Елена Речкалова:
Добрый день, в эфире передача «Сила женщины с Еленой Речкаловой». Сегодня у нас в студии очередная замечательная женщина, на сей раз это женщина, которая меняет страховую отрасль. Мы сталкиваемся с темой страхования буквально с рождения, поэтому необходимо, чтобы страхование жизни, медицинское страхования, ОСАГО и так далее были нам доступны и сопровождали на расстоянии вытянутой руки. И это сложная задача, потому что в России страхование не является наиболее развитой отраслью, мы очень сильно отстаем от ведущих развитых стран, и чтобы сделать это более доступным, нужно изменить отношение страхования и сделать его более удобным. Задача очень непростая, и выполняет ее один из лидеров этой отрасли, который как можно ближе подходит к людям, Страховой дом ВСК. Членом совета директоров, человеком, который занимается развитием бизнесов в позиции заместителя генерального директора, является молодая, очень образованная женщина Ольга Сорокина.
Я очень рада, что Вы пришли и расскажете нам о новых подходах, Страховом доме ВСК, как Вы пришли к этому и меняете отрасль, с какими проблемами сталкиваетесь и каким драйвером является для Вас тот бизнес, которым Вы живете.
Ольга Сорокина:
Страхование – это защита, а еще это решение, но не каждый из нас об этом знает. Решение – это когда наступает кризисная ситуация, а у тебя должен быть партнер, который тебе поможет решить вопрос. И ключевая задача тех изменений, которые мы проводим сейчас в нашей компании, чтобы наши продукты, наши сервисы помогали не только в какой-то отложенный период времени, а здесь и сейчас. Поэтому мы развиваем разные направления.
Елена Речкалова:
Когда я посмотрела список дипломов, которыми Вы обладаете, я удивилась, это редкий случай, могу воспроизвести только некоторые, но лучше, если Вы расскажете об этом сами.
Ольга Сорокина:
Очень важно первое фундаментальное образование, как ты к нему относишься, но вся наша жизнь – это развитие. Несколько лет назад было так, что ты получил одно образование, пришел в рамках одной отрасли, развиваешься, работаешь и выходишь на пенсию. Сейчас все изменилось, и любой современный человек понимает, что должен постоянно подстраиваться под изменения времени и обучаться.
Елена Речкалова:
Но Вы начали задолго до этого времени, это было осознанное построение карьеры или жажда знаний?
Ольга Сорокина:
Процитирую слова акционера: когда ты приходишь или у тебя происходит смена деятельности на другую позицию, очень важно не вставать в колею. Это означает, что ты пришел со своим бэкграундом, со своим опытом, образованием, но важно, что ты действительно поменял – поменял процессы, отношение и достиг иных результатов. И очень важно, чтобы образование применялось на практике. Иногда люди получают много дипломов, сертификатов, дипломов, для меня это способ стратегически мыслить и обдумать наши цели, задачи, потому что даже развитие бизнеса становится операционкой, и чтобы дальше развиваться, ты должен просто это знание где-то черпать. Важно получать практические кейсы, чтобы ты это видел не только в рамках своей отрасли или даже своей страны, ты должен выходить и смотреть, что происходит на Западе, на Востоке, где угодно, и оттуда получать информацию. В моем опыте достаточное количество дипломов, но помимо учреждений еще важны кейсы компании.
Елена Речкалова:
Так мы и начнем – образование, кейс компании, который инициировал получить новое образование.
Ольга Сорокина:
Один из примеров – цифровая трансформация, каждый год технологии меняются. В международной практике признано формирование неких юнитов, которые ты должен каждый год подтверждать, чтобы говорить о том, что ты на острие технологического развития. Поэтому занимая такую позицию, ты обязан постоянно подтверждать свою квалификацию.
В моем опыте есть Массачусетский технологический институт, школа менеджмента Sloan, это одно из самых качественных образований, оно сильно практическое, и важно, когда ты к этому приходишь уже в зрелом периоде, когда ты ощутил проблемы бизнеса, потому что все кейсы, которые мы рассматривали в рамках обучения, мы применяли в рамках компании, разбирали вместе с сотрудниками. Мы строили активный контакт-центр, эта функция есть у многих, но главное, чтобы она была технологически развита. Недавно мы получили награду «Хрустальная гарнитура» от руководителя активного контакт-центра, Федерального сервисного центра за лучшую цифровую модернизацию, трансформацию контакт-центра. Здесь применение не только моих знаний, но и всего коллектива.
Елена Речкалова:
Комплексная задача, колл-центр – это связующее звено между всеми системами.
Ольга Сорокина:
И когда ты развиваешься в технологиях, ключевое – это не моя позиция, а команды, которые мы топ-менеджментом формируем у себя в компании. Человек талантливый, заинтересованный, когда выбирает компанию, выбирает среду, в которой будет капитализироваться или нет, сможет подтвердить свой результат или нет. Поэтому очень важен круг общения, с которым ты взаимодействуешь, и мы много времени посвящаем, и я лично, и генеральный директор, и HR, чтобы формировать центр компетенций и делиться этими знаниями. Несколько лет назад сказать, что страховая индустрия привлекательна для IT-специалистов, это был сложный вопрос, а если сказать сейчас – тоже спорное утверждение, потому что очень много экосистем, маркетплейсов, технологических компаний, куда захотел бы пойти либо студент, либо уже состоявшийся человек. Но есть большой плюс – есть компании единороги и носороги. Носороги – это уже сформировавшаяся классическая компания, а единороги – это стартап, который только завоевал рынок. На самом деле, такие специалисты нужны в первую очередь носорогам, потому что они уже имеют существенную долю рынка, и как раз их акционеры и топ-менеджмент больше всего настроены на изменения.
Елена Речкалова:
Наверное, так получилось с ВСК, потому что компания уже более 30 лет на рынке, бренд очень известен. Я слежу за рынком, и за последние 3 года ВСК действительно совершил прорыв с точки зрения позиционирования. Я понимаю, что за позиционированием стоят технологии, стратегия и команда. В чем вы стали лидерами, почему поставили такие фокусы перед командой и как вы набираете команду единомышленников либо формируете ее, выращиваете?
Ольга Сорокина:
В 2020 году мы приняли новую стратегию компании, и у нас 5 ключевых целей. Первая цель сформулирована, как компания осознанного выбора для нашего клиента, потому что страховку очень сложно ощутить, она как воздух. Нам очень важно, чтобы наш клиент чувствовал нас и тот сервис, который мы предлагаем, и здесь помогла цифровизация. Мы не делали никаких ярких рекламных кампаний, бюджеты не вливали, а как раз через сервис и обратную связь клиентов, сарафанное радио растем на этом рынке.
Елена Речкалова:
И у вас очень активное партнерство.
Ольга Сорокина:
Когда мы пошли в эту стратегию, ключевым было отношение к нашему клиенту, и Вы правы, наше позиционирование. Каждый бизнес нацелен на то, чтобы продавать, но клиент выбирает тебя по тому, какой сервис ты предоставляешь, какое урегулирование, какая ценность твоих продуктов. Поэтому когда мы стали выводить все наши продукты, делать их более доступными и понятными нашим клиентам, то мы заодно цифровизировали всю компанию. В первую очередь решили, что ключевую ставку мы делаем на урегулировании, и мы здесь лидеры.
Елена Речкалова:
Формируете доверие.
Ольга Сорокина:
Да, и как раз с чего я начинала, та поддержка и помощь, которая находится у тебя в кармане через мобильное приложение, мы стараемся быть открытыми, потому что как сформировать доверие? Ты должен принести ценность, которую осознает клиент, ты должен быть открыт для своего клиента, а еще всегда должен присутствовать персональный подход. Поэтому в первую очередь мы цифровизировали урегулирование, и у нас человек мог не только приобрести, но и урегулировать убыток. И пока нас не смогли повторить по тому же автострахованию, КАСКО был первый проект, и 65 процентов всех наших клиентов пользуются дистанционным урегулированием, то есть это масштабировано.
Второе – государство сейчас тоже активно идет в развитие цифровых технологий, и появился европротокол онлайн. На рынке только две компании могут поддержать этот сервис, и мы та компания, которая первая выпустила полный цикл на рынок. В этом году рынок ждет еще одно серьезное изменение, выходит дистанционное урегулирование по ОСАГО, но как часто в нашей стране бывает, начинаем с автомобиля, хотя самое ценное – это здоровье, и сейчас мы делаем ставку на развитие медицинских сервисов, это очень важно, особенно для труднодоступных мест.
Вы всегда говорите, что женщина формирует потребление, у нас статистика иная, 55-60 процентов приобретает мужчина.
Елена Речкалова:
Имеется в виду, кто покупает, а кто его стимулирует и делает выбор – конечно, женщина.
Ольга Сорокина:
Когда мы развивали медицинские сервисы, стали использовать методику jail дизайн-мышления и пошли в глубинные интервью, это был 2017-2018 год, провели много интервью из разных отраслей. Выяснилось, что мужчина 35-45 лет обычно даже не думает про болезни, ему некогда, он не собирается ходить в
больницу, тратить на это свое время, но при этом у него дома супруга с детьми и еще родители в другом городе, о которых нужно позаботиться. Сам момент переключения в этом плане мышления, страхование как забота о своем ближнем, и мы точно так же считаем, что мы заботимся о наших клиентах, для того чтобы давать этот сервис. Везде есть возможность улучшения, мы очень ценим обратную связь, измеряем индекс NPSI по всем процессам, потому что нам важно совершенствоваться.
Недавно мы запустили медицинские сервисы, новые возможности записи в рамках цифровой клиники, и у нас уже больше 20 тысяч пользователей воспользовались новым сервисом, не старой возможностью записи, то есть наши пользователи готовы тестировать и давать нам первую обратную связь.
Елена Речкалова:
Вы через медицинские учреждения это делаете или это связь с Госуслугами, очень важный канал коммуникации в данном случае?
Ольга Сорокина:
Здесь партнерство, мы работаем со всеми ключевыми клиниками нашей страны, потому что работая с нашим клиентом (это ДМС, юридическое лицо), ты должен предоставить широкий спектр. Поэтому как с партнерами взаимодействуем, так и в рамках стратегии нашей компании позиционируем себя больше, чем страхование, потому что начали со страхового рынка, а страхового рынка где-то 1,3 триллиона, если без страхования жизни, а со страхованием жизни это 1,8 триллиона. Если посмотреть на медицинский рынок, он состоит из коммерческого рынка, бюджетного рынка и так называемой серой зоны, и она исчисляется 3 триллионами. Важно, чтобы направление бизнеса, которое ты развиваешь, было востребовано. Медицина востребована, у нас сейчас население нацелено то, чтобы, во-первых, поддержать свое текущее здоровье, во-вторых, на здоровый образ жизни.
Елена Речкалова:
Плюс длительность жизни увеличивается.
Ольга Сорокина:
Мы сейчас активно участвуем в разных проектах вместе с государством, например, в рамках персональных помощников это проекты-маяки, которые курирует Андрей Белоусов, и здесь очень интересно, потому что все построено на данных, это опять про цифровизацию, что действительно важно.
Почему страховщики в это готовы инвестировать – иногда мы воспринимаемся сторонним партнером, на котором документооборот и согласование. Нет, у нас на линии в том же контакт-центре сидят реальные врачи, которые взаимодействуют с клиентом. У нас андеррайтеры – это профессиональные люди не только в страховом андеррайтинге, но они еще и с медицинским образованием, для того чтобы правильно котировать риски. В итоге очень важно, когда ты этот сервис развиваешь, просочетать тот опыт, который у тебя есть, и проинвестировать, чтобы наш клиент не заболел или поскорее его вылечить.
Елена Речкалова:
Мотивация совершенно иная, в данном случае ваши сервисы направлены на то, что выгодно государству и клиенту, то есть профилактика здоровья, чтобы сократить расходы бюджета на больничные, на потерю трудоспособности. Тогда в этом есть смысл и перспектива, потому что это выгодно всем.
Ольга Сорокина:
Страховщик как никто заинтересован в безопасности, в здоровье нашего клиента, потому что для нас это риск. Но и в диалоге с государством, потому что мы вместе с Центральным банком защищали кейсы и в рамках развития финансовой отрасли включили страховую медицину, потому что если ОМС цифровизирован, то ДМС шел в стороне, и сейчас очень серьезную работу проводят Минздрав, Центральный банк по стандартизации, унификации цифрового взаимодействия. Мы здесь идем совместно, и это приведет к доступности медицинской услуги, потому что сейчас чаще всего медицинские продукты приобретает юридическое лицо и как программу лояльности, заботу на работе предоставляет своим сотрудникам, и мы получаем это как пакет бонусов. Но при этом у нас есть свои семьи, мы хотим их защитить, и в чем сложность –порог входа достаточно высокий, потому что уровень цифровизации недостаточен. Специалист, который тебе необходим, стоит серьезных денег. Если ты находишься в Красноярске, тебе необходимо приехать в центр кардиологии в Москве, а сейчас благодаря цифровизации появляется возможность. Пусть телемедицина как законопроект не привела к результату, что мы подтверждаем диагноз во время медицинской консультации, но сам диалог уже состоялся, рекомендация возможна.
Как мы используем телемедицину? У нас медицинский пульт – это врачи, которые встречают клиента. Наша задача – правильно маршрутизировать клиента, сократить время до постановки правильного диагноза и скорейшего выздоровления клиента. Почему важно, потому что чаще всего мы трудимся, зарабатываем для семьи и вопросы здоровья откладываем на второй план. Вначале мы обратимся к нашим родным и близким, спросим у фармацевта в аптеке и только потом пойдем за специализированной помощью.
Елена Речкалова:
Вы сейчас меняете ментальность.
Ольга Сорокина:
Да, и благодаря доступности у человека вход легче. Сейчас ты можешь через мобильное приложение ВСК запросить консультацию с врачом, пообщаться, сразу получить рекомендацию, где и какие анализы необходимо сдать. Дальше, если ты в Красноярске, приехать в Москву и уже на основе анализов, а не тратить дополнительное время на это, получить качественное лечение. Для нас это фокус, потому что это то направление, которое востребовано нашим клиентом. Мы все бизнесмены, рынок серьезный, 3 триллиона, это в три раза больше, чем страховой рынок.
Елена Речкалова:
Это очень перспективно и востребовано сейчас, потому что меняется отношение к своему здоровью, и по статистике, в начале 22 века мы уже будем жить более 100 лет.
Ольга Сорокина:
Мы анализировали свой портфель, почему вступаем в проекты с государством и инвестируем в превентивность, для того чтобы помогать нашему клиенту или пациенту. У нас 50 процентов всех экстренных госпитализаций связано с артериальной гипертензией, то есть повышенное давление. С одной стороны, вроде страховщик не тот, кто лечил человека, но почему мы инвестируем, что необходимо развивать носимые устройства, тонометры, чтобы большее количество тех, кто допущен к этой информации, то есть медицинских учреждений, страховщиков, анализировали данные, чтобы выявлять вовремя и дальше подсказывать нашему клиенту, чтобы он участвовал в преодолении этих серьезных последствий.
Стандартная для нас ситуация – первый раз происходит гипертонический криз, человек пугается, приходит к врачу, но через неделю, если это разовая ситуация, он уже ни к лечению, ни к изменению образа жизни не прибегает. Если на этих стадиях ты изменишь свое поведение через подсказки, которые мы будем давать в мобильном приложении, через консультацию с нашим врачом, то сократится количество лечения других серьезных последствий, и государство в этом тоже заинтересовано.
Елена Речкалова:
Расскажите клиентский путь. Человек почувствовал, что у него гипертонический криз, что вы рекомендуете ему делать?
Ольга Сорокина:
Тут однозначно скорая помощь. Всегда наш сотрудник, наш врач на медицинском пульте в первую очередь проанализирует, какова ситуация. Если ситуация экстренная, то в первую очередь это скорая помощь, если ситуация не экстренная, тогда по симптоматике наш эксперт направит к нужному врачу.
Елена Речкалова:
Для этого нужно, чтобы человек был застрахован в ВСК.
Ольга Сорокина:
Да, и на самом деле не все об этом знают. Я, как страховщик, сама всех своих родных страхую, потому что через страховщика это выгоднее, у нас большое количество клиентов, и работая с партнерами, мы получаем скидки, мы это в любых бизнес-моделях видим. Но ключевое то, что наши врачи могут порекомендовать нужного специалиста. Когда ты сам приходишь в поликлинику или еще куда-то, ты встречаешься в первую очередь с терапевтом. В моем понимании в нашем клиентском пути терапевт – это личное звено, он был построен в рамках системы обязательного медицинского страхования, потому что неизвестно, куда нужно направить, а человек сам не определит. У него болит лопатка: это проблема со спиной или это сердце, нужно идти к кардиологу, а не к ревматологу, хирургу, а по симптоматике врач сразу поймет и сможет направить.
Почему я говорила о том, что мы в первую очередь влияем на сокращение времени до постановки верного диагноза, сама прохожу эти кейсы? Ты приходишь с насморком, который не проходит достаточно долгое время, ты можешь попасть к терапевту, а можешь пойти сразу к оториноларингологу. Но если ты попал к оториноларингологу и не сделал рентген, то неизвестно, у тебя гайморит или нет, и наш специалист сразу подскажет, какие анализы необходимо сдать, для того чтобы решить вопрос.
Не все любят поговорить, кто-то любит вначале решить вопрос мессенджерами, сообщениями, такая возможность тоже есть. Поэтому мы сейчас говорим в первую очередь об омниканальности, хочешь – через мобильное приложение, хочешь – через звонок на медицинский пульт, и есть еще прямое прикрепление, ты можешь прийти непосредственно в клинику. Но наша задача – дальше сопровождать клиента и видеть, какие еще есть потребности. Нам важно, чтобы наш клиент знал, кто такой страховщик и что он на самом деле заботится. Основное, что мы видели и слышали в глубинных интервью, что наш клиент даже не понимает, что на его стороне есть юрист, который блюдет его интересы.
Елена Речкалова:
Функция страхования, если это платная услуга, в том числе сделать так, чтобы медицинское учреждение оптимизировало расходы, чтобы они не были лишними. Получается тройственный союз, когда есть медицинское учреждение, которое заинтересовано в выручке, есть клиент, который заинтересован в том, чтобы все было оптимально, и есть страховая компания, которая является арбитром в этом вопросе. Я чувствую, что Вы очень увлекаетесь темой медицины, но это совершенно новое, и это Вас драйвит, потому что в стране, в которой 146 миллионов, страна развитая, и на таком очень низком уровне вопрос доступности медицины с точки зрения новых технологий. Вы стали употреблять термин иншуртех, иншур – это страхование по-английски, но Вы являетесь драйвером этого вопроса, и в компании Вы отвечаете за технологические вещи, за цифровизацию и так далее.
Ольга Сорокина:
По сути, цифровая трансформация, но я думаю, что нужно говорить шире, не просто иншуртех, а все-таки финтех, и даже уже не финтех. В декабре Центральный банк опубликовал консультационный доклад про Open API и в рамках этого доклада предложил стадии развития. В рамках Open API есть первая стадия, Open Banking, когда банковские услуги, передача данных, информация на высоком уровне. Следующее – Open Finance, когда уже вступают и страховщики, и кто включен в рамках маркетплейсов, которые зарегистрированы на Московской бирже, Сравни.ру, а третье – это Open Data, когда ты уже взаимодействуешь со всеми отраслями, особенно с большим количеством данных, это телекоммуникации и т.д. У страховщиков инструмент в рамках финансовой отрасли, но наши покрытия риска, которые мы защищаем, направлены на все отрасли бизнеса, и для лучшего сервиса, для адекватной персональной стоимости нашего продукта нам очень важна интеграция с данными.
Приведу несколько примеров, чтобы было понятно, о чем речь. Если вернуться к вопросу, связанному с урегулированием, тот, кто ездит в Москве, видит, что МКАД практически весь покрыт камерами, во всех городах есть камеры умного города, государство развивает это направление. Нам важно быстрее оказать выплату, убедиться, что действительно произошло транспортное происшествие, сразу возместить ущерб. Мы распознаем повреждение по фото, искусственный интеллект в мобильном приложении, несколько пилотов уже провели в Оренбургской области, в Свердловской области, когда мы получаем информацию с камер видеонаблюдения и сокращаем время до принятия решения о том, что действительно произошло событие, и ремонтируем транспортное средство. Эти камеры не всегда принадлежат государству, часто принадлежат коммерческим компаниям, организациям, это уже взаимный обмен не с государством, потому что цифровой профиль очень большую роль сыграл в доступе к данным с точки зрения государственных источников, или как телекоммуникации, тоже очень важный процесс. И должно быть согласие гражданина, клиент должен понимать ту информацию, которая будет передаваться, сейчас мы тоже это реализуем.
Елена Речкалова:
Я очень уважаю людей, которые относятся к своей работе, как к жизни, я считаю, что только так можно изменить рынок, и очень завидую, что есть отрасль, дело, которым вы увлечены, и я всегда в резюме писала: «Ваше хобби – работа». Что является Вашим драйвером?
Ольга Сорокина:
В первую очередь люди. Мы с этого начали, потому что меня стимулируют к развитию люди, те же наставники в лице акционеров и команды. Сейчас новый стиль управленца, не иерархическая, не директивная модель, особенно в рамках инноваций, а модель мозговых штурмов и коучинга, и я могу играть в двух ипостасях.
Елена Речкалова:
Играющий тренер.
Ольга Сорокина:
По факту именно так, потому что основная роль топ-менеджмента – это сформировать такие команды и вырастить таланты, которые будут эти идеи приносить.
Елена Речкалова:
Как вы формируете пул талантов, потому что на рынке очень низкий уровень вовлеченности? Я недавно выступала на Форуме счастья и представляла счастье, как абсолютно оцифрованную вещь. Например, компании, в которых счастливые сотрудники, оказываются на 20 процентов прибыльнее. Очень серьезная задача по построению корпоративной культуры в компании, и в первую очередь руководство должно быть образцом для построения этой корпоративной культуры. Расскажите немножко о вашей корпоративной культуре и что Вы делаете с собой, чтобы быть лидером во всех вопросах.
Ольга Сорокина:
Сначала надо правильно оценить ситуацию. У нас ежегодно проводят оценку Happy Index, когда все сотрудники компании анонимно проходят очень большой перечень вопросов, где они могут высказать и подсветить какие-то аспекты. Есть запрограммированные вопросы, которые позволяют нам получить ответ на нужный вопрос, а есть еще те комментарии, которые наши сотрудники могут оставить. И у нас на высоком уровне построена эта работа, мы анализируем результаты и обратную связь, сейчас даже выше предыдущего бенчмарка на рынке, у нас уровень больше 80 процентных пунктов по Happy Index, а это для нашей индустрии верхний показатель.
Елена Речкалова:
Это реально сокращает текучесть кадров?
Ольга Сорокина:
Это сокращает текучесть кадров, и самый главный вопрос (у нас просто отдельно в стратегии стоит этот показать) – мы хотим быть привлекательными для наших соискателей. Поэтому мы тоже в это вкладываемся.
Елена Речкалова:
Чтобы для талантов быть компанией первого выбора.
Ольга Сорокина:
И здесь никогда никакой пиар или реклама не сработает, если сами сотрудники не будут об этом говорить. Вы задали вопрос – что привлекает и как мы эти команды формируем. У каждой компании своя культура, и важно, чтобы человек, который к тебе приходит, соответствовал ценностям, иначе насколько бы он не был профессионален, он просто не приживется и не раскроется. Наша задача – раскрывать потенциал наших ребят, и чем мы интересны, почему к нам приходят ребята из Озон, Яндекса, из различных индустрий, куда, казалось бы, сейчас каждый мечтает попасть, потому что в этих индустриях он шпунтик, часть этого звена, а наша компания позволяет взять на себя очень серьезную ответственность и увидеть результат. Я всегда с ребятами, которые приходят к нам в компанию, через месяц общаюсь, как они воспринимают компанию, и потом через длительный период. Делаю это для того, чтобы понять, как дальше взаимодействовать с новыми людьми.
Приходят часто из банковской индустрии и говорят, что я не мог реализовать себя так, как здесь, потому что есть доверие и новые возможности, которые ты можешь получить, и очень важно увидеть результат. Члены нашей команды – это все те, кто хотят созидать и получать этот результат, будь то цифровой сервис, проданный полис или урегулированный убыток – все хотят видеть результат. Мы сейчас очень сильно развиваем кросс-эмоциональное взаимодействие, вся трансформация происходит в рамках методологии SAFe, Scaled Agile Framework, это эджайл для крупных корпораций, когда все функции компании – и юридическая, и финансовая, и операционное сопровождение – тоже в культуре эджайл, потому что через эти ошибки сама проходила достаточно сложный путь. И ребята обогащаются командной работой.
Раньше было такое, что IT и бизнес – два разных берега через речку, а теперь это одна команда, которая работает на результат. Когда ты работаешь в команде, ты уже начинаешь на себя брать определенную роль и можешь быть экспертом там, там и там, но для того чтобы вся команда продвинулась вперед, будь добр, займи какую-то роль.
Второе – это получение новых знаний и навыков. В прошлом году мы провели очень интересное обучение на рынке вместе с Центральным банком, с Сириусом – Финте Хаб. Наши ребята выступали менторами, и наши сотрудники, которые прошли практический кейс в бизнесе, обогащались через молодежь. Молодежь нам давала новые идеи с точки зрения продуктов, но мы тоже пошли дальше. У нас уже в этом году в январе открылась кафедра по цифровой трансформации и инновациям в РАНХиГС, там присутствуют МВА и другие программы, то есть мы идем дальше, для того чтобы формировать не только наши будущие команды, но чтобы была среда, где они будут получать новые знания, новые возможности. И очень важный момент – это признание, потому что всегда нужно сохранять авторское право. Все команды, которые работают, получают огромное количество наград, мы всегда это отмечаем. И в рамках этого принципа формируется лояльность, потому что в любой кризисной ситуации ты будешь опираться на результативных, лояльных сотрудников, но правильное слово результативность, в любом случае нужно смотреть какой эффект, чтобы у ребят было мышление.
Вернусь к цифровой трансформации, очень важно, как ты цифровизируешься. Раньше многие компании исповедовали подход, когда отдельно есть проектный офис, еще какой-то офис, который изменяет всю компанию, – так невозможно, лидер функций обязательно должен в этом участвовать, и если он не участвует, то ты со стороны никогда не изменишь. Он придет на время, как консультант, со своим опытом, подскажет, но эффекта должны добиться сами команды. Поэтому у нас все топ-менеджеры включены в процесс цифровой трансформации. И так как идем через методологию SAFe, у нас есть так называемые поезда, это команды команд, в среднем 60 человек в поезде, 6 команд по 10 человек. Топ-менеджер выступает бизнес-владельцем, он ключевой эксперт, и он вместе со своим продакт-менеджером отвечает за бизнес-результат. Финансы здесь тоже присутствуют, для того чтобы посчитать, нам нужна динамика, нужно понимание. И мы гордимся тем, что с 2020 года, когда мы приняли стратегию, она себя окупила, это серьезные инвестиции в нашу целевую архитектуру.
Елена Речкалова:
Если в компании работают такие же структурированные и увлеченные люди, то я уверена в большом будущем. Как Вы видите компанию через 10 лет и как Вы видите себя в этой компании через 10 лет?
Ольга Сорокина:
Однозначно больше, чем страхование, и процитирую акционера. У нас на прошлой неделе закончилось перепланирование. Больше 650 человек на одной площадке, два дня мы синхронизировали все наши цели и задачи, бизнес-заказчики тоже присутствовали. И акционер совершенно открыто обратился ко всей аудитории, что если кто-то из вас не видит своего развития в рамках компании, не видит амбиций в рамках компании, то ему стоит уйти, потому что каждый из нас хочет работать в сильной компании. Мы гордимся тем, что у нас очень серьезная амбиция, к которой мы стремимся, и люди заинтересованы продвигаться.
В чем я заинтересована? Во-первых, чтобы страховая индустрия развивалась, и она может развиваться, в том числе заходя на территорию или где-то поглощая другие индустрии. Есть законодательное регулирование, но есть еще экосистемные партнерства. Существует модель, когда строится не партнерство, а экосистема за счет поглощения компаний, тогда не факт, что ты обладаешь компетенцией.
Елена Речкалова:
Вы строите маркетплейсы.
Ольга Сорокина:
Мы строим экосистемное партнерство, потому что интегрируемся с другими компаниями, но не поглощаем их, и задача – приобретение компетенций, для того чтобы сформировать лучший клиентский путь. Я изучала американскую аналитику Accenture в прошлом году, там больше 70 процентов в страховой индустрии через партнерство, коллаборации, это самый эффективный способ.
Елена Речкалова:
Я уже поверила в ВСК и, как профессионал, вижу позитивные изменения, вижу, что люди у вас объединены единственной общей целью, у вас общие задачи, что говорит о корпоративной культуре. Но в данном случае эта передача не является рекламой страховой компании ВСК, я хотела показать харизматичную личность, которая строит перспективную и сильную компанию. Лидерство для вас – это что, и чем отличается мужское и женское лидерство? Лично я считаю, что разницы никакой нет, чтобы не уходить в гендерную тематику, тем не менее мужчины и женщины отличаются вопросами эмпатии, погруженностью в детали. Помогает ли Вам тот мужской коллектив, который есть, и чем Вы дополняете?
Ольга Сорокина:
Лидерство – это путь и решение. Лидер без команды невозможен, иначе не было бы слова лидер. То лидерство, которое должно развиваться, это лидерство, когда взаимодействуешь, развиваешь потенциал своей команды, тогда растешь и ты. Но есть разные ситуации, почему важны решения, потому что любое лидерство говорит о том, что когда-то должно быть принято решение добиться результата, так можно по пути идти постоянно. Поэтому очень важно адаптироваться к ситуации, и если мы находимся в кризисной ситуации, тогда лидерство может быть директивным, потому что тебе нужно принимать решения достаточно быстро. Если ты находишься в поиске инноваций, изменений, или ты сейчас на волне развития, то это в первую очередь сотрудничество, кооперация, а лидер – это тот, кто мотивирует и ведет за собой, и за ним готовы идти. И тот, кто в нужный момент времени примет решение, чтобы этого результата добиться, и тот, кто фокусирует команду на единый результат.
Елена Речкалова:
Для Вас и для всех сотрудников лидерство – это смешанный формат. Директивный стиль означает, что вы берете на себя ответственность в первую очередь, с другой стороны, быть играющим тренером – это слушать команду, развивать ее. Сложно сделать так, чтобы все сотрудники принимали Вашу политику?
Ольга Сорокина:
Это очень сложный вопрос, у нас будет мероприятие по формированию ценностей, мы приняли новые ценности или измененные ценности в рамках стратегии, и очень хочется, чтобы каждый сотрудник компании, агент компании понимал и разделял ценности, а это означает очень серьезную работу, когда ты сверху, от принятия стратегии, можешь донести свое видение до самого низа.
Елена Речкалова:
И еще до клиентов и потенциальных клиентов. Поскольку у нас не очень развита страховая отрасль, то одна из задач – сформировать ее нужность, ценность, престиж и полезность, чем Вы и занимаетесь. Что бы Вы порекомендовали людям, которые только начинают, что бы Вы порекомендовали себе, если бы сейчас только начинали свою деятельность?
Ольга Сорокина:
Начинать уже со студенчества, и если есть возможность практики и стажировки, то, получая теоритическое образование, сразу же устраиваться в компании и работать на бизнес.
Елена Речкалова:
Иметь амбиции, которые приводят к улучшению жизни не только своей, но и общества. У нас сегодня в эфире была Ольга Сорокина, я в восторге от того, что вижу людей, которые увлечены своей работой, и эта работа во благо общества, так мы меняем мир. Спасибо.