{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Анастасия Высоцкая руководитель обучающей компании GamEducation, автор бизнес-игр для крупных компании, эксперт и ментор по игровому обучению 07 ноября 2024г.
Игры в коучинге и тренерстве
В эфире поговори о том, что такое бизнес-игры. Нужна ли геймификация в обучении и в бизнес-тренингах? Насколько обучение через игру эффективно и востребовано? 

Ольга Гиверская:

Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Медиаметриксе. Все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. И сегодня мы говорим о геймификации, геймификация в обучении, в бизнес-тренингах и в коучинге. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и к нам присоединяется моя соведущая Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга. И у нас сегодня потрясающий гость Анастасия Высоцкая, руководитель обучающей компании GamEducation, автор бизнес-игр для крупных компаний, эксперт и ментор по игровому обучению. Анастасия, что такое геймификация?

Анастасия Высоцкая:

Геймификация, как бы страшно это ни звучало, это использование игровых элементов для конкретной цели в неигровом контексте. Если я применяю геймификацию в обучении, я использую точечные элементы игры, чтобы обучение частично превратить в эту игру, но при этом оно должно приносить пользу по-прежнему.

Ольга Гиверская:

Какую Вы имеете в виду игру? Это настольная игра, что-то в телефоне, в компьютере?

Анастасия Высоцкая:

Самый частый запрос, который к нам приходит: есть ли у вас игра наподобие монополии, когда заказчик просит, чтобы участники кидали кубик, ходили по игровым секторам, что-то зарабатывали, поэтому обучающие игры могут быть абсолютно любых форматов. Могут быть большие бизнес-симуляции с крупными фигурками, игровыми станциями, может быть настольная игра с игровым полем с кубиками, может быть карточная игра, может быть даже онлайн-игра, когда сотрудники заходят буквально на 2 часа в день, что-то делают, отрабатывают какой-то навык и потом видят свой игровой прогресс.

Ольга Гиверская:

Анна, насколько эффективно внедрять элементы игры в обучающий процесс, потому что Вы занимаетесь обучением взрослых, и насколько взрослые готовы включаться в игровые моменты?

Анна Лебедева:

Я немного расширю нашу беседу, мы говорим об увлеченности, об интересе, как рождается интерес к тому, что ты будешь изучать. Я преподаватель английского языка, мое первое высшее, и мастер сертифицированный коуч высшей категории, и я хорошо понимаю, что мы последнее время испытываем большую инфляцию внимания. Как человек будет развивать свои навыки, зависит от того, насколько ему интересно, насколько он вовлечен, и когда ты чему-то посвящаешь свое время, ты можешь выделить время на любое дело. Мы сидели в скучной библиотеке и писали кейсы, курсовые, дипломные работы, и там не было геймификации, мы работали над материалом в структурированной, достаточно скудной, аскетичной среде. Но в современном мире большими шагами мы все участвуем в огромном эксперименте, мы не только разговариваем сейчас с Вами, Ольга и Анастасия, в это же самое время все наши слушатели параллельно с нашей беседой ведут еще огромное количество других бесед. Замечали ли вы это за собой? И тогда вовлеченность и твое внимание становятся одним из ключей к тому, будет ли у тебя прогресс в образовательной деятельности, будет ли у тебя прогресс в коучинге, и геймификация – это ответ на бесконечное постоянное отвлечение: отвлекся на звонок, рилс, другую задачу, которая тебе упала. Для того чтобы войти в творческий поток, нужно время. Для того чтобы войти в глубокий творческий поток и что-то действительно мощное создать, нужно 15 минут. И когда игра держит твое воображение или игровая деятельность, коучинговые вопросы тоже провоцируют человека на творчество, ты помогаешь самому себе победить в борьбе за ценный дофамин.

Ольга Гиверская:

Как происходит сам запрос от заказчика? Они приходят и говорят: мы хотим поиграть в игру, или сделайте нам стратегическую сессию с элементами игры? Как этот запрос упаковывается?

Анастасия Высоцкая:

Запрос упаковывается абсолютно по-разному, иногда это очень размытый запрос из серии: наши коллеги играли в игру, порекомендовали нам, мы тоже хотим попробовать, они так вкусно рассказывали, что мы теперь тоже хотим так поиграть, ощутить те эмоции. Иногда может быть конкретный запрос, когда человек приходит и говорит: «Мне нужна игра буквально на 2-3 часа, чтобы у меня менеджеры по продажам отработали навык работы с возражениями с клиентами, или мне нужна игра ассессмент, чтобы я понимал, кого из кадрового резерва можно дальше переводить на должность линейного управленца». В этом случае игра может прекрасно помочь и, как уже сказала Анна, получить ценный дофамин, удержать участников и решить еще дополнительную задачу, которая присоединяется к обучению.

Ольга Гиверская:

Насколько легко люди входят в игровой процесс, насколько просто Вам, как тренеру, вовлекать участников обучающего процесса?

Анна Лебедева:

Вы отвечаете на вопрос – зачем вы, Анна, с красным дипломом преподавателя и переводчика, такая престижная в те времена профессия, с этим попрощались и отправились в бизнес-тренерство. Я замечаю, что такие фундаментальные скучные знания остаются, вплоть до того, когда я работала на предприятии, человеку даются большие файлы, welcome book – как в этой компании работать, к кому по каком вопросу обращаться, большая красивая книжка, которую писали десятки человек, потрачено огромное количество денег – остается на полочке. Большое количество образования и навыков, которые исследовали в рамках высшего образования, остаются невостребованными, потому что в рабочей ситуации нам необходимо иметь доступ к более коротким путям в твоей голове, к нейронным путям, шоткаты нам нужны на рабочем столе не только на компьютере, но и в собственной голове к тому, как решать важные задачи.

Если говорить об игровой ситуации в бизнес-тренинге, это связано с огромным влиянием эмоционального центра. Замечали ли вы, что в зависимости от того, с каким преподавателем мы сталкиваемся, обучаясь одному или другому, это влияло на то, как вы будете воспринимать свой предмет. Допустим, нравился или не нравился вам учитель по русскому языку, математике или физике, если преподаватель был суперувлеченный, он играл, горел глазами, и что вы только ни делали – и постановки, и математические формулы раскладывали, и кейсы малыми группами писали. И вот когда ты участвуешь в нестандартной игровой деятельности, поисковой деятельности, наслаждение от процесса помогает тебе прокрутить твое возникающее сопротивление сложностью и тем, что нужно вникать, думать, возможно, это не с первого раза удается. И тогда ты проходишь через кривую обучения, через ее нижнюю часть, где у тебя мало получается и очень много усилий прикладываешь.

Наша задача – все время поддерживать участника и сотрудника в том, чтобы он не проваливался в эту кривую обучения, потому что очень много в жизни вещей, которые мы не освоили, оставшись и не выйдя на плато устойчивого навыка, а оставшись за пределами кривой обучения. Геймификация, легкое вовлечение, возможность собирать баллы, да даже у нас в Эриксоновском университете собрать 3 сессии, подать их, получить по каждой обратную связь, по зачету и получить экзамен, это все дает возможность человеку чудесным образом пройти весь этот путь и освоить навык.

Ольга Гиверская:

Анастасия, есть какой-то набор игр, который Вы предлагаете компаниям или руководителям, кто Ваш заказчик, или же Вы под конкретный заказ разрабатываете конкретную игру?

Анастасия Высоцкая:

Это зависит от запроса, который к нам приходит. У нас есть линейка игр, мы берем (возможно, для кого-то покажется банальным способом) основные корпоративные темы, которые наиболее востребованы и будут востребованы всегда, потому что к нам всегда приходят новые сотрудники, у нас всегда есть потребности в том, чтобы развивать из них новых руководителей, и, соответственно, есть базовые коммуникативные темы, которые тоже всегда будут в фаворе. Иногда у компании есть персональный запрос, например, в компании идет смена ценностей и миссий, и важно очень быстро сотрудникам эти новые ценности передать, и не просто передать, вывесив этот список, как сейчас делается, и ценности не разделяются людьми, все их могут повторить, но они их не демонстрируют, а прямо в процессе игры показать, что значит, когда мы эти ценности разделяем, чтобы каждый сотрудник понимал: да, сейчас я эту ценность демонстрирую, и она работает, либо нет, я сейчас вообще от ценности далек. Тогда эта чаще всего разработка под ключ, под заказ, чтобы компания получила тот результат, на который она рассчитывает с помощью игры.

Ольга Гиверская:

Анна, Вы сказали о том, что в Эриксоновском университете тоже есть элементы геймификации, как то: сбор сессий, набор промежуточных баллов.

Анна Лебедева:

Открою маленькую тайну, когда-то было время, Анастасия тоже училась у нас на коуча, и тогда она даже обещала, что придет ко мне на встречу и расскажет, какие элементы геймификации мы уже внедрили, мы просто не знаем, что они называются геймификацией, а какие еще не внедрили. Мы пока эту встречу не провели, но я бы не сказала, что я на 100% знаю, это геймификация или что-то другое, но я точно могу сказать, что люди, работая над своими собственными запросами, всегда становятся вовлеченными, и многие из наших учебных форматов включают в себя и игры, и презентации, и даже тренировки на суперабсурдных задачах, где сама постановка задачи юмористическая таким образом, чтобы люди могли через юмор, через игру отнести навык от своих больных рабочих ситуаций и потом уже перенести обратно в более живые, натренировавшись на игре, на веселом контексте.

Ольга Гиверская:

Я сама много прохожу обучения и вижу, как люди охотно вовлекаются в процесс игры. Но не бывало ли такого, что люди говорят: вроде тренинг, вроде как знания получать должны, но мы там играли?

Анна Лебедева:

Если посмотреть на меня, такого сурового профессионала, наверное, не совсем на моих тренингах люди играли от начала до конца, они поигрывали. Последнее время я вижу, что это трагедия изгиба рынка, люди путают высшее образование и ускоренный тренинговый формат. Суть бизнес-тренинга в том, что он берет любые теоретические знания, перемалывает их и делает из них легкую форму, доступную каждому, чтобы любая теория подпитывала человека к переходу к навыкам, которые возникают в живой бизнес-ситуации, и чтобы эти навыки человек мог внедрять в ту рабочую жизнь, которая есть, максимум через 24 часа.

Когда люди говорят, что мы должны были получить знания – они спутали место, в которое они пришли. Фундаментальные, большие, глубинные знания дают либо в библиотеке, либо на высшем образовании, там необходимо получить много знаний, которые могут и не применяться к его текущей работе, но они развивают интеллект, так называемые знания более широкого круга, то есть у человека должен быть более широкий круг образованности. Зачем мы читали классическую литературу в школе, высших учебных заведениях, зачем мы до такой степени учили интегралы, синусы, косинусы? Не для того, чтобы применять на рабочем месте, это образовательная часть, поэтому совершенно разные задачи, и сочетание бизнес-тренинга с легкой игровой формой сейчас более привычно человеку, хотя рынок временами путается в том, что мы приходим к образователям, они для нас все слились в общее пятно – и онлайн-тренинги с записанными уроками, и живое интерактивное образование, где для тебя живой преподаватель тратит время, дает обратную связь, и лекция, где в поточной аудитории 200 человек сидит – все это чему-то учит, но по-разному, с разными целями и результатами.

Ольга Гиверская:

Анастасия, мы с Вами говорили до начала эфира о том, что сейчас возрастает популярность игр, увеличивается количество игропрактик, и как тогда мне, как потребителю, понять, что эта игра хороша и будет эффективна для моей команды, а насчет этой игры надо подумать и посмотреть еще какого-то разработчика игр?

Анастасия Высоцкая:

Я бы здесь обращалась к тем результатам, которые вы хотите получить на выходе из игры, это то, что очень часто не держит в фокусе заказчик, и он приходит и говорит: «А вот эта игра нам подойдет?» – и мы всегда начинаем с вопроса – а вы хотите, чтобы участники, выйдя из игры, начали делать что, или изменили свое отношение к чему, или что они приобрели. Бизнес-тренинг – это не про знание, это про навыки, мы начинаем формировать умение, даем участникам инструменты, и они могут, выйдя из тренинга, начать этот навык уже самостоятельно закреплять, игра будет помогать это делать.

Можно сделать игру на освоение каких-то знаний, более легкое, например, если у нас большое техническое обучение, очень большое количество информации нужно поглотить, игровой формат здесь может помочь, но если мы говорим про бизнес-обучение, если мы берем формат навыковой игры, там мы отрабатываем конкретный навык, и тогда заказчик должен нам сформулировать, что участники должны научиться в ходе игры делать, какие техники себе взять, какую систему в голове поставить. Если эта игра, которая нужна на изучение паттернов поведения, такие игры тоже есть, тогда мы порекомендуем формат деловой игры или бизнес-симуляции, потому что там участники попадают в безопасную игровую среду, где они могут демонстрировать, как бы они себя повели в той или иной ситуации, а мы можем оценить эффективность этих действий. Поэтому всегда на входе заказчика брефуют, что нужно, как мы поймем, что это будет достигнуто, чтобы заказчик тоже понимал, что это не просто выбор коробка побольше или коробка поменьше, игры первую очередь отличаются наполнением и содержательным процессом.

Ольга Гиверская:

Анна, мы с Вами в прошлой нашей программе обсуждали, кто такой бизнес-тренер, какие у него должны быть навыки, компетенции. В Эриксоновском университете вот-вот стартует тренинг для тренеров. Будет ли в этом курсе что-то связанное с геймификацией, и насколько бизнес-тренер должен обладать харизмой и умением вовлечь в небольшую, но все-таки игру?

Анна Лебедева:

Смотрите, как у нас опять все перемешалось. С одной стороны, в обучении тренеров сочетаются два огромных конгломерата знаний. Одно дело, как, вовлекая людей в процесс обучения, вести курс, держать фокус внимания, с фокусом на том, как ты свой материал разложил, чтобы они натренировались на маленьких кусках большого навыка, потом соединяли и к концу получили более целостный уровень какого-то набора навыков, которые мы решаем: коммуникации, управление, коучинг, презентации или тренинговые элементы в обучении хардовым скиллам, навыки более технического плана.

С другой стороны, эта работа, скорее, больше похожа на работу Анастасии, работа дизайнера, для того чтобы твои участники получили максимальный результат, у тебя должен наработаться навык создания учебного материала из любого контекста. Назовите три рандомно взятых предмета, вот уже инструмент геймификации, из них настоящая женщина обязательно придумает, как сделать шляпку, а настоящий бизнес-тренер из этих трех предметов придумает дизайн классного упражнения – один на один, в паре, тройке, четверке, группа напополам, вся группа вместе, разные подгруппы, которые собираются, или бизнес-симуляция, это уже детали процесса, которые нужно варьировать.

Когда мы ведем бизнес-тренинг, мы прописываем себе дизайн, сценарий и тайминг, готовим раздаточные материалы, а потом приходим в группу и переделываем половину упражнений под этих людей. Этот навык тоже очень важен, чтобы материал лег сочно, красиво и соотносился с потребностями тех, кто пришел к нам. Наша задача постоянно делать микс из тех идей, которые мы хотим дать, методов групповой работы, групповой активности, это как раз создание дизайна и создание сюжетной линии, вокруг которой нанизываются все элементы дизайна, это тоже очень важный большой навык, он не наработается за двухмодульный тренинг, но мы покажем, что делать, а потом будет необходимо несколько тренингов для себя все-таки разработать и попробовать на людях.

Ольга Гиверская:

Тренинг для тренеров в Эриксоновском университете проходит всего лишь раз в году. Когда эти даты?

Анна Лебедева:

Бывает, даже и раз в два года. В этом году нам повезло, даты точно уже стоят, с 21 по 24 ноября у нас первый модуль, и уже половина группы пишет мне обратную связь, чего они хотят, что они могут, что они умеют и о чем хотят поработать на тренинге, чтобы я свой курс доадаптировала, я каждый год его провожу по-разному. А второй модуль после Нового года, с 16 по 19 января.

Ольга Гиверская:

Уважаемые зрители, на сайте Международного Эриксоновского университета коучинга вы можете найти всю подробную информацию, регистрируйтесь, и будет возможность пройти курс по тренерству в Эриксоновском университете. Анастасия, бизнес-игры – это про психологию, или про поведение, или про навыки?

Анастасия Высоцкая:

Я сейчас, возможно, скажу непопулярную вещь, но бизнес-игры могут быть про все. У меня сейчас готовится к выходу книжка по игровому обучению, и там я даю типологию игр, я ее уже кусочками давала в рамках различных конференций, можно в моем Телеграм-канале найти выступления, потому что игра может содержать в себе множество разных фокусов. Игры могут быть и про практическую отработку, и про получение знаний, и про исследование себя, и про паттерны поведения, выявления, закрепления. В зависимости от того, на что мы делаем фокус, и формат игры может быть разным. И здесь тренер должен уметь подстраивать программу обучения под группу, каждый тренинг действительно адаптируется, геймификация тоже всегда является надстройкой, то есть у нас должна быть сначала программа обучения, на которую мы накладываем игровые элементы, у нас никогда игровые элементы не выходят на первый план, иначе получится что-то фановое, но бесполезное. Бизнес может это попробовать, но, скорее всего, он нам скажет: друзья, пожалуйста, больше такого не надо.

Сейчас суперпсихологические, метафорические и трансформационные игры потихонечку начинают пробоваться бизнесом, на мой взгляд, пока еще бизнесу не хватает твердых результатов в этих играх, потому что трансформация – это процесс, к которому ты должен быть готов и на который у тебя должен быть запрос, и не всегда участники, которые приходят, понимают, что за формат, и готовы пойти глубоко. Поэтому трансформационные игры востребованы в открытом формате, очень часто их проводят, и они результативны, можно даже сейчас видеть коучинговые игры на рынке, когда участники в процессе осваивают инструменты коучинга, решают свои запросы, но для этого запросы на момент входа в игру должны быть.

Ольга Гиверская:

А причем тут коучинг и геймификация?

Анастасия Высоцкая:

Коучинг и геймификация – два направления, которые отлично могут существовать вместе, потому что в коучинге есть огромное количество действенных инструментов, которые можно приложить, соответственно, их тоже можно облечь в игровой формат, в игровую форму.

Возвращаясь к тому, как в коучинговом процессе встраиваются инструменты, я вспоминаю обучение в Эриксоновском университете с очень большой нежностью, и, помимо коллекционирования сессий для сдачи экзамена, вы использовали точечные игры на отработку каких-то навыков, когда мы погружались в ту или иную роль, что-то собирали, использовали, это все присутствовало. И мы видим, что и коучинговые инструменты можно брать и использовать. Но если мы говорим про организованную игру, чтобы это была не точечная игровая отработка, на мой взгляд, ее должен проводить профессиональный коуч, который четко понимает, какие инструменты он использует, для чего, умеет управлять процессом сопровождения игрока в процессе игры, чтобы и результат получился, потому что даже если мы сделаем шикарную коучинговую игру с грамотными вопросами, по грамотной технологии, но ее будет вести непрофессионал, чего сейчас на рынке тоже достаточно много, эта игра будет просто приятным времяпрепровождением, все поговорят на интересную тему, но уйдут с ощущением, что того самого волшебства, которое дает коучинг, достижение цели, почему-то не произошло.

Анна Лебедева:

Мы приглашаем в нашу программу коллег, и мой друг и коллега Антон Нефедов тоже приходит, и очень многие коучи добавляют в свое портфолио игры, у Анастасии в команде тоже работают коучи, которые добавляют игры в портфолио или комбинируют одно с другим, так как трансформационная работа с человеком перетекает из одного в другое, информационная работа с командой за одну встречу не заканчивается. Если мы говорим об устойчивых изменениях, то они не достигаются ни одной коучинговой сессией, ни одной игрой, нужно иметь план своего развития или план развития своей команды, для того чтобы встраивать ответы на эти вопросы в ту большую линию, я обычно с клиентами называю это сериал, то, о чем конкретно этот сезон, и в рамках этого сезона возникают очень важные задачи, которые в драматургии герой должен решить, преодолеть внутренних стражников, внутренние долины, в которых он запутается, распутаться, выйти на уровень следующего целостного понимания.

Я думаю, что каждая игра так же проводит каждого участника через такую драматургию от начала до конца, чтобы определенный слой навыка вывел его на фронтальную часть мозга и уже об этом помнил, дал себе отправную точку и наметил шаги к развитию на ближайшие три недели на тренировке или на то, чтобы смотреть на жизнь по-другому.

Ольга Гиверская:

Анастасия, Вы затронули тему, что коучинговую игру должен вести профессиональный коуч. Бизнес-игру, психологическую игру кто должен вести, по каким критериям можно посмотреть на ведущего игры?

Анастасия Высоцкая:

Игру должен вести специалист, который прошел обучение в области, которой посвящена эта игра, и который, желательно, имеет практический опыт в данной области. Если мы говорим про коучинговую игру, это должен быть практикующий коуч по стандартам, который не просто прослушал курс, а действительно имеет подтвержденное количество сессий и результатов клиентов. Если это бизнес-игра, желательно, чтобы ее вел профессиональный бизнес-тренер, у которого тоже есть технология проведения обучения для взрослых людей, которые понимают, как проводить игры, как поддерживать групповую динамику, как проводить игровую рефлексию.

Если мы говорим про психологические игры, это должен быть человек с профессиональным психологическим образованием, не трехдневные курсы, как сейчас очень многие готовят, а клинический психолог, любое другое направление психологии, гештальтпсихология, системная терапия, то есть все, что может быть применимо, и это должно быть обусловлено, то есть мы не можем просто взять и купить игру. Сейчас очень многие выпускают игры и предлагают в свободной продаже, в этом есть небольшая проблема. Каждый желающий может ее купить и начать собирать и проводить группы, но для меня качество такой игры сомнительно. Поэтому когда мы разрабатываем игры, я для рефлексии всегда с удовольствием использую инструменты коучинга, это хорошая возможность участникам и задуматься, и проанализировать, и поставить цели, и прописать результаты.

Помню, когда я проходила третий модуль курса по трансформационному коучингу, у меня в голове сложился раунд командной игры коммандос, я придумала, что у нас может быть поиск командных ценностей, хотя этот инструмент нам не давали, но в тот момент, когда мы говорим про ценности, я подумала – отлично, команду тоже объединяют ценности, и это можно внедрять. Пришла бы я к этим инструментам, если бы не прошла курс коучинга? Скорее всего, нет, может быть, я интуитивно на них натолкнулась, но осознанно я бы их не использовала. Поэтому здесь должно быть фундаментальное обучение.

Ольга Гиверская:

Вы говорите натолкнулась, это как раз про то, о чем Анна много и часто говорит в наших эфирах, про то самое поле и окружение, которое присутствует на момент обучения, в данном случае в Эриксоновском университете коучинга. Может ли профессиональный коуч стать игропрактиком и может ли игропрактик стать хорошим коучем?

Анна Лебедева:

Знаю буквально парочку коучей, которые делают индивидуальный коучинг своей основной работой и только этим занимаются. Большинство моих коллег, которых знаю я, да и те, кто нас слушают, если вы коучи или работали с коучем, замечали: и менторинг есть у таких людей, и тренинги или ассессменты. Я играла в игру Лила на днях, самая древняя трансформационная игра, и обнаружила, что ведет игру человек и телесный практик, и коуч, то есть человек набирает себе разных граней, для того чтобы найти своих клиентов. В игру по эмоциональной компетенции также играла с человеком, который коуч, и игры, которые на открытом рынке, я так понимаю, что игры Анастасии, скорее, на закрытом рынке, корпоративные, в корпоративные проекты вписаны, но игра на открытом рынке, если ее ведет коуч, становится многогранной, глубинной, в ней можно дойти до трансформационного уровня. И человек, который привык работать над собой, получает в виде игры достаточно дешевый метод поймать огромное количество своих инсайтов.

Когда я прихожу в группу, я давно забыла, что у меня была какая-то сложность лет 5 назад, я ее отработала, и голова обычно стирает, что у тебя когда-то это было сложно. А сидит в группе человек, у которого эта сложность прямо сейчас, но у него нет сложностей в той области, которая мне сложна: отношения, обратная связь, что-то еще. И он легко об этом говорит, и у него легко получается, и ты думаешь: «Вау, а что, так можно было? Что же мне так сложно, почему же ему так легко?» От этого переопыления трансформируется восприятие, поэтому по первому вопросу, может ли коуч стать игропрактиком, думаю, это даже прописано. Очень здорово подобрать 2-3 игры, которые соотносятся с твоей жизненной философией, если у тебя легкий, а не серьезный трагический формат, а игровой формат взаимодействия с людьми, то в этой поверхностной легкости ты можешь добавлять игры, но на глубине же происходит очень большая трансформационная работа, она совсем не должна производиться со скорбным лицом и умываясь слезами годами. Она может произойти очень легко, где человек по поверхности дотрагивается каких-то вещей, начинает ходить и думать о глубинной теме, но его не заставили вскрывать все свои внутренности, выкладывать их на стол и прощать до бесконечности маму, которая даже не в курсе, что ты до сих пор с этим ходишь.

То же самое про игропрактиков, но им потребуется определенная приверженность, так как обучение коучингу – это не 3 дня, соглашусь с коллегой, а как минимум большое четырехмодульное обучение, возможно, некоторые коучи остаются и дольше, выходят на левел 2 и идут на второй год обучения, не как второгодники, а как второй эпизод этого сериала.

Ольга Гиверская:

Мне очень понравилась Ваша фраза про то, что необязательно выкладывать свои внутренности на стол, но я поделюсь, я была на разных играх, и иногда ты выкладываешься и потом не знаешь, что тебя ждет. Как эти моменты регулируются? Вы сказали про открытый формат, когда набирается свободная группа, это могут быть Вася, Петя, Маша, и неважно, какой ты профессии, какого ты возраста, тут уж как сработает это поле. Закрытый формат – это когда тренер либо игропрактик приходит в компанию, и есть корпоративный запрос, работают все из одного отдела или одного сектора. Внутренности на стол все равно очень часто приходится выкладывать. Как здесь быть, чтобы после игры это не было использовано в не очень хороших целях всеми участниками процесса?

Анастасия Высоцкая:

Я бы здесь переложила ответственность на модератора игры, на ведущего, потому что очень часто мы разграничиваем ответственность, что у нас есть ответственность за процесс, а у клиента есть ответственность за результат. Так как игры и игропрактик – это тоже некая помогающая профессия, это здесь сохраняется, но в данном случае это ответственность того, кто ведет игру, потому что не всегда нужно принуждать участников выкладывать внутренности, если глубина игры этого не требует, это немножечко неэтично по отношению к группе и конкретным участникам, вот так при всех при небезопасной обстановке пытаться долезть, докопать. Мы не знаем, насколько это потом будет действительно трансформационно или наоборот, травматично для участника, профессионально это немножечко неэтично.

Если мы понимаем, что это пролонгированная группа, то есть люди встречаются достаточно долго, на протяжении определенного времени, тогда глубина каждой встречи будет больше, и в этом случае в какой-то момент люди уже друг к другу привыкнут, для них эта обстановка станет безопасной, и если они будут готовы поделиться, тогда задача тренера или игропрактика – сконтейнировать, обработать и облечь в полезный формат, потому что у нас же нет задачи групповой терапии, когда мы садимся и рассказываем свои переживания и прошедшие травмы. Если мы просим чем-то поделиться, это должно служить какой-то цели.

Говоря про коучинговые игры, мы здесь можем уходить от выкладывания внутреннего, души нараспашку, но мы можем отдавать это на откуп людям, чтобы я сам проанализировал, сам сделал выводы, но закрепил результаты перед группой, так называемое открытое пространство, какие первые 3 шага я сделаю после того, как у меня закончится игра. Если я принял какое-то решение, если я понимаю, что у меня произошел качественный сдвиг в области мышления в эту сторону, тогда да, но необязательно говорить – а почему ты решил это изменить, а что тебя на это натолкнуло, давай разберемся, повлияла ли мама на твое решение. Туда уходить не нужно, то есть это тоже про этичность профессии, про понимание, как модерировать группу.

Ольга Гиверская:

Тот, кто работает в коучинговом формате либо проводит игры, должен обладать очень большими знаниями в разных областях, контейнировать все это и аккуратненько возвращать. Как меряется результат? Мы с Анной часто в наших эфирах говорим о том, как меряется результат в коучинге, и Анна практически в каждой программе дает схему и объясняет нашим слушателям уже на протяжении трех лет, что это не волшебная таблетка, и придя на сессию, через два часа ты качественно не изменишь свою жизнь. Как это в игре измерить? Часто бывает так, что заказчик говорит: «Два часа есть, давайте так, чтобы все на 360 градусов». Возможно ли это?

Анастасия Высоцкая:

Это тоже зависит от того, на что направлена игра. Здесь можно идти разными путями. Можно снимать обратную связь или снимать предварительную картину до игры, что было у участников, на каком уровне находился тот или иной навык, или как о них отзывались в 360 формате их сотрудники или коллеги, и потом запрашивать обратную связь, что изменилось в поведении после игры.

Можно идти вторым путем и в процессе игры делать отсечки по прогрессу и измерять уже конкретно. Например, на начало игры участник знает Х каких-то техник или не знает их вообще, не умеет работать в заданном направлении, в конце игры есть итоговое испытание, битва с боссом или еще что-то, когда участник демонстрирует, чему он за игру научился, как он прирос, и в этом случае результат можно измерить.

Дальше может быть пролонгированный результат, и здесь всегда вопрос к тому, как поддерживаются результаты игры, потому что у нас были кейсы, когда люди пришли на игру, отыграли абсолютно честно, вдохновленно, но они возвращаются в рабочую реальность, и руководитель говорит: «А теперь забываем все, что вы в рамках игры изучили, и возвращаемся к прежнему формату работы». Здесь о результатах говорить не приходится, кто-то продолжает партизанить, но чаще всего результаты нулевые. Но если после игры создать поддерживающую атмосферу, некоторые наши игры можно использовать как тренажеры, то есть несколько раз отыгрывать тот или иной раунд на закрепление, и мы здесь можем видеть рост того же самого навыка в процессе.

Ольга Гиверская:

Наша постоянная рубрика три коротких вопроса, три коротких ответа. Три плюса геймификации в обучении взрослых.

Анна Лебедева:

В обучении взрослых мы получаем самое ценное, что человек может дать, не только себя, но и свой фокус внимания. Второе – остаются позитивные эмоции, позитивное послевкусие, об этом приятно вспоминать, значит будет легче внедрять. Третье – уже подытоживая, очень краткие вещи у человека в голове остаются, и значит, ему будет за эту зацепку, за этот якорек легко вытащить на первый план то, чему он обучался.

Анастасия Высоцкая:

Я добавлю твердых результатов. Бизнес-игра как формат позволяет сократить обучение не до 2 часов, но значительно сократить, и тот же самый результат мы можем достичь быстрее. Дальше, бизнес-игра позволяет убрать фокус со страха сделать что-то не то, и установка навыков тоже идет значительно легче, участники перестают сопротивляться, с радостью пробуют, быстрее закрепляют. И третий момент – бизнес-игра еще пока разнообразный формат, и участники могут приходить даже на сложные темы, просто чтобы попробовать и поиграть в это, не полноценно что-то сделать, и, возможно, что у них не получится, не потеряют репутацию, а под предлогом игры попробовать и увидеть, что это полезно, а значит тоже начать внедрять.

Ольга Гиверская:

Анна, у Вас пока нет своей игры, но Вы используете очень много игровых моментов в своих тренингах. К Вам вопрос, как к заказчику – хороший проводник в игре, какими тремя качествами он должен обладать для Вас, как если бы Вы для своей команды подбирали человека, который проведет игру?

Анна Лебедева:

Мне нужен энергичный, заряженный на позитив, ровный человек, не тот, который уходит слишком сильно либо в психологию, либо в личностный рост с вызовами, или в очень сильный стеб и цирк, игра может уйти в цирковую, развеселую, полутрезвую историю в том числе, потому что существуют застольные игры. Человек, немножко нацеленный на результат, и при этом радостный и легкий, готовый помогать людям, не залипать ни в чем, а пройти от начала до конца и уже постфактум сделать свои итоги, цыплят по осени посчитать.

Анастасия Высоцкая:

Многогранность, но здесь я подразумеваю то, что говорила Анна, чем больше у него дополнительных компетенций, тем глубже, интереснее он может проводить игру, а это больший результат для участников. Второе – экологичность или бережность в группе, то есть человек должен обладать высокой эмпатией, он должен понимать, что сейчас происходит, считывать настроение, ощущение группы и понимать, насколько глубоко он дальше должен идти или достаточно остановиться здесь. Третье – высокая адаптивность и гибкость. У нас всегда есть сценарий игры, но иногда что-то может пойти не по сценарию, будет странно, если проводник будет продолжать тянуть группу туда, куда группа идти не хочет. Но здесь нужно уметь быстро перестроиться, чтобы игра не поломалась, например, сейчас прыгаем в мешках, а потом начинаем ползти к цели, странная история. Но если мы быстренько умеем придумать, если это сюжетная игра, поворот сюжета либо перестроить механику, это всегда неоспоримый плюс.

Ольга Гиверская:

Зачем нужны игры или элементы игр в процессе обучения и в бизнес-тренингах?

Анна Лебедева:

Нам нужна энергия, нужно переключение из одного в другое управление энергией группы, управление групповым дизайном, и нам нужна возможность для всех участников включиться на 100% и проявиться.

Анастасия Высоцкая:

Нам игры могут понадобиться для разнообразия, потому что это переключение еще дополнительно хорошо сказывается на когнитивных способностях. Игры могут помочь нам обойти сложные темы и лучше внедрить их в наше обучение, и игры могут усилить отдельные элементы обучения, которые участники обошли бы своим вниманием.

Ольга Гиверская:

Сегодня получился наполненный эфир, мы со всех сторон рассмотрели геймификацию. Я благодарю Анну Лебедеву, директора Международного Эриксоновского университета коучинга, мастера сертифицированного коуча по стандартам ICF, всего доброго, до свидания.