{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Ксения Безуглова Общественный деятель, основатель фонда «Возможно всё», обладательница титула «Мисс мира-2013» среди людей с ограниченными возможностями 17 апреля 2018г.
Образование и воспитание детей: Взгляд Ксении Безугловой
Родительский блогинг в Instagram и Youtube от Ксении Безугловой. Потерянное детство или новые реалии 21-го века? Новации или традиции в образовании?

Всем добрый день! Сегодня с вами программа AntiSchool, с вами я, Анастасия Клименко. И в такой солнечный день у нас сегодня Ксения Безуглова, общественный деятель. Мне кажется все знают, что это за знаменитый Инстаграм-блогер, также обладательница титула «Мисс мира-2013», и много ещё всего. И также просто мама. И вот мы сегодня, наверное, поговорим про то, как именно чему детей обучать, что сейчас происходит в мире образования. Добрый день, Ксения. Спасибо, что пришли.

Ксения Безуглова:

Здравствуйте, да, спасибо, что позвали.

Анастасия Клименко:

Могли бы Вы рассказать немножко о своей деятельности и вообще, вот именно какая была образовательная деятельность? Где учились? Какое образование получали? Какое вот мнение?

Ксения Безуглова:

Так, с чего начинаем?

Анастасия Клименко:

А с чего хотите.

Ксения Безуглова:

Со школы если, да?

Анастасия Клименко:

Можно, ну, обычно да. Ну, я бы начала со школы.

Ксения Безуглова:

Я выросла на Дальнем Востоке, в Приморском крае, в селе Вольно-Надеждинское (есть село такое). Если кто-то меня видит, слышит – привет земляки. В обычной сельской школе. Я считаю это большим предметом для гордости, потому что я росла в нормальных человеческих условиях. И у меня была возможность эту жизнь познать ещё в школе, то есть, как сказать, я считаю, что в городе… Я вижу это отличие людей, выросших в городе, и людей, которые учились…

Анастасия Клименко:

На самом деле это очень интересно. А вот в чём всё-таки отличие?

Ксения Безуглова:

А в том отличие, что мы берем, если поколение наше и даже немножко старше и те, кто были после нас, уже те поколения, отличие самое простое. Когда те, кто росли в городе, они были под особой опекой, они находились в условиях города – когда у тебя есть маршрут: школа – дом – подъезд. А у меня, понимаете, я жила в своём доме и какое-то время (ну какое-то время), потом уже был подъезд, это старшие годы. Когда я росла в своём доме (простите с туалетом на улице), то и за огородом моим, за забором начинался лес, где росла земляника, где росли грибы, где рос дикий виноград.

Анастасия Клименко:

Это мне кажется полноценное детство.

Ксения Безуглова:

Это детство полноценное, потому что я росла в дикой природе, я видела, как выглядят эти дикие кабаны. Я не скажу, что только в этом крутость, а в том, что после школы я приходила в лес и там играла, и всё моё детство проходила в нём. И как мы не говорили, но, когда ты растёшь в согласии с природой, это совершенно другой уровень воспитания. Так не выучишь ребёнка. То есть мы сейчас что делаем? Мы идём в джангл-парк, мы идём в панда-парк, чтобы дети полазили по деревьям со страховками, касками, и всё на свете. Когда в 5 лет я на своём любимом дереве висела, и сук сломался, точнее ветка сломалась, я полетела вниз, и дерево поймало меня какой-то своей веткой за капюшон шубы. Понимаете? И это даёт человеку не просто выносливость, это в 5 лет меня сделала целеустремлённой, потому что мне нужно было выживать. Либо я замёрзла на этом суку, либо я просто кричала, выворачивалась, пыталась себя спасти. Это маленький просто пример. Я хочу сказать, что мы там по льдинам прыгали на озере, когда таял лёд, понимаете. И я считаю, что вот это в целом меня сделало тем, кто я есть, потому что в принципе...

Анастасия Клименко:

Дабы развить характер, мне кажется, да? Когда мы в таком вроде…

Ксения Безуглова:

Ну да. Когда-то да. Когда я пришла в институт, я увидела, что (ну в городе да, уже в институте), я увидела, что девчонок мамы водят за руку в школу, ну в институт. Я увидела, что многие вообще в принципе только сейчас начали жить, и них такое было: Сво-бо-да! Дайте что-нибудь ещё натворить… Ну, потому что мама вроде как-то уже и не контролирует, и ты такой уже студент. И вот это был такой сумасшедший дом, у тех, кого держали в этой изоляции. Вот. Дальше был институт – первое высшее образование, потом второе высшее образование. Президентская программа уже была здесь в Москве, в «Плешке», мы туда поступили уже вместе с мужем, нам было по 22-23 года. Мы уже приняли решение, что мы переезжаем в Москву. Подавали документы, поступали, нам хотелось этой президентской программы, хотелось интересных спикеров видеть, и не только теоретиков. Поэтому мы вот, можно сказать, одной ногой в Иберии, потому что потом мы уже не успели пройти, ну там можно было дальше пойти доучиться ещё год по программе Иберии бесплатно (раньше так давали участникам президентской программы), но мы не успели. Случилась авария, ну, беременность, авария, и уже были другие интересы… Ну, в принципе, то, что мы получили в Плехановской академии по президентской программе, вот я до сих пор пользуюсь.

Анастасия Клименко:

Хватает, да?

Ксения Безуглова:

Да.

Анастасия Клименко:

Вот всё-таки как от лица мамы, какое у Вас мнение какое воспитание, и какое образование Вы видите для детей своих? Вот такое мнение, какое оно должно быть? Я понимаю, что такой обширный вопрос…

Ксения Безуглова:

Вы знаете, я в один момент как-то поняла одно, что главное, что мы можем дать своим детям это возможность всё попробовать. Я это поняла, потому что мне родители не запрещали ничего. И когда я уже взрослая, мы с мамой как-то разговаривали, её спрашивали (может быть в каком-то интервью, я уже не помню), кто-то её спрашивал: Ирина Дмитриевна, а почему ваши дети, они вот такие? Такие две дочки, такие разные, такие успешные, такие красивые, как так вышло, что Вы делали? Вы их таскали по кружкам или что Вы делали с ними? И мама моя сказала: Я не делала ничего. Это правда. Мама не лезла, не совала нос вообще никуда. Она только и слышала от нас:

 - Мама, а я там в театральную студию записалась.

- О, Молодец!

Она говорит: проходит время какое-то, я даже знать не знала, ходишь ты туда или нет.

 - Мам, мы уезжаем на гастроли.

 - А, хорошо.

Ну типа: сколько надо денег дать с собой? Там три рубля. А, хорошо, бери там. Всё. Ну то есть как-то вот было так.

 - Мам, я хожу на баскетбол, у нас соревнования.

 - А, ну о’кей.

Значит, я занималась лёгкой атлетикой, бегала очень быстро. То есть я была такая маленькая, длинноногая и очень хорошо бегала. Это видимо тоже закон джунглей, потому что научилась убегать в своё время.

 - А у меня там соревнования, олимпиада (ну не олимпиада – спартакиада это раньше называлось). Ой, я такое-то место получила.

 - Молодец.

Ну, то есть мы делали всё что хотели.

Анастасия Клименко:

Да, а бывает наоборот, вроде как пытаешься ребёнка то, то, а ему не нравится. То есть может быть, как раз вопрос в том, что давать свободу, и она тогда толкнёт?

Ксения Безуглова:

Да, может быть действительно довериться настолько, чтобы дождаться того момента, когда ребёнок сам возьмёт всё-таки и сделает вот этот шаг. Ну, просто начнёт везде пытаться в чём-то самореализоваться, что-то попробовать то есть. Я, например, ну из негативных моментов… Ну я такая расписала да, «я там ходила в театральную студию, ездила на гастроли». Нет, не только так всё было. Я на самом деле, например, бросила музыкальную школу сама. Ну и об этом мама узнала только, мне кажется, через год что ли… Ну и при чём её вызвали к директору и говорят: Ваша девочка не справляется, мы её отчисляем. Мама говорит: «В смысле? Я плачу за школу. Она ходит, что-то делает каждый день. Каждое утро куда-то уходит, я точно знаю». А я вот знаете, как? Я собирала сумку туда, по сольфеджио там, по всем предметам и сидела у подружки дома. Ну, пока не прошла пора, знаете, и меня просто уже начали отчислять, позвали маму, чтоб она там что-то подписала. Она говорит: В смысле? А она же ходит, она же готовится. Они такие: «Нет».

Анастасия Клименко:

Как мама отреагировала?

Ксения Безуглова:

Ну, поругала меня. Я сказала: «Мама, слушай, но мне действительно неинтересно».

Анастасия Клименко:

Вот всё-таки я знаю, что Вы мама школьницы и как реагируете Вы на такие случаи, если вдруг они бывают? И вообще вот это взаимодействие со школой, какой взгляд?

Ксения Безуглова:

«От осинки не родятся апельсинки». Это я точно теперь знаю, потому что моя дочка учится в 3 классе, и значит, было так. Мы перед первым классом ходили в детскую музыкальную школу для дошкольников, ходили, занимались всякими делами, там знаете, художественное искусство. И она в какой-то момент сказала: Я хочу заниматься «склипкой». Хорошо, «склипка» так «склипка». Мы ходили на скрипку с нашей няней, она ходила, что-то там делала, изучала. Ну, вот скрипка… Скоро пора идти в 1 класс. А наша школа – непростая школа, она с музыкальным уклоном. В смысле актёрско-музыкальный уклон, они там серьёзно профессионально изучают музыку по классу джаз, учатся быть актёрами и получат в принципе, среднее специальное образование на выпуске. Ну типа: «Таечка, тебе нужно выбрать музыкальный инструмент». Она говорит: «Я уже выбрала, я буду учиться на скрипке». Мы говорим: Дочь… А мы оба музыкальные, ну как бы музыканты, знаете, да? Я училась в музыкальной школе успешно по классу фортепиано, а супруг окончил школу по классу балалайки.

Анастасия Клименко:

А вы собираетесь всей семьёй, играете?

Ксения Безуглова:

У нас есть и балалайка, кстати, и фортепиано. Вот. Мужу пригодилось, он действительно очень хорошо музицирует, он сам изучил гитару, на ней играет, когда захочется. Вот, и Таечка… Мы говорим: «Пожалуйста, малыш, пожалуйста, мы тебя умоляем, послушай нас, своих родителей, мы только вчера это вот прошли всё. Не иди на скрипку, давай что-нибудь другое, что хочешь, но только не скрипку». Она сказала: Нет. Ну, 1 сентября, мы ехали в школу, я говорю: «Дочка, я тебя умоляю, все, что хочешь тебе куплю, подарю, пожалуйста, только не скрипка». Она говорит: Хорошо. И после линейки мы её забираем, она говорит: «Мама, нас забирали в музыкальный зал, ещё раз спрашивали, что мы хотим, я выбрала скрипку».

 - «В смысле? Ты же обещала, мы же договорились».

 - «Нет, я выбрала скрипку, это мой любимый инструмент».

Через два месяца она орала, ныла, плакала, всё что угодно у неё болело, только бы не заниматься, не делать домашнее задание. Скрипка просто нас убивала всех, честно вам скажу, закройте уши все музыкальные педагоги и великие скрипачи, пожалуйста. Но это было очень тяжело, потому что я не скрипач, и у меня нет академического образования, мне было очень трудно. Я только что родила второго ребёнка, это совпало с первым классом, и это было крайне трудно. Ну, в принципе, два года мы отмучились так или иначе, в третьем классе мы уже пошли на барабан.

Анастасия Клименко:

Интересней, да?

Ксения Безуглова:

Ну, во-первых, мама 4 года барабанила на этнических инструментах. Барабанила, ездила по миру с этими барабанами и с нашей компанией «PreoDrum», музыкальные барабанщики все на колясках, мы брали гран-при на всяких мировых конкурсах. И видимо, это как-то дало о себе знать. Хотя это другие барабаны, классическая ударная установка. Вот. Вся боль закончилась, потому что все кайфуем мы вместе и это действительно классно. Сейчас электрические барабаны, наушники надел, и никто тебя не слышит.

Анастасия Клименко:

Вот если говорить о том, что вот современное, то вроде с одной стороны хорошо современное образование, можно там онлайн получать образование. Вот как Вы на это смотрите? Это хорошо или плохо, вот дети усидят какой-нибудь, ну допустим, английский – онлайн изучать? Или это должен быть всё-таки преподаватель? Или вообще не нужно пока изучать язык пока ребёнок не поймёт, что необходимо?

Ксения Безуглова:

У нас есть два преподавателя по английскому онлайн. И уже с сентября мы занимаемся, вот с одним англоязычным педагогом, и с одним русскоязычным. Ну то есть, они в принципе, оба говорят на русском, но один носитель, а один – это как бы молодая девочка, в принципе, тинэйджер, можно сказать такой, недалеко от этого возраста ушла, который может на одном языке говорить с ребёнком 9-ти летним. И они общаются два раза в неделю с русской девочкой, и с носителем один раз в неделю встречаются, разговаривают на какие-то свои темы. Ну, то есть, вот я считаю это очень удобный формат, потому что бывает, что она гуляет в парке, просто с телефона открывает скайп и с ней идёт, разговаривает. Это как-то интересно мне кажется, и в принципе, не напрягает нас, потому что всё-таки родился Никита не так давно, третий наш член семьи маленький. Вот. Ну как-то чужой человек в доме для меня это стресс, всё-таки когда ты публичный человек, не так легко впустить в дом чужого человека. Ну, у нас есть репетитор по сольфеджио. Два года я могла осилить, как Вы понимаете, потом я школу бросила (смеётся), и мне стало тяжело делать уроки с Таечкой, поэтому нам понадобился профессионал. И все наши проблемы решились, потому что они делают уроки, они вместе занимаются, пишут диктанты. И Вы знаете, очень успешно. У нас в школе всё выровнялось, у нас пятёрки, четвёрки, ну и мы не ради оценок учимся, но я вижу, что ребёнку стало легче. Есть кто-то, кто говорит с ней на одном языке, это хорошо, мне стало спокойнее.

Анастасия Клименко:

Ну, вот есть же ещё другие платформы, наверное, образования, всё-таки Вы приветствуете их? Или лучше, когда это личный контакт? Ну вот этот формат, я понимаю, что он личный, когда говорят. А если это просто тест или ещё что-то, вот ребёнку как лучше?

Ксения Безуглова:

Конечно, во всём всегда лучше личный контакт. Но мы так живём здесь в Москве быстро, понимаете, что я уже подумываю над тем, чтобы и по математике взять репетитора онлайн. Просто у нас сейчас такой график, что ребёнок всё время чем-то занят, ну кроме там танцев «хип-хоп» и тенниса, везде в принципе, можно заниматься онлайн. Ну, а почему нет?

Анастасия Клименко:

Ну, то есть ребёнок, в принципе, может усвоить то же самое?

Ксения Безуглова:

Ну сейчас, да. Да, мы по-другому видим информацию, а они вообще по-другому, они всё сейчас считывают на каких-то невидимых нейронах, я не знаю, на уровне чего-то такого фантастического для нас. Просто другие дети, и для них заниматься английским онлайн – это нормально. Для неё там Майя, сидящая где-то в Британии, это реальный персонаж. Она её видит, она её как бы осязает, и у них уже какая-то история общения есть. Ну то есть, почему нет? Мы же на самом деле с нашими друзьями видимся все вот так вот в Instagram, WhatsApp.

Анастасия Клименко:

Сейчас да.

Ксения Безуглова:

И для них это, то же самое, тот же самый формат.

Анастасия Клименко:

Вот как раз хотела поднять эту тему. Контролируете ли Вы количество, проведённое онлайн, и видите ли Вы в этом проблему? Ну, то есть, есть же проблема, когда ребёнок слишком много сидит в технике?

Ксения Безуглова:

Да есть проблема. Проблема реальная. Я на самом деле, ну, как-то всё думала, что это со мной не скоро случится. Оно так, раз, и случилось, потому что я помню, как Таечке в 2 года папа подарил на Новый год Айпад, это было ей 2 года. И тут я не знала, то ли плакать, то ли что делать вообще, смеяться, то ли его разбить, убить… Куда деть вообще его. Потому что, конечно, зависимость, я помню её первые истерики, когда я его забирала, они были просто на грани срыва, то есть ты видишь, что ребёнок не в себе. Хотя там 5 минуть мультика, а после 20-ти минутная истерика такая нормальная прямо. Сейчас сильно дозирую, сильно. Ну то есть, я просто их в какой-то момент убираю эти гаджеты. У неё нет телефона, который прямо вот смартфон, у неё есть часы-телефон, на который она отвечает «да, нет, здрасте, до свидания», то есть по телефону мы можем её отследить если что. Мультики смотрит в телевизоре, хорошо, что сейчас есть детские каналы. Всё тоже дозировано. Можно посмотреть мультики, если ты сделала уроки. Ну то есть сначала можно там 10-15 минут посмотреть мультики, когда ты пришла из школы, просто, чтобы разгрузить голову. А потом после только когда уроки, тоже ещё там 15 минут примерно и всё.

Анастасия Клименко:

А как ребёнок реагирует на такое – не лишение? Ну, понятно… на какие-то…

Ксения Безуглова:

Что удивительно, она вообще никак не реагирует. Я всё думала, когда же она меня спросит – мама, а почему у всех одноклассников есть смартфоны, а у меня нет ничего.

Анастасия Клименко:

Да.

Ксения Безуглова:

Но так и не спрашивает. Ну, типа, вот так, значит вот так. Как-то так, нормально.

Анастасия Клименко:

Но вот, Вы всё-таки, да, ведёте Инстаграм, блогер, можно сказать. А вот, дети не хотят им стать? Ну, я не к тому, что они будут, конечно, но всё равно будут смотреть. Но это не то, что проблема, мне кажется, что очень много современных детей всё равно хотят стать блогерами, это прямо их мечта, мне кажется многих…

Ксения Безуглова:

Да, конечно, есть такое дело.

Анастасия Клименко:

Как Вы на это смотрите? Дети в интернете - это хорошо, плохо? И своим детям Вы позволяете там… У них есть свои кумиры там? И как, хорошо это или плохо?

Ксения Безуглова:

Ну, да. Как-то она меня спросила: «Мама, а как ты относишься к Ивангаю?» Я такая – потупила взгляд, говорю: «Так, доченька, подожди, у меня столько знакомых, не могу вспомнить»(смеются). Но быстро загуглила, посмотрела, конечно. Но, мы с мужем однажды поняли, что мы немножко стали отставать. И конечно, тут мы стали навёрстывать, смотреть, что же за батлы проходят там в Питере, что за фигня такая новая. Что за вот сейчас…Кто такой хайп – кто это? Тая недавно пришла и говорит: «Мама, а ты знаешь, что такое хайп? (ну, или что-то там она говорит). Мы хайповали». Я говорю: «Так, подожди...» Вот. Или что-то она говорит: «ой, какое-то вот это видео не хайповое». Я говорю: в смысле? Ну или что-то такое…И вот этот момент, конечно, я тоже не думала, что так быстро наступит, потому что вроде бы ты думаешь, что такая молодая мамаша, такая вся, всё понимаешь. Мы стали смотреть, слушать всех реперов.

Анастасия Клименко:

Пытаться вникать.

Ксения Безуглова:

Да. Ну, типа, кто, о чём поёт, мы прослушали все альбомы наших современных самых популярных реперов. Но, а как быть? Страшно, конечно, было в некоторые моменты. Однажды, мы вот в Таиланде отдыхали, и муж сказал нашей племяннице, она слушала там кое- кого. Он сказал: «Слушай, ещё раз услышу, уши оторву, просто получишь у меня». Ну, потому что там мат через слово и как бы… «Вот вырастешь, будешь решать, что ты будешь слушать, а пока ты слушаешь, и тебя ещё слышат твои сёстры ещё маленькие, я не разрешаю». Ну и всё. И как бы тема была закрыта. Хочешь быть там, казаться крутой, действительно, стань крутой, а не кажись ей, через какие-то песенки, которые ты услышала у кого-то из своих там друзей старших. Ну, зачем? Вот. Но, все сразу всё поняли. Мы, конечно, стараемся быть на волне с ребёнком, подхватывать где-то. Я иногда, конечно, удивляюсь, как она успевает в своем лишении посмотреть всех этих блогеров, где-то видимо успевает, ну в школе они там смотрят. Говорит: «Ты видела, вот это хайповое видео? Я тебе сейчас покажу». Ну, показывает, да, какую-нибудь фигню полнейшую. Ты понимаешь, что сейчас у тебя есть выбор, как отреагировать, потому что от моей реакции зависит наш с ней контакт. Я стараюсь, ну, не критиковать, я понимаю, что это дети, они вот в этом лишении каком-то определённом живут. Я имею в виду лишение, потому что они зависят целиком и полностью от мнения друг друга. Если у них сейчас в их сообществе, да, бытует мнение, что это круто, то никуда оно не денется, она тоже говорит, что это круто. Хотя, может быть, подозревает где-то, что это полная фигня. Поэтому я стараюсь не критиковать, как-то обсуждать с ней, показывать ей какие-то альтернативы. Она мне показывает видео там недавно вот, как все танцуют вот под эту новую песенку испанскую, да. И все там, все, просто это, вот повыкладывали, пародию на этого инопланетянина зелёненького, да.

Анастасия Клименко:

Да, да.

Ксения Безуглова:

Да. Ну вот, видите, даже Вы знаете.

Анастасия Клименко:

Да, да (смеются)

Ксения Безуглова:

Да. Я ей показала видео Майкла Джексона. Когда это действительно, ну действительно, красивый танец, когда это крутые движения, когда это …Ну это просто сложно повторить, и это действительно было тоже на хайпе когда-то очень давно. И Тая такая: О, классно! Действительно, она танцует, и ей это было интересно. И она пришла, и показала всем своим одноклассникам, которые не знали, кто такой Майкл Джексон.

Анастасия Клименко:

А Вы научили её лунной походке?

Ксения Безуглова:

Ну да. Как же я научу? Я-то встать не могу…

Анастасия Клименко:

Понятно, но всё равно, объяснить, как. Я вот не умею просто…

Ксения Безуглова:

Ну, да, я объясняла, и мы смотрели внимательно, она пыталась это повторить. То есть даже уже какая-то альтернатива. Всё, что мы можем дать нашим детям, это альтернативу тому, что им дают сейчас, потому что откровенно говоря, чаще всего сейчас дают им, ну, то что не имеет глубины. Всё очень поверхностное, всё очень такое вот, да, все живут хайпом этим и это очень грустно. Девчонки и мальчишки, я просто вижу, как они пытаются именно за счёт этого самореализоваться…То есть они, не думая об этом, притягивают к себе внимание вот этим каким-то таким вот вызовом, чем-нибудь.

Анастасия Клименко:

Чем-нибудь…

Ксения Безуглова:

Лишь бы чем-нибудь. Это, конечно, не очень хорошо, вот. Поэтому, я стараюсь своим детям дать всевозможную альтернативу, поэтому они у меня летают в аэротрубе. И понимают, как это классно, что выходные можно не просто там, тупо в парке прошарахаться со своими одноклассниками или в кино в торговом центре, как все, а поехать в аэротрубу, за город, буквально там несколько километров отъехать и полетать. Это очень спортивно, это крутая нагрузка для организма, это интересно. Это другое измерение – мы не можем полететь в космос, мы не можем спрыгнуть с парашюта, но полетать в аэротрубе может каждый. Вот. Есть школа аэродинамики и это совсем не дорого на самом деле, как кажется и детей туда может водить каждый. Это просто вот возможность твоя дать альтернативу ребёнку. Я однажды, где-то прочла, у кого-то из известных актёров, что одна актриса признавалась, она говорит: мне сейчас… Ну, когда спросили, о чём Вы жалеете? Она жалела о том, что она не всё, ну то есть из того, что она может, не всё дала своим детям. То есть имеется в виду, вы должны давать ровно на столько, насколько вы можете. Я не говорю что, многодетная мама, которая одна воспитывает своих детей и живёт в лишении там, от долга, отданного до получки, должна себя…

Анастасия Клименко:

Всё равно показать. Там на пруд сходить…

Ксения Безуглова:

Да, но какой-то максимум. Ты всё равно свой максимум чувствуешь. И если ты сама там в выходные дни… Или копишь, копишь деньги, а потом куда-то едешь и где- то отрываешься, а твои дети этого не знают, ну это, наверное, не правильно. То есть ты должна дать на столько, на сколько ты можешь. Я не могу станцевать перед ними балет, потому что я сижу в коляске. Я не могу много чего, но я им показываю то, чего не могут многие те, у кого есть ноги, кто ходит, здоров. Просто, не потому что я так хочу вот им максимум дать, показать, заставить их там дребезжать каждый раз и чувствовать адреналин - нет. Просто я такая – и я им даю свой максимум. То есть я прыгаю с парашютом, они это видят, они обожают пересматривать видео.

Анастасия Клименко:

Они прыгали? Или будут? Хотят?

Ксения Безуглова:

Они не прыгали, я думаю, прыгнут. Ну, они в аэротрубе со мной летают. И дочка маленькая, 2,5 годика, она играет, у неё есть такая мягкая игрушка, она её козлик называет (это олень на самом деле с рогами), но она его козлик зовет. И вот, козлик у неё каждый день проходит тренировки в аэротрубе, можно сказать. Ну, у неё такая жизнь, она играет так в свои куклы, что вот они пошли в аэротрубу, полетали там все успешно. Они очень любят видео пересматривать, где я прыгаю с парашютом. То есть они просто обожают его: «Мама, мама, покажи мне какое-нибудь видео». Я говорю: какое? «А давай, которое вот где ты с парашютом прыгаешь».

Анастасия Клименко:

Отличный пример.

Ксения Безуглова:

Я думаю, что пример хороший. Не только мама там, в клубе трясёт своими там красивыми частями тела, а мама вот это делает, и вот это…

Анастасия Клименко:

Вот если всё-таки про тему блогерства, то вот запретили Вы бы ребёнку снимать видео? Допустим, тревел – блогер такой ребёнок или всё-таки не для детей? С какого возраста там, Вы считаете, что ребёнок может выкладывать что- то… Что- то создавать?

Ксения Безуглова:

Ну, Тая у меня в телефоне установила какое-то приложение, не помню, «Лайк» что ли называется, и выкладывает там своё видео. Безумно радуется каждому подписчику, безумно радуется всем лайкам, что-то генерит и придумывает. Снимает всё сама. И это иногда даже здорово выглядит, кстати. Вот. Она хорошо двигается достаточно, такая музыкальная девочка творческая, поэтому у неё всё нормально. Так как это в моём телефоне, естественно, я не напрягаюсь пока. Однажды она пришла и сказала: «Мам, я хочу свой Инстаграм». Я говорю: «Так, что мы там выкладывать будем, делать?» Она говорит: «Ну, вот я буду там свою жизнь постить, типа я хочу вот заниматься этим.» Ну что поделать? Такова жизнь. Конечно, я думаю, что она как дочь моя, она поймёт, что это не может быть смыслом жизни. Я ей объясняю, что это не смысл жизни, что вот смотри, видишь, мы были неделю с тобой на море, я там только три раза брала в руки свой Инстаграм, потому что, ну просто, уже надо было (не очень удобно перед моими подписчиками). Так ты видишь, я не живу им. Да, когда она начинает немного напрягаться, типа «вот ты в своём там инстаграме»… Ну, то есть у неё аргумент всегда: А ты в своём Инстаграме, там всё время сидишь…

Анастасия Клименко:

Подростковый период, кажется.

Ксения Безуглова:

Да, я говорю: «Таюш, ты знаешь, Инстаграм - это как бы та часть жизни, которая очень многое даёт мне, но она не только мне даже даёт, она даёт ещё многим людям». Поэтому я ей показываю те письма благодарственные, которые приходят сотнями каждый день. Ну я ей показываю: Таюш, смотри, вот видишь, что написала девочка, вот видишь, написала мама там. А вот видишь… А вот этим просто мой Инстаграм спас жизнь. И она читает и говорит: «О, ничего себе, вот это да!» То есть, я ей даю понять, что это не просто там красоваться, выкладывать свои классные селфи, это социальная ответственность. К сожалению, этого не понимают молодые блогеры, влогеры и вообще, в принципе, даже многие «звезды» этого не понимают. Пишут, они считают, это моё – я пишу здесь что хочу. И не понимают, что за каждое слово мы несём ответственность, что каждое слово формирует информационное поле, и мы за это несём ответственность большую. Мы за это несём каждый раз, ну какое-то либо наказание по информационной волне, либо какие-то плюсы – минусы. Я же предпочитаю и выбираю видеть, как люди меняются в лучшую сторону, я люблю видеть, как меняются их глаза, как меняются их жизни. Я люблю видеть их успешные истории после того, как они соприкоснулись с частью меня в моём Инстаграме. Мой Инстаграм – это вообще, ну то есть, это не то, чтобы я вся есть вот такая. Во-первых, я точно могу сказать, что я не блогер, ну как профессия, как стиль жизни и образ жизни. Не так. То есть мой Инстаграм - это малая часть того, что я есть, то, что я позволяю видеть всем чужим другим людям. Хочу – пощу, не хочу – не пощу. То есть, если Вы знаете, кто такие блогеры, Вы можете знать, что это образ жизни, это начали с поста и закончили. И так целыми днями всё делается ради картинки.

Анастасия Клименко:

На самом деле правда, вот эта градация этого, что кто-то становится зависимым.
Ксения Безуглова:

Да. Всё делается ради картинки. Всё делается только для того, чтобы был постоянный контент, у меня этого нет. Я хочу – делаю, хочу – не делаю. У меня нет настроения, я вообще не беру в руки телефон. У меня там есть тошнота уже от этого всего, что я вижу постоянно, я удаляю приложение, вообще не трогаю, ну абсолютно. И это не на «нервяке». Мне спокойно, ну потому что я не стала популярной с помощью Инстаграм. Понимаете? Я человек, который сделал сначала себя и своё имя и очень много трудился над своими проектами не ради славы. А только потом подключился Инстаграм и он стал как-то вот сопровождать меня. Я понимаю, что это ресурс. Это ресурс, с помощью которого я прикасаюсь к сердцам людей. Для меня это важно. Просто потому, то, что я делаю важно транслировать как можно большим людям. Это действительно помогает, это действительно мотивирует, это помогает людям жить и справляться со своими сложными ситуациями, а сложные ситуации происходят у каждого из нас. Ко мне приходят сотни людей успешных, богатых людей на мои лекции с пустотой в глазах, с опущенными «крыльями» и руками, и спрашивают: «Как так, вот что мне делать дальше? Вот, просто пустота, ничего больше не интересно и не хочу». Вот. И конечно, ну разные истории происходят. Я понимаю, что Инстаграм это неотъемлемая часть меня, все социальные сети. Ну, мы сейчас вот в это время живём. Если у моёй дочки будет большая миссия…

Анастасия Клименко:

Или дело, да?

Ксения Безуглова:

…большие планы на эту жизнь. Ещё ей там было года четыре, она сказала: Я буду благотворительницей. Я говорю: «Доченька, кем ты будешь?» Она говорит: «Я буду благотворительницей, как моя мама». Поэтому, ну если она решит быть благотворительницей, конечно, пусть она ведёт своё видео или там Инстаграм, или видеоблог, пожалуйста, я вообще…

Анастасия Клименко:

Главное, чтобы был смысл, насколько я поняла, да?

Ксения Безуглова:

Да. Я даю детям понять, что во всём должен быть смысл, должна быть цель – большая, великая. Должна быть мечта, которая будет тебя вести по жизни, потому что именно мечта не даёт нам «сдуться», именно мечта в сложной ситуации не дает сломаться и опустить руки. Она заставляет (настоящая искренняя мечта) заставляет нас многое перебарывать в этой жизни. И мои девочки, и я надеюсь, сын в скором времени, они увидят, что действительно, большие цели, большие мечты ведут нас по жизни. Мама не сломалась, потому что мама вот такая, она мечтает всегда о чём-то безумном. Я же им рассказываю обо всём – для чего это делаю, куда мы идём с этим вместе всем. Вот.

Анастасия Клименко:

Вот если про образование всё-таки говорить, то вот как в России с этим? Вот, это всё-таки, дополнительное образование, что вот сейчас Вы заметили, какие есть проекты интересные в сфере образования для детей? И всё-таки, это больше онлайн или офлайн? Вот что такого не было у Вас в детстве, что именно нравится?

Ксения Безуглова:

Ой, блин. Да я смотрю на то, что сейчас есть у наших детей, если честно, я понимаю, что Господи, у них есть всё вообще. Сейчас у каждого из нас… Я даже не хочу говорить только про детей. Почему?

Анастасия Клименко:

Нет, у нас, конечно, тоже есть возможности…

Ксения Безуглова:

Мы, все люди должны образовываться всю свою жизнь, иначе мы вообще…Ну зачем? Мы должны все время расти, развиваться, это же классно чувствовать себя лучше, чем ты был вчера, вот. У наших детей есть сейчас немыслимая скорость движения вперёд. Ну, если мне нужно было чтобы приготовить проект поехать в библиотеку. Ещё чтобы были деньги, потому что нужно было ксерокопировать, чтобы ксерокопировать – нужны деньги, каждый листик там…

Анастасия Клименко:

На самом деле я согласна, вот онлайн библиотеки, это вот одно из пунктов, что немыслимо…

Ксения Безуглова:

Да. Это вообще такая скорость, ты сейчас любой вопрос… Она со мной разговаривает там, сидит мой телефон держит в руках. Ну, что-то я говорю там…

Анастасия Клименко:

Непонятное ей…
Ксения Безуглова:

Да, она такая: Трансформация… Что ты сказала, мам? Я вижу, что уже правой рукой она в яндексе забивает «трансформация», и тут же там уже смотрит, что это значит. Ну, то есть, как вообще? Представляете скорость развития. Она услышала где-то, про какого-то блогера, тут же его записала, пришла домой, прогуглила, просмотрела все его блоги. Ну, прикиньте, а мы что? Мы сидели в институте – первое высшее образование, мы всё ксерокопировали, переписывали вручную. Писали эти самые рефераты или какие-то там доклады свои – вручную. У меня не было компьютера, честно признаюсь, у многих были они же в то время, у меня не было, всё вручную писала. Вот. А сейчас что?

Анастасия Клименко:

Ну вот, всё-таки с современным образованием, вот поменялись ли такие знания, которые нужно получить? То есть от того, что так много информации, может быть, и профессии поменялись?

Ксения Безуглова:

Профессии, конечно поменялись. Все информационно наполнились, да, сильно, мы пришли в век информационных технологий. В связи с этим, конечно, под большим вопросом вообще - нужна ли школа? То есть, я реально задаю этот вопрос себе каждый день – а зачем она нужна?

Анастасия Клименко:

На самом деле – да.

Ксения Безуглова:

Простите, если мой ребёнок при желании (нашем общем) может образовываться гораздо качественнее и быстрее. То есть, всё это образование в 11 лет, может быть вообще так вот ужато, сублимировано и оно, возможно, будет гораздо качественнее. Но вопрос в том, а как получать социальную адаптацию? Потому что, вот честно вам скажу, у меня была колоссальная социальная адаптация в школе, я 2 или 3 раза проходила через бойкот, например.

Анастасия Клименко:

Ну, кстати, вот это правда. Социальная адаптация в современном мире – это социальные навыки…

Ксения Безуглова:

Социально-адаптированным человеком надо быть. Меня вот когда спрашивают: почему ты такая гибкая, такая коммуникабельная, такая вот ну, то есть вот такая? Я говорю: Слушай, да потому что… Ну как я научилась принимать? Потому что первый мой бойкот был там, в 4 классе что ли. Когда у нас первую иномарку родители купили – весь класс мне бойкот объявил. Понимаете?! То есть я научилась через такие вещи проходить. Ну, к 11 классу у нас была полнейшая любовь и гармония в классе, то есть мы через многое прошли. Я в институт уже пошла зрелым человеком, я знала, как с людьми себя вести, чтобы не произошла боль у меня или у него, я уже была гибкой, понимающей, разносторонней. Вот. Это важно. В школе, наверное, важно это всё-таки проходить.

Анастасия Клименко:

На самом деле это очень важно, ведь многие дети так и остаются какими-то такими – не социально открытыми. Можно ли этому как-то научиться?

Ксения Безуглова:

Можно. Я вижу, как учится дочка. Мы не ходили в сад, и она в школе проходит разные этапы, она учится быть разной. Вижу, как она меняется, что-то из себя строит, кого-то строит где-то в классе тоже. Где-то дерётся, где-то ещё что-то – она учится, я понимаю.

Анастасия Клименко:

Удивительно, так характер, да, формируется, открывается…

Ксения Безуглова:

Да, именно так…

Анастасия Клименко:

Когда ты, именно с кем-то, а не в каком-то кубе изоляции, да.

Ну, вот именно там она и формируется как личность, поэтому я спокойно на это смотрю. Когда мне пишут в WhatsApp девчонки-одноклассницы, в смысле мамы одноклассниц: «твоя Тая сегодня ТАКОЕ сказала». Я так зажмуриваюсь, потом так смотрю, думаю: «Ай, нормально». Как бы ну, а что делать…(смеётся)

Анастасия Клименко:

У нас, к сожалению, время эфира подходит к концу. Поэтому, наверное, последний вопрос или может быть Вы могли дать совет? Вот главный Ваш, современным родителям.

Ксения Безуглова:

Главный совет? Ой, главный совет – не зажимать своего ребёнка, не давить его своей любовью, давать свободу в меру. Научить принимать решения самому, дать вот эту вот папку ответственности своему ребёнку, пусть принимает решения. Пока вы рядом, дайте человеку наступить на грабли как следует. Я считаю, что это и есть безусловная любовь, вот это любовь. У нас любить не умеют мамаши, понимаете. Когда мы хотим из ребёнка кого-то построить, кого-то сделать, чему-то научить конкретному, и не принимаем «его Я». Вот. Я считаю, что нам нужно больше всё-таки давать ребёнку наступать на грабли как можно чаще. Пробовать всё, что можно вообще, даже там какие-то радикальные вещи, просто, чтобы потом в жизни легче жилось.

Анастасия Клименко:

Да. Просто быть рядом, когда…

Ксения Безуглова:

Просто быть рядом, да. И если, что локоть свой подставлять и просто чаще напоминать – я рядом, ничего не бойся. Вот они все могут про тебя говорить что угодно, а я всегда с тобой рядом, кем бы ты ни был.

Анастасия Клименко:

Спасибо большое, Ксения. Спасибо, всем, кто нас слушал, смотрел. До новых встреч. 

Ксения Безуглова:

Спасибо. До свидания.