есть работал человек в крупной компании, на не самой последней должности, обучился каким-то новым скиллам, что-то, может быть, интересно, внутренняя какая-то, возможно, мотивация была. Вы дальше смотрите, что-нибудь произошло на перспективе года-двух. Или Вы всё-таки выпустили и забыли. 

Юлия Завдовьева:

Мы сейчас отрабатываем этот процесс, чтобы он был системным, и мы могли очень чётко видеть, как меняется судьба нашего студента. Сейчас мы больше получаем информацию от наших работодателей о том, что они взяли нашего студента либо от студента, который пишет нашему куратору программы, что он трудоустроили. 

Олег Смирнов:

А если был трудоустроен, именно смена какая-то, может быть, у кого-то разворот на 360. Я просто наслышан, что после сколковских программ многие уходят в свой полёт, и это нормальная практика, у Вас такой тенденции нет? 

Юлия Завдовьева:

Есть, особенно на программах, которые идут полгода, и у которых есть какие-то требования для обучения на этой программе. Там действительно, есть истории, как человек абсолютно новую профессию получал, и у нас стандартно продуктологи трудоустраиваются и у Яндекса, и у Рамблера, мы партнёримся, в том числе, с компаниями. 

Олег Смирнов:

Тут очевидно, понятно, кто звёзд купит, тут далеко ходить не нужно. 

Ирина Медведева:

Мне кажется, это важный вопрос ты затронул, но здесь вопрос, насколько действительно есть, Вы ставите цель отслеживать и участвовать в развитии конкретных специалистов со своей стороны, насколько Вы эту функцию берёте на себя. То есть предложить один курс, потом через какое-то время сделать какой-то апсейл, исходя из тех целей, задач, которые Вы, может быть, когда-то обсуждали. То есть, наверное, это на перспективу больше история, чем на сейчас. 

Юлия Завдовьева:

Сейчас мы разрабатываем системную историю, но проектируя продуктовую линейку, мы понимаем, что у нас есть люди, которые приходят за карьерой маркетолога, продуктолога, аналитика, разработчика, что они приходят с разным бэкграундом. И для начинающих мы предлагаем путь, который займёт восемь месяцев, для продолжающих мы предлагаем программу двухмесячную, и каждый продукт, он имеет свою опцию. Если это человек, который хочет, который пришёл к нам обучиться для смены карьеры, то для него работает целый сервис развития, работает центр развития карьеры, вот как он называется. 

Олег Смирнов:

То есть Вы и консалтинг оказываете ещё помимо обучения. 

Юлия Завдовьева:

Да, если человек пришёл просто для того, чтобы свой профессиональный уровень поднять, то он получает менторинг и коучинг от эксперта. 

Олег Смирнов:

А кто являются экспертами в Вашем случае?

Юлия Завдовьева:

Практики. 

Олег Смирнов:

Это приглашённые эксперты либо это внутри компании кто-то?

Юлия Завдовьева:

Приглашённые, то есть мы агрегируем экспертизу. 

Олег Смирнов:

Нет, я знаю, что к Вам приходят с удовольствием читать, это всеми воспринимается очень положительно на рынке, наверное, не одни из первых, но Вы это как-то преподали интересно. Я смотрю, у меня пол фейсбучного списка, наверное, у Вас уже скоро будет. 

Юлия Завдовьева:

Да, как раз потому что одни из первых. 

Олег Смирнов:

Возможно, да. 

Ирина Медведева:

У меня, извините, к вопросу об образовании. В Вашей работе с корпорациями помимо того, что Вы со своей стороны готовите кадры для Ваших партнёров, а есть ли запросы на создание что-то типа кафедр от корпораций на базе «Нетологии», создание своих каких-то образовательных онлайн дистанционных формаций. То есть когда компания, Вы вместе, Вы помогаете подготовить контент и помогаете готовить специалистов уже по контенту корпорации. Есть ли такой формат партнёрства? 

Юлия Завдовьева:

Я знаю, что, по-моему, в Lutus слышала, что Вы такую историю развиваете, мы в «Нетологии» ещё не делали таких проектов. 

Ирина Медведева:

Не видите перспектив или просто руки не дошли?

Юлия Завдовьева:

Просто пока не дошли руки. То есть у нас есть наша аудитория с их потребностями, которые мы охватываем, и по кафедре думали, но это не в первом приоритете. 

Олег Смирнов:

Вот теперь про молодых мы поговорили, 35 плюс, понятно, карьерный рост и, в принципе, нам предрекают такую, достаточно приличную волну пятидесятилетних, которых нужно будет тоже адаптировать в ближайшем будущем, в связи с закрытием каких-то профилей, и что-то надо будет переучивать. Что Вы думаете про эту тенденцию, именно про возрастных сотрудников, которые, возможно, в перспективе вынуждены, либо вынуждены, либо заинтересованы будут в том, чтобы менять свой карьерный профиль. Какие мысли внутри компании существуют, чему учить, на что переучивать. 

Ирина Медведева:

Ну, и насколько это перспективный сегмент для Вас. 

Олег Смирнов:

Присматриваетесь ли Вы. 

Юлия Завдовьева:

Я не думаю, что ближайших пятидесятилетних нужно переучивать на карьеру в Digital Skills, потому что это всё-таки другое устройство нейронных сеток в мозге, и поэтому переучить для того, чтобы они работали в Digital, я сомневаюсь. Но мы можем, можно их переучивать на открытие собственной. 

Олег Смирнов:

Предпринимательские скиллы. 

Юлия Завдовьева:

На крафт скилы, чтобы заниматься изготовлением мебели, потому что это направление, оно приобретает сейчас популярность, чтобы делать, открывать свои фермы, производить здоровую продукцию, я думаю, ближайших пятидесятилетних... 

Олег Смирнов:

То есть самозанятость, предпринимательские скиллы, вот в это направление. Интересный взгляд. Это тоже имеет право на жизнь, почему нет, это интересный такой подход. 

Ирина Медведева:

Но единственное, что, наверное, формат онлайн обучения, дистанционного под это не очень подходит.

Олег Смирнов:

Почему? Не знаю. 

Юлия Завдовьева:

Если смотреть на американский рынок, то там уже есть платформа, которая обучает как раз крафт скиллам. 

Ирина Медведева:

Это интересно, да. 

Юлия Завдовьева:

С помощью которых ты можешь делать ювелирные украшения, учиться продавать их на разных площадках. В России я ещё таких не видела, но бум онлайн школ. 

Олег Смирнов:

Он поддержит, сакцентирует и выразит. Круто. На самом деле, у нас всё закончилось. Будем рады увидеться на конференции, продолжить общение там. Спасибо за информацию. 

Ирина Медведева:

Спасибо большое, было очень интересно. 

Олег Смирнов:

Спасибо зрителям, всего доброго, до свидания. 

Юлия Завдовьева:

До свидания.