{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Артём Газаров основатель сети семейной профилактической стоматологии «Белая Радуга» 28 марта 2023г.
Стоматологическая клиника:бизнес или призвание?
В сегодняшнее время не стабильной экономики и большим количеством экономических санкций, открытие любого частного медицинского учреждения сопряжено с определенными рисками и имеет свои особенности, однако ошибки начинающих предпринимателей при открытии стоматологических заведений уже давно были проанализированы опытными бизнесменами

Натэла Ломакина:

Добрый вечер, дорогие друзья, снова в эфире программа «Философия улыбки», и с вами я, Ломакина Натэла. Сегодня у меня в гостях интереснейший эксперт Артем Газаров. Артем, расскажи о себе.

Артем Газаров:

По образованию я врач-стоматолог, на сегодняшний день предприниматель, основатель сети клиник «Белая радуга».

Натэла Ломакина:

Ты практикующий доктор или занимаешься только бизнесом?

Артем Газаров:

Три года назад я закончил практику, понял, что невозможно совмещать управление и работу врача. Стало понятно, что пациентов, которые доверяют тебе свое здоровье, ты уже не узнаешь в лицо, во всяком случае, думаешь – хватит злоупотреблять этим доверием и надо смещаться, и я сместился. Это было непростое решение, тем не менее.

Натэла Ломакина:

Я считаю, что такое решение – делегировать обязанности – очень правильное, потому что когда врач и руководитель клиники, бизнесмен в одном лице, то я никогда не видела, чтобы эта организация успешно развивалась, потому что врач думает так, а руководитель думает абсолютно по-другому.

Артем Газаров:

Совершенно верно, и мы много говорим в этой канве о смене ролей, то есть ты умеешь быстро переключать роли: врач, руководитель, главный врач, тогда да, но все равно количество задач и количество жизненного времени не безгранично, поэтому стоит в какой-то момент просто остановиться, что-то выбрать.

Натэла Ломакина:

Что было толчком к тому, чтобы открыть свою первую клинику? Объясню, почему я задаю этот вопрос. У нас очень много коллег молодых докторов, которые считают, что иметь свою клинику очень легко, и все мечтают ее открыть. При этом они не подготовлены профессионально, и нет у нас такого образования, где бы учили, как открыть стоматологический бизнес.

Артем Газаров:

У меня никогда не было сомнения, что у меня будет клиника: на тот момент, когда я открывал клинику, у папы были клиники, у брата была клиника, и у меня не было сомнения, что у меня тоже будет. Я не думал, что это будет сеть, тем более большая, что мы будем расти так, как сейчас. Для чего нужна клиника? С предпринимательской позиции я был востребованный врач, и то, что я делаю, я был готов передать гораздо большему количеству людей.

Конкретно как открыть стоматологическую клинику не учат нигде, но если мы будем смотреть, как решаются любые задачи – у тебя есть задача, надо искать ответ на вопрос, это не сложно в моем представлении, надо просто искать правильных людей и задавать эти вопросы. Что касается образования, сейчас в Сколково есть образование по медицинскому менеджменту, там не скажут, как именно открыть стоматологическую клинику, но это и не самое главное, потому что там объяснят, где взять консультанта, как планировать, спроектировать, и в нетворкинге появляются люди, которые уже это делали, например, Артем рассказывает, как это делать. Когда меня позвали преподавать, я подумал: «О, спасибо».

Натэла Ломакина:

Как другие предприниматели восприняли твой успех?

Артем Газаров:

Я в «Атлантах» три года, это интересный бизнес-клуб, мы много делимся, и смотреть не только на стоматологию, как развивается твоя отрасль, интересно, потому что много идей из одной области, другой, третьей, ты смотришь, как устроены управленческие процессы, маркетинг, менеджмент, какие системы управления внедряют, системы мотивации. На рынке примеров большой корпорации стоматологических клиник нет, в России во всяком случае, поэтому структура управления неясная, ее же нужно откуда-то брать, вопрос – откуда, соответственно, мы идем и ищем. Смотрим, как молодой врач, который хочет открыть клинику, сталкивается с вопросами, так же и я сталкиваюсь с вопросом, просто другого уровня, и иду искать ответы. Я давал интервью Тинькофф Journal, и они спрашивают, проще ли стало вести бизнес сейчас. Если бы мы остановились, наверное, было бы легче, но мы ставим следующую планку, следующую задачу, вызов, и ты его решаешь.

Натэла Ломакина:

Сеть уже из пяти клиник.

Артем Газаров:

Сейчас строим шестую в Сочи, начинаем Краснодар, еще в Москве будем строить.

Натэла Ломакина:

Мне нравится концепция клиники, где вы особое внимание уделяете профилактике. Профилактика в нашей стране умерла давным-давно, очень жаль, потому что это имело бы огромный успех для здоровья наших пациентов и для предотвращения очень многих стоматологических болезней. Расскажи, почему здоровые зубы с профилактикой. Некоторые составляют другие бизнес-планы, им проще, чтобы была имплантация, ортопедия, потому что это дорогостоящий план лечения.

Артем Газаров:

Почему профилактика? Можно сказать, что это из призвания, из миссии. Мне не нравится то, что у нас называется историей болезни, то место, куда мы заносим медицинскую информацию о пациенте. Почему это не может быть историей здоровья? Мы в университете проходили предмет, где пытались давать детям таблетки с кальцием в местах, где его не хватало в воде, каким-то образом следить, мы видим огромное количество людей, нереабилитированных стоматологически, с огромным количеством кариеса. В России коэффициент кариеса по разным оценкам составляет примерно 7,8 КПУ, в то время как в Дании 0,3, ощутимая разница, и почему бы нам не сделать в России то же самое. И глядя на нереабилитированных людей, которые не доверяют врачам, которые не верят, что их могут реабилитировать, делают гигантские конструкции, тотальные реабилитации с имплантами. Это очень технологические вещи, хорошо, что они есть, но если бы эти деньги потратили на объяснение людям, что нужно хотя бы просто чистить зубы два раза в день и посещать гигиениста, это все было бы не нужно.

Мы не можем охватить всех, но действуем внутри отдельно взятой организации, у нас работают 16 гигиенистов, уверен, что будет еще больше, и суть заключается в том, что мы им объясняем, они объясняют своим детям, много детей без кариеса, они просто регулярно посещают гигиену. Раз уж об этом заговорили, мы запустили новый формат, новый продукт на рынке, назвали его Smilekeeper, это как подписка – ты посещаешь гигиениста 4 раза в год, и мы тебе гарантируем, что 100 процентов не будет кариеса, если будет, лечим бесплатно.

Натэла Ломакина:

Есть мотивация, сегодня это очень большой аспект. Первый раз я вижу, что в клинике нет администраторов.

Артем Газаров:

У нас был проект автоматизированной клиники, где было всего 7 профилактических процедур, я про него много раз рассказывал, и я не считаю, что он был неуспешный, он просто не дошел, может быть, нас было маловато, мы что-то не знали.

Натэла Ломакина:

С той кипой документов, бумаг и соглашений, которые должен подписать пациент, как это возможно?

Артем Газаров:

Стоит электронный ресепшен, первый раз я видел электронный ресепшен в Австралии, мы приехали на Gold coаst, там стоит отель Welcome desk, он похож на круглый стол, и там стоит сканер. Ты подходишь, там написано – chek in, отсканируйте паспорт, возьмите карточку на магните, готово, идите в номер. И мы сделали то же самое в Москве, то есть стоит сканер паспорта, у нас есть мобильное приложение, ты можешь там заполнить, можешь здесь заполнить, и в итоге распечатывается договор (пока что нельзя его не распечатывать, кто-то делает попытки, но юристы не рекомендуют пока что не распечатывать договор). Ты его подписываешь, и под ту процедуру, на которую ты записан, будь то консультация, гигиена, лечение, тебе предлагается информированное добровольное согласие, ты можешь его подписать. Кипы документов нет, но это так работает, и там же можно оплатить либо через мобильное приложение.

Натэла Ломакина:

В Европе, в той же Дании и Швеции стоматологии работают до 16:00, вы придете к этому?

Артем Газаров:

А зачем? Я только что вернулся из Франции, были в Германии, и знаете, как это все выглядит в глазах туриста, что люди как будто бы запретили себе хотеть лучшего, этим убивается живая конкуренция. Если нет спроса, не будет и предложения, а именно спрос определяет предложение. Люди хотят дешевле, дешевле – будет меньше сервиса, меньше качества. Я учился в свое время во Франции, говорю: «Вы можете объяснить, как это у вас работает? Если вы работаете с 9:00 до 16:00, и ваш стоматолог работает до 16:00, как вы к нему попадаете? – Не знаю, как-то это работает». Я не вижу в этом яркого преимущества, и мы постоянно слышим эти истории. Мы были сейчас в Женеве, друзья говорят: «Ни за какие деньги не попадешь к врачу, к любому, два месяца очередь. Если ты не умираешь, ты не попадешь». Скорая помощь заберет, вылечит, но сопли у ребенка, горло – две недели ожидаем. И ради чего, непонятно, наверное, они искусственно ограничивают количество врачей, я не эксперт, но выглядит как будто так. И есть пример России, Москвы в частности, где тебе нужен врач, ты нашел.

Натэла Ломакина:

У нас и ночные стоматологии есть.

Артем Газаров:

Я бы не рекомендовал туда обращаться.

Натэла Ломакина:

Иногда по острой боли, как у нас бывает, пациент терпит до последнего, и когда становится уже совсем невыносимо, нам не помогают обезболивающие, тогда мы начинаем поздно ночью искать доктора, который бы спас. Но в Европе такого нет, это факт, как нет и ночных супермаркетов. Очень много преимуществ в нашей стране.

Продолжим дальше о профилактике. Вы подготавливаете своих докторов, потому что уровень подготовки наших студентов слабоватый, я считаю, что практика должна быть у любого доктора. В институтах только фантомы, ты не имеешь права дотрагиваться до пациента, пока не пройдешь аккредитацию после получения диплома. Совсем другие навыки, с анестезией проблемы, с удалением. Как вы набираете персонал, потому что найти сегодня хороших докторов очень тяжело?

Артем Газаров:

Хороший вопрос, но в нем звучит и ответ. Это очень тяжело, мы не работаем с выпускниками вузов, не берем их ассистентами, потому что у ассистента другая задача. Есть такое понятие в HR профиль должности, и туда в ассистенты человек с дипломом врача не подходит, потому что задача этого человека – смотреть, как работает врач, научиться и пойти работать врачом, а для нас задача ассистента – это помогать врачу и помогать пациенту, это разные профили. Поэтому в Москве не берем, посмотрим, как будет в регионах, если будет задача брать, то будем брать. Говоря про врачей, мы работаем с достаточно опытными докторами, высокий конкурс, у нас большая воронка, я некоторое время этим не занимаюсь, но в среднем на одну позицию врача отсматриваем 200 резюме.

Натэла Ломакина:

Есть ли каверзные вопросы, когда отбираете доктора? Иногда задаются такие вопросы, которые абсолютно не относятся к стоматологии, но здесь смотрится, умеет ли человек принимать решение в сложной ситуации, может ли он ее принять, если эта ситуация вдруг наступит. Есть ли у вас такие вопросы?

Артем Газаров:

Мы смотрим на то, как человек разговаривает. Если мы говорим про врача, то определяем качественного врача, как три С: communication, competence и commercial of earners???, когда человек может работать в команде и понимает, что он сюда пришел не зубы лечить, он работает с людьми – как с пациентами, так и с людьми в команде, то есть у него в команде есть линейка врачей, с кем он должен коммуницировать, и эта коммуникация должна быть хорошая, правильная. Нам не подойдет токсичная коммуникация, нам нужна команда. То же самое наружу: он должен рассказывать пациентам о том, как он это делает. Поэтому сначала какое-то количество собеседований, потом процесс онбординга, где мы смотрим, как человек это делает, следим на первых этапах, как происходит взаимодействие, и все равно имеем неприятные провалы в коммуникации, а мы понимаем, что потеря коммуникации, потеря взаимопонимания – это путь к негативным отзывам, потери репутации и всему остальному.

Натэла Ломакина:

Очень жаль, что сегодня качество лечения складывается из отзывов из соцсетей: если кто-то что-то сделал не так, если кто-то очень плохо написал, это сразу отражается на уровне. Есть же и неправдивые истории, накрученные отзывы, когда пишут боты.

Артем Газаров:

Есть отзывы накрученные и неправдивые. И, как люди образованные, воспитанные, мы же привлекаем свою аудиторию, и на этот неправдивый отзыв ты можешь написать ответ. Человек в поиске, не просто читатель отзывов, смотрит и думает: «По-моему, с этой организацией можно взаимодействовать». В случае положительного отзыва я бы хотел, чтобы мне ответили, и в случае негативного отзыва тоже хотел бы, чтобы мне ответили, что меня не бросили, и я чувствовал бы себя в безопасности. В отзывах есть свои детали, но обратная связь важна для любого предприятия. Если обратной связи нет, это путь в никуда. Накручивать отзывы – это как назло бабушке отморозить уши. Смысла нет, ты не понимаешь, какая температура у тебя в поликлинике.

Натэла Ломакина:

Это мы понимаем, что не надо делать, но очень много людей действительно не понимают, что это неправильно. Сервис отличается от того, что происходит, не каждый человек сразу рождается бизнесменом. У него нет медицинского образования, и он требует сразу большой прибыли, потому что не понимает самого процесса лечения зубов.

Артем Газаров:

Это же игра вдолгую, не мгновенно.

Натэла Ломакина:

Объясни людям, потому что очень многие думают, что если они вложились, даже доктора, заняли денег и неправильно рассчитали, с двумя креслами чуть-чуть протянут, с тремя креслами – войдут в долги. Когда цель сразу, быстро и сейчас, она не приводит ни к чему, а если очень долго: мы учимся, вкладываем в себя, зарабатываем себе имя, а потом имя начинает работать на нас, при этом наша услуга определенно стоит недешево, и очень многим тоже приходится это объяснять, потому что начинается сравнение. В Москве очень много узбекских клиник, там работают узбеки, и пациенты только узбеки, так же таджикская и так далее. Меня вез таксист, и он рассказал, что лечился в такой клинике, при этом цена отличается у того доктора, который два года как закончил институт, и у того, который работает 10 лет. У первого дешево, у второго дорого. К сожалению, тот, который 10 лет работал, тоже неправильно сделал человеку зубы, повредил и пришлось удалить. Я бы хотела, чтобы ты рассказал, как понять, что ты можешь сделать свою клинику.

Артем Газаров:

Первое – нужен ответ на вопрос: зачем тебе клиника. Если у тебя есть ответ на этот вопрос, дальше ты начинаешь понимать, кто будет твоя аудитория, где будет находиться клиника, какого она будет размера, что будет с ней через 5 лет, это будет авторская стоматология или сетевая. Есть гениальная фраза Питера Друкера, что если у вас нет конкурентного преимущества, то не нужно выходить на рынок, в этом нет смысла, и вы должны точно чем-то отличаться. Вы должны быть уникальным для своих пациентов, и мы говорим, что специалист – это компетенция. Так вот, компетенция бывает осознанной и неосознанной, и человеку, который решился на это, нужна осознанная компетенция. Осознанная компетенция отличается тем, что ты можешь ее передать, то есть я могу рассказать, как открывать стоматологическую клинику.

Натэла Ломакина:

На прошлой передаче у меня был владелец клиники Артур Макаров, он пытался объяснить, что изюминка его клиники – это любовь, выразить свою любовь к пациенту, и каждый пациент обязательно должен эту любовь почувствовать, тогда он принимает доктора, не отталкивает его, идет доверие через любовь. Здесь тоже такая схема?

Артем Газаров:

У Артура поменьше клиника, у нас сейчас 70 врачей, с каждым любовь мне не удалось почувствовать, но преимущество роста организации в том, что ты не вдруг начал это делать – мы делали это пять лет и сегодня понимаем, как устроен процесс найма, эти люди встраиваются в примерно одинаковую цепочку. И если мы вдруг ошибаемся, то этого человека выдавливает система, потому что он неподходящий, не плюс или минус, не плохой или хороший, а просто неподходящий. Поэтому одним из главных критериев для нас будет являться то, что я готов к этому человеку сам сесть и полечиться, что я не буду бояться, как мне сделают анестезию, как поставят пломбы, коронку. Я часто бываю на гигиене и чаще всего не записываюсь, смотрю, есть ли окошечки,

и вот так я мигрирую по клиникам, и мне безразлично, к кому упасть в кресло на гигиену.

Натэла Ломакина:

Вернемся к профилактике. В нашей стране давно не объясняют, почему надо ходить на профилактику, через какое время, что для этого нужно делать, какие витамины мы должны принимать. Сейчас половина жителей нашей страны помешана на отбеливающих зубных пастах, при этом с отвратительными деснами, воспаление жуткое, потому что гигиена оставляет желать лучшего. Проводите ли вы какие-либо мероприятия, чтобы народ узнал, что вы занимаетесь этой проблемой?

Артем Газаров:

Нас много в публичном пространстве, для детей у нас был опыт, мы его планируем возобновлять, в ковид стало невозможно ходить, и эта история заглохла. Сейчас нужно возобновить, а так мы в публичном поле, публикациях, мы постоянно об этом рассказываем в разных источниках.

Натэла Ломакина:

Я очень рада, что у нас есть такие клиники, которые уделяют профилактике особое внимание, это до такой степени потерянный мир, и заставить пациента прийти на гигиену стоит очень больших усилий, у людей нет времени. Мне очень жаль, что для своего здоровья они не находят время, хотя другими вещами занимаются: поесть, сходить к косметологу. Поменяется ли менталитет в итоге?

Артем Газаров:

Мы делали любопытное исследование в Сколково по поводу профилактики и пришли к выводу, что нет никаких предпосылок, что человек будет заботиться о своем здоровье. И мы приводили пример, что родители в качестве страховки пришивают резинку к варежкам, чтобы ребенок их не потерял, мы делаем страховку на автомобиль, хирург перед операцией на сердце моет руки во избежание инфекционных осложнений, делает операцию на сердце, потом снимает перчатки и выходит на улицу курить.

Тем не менее, возрастает запрос на здоровый образ жизни, на профилактику, и поскольку уж меняется формулировка что такое кариес, это перестало быть заболеванием инфекционным, а стало поведенческим, которое зависит от того, что ты ешь, как ты ухаживаешь за собой, и то же самое происходит потихоньку с гигиеной. У людей возникает запрос на то, чтобы к 100 годам – думаю, что наша современная медицина позволит и до 100, и до 120 дожить нашему поколению – быть со своими зубами, это гораздо комфортнее, чем с протезированными зубами. Растет понимание, что имплант – это хорошая альтернатива, но утраченному зубу. Говоря про «Белую радугу», мы тратим много времени, для того чтобы не только гигиенистам, но и хирургам, ортодонтам, терапевтам объяснить, что гигиена и профилактика – это не только задачи гигиенистов, это ваша задача в том числе, и вы все это объясняете, мы все это контролируем.

Натэла Ломакина:

Рассказывая своим пациентам, почему это надо делать, у них сразу возникает вопрос – но это же дорого. Я объясняю: что значит дорого в вашем понятии? Вы же ходите раз в полгода, нам больше не надо. Приходит пациент, вся слизистая разорвана, кровит, я спрашиваю: «Что вы делали? – По акции сходили в клинику». Стоит ли этого пациента дальше принимать?

Артем Газаров:

Мы говорим дорого, когда цена не соответствует ценности, то есть человек не знает ценности, и неважно, какая сумма, человеку все равно придется заплатить. Например, если там дешевле, тебе придется заплатить отсутствием сервиса, квалификации врача, нормального оборудования. Если там дороже, то будет удобная локация, парковка, квалифицированный врач и гарантии. У тебя будет гэп между, условно, 12 000 и 3000, на что ты готов потратить, и главное результаты, что будет с этими зубами потом. Заплатить все равно придется, вопрос – что ты выбираешь.

Натэла Ломакина:

В Италии я один раз прочитала – в этой жизни Бог вам зубы подарил два раза бесплатно, но третий раз за них придется заплатить. Это действительно так, такая же надпись у меня висела в клинике, и она очень не нравилась многим пациентам, один раз даже попросили ее снять, потому что она раздражает. Я тоже всем напоминаю: дорогие друзья, за зубами надо ухаживать, и профилактика будет стоить намного дешевле, чем если вы утратите свои зубы безвозвратно, тогда стоимость возрастает в разы.

Из всего сказанного, есть ли у тебя хороший совет для наших докторов и для наших пациентов?

Артем Газаров:

Если мы говорим про рецепты успехов и результатов, то нужно быть вовлеченным в то, чем ты занимаешься, тогда все будет получаться. Каждый путь – непредсказуемая дорога, это только со стороны кажется, что это упало и далось. Это дорога, которая должна быть пройдена, с большим количеством ответов на вопросы, и если ты шагаешь эту ежедневную дорогу, то результат получается, если не шагаешь, то не получается. Хитрость в том, что надо делать, если не делать, то не получится.

Натэла Ломакина:

Собой нужно заниматься, потому что учиться нужно всю жизнь, если ты доктор, а если ты руководитель, то учиться нужно тоже всю жизнь, потому что каждый раз все меняется, начиная с обстановки в мире и заканчивая ситуацией в стране. Везде нужно подстраиваться, потому что если ты не будешь плыть по течению, с тобой происходят катастрофические моменты. Ты один руководитель клиник?

Артем Газаров:

В смысле собственник, да.

Натэла Ломакина:

Почему именно «Белая радуга»?

Артем Газаров:

Белая радуга – это необычное природное явление, оно существует, и я видел один раз на Каспийском море, мы были на рыбалке в районе Астрахани, недавно пациент прислал с Северного полюса белую радугу, было интересно.

Натэла Ломакина:

По примете, кто ее увидит, будет очень счастливым человеком, это очень редкое явление.

Артем Газаров:

Необычное природное явление и белое, интерпретация как улыбка, зубы, как медицина, прозрачность, доверие.

Натэла Ломакина:

Название, создание команды и построение системы. У вас это все по последним технологиям, потому что цифра работает. Мне очень понравилось, что вы такое внимание уделяете стерилизации, это вызывает уважение, потому что, во-первых, красиво, во-вторых, боксы, которые распределены по разным цветам для удобства, то есть вы заботитесь о персонале, сокращении времени и о своих сотрудниках: удобство работать с последними достижениями в стоматологии, потому что сокращается время, увеличивается результат хорошего качества. Есть ли какие-то моменты, что осталась старая школа, без которой мы не можем ничего делать?

Артем Газаров:

Вы про резорцин и формалин? Мы живем в 21 веке, и мне кажется, что люди вправе рассчитывать на медицину 21 века. Очень странно оборачиваться далеко назад. Фундаментально мы что-то используем из российской медицины, но в целом технологически мы понимаем, что все это современное, все это новое, и это связано в том числе с теми результатами, которые мы хотим видеть, и мы понимаем статистически, какой процент успеха лечения корневых каналов без микроскопа и с микроскопом.

Натэла Ломакина:

Здесь могу чуть-чуть не согласиться. Во-первых, у доктора должен быть опыт, потому что тактильность пальчиков обеспечивает успех твоей работе. Я без микроскопа могу идеально запломбировать канал, при этом можно сделать 3D, и там будет видно, что получилось.

Артем Газаров:

Но без микроскопа не видно, как его помыли.

Натэла Ломакина:

Я знаю, сколько раз я должна промыть, как промыть, при этом стерильность обеспечена. Согласна, что с микроскопом это комфортно, потому что при таком увеличении все перед глазами, идеально пломбируешь канал. Понимает ли разницу пациент? Для него самое главное – качество. Приходят ко мне и говорят: «Мне лечили под микроскопом, надо это было или не надо, это намного дороже, но при этом качества я не получил». Я опять спрашиваю: «Почему вы не получили качество, что вас не устроило?» Он пришел в другую клинику, другие доктора умеют давать не очень красивые советы и говорить плохо о предыдущих докторах. Я считаю, что это неправильно, должна быть солидарность по отношению к другому доктору, и если пациент пришел от другого доктора, мы не должны плохо говорить. Если у пациента проблемы, мы просто должны объяснить, потому что когда начинают говорить, что вам сделали плохо и что-то не так, хотя этого может и не быть, это приводит к судебным процессам.

Артем Газаров:

Это тема этики, есть прекрасная книжка Розенберга «Ненасильственное общение», их много в линейке. Взрослый человек, который понимает, чем он занимается, не будет говорить о другом человеке, он будет говорить о событии. Мы можем каким-то образом охарактеризовать проведенное другими лечение, не используя имя другого врача, в этом нет никакого смысла, и это самый простой способ, как выглядеть красивее на фоне, но это очень недостойный способ. Человек интеллигентно развитый понимает, что это манипуляция чистой воды: он плохой, ты хороший, того оппонента нет, и что тебе остается.

Что касается денег, мы не берем дополнительную плату за микроскоп, это нужно врачу, но я уже проговорил, что вылечить точно можно. Есть научные исследования, на которые мы должны опираться и которые говорят о том, что процент успеха гораздо выше. Мы будем говорить о статистике, потому что есть ряд уникальных врачей, может быть, у них не происходит осложнений, хотя большая практика всегда связана с большим количеством осложнений просто статистически. Если ты вылечил всего 10 зубов, скорее всего, проблем не будет, а если ты вылечил 10 тысяч, то точно будут проблемы, странно, если их не будет.

Еще раз повторю, недопустимо очернять других, это на уровне организационной культуры, корпоративной культуры, если это в организации разрешено, то, наверное, можно, но мне кажется, что мы не тем занимаемся.

Натэла Ломакина:

Тяжело ли руководить клиниками? Вы посоветуете открывать клиники или лучше этим не заниматься?

Артем Газаров:

Получите ответ на вопрос зачем и тогда поймете. Когда у меня спрашивают тяжело ли мне, что негативного в предпринимательстве – я вообще так вопрос не ставлю. Если тебе нравится заниматься тем, чем ты занимаешься, ты получаешь от этого удовольствие, ты это делаешь. Бывают ли сложности в управлении? Конечно, бывают. Вопросы, которые ты не знаешь, как решать, тоже бывают, но это интересно, интересно делать то, что ты не знаешь. Делать то, что знаешь каждый день, мне скучновато, и ты каждый раз исследуешь, ищешь, спрашиваешь, выясняешь – и вот оно получилось сделать.

Открывать или не открывать… Если задача деньги, то, наверное, нет, если задача более интересная, то можно подумать.

Натэла Ломакина:

Наше призвание – это и есть открытие каждый раз все больше клиник, чтобы они были полезны нашим пациентам.

Артем Газаров:

Просто ради денег надо что-то другое открывать, это слишком сложный бизнес.

Натэла Ломакина:

Я еще ни разу не видела успешной клиники, которая бы продавалась. У нас народ думает совсем по-другому, всегда продается много проблемных клиник, хотя если кто-то хочет заработать, надо довести клинику до успеха и ее продать. Всего одна успешная клиника была в России, которае продалась. Наши слушатели – доктора и пациенты, для них качество плюс профессионализм, плюс сервис всегда имело большое значение. Это для каждого человека имеет значение, потому что если ты приходишь в красивую клинику, садишься в удобное кресло, тебя лечат профессионально, ты получаешь удовольствие. Если ты приходишь в клинику, где грязь, санитарочка носится перед пациентами, я считаю, надо разворачиваться, потому что это тоже имеет большое значение.

Артем Газаров:

Насчет получаешь удовольствие, это, конечно, сильно.

Натэла Ломакина:

Разве не спят пациенты в кресле?

Артем Газаров:

Мы это называем удовольствие ниже среднего. Например, приходит сообщение, что открывается новый ресторан Бориса Зарькова – и там очередь два месяца, невозможно столик найти, или в «Красоту» до сих пор очередь стоит, билет по 25-30 000, а в Дубае билет в ресторан стоит 1000 долларов.

Натэла Ломакина:

А в стоматологию никто не побежит. Спасибо огромное за интересный разговор, я очень хочу, чтобы многие люди посмотрели нашу передачу и знали, где есть хорошие клиники, где есть хорошие доктора и куда можно обратиться. Дорогие друзья, улыбайтесь почаще, дарите улыбки, потому что тот, кому вы ее подарите, может стать счастливее. Всего доброго.