{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Светлана Васюра кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, ведущий преподаватель кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета 27 марта 2024г.
ШАНС ученого
Как воспитать аспиранта? Как найти научного консультанта? Попасть в команду ученых. Межвузовские и международные исследовательские коллективы. Наставничество в научной работе как традиция российской высшей школы. Взаимосвязь наставничества и карьеры в системе высшего образования.

Юлия Белозерова:

Добрый день, «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей Высшей школы, специальный выпуск «Школа академического наставничества и сотворчества», ШАНС ученого. Мы сегодня говорим об академическом наставничестве в сфере научных исследований. С вами в студии я, Юлия Белозерова, генеральный продюсер данного проекта, и руководитель Школы академического наставничества и сотворчества, руководитель Лиги преподавателей Высшей школы Елена Вячеславовна Ляпунцова, наши дорогие, очень мощные эксперты, которые находятся в других регионах, Светлана Александровна Васюра, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, ведущий преподаватель кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета, почетный работник в сфере образования Российской Федерации, выпускающий редактор журнала «Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика» и победитель Всероссийского конкурса «Золотые имена Высшей школы». И у нас на связи Казань, Татьяна Александровна Трифонова, ведущий преподаватель, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства, руководитель Центра содействия трудоустройству выпускников Казанского инновационного университета имени Тимирясова, бизнес-тренер института бизнес-образования КИУ, карьерный консультант и профориентатор.

Елена Ляпунцова:

У нас сегодня очень интересная география, для нас это очень ценно, мы межрегиональная общественная организация, у нас уже 54 региона, и мы имеем все полномочия быть уже в статусе всероссийской, но для нас очень ценна риторика о том, что мы в диалоге с регионами, это огромный вклад, опыт. Мы неспроста пригласили именно такой состав — и с точки зрения психологии, и все, что связано с умением писать, журнал вообще дорогого стоит, так что обратите внимание, какие у нас уникальные собеседники, наставники и эксперты. А самое главное, мы говорим о том, что бизнес-образование — это очень важная задача, и интеграция, психология Высшей школы и бизнес-тренер, все, что связано с трудоустройством выпускников, это очень важный момент, для чего и существует проект ШАНС, Школа академического наставничества и сотворчества, дать возможность найти себя, найти наставника, найти наставляемого и сделать правильный выбор в своей профессии и в своей судьбе, в том числе в карьерном развитии.

Юлия Белозерова:

Светлана Александровна, какие формы наставничества традиционны в научной работе, потому что если мы говорим об академическом наставничестве, о Высшей школе, то основное отличие от других звеньев образовательной системы — это ведение научной работы как основной компонент. Где традиции российской Высшей школы в этой сфере?

Светлана Васюра:

Это самый важный и ключевой вопрос, и прежде всего я хотела бы дать определение научному наставничеству и сказать о том, что научное наставничество рассматривается сейчас, как особый вид профессиональной деятельности научно-педагогических работников вуза, и как сфера взаимодействия научного руководителя и студента, аспиранта, магистранта, и как педагогическая технология формирования научно-исследовательских компетенций, и повседневная практика социализации студентов в научной среде.

Вопрос очень актуальный в связи тем, что исследования последних лет показали противоречивую картину среди студенческой молодежи. С одной стороны,

растет вовлеченность молодежи в научную деятельность, направленность на научные исследования, на технические достижения, а с другой стороны, у ряда молодых людей в глазах падает престиж науки, падает престиж академической профессии, и в этой связи академическое наставничество, научное наставничество крайне актуально.

Юлия Белозерова:

Как Вы чувствуете, что падает престиж, студенты высказывают отношение или не идут на программы?

Светлана Васюра:

И студенты высказывают, и проводились мощные социологические исследования Уральским федеральным университетом, которые показали такую тенденцию. Она не очень тревожная, но все-таки есть.

Елена Ляпунцова:

Как раз одна из задач нашего нового проекта, он и вырос, как производное из большого флагманского проекта, победителем которого Вы являетесь, спасибо Вам огромное за то, что поверили в этот конкурс, стали участником и победили в свое время. ШАНС, Школа академического наставничества и сотворчества, состоит из определенной концепции, которую мы хотели бы тоже обсуждать, посмотреть видение каждого из экспертов, которые участвуют в рабочей группе. Этот проект поддержан Фондом президентских грантов, что уникально и очень значимо для нас по той причине, что Фонд президентских грантов дал нам шанс создать площадку, и мы очень благодарны Министерству науки и высшего образования за то, что мы говорим и поддерживаем. У нас есть куратор, Ольга Викторовна Петрова, заместитель министра Министерства науки и высшего образования. Одно из направлений — это развитие концепции, о которой мы говорим в эфире, и мы ждем обратную связь от каждого, кто слушает и кто заинтересован в высшем образовании и развитии. Наша важная задача — это исследовательская часть, о которой Вы сейчас сказали, что тенденция еще не тревожная, но уже существует, и эти опросы, научные исследования очень дорогого стоят, спасибо Вам огромное за то, что Вы об этом говорите.

Юлия Белозерова:

Одна из традиций Высшей школы — это наличие научных школ. Научная школа всегда воспринималась, как некое сообщество ученых, которое исследуют определенную тему, они придерживаются выбранной методологии, принципов исследования и продвигают науку в достаточно узкой стезе. Это сообщество достаточно закрытое, часто географически, местечковое, это может быть научная школа какой-то кафедры определенного вуза, редко к этой научной школе присоединяются ученые других регионов или других вузов, хотя такое тоже возможно. Вопрос развития научных школ и формат наставнической работы, потому что есть лидер научной школы, который ведет за собой учеников, который направляет эту работу, сегодня актуален?

Светлана Васюра:

Само понятие научной школы очень специфично и многогранно. И если говорить о научной школе, это феномен коллективного научного творчества, в основе которого взаимообогащение идеями, знаниями, творческой энергией. А если говорить о научных школах, то существуют разные классификации научных школ, то, о чем Вы спрашиваете, это школа как исследовательский коллектив, или школа как научно-образовательная школа. Я думаю, что речь идет о научно-образовательных школах. Есть еще классификация, в которую входит школа как направление в науке, например, в психологии есть школа бихевиоральная, психоаналитическая, гуманистическая, но мы сейчас будем говорить о научно-образовательных школах.

Юлия Белозерова:

Где исследования связаны с передачей опыта, потому что все-таки наша тема наставничество.

Елена Ляпунцова:

Бихевиорализм — такая вещь, которая затрагивает очень многие смыслы даже в технологических задачах, еще в нулевые годы я прикоснулась к бихевиорализму и всему, что связано со смысловыми понятиями, лингвистикой, когда создавались поисковые системы, русский язык богатый, и нужно было сделать правильный ассоциативный ряд. Философия, психология, педагогика и все, что связано в вашем журнале, это очень важные вещи, триединое, а философия, педагогика и психология — это надстройка любой наставнический деятельности, любого понимания, потому что от философии все идет, понимание кто ты, что ты и зачем, только тогда ты можешь понять, имеешь ли ты право вести за собой, настоящий ли ты лидер, можешь ли ты поднять правильные научные вопросы, которые подхватят твои же коллеги, которые тоже должны быть в этой профессии и в этом направлении, и ученики, мы для этого и существуем, чтобы у нас были ученики.

Юлия Белозерова:

Научные школы — это эволюционно создаваемый институт или нужно предпринять организационные действия? Если человек считает себя вправе, он понимает, что у него достаточно много исследований в этом направлении, как ему открыть научную школу, как ее легализовать, или нет такого понятия?

Светлана Васюра:

В ряде вузов есть положение о научной школе на основе нормативных актов Российской Федерации, и даже разработаны положения о заявке об открытии научной школы. Для того чтобы открыть, оформить научную школу, необходимо, чтобы в вузе был научный лидер, ученый с мировым именем, имеющий весомые научные достижения. В Удмуртии в Ижевском государственном техническом университете имени Калашникова в содержание заявки об открытии ведущей научной школы этого вуза входит оформление названия научной школы, обязательно речь пойдет об основателе научной школы, здесь должны быть очень серьезные профили в Scopus, eLIBRARY, обязательно руководитель школы должен иметь учеников и быть признан не только на уровне региона, но и на уровне страны, а, возможно, и международном уровне. В заявку входит еще и обоснование общего количества и списка членов коллектива научной школы, их достижения, а дальше рассматривает ученый совет, прописываются направления этой научной школы, план работы, участие в конференциях и так далее.

Елена Ляпунцова:

Это настолько философский вопрос, что такое научная школа и что такое наставничество, академическое наставничество. История говорит о многих вещах, и все философы древнего мира и философы нынешние об этом рассуждают. Есть высказывание Аристотеля об образовании и стремлении к совершенству: «Корни образования горьки, но плоды сладкие. Совершенство никогда не бывает случайным, это всегда результат высокого намерения, искренних усилий и разумного исполнения. Те, кто знают, знают, те, кто понимают, учат, выбор, а не случайное определение судьбы». Трогательные и трепетные слова, мы читаем высказывания мудрейших, а когда подходишь к какому-то вопросу, особенно сейчас, действительно учат те, кто знают, а выбор — это та же самая научная школа, в какую школу попадешь, к какому лектору и к какому бизнес-тренеру. Мы говорили о традиционном, и Лига преподавателей имеет такой лозунг — от традиций к инновациям, и мне хотелось бы подключить Татьяну Александровну, перескочим из Удмуртии в Казань, и поговорить в риторике бизнес-образования, как выглядит успешная академическая карьера, какие существуют треки и возможности.

Татьяна Трифонова:

Что значит успешная академическая карьера? Можно лингвистически подойти, успешное — это успеть, успеть вовремя, то есть чтобы либо по возрасту все хорошо проходило, по возрастанию по должностным ступенькам, по академическим высотам, либо даже с опережением. Что касается самого понятия академическая карьера, оно может пониматься как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле мы практически все имеем академическую карьеру, это путь прохождения всех образовательных организаций, начиная с дошкольной организации и заканчивая академическими высотами. В рамках нашего разговора нам все-таки интересна узкая трактовка понятия академическая карьера, это уже система повышения по служебной лестнице научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава образовательных организаций или научно-исследовательских учреждений. Успешная академическая карьера — это когда ты планомерно, систематически продвигаешься вверх по иерархическим ступенькам, и не только иерархическим.

Какие могут быть треки в рамках конкретной образовательной организации или даже в межвузовских? Сначала ты можешь быть просто приглашенным преподавателем, тебя могут взять сначала на четверть ставки, на полставки, затем ты являешься ассистентом преподавателя, это юридически верное движение по должностям, затем старшим преподавателем, доцентом, профессором, это один подход к пониманию академического трека.

Другие подходы выделяют социальный трек академической карьеры, производственный трек, научный трек, исследовательский, и административный. Также в последнее время знакомый нам термин — это проектный трек академической карьеры.

Елена Ляпунцова:

Есть словосочетание преподаватель-практик, и в профессиональном стандарте говорят об этом, и в Национальном совете при Президенте по профессиональным квалификациям, где я имею честь присутствовать как член Национального совета, говорят и о практическом анонсировании званий и степеней практиков, очень интересная риторика и веяние. Нам бы очень хотелось, чтобы Вы поделились, как бизнес-тренер, как человек, который смотрит со стороны. В «Золотых именах» 10 номинаций, и одна из номинаций каждый раз имеет развилку. Практикоориентированная номинация предусматривает не только преподавателей, которые преподают и имеют практикоориентированный KPI, но и те, которые приходят от производства, из бизнеса в высшее учебное заведение, большая ценность таких экспертов. Нам бы хотелось поговорить по этому пути, хотя это многогранный вопрос и очень много философии, начало создания концепции с точки зрения академического наставничества, бизнес-наставничества. Преподаватель-наставник и преподаватель-практик — это две субстанции, риторики, о чем мы хотели бы говорить в ближайшее время.

Татьяна Трифонова:

Здесь подразумевается такого плана академическая карьера, когда практики приходят и делятся не просто теоретическими концепциями, а конкретным ремеслом.

Елена Ляпунцова:

Идти от обратного, от ремесла, есть примеры, когда бизнесмен, предприниматель, серьезный ведущий сотрудник из корпорации не имеет возможности каждый день выходить в университетскую среду, потому что это очень серьезный труд. Мне не хватает компетенций методолога, свои методологические знания упаковать в хорошем смысле слова, есть какие-то нюансы, хотя у него есть порыв и есть опыт практика. Как это правильно выстраивать с точки зрения бизнес-процессов?

Татьяна Трифонова:

Имеет смысл поделиться опытом и рассказать, как это у нас бывает. Мы со стороны бизнеса, мы все-таки преподавательское сообщество, со стороны наших коллег, которые в практике, видим большой интерес, но это касается зрелых практиков, у них внутренняя мотивация поделиться своим опытом и передать свои знания, навыки подрастающему поколению, им просто кайф общаться с молодежью и рассказывать, как оно на самом деле работает. Они сами проявляют инициативу, сами выходят на нас, мы их приглашаем на наши занятия, проводим мастер-классы, семинары, просто занятия с привлечением практика. Дальше мы друг к другу присматриваемся, практики у нас есть, включаем в состав преподавателей либо как совместителей, либо как почасовиков, либо на четверть ставки.

Есть определенные сложности и трудности, но в то же время и для студентов это очень полезно, потому что подача материала совершенно другая, она не всегда структурированная, как у настоящего преподавателя, когда все по понятиям, по определениям, она более эмоциональная, более связана с практическим применением конкретных знаний, с передачей умений. Мы потихонечку нащупываем этот путь, но есть интересные примеры, где у нас уже по несколько лет работают такие практики.

Елена Ляпунцова:

У вас кафедра психологии труда и предпринимательства, мне очень интересно, потому что в МГТУ имени Баумана кафедра инновационного предпринимательства, мы в этом тоже сильно пытаемся разобраться, что такое предпринимательство в частности.

Юлия Белозерова:

Светлана Александровна сказала, что среди молодежи ощущается некое прохладное отношение к карьере ученого, к академической карьере, кто-то недопонимает, кто-то не видит бонусов для себя, преференций, а Вы говорите, что практики приходят в вуз, с удовольствием общаются с молодежью, то есть они рассматривают преподавание, как определенный виток развития своей карьеры. Какие сейчас есть современные факторы, которые либо ограничивают возможность построения успешной академической карьеры, когда все вовремя, поступательно, с опережением, до 39 лет доктор наук, или наоборот, тормозят?

Татьяна Трифонова:

Уже шла речь о том, что экономический фактор несколько сдерживает, потому что если посмотреть зарплату у начинающего преподавателя и у курьера, официанта, то студенты, материально очень заинтересованные, нередко смотрят в сторону курьера, это действительно осложняющий фактор. Если брать естественно-научные направления, то там серьезным сдерживающим фактором является уменьшение количества международных стажировок и то, что страна разворачивается потихонечку на восток, нужен уже китайский язык, а мы больше с английским языком дружим, это тоже ограничивающий объективный фактор.

Что касается способствующего, это социальный фактор — возраст, сейчас даются преференции молодым людям, их поддерживают, всячески мотивируют, наставничество здесь играет ключевую роль, мы присматриваемся к студентам, они присматриваются. У нас есть последний год или на бакалавриате, или в магистратуре для более тесного общения, есть педагогическая практика в той же самой магистратуре, которая позволяет прочувствовать на себе, что это такое, поддержка и интерес со стороны администрации вуза к молодым специалистам. Некое требование со стороны государства к омоложению профессорско-преподавательского состава — это фактор, который очень даже способствует молодым специалистам для производства академической карьеры.

Юлия Белозерова:

Вы психолог, и когда мы проводим мотивационные тренинги для развития лидерских качеств, построения карьеры, мы делаем упор на компетенции, которые связаны с коммуникациями, стратегическим мышлением. Есть ли специфика таких компетенций для академической карьеры?

Татьяна Трифонова:

Есть общие, универсальные для любой карьеры, как раз то, что Вы перечислили, софт скиллы одинаковые что для академической, что для любой иной профессиональной карьеры. Я бы из специфического отметила ценности и мотивации, это основа всего, тот фундамент, который дальше нуждается в настройках. Специфика — это высокая познавательная потребность, то есть у человека это заложено, либо развивается родителями в раннем возрасте, педагогами, либо в вузе с помощью наставников эти познавательные потребности усиливаются, интерес, чтобы узнавать либо в своей науке, либо в смежных науках что-то новое.

Я бы отметила усидчивость, исследовательская деятельность требует усидчивости. Интеллектуальные способности однозначно, аналитический ум, эмоциональный интеллект, социальный интеллект и ораторские способности, без них в академической карьере никак.

Елена Ляпунцова:

Именно поэтому интеллектуальный капитал — это экосистема, которая существует в нашей жизни, и мотивация, потребность к образованию молодого поколения. Но у нас есть собственное желание, мотивация увидеть таких экспертов, поговорить, войти в профессиональное сообщество и быть в диалоге, мы друг у друга учимся, и тот шанс, который нам дает жизнь, встречаться. Каждый спикер сегодня — это совершенно не случайно, потому что среди нас психолог, бизнес-тренер, айтишник, экономист, и мы мотивируем друг друга. Хотелось бы, чтобы Светлана Александровна высказалась с точки зрения психологии, философии, как она видит правильные тенденции, но прежде всего хотела передать привет Маргарите Александровне Филатовой-Сафоновой, руководителю нашего отделения по республике Татарстан, большое спасибо, потому что мы все соавторы данного учебника. Я с таким удовольствием прочитала второй раз то, что мы в сделали коллегиально, и я советую каждому, кто слушает нас, это есть в открытом доступе, у нас есть ссылочки на нашу монографию, очень полезно прочитать.

Юлия Белозерова:

По вопросу основных результатов научного наставничества, коллеги, как вы считаете, в чем будет проявляться этот результат, как измерить, было ли эффективно наставничество?

Светлана Васюра:

К результатам научного наставничества можно отнести вовлечение в научно-исследовательскую работу студентов, наиболее подготовленных, мотивированных, и повышение мотивации самих студентов. Кроме того, это формирование у наставляемых культуры научного труда,

поведенческих моделей взаимодействия в научном сообществе, которые они будут проявлять, демонстрировать, усвоение норм академической этики. Также к результатам научного наставничества можно отнести еще и организацию и развитие профессиональных научных коммуникаций среди студенческой молодежи, это различного рода конференции, форумы и другие формы научных коммуникаций. И формирование позитивного имиджа исследователя и науки, в рамках которой работает наш молодой ученый.

Юлия Белозерова:

Из жизненного опыта, Вы студентов на конференции кнутом или пряником гоните?

Светлана Васюра:

Студентов в основном мотивируем, и большая часть студентов у нас очень активно вовлечена. Есть ребята, которые хотели бы не только выступить, но и публиковаться. У нас существует такая форма научного наставничества, как горизонтальная, когда третий курс курирует второй курс студентов, а четвертый курирует третий курс, и такую наставническую деятельность они осуществляют, очень интересные модели, когда мы проводим студенческие конференции. Магистранты у нас тоже очень заинтересованы, и совместные публикации магистрантов и даже студентов в ведущих научных журналах, в том числе в нашем издании.

Елена Ляпунцова:

Буквально за 5 минут до эфира мне написал мой в прошлом бакалавр, он завершил бакалавриат в МГТУ имени Баумана и решил пойти в другую магистратуру, нашел себя в другом направлении. У него был не очень простой путь выбора темы работы, и был долгий путь моего наставничества, потому что он писал по ночам, культура общения была достаточно сложная. На самом деле хороший парень, но не мог найти себя с точки зрения мотивации, поиска темы, а когда уже нашел, тогда все произошло. Он написал, что будет конференция на кафедре, можно ли ему участвовать, хотя он уже в другом учреждении, то есть обратная связь идет. Можете ли вы быть наставником и консультантом-экспертом для моего бакалавра по той причине, что мы в поиске этой темы, хотя уже нужно писать, время поджимает, но бывают такие ситуации, не всегда все сразу быстро происходит у молодого человека, поиск и темы, и научного направления?

Юлия Белозерова:

Мне кажется, это уже рабочая схема. Татьяна Александровна, можете что-то добавить по показателям результативности, где искать показатель того, что научное наставничество действительно эффективно?

Татьяна Трифонова:

Скажу про преподавательскую академическую карьеру. Главный показатель — это то, что выпускник, молодой преподаватель пришел и остался работать в вузе, он адаптировался, приспособился, понял, как осуществлять научную деятельность, он нашел себя в преподавательской деятельности, и мне кажется, это важнейший показатель — количество оставшихся, задержавшихся в этом направлении.

Юлия Белозерова:

А еще лучше, если получили практический опыт, поработали, достигли каких-то результатов и вернулись на кафедру передавать опыт, это высший пилотаж, некоторые даже параллельно это делают.

Спасибо большое, в вами была программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей Высшей школы, специальный цикл программы в рамках проекта «Школа академического наставничества и сотворчества», которая выходит при

поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. До новых встреч.

Елена Ляпунцова:

Спасибо огромное нашим коллегам, которые были сегодня экспертами, уникальный опыт, который нам необходимо транслировать, и та площадка, на которой мы сегодня присутствуем, дает большой отклик и охват, для нас это важные вещи, мы хотим быть не только лучшими, но качественные и количественные показатели никто не отменял. Спасибо вам, всего самого наилучшего, с вами был ШАНС.