{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Александр Песков советский и российский артист эстрады, актёр, певец, телеведущий, юморист 08 февраля 2023г.
В гостях Александр Песков
Самый замечательный и яркий день! А все потому, что в гостях самый яркий, талантливый представитель российского шоу-бизнеса. Это советский и российский артист эстрады, актёр, певец, телеведущий, юморист. Все его шоу сопровождаются радостными эмоциями, любимыми песнями, улыбками, смехом!

Алена Франц:

Дорогие друзья, всем привет, снова в эфире Алена Франц и моя авторская программа «Цена успеха». Сегодня у меня в гостях самый замечательный, потрясающий, невероятный советский, российский артист эстрады, пародист, актер, певец, телеведущий, юморист, одним словом король пародии Александр Валерианович Песков.

Александр Песков:

Можно только без Валерьяновича, все-таки хочется немножко помоложе, отец называл меня Санечка. Огромное спасибо за приглашение, я стеснительный по жизни, но до микрофона меня допускать не надо, я говорливый. И хочется сказать огромное спасибо тем людям, которые нас смотрят и слушают, за то уважение, которое они проявляют к нам.

Алена Франц:

Искренне благодарю, что нашел время приехать, потому что у тебя сильная загруженность. Программа называется «Цена успеха», мы будем говорить про успех, про взлеты и падения, родителей, семейные традиции, мы будем говорить только о добром, потому что таких талантливых людей нужно показывать с хорошей стороны, а не с грязной.

Сашенька, ты родился в Коряжме, Архангельская область, родители работали на бумажном комбинате. Ты с самого детства везде был задействован, очень любил рисовать, и тебе очень хотелось поступить в театральное либо цирковое училище.

Александр Песков:

Надо просто мою книжку прочитать, она на Арбате продается, там я все описываю. Была пандемия, делать было нечего, и я за год ее написал. Цена успеха пошла больше от мамы, потому что мама приехала в 1949 году, забивала колышки в землю: здесь улица Ленина будет, здесь Космонавтов, а там улица Кирова. Она одна из первых девчонок комсомольцев приехала осваивать (тогда была стройка бумажного комбината союзного значения), организовала самодеятельность, сегодня ей 92 года. В 1962 году я родился, ребенка оставлять было не с кем, и она брала меня на все репетиции, и я всегда слышал музыку, видел танцоров, и я приучился к этому. Когда я стал взрослеть, первая моя звездная роль — я был Новым годом, а папа Дедом Морозом, и так каждый год, все елки, меня почитали. И мне, видимо, понравилось уважение людей, их любвеобильность, в 6 лет я вышел на сцену нашего Дома культуры, я там был в мае, каждый год на день рождения мамы приезжаю, она там живет, Москва ей не нужна, у нее там все родственники, подружки, каждый день у нее гости. Отец «Бухенвальдский набат» пел на площади, в фотостудии занимался, потом в киностудии, и я был в мире самодеятельного искусства. В 6 лет я сказал папе, что буду артистом, и даже проблем не было с выбором профессии, я к этому шел все 10 лет школы, занимался в кружках, требовал этого от родителей, для меня самое страшное было, когда меня не пустят на репетицию, если принесу тройку, двойку, плохое поведение — и меня не пускали. Так я из окна прыгал со второго этажа, лишь бы во Дворец пионеров попасть. Сегодня педагоги живы, Людмила Алексеевна Дуглас, которая меня хореографии учила, дай Бог много-много лет жизни.

После восьмого класса я решил стать актером театра и кино и уехал в Ярославль, вернее, хотел поехать, но мама спрятала все документы, и я не мог поехать. Но папа-то мечтал, сын ему в 6 лет сказал, что будет артистом, фамилию Песков все будут знать, и так получилось, что папа сделал все дубликаты втихую от мамы и вывез меня в город Ярославль, где я поступил в театральное училище. Обиделся на учительницу, которая по ИЗО мне поставила двойку, хорошая тетка была, с Беломором, но самое судьбоносное было другое. Есть такая заслуженная цирковая артистка России Альбина Зотова, иллюзионистка, она приехала на гастроли, и надо же мне было пойти, а я уже студент театрального заведения, очень почитаемого, тогда еще училище было, сейчас институт. И я пошел в цирк, а ее супруг из великой династии Ширманов, работал клоуном у нее в программе, и мне он так понравился, что я на следующий день забрал документы, решил вернуться в школу, закончить 10 классов и поступать в цирковое училище, что и сделал. Мама была счастлива — два года ребенок с ней, но потом уже некуда деваться было после десятого класса, и мы с Женькой Кулешовым поехали поступать, он на офицера, а я в цирковое. Отец меня оставил у порога и уехал. И вот я один в 7 утра, подошли педагоги и сказали, что у вас возраст, вам надо в армию идти. Я сказал: «Не пойду, мне учиться хочется». Все-таки с третьего курса меня забрали в армию, я гвардеец Таманской дивизии, прошел два года службы.

Алена Франц:

Ты и там себя проявил.

Александр Песков:

Я рисовал всю жизнь, и меня определили в секретку, карты и так далее. А потом ко мне подходит командир дивизии и говорит: «Песков, — а я самый молодой, мне было тогда 19 лет, — тут ансамбль песни и пляски есть», — а когда-то Людмила Георгиевна Зыкина начинала это мероприятие, ансамбль песни и пляски Гвардейской Таманской дивизии. Меня поставили руководителем, у нас во взводе были все цирковые, сейчас этого нет, я был взводным, сержантом, а у меня в подчинении все цирковые, которые уже закончили училище. Два года я с удовольствием тащил это бремя, а тогда был Варшавский договор, приезжали иностранцы закупать нашу технику, и я был в фаворе, меня уважали. Армия оставила неизгладимые впечатления, всякое было, и медсанбат, и приступы по здоровью, и дедовщина, которую я искоренил, во всяком случае в моем взводе, 25 человек было в подчинении, хотя приходилось тяжело, тем не менее я это сделал. Потом возвращение в цирковое училище, третий курс, я ломаюсь.

Алена Франц:

Не каждому суждено после определенных моментов в жизни, когда тяжело, либо человек в больнице, перешагнуть через эту боль. Как устоять, как не сломаться? У тебя было много проблем со здоровьем, ты ломал позвоночник, никто об этом не знает.

Александр Песков:

В двух местах.

Алена Франц:

Тяжелейшая реабилитация и такая жажда вернуться на сцену, и ты смог, просто низкий поклон.

Александр Песков:

А больше нечем было заниматься, я больше ничего не умел.

Алена Франц:

А рисовать, петь?

Александр Песков:

Это все не пошло, я же хотел быть публичным, на виду, клоун — хорошая профессия, считается самой мудрой в искусстве, радостная, это цирк, манеж, свет, музыка, конечно, уникально, и я до сих пор не могу без цирка жить. И когда в городах спрашивают: «На какой площадке? — я говорю, что если есть возможность, только в цирке, нет — тогда давайте концертный зал. Я умею работать в цирке, потому что там круговая панорама, и надо уметь это делать, не каждый драматический актер или певица может.

Получилась травма, меня отчислили из училища, сальто-мортале делал и передумал, сам виноват, педагог здесь ни при чем, он так испугался, и куда деваться? Вытяжка, год лежал, а потом надо было деньги зарабатывать, и я уехал в Коряжму к маме, там тоже были проблемы, она упала с поезда, поломалась, и два калеки в доме. Отец уходит из семьи, бабушка за нами ухаживает, и мы вытащили друг друга.

Ответ на вопрос как выползти из этой ситуации — это родственники, только самые близкие люди могут помочь, все отдать, лишь бы у тебя было хорошо. Поэтому я безумно благодарен и маме в этот момент, хотя все в слезах и в соплях были, бабушка за нами ухаживала. Я пошел в театр устраиваться на работу, и я спросил у женщины, которая встречается при входе, где дирекция, она окинула меня взглядом, на следующий день мне дали кликуху в театре Пескоструев, это она дала, но она же не ожидала, что я ей отомщу — я женился на ней.

Алена Франц:

Я читала, что это была женщина в возрасте.

Александр Песков:

Нет, молодая, красивая ведущая актриса театра, просто ее все боялись. Через годик родилась Дашка, и потом пошло-поехало: три филармонии, Калининград. Галина очень хорошая актриса, у нее были пшеничные волосы ниже пояса. Прошли годы, я стал артистом, трижды разводился с ней, трижды сходился, все официально, в ЗАГСах на нас смотрели и ржали — зачем? Первую комнату купил в Москве, потом 4 комнаты, и в этой квартире сегодня живут и Дашка, и Галка. Но еще сложности были, Галя заболела, опять же, как выползти из этой ситуации, рак, вторая группа, работать нельзя, четыре химиотерапии, было страшно. Тем не менее сняли все запреты, и она опять преподавала детям театральное искусство, а потом уже на пенсию вышла. Так что все хорошо, прошло уже 23 года.

Был юбилейный вечер в госпитале Бурденко, где ее оперировали, меня пригласили, а я шефствую над этим госпиталем, мы даем концерты для солдат, и потом решили банкетик устроить. И этот доктор грустный идет, на меня смотрит, я говорю: «Вы Бог», — он ничего понять не может: «Жива. — Как жива? Я давал три месяца, просто не мог сказать». Так что только самые близкие, родные могут помочь в этой ситуации. Я стоял на улице, женщину в колясочке катила то ли дочка, то ли кто, во всяком случае этой женщине было комфортно. Только родственники могут помочь, поддержать. Если есть друзья, конечно, это здорово.

Алена Франц:

Но у тебя было несколько раз, когда ты мог уйти из жизни.

Александр Песков:

Пока три. Да это директор во всем виноват, он меня оттуда вытаскивает, говорит, подожди, рано, ты еще народу нужен. Меня это все преследовало, мы же артисты, нам сцена нужна, какое обращение к врачам, через боль идешь на сцену, шпильки одеваешь и пошел. Конечно, ему надо сказать огромное спасибо, я ему по гроб жизни благодарен, я его безумно уважаю, он заслуживает аплодисменты и цветы от публики за то, что я жив, выхожу на сцену, Александр Николаевич Волокин.

Алена Франц:

Нужно же еще вовремя обратиться.

Александр Песков:

Несколько часов оставалось, как Галка могла уйти, и у меня так три раза, операция, меня сразу на стол.

Алена Франц:

Ты суеверен?

Александр Песков:

Нет, я гороскопы люблю, карты Таро, я все знаю заранее, но на себя не могу, нельзя самому.

Алена Франц:

Мне всегда очень нравятся люди того поколения, потому что они не зациклены на себе, они зациклены на творчестве, они любят творчество, занимаются тем, что любят. Я сделала для себя определенный вывод, что семья влияет на человека. Сейчас, мне кажется, детям не уделяют достойного внимания, как раньше, какие-то традиции были в твоей семье, примеры приводили, чтобы быть человеком, личностью?

Александр Песков:

Говоря о семейном воспитании, у нас, насколько я видел, через день были гости в доме, близкие, гармошка играла, плясали, если праздники — это совсем повод, а так без повода приходили. В деревнях у нас до сих пор не закрывают двери, как бабушка моя клюшку подставит или лопату, значит дома нет, и никто не зайдет, доверяли, были обязанности. Было уважение к учителям в школе, учитель — это святое, как это ты не выучил пример, хотя я был хулиганом, двойки-тройки были, тем не менее 8 классов закончил на все четверки, это уже в десятом, когда меня шпыняли педагоги, когда я возвратился из театрального заведения, все думали, что звезда будет, уже гордились, и вдруг вернулся и стал самый плохой. Просто я решил поменять актерское амплуа, но объяснять это людям было трудно. Потом я с блеском поступил сразу после выпускного в цирковое училище, с Валентиной Анатольевной Перминовой, учительницей по математике, мы каждый день созваниваемся по телефону, при встрече можем водочки выпить, а тогда она ставила двойки, еще дружила с моей семьей. Был случай, я соврал, что дневник дома оставил, она говорит: «Иди за дневником», — а я жил рядом, прихожу, говорю, что папы дома нет. Она говорит: «Ага, нет», — и звонит домой. У меня первая учительница Вера Александровна Плахова, сейчас в Коряжме живет, возраст, конечно, у всех пришел.

Тогда было уважение, почитание взрослых, то, что сейчас происходит, по телевидению показывают, как иногда себя дети ведут, у меня вызывает чувство стыда за родителей — как можно было так воспитать ребенка, чтобы он руку поднял на учителя. Мы подарки, цветы дарили на праздники, не дай Бог не выучили урок, это было стыдно, другое дело, что хулиганили, молодые, тупые были, но надо было ума набираться, и мы набирались. Все мои педагоги гордились мной, и я горжусь. В мае был в школе, снимали программу на НТВ «Секрет на миллион», пришел в школу — жалко, это не показали по телевизору, все вырезали, — шел урок, мне открыли дверь, я здоровался с педагогами, которых не знаю, но я объяснил ученикам, что ребята, не будьте Песковым, учитесь. С моими педагогами в цирковом училище, в ГИТИС, великим Немчинским, по его книгам учатся в ГИТИС, он был завкафедрой, мы созваниваемся чуть ли не каждый день: «Санька, Санька», — а тогда: «Песков, как дела?» А я когда учился, преподавал моему курсу, поэтому с меня был спрос вдвойне. Александр Александрович Анютенков, в цирковом учил пантомиме, вместе с Рутбергом преподавали мне пластику, говорит: «Я горжусь, что у меня такой ученик». Знаешь, как приятно за него, что он меня таким воспитал, что я в этой пластике всю жизнь прожил, а ведь не все давалось, просто надо было учиться. В 8 утра начинались занятия, в 12 уходили, и так четыре года, я самый долгий студент в стране — я поступил в 1979-м, закончил в 2001-м, у меня уважительная причина, травма. Спасибо Валентине Савиной, директору училища, которая пошла в Министерство культуры, добилась разрешения завершить мне год, и я этот год приходил на занятия, учился, и дипломом была моя программа, я всем студентам и педагогам показал, на что они меня выучили. Но прошли годы, они уже гордились мной, я получил диплом, уже все было понятно, но я вышел на экзамен, все доказал. Валентина Михайловна говорит: «Зачем тебе это надо, все же знают тебя? — А как же экзамен?» И я полтора часа работал свой спектакль в манеже.

Алена Франц:

А традиции в семье?

Александр Песков:

Новый год, самая главная традиция — в лес за елкой с папой, ждал, когда лыжи дадут, и мы пойдем. Он талончик купит на разрешение на вырубку елки, и мы идем в лес, смело выбираем елку, потом он тащит, я ему помогаю, мама лепит пельмени, а мы наряжаем елку, это традиция. Естественно, все дни рождения, это обязательно домашние концерты, все поют.

Алена Франц:

Есть любимые народные песни?

Александр Песков:

«Прокати нас, Петруша, на тракторе, до околицы нас прокати» — это просто как Отче наш. Или «Течет река Волга», я ее на сцене пою, а когда-то слышал дома. Мы были воспитаны на добрых фильмах, ностальгия по этим временам. Сегодня я не понимаю одного — почему молодежь не смотрит наш тогдашний кинематограф, хотя бы гайдаевские фильмы. У них времени нет, они в телефонах сидят, я не понимаю этого. Почему мы упустили некоторые поколения, а уже два-три упустили, потому что очень быстро стала развиваться техническая часть, родители заняты, им надо детей воспитывать, кормить, а в 1990-е тяжело было, в магазинах ничего не было, не до детей, а рожать хотелось. И когда пришли времена, когда на тебе игру, на тебе телефон, не надо книжки читать, только отвали — вот почему все произошло, это мое личное мнение. Мы со сказок начинали, Шарль Перро, у меня была книжка необыкновенной красоты «Золушка», «Спящая красавица», я тянулся к этим книгам. А чистописание, как надо было выводить буковки, поэтому у нас красивый почерк, а сейчас нельзя понять, что пишут. Вернуть бы хоть что-то для воспитания ребенка, это было бы здорово, это просто необходимо, точка отсчета, а потом уже кто на что учился. Педагоги так любили свою профессию, я уверен, сейчас это есть. Я пришел в школу, вижу — новые педагоги, мне кажется, они хорошие. В столовую пришел, повара сменились, а атмосфера та же, конечно, ремонт, все по-другому, но атмосфера осталась. Добрые поварихи, я с ними с удовольствием целовался, обнимался, мы фотографировались, это такое счастье было, в школу прийти. А сейчас вышли из школы и забыли.

Алена Франц:

Училка не такая была.

Александр Песков:

А может быть ты был не такой, а училка-то нормальная.

Алена Франц:

Начинать нужно с самого себя.

Александр Песков:

Мы всегда обвиняем кого-то, не думая, может быть, мы не правы на самом деле.

Алена Франц:

Вернуть бы сейчас все эти традиции, я бы кайфанула.

Александр Песков:

Всем двором гуляли, все друг друга знали: «Васька-то твой ушел, за гаражи пошел курить, небось». С улицы кричали: «Вовка домой пошел, Петька, тоже давай». А сегодня не знают соседей, вот в чем проблема, общения нет, родственники перестали общаться, по телефону кое-как звонят.

Отмечали день рождения в клубе «Amoret», я там худруком подрабатываю в свободное время, хозяйка Татьяна, чудная женщина, она позвонила моему директору и говорит: «Мы бы хотели Сашу пригласить к нам». Я подумал — у меня таких предложений не было, в клубе быть арт-директором. Но с первой встречи мы нашли общий язык и сотрудничаем. У нас Кузьмин Володя постоянно работает, последний концерт Глызина был, цыгане, у нас много артистов выступает.

Алена Франц:

Сейчас такая жизнь пошла, что нужно друг за друга держаться, сопереживать, больше обниматься, больше говорить, целоваться, и не только по праздникам.

Александр Песков:

Просто позвонить, не картинку послать. Я начинаю утро с яишенки, кофе... и телефона, все желают доброго утра, не дай Бог я не отправлю что-то, я ни к чему не приступаю, только маленькую кошку накормлю, Марию Александровну, она актриса театра. Ребята репетируют балет, и она посередине сцены ляжет, репетиция 2 часа, и она будет лежать, хозяйка театра. Подкидыш, в форточку подкинули котенка.

Найдитесь, эти люди, я так им благодарен за этого ребенка. А как это было — женщина, которая занималась нашими йорками, ветврач, у нее магазинчик был на Красной Пресне, приходит на работу, и стоит наполнитель, судно, игрушки, еда у входа. Думает, может, кто товар вернул, заходит — и котенок сидит, через форточку закинули. А директор мой в этот день пошел йоркам покупать еду, он кошатник всю жизнь, и это чудо побежало сразу к нему. Я знал, что рано или поздно он в дом кошку принесет, у меня их три было, но не думал, что так скоро. Сегодня она провожает, встречает, я пошел к тебе, она села у порога, я приду — она там и сидит. Вот такими преданными людьми надо быть.

Кругом алчность, зависть, и эта завистливость — самый большой грех у людей. Чего завидовать? Сделай сам, какие проблемы. Начинают в телефонах обсуждать кого-то, интриги плести — ребята, так это же вы себе характеристику даете, это же вы такие, почему вы не с добром к людям идете, а с негативом, вам его девать некуда? Другим жизнь не портите, ну не нравится вам артист — не смотрите его по телевизору, не ходите к нему на концерты, вы же не одни такие, а кто-то фанат этого человека. Разное о многих можно говорить, не будем называть фамилии, но кто-то 4 поколения воспитал, почему сегодня судьба этого человека это плохо? Есть какие-то изъяны, может, кто-то сделал ошибку, неправильно повел себя, но это же не значит, что надо все зачеркнуть и гадости говорить об этом человеке. Искусство вне политики всю жизнь было, при любой власти артист есть артист, потому что он же для народа живет, меняются главы государств, а артист остается. Вспомним Пиаф, Далиду, Азнавура, они же пели при других президентах, а почитание к этим артистам идет до сих пор. Тот же Майкл Джексон, это же история, великий человек был, весь мир с ума сходил и сходит до сих пор. Мой директор просто сумасшедший фанат Майкла, он с маленького возраста все знает, более того, 25 июня у директора день рождения, и 25 июня скончался Майкл — он теперь свой день рождения не любит, потому что это день памяти Майкла Джексона, вот такое уважение надо иметь, про себя надо забывать, но уважать других людей. Тебе Бог когда-нибудь отдаст, ты иди сегодня и неси добро, получишь — слава Богу, не получишь — скажи спасибо Господу, что ты жив.

Алена Франц:

В нашем шоу-бизнесе, честно признаюсь, редко встретишь такого теплого человека, Саша один из таких — теплый, радушный, порядочный, как он о котеночке говорил.

Александр Песков:

Еще йоркширы рядом, их подружить еще надо. Через двое суток уже спали вместе. А имя давать? Я говорю директору — у меня бабушка Мария, красивое имя, я настолько ее люблю, она уже ушла, но зато я буду каждый день бабушку вспоминать. Но у Марии Александровны сегодня копия характер моей бабушки, как она на гостей смотрит, как целует, как будто космос перешел на нее. Может, мне Бог послал ее в память о бабушке?

Алена Франц:

Она как охранник, кошки же лечат.

Александр Песков:

Она кис-кис не знает, вообще не понимает, что это такое. Приходят гости — кис-кис, я говорю: «Вы чего? Разговаривайте с ней». Она тут же отвечает, каждую интонацию слышит и такой же отвечает. Так надо к людям относиться. Мне мама всю жизнь говорила — как ты хочешь, чтобы тебя уважали, так и относись к людям. Но сегодня этот совет потерян, все сегодня во имя себя любимого, но так же нельзя.

Алена Франц:

В нашей сегодняшней ситуации надо больше отдать, больше созидать.

Александр Песков:

Истина в том, что надо думать о других больше, чем о себе, и тогда все будет.

Алена Франц:

Как в Библии, в Евангелие, так оно и есть. У тебя есть любимая игрушка, Александр третий, это кто?

Александр Песков:

Это как талисман уже, он везде со мной, особенно в гримерке, или когда я пошел на сцену, он сидит за кулисами. Это маленький человечек, подарила моя фанатка, она живет в Сибири, глухонемая, она приезжала на концерты, читала по губам, и однажды привезла этого ребенка, с которым я везде. Детский сад, можно обо мне так сказать, это трогательно. Я когда сажусь в самолет, в бизнесе два места, я его сажаю рядом, и стюардессы, не договариваясь, тоже ему еду несут — пироженку, чай поставят. Его надо видеть, он живой, и у него уже куча друзей вдоль кровати: тигренок, мишка, домовушка, второй мишка, и моя ученица из циркового училища подарила ему друга папуасика. Вечером укладываю их, накрываю. Скажут, совсем уже на старости лет Песков с ума сошел. Просто детство еще во мне играет.

Алена Франц:

Не зря же говорят, когда в человеке внутри детство, сохраняйте его, чем больше, тем лучше. У меня бабушка в 70 лет смотрела «Спокойной ночи, малыши».

Александр Песков:

У меня крестная мама Тамара двоюродная сестра Ангелины Вовк, Хрюшу со Степашкой озвучивает. Она стесняется этого, когда мы в компании, я говорю: «Дети, вы воспитались на этой женщине». Никто ничего понять не может, и Каркуша она еще была, я говорю: «Мама, каркни». Она у меня крестная мама 30 лет, была просто фанаткой, мы познакомились на концерте. У нее был день рождения в этот день, а мы с Машей Распутиной приехали на гастроли, по отделению работали, Ангелина вела этот концерт и взяла ее с собой. В первой кулисе сидит и с воздыханием смотрит, меня это так раздражает, мне работать надо. Закончился концерт, подходит эта женщина: «Здравствуйте, у меня день рождения, я сестра Ангелины Вовк». Я говорю: «У меня люкс большой, давайте все ко мне». Короче, мы загудели, и вот уже 30 лет. Каждое утро я звоню маме и крестной, у меня две мамы, она безумно меня любит, это уже родственные отношения, а с мамой как две сестры.

Алена Франц:

Это не просто подружил с человеком, поиспользовал — нет, дружба — это длиною в жизнь, в радости и в горе.

Александр Песков:

А иногда родственники даже не общаются, это не от большого ума. На примере моей семьи это была зависть. Царство небесное моей тете Вале, я ее безумно любил, она ушла в связи с пандемией, младше моей мамы на два года, и они не общались 40 лет, потому что младшая завидовала старшей, хотя старшая воспитывала всю жизнь младшую. Нина и Толик, мои двоюродные брат и сестра, мама им запретила со мной общаться, мы не общаемся 40 с лишним лет. А все детство вместе, они для меня были самые любимые, мы в кораблики играли, в пистолетики. Я приезжаю в город, моя сестра обходит другой стороной улицы, чего я сделал? Мама тогда запретила, а потом вошло в привычку. Ее муж Сережка ходит втихушку к моей маме в гости, она накормит, напоит, домой отправит, а он говорит: «Только Нинке не говорите, что я был у вас в гостях». Я своих племянников вообще не видел.

Александр Песков:

Тяжело живется с этим?

Александр Песков:

Обидно, время ушло, жизнь прожита, я их люблю до сих пор, а общения нет.

Алена Франц:

Ты хочешь пойти навстречу, а они не идут?

Александр Песков:

Если она обходит другой стороной, она что, не знает, что я в городе? Весь город знает, что Песков приехал, по телевидению тоже скажут. Мы сейчас приехали, куда не зайду, все целуются, обнимаются, рассказывают, какой я маленький был, и с каждым надо постоять.

Алена Франц:

Столько времени прошло, и все равно ждут, встречают.

Александр Песков:

По традиции обязательно в церковь прийти, на могилы, всех вспомнить.

Алена Франц:

Саша, у тебя потрясающие наряды, не как у всех, штучные, дизайнерские, из платков.

Александр Песков:

У меня Оленька уже 29 лет возглавляет пошивочный цех, и все костюмы, которые вы видели, это все она, Оля Пискарева. Два платка можно купить, и летний костюм готов, копейки стоит. Когда выезжал на гастроли в Америку, Майами, там обыкновенные платки яркой расцветки, и я уже сколько лет хожу в этих костюмах все лето, то есть я их накупил за 3 доллара в те времена. Олейникова, актриса такая есть, поехала в Казань: «Санька, тут выставка тканей, платков». Я говорю: «Быстро бери!» Она накупила по 10 рублей платков, я нашил себе костюмов, все лето в них хожу по улицам, на все званые вечеринки, а зимой хожу по дому, год относятся, и я другие шью.

Я был в Коряжме, и по сюжету программы надо было, чтобы мама мне что-то подарила. Повезли нас в какой-то магазин, а мама всю жизнь шила, всю жизнь прически, маникюр, педикюр, всегда же на виду, она была начальником ЖКО, у нее 30 домов в подчинении, до сих пор поименно всех знает, кто ушел из жизни, кто родился, а кто уже внук, правнук. Говорит, не помню, зачем на кухню пошла, а я спрашиваю: «А кто в деревне в соседнем доме жил? — Валька жила», — а прошло 60 лет.

Алена Франц:

Потому что тогда не было гаджетов, были книги, общение, отец со мной занимался, учили побольше больших произведений.

Александр Песков:

«Василий Теркин» Твардовского, надо было выучить четверостишие, а я выучил главу, даже сейчас могу прочитать. Учительница поставила мне тройку: «Зачем главу выучил? Я просила четверостишие». Я до сих пор на концертах это читаю, вот как пригодилось за троечку.

Алена Франц:

Я бы хотела, чтобы наша молодежь больше читала, ребята, читайте больше, учите больше потрясающих наших стихов, литературы. Саша, что бы ты посоветовал нашим зрителям, родителям, молодежи, может быть, что-то нужно внедрить, что-то убрать?

Александр Песков:

В любом возрасте это не помеха, надо начать с уважения друг к другу, и какой бы человек рядом ни был, если ты о себе думаешь, что ты мудрее, так научи его, а если ты думаешь, что ты намного больше успел, так помоги ему. Надо начать с себя, оценить, на что ты способен в этой жизни и что ты можешь отдать, как ты можешь себя предложить, как ты можешь свою судьбу предложить, и не надо стесняться этого, а наоборот, проявить к себе уважение за это. Чем больше ты сделаешь людям, тем больше ты будешь себя уважать, когда ты будешь оставаться с самим собой, не гордиться собой, а уважать.

Алена Франц:

Вот это самое главное, не гордиться, а уважать, гордыня — это немного другое. Дочке ты тоже это прививал? Даша уже достаточно взрослая женщина, потрясающая, копия папы.

Александр Песков:

Ну как воспитал, когда папа у дочки может взаймы деньги брать, значит воспитал, значит она добилась чего-то, это же здорово. А к кому ты еще пойдешь? Говорю: «Дашка, быстренько перекинь мне пятерку», — всякие ситуации бывают. «Сейчас, папуль, куда перекинуть? — На этот адрес, я сейчас приеду домой, верну». Она в «Непоседах» концертный директор испокон веков, с 11 лет она там, сейчас ей 36, я горжусь ею, хотел, чтобы она была администратором. У нее детей 300 человек, она за всех в ответе перед родителями, на всех концертах, у Леночка Пиджоян, хозяйки «Непосед», Дашка правая рука, там очень хорошая школа. Что говорить, Лазарев, Топалов, Татушки — это все Дашкины друзья были, я их гонял с Пушкинской из Макдональдса, чтобы желудки не портили этими котлетами. Нет, я сам люблю, но один раз в месяц и то когда на гастролях, говорю: «Ребята, давайте в Макдональдс заедем, так соскучился». Один раз в месяц, но не каждый день.

Алена Франц:

Ты очень любишь готовить.

Александр Песков:

Я очень люблю петь. Давай споем, а потом будем говорить дальше.

Дай Боже сил мне не сломаться,

Дай Боже удержаться на ногах.

И научи, как все-таки остаться

Мне человеком в собственных глазах.

Не дай мне стать жестоким и циничным,

Не дай утробе разум победить.

Не заставляй ни лгать, ни быть двуличным,

Ни предавать, ни ползать, чтобы жить.

Не подведи меня, моя гордыня,

Не подведи меня, моя судьба.

Все, чем я жил и чем дышал доныне,

Я не предам с поспешностью раба.

Я прошлое не сброшу у порога,

Не захочу отречься от него,

И одного, и одного сейчас прошу Бога,

Чтоб дал мне сил не потерять всего.

О, Боже! Как мне хочется покоя,

Устал от слов, обмана, мишуры,

Но я привык встречать удары стоя,

И мне пока не выйти из игры.

***

Давно за поворотом скрылось прошлое,

И знаешь, так уж в жизни получается,

Сегодня только самое хорошее

Мне о весне далекой вспоминается.

Ты помнишь, дни и ночи сумасшедшие

Так сладко нам тогда кружили голову.

Давай на миг вернем любовь ушедшую

И снова скажем: «Разлетайся в стороны».

Я тебя винить не буду, держать как птицу в клетке,

Подожди еще минуту и лети с опавшей ветки.

Давно жалеть с тобой нам больше не о чем,

И реже снится юность безрассудная.

Но знаешь, что твой голос птица певчая,

Неси, я на земле не перепутаю.

Прости, что не просил тогда прощения.

И протяни легко, легко ладонь знакомую.

Пройдя дорог случайное скрещение,

Давай с тобой друг другу скажем снова мы.

Я тебя винить не буду и держать как птицу в клетке,

Подожди еще минут и лети с опавшей ветки.

Давай на миг вернем любовь ушедшую.

Алена Франц:

Мы остановились на готовке, песковский борщ.

Александр Песков:

Я не только борщ готовлю, люблю в духовке треску по-архангельски с картошкой, с лучком запекать, с молочком, со сметанкой. Утром смотрю новости НТВ, и навага пошла, а навага с молочком знаешь, как вкусно на сковородочке, ее как семечки можно есть, она вообще без костей, очень вкусная. Но я люблю и зубатку готовить, и мясо, шашлыки сам мариную.

Алена Франц:

Есть фирменный маринад?

Александр Песков:

Нет, самый простой — лук и майонез, он такой душевный становится, не надо больше ничего, замочил, даже полчаса достаточно. Гости приезжают, раз — и на мангал. А борщ готовится с томатным соком, с водкой, ложка уксуса или ложка водки, просто цвет оставляют, а так чернослив надо обязательно, изюм, все пережаривать, тушить, это процесс. Но там есть два секрета, причем я только в книжке открыл секрет: обязательно надо понимать для кого ты готовишь — имя, фамилия, отчество, а второе, ты думаешь об этом человеке, но при этом было бы неплохо, если бы ты бокал вина выпил в течение всей готовки, смаковать, наслаждаться и думать об этом человеке, и тогда борщ получится.

Алена Франц:

Китайцы и японцы говорят, что нужно вкладывать душу в приготовление еды, и мешать нужно по часовой стрелке.

Александр Песков:

Так и в любой профессии, без души незачем этим заниматься. Хлебороб, когда комбайн ведет, во-первых, думает о людях, а во-вторых, он думает, чтобы зернышко не осталось, чтобы не ушло в никуда. Или как воспитывать детей в детском саду — как своих.

Алена Франц:

Если бы так все думали и все так действовали.

Александр Песков:

Опять детство вспомнил, великая память великому человеку Василию Алексееву, это штангист, 18-кратный чемпион мира, мне было 4, 5, 6 лет, когда впервые вышел на сцену. А в подвале Дома культуры еще 18-кратного чемпиона не было, он тренировался там, у него Пинижанинов был тренер, небольшого роста дяденька, и я любил запах резины, когда он штангу кидал, ходил нюхать. А с Сережкой мы на горшках вместе сидели в садике, и когда Алексеев приходил за Сережкой, он басом: «Сережка!» — и мы все под стульчики, а стульчики маленькие, только попы и головы торчат. Когда я уже стал артистом, он был на моих концертах, говорил: «Не дай Бог с Валеркой что-то случится (они были друзьями с моим отцом), будешь моим третьим сыном». Так оно и случилось, а потом он ушел. Но ему памятник поставили в Шахтах, его почитают, это великий спортсмен, он прославил Советский Союз. Надо с профессией не только дружить, надо иметь любовь. У меня подруга Лиана держит цветочные магазины, и она цветы составляет с таким искусством, у нее столько заказов в Коряжме, поэтому без души никуда. Самое главное у человека — это прежде всего сердце, душа, а потом уже мозги, а может наоборот, кто его знает, кому как надо.

Алена Франц:

Я подписываюсь под каждым твоим словом. Откуда такая любовь к тому, как ты обставил свою квартиру на Истре? Почему Людовик XIV?

Александр Песков:

Я не знаю. Однажды шел к себе на концерт по городу Ялта (потом меня стал пародировать Киркоров, я лично это видел по телевизору), огромная набережная до театра Антона Чехова, и театр летний, две площадки рядышком, маленький парк. Я иду, как всегда за мной идет вся набережная — автографы, поцелуи, фотографии. И сидит женщина, у нее электронные кружки, и я спрашиваю: «Что это такое? — Это если вы хотите узнать, в каких жизнях вы жили, сколько раз вы жили, кем вы были». То ли это школа, изобразительное искусство в институте, я к этому стремился, очень много читал про Рим, Грецию, но Людовика XIV — это красиво, это по мне, золото, богато. Она говорит: «Хотите? — Хочу». И рассказывает: в первой жизни вы были распутной монашкой, во второй жизни вы были кузнецом, и вы Цезарю ковали мечи, но в третью жизнь вы пришли замаливать их грехи, поэтому будете только отдавать, ничего иметь не будете, а вот какой вы будете в четвертой, аппарат не показывает. Мы похохотали и пошли.

И эти эпохи мне снятся, может быть, я действительно там жил когда-то, кто его знает, не птичкой, не кошечкой, а стал артистом. Может, я Людовиком был, кто его знает, может, от того, что читал книги, от красоты картин, музеев.

Алена Франц:

Ты хотел что-то интересное рассказать про Кенигсберг.

Александр Песков:

Кенигсберг очень значимый город в моей жизни, я его считаю родным, и мой первый директор там похоронен, Володя Петров. Это трамплин в Москву, трамплин к популярности, трамплин к любви публики всесоюзной и всемирной. Калининградская филармония дала вот это — хватит, поехали, в поезд и в 8 утра на вокзале.

Алена Франц:

Кто сейчас так сможет? В 16-18 лет приехать и начать с нуля.

Александр Песков:

Кто знал, примут меня в цирковое училище или не примут, я был уверен и родителям сказал — что вы переживаете, поступлю. А там 220 человек на место, к училищу было не подойти, это сегодня все совсем по-другому. Они говорят: «Делайте, что хотите», — я им все показало, стихи почитал, Теркина, басни Крылова. И я с первого тура перешел на третий. Когда сегодня сижу в приемной комиссии этого училища, в том зале, где я поступал, у меня было два случая, когда я настоял, что одной девочке и одному мальчику не надо было приходить на второй тур, потому что они шли сразу на третий. После меня это пошло, и я хочу дать эту память людям, как я прошел, потому что они талантливые, и на первом туре понятно, что они поступят, но надо пройти, чтобы нервы поимели, чтобы человек был собран на экзамене, чтобы он пришел с осознанием, что эта профессия его, при всех трудностях, которые там происходят при поступлении. Как в других институтах, кому математика, кому химия нужна, это же тоже экзамен, и у нас в творчестве тоже экзамен, тем более конкуренция, талантливой молодежи очень много, посмотрите программу «Голос». Другое дело, кто из них будет актером, артистом на сцене, это другой дар, должно быть одинаково ярко в изначальном состоянии, уже потом педагоги научат, как меня научили.

Я горжусь своими учениками, допустим, Петя Дранга, был такой случай, я пришел на концерт, а в то время было казино «Кристалл» на Пролетарке, у меня сольный концерт, а Саша Ковалев, который вел «Званый ужин», был арт-директором. У меня репетиция, и стоит парень в темноте перед выходом на сцену. Спрашиваю: «А вы что тут делаете?» — это моя площадка, я должен знать, чтобы посторонних не было, не мешали коллективу подготовиться. И он говорит: «А я артист, Петя. — Почему вы здесь? — Меня пригласили, я перед вами выступаю. — А какой жанр? — На аккордеоне играю». Тогда же никто не играл на аккордеоне, это потом появилась программа «Играй, гармонь», хотя инструмент был очень почитаемый испокон веков. И когда сегодня по телевизору смотришь программы, где народные песни, собираются за столом и поют, это же такая красота, сердцу приятно. И я говорю: «Можно я посмотрю, как ты играешь? — Александр, конечно, да».

Я пошел готовиться к спектаклю, скоро выход, одеваю костюм, слышу, он начал играть. Я выскакиваю за кулисы и смотрю... Никак, но я увидел потенциал, что из него можно сделать. Пошел на сцену и прошу его не уходить. После концерта говорю: «Петруся, а ты хочешь быть большим артистом? — Да. — А познакомишь с родителями?» Ко мне приехала мама из Коряжмы, говорю ей, что нас на ужин пригласили, поехали. Мы приезжаем, стол накрыт, сидят родственники, две сестры, папа, мама, и все, как выяснилось, педагоги Гнесинки по классу аккордеон. Говорю, что я готов заняться вашим ребенком, с вашего позволения, но ему будет трудно со мной. И я два года вложил душу и сердце в этого ребенка, кормил борщами, он спал у меня на кухне на полу, без матраса, потому что спина аккордеон оттягивает, а молодому организму тяжело, чтобы осанка была. В то время же не воспринимали этот жанр вообще, но это было так красиво. Я его одел, обул, дал ему эту школу, но не хватило, он рано от меня ушел, но это его инициатива, я его ругал потом, мы даже не разговаривали несколько лет, потом он извинялся передо мной.

Расстались мы в Сочи, я его не допустил до концерта, потому что он не захотел репетировать, ему на пляж надо было бежать. Коллектив отрепетировал, и я всех отпустил на пляж, а ему уже завидно, ребенок, говорю: «Давай репетировать. — Я хочу на пляж купаться. — Отрепетируем, у тебя будет два часа времени, и ты пойдешь. — Нет, я пойду». А ему тусовка с ребятами нужна была. Я на директора посмотрел и сказал — до концерта не допускать сегодня. И он не вышел, взял билет на поезд и укатил, потому что у него уже было предложение, он знал, куда укатывает. Но не в этом дело, хороший артист воспитался, он сегодня мировая звезда, у него квартира в Сан-Франциско на 36 этаже, все-таки я помог, а в концерты не брал. Знаете, что я придумал? Концертный зал «Россия», Кремль, я говорю: «Возьмите Петьку. — Да ну, у нас достаточно всего. — Возьмите, денег у вас потом не хватит на этих артистов». Так оно и вышло. Мня приглашают, у меня полчаса в сборном концерте, а у меня коллектив танцует танго, там аккордеон, и я его вставлял в мою программу, редактора ничего не могли сделать, театр Пескова же на сцене. И он так понравился всем, уже потом я стал не нужен, его приглашали везде и всюду. Я очень рад за его судьбу. Вот так мы создали Петю Дранга.

Алена Франц:

Сегодня в гостях у меня был потрясающий артист, теплый, солнечный, лучистый, я не буду называть все его регалии, но это невероятный человек — Александр Песков. С вами была «Цена успеха» с Аленой Франц, до новых встреч.