Юлия Белозерова:
Добрый день, снова в эфире «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей Высшей школы, программа, которая выходит в рамках цикла программ «Школа академического наставничества и сотворчества» при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Сегодня у нас завершающая программа этого цикла, с вами в студии я, Юлия Белозерова, генеральный продюсер данного проекта, заведующая кафедрой продюсерского мастерства Института кино и телевидения ГИТР, и со мной бессменный ведущий Елена Вячеславовна Ляпунцова, председатель Лиги преподавателей Высшей школы, доктор технических наук, профессор МГТУ имени Баумана. И мы продолжаем диалог с калининградским региональным отделением Лиги преподавателей Высшей школы, на связи сегодня Людмила Валерьевна Семенова, кандидат экономических наук, доцент, директор Высшей школы пространственного развития и гостеприимства Балтийского федерального университета имени Канта, председатель калининградского регионального отделения, и наша уважаемая коллега Светлана Михайловна Конюшенко, доктор педагогических наук, профессор образовательного научного кластера Института образования и гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Канта.
Елена Ляпунцова:
Хочу поблагодарить за Вашу инициативу, обычно продюсера не видно, а я очень хочу, чтобы и видели, и слышали, профессия продюсирования достаточно серьезная и значимая. Как руководитель проекта «Интеллектуальный капитал» и «Школа академического наставничества и сотворчества», я говорю, что для нас очень ценно и почетно то, что мы говорим с одним из любимых регионов. Людмила Валерьевна, на прошлой программе Вы рассказывали об интереснейшем проекте Мастерская наставников. Почему мы продолжаем эту работу, потому что проектов огромное количество, все в одну программу не уложишь, и у вас есть интересные проекты, связанные с наставничеством, с конкурсами и работой с абитуриентами, со школьниками. Раскройте этот вопрос.
Людмила Семенова:
Высшая школа пространственного развития и гостеприимства достаточно активно работает в поле наставничества, причем мы начинаем работать с абитуриентами не с 10-11 класса, а с детьми помладше. И так как в моей Высшей школе достаточно интересные направления в подготовке будущих специалистов, это туризм, гостиничное дело, география, сервис, землеустройство и кадастры, и есть привлекательные направления, а есть направления, для которых информационное поле недостаточно ярко их представляет.
В этом году есть очень интересный опыт работы в двух направлениях, это связано с сервисом в городском развитии, Smart city, мы заключили договор со школой, и в рамках этого договора мы, преподаватели Высшей школы, работаем с будущими абитуриентами с 10 класса. И второе интересное направление, которое мы активно продвигаем, это направление география, 2 года в университете физическую, экономическую географию не набирали как направление подготовки, и в прошлом году у нас возникла проблема, когда мы возобновили этот набор, у нас было небольшое количество абитуриентов, решили, что надо что-то делать, и возобновили очень интересный опыт Географическая школа. Географическая школа проводится на базе нашей Высшей школы, проходит по субботам в форме лекций, одновременно с этим происходит подготовка к ОГЭ и ЕГЭ наших будущих абитуриентов, выпускников. Дети с участием старшекурсников, студентов первых курсов направления география выезжают на различные опыты, пленэры, изучают, какую воду можно пить, какую нельзя, землю копают возле корпуса.
Эта школа бесплатна для студентов, единственное, дали информацию по директорам школ образовательных организаций, и многие откликнулись, и могу с гордостью сказать, что даже год работы дал свои результаты. Если у нас в прошлом году было 42 заявления по Калининградской области на сдачу ЕГЭ по географии, в позапрошлом году их было 44, в этом году уже 46 школьников написали заявление, что будут сдавать ЕГЭ по географии, мы считаем, что это замечательный результат, возобновление Географической школы. И здесь наши преподаватели безвозмездно работают с нашими будущими абитуриентами, они формируют интерес к самому направлению, к различным аспектам, и в дальнейшем, так как эта школа лет 10 назад работала в рамках другого института, у нас сейчас есть студенты, которые заканчивают магистратуру по направлению географии в моей Высшей школе, и они были в первом, втором наборе еще той Географической школы, 2015-2016 гг. Если действительно в форме наставничества, в форме практических занятий заинтересовать школьников, то они выбирают это направление, эту стезю, и дальше они самые ярые его приверженцы.
Юлия Белозерова:
Наша задача в этих программах — получить лучшие практики наставничества. Давайте с точки зрения организации раскроем, как это работает. Мы говорим о Географической школе для школьников, абитуриентов. Занятия проходят по субботам, понятное дело, аудиторные занятия подготовки к ЕГЭ перемежаются с выездными практическими занятиями, в которых наставниками выступают студенты. А как вы студентов мотивируете, их же по субботам выгнать работать целая задача?
Людмила Семенова:
К нашему большому удивлению, у нас таких проблем не возникает с этим направлением, они сами готовят, с участием преподавателей придумывают мероприятия, кейсы, и мы даже в некоторые моменты им говорим — подождите, этот кейс будет в эту субботу, ваше мероприятие в следующую субботу, то есть студенты сами хотят поучаствовать, потому что эти школьники настолько благодарная публика, они настолько готовы учиться, впитывать, включаться во все мероприятия, что это дает позитивный эффект и для студентов, они видят отдачу и хотят еще больше работать.
Елена Ляпунцова:
Вы даете потрясающий шанс, для того чтобы раскрывалась наставническая деятельность для школьников. Наставник — это не про возраст, наставник — это про мотивацию, про профессию. Почему мы анонсируем эти программы, для того чтобы наши коллеги послушали, это трансляция и распространение лучших практик. Лига преподавателей Высшей школы своей задачей ставит сбор лучших практик, создание учебного пособия, будет первое издание, 57 соавторов, 17 регионов, и всегда это получается очень уникально. Концепция академического наставничества — это 8 наших передач, которые закладываются как основа, но это не статика, это динамика.
Светлана Михайловна, поделитесь своим опытом, понятийный аппарат, педагогическая составляющая, все, что связано с педагогическим базисом, для нас, как экономистов и технарей, это очень важно. Вы участвуете в таком направлении, как наставничество?
Светлана Конюшенко:
Конечно, участвую. У нас студенческое наставничество развито не только в этой школе, но и в ряде других школ. В университете уже длительное время работает Центр развития современных компетенций детей, где
студенты из различных кластеров, а у нас школы объединяются в кластеры, их 5, практически из каждого кластера присутствуют студенты, которые ведут занятия, практические, лабораторные комплексы со школьниками, которые приходят сюда, сдавая определенные экзамены, они поступают в этот центр на обучение, ведут исследовательскую работу. Многие проекты студенты подают на поощрение, на гранты университетского уровня (гранты для студентов, которые занимаются наукой, у нас присутствуют) совместно с учащимися и развивают различные научные направления.
Сейчас в университете с точки зрения педагогического аспекта можно выделить новое направление студенческого наставничества — психолого-педагогические школы, развитие психолого-педагогических классов в общеобразовательных школах, где студенты, будучи на практике, проводят различного рода мероприятия, связанные с поддержкой, с разъяснением, что есть педагогическая профессия, какие в университете есть, кроме педагогической профессии, направления обучения, и вся эта работа построена на основе добровольности, заинтересованности. Наставник всегда думает о том, о чем он будет наставничать. Мы не всегда доверяем тем людям, которые могут нам помочь, и в этой ситуации студенты близки по возрасту выпускникам общеобразовательных школ, поддерживают их, показывают, какие есть сложности.
Работа студентов заключается не только в передаче профессиональных умений, знаний, а в том, чтобы поддержать с точки зрения социализации в обществе, и это направление мы особенно ценим, потому что когда было время пандемии, наши студенты выходили к ребятам через различные чаты с целью поддержать их в обучении, выяснить сложности, дефициты, которые у них есть, и прокачивание такого типа ролей для студентов очень важно, ведь они все будущие специалисты, которые будут коммуницировать с разными специалистами своей сферы, важно сформировать у них умение найти контакт, установить доброжелательные отношения, выявить дефициты у специалистов, которым ты можешь помочь. Все эти факторы вне учебной программы, этому студента в специальных дисциплинах мы не учим. Студенческое наставничество очень важно, почему и студенты идут на эту работу совершенно добровольно, без всякого мотивационного фактора, у нас в этом плане очень хорошая студенческая среда.
Сейчас в нашем Балтийском университете очень много пилотных проектов федерального уровня, в частности Балтийский федеральный университет сейчас приступил к разработке нового проекта «Современное научное наставничество», это очень серьезная работа между преподавателями, студентами и людьми, избравшими путь в науке. В первую очередь наш ректор Александр Александрович Федоров обратил внимание на то, что концепция этого проекта должна строиться на треке двух объединений — это студенческие научные общества и совет молодых ученых. Необычный подход, где-то философский, в Балтийском федеральном университете идет очень интересный философский конгресс, посвященный юбилею Канта, на этом конгрессе рассматриваются и такого типа вопросы. Конечно, во времена Канта о наставничестве не говорили, но философия наставничества в одной из секций на этом конгрессе присутствует.
Очень интересные доклады были сделаны на этой секции, и направлены они были на выяснение подхода к наставническим отношениям, как организовать, какие принципы заложить в наставнические отношения, почему человек наставничает — философам свойственны такие вопросы, — какова цель наставничества в современности, как найти пути решения проблемы. Вот такая интересная секция, и в ней принимали участие достаточно интересные лекторы, спикеры, предлагались очень неординарные решения, рассказывали про свой жизненный опыт, как им помогли в жизни наставники.
Елена Ляпунцова:
В нашей большой монографии есть ваш совместный пункт, и я даже цитирую: «Таким образом наставничество является длительным, психологическим, сложным и достаточно трудоемким процессом не только обучения, но и воспитания, в том числе профессионального, которое способствует адаптации обучающихся, глубокому, качественному освоению профессиональной образовательной программы». И дальше вы пишете про студенчество. Очень значимы все эти вопросы, они идут от философии, и тот опыт, который у вас сейчас существует, мы бы очень хотели, чтобы в дальнейшем мы его развивали, то есть то, что мы хотим сделать Лигой преподавателей Высшей школы в Школе академического наставничества и сотворчества, именно сотворчество всех значимых площадок — федеральных университетов, региональных площадок и каждого из тех преподавателей, которые являются наставниками. Мы прекрасно понимаем, что наставничество — это круглосуточно, и это веяние души, кто-то приходит чуть раньше, кто-то чуть позже, и если кто-то сомневается или думает, что он не наставник, мы хотим нашим курсом повышения квалификации дать ответ — действительно ли я наставник, могу ли я наставлять.
Юлия Белозерова:
Людмила Валерьевна, вопрос о крупном проекте, который Вы реализуете, это муниципальный детский турнир, со Светланой Михайловной в тандеме работаете над ним. Много конкурсов для школьников, абитуриентов, проводятся олимпиады. В чем специфика интересной находки этого проекта и кто готовит ребят, нужно ли учить тех, кто потом готовит ребят к этому турниру?
Людмила Семенова:
Я переадресую этот вопрос основателю и зачинщику этой идеи, Светлана Михайловна была инициатором создания, я уже потом перехватила, она расскажет про механику создания этого конкурса, а я уже потом расскажу про свои направления, как мои студенты в этом участвуют.
Светлана Конюшенко:
Я хочу сказать слова благодарности за то, что Лига преподавателей уделяет внимание таким проблемным вопросам, которые в Высшей школе либо находятся в стадии развития, либо в стадии формирования, как прогнозные вещи, и основная миссия Лиги преподавателей Высшей школы — не только увидеть выдающихся педагогов благодаря вашему замечательному конкурсу «Золотые имена», но и понять, какие проблемы существуют у преподавателей в вузе и как им можно помочь. Огромная благодарность Вам и Юлии Михайловне за активную деятельность в этом направлении.
Наш муниципальный турнир проходит уже 3 года, идея была очень простая. Мы с Людмилой Валерьевной очень активно принимали участие в движении развития студенческих компетенций разнообразного профиля, и в университете было порядка 5 чемпионатов по разным компетенциям, но выжили только наши компетенции — блок педагогический и блок туристический, все остальные ушли в зону среднего профессионального обучения.
Юлия Белозерова:
Я думаю, потому что все держится на плечах энтузиастов на этих направлениях.
Светлана Конюшенко:
По природе мы, так же, как и вы, энтузиасты. Я смотрю на Елену Вячеславовну и понимаю, что человеку просто интересно, он наслаждается общением с коллегами из различных регионов, и когда смотришь на список, думаешь — какое количество участников задействовано. Мы с Людмилой Валерьевной уже давно в НКОшном движении, но работали с разными фондами, у нас огромный опыт в этом плане, но такую большую системную организацию, которая работает в таких удивительных условиях, когда мы все рассредоточены, все заняты своими делами, тем не менее вы умудряетесь до нас достучаться.
Елена Ляпунцова:
Я считаю, что успех любого проекта (а проектная деятельность — это самое главное) — это слаженная команда. Если не будет команды, если не будет единомышленников, тех партнеров, наставников, от идеи до воплощения хоть и есть 5 шагов, но они должны быть с командой. Я хочу поблагодарить всю команду и, конечно же, региональные отделения, потому что одно дело — думать и мечтать, а другое — воплощать.
Юлия Белозерова:
А мы вернемся к муниципальному детскому турниру. Мы остановились на том, что в турнире есть два направления компетенций — педагогические и туристические.
Светлана Конюшенко:
Это ведущие направления в турнире, потому что детям они очень интересны. Логика была очень простая — чем раньше ребята знакомятся со сложностями профессии, тем быстрее понимают, насколько они хотят быть в той или иной профессии. В школах очень много профориентационных мероприятий, много различного рода действий с учащимися, активно работает Институт развития образования, который занимается этим направлением в образовательных учреждениях, но тем не менее университет принял решение о том, что необходимо думать об абитуриентах значительно раньше, и мы в возрастном размере 12-14 лет начинаем ежегодно проводить турнир, на котором ребята в разных компетенциях проявляют свои умения вести то или иное действие, в каждой компетенции оно разное.
В этом году у нас была очень интересная компетенция преподавание английского языка в дистанционном формате. Все нам говорили, что 12-14 лет — это маловероятно, дети еще не столь погружены в языковые проблемы, а еще и преподавание. Тем не менее это была самая большая компетенция по запросу детей, и коллеги из школы лингвистики таким образом смогли адаптировать задания под этот возраст, что ребятам было под силу, они с ними справились и получили достаточно высокую оценку своих наставников. У нас есть еще одна хитрость — эксперты являются консультантами, наставниками над учителями, то есть мы взаимодействуем с учителями, которые в образовательных учреждениях желают подготовить на этот турнир своих школьников. Передавая свой экспертный опыт, мы помогаем им понять задание, консультируем по технологиям взаимодействия с детьми, по способу представления информации в той или иной компетенции. В турнире 9 компетенций, есть очень сложные, например, есть техническая компетенция «Эксплуатация сервисных роботов», и дети 12-14 лет справляются с показом задания, которое нацелено на то, чтобы они освоили основы мехатроники, основы физики, механики, движения тела, то есть достаточно интересно проходит в плане подготовки, для нас, преподавателей университета, очень важен период подготовки учителей.
Юлия Белозерова:
Статус этого турнира позволяет учителю какие-то KPI добавить при аттестации, если его ученики побеждают в этом конкурсе? Вы прорабатывали этот момент на уровне региона или муниципалитета?
Светлана Конюшенко:
Мы в первую очередь с этой идеей пришли в Ассоциацию образовательных учреждений Калининградской области, которая включает в себя практически всех представителей образовательных учреждений нашей области. Затем мы пришли в Комитет по образованию города Калининграда, который возглавляет Татьяна Михайловна Петухова, она нас поддержала в этой идее, и было принято коллегиальное решение между общественной организацией, ассоциацией и муниципальным комитетом по образованию, что каждая школа, которая берется проводить турнир на своей площадке, будет определена, как муниципальная образовательная площадка, и они получают статус муниципальной образовательной площадки на 3 года в рамках системы образования города Калининграда. И этим самым каждый учитель, участвующий в этом турнире, получает благодарственное письмо от руководителя Комитета по образованию города Калининграда, а каждый участник получает сертификат или диплом участника. Все эти документы достойного уровня, они входят в портфолио как ученика, так и учителя, который готовил, и этот статус за учителем закрепляется. Мы уже видим учителей, которые не один год принимают участие.
Людмила Семенова:
У меня две компетенции — туроператорская и турагентская деятельность, и если туроператорская деятельность не предполагает каких-то внешних воздействий, то турагентская деятельность — это компетенция, связанная больше с коммуникациями, и я здесь привлекаю своих студентов. Одно из заданий — они приходят как посетители туристической компании, говорят, что мы хотим поехать в тот или иной тур, участники должны максимально задать вопросы, для того чтобы подобрать этот тур. Тут коммуникационная составляющая, школьники общаются с будущими студентами, студенты общаются со школьниками, они друг с другом знакомятся, и в этот раз я слышала, как школьники спрашивали — интересно им или неинтересно учиться в нашем университете. Но так как наши студенты очень активны, то им интересно учиться, потому что им предоставляются сейчас всякие возможности.
У меня было несколько кейсов, участники позапрошлого года участвовали в прошлом году, я говорю: «Вы уже участвовали, вы же все знаете. — Мы в прошлый раз не победили, мы пришли для того, чтобы победить». Статус этого турнира не только в рамках директоров школ как муниципальных площадок, самих учителей как наставников важен, но и для участников это очень важный момент, они пришли победить. Последний раз мне сказали: «Вы не думайте, мы не только пришли победить, мы еще потом к вам пойдем учиться». Это действительно очень хороший кейс с точки зрения передачи и формирования знаний о тех или иных профессиях, потому что когда дети приходят, их мамы приводят (не открою никаких секретов, приводят мамы, папы, родственники), ЕГЭ сдали — ты пойдешь туда-то. И потом оказывается, что ребенок 4 года теряет, потому что для него это неинтересно, и ладно ему неинтересно, это его внутренние убеждения, но он формирует в среде студентов немножко негативную ауру, потому что он не вовлечен в образовательный процесс, он не дает отдачу преподавателю, которому тоже сложно. Со студентами, которые не заинтересованы, неинтересно и тяжело работать, они не дают никакой обратной связи, энергетической радости, когда ты приходишь в эту аудиторию.
И одним из основополагающих принципов, почему мы это сделали, в том числе была забота о том, чтобы дети не тратили свое время, а многие еще учатся на контрактной форме обучения, тратят финансовые ресурсы своих родителей, и потом они получают диплом. Я была свидетелем несколько раз такого, когда диплом выручали, правда, не на нашем факультете: «Я закончил, диплом получил, теперь отстаньте от меня». Чтобы такого не было, муниципальный турнир помогает формированию дальнейших навыков.
Когда мы работаем с учителями как наставники, когда мы объясняем им кейсы, задания, мы с ними обсуждаем эти кейсы, совместно решаем какие-то задачи, это очень важно, потому что университет дает больше возможности для нас, как преподавателей, для развития, для знакомства с новыми тенденциями, новыми трендами, которые есть в тех или иных направлениях образования, в направлениях профессии. И учителя в силу своей загруженности, в силу адской работы не успевают, у них просто нет времени для этого. Мы в качестве наставников еще помогаем посмотреть, так как у нас в университете много практиков индустрии, на новые тренды, которые есть в реальной экономике, бизнесе.
Елена Ляпунцова:
Есть такое выражение — для того чтобы поднять систему, нужно из нее выйти. Вы даете возможность школьным преподавателям, педагогам выйти за рамки, расширить кругозор, потому рутина замыкает всю эту историю, а свежий воздух, общение с преподавателем Высшей школы дает возможность показать себя, немножечко переобучиться, не стоять на лаврах, как мы в прошлый раз говорили, снять корону, и преподавателям Высшей школы порой надо послушать своих соратников, очень важно выйти из зоны комфорта.
Юлия Белозерова:
Давайте выйдем за границу нашей страны и поговорим о зарубежных практиках наставничества. Светлана Михайловна является автором параграфа в нашей монографии по наставничеству «Зарубежные практики». Расскажите, чего нет в наших университетах, какие формы есть в западных или восточных вузах, которые мы могли бы перенять.
Светлана Конюшенко:
Достаточно много практик существует в зарубежных университетах, нам пришлось работать в некоторых зарубежных университетах Польши, и мы видели примеры наставничества, когда студенты, которые приходят в университет только на очные занятия в выходные дни, получают поддержку от своих преподавателей, очень интересные формы поддержки. На что мы обратили внимание? У нас наставник — это больше аспект помощника, в зарубежной практике, по крайней мере в польских университетах и высших школах, в которых мы работали, это эксперты, которые оценивают этапы развития студента, они ему подсказывают, где происходит его недоработка, что ему необходимо сделать.
Второй аспект — роль наставника меняется в зарубежных университетах, он приобретает роль психосоциальную, и это удивительно, потому что атмосфера в университете зависит во многом от преподавателя, он пример и поддержка студента. Студенты во многих высших школах и университетах Польши, я просто хорошо знаю эту систему образования, работают по системе 2:4, то есть 2 дня в университете и 4 дня вне университета, вне вуза, и в этом случае пример постоянной работы, постоянной поддержки связи со студентом, постоянного развития хорошо отражается в понимании того же действия у студентов. Для нас это было искренним открытием, потому что очень много проблем у студентов.
Мы не скрываем, что есть студенты, которые очень плохо посещают занятия. Как привести их в университет, как привести их на занятия, чем их мотивировать? Эти проблемы перед педагогической наукой стоят до сих пор. С одной точки зрения, мы вроде бы стараемся все сделать — интересные лекции, различного рода средства обучения привлечь к взаимодействию со студентом, в конце концов перейти на гибридный способ обучения, различные приемы, но не всегда достигаем успеха. В этом случае мы занимаем позицию относиться к человеку с пониманием. Мы стремимся к тому, чтобы студент мог комфортно чувствовать себя в этой образовательной среде. В России свойственно выстраивать образовательное партнерство между преподавателем и студентом, а в некоторых зарубежных странах, таких как Великобритания, Австралия, Соединенные Штаты, Канада, отношения со студентами более регламентированы, жесткий регламент. Если ты вышел за этот регламент — извини, ты уже не студент. А в Канаде до последнего времени, меня это очень удивило, но тем не менее это так, термин наставничество был равен термину надзор, и только сейчас в связи с введением различного рода сетевых технологий в образовательный процесс появились изменения, связанные с пониманием наставничества как поддержка, как развитие, как профессиональное самоутверждение, стабильность в отношениях между участниками образовательной системы. Концепции, которые выстраиваются в зарубежной практике по наставничеству, исходят из результативности.
Система обучения в России и система обучения зарубежная очень разные, даже в нашей стране очень много разнообразных вариантов или типов обучения, но можно сказать одно — без наставничества достаточно сложно подготовить качественного специалиста, этот факт понимают и за рубежом, и у нас. Во многом сейчас это актуально, потому что предыдущий год был Годом наставничества, и я думаю, что его надо было продлить не на год, а на десятилетия, наставник нужен на всех уровнях жизни человека. И мы все больше и больше приходим к такому заключению, что не только в профессиональной сфере, но и в личностных отношениях очень важно присутствие наставника, для специалистов совершенно разного профиля: где проконсультироваться, где получить помощь.
Елена Ляпунцова:
Атмосфера в университете зависит от преподавателя, а Лига преподавателей Высшей школы ставит себе задачу повышение престижа профессии и качества образования. Есть разные системы, в проектной деятельности мы тоже говорим, что результат должен быть, даже в наставничестве. Вы совершенно правильно говорите, что нужно продолжать Год наставника, на Госсовете, который был в декабре, выдвинули эту ситуацию, выступления всех ключевых спикеров и персон в области образования говорят о том, что это необходимо. 13 февраля вышло постановление и поручение Президента Владимира Владимировича по поводу всего того, что касается наставничества. Мы анонсировали 18 пунктов, которые мы уже делаем в нашем сообществе, и все предложения мы направили Татьяне Голиковой, получили отклик, отклик был анонсирован в Министерстве науки и высшего образования о том, что давайте сотрудничать. Все-таки нужно делать национальную систему наставничества и даже самих наставников учить.
Юлия Белозерова:
Мы завершаем нашу программу, я благодарю наших спикеров, надеюсь на продолжение этого диалога в рамках вебинаров, нашей работы, учебных работ и личных встреч в проекте Школа академического наставничества и сотворчества. А с вами были Юлия Белозерова, Елена Вячеславовна Ляпунцова, Людмила Валерьевна Семенова и Светлана Михайловна Конюшенко в завершающей программе цикла программ «Интеллектуальный капитал», «Школа академического наставничества и сотворчества», до новых встреч.
Елена Ляпунцова:
Спасибо большое, коллеги, за уникальный профессиональный разговор. Мы ставим запятую, точечку поставим чуть позже, нам очень хочется быть с вами диалоге и в унисон говорить о важных вещах.