Сия Адерес:
Здравствуйте, это «Кофе-брейк со звездой», с вами Сия Адерес. Американская мечта будоражит умы и сердца людей уже с 20 века по всему миру, люди отправляются в Америку в поисках лучшей жизни и, возможно, теплого климата. На сегодняшний день на территории Соединенных Штатов проживает более 4 миллионов российских иммигрантов, но так ли все радужно? В гостях у нас сегодня необычный гость, на кофе к нам зашла Мария Бутина, политический, общественный деятель, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва, член фракции Единая Россия, ведущая Первого канала и обладатель медали За содействие Росгвардии, ордена Святой Равноапостольной княгини Ольги второй степени и еще много-многое другое.
Мария Бутина:
У меня самый любимый кофе — растворимый, так уже с американской тюрьмы повелось, кофе там никто не варит, а шампанское по утрам пьют только демократы или дегенераты, ни к тем, ни к другим я не отношусь, поэтому я там полюбила обычный растворимый кофе. Спасибо за перечисление множественных регалий, но это все в процессе работы набирается, а звездой меня называть рановато.
Сия Адерес:
Но все равно Вы медийная личность и собираете свою аудиторию. Если не секрет, за что медали?
Мария Бутина:
У меня отдельный проект, я работаю с кадетским движением Росгвардии, на протяжении последних трех лет я преподаю, хожу в различные кадетские корпуса и занимаюсь вопросами кадетского образования. Там есть профильные мне темы, потому что я закончила магистратуру в области международных отношений с профилем в кибербезопасности. Кадеты очень умные, и кадетское образование в России я оцениваю очень высоко, нужна определенная реформа, и у меня есть ряд законодательных соображений на этот счет, но в целом отмечу, что мне приятно работать с кадетами. Поэтому в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге я очень много работала, в других городах России в том числе, прежде всего кадетские корпуса, так что с Росгвардией взаимодействие очень хорошее. Нам обеспечивали безопасность мои коллеги, по моей просьбе выезжали на территорию Запорожской области, были в Мариуполе на День защиты детей. Мы собрали ребятам большую гуманитарку, если кто не знает, я депутат от Кировской области, и у нас есть подшефная территория в Запорожье, это ПГТ Веселое, и мы отвозили гуманитарную помощь нашим военнослужащим, в том числе антидроновые ружья, и 1 июня День защиты детей, поэтому собрали огромную машину подарков деткам. Росгвардия нам помогала обеспечить безопасность, и спасибо ребятам, все прошло без происшествий, кто-то получил подарки, а кто-то гуманитарную помощь и вооружение.
Сия Адерес:
У нас многие звезды занимаются гуманитарной помощью, поддержкой СВО, то есть они тоже могут рассчитывать на некоторые медали.
Мария Бутина:
Эта медаль была получена намного раньше, чем мое начало в теме СВО, с кадетским движением я уже работаю три года, поэтому это решение Виктора Васильевича Золотова, директора Росгвардии. Я не могу объяснить эту мотивировку, это его личное решение, я думаю, связано с тем, что это систематическая работа с военно-патриотическим направлением. И здесь важно отметить, что совместно с Федеральной службой исполнения наказаний, Министерством юстиции у нас есть спектакль «Тюремный дневник», я не режиссер, не постановщик, не актриса, я всего лишь автор книги. Я дала разрешение на постановку спектакля, это не коммерческий проект, и в учебных заведениях Росгвардии он представлен, хорошие отзывы. Поэтому это все-таки патриотическое воспитание, нежели количество гуманитарной помощи. Многие мои коллеги тоже отвозят гуманитарку, я им за это чрезвычайно признательна, и думаю, что это вопрос каждого, в меру его сил, кто сколько может, тот столько и делает.
Сия Адерес:
Если вернуться к теме американской мечты, не секрет, что очень много людей в нашей стране, часто девушки, да и не только девушки, люди из различных сфер, и звезды стремятся уехать, иммигрировать, думают, что там что-то лучше. Но при этом статистика и факты говорят о том, что за последние годы около 9 миллионов, если даже не 10, покинули Соединенные Штаты, даже местные жители, то есть люди в прямом смысле бегут из Америки. Как Вы думаете, почему?
Мария Бутина:
Америка, как мне говорили сами американцы, я все-таки там проучилась два года и так получилось, что оказалась в местах лишения свободы еще на 18 месяцев, это не Америка 1970-х. Америка 1970-х — это пик противостояния в холодной войне, семейная Америка, которая пропагандирует консервативные ценности. Американское общественное мнение считает, что оно работает против коллективизма Советского Союза, хотя у нас были крепкие семьи что тогда, что сейчас, но для них надо было, чтобы как в Голливуде — герой должен быть либо ярко хороший, либо ярко плохой, иначе эта поляризация не работает. Поэтому они создали для себя образ демонического Советского Союза и на его антагонизме играли, говорили, что они — это про семейственность, про поддержку традиционных ценностей.
С тех пор много воды утекло, и мне кажется, это очень философский вопрос, что мы с Америкой всегда антагонисты, это два крупных полюса силы. Я не беру здесь Китай, потому что в идейно-философском смысле Китай никогда не был миссионерской державой, Китай всегда считался поднебесной, и он не несет мысль привлечения к своей культуре. Они обособленно жили до 1860 с хвостиком года, не имели даже Министерства иностранных дел и не имели бы, если бы не непосредственное вторжение туда западного мира, открытия Китая, потом опиумные войны, но не будем уходить глубоко. Тем не менее, державы-миссионеры, то есть несущие идею, это Америка и Россия. Поэтому в этой части мы всегда играем в противовес, и когда Америка считала противовесом коллективистскую идею Советского Союза, они играли на семейных ценностях и индивидуальной свободе, индивидуальной не как индивидуума, а индивидуальной как семья — это индивидуальная ячейка общества.
Сейчас ситуация изменилась, против России с ее традиционными ценностями стоят нетрадиционные ценности. Идейно-философски нормально не то, что они пропагандируют, а нормально то, что где черное, есть белое, и то, что мы видим сейчас, это сдвиг. Чем более Россия будет успешна, стабильна и традиционна, тем дальше Америка будет уходить в своем радикально-либеральном шабаше. Кстати, что такое классический либерализм, они давным-давно забыли, фактически они сейчас живут в диктатуре либерализма. Что это означает для людей? Каждый человек выбирает под себя, кто-то моду выбирает по себе, говорят, о вкусах не спорят, так же и идейно, так же и идеологически, что несколько разные понятия, люди выбирают ту сторону, которая отличает их картину мира. Вот так многие американцы сейчас, не находя ту Америку, которая им обещалась тогда, в 1970-е, это прежде всего люди либо более старшего поколения, либо совсем молодые, они видят центром притяжения именно Россию, потому что здесь они находят то, чего в Америке нет. Американской мечты в принципе никогда не было, но то, что мы видим сейчас, это оголтелая диктатура либерализма. Даже когда я училась в Штатах, это был 2017 год, у нас на кампусе, то есть в студенческом городке, сказать, что ты нормальный, имеется в виду, что ты гетеросексуален, было ненормально, значит ты против тех.
Сия Адерес:
Норма стала антинормой.
Мария Бутина:
И отсюда идет моя мысль, связанная с диктатурой, что как таковую свободу просто исключили, то есть тебе нужно обязательно состоять в списке меньшинств, но не всем это подходит. Кто-то борется с системой, но мы видели, как 6 января люди боролись с системой, больше тысячи человек посадили. Поэтому ввиду невозможности противостояния и выражения альтернативной точки зрения люди предпочитают уезжать, а многие просто боятся за свою жизнь. Недавно приехала женщина, осталась у нас, она обвинила Байдена в насилии, работала у него в сенате и выступила с заявлениями, рассказала о многочисленных фактах коррупции в семье Байдена. Да, она боится за свою жизнь, даже какой-то американский сенатор, с которым она общалась в рамках возможности дать показания в сенате, ей сказал: «Не приезжай, мы не можем обеспечить тебе физическую безопасность». Почему люди уезжают, мне, по крайней мере, очевидно.
Сия Адерес:
Вы сказали, что многие находят то, что было в тех же 1970-х, на просторах России, то есть многие в Россию приезжают из Америки.
Мария Бутина:
Не только приезжают, но даже создают здесь отдельные центры проживания, диаспоры американцев, известный проект в Московской области, Серпуховский район, там даже целая американская деревня строится, то есть это люди, которые хотят жить традиционно. Традиционно не в смысле пещерно, не надо смешивать эти понятия, имеется в виду мама, папа, дети и иметь возможность покупать здоровые продукты, ходить в магазин, где есть нормальные продукты, чтобы не болеть потом и всю жизнь лечиться, потому что это отдельная проблема Америки, которую подчеркивают многие, кто сюда уезжает, еда хотя бы не синтетическая. И это не фактор, пока мы молоды, это фактор, когда мы становимся старше.
Сия Адерес:
Есть такой миф, что сейчас что-то добавляют, даже не гормоны, а что-то, вызывающее сильное привыкание.
Мария Бутина:
Это не миф, Макдональдс об этом спокойно говорил, что есть определенные Е-шки, определенные сахара, например, все меню Макдональдса было сладкое, потому что сахар — это определенный триггер для человека, и он вызывает привыкание, даже соленое было сладкое, хоть вы это не замечаете с перебитостью вкуса соленым. Я видела результаты насильственной гормонотерапии. Ты приходишь в американский магазин, у тебя есть две секции: направо оrganic section, это натурпродукты, и там все примерно в 2-3 раза дороже, но это здоровое питание, по крайней мере так говорят, а все остальное то, что американцы называют словом junk food, junk — это мусор, и ровно те же продукты, те же фрукты на вид вроде не отличаются, но тебе не гарантируют, что они хорошие. Удивительно, в магазине ты смотришь на яблоки, они идеальные, как пластиковые, все образцовые, и ты начинаешь задумываться, что не может быть такого. Или мясо какого-то неестественного цвета, и у тебя это вызывает подозрение. В секции junk food яркие упаковки, если детский хлопья, то там все цвета радуги. Зачем? Это убивает рефлекс, вам такая упаковка сразу понравилась, формируется определенная установка, когда вы едите эту продукцию. Но потом, когда ваш ребенок с 5-6 лет страдает патологическим ожирением, диабетом, и у него уже убит метаболизм, сделать ничего нельзя, а в 30 он умер, вы начинаете думать, что что-то не так.
То, что вы можете себе позволить эту органическую секцию, где продают хорошие продукты, во-первых, не факт с учетом проживания, страховки и всех прочих вещей. Кстати, страховку вам тоже не дадут, потому что если у вас уже есть заболевание, то ценник вашей страховочки пошел вверх, они не дураки, они пропишут там четко все, чем вы болели, и если у вас есть лишний вес, это будет вписано в страховку и увеличит цену, а без страховки не будет медицины, а без работы тоже не будет медицины. Таким образом, когда люди начинают считать, они понимают, что позволить себе они это не могут. Казалось бы, иди в огород, возьми и вырасти травушку-муравушку, жуй свой помидор. Но нельзя.
Сия Адерес:
Там сейчас существуют какие-то патенты, что нельзя так просто любому желающему развести огородик около своего дома, определенное количество кур можно держать.
Мария Бутина:
Кур вообще нельзя, есть определенные ограничения, что если ты живешь даже не в пределах города, это деревня, все видели, какие красивые одинаковые домики стоят, а как это достается? В одном городе живет моя русская подруга, и у нее под специальным навесом живет один цыпленок, чтобы хотя бы ее внуки видели, что такое цыпленок, чтобы он потом в курочку вырос. Но если это найдут, цыпленка убьют, а ее арестуют, потому что так нельзя.
Сия Адерес:
А просто как домашнее животное нельзя содержать? Я хочу, чтобы у меня жил цыпленок вместе с котом?
Мария Бутина:
Так нельзя, более того, размер вашей собаки, ее порода — все это будет согласовываться. А как вы хотели картинку? Например, вы хотите купить квартиру, так называемый кондоминиум, кто не знает, в Америке апартаменты под аренду, это отдельное здание, и там тебя тоже подбирают, ты пишешь огромную анкету: ты тихий, громкий, судимость есть или нет, прописывается доход, с кем живешь. И потом рентодатель принимает решение, возьмут тебя или не возьмут. Даже если ты решил купить квартиру, ты подписываешь определенные правила, как ты себя будешь вести, иначе штраф, и там тебе скажут: там с котами можно, а здесь с собаками, здесь собаки такой породы, коты такой породы, здесь вот этих можно, а вот этих нельзя.
Почему я говорю, что в Америке либеральный тоталитаризм, диктатура, потому что внешняя картинка свободы — это фейк, она ограничена огромным количеством всяких штук. Я тоже об этом не знала, и когда только приехала учиться, сдала сама экзамены, магистерский сложнейший экзамен, поступила, а потом начала понимать, что регламентировано все. Никогда не задумывались, почему у американцев белозубая улыбка? Показывать свое дурное расположение не принято, это как у нас вежливо здороваться, вот у них вежливо улыбаться. Это не значит хорошо или плохо, свое плохое настроение не демонстрируют даже в кругу семьи.
Сия Адерес:
А почему в кругу семьи нельзя?
Мария Бутина:
Не принято, потому что родителей отправят в дом престарелых, потому что с родителями не делятся, зато ребенка в 16-18 лет, когда он только пошел в колледж, родители хоп из дома, и они для себя живут, потому что либерализм. Может быть, я и не поверила бы, если бы сама это не видела натянутые семейные обеды, где все разговаривают только про еду. Зачем про нее разговаривать, поели и все? А больше не о чем говорить, общество зажато. Отсюда — мы же много сейчас слышим, но никто не разбирается откуда — антидепрессанты, психотерапевты, педофильские нарушения. Человек постоянно сжат, вы не можете ни с кем поговорить, единственный, кто вас выслушает, это психотерапевт.
Сия Адерес:
Домашнее животное.
Мария Бутина:
И то обвинят в жестоком обращении с животным, что вы поорали на собаку. Если без шуток, то так жить не весело.
Сия Адерес:
Но когда Вы приехали, в Вашем сознании еще жила американская мечта.
Мария Бутина:
А у меня не было американской мечты, я же учиться ехала.
Сия Адерес:
Но Вы же зачем-то приехали, хотелось именно там.
Мария Бутина:
У меня здесь два высших, мне хотелось другое образование, я рассматривала как варианты поступления несколько университетов в Европе, у меня квалификация международные отношения, мне интересно было учиться за рубежом. Более того, у них шикарный профиль по кибербезопасности, в России тогда по этому профилю образования не было. У меня здесь два красных диплома, все нормально, я ни от чего не убегала, проблем никаких не было, у меня была нормальная жизнь, нормальный достаток и свой бизнес, я не искала счастливой жизни. Получив там уникальную специальность, я собиралась вернуться домой, потому что она нужна здесь. Это эгоистично, согласна, критику приму, но здесь я была востребована, как специалист с уникальной профессией. Поэтому мне смешно слушать, когда говорят — ты собиралась туда уехать. Упаси Боже, вы сами подумайте, кто меня в кибербезопасность с российским паспортом взял бы работать в Америке.
Я получила диплом с отличием, потом меня посадили, правда, но иллюзия в отношении американской мечты у меня была, но она была в бытовом смысле, и в бытовом это меня шокировало. У нас чуть расхлябано, а у них как бетон. Знаете, когда дедушка бетон заливал во дворе, там обязательно ручки детей оставались. И представьте, вы с дедушкой бетон заливаете вокруг дома, вы туда свою ручку маленькую положили, а потом каждый год сравниваете, как рука растет. А в Америке как будто эта рука должна остаться в бетоне, и вы там залипли, шаг влево, шаг вправо — нельзя, а если ты попробуешь этой рукой потрясти и вдруг разрушишь бетон, то система моментально вернет тебя на место, и тебя всего туда замуруют и в тюрьму посадят. Почему? Не раскачивайте, не создавайте турбулентность. Как говорится, зачем ты пришел нам опять мешать — это у Достоевского.
Сия Адерес:
Все-таки Соединенные Штаты остаются чуть ли не лидерами по протестам от людей, которые выходят с разными плакатами, то меньшинства, то какая-то новая свобода, новые требования по внешности, даже в медиа мы видим совсем другие лица, опять же, перегиб свободы может быть.
Мария Бутина:
А Вы когда последний раз слышали про BLM? Давно, а интересно — почему? Когда Вы последний раз слышали про движение Me Too, помните, как оно было популярно? Нет ничего, это все исчезло из повестки. Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. Поэтому если протесты в Америке проходят, значит кто-то за это заплатил. Кстати, знаете, что стало с лидерами движениями Me Too? Посадили за коррупцию, деньги они получали не у кого-то, а через Клинтонов и Байденов, вся эта тусовка давала деньги движению Me Too.
Сия Адерес:
Существует такой миф, что это та страна, где можно легко выйти с плакатом, и к этому прислушиваются, еще могут и закон принять. Касательно педофилии, зоофилии, ЛГБТ, есть новые истории со сменой пола, введенная непонятная программа, это же тоже начиналось с протеста людей, которые вышли, а сейчас это на законодательном уровне, и клубы есть, и третий пол вдруг откуда-то появился, и с животными, оказывается, можно вступать в отношения, и все это появилось благодаря таким протестам.
Мария Бутина:
Нет, это совершенно другая история. Есть несколько научных трудов, написанных рейгановской администрацией, в ряде ключевых исследовательских американских центров — это не конспирология нисколько, — они уже тогда задумались об ограничении рождаемости, зачем столько много людей, более того, было бы хорошо, если бы люди были управляемые. Зачем заключенных сажают на психотерапевтические таблетки? Я видела, как это работает. Со мной женщина была, мать двоих детей — она перестала узнавать своих детей, то есть они прибегали, прыгали на пластиковую перегородку, через которую разговаривают, дети лезли на нее, плакали, а женщина смотрела них, как будто фильм вечером смотрит с попкорном, ее эмоционально выключили. И каждый вечер в 8 часов она говорила: «Наверное, мне пора спать», — и уходила спать, и так каждый вечер одну и ту же фразу.
Сия Адерес:
Настолько сильное воздействие идет на человека, на его психику.
Мария Бутина:
И вообще людей слишком много, и американцы задумались о том, как бы ограничить количество людей, слишком много, надо как-то их привести в порядок. В Америке главная борьба за объем желудка, в этом суть всего капитализма, потому что единственное, что можно продавать бесконечно, это продукты, еще таблетки, потому что это единственное, что у вас организм переработает, а потом опять надо покупать. От сигарет и всего прочего люди быстро помрут, но желательно так это продлить, чтобы они долго не померли, потому что они будут покупать. Но при этом чтобы не размножались, и для этого есть ЛГБТ.
Как они пошли по ограничению рождаемости — прекращение финансовой поддержки семей, то, что у нас материнский капитал, то есть мы подталкиваем этот момент, у них наоборот, они стали сокращать поддержку семей, лично — пожалуйста, семье — нет, многодетным — нет. Потом ограничение возможной жилой площади, то, что мы сегодня говорим — въезжайте, вот вам льготные условия, живите в сельской местности, потому что это лучше для вас и для ребенка, пожалуйста, если вы делаете такой выбор, вперед. А у них же пошло наоборот. Самая главная тема, которая сейчас в Америке есть, это вопрос абортов. За вы или против — это сейчас вообще не обсуждают, что играет роль, так это окно Овертона, это то, что вопрос абортов в Америке сейчас везде стал нормой.
Сия Адерес:
Даже плакат видела в интернете, мем: женщина не инкубатор, она не должна рожать детей.
Мария Бутина:
Тот, кто даже об этом не думал, теперь задумался. Почему, когда я веду свои передачи на Первом канале, если мы касаемся темы с меньшинствами, я не делаю ее ключевой, потому что не надо это пропагандировать, это аномальное поведение, ровно такая же история с абортами. В нашей стране никогда в эту сферу не лезли, это личная жизнь человека, ваше верование, ваши взгляды, убеждения — не навязывайте их дальше. Ну и, конечно, меньшинства, это же идеальный вариант, то есть люди будут создавать пары, в которых они фактически подвергнуты стерилизации, они никогда не будут размножаться. Таким образом вы сделаете депопуляцию.
Поэтому многие уезжают из Америки, и многие из тех, кто туда уехал в 1990-е годы, наши соотечественники, не хотят там жить, потому что однажды к вам придет служба по спасению детей и скажет, что вы ущемляете своего ребенка в возможности сделать операцию по смене пола. Думаете, я шучу? Нет, со мной училась девочка, которая ампутировала себе грудь, ей родители посоветовали, потому что она приняла решение. У нее была несчастная первая любовь, и мама ей подсказала, что, возможно, она не любит мальчиков, и девочка сказала: «Точно». В меру симпатичная девочка, немножко лишний вес, пошла бы в спортзал и побегала, но мама ей подсказала: «Ты, может, по девочкам?» И пошло-поехало. Потом я получаю от нее в смс-сообщении счастливую фотографию: «Ура, я ампутировала грудь». Я бы в эти вещи не поверила, сказки какие-то рассказываете, а я это видела.
Сия Адерес:
Насколько далеко это сейчас зашло в обычной жизни обычных людей?
Мария Бутина:
Я боюсь представить, потому что то, что видела я до того, как меня посадили в 2018 году, это были только цветочки. Я сейчас спрашиваю, в том числе тех, кто переселился недавно, как сейчас, они говорят — это просто невозможно, то, что видели вы, то вы ничего не видели, ваш ребенок больше не ваш, он должен сам принять решение, какой пол ему выбрать.
Сия Адерес:
Насчет местоимения они, введены окончательно.
Мария Бутина:
Они начинали с паспорта, с того, что можно было в анкете на паспорт поменять пол, просто идентифицироваться. Хотя началось даже раньше, с 2010 года, когда Обама принял решение, что в тюрьмах можно давать не только продолжение гормонотерапии, а начинать гормонотерапию и делать операцию.
Чуть позже, в 2016 году, Канада ввела эвтаназию в тюрьмах. Человек в тюрьме вообще не может принимать решение ни о смене пола, ни уж тем более о прекращении собственной жизни. Я просто знаю, насколько у тебя искаженное сознание в этот момент, ты в неволе, это тяжелые условия в любом случае, хорошего ограничения свободы быть не может. Поэтому это не место для принятия решений. И вот они в тюрьме поставили эксперимент, посмотрели, как оно там работает, и начали транслировать дальше. Сначала идентификация, потом в один туалет ходить, я всегда шучу, что самые гендерно нейтральные туалеты в России.
Сия Адерес:
Недавно появился в Чайхане туалет Х, то есть мужской, женский и X.
Мария Бутина:
Может быть, я сужу как несколько деревенский житель, но был туалет избушка, и никакой акцентуализации на этом не было. Поэтому я и говорю, что это настолько искусственная история, как из мухи сделать слона. Но если тебе надо промыть людям мозги и объяснить, что это новая норма, то можно пойти и туда. Когда все эти элементы были внедрены, они создали это странное общество, которое для нас сейчас кажется просто дикостью. И еще попробуйте отказаться от американского гражданства, 2,5 тысячи баксов стоит, еще заявление могут не принять.
Сия Адерес:
То есть они спокойно не отпускают своих людей, даже если просто уезжают.
Мария Бутина:
В кабалу попасть там легко, выбраться из нее сложно. А еще будет кредит, у вас будет целый список почему нельзя. Я сейчас читаю Берна «Люди, которые играют в игры», просто занимаюсь изучением криминологии, это хорошая книга, поведенческая наука, биосоциальный профайлинг и т.д. Это американский автор, и он говорит: удивительно, показатель успешности (хотя эта книга написана еще в 1970-х), это залезть в кредит, потому что это дом сейчас, машина сейчас, и никто не задумывается о том, что в момент того, как это станет твой дом, ты уже будешь в mercy home, доме престарелых для безнадежных, mercy home боятся все, потому что это последний путь, значит ты вот-вот помрешь. Дом престарелых — это где пенсионеры живут, а mercy home — это уже где только сиделка с тобой. Ты всю жизнь будешь работать на то, чтобы заплатить за то, что ты сейчас вроде как так живешь, живешь в кредит.
Сия Адерес:
При этом есть мнение, что все-таки сами кредиты проще получить, и они дешевле.
Мария Бутина:
Мне очень сложно здесь комментировать, потому что я не совсем понимаю этот вопрос.
Сия Адерес:
В Скандинавии есть кредиты с нулевыми процентами, с одним процентом.
Мария Бутина:
Кредиты бывают разные, вы читайте документы, потому что там, где 0, может быть сверху еще куча всего. Так что это как среднюю температуру по больнице измерять, где хорошие кредитные условия, где плохие кредитные условия — по-разному бывает. Одно я вам скажу, что в Америке без кредитной карточки вы жить не можете. У нас всегда в приоритете дебетовая карта, положили на нее денежку и заплатили. В Америке сложнейшим образом является оформить дебетовую карту, то есть я пришла в Sunrise, американский банк, мне нужно было оформить дебетовую карточку, чтобы получить туда маленькие деньги, потому что я работала на кафедре, мне платили 10 долларов в час, и я оплачивала часть квартиры, то есть я зарабатывала и платила вопреки всем мифам и иллюзиям в отношении меня. Работа была сложная, в бизнес-школе на кафедре по изучению группового поведения у профессора, и кремлевским секс-шпионом я точно не была. И эти деньги мне надо было положить на карточку. Я документы оформляла месяца три, просто чтобы получить пустую карточку, зато кредитную карту — не вопрос. Тебя загоняют в кабалу. Сначала вроде беспроцентный период, но вы не снимите квартиру без кредитной карты.
Сия Адерес:
Почему, а если есть сумма на дебетовой карте?
Мария Бутина:
Неважно, у вас должна быть кредитная карта. Вы не заселитесь ни в один отель, даже если вы хотите предоплату сделать, это неважно, у вас должна быть кредитная карта, потому что таким образом они гарантируют, что если вы что-то поломаете в отеле, с вас спишут, а на дебетовой карточке у вас ограничено. Поэтому дебетовые карты невыгодно выдавать, выгодно выдавать кредитные, потому что с каждой транзакции будут идти проценты, это экономика. И когда я начала в этих вещах разбираться, для тебя открывается такая жуткая зияющая бездна, о которой люди не подозревают. Почему я говорю, что ты как в бетоне остаешься, в Америке называются словом strings, нити, струны, они настолько жесткие, струнами можно шею перерезать. И эти, казалось бы, невидимые нити настолько связывают, что ты вообще ничего не можешь сделать.
Вы говорите про отказ от гражданства, а ты попробуй откажись, если ты в кредитах и долгах, тебя не выпустят. Попробуй получи загранпаспорт, ты же везде по ID ходишь, и люди просто не понимают, что это мир большого брата, в котором ты живешь, это не как здесь: тепло стало, люди на пляже, покрывальце положили, полежали. Я там остаться не хотела бы ни за что, я свободолюбивый человек.
Сия Адерес:
В самой свободной стране вопреки мнениям.
Мария Бутина:
Я сама из Сибири, из Барнаула, это Алтай, я выросла в ПГТ Кулунда, место, где моя бабушка длительное время жила, пока из жизни не ушел мой дедушка в 2011 году, это замечательное место на самой границе с Казахстаном, и Кулунда — это великолепный поселок, где основу составляют русские немцы. Это степь, просторы, зачем мне эта регламентированная жизнь, она тошнотворна, здесь ты вышел и вдохнул. Да, я тоже всех ругаю, говорю: ребята, в лес пошли, костер, давайте убирать за собой, это справедливое требование. Но ты можешь себе позволить пойти туда-сюда погулять, но хочешь ли ты жить с рукой, замерзшей в бетоне, с этими ниточками, которые, как удушающий канат, вокруг тебя, может, кто-то хочет, я не хочу.
Сия Адерес:
У меня вопрос по поводу ценности, перегиба в каких-то свободах, нового мировоззрения, потому что сознание людей тоже меняется с годами, и чудо, что есть еще те, кто готовы уехать и понять, еще думают, а для большинства процесс достаточно естественно происходит, они не замечают, что был одним человеком, через 10 лет даже не осознает, что вообще другой.
Мария Бутина:
У многих из наших, кто уехал еще тогда, в 1990-е, или недавно, это комплекс вернуться. В голове у людей до сих пор, и у меня это было, есть иллюзия, что это игра на повышение. Родился в деревне — переехал в город.
Сия Адерес:
Это как в Москву приехать, а потом в свой поселок вернуться. Как так, ничего не получилось, скажут ведь?
Мария Бутина:
Как американцы говорят: «Оh, my nose», — точно, это иллюзия, потому что никакого роста на самом деле не происходит. Моя подруга, которую я приводила в пример, это человек, который в свое время выиграл грин-карту, она живет в Америке, не видит света белого, работает на трех работах. Она закончила педагогический университет в одном из российских городов и мечтает сюда вернуться, но там теперь дети, у них уже семьи, и ты завяз в кредитах, дом у нее в кредите. И она говорит: «Скажи им, что я сейчас работаю в продуктовом магазине, вечером я буду в местной школе преподавать, сиделкой подрабатывать, чтобы я в месяц могла хоть что-то заплатить».
Сия Адерес:
А как все ужасы, которые мы обсудили, вяжутся с церковью, они же пропагандируют, что они добропорядочные католики, это же все расходится с верой?
Мария Бутина:
Это отдельная тема. Я не Господь Бог, и судить, у кого какая глубина веры, я не могу, я могу судить только о структуре взаимоотношений государства и церкви. А уж кто на самом деле верит, это я не знаю.
Сия Адерес:
Просто интересно, человек, который сменил пол, женщина отрезала себе грудь, считает, что она они, ходит в храм по воскресеньям?
Мария Бутина:
Приведу исторический пример, он будет самый понятный. Помните, что в Америке было рабство, что Америка самая ревностная страна, протестантская, град на холме, как это все вяжется? Рабство и убийство негров, как это связано с религией? А они вычитали в Библии, что Господь создал людей разными, и дальше пасторы допропагандировали — почитайте профильную литературу, там нормально объясняется. Но Господь же создал черных и белых, черных, чтобы прислуживать, а белых, чтобы быть господами, они это нормально разложили.
Я задавала вопрос, касающийся ЛГБТ, пасторше, как же так. Она в ответ говорит: «А ты не суди». У меня было достаточное количество времени, чтобы поизучать, я ни в коем случае не эксперт в религии, но более-менее знаниями обладаю. Я говорю: «Подождите, у нас же сказано, что ненавидеть человека нельзя, но пресекать грех мы обязаны, как же так? Получается, мы должны наблюдать за этим безумием, не суди и все? Уважаемая пасторша, вот вы идете по улице, а там ребенка бьют, это как — не суди, мимо пройди, или мы должны вмешаться?» Но она сказала, что дальше не будет со мной разговаривать, и эти все ребята прошли через какую-то семинарию. У меня было жесточайшее разочарование, когда с одним пастором был философский диспут, я просто поняла, что он вообще не понимает, о чем я говорю, он Библию читал, и он пропагандирует. Но возвращаясь к теме государства и церкви, в Америке церковь можно создать любую и любой, это абсолютно коммерческое предприятие. Для этого нужно собрать подписи с определенной территории, сказать — мы будем верить хоть в сатану (у них есть сатанинские храмы), мы сами себя обеспечим. Домик пастору построили, призвали пастора, деньги ему платят. У американцев это просто система, каждое воскресенье в церковь примерно в середине мессы у католиков либо службы у лютеран, протестантов забегают девочки в платьицах, у них подносики позолоченные, и они бегают по рядам под веселую музыку, а туда все деньги складывают, и рядом соседи смотрят, сколько ты положил. Вот так это работает, все в частных руках, из этого и пастору заплатят, и по особым праздникам особое веселье. Помню, попала в очень неудобную ситуацию, это было Рождество, пришли в храм, я смотрю, стоит на алтаре огромный радужный торт со свечками, и я абсолютно без задней мысли говорю: «А кому торт? — Ты что, Иисус Христос родился! — А есть кто будет?» Тут меня чуть не выгнали.
Когда церковь настолько коммерциализирована, детям же положено свечи держать на рождественскую службу после захода солнца, а им продают неоновые браслеты, чтобы они бегали везде, и когда какой-то праздник, чтобы больше людей собиралось, денег собиралось, на алтаре играют пьесы, на гитаре, вы уж судите сами, но меня это шокировало. Я хочу, чтобы церковь была обрядовой, потому что это другой мир, я прихожу туда общаться с Богом, я не хочу, чтобы ковбой в шляпе и сапогах скакал и пел там. Я иду в церковь, и я одеваюсь по-другому, я не хочу идти туда в грязных джинсах, потому что это часть, отделенная от меня. Я видела, как в церкви крестят ребенка, батяня как был в ковбойских джинсах, в грязной рубашке, в которой мясо резал, так и принес ребенка. Никакого пиетета, но я хочу, чтобы было разделено, и у меня уважение к православию сформировалось в том числе на контрасте, потому что посмотрев, как можно все упростить, мне стало жутко. Пусть это будет отдельно, потому что день свадьбы — это отдельный ритуал, я хочу, чтобы он был чистым, чтобы крещение ребенка было таким. Я помню свое крещение, мне было 5 лет, у меня было лучшее платье с Русалочкой, ну не было других платьев, но это было мое самое любимое платье. Я готовилась к этому.
Сия Адерес:
Важное событие, раз Вы до сих пор помните.
Мария Бутина:
Я помню, как все было обставлено родителями, это волнительный момент, соприкосновение с другим миром. И я хочу ходить на занятия не как в Америке, в тапках и пижаме, не скажу, что я в костюме ходила, нет, но у меня всегда была блузка, более-менее формальная одежда.
Сия Адерес:
Мы тоже к этому приближались, когда была онлайн-тема в пандемию.
Мария Бутина:
Самоуважение и самодисциплина. В пандемию я написала книгу «Тюремный дневник». Я вставала каждое утро, я бегаю уже много лет, обязательно зарядка, приводила себя в порядок, одевалась так, как будто шла на работу, потому что это дисциплинирует меня, потому что я не хочу так, как у них.
Сия Адерес:
Спасибо большое, в гостях у нас сегодня была Мария Бутина, политический, общественный деятель, депутат Государственной думы Федерального собрания, член фракции Единая Россия, ведущая Первого канала, смотрите ее шоу «Куклы наследника Тутти» по вечерам. Я думаю, что ехать или не ехать в Америку — дело сугубо личное и каждого, но, может быть, эта информация как-то поможет. Самое главное — не бояться признавать, даже если совершили ошибки, как сказала наша гостья, если человеку не нравится, он понимает, что не хочет там жить, чтобы там росли его дети, всегда можно вернуться. С вами была Сия Адерес, до новых встреч.