{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Михаил Гуревич управляющий партнёр FISHKI.NET 16 января 2018г.
Монетизация развлекательных проектов
Чем живут развлекательные проекты, и как они зарабатывают

Дмитрий Главацкий:

Добрый вечер, уважаемые наши радиослушатели и радиозрители, первый раз в новом году программа «3600 секунд» в эфире радио Mediametrics. Я с Вами, Дмитрий Главацкий, как обычно, лучший погодный сайт gismeteo.ru. И и сегодня мы продолжаем по традиции уже звучащую тему интернет бизнеса, интернет проектов. И поскольку от праздников, возможно, ещё не все отошли до конца, то сегодня у нас тема более развлекательная, чем всегда. И в студии гость, Михаил Гуревич.

Михаил Гуревич:

Добрый вечер!

Дмитрий Главацкий:

Управляющий партнёр портала FISHKI.NET. И поговорим мы с ним по возможности про чуть более серьёзные темы, чем контент портала FISHKI.NET. 

Михаил Гуревич:

А местами у нас, кстати, очень серьёзный контент, я хочу сказать, что, обращая внимание на тот контент, который выдают ведущие деловые порталы, например, Lenta.ru, я думаю, что мы уже тянем на финансовые СМИ. Вполне. 

Дмитрий Главацкий:

В некоторых смыслах, да. 

Михаил Гуревич:

А что! 

Дмитрий Главацкий:

А мы поговорим, как водится у нас, про монетизацию, про бизнес. Поскольку сам по себе развлекательный портал не живёт, естественно, это всё деньги, это всё, как минимум, самоокупаемость, но, как и желательно, и прибыль. Фишки прибыльные, Миша?

Михаил Гуревич:

Да. 

Дмитрий Главацкий:

Давно?

Михаил Гуревич:

Ну как раз примерно, когда я ими крайний раз занялся. Я говорю крайний, потому что это несколько раз. 

Дмитрий Главацкий:

Это сколько лет назад?

Михаил Гуревич:

Года 2,5-3. 

Дмитрий Главацкий:

Около трёх лет, я помню, тогда как раз Фишки начали процесс очередной смены парадигмы. 

Михаил Гуревич:

Всего. 

Дмитрий Главацкий:

Да, начиная от дизайна и заканчивая концепцией. 

Михаил Гуревич:

Концепцией, контентом, командой, практически, все. 

Дмитрий Главацкий:

Это какая версия Фишек уже?

Михаил Гуревич:

Слушай, Фишки появились в 2004-м году, это один из старейших развлекательных, скажем так, это даже не портал, мы все думаем, как это назвать. Можно, наверное, попробовать такое информационно-развлекательная сообщество. 

Дмитрий Главацкий:

Да, потому что портал просто ближе всего по старой памяти, раньше всё называлось порталом, на чем больше одной темы. 

Михаил Гуревич:

Портал в будущее, неизвестность. 

Дмитрий Главацкий:

Скорее, сообщество, это действительно, поскольку UGC царствует, форумы и прочее общение, комментарии и так далее. 

Михаил Гуревич:

Достаточно большое количество и постов, и комментариев. 

Дмитрий Главацкий:

Поэтому, скорее, сообщество. Вот как раз про контент для начала хотелось бы, поскольку, как я понимаю, подобного рода проекты, их монетизация целиком прицеплена и привязана к контенту. 

Михаил Гуревич:

Ты знаешь, в мире или в России?

Дмитрий Главацкий:

В России. 

Михаил Гуревич:

В России пока да. Хотя, есть всякого рода задумки и пробы, когда, например, монетизация происходит в дополнение к рекламе, в дополнение к контенту, монетизация происходит посредством всякого рода магазинов, всякого рода товаров.

Дмитрий Главацкий:

Я понимаю, о чем ты.

Михаил Гуревич:

И это действительно, такое, на западе это уже сегодня, у нас это будущее. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, как обычно, мы на несколько лет отстаем, ну, ничего страшного, мы смотрим, как они, они тестируют свои предположения. 

Михаил Гуревич:

Ты знаешь, в некоторых моментах мы же опережаем их. 

Дмитрий Главацкий:

Да, безусловно.

Михаил Гуревич:

Если говорить о контенте о медиа, то отрасль интернет СМИ в России возникла раньше, чем она появилась на Западе. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, да, те самые конвергентные медиа пошли отсюда. 

Михаил Гуревич:

Потому что на Западе обычно было, когда я создавал utro.ru, в РБК мы делали разные проекты, на западе были онлайн представительства, там The Wall Street Journal, Los Angeles Times и т.д. А у нас были настоящие медиа, которые из интернета некоторые вышли даже в офлайн, например, тот же РБК. 

Дмитрий Главацкий:

На некоторое время. 

Михаил Гуревич:

Ну, РБК продолжает находиться в офлайне. 

Дмитрий Главацкий:

РБК пока продолжает, в том числе, быть в офлайне. Хорошо, так вот о контенте, к которому пока в большой степени привязана монетизация и успех проекта. Тот поворот, который произошёл в последние три года или четыре года назад, в концепции, я всё думаю, портал, сообщество, хорошо, в концепции сайта, в концепции наполнения.

Михаил Гуревич:

В концепции фишек.

Дмитрий Главацкий:

В концепции наполнения их контентом, как он повлиял на монетизацию. Потому что Вы зарабатываете давно и неплохо, насколько я знаю. 

Михаил Гуревич:

Он повлиял в ту сторону, что мы теперь можем использовать контент, который создаёт редакция, а не только пользователи для продвижения этого контента за пределами Фишек. 

Дмитрий Главацкий:

Раньше этого не было. 

Михаил Гуревич:

Дело в том, это, во-первых, раньше не было таких возможностей, потому, как PostWeb, это тоже тренд последних лет всё-таки, то есть в Facebook, Яндекс.Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, нотификация, то есть это некий такой, достаточно свежий тренд. Где, безусловно, авторское право имеет важнейшее значение, а отвечать за пользовательский контент, насколько он аутентичен, я не могу. 

Дмитрий Главацкий:

Логично, безусловно. 

Михаил Гуревич:

В связи с этим нам пришлось создавать собственную удалённую редакцию. Надо сказать, что в Москве, правда, начиная с сентября прошлого года, уже есть три человека в Москве, до этого не было ни одного, а так у нас широчайшая география. 

Дмитрий Главацкий:

А сколько людей этим заняты?

Михаил Гуревич:

В общей сложности порядка 20, 30 человек всего вообще сложности. 

Дмитрий Главацкий:

Они пишут контент, редактируют?

Михаил Гуревич:

Включая программистов, включая модераторов, дизайнеров, всякого рода менеджеров, которые занимаются монетизацией, не включая сейлзов, это у нас есть отдельное агентство, с которым мы работаем, собственно говоря, они нас монетизируют продажами. 

Дмитрий Главацкий:

Как я понимаю, стратегия монетизации проекта делится на несколько более-менее связанных, пересекающихся, но не сильно, между собой направлений. Во-первых, это собственно рекламная модель. 

Михаил Гуревич:

Тоже ее две, потому что есть программатика, то есть есть контекст, которой, собственно, занимается редакция. То есть представители редакции, потому что мы каждый раз это всё меняем места, настраиваем, пытаемся. 

Дмитрий Главацкий:

Имеется в виду блоки контекстной рекламы. 

Михаил Гуревич:

Да, блоки контекстной рекламы. Это с одной стороны. С другой стороны, это, например, монетизация того же Facebook, это Instant article, которые весьма заметная доля в наших доходах. Этим тоже занимается редакция, потому как это очень связано с тем, сколько фотографий в материале, какое количество текстов, то есть там очень много таких, связующих моментов, поэтому сторонние компании не могут этим заниматься. Этим всем занимается редакция. Сейлзы занимаются двумя направлениями. Первое - баннеры, банальная медийка, что называется, и нативная реклама, которая, безусловно, растёт и является таким нашим светлым будущим. То есть нативных проектов у нас всё больше и больше, до лидеров рынка, наверное, нам в этом отношении ещё пахать и пахать. Я слышал там цифры про 250 спецпроектов, то есть 250 нативных больших проектов. 

Дмитрий Главацкий:

Именно проектов, не материалов. 

Михаил Гуревич:

Да, материалы, понятное дело, что это не такие цифры, а вот именно как проекты. Тут есть нам, куда стремиться. Если судить по материалам, то нет, мы тут впереди планеты всей. Нативной рекламой тоже занимаются продажники, правда, в такой, жёсткой сцепке с редакцией, потому что это креатив. 

Дмитрий Главацкий:

Давай для начала про нативную рекламу, потому что это сейчас в тренде более-менее, и всех интересует, как же ее сделать максимально эффективной. Вот как Вы нащупали тот. 

Михаил Гуревич:

Мы ее щупаем. 

Дмитрий Главацкий:

Вы еще нащупываете баланс.

Михаил Гуревич:

Да, мы постоянно продолжаем нащупывать. Ты знаешь, я занимался много лет медиа в чистом виде. Что такое нативная реклама? Когда-то, в давние времена мы её называли джинса. Ты знаешь, чем отличалась джинса от честного материала? 

Дмитрий Главацкий:

Отсутствием упоминания того, что это реклама. 

Михаил Гуревич:

Нет, она была куда более обычно выверена, там каждое слово было проверено, там не было никаких допущений, на любое какое-то мнение нужно было обязательно мнение ньюсмейкера, и материалы, документы, и так далее, тому подобное. 

Дмитрий Главацкий:

Более тщательно подготовленная. 

Михаил Гуревич:

Конечно, потому что так пишут журналисты сейчас, ну и пишут, что в голову взбрело. Нет, конечно, он тоже доказывает, но тут уровень доказательств, скажем так, в те годы в онлайн прессе были существенно менее значимы. Так вот, с одной стороны, это нативка. Она должна подходить сайту, подходить пользователю, то есть пользователь не должен чувствовать неудобства. А у нас пользователь очень чувствительный. 

Дмитрий Главацкий:

Вот мы прямо сразу о главном, мне кажется, заговорили. Когда говорят про нативку, обычно имеют в виду что? Ну, там качественная подача материала, хорошие фотографии, медиа хорошие. 

Михаил Гуревич:

Я не понимаю, что такое качественный, вот есть, например, сайт Басфит, один из лидеров такой нашего рынка, с одной стороны. С другой стороны, есть Reddit, не менее важный. Как там с качественной подачей, как там с новым, инновационным дизайном. Что там происходит вот со всеми этими передовыми возможностями UX и тому подобных. 

Дмитрий Главацкий:

Никто о них не задумывается. 

Михаил Гуревич:

Вообще, в принципе. Поэтому, когда я говорю о том, что это должно быть естественно для сайта, естественно для пользователей, иногда это должно быть достаточно балаганисто, иногда это должно быть достаточно безапелляционно, иногда это должно быть достаточно провокационно. 

Дмитрий Главацкий:

А вот эта смелость в подаче иногда, без которой нативка не будет нативкой, она не будет иметь отклик, она как воспринимается рекламодателем?

Михаил Гуревич:

Понимаешь, рекламодателей обычно двое, их, мы с Тамарой ходим парой. Там есть агенство иногда и рекламодатель. Вот рекламодателя можно убедить, сложнее убедить агенство. 

Дмитрий Главацкий:

Даже так. 

Михаил Гуревич:

Конечно, потому что агентство, оно куда более, им же и дальше работать с ними, это же если сейчас вот эти ребятки убедят клиента на такую провокацию, нам же потом разгребать, если что. И они же захотят и дальше развлекаться, нам ещё придется о таком креативе просить других, а не все на это готовы. Так что здесь сложно, иногда рекламодатель... с одним автомобильным брендом буквально недавно была история. Когда у нас вышел абсолютно честный пользовательский материал в рамках проекта. То есть мы просто тегировали всё, что идёт по тегу, связанное с авто, мы тегировали, и поэтому это, с одной стороны, был пользовательский материал, а с другой стороны, материал, который был засвечен в проекте. Значит, агентство стало требовать, конечно, чтобы мы этот материал убрали из этого спецпроекта и так далее. А там были прекрасные комментарии, потому что сам материала был про этот автобренд не совсем позитивный, но в комментариях люди говорили: ну, что Вы чушь пишете, да классная машина, там есть какие-то плюсы, мы пользуемся так, сяк, третье, десятое. То есть, на самом деле, комментарии, они были правильные и в целом вот этот блог, где негатив, вроде бы, в подачи, но абсолютно такая волна честного, пользовательского позитива в комментариях. Мы убедили рекламодателя прямого, что это то, что нужно. С агентством мы сейчас вроде разгреблись, но там большие проблемы. 

Дмитрий Главацкий:

То есть это такая, совершенно вывернутая наружу коммуникация. 

Михаил Гуревич:

Абсолютно.

Дмитрий Главацкий:

Наоборот, наизнанку. В материале, вроде как, товар или бренд ругается. 

Михаил Гуревич:

Ты знаешь, у нас, вообще, комментарии, это очень важно. 

Дмитрий Главацкий:

Комментарии, это вообще, абсолютно, да. 

Михаил Гуревич:

Мой любимый пример всегда, как-то был материал, там 10 олдскульных heavy-metall групп. Ну, сколько, как можно добрать, один редактор, он 10 правильных, которые будут устраивать всех, не найдёт, но зато в комментариях, которых там было тысячи полторы, там были из YouTube такие интересные инклюды, такие группы, и там, действительно, какие-то вещи. 

Дмитрий Главацкий:

То есть часами можно изучать. 

Михаил Гуревич:

Абсолютно. 

Дмитрий Главацкий:

Энциклопедию написать. 

Михаил Гуревич:

Да, действительно, в комментарии или там, например, мы даём реакцию соц. сетей, причём мы же в данном случае, мы не позитивщики, мы реалисты. 

Дмитрий Главацкий:

Ну да, Фишки никогда позитивными не были.

Михаил Гуревич:

Нет, мы позитивны, то есть у нас очень много позитива. 

Дмитрий Главацкий:

За позитивом не гнались. 

Михаил Гуревич:

Мы говорим, что жизнь, она не состоит только из. 

Дмитрий Главацкий:

Да, многогранная. 

Михаил Гуревич:

То есть она многогранна и надо искать интересности не только в позитиве, а в реальности. Поэтому, например, если происходит что-то в политической жизни нашей страны, то мы даём, зачастую, реакцию соцсетей. Улюкаева взяли, конечно, реакция соцсетей. И мы там что-то нашли быстро, выставили инклюды из Твиттера, Инстаграма, не знаю, Facebook, а дальше пользователи... 

Дмитрий Главацкий:

А дальше оно само пошло наполняться. 

Михаил Гуревич:

Да, и пользователи в комментариях, они добавляют такое количество, что это куда интереснее читать. 

Дмитрий Главацкий:

А Вы модерите комментарии, чтобы там не особо сильно матерились. 

Михаил Гуревич:

Да, конечно, есть несколько стадий комментариев, то есть, с одной стороны, там, например, видео может выставить человек, у которого есть определённый уровень кармы. Ну, потому что иначе люди начинают монетизировать собственные YouTube каналы, это невозможно. То есть не по теме поста идёт просто какое-то видео, приходится с этим каким-то образом бороться. То есть мы с этим боремся путём алгоритмов выставления необходимого уровня кармы. 

Дмитрий Главацкий:

Социальный капитал, который Вы используете, как регулятор. 

Михаил Гуревич:

После которой человек может выставлять, это во-первых. Во-вторых, мы можем в разных материалах, в разных постах варьировать, здесь можно видео, здесь нельзя видео, то, се, третье, десятое. Можно забанить человека на час, сутки, неделю, стереть комментарий и так далее. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, это само собой, это важно. 

Михаил Гуревич:

Опять же, тут же первая проблема видео, вторая проблема, сейчас чуть меньше, на последние годы, конечно, была серьёзная проблема Украины. Причём, ты не представляешь, как она проявлялась. То есть мы можем там написать 10 IT изобретений Прибалтики, и тебе даже страшно представить, что там будет происходить в комментариях. 

Дмитрий Главацкий:

Про Украину сразу придут разговаривать. 

Михаил Гуревич:

Да, там будут и про (пип)балты и, конечно, Украина. Дело в том, что на Фишках изначально была достаточно большая украинская аудитория. И мы, как могли, старались как-то её удержать, очень сложно. То есть с 20 % украинцев мы спустились до 13, но всё равно 13 % у нас есть, это существенно больше, чем на многих других медиа сайтах. 

Дмитрий Главацкий:

Да это серьёзный показатель. 

Михаил Гуревич:

Очень сложно, мы антифишки, всё это засунули, всю политику, потом перестали выводить на главную, то есть как-то отделили. Потому что там такая бойня, есть такие загончики, где эта бойня продолжается и с этим ничего не поделать. Это вот комментарии, второй момент. Третий момент, это любовь любого пользователя, в данном случае это не российская особенность, в каком-то было это юмористической программе, когда говорят: вот, Бондарчук 30 млн $ потратил на этот фильм, снимал год, страдал, что-то вынашивал, а я пришёл и написал «всё говно». Вот с этим «всё говно» надо тоже каким-то образом бороться, потому что если мы хотим, чтобы контент в комментариях был интересен, то, соответственно, это тоже надо как-то. 

Дмитрий Главацкий:

Он должен быть конструктивен. 

Михаил Гуревич:

Да. С этим надо как-то бороться. Ещё там момент, когда мы меняем дизайн время от времени. Какой пользователь любит новый дизайн. Я пока таких не встречал, то есть которые любят, они молчат. 

Дмитрий Главацкий:

Обычно молчат. 

Михаил Гуревич:

А те, кто не любит. 

Дмитрий Главацкий:

Высказываются. 

Михаил Гуревич:

Да они высказываются. Поэтому тут тоже проблема, когда вдруг обсуждение уходит в сторону и начинает обсуждаться не контент, а дизайн. 

Дмитрий Главацкий:

Но на этом тоже можно хайпануть, как сейчас говорят. 

Михаил Гуревич:

Да, на этом мы отдельно хайпуем. 

Дмитрий Главацкий:

Само собой, ещё бы. 

Михаил Гуревич:

Конечно. Так что, да, тут такие вещи, мы каким-то образом стараемся...

Дмитрий Главацкий:

Понятно, то есть нативки у Вас прямо конкретно, Вы в тренде тоже, фигачите это все.

Михаил Гуревич:

Да, направление, причём и видео пытаемся, и запустили очень интересный проект «Просто о сложном». Когда просто приходят математики, ребята, которые занимаются медициной, вот риэлтор был, причём, не рекламный, а действительно, реальный риэлтор, который рассказывает, какие есть проблемы. У нас есть большая группа в Facebook, одна из самых больших, там 3,5 млн, главное, что из них около 1,7 млн россиян. То есть по российским пользователям мы в Facebook входим в 4 группы, кажется, самых больших. Соответственно, мы вставляем сразу в Google, на Youtube, на сайт и Facebook, идёт часовой эфир, где люди задают вопросы, специалисты отвечают. И это, в принципе, тоже может быть нативка. Мы пока там обсуждаем. 

Дмитрий Главацкий:

То есть пока Вы это не продаёте. 

Михаил Гуревич:

Нет, мы это предлагаем, мы пока предлагаем, но пока, так как мы только это начинаем, это дорогой достаточно продукт, и здесь сложность. Но уже есть интерес, я думаю, он будет. Причем, тут же фишка, мы не СМИ. 

Дмитрий Главацкий:

То есть у Вас нет удостоверения СМИ. 

Михаил Гуревич:

Нет удостоверения СМИ, поэтому, с одной стороны, я по старой медийной памяти стараюсь помечать, что это партнерские проекты, реклама или партнёрские проекты. Опять же, и для пользователей. Потому, что когда пользователи приходят и говорят, да это же голимая реклама, ты лучше, когда написано «реклама», тогда её можно просто. 

Дмитрий Главацкий:

А у Вас везде написано. 

Михаил Гуревич:

У нас или партнерский проект, мы стараемся, намекается, да. 

Дмитрий Главацкий:

Понятно, хорошо, с накидкой понятно, баннерное размещение сейчас как, нормально?

Михаил Гуревич:

Нормально, сейчас, подожди, мы в январе выдыхаем, потому что всё было хорошо очень в декабре и ноябре. Я могу рассказать, во-первых, как у любой семьи с точки зрения медийки, половина доходов приходится на последний квартал. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, естественно.

Михаил Гуревич:

Я могу сказать так, я вообще человек, который не очень любит рекламу. Так получилось. Но я должен признаться, что сайт FISHKI.NET без брендинга выглядит беднее, чем с брендингом. 

Дмитрий Главацкий:

Так часто бывает. 

Михаил Гуревич:

Менее красиво, я в какой-то момент стал рекламщикам, долго с ними боролся по этому поводу, потом говорю: ребята, должен Вам сказать, что давайте-ка брендинг чтобы был, как-то без него. 

Дмитрий Главацкий:

Нет, всё правильно, так лучше продаётся. Когда сайт лучше выглядит. 

Михаил Гуревич:

Он воспринимается как-то красивше. 

Дмитрий Главацкий:

Ну да, это и хорошо. 

Михаил Гуревич:

Так что, нет, хорошо у нас брендинг идёт, это такое сквозное размещение. 

Дмитрий Главацкий:

Я видел, довольно неплохо, действительно. 

Михаил Гуревич:

Идут всякого рода, опять же, реклама, видео реклама и так далее. 

Дмитрий Главацкий:

Доля доходов от медийных размещений как сейчас по сравнению с три года назад?

Михаил Гуревич:

Ты знаешь, тут есть два момента. Первый момент, конечно, PostWeb рулит, и у нас очень-очень здорово рос в минувшем году Facebook. 

Дмитрий Главацкий:

Вот про него тоже чуть позже поговорим. 

Михаил Гуревич:

Да, он очень здорово рос, поэтому он, конечно, отжирает. Второй момент, это мобилизация. Соответственно, в мобильном мы тоже, у нас есть там некий брендинг, но это, конечно, выглядит не так, по сути, это такой баннер вверху, но мы там придумываем нечто. 

Дмитрий Главацкий:

Ну да, сейчас сложно. 

Михаил Гуревич:

Ну да, мы там нечто придумываем, чтобы он ещё проявлялся, но, в любом случае, это не совсем брендинг. При этом, конечно, он присутствует. И, конечно, нативка, это тоже отжирает, то есть вот нативка, Facebook и мобилизация отжирают у обычной медийки. 

Дмитрий Главацкий:

То есть медийка отдаёт сейчас долю свою. Вот с PostWeb интересно, это, на самом деле, тоже один из трендов, который слегка уже, насколько я понимаю, в основном, сходит, не сходит на нет, вернее, а менее динамично растут. 

Михаил Гуревич:

Ты знаешь, наоборот, мне кажется. 

Дмитрий Главацкий:

У Вас больше. 

Михаил Гуревич:

Да, наоборот, более того, я тебе скажу, что ВКонтакте не работает в режиме PostWeba и ещё всё впереди. Telegram вообще. 

Дмитрий Главацкий:

Не работает, в смысле пока не набрал обороты. Ты это имеешь в виду? 

Михаил Гуревич:

Ты не можешь разместить материал там и там монетизировать. То есть там есть некие такие подходы, но оно как-то пока, в общем, этого нет или мы не чувствуем на себе, возможно, мы не так активны ВКонтакте, в этом году постараемся. Дзен только в прошлом году появился. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, Дзен только стартовал, да. 

Михаил Гуревич:

Да, и поэтому там тоже только растёт это, и я очень надеюсь, это интересный формат, мне и ребята нравятся, которые это делают, и сам формат интересен. Соответственно, мы надеемся на рост доходов на платформе, не только там трафик оттуда, а рост доходов на платформе. 

Дмитрий Главацкий:

Там есть возможность монетизации прямо внутри, я знаю. 

Михаил Гуревич:

Да, соответственно, Telegram рано или поздно всё равно. 

Дмитрий Главацкий:

А у Вас есть Telegram?

Михаил Гуревич:

У нас есть несколько Telegram проектов, причём они разные, то есть, с одной стороны, мне очень нравится Telegram, как место для всякого рода товарных групп. Мы сейчас там всяческие начали буквально в декабре развивать, я очень надеюсь, что за первое полугодие мы достигнем необходимых мне цифр. 

Дмитрий Главацкий:

Какие-то брендовые группы у Вас там идут?

Михаил Гуревич:

Нет, там группы, в основном, с товарами с Aliexpress. Безумно интересно. 

Дмитрий Главацкий:

То есть они как-то тематически обособленны. 

Михаил Гуревич:

Да, для женщин, для мужчин, в общих группах. 

Дмитрий Главацкий:

Вертикали. 

Михаил Гуревич:

Да, вертикали, мы сейчас добавим ещё, но вот в этом отношении прямо мне Telegram безумно нравится. 

Дмитрий Главацкий:

А у Вас эти каналы как-то с основным брендом Фишки связаны? 

Михаил Гуревич:

90 % да, там написано, а некоторые нет. 

Дмитрий Главацкий:

Прикольно. 

Михаил Гуревич:

Опять же, смотрим, что лучше, как лучше. 

Дмитрий Главацкий:

Отлично. 

Михаил Гуревич:

Но мне вот, например, с точки зрения товарного направления, мне очень Telegram кажется перспективным. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, там коммуникация такая. 

Михаил Гуревич:

Ребята из Лайфхакера, кстати, очень хорошо в этом направлении работают, я уверен, что если с ними поговорить, с Пономарёвым, то он расскажет.

Дмитрий Главацкий:

Кстати хорошая мысль, надо будет пригласить. 

Михаил Гуревич:

Очень интересные моменты, он молодец в этом отношении. То есть здесь у нас есть, за кем следовать. 

Дмитрий Главацкий:

Как Facebook в этом смысле?

Михаил Гуревич:

Facebook, он самый крутой. 

Дмитрий Главацкий:

Как Вы там, я говорил про Instant Stories, что Вы там делаете?

Михаил Гуревич:

Мы размещаем большую часть материалов в Facebook, они остаются там, соответственно, там монетизируются. 

Дмитрий Главацкий:

Понятно. 

Михаил Гуревич:

Это очень хорошие цифры, и они растущие, прямо это круто. 

Дмитрий Главацкий:

Но там же одно монетизируются по другой модели. 

Михаил Гуревич:

Программатика. 

Дмитрий Главацкий:

Да. 

Михаил Гуревич:

Да, но другое дело, что тут же есть какой прикол, скажем так. Стоимость CPM на РБК, допустим 20$. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, условно. 

Михаил Гуревич:

CPM на Фишках 1,5$, допустим. А когда мы находимся в Instant articles на Facebook, разница, конечно, между РБК и Фишками есть, но не такая серьёзная. Потому что с точки зрения потребителя, он находится на Facebook.

Дмитрий Главацкий:

Ну да естественно. 

Михаил Гуревич:

И получается стоимость Facebook, и получается, что моя аудитория становится намного дороже там. 

Дмитрий Главацкий:

Ну да, действительно, интересная история. 

Михаил Гуревич:

И здорово, почему нет. 

Дмитрий Главацкий:

Прикольно, интересный подход. То есть понятно, что он не новый, но он здесь тоже работает. 

Михаил Гуревич:

Ровно то же самое может произойти и у Яндекс Дзена. То же самое могло бы у ВКонтакте произойти, если бы они занимались делом, а не вот этой барахолкой, которую они там делают с продажей в рекламных сообществах. 

Дмитрий Главацкий:

Но оставим в покое тёмное настоящее ВКонтакте, возможно, они ещё одумаются. 

Михаил Гуревич:

Возможно. 

Дмитрий Главацкий:

Хорошо, какие-то ещё были у нас с тобой. 

Михаил Гуревич:

Я вот, знаешь, как хотел, вначале думал, ты скажешь: а как сделать развлекательное СМИ, ещё что-то. 

Дмитрий Главацкий:

Это я хотел на конец. 

Михаил Гуревич:

На конец, хорошо, тогда я помолчу, давай другое что-нибудь спрашивай. 

Дмитрий Главацкий:

Что-то мы ещё собирались только что, о чем-то ещё собирались поговорить. 

Михаил Гуревич:

Слушай, не знаю, про контекст говорить достаточно бессмысленно. 

Дмитрий Главацкий:

Протконтекст, он банальный.

Михаил Гуревич:

С одной стороны, банальный, с другой стороны, конечно, это огромная работа, потому что есть куча компаний, которые тебе предлагают улучшить контекст, оптимизировать контекст. Я хочу сказать так, конечно, к их помощи прибегать надо, но лучше, чем Ваши собственные люди, которые сидят и чувствуют, где какие материалы выходят, где как надо правильно размещать, никто этого не сделает. 

Дмитрий Главацкий:

Это да, это уже несколько раз эта тема поднималась, я так чувствую, что это правильный подход, когда. 

Михаил Гуревич:

Нет, я могу сказать, у нас есть внешний подрядчик, и мы каждый раз, у меня происходит некая такая внутренняя конкуренция, на самом деле, потому что наши ребята, которые, у меня там Андрей Свинухов этим занимается, он конкурирует с ребятами. Потому что он, например, Яндекс он занимается, Google частично он, частично мы отдали тоже коллегам, которых мы понимаем на аутсорс. 

Дмитрий Главацкий:

Но они канат не притягивают как это сказать. 

Михаил Гуревич:

А как они могут перетянуть канат, они пытаются лучше монетизировать, и мы пытаемся лучше монетизировать. Но зато мы видим, на этом месте с таким подходом получается так, вот с таким подходом получается этак, давайте сравним. Тогда и мы есть, что показать, сказать: ребята, смотрите мы здесь лучше монетизируем, попробуйте ещё, и мы видим, ух ты, они здесь как рвут. 

Дмитрий Главацкий:

Ты говоришь, они Google занимаются и те, и те, просто странно получается, один человек, то есть два человека с двух разных сторон настраивают один и тот же инструмент. 

Михаил Гуревич:

Ну, это не один и тот же, там же матрёшки постоянно стоят. Там же ещё стоят матрёшки, которые показывают, что на этом месте лучше монетизируется. 

Дмитрий Главацкий:

То есть Вы не привязываете контекстного поставщика к конкретному месту. 

Михаил Гуревич:

Нет, там сложнее всё. 

Дмитрий Главацкий:

Ну понятно, как у многих. 

Михаил Гуревич:

Нет, зачастую, мы видим, что, да, здесь вот это будет лучше, тогда мы их ставим в жёсткий приоритет, но всё равно никогда один источник не монетизирует тебе одно место на 100%. 

Дмитрий Главацкий:

Но это понятно. 

Михаил Гуревич:

Поэтому матрёшка всегда возникает. Где-то матрёшки конкурентны, где-то матрёшки жёстки. 

Дмитрий Главацкий:

Ладно, всё равно я не очень понимаю, как это у Вас устроено, что с двух сторон управляется. 

Михаил Гуревич:

Потому что это должно работать, настраиваться изнутри компании, но ориентир на какой-то кусочек объёма, ориентир всегда можно иметь. Как, например, все занимаются, так или иначе, SEO. То есть, с одной стороны, ты и сам должен, а с другой стороны, тебе кто-то может аудит делать, советовать и т.д. 

Дмитрий Главацкий:

Я знаю часто, скажем так, более стратегическими настройками, если можно так выразиться, занимается in-house, а всю техническую работу отдают на аутсорс, это нормально. 

Михаил Гуревич:

Да, плюс они какие-то дают рекомендации, что тоже правильно. 

Дмитрий Главацкий:

Всё равно взгляд снаружи, он более. 

Михаил Гуревич:

Вот SMM, например, я так и не нашёл, кто может мне заняться со стороны, не бывает, мне кажется. 

Дмитрий Главацкий:

А Вам прямо необходимо, ты считаешь?

Михаил Гуревич:

Конечно, для нас SMM, это очень важно, слушай, мы в Facebook очень сильны и для нас такая, очень мощная тема. 

Дмитрий Главацкий:

У Вас четвёртое сообщество в русскоязычном Facebook, мне кажется, что SMM.

В ВКонтакте? 

Дмитрий Главацкий:

Это уже не SMM, а ВКонтактМ какой-то. 

Михаил Гуревич:

Да, но ВКонтакте же тоже надо как-то развиваться, а там у нас, например, не так получается. 

Дмитрий Главацкий:

А нет смысла человека просто какого-нибудь продвинутого посадить, чтобы он просто это изучал. 

Михаил Гуревич:

Есть проблемы с SMM-щиками, я её как-то для себя так. 

Дмитрий Главацкий:

Они всегда на алгебре. 

Михаил Гуревич:

Они всегда на аутсорсе. То есть у него есть, у любого SMM-щика есть альтернатива. Например, получить 10 заказчиков по 10.000 руб., не выходить из дома, вообще ничерта не делать, на каждого заказчика делать полтора поста в день. 

Дмитрий Главацкий:

Понятно, как поёт Щербаков, пускай немного, но на пиво хватит. 

Михаил Гуревич:

Да, ну, 15.000 допустим, опять же, их 10, 150.000, а что. 

Дмитрий Главацкий:

Вообще, шикарно. 

Михаил Гуревич:

Больше 150, честно, я, наверное, сегодня ему не заплачу. Но ему уже придётся у меня пахать, я-то у него буду KPI требовать, мне рост нужен и т.д. 

Дмитрий Главацкий:

Я понял, что ты имеешь в виду. Мотивации нет. 

Михаил Гуревич:

Нет, невозможно найти, только in-house, пытаемся как-то. 

Дмитрий Главацкий:

А in-haus не получается найти мотивированного человека. 

Михаил Гуревич:

А знаешь, какая проблема, если ты не сидишь где-то, то ты никогда не сможешь ничем заниматься. Так как мы в Facebook сидим, у нас всё получается, в Telegram сидим, у нас получается, ВКонтакте мы не сидим. 

Дмитрий Главацкий:

ВКонтакте школота, опыта у них нет, значит и желания тоже, понятно, интересно. Но это вот, кстати, к слушателям, может быть, открытый вопрос, если вдруг есть специалист по ВКонтакту, готовы посотрудничать мы абсолютно. 

Михаил Гуревич:

Вот не посотрудничать, а поработать, потому что посотрудничать, это сегодня где-то в Facebook пошло «мы Вас услышали». 

Дмитрий Главацкий:

Это не сегодня пошло. 

Михаил Гуревич:

Я увидел это сегодня у тебя и ещё у кого-то. Соответственно, посотрудничать, это присерно, как «мы Вас услышали». Вот поработать кто готов, давайте. 

Дмитрий Главацкий:

Посотрудничать вовлечённо и тщательно. 

Михаил Гуревич:

Поработать, просто поработать. А вот «мы Вас услышали», это посотрудничать. 

Дмитрий Главацкий:

Без проблем, товарищи, пожалуйста. Про мобильные у нас возникла и быстро как-то проскочила темка, что у Вас с мобильной монетизацией?  

Михаил Гуревич:

Там на 2 части делятся приложения из мобильной связи, вот мобильное приложение не пошло. 

Дмитрий Главацкий:

Не монетизируются пока. 

Михаил Гуревич:

Вообще. Честно говоря, мы уже год его не обновляем, а то и полтора. 

Дмитрий Главацкий:

А в смысле, Вы им не занимаетесь, можно так сказать. 

Михаил Гуревич:

Мы пробовали заниматься, не шла монетизация. Сейчас снова рассматриваем возможность, надо же всегда чем-то снова заняться. Но при этом у нас есть коллеги, просто не то, что даже мы чуть-чуть, мы рядом совсем находимся, ITNews, они как раз уделяет большое внимание приложению, я смотрю там на цифры, как-то они меня тоже не радуют. Именно по приложению. А мобильный сайт клево идёт. 

Дмитрий Главацкий:

В мобильном сайте хорошо монетизируются вся эта история, то есть эти мобильные баннеры и больше ничего. 

Михаил Гуревич:

Абсолютно, прекрасно монетизируется, то есть там контекст, мобильный баннер. Плюс, опять же, та же нативка, которая в мобильной тоже. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, нативка, она, как говорится, и в Африке нативка. 

Михаил Гуревич:

А какая разница, нужно и прочтение, вовлечение, вовлечённость и реакция, если она происходит на мобильном сайте удобно и хорошо, что плохо?

Дмитрий Главацкий:

Вот интересно, потому что мобильное приложение продвигать можно гораздо более эффективными методами, чем мобильный сайт. 

Михаил Гуревич:

Это правда, только вот как-то пользователь на мобильное приложение забивает. 

Дмитрий Главацкий:

Возможно, это часть тенденции, даже не тренда, а тенденции, более длительного процесса, о котором говорили ещё, дай бог памяти, году в 9-м, в 10-м на всяких РИФах, КИБах. О том, что пользователь очень быстро наигрался в приложения и постепенно начинает откатываться на мобильные сайты. Это про это?

Михаил Гуревич:

Да, тем более, что у меня есть моя любимая, когда говорят: какая у Вас стратегия? Все говорят: какие у Вас планы? Я никогда не забуду лет, наверное, в 9-10-м году Эрик Шмидт, гендиректор Google в тот момент, он сейчас возглавляет совет директоров, тогда он был SEO. И его спросили: какая стратегия у Google? Он сказал: наша стратегия - среднестатистическое подключение, скорость среднестатистического пользователя 50 Мб. Я понимаю эту стратегию. 

Дмитрий Главацкий:

Это мощная стратегия. 

Михаил Гуревич:

Это крутая стратегия, потому что уже отсюда ты можешь понять, мы будем делать приложения, которые будут работать на этой скорости. 

Дмитрий Главацкий:

От этой стратегии всё строится дальше. 

Михаил Гуревич:

Абсолютно. Соответственно, как когда мы говорим о том, что люди пользуются всё чаще мобильным сайтом, это потому, что стратегия Google работает. 

Дмитрий Главацкий:

Кстати, да.

Михаил Гуревич:

Скорость повышается, и вот этого предустановленного, загруженного в кэш уже не надо. И да, на сегодняшний день на большинстве девайсов мобильных, безусловно, ты можешь получить через мобильный сайт куда больше обновлений и возможностей, чем через приложение. 

Дмитрий Главацкий:

Но учитывая развитие мобильного интернет инструментария как такового, да, из приложений всё постепенно выскакивает уже на сайты. 

Михаил Гуревич:

Наверное, конечно, мобильные приложения для банкинга сохраняются. 

Дмитрий Главацкий:

Само собой, сервисные, да. 

Михаил Гуревич:

Закрытые такие вещи, а так, непонятно. 

Дмитрий Главацкий:

То есть Ваше приложение, у него стабильность какая-то сейчас, стагнация. 

Михаил Гуревич:

Нет, скачивают, всё хорошо, но его надо переделывать, перерабатывать, потому что, например, мы за этот год подключили инклюдов, которые в мобильном приложении просто не работают. 

Дмитрий Главацкий:

Инклюды, это что такое? 

Михаил Гуревич:

Для меня эмбит Инстаграм, вот Инстаграм мы подключили не так давно, так получилось, вот фотка с Инстаграма работает, а видео нет, обломись. 

Дмитрий Главацкий:

Прикольно, почему? 

Михаил Гуревич:

Потому что надо каждый раз там настраивать.

Дмитрий Главацкий:

А, технологически не работает, не запускается что ли? 

Михаил Гуревич:

Да, оно картинкой там идет, вот на мобильном сайте всё прекрасно работает, в приложении нет, наша недоработка. 

Дмитрий Главацкий:

Это Ваша или это кривой такой... 

Михаил Гуревич:

Наша недоработка. Мы уволили программиста. 

Дмитрий Главацкий:

Не справился.

Михаил Гуревич:

Да, теперь некому это делать. 

Дмитрий Главацкий:

О, кстати, ещё одна вакансия. 

Михаил Гуревич:

Да, вот здесь на аутсорсе я готов, кстати, если не дорого. 

Дмитрий Главацкий:

Нет, ну, аутсорс мобильной разработки сейчас недорого не бывает. 

Михаил Гуревич:

Бывает. 

Дмитрий Главацкий:

Но это плохо, а не недорого. 

Михаил Гуревич:

Слушайте, давайте так честно, у нас есть люди из Омска, Пензы, Севастополя, Астрахани, Брянска, Кирова, Москвы, Солнечногорска, в Израиле сейчас не работают, до этого работали и Лос-Анджелес. 

Дмитрий Главацкий:

Но это подожди, это твои, с которыми ты сотрудничаешь постоянно. То есть определенная команда.

Михаил Гуревич:

Да, я говорю, что нужны люди и недорого, вовсе необязательно Москва, с Фишками можно работать из любой точки этой планеты. 

Дмитрий Главацкий:

Само собой, в этом прелесть. 

Михаил Гуревич:

Конечно, Slack и Фишки. 

Дмитрий Главацкий:

Кто там на Бали сейчас смотрит нас. 

Михаил Гуревич:

Сказочное Бали корпоративное. 

Дмитрий Главацкий:

То есть даже такое у Вас есть, корпоративное Бали. У Вас есть корпоративное?

Михаил Гуревич:

У нас нет, а вот у одной кандидатки в Президенты был. 

Дмитрий Главацкий:

А, ты вот о чем, но об этом не будем. В гетто все политические...

Михаил Гуревич:

Почему, мы об этом всё время пишем. Это не политическое, почему политическое. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, раз Президенты, значит..

Михаил Гуревич:

Да ладно, это хайп, это всё тусовка клёвая. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, тоже верно. Кстати, по поводу политики. Вас власти не щучат за какие-то политические темы?

Михаил Гуревич:

Слушай, мы не политическое СМИ.

Дмитрий Главацкий:

Но у Вас же выскакивает постоянно, наверняка, какие-то экстремистские или близкие к околоэкстремистским истории. 

Михаил Гуревич:

Очень интересный момент, я могу сказать, это не этого года тренд, ну, во-первых, когда нам что-то Роскомнадзор присылает, мы убираем, потому что у нас нет задачи какой-то политической позиции, нет. Опять же, у меня есть моя позиция, у нас у ребят, которые занимаются Фишками, очень разные политические взгляды. 

Дмитрий Главацкий:

То есть Вы свою позицию не смешиваете с бизнесовой. 

Михаил Гуревич:

Я медиа начал заниматься с радио, есть такая поговорка, которую я до сих пор очень люблю: нравится музыка, слушай её дома. То есть это моя позиция, это моя позиция. В Фишках конкретно я ею не занимаюсь. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, понятно. 

Я не являюсь глашатаем какой-то позиции. Поэтому когда нам что-то Роскомнадзор говорит убрать, мы убираем. 

Дмитрий Главацкий:

То есть вы законопослушный ресурс.

Михаил Гуревич:

Тут есть один только нюанс, интересно, что бит вот этих ватников и вышиватников. Роскомнадзор ни разу не предъявил претензии к ватникам, только к вышиватникам. Вот когда там русских с макаками сравнивали, это да, сразу претензия, мы убираем. Почему-то, когда украинцев с макаками связывают, никаких претензий. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, этим Facebook занимается, там всё наоборот. 

Михаил Гуревич:

Ну да, видимо. Там разносторонние тренды. Так что здесь мы стараемся в политику не лезть, пока к нам таких претензий нет. Опять же, я исхожу из того, что мы, кажется, нащупали некий свой подход к этому, для нас это всё шоу и хайп. 

Дмитрий Главацкий:

Понятно, то есть к Вам в этом смысле претензий нет. 

Михаил Гуревич:

Всё является шоу и хайпом. 

Дмитрий Главацкий:

Классно, хорошая позиция, особенно для бизнесового проекта, которым, безусловно, Фишки является. 

Михаил Гуревич:

Тогда уже с точки зрения пользователей всё, что происходит, это, правда, такое шоу и хайп. 

Дмитрий Главацкий:

Понятно. 

Михаил Гуревич:

Ад и Израиль. 

Дмитрий Главацкий:

Да, с одной стороны, так с другой эдак. 

Михаил Гуревич:

Шок и трепет. 

Дмитрий Главацкий:

Понятно, про мобильные проговорили. Да, то, что я хотел оставить на финал. Смотри, сейчас же такое время, когда любой мало-мальски подкованный человек, технически, стратегически, может прийти и сделать свой проект, который может выстрелить запросто в любом сегменте, в том числе, и в развлекательном. И таких проектов время от времени нарождается. Может быть, есть какие-то отечески советы? 

Михаил Гуревич:

Да, есть, я как раз хотел. То, что я наблюдаю не первый год, самый правильный подход, чтобы создать развлекательный, информационно-развлекательный сайт, нужно взять с серьёзное СМИ и наполнить его хайпом. То есть, на самом деле, пионером в этом отношении были ребята из AdMe. Они взяли скучное рекламное издание, которое было прописано в Яндекс новостях, в Google новостях, во всех этих новостных метриках, как скучное новостное рекламное издание. Лента.ру если ты посмотришь на, вообще, на трафик, откуда новый трафик у ленты, своего трафика там не добавилось. Просто дело в том, что ни Google, ни Яндекс новости оказались не готовы к тому, что серьёзное издание будет про жопу, попу и прочее. Я только цитирую заголовки. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, молоденький для этого и пришёл, вот этот товарищ с бородой. 

Михаил Гуревич:

Да, то есть суть заключается в том, что приходишь в серьёзное издание, очень есть любые перспективные, всякие, ну, «Российская газета» и так много получает из Яндекса, я думаю, что-нибудь типа «Парламентской» надо брать, что-то такое, затухающее, такое скучное. 

Дмитрий Главацкий:

Труд, газета «Труд». 

Михаил Гуревич:

Газета «Труд», да, и туда вот это всё хайпануть, а так как оно всё есть уже в Google или Яндексе, очень хороший эффект будет, серьёзно. Какие-нибудь «Саратовские новости», вот всё, что везде прописано и скучно до зубодробительности. 

Дмитрий Главацкий:

Но со старой, с дальней историей, с далёкой. 

Михаил Гуревич:

Да, скучный такой, представляете, это должно быть так грустно и нудно. 

Дмитрий Главацкий:

Замшелый называется. 

Михаил Гуревич:

Да, и ты не представляешь, какой будет эффект. Это один момент. Второй момент, на самом деле, действительно, если серьёзно говорить, это агрегация. Потому что мы так живём в постмодернистское время, когда главное даже не находить что-то новое, а обобщать то, что происходит. Потому что так много всего происходит. 

Дмитрий Главацкий:

Ну понятно, да, запредельная концентрация материалов в информационном поле, это уже. 

Михаил Гуревич:

Конечно, если ты нормально это дело агрегируешь, то тебя победит только тот, кто будет агрегировать тебя. 

Дмитрий Главацкий:

Агрегировать, это в твоём понимании, как я могу себе представить. 

Михаил Гуревич:

Переработать, понять, обобщить. 

Дмитрий Главацкий:

Отфильтровать, переработать. 

Михаил Гуревич:

И иногда это вообще соединить, потому что вот здесь, условно говоря, какой-то был, например, несколько новостей из Саудовской Аравии было. Там с одной стороны, кино, кажется, возобновили, это была одна новости, другая новость, что женщинам разрешили ходить на стадионы. 

Дмитрий Главацкий:

И водить машину, что-то такое. 

Михаил Гуревич:

Водить давно, а вот недавно было кино. 

Дмитрий Главацкий:

И футбол. 

Михаил Гуревич:

Объединяешь вместе, во-первых, клёвые фоточки, девочки в хиджабах говорят «аля-улю» в этих шарфиках и кино смотрят. И это вместе, это уже клёво. Это из разных источников, потому что про футбол было из Daily Mail, а про кино было откуда-то, с какого-то, американцы что-то сообщили, это тоже, кстати, очень это важно такой момент. 

Дмитрий Главацкий:

А Вы прям отслеживаете. 

Михаил Гуревич:

Мы отслеживаем, есть много инструментов, которые мы смотрим, что в мире вирального, мы смотрим, какие тренды виральные, мы смотрим, какие материалы виральные. 

Дмитрий Главацкий:

Вы это вручную делаете?

Михаил Гуревич:

Нет, у нас есть и несколько платных не очень дорогих инструментов, которые всем крайне рекомендую искать, смотреть, смотреть вообще, что идёт. Это не обязательно, что пойдёт в России. Как пример, например, в России не идёт всё, что касается ногтей и так далее. На западе это совершенно нереальный хайп. То есть там такие ногти с какими-то картами мира, дворцами. 

Дмитрий Главацкий:

А у нас не идёт. 

Михаил Гуревич:

У нас вообще не идёт, да. Или, опять же, они очень любят, например, какие-то писать тексты на старых гравюрах. Гравюры такие исторические. Не идёт. А что-то идёт очень интересно. Мы, например, пробовали переводить, была такая тема, всё, что Вы хотели знать о менструации, но боялись спросить на фоне картинок из этих самых, из мультфильмов. Это так круто. 

Дмитрий Главацкий:

Это аниме что ли?

Михаил Гуревич:

Нет, обычные диснеевские мультики. 

Дмитрий Главацкий:

А, это понятно, популяризация. 

Михаил Гуревич:

У нас это, конечно, была борьба за скрепы, но это так интересно было. 

Дмитрий Главацкий:

Да в России слишком много комплексов. 

Михаил Гуревич:

Но пошло, пошло. 

Дмитрий Главацкий:

Постепенно, потихоньку. 

Михаил Гуревич:

Но это интересно же. И да, мы обязательно следим за всем, что происходит в мире. 

Дмитрий Главацкий:

Вот, кстати, напоследок, извини, что перебиваю, просто уже время кончается, напоследок. Есть ли в памяти какая-то тема, которая у нас началась и пошла в мир, вот, наоборот, в направлении. 

Михаил Гуревич:

Слушай, я так прямо. Во-первых, я сказал, интернет СМИ у нас начались и пошли в мир.

Дмитрий Главацкий:

Да, я просто об этом вспомнил, мне кажется, что...

Михаил Гуревич:

Google карты чуть ли не первые у нас начались. Ты знаешь, я не помню, где первые мемы возникли, где вот возникла картинка, внизу подписи. 

Дмитрий Главацкий:

Нет, это там. 

Михаил Гуревич:

Там, не у нас? У меня такое ощущение, что у нас. Но анекдот, это вообще, чисто русская тема, ты же знаешь, что таких вот, вообще, история этих анекдотов, как у нас, у них не было. То есть у нас Анекдот.ру, ты же помнишь, был самым первым. 

Дмитрий Главацкий:

Ну, так естественно, ты что. 

Михаил Гуревич:

Это наше, вообще, вне всякой связи, это наше то, что пошло туда. 

Дмитрий Главацкий:

А там есть сейчас такие, чисто с анекдотами какие-то ресурсы. 

Михаил Гуревич:

С историями, слушай, они, нет, они конечно, дело в том, что они протестанты, поэтому, они католики, они про комиксы, протестанты, почему-то тоже про комиксы. Но кстати, комиксы пошли тоже от нас, потому что иконы, это комиксы. Я нехристь, мне можно. 

Дмитрий Главацкий:

Необычно. Хорошо, Миша, спасибо большое, у нас время, к сожалению, кончилось, опять не успели всё обсудить, но ещё обсудим, я надеюсь. Да, спасибо всем, кто нас сегодня слушал вечером, хорошего Вам вечера и недели, благополучия и радости, оставайтесь с нами. 

Михаил Гуревич:

На FISHKI.NET заходите. 

Дмитрий Главацкий:

Заходите на FISHKI.NET и Гисметео.ру, всего хорошего.