{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Анна Лебедева директор Международного Эриксоновского университета коучинга, сертифицированный коуч MCC 14 декабря 2022г.
Мультипотенциалы или современные супергерои
Мультипотенциалы - это люди, у которых много интересов, им сложно сконцентрироваться на одной профессии и найти свое предназначение. Но так ли это? Обсудим, кто такие люди-мультипотенциалы и в чем их суперсила?

Ольга Гиверская:

Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Mediametrics, все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. Сегодня говорим о людях мультипотенциалах, кто они, в чем их суперсила. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и к нам присоединяется моя соведущая, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF Анна Лебедева.

Мультипотенциалы — это те люди, у которых много интересов, им сложно сконцентрироваться на одной профессии, они все время ищут свое предназначение. Термин мультипотенциал пришел к нам из психологии еще в 1972 году, но в 2015 году получил распространение. Так кто же такие мультипотенциалы?

Анна Лебедева:

Мультипотенциалы часто встречаются нам, как коучам. Проверьте себя — если вас спросить, какие были ваши цели три года назад, можете ли вы их вспомнить, у мультипотенциала чаще всего очень расплывчатое понимание, чего он хотел несколько лет назад. Меняется ли список интересов каждый год, если да, то, скорее всего, вы мультипотенциал.

Возможно, ваш почерк меняется в зависимости от того, в каком вы состоянии, возможно, вам чего-то не хватает, и вы все время учитесь, а ваши близкие возвращают вам: «Хватит учиться, сколько можно учиться», — такие признаки тоже будут, если вы мультипотенциал. Если вы меняли работу чаще, чем раз в пять лет, или переезжаете, и вам от этого комфортно, то, скорее всего, есть признаки мультипотенциала. В интернете есть эти тесты, можно пройти и посмотреть, насколько вы со стороны выглядите как мультипотенциал.

Ольга Гиверская:

Мультипотенциалы — это больше герои или несостоявшиеся люди, которые все время находятся в поисках чего-то лучшего, чего-то большего?

Анна Лебедева:

Это очень сложный вопрос, так как я коуч и сопровождаю разных людей, часть людей суперуспешные, мои клиенты, и руководство приходит с более серьезной задачей: «Нам нужно расставить приоритеты, выбрать только три направления», — и мой клиент, очень успешный человек, говорит: «У меня достаточно сил на многое, мне все это нравится, я не хочу это отдавать в другой департамент, и эта задача у меня тоже не доведена до конца, а вот это новенькое, и вообще, мне хочется иметь большой пакет проектов». И я, как коуч, помогаю рассортировать, разложить, привнести логику, защитить свои проекты перед руководством, и я бы сказала, что это герои.

Но мне кажется, что существуют также мультипотенциалы, которые любят поковыряться в каждой кашке, в разных местах, и снаружи он выглядит как лузер, недоделанный человек, которого нигде по факту нет. Но, может, он фермер, который сеет в разных местах, тут надо смотреть на результаты, что по факту имеем. В результате яркие красивые проекты в разных областях, он и певец, и спортсмен, и бизнесмен, и все ему удается, или во всех областях нет никаких достижений. С этим надо работать, просто так от того, что ты мультипотенциал, жизненный успех не прикатится на блюдечке.

Ольга Гиверская:

Если есть успехи, и человек реализовывается в разных областях, то это его суперсила, и с ней тоже надо работать?

Анна Лебедева:

Зависит от того, устраивает или не устраивает человека то, на что он сейчас способен, потому что все равно скрытые способности существуют, и с помощью коучингового вопроса их можно раскрыть, подсветить или самому в себе покопаться и обнаружить, что будет дальше драйвить. Трагедия мультипотенциала в том, что есть вероятность, что ему станет скучно раньше, чем он достигнет в этой области мастерства. И те люди, которые знают свою динамику, понимают темпы своего познавания неведомого и охладевания, влюбленности и развлюбленности, понимают, что нужно кому-то делегировать, необходимо организовать, либо продать, либо достичь какого-то результата прежде, чем уже не могут этим заниматься и хотят двигаться вперед. И я видела людей, которые не успели довести до результата и уже потеряли интерес, заниматься этим не хотят, но кто-то должен это делать, тогда им становится очень непросто.

Ольга Гиверская:

В любом случае, если человека что-то не устраивает в его жизни, то лучше начать работу со специалистом помогающей профессии: с психологом, коучем, сейчас появились менторы, трекеры, наставники и так далее. Вы говорите, что один коучинговый вопрос может подсветить, в каком направлении двигаться дальше. Если это всего лишь один вопрос, то поделитесь им с нашими слушателями, если это череда вопросов, то как этому можно научиться?

Анна Лебедева:

Бывает, что один вопрос открывает всю конфигурацию твоего будущего, как фонариком, но для того чтобы задать один такой прекрасный вопрос, нужен целый каскад других вопросов: из чего состоит твоя жизнь, что для тебя суперинтересно, чем ты сейчас горишь, что для тебя суперважно, что может быть вкладом. Так как я работаю с людьми разных психотипов, разные конфигурации этих вопросов помогают открыть свой мультипотенциал. Не все люди за свою жизнь разрабатывают этот потенциал, и у них получается открыть его, обильно смотреть на нереализованность, которая могла бы быть успешной и роскошной, однако не стала.

Ольга Гиверская:

В детстве нам всем задавали вопрос — кем ты хочешь быть. Я помню, что этот вопрос с 1-го и до 11-го класса тянулся на протяжении всей моей жизни, и мне было очень нелегко определиться, кем же я хочу быть. Но многие, закончив школу, поступив в институт, до конца не понимают, кем они хотят быть, и психологи говорят, что это тоже про то, что человек мультипотенциал. Почему так происходит, и возможно ли родителям в детстве углядеть, направить ребенка или наоборот, дать ему возможность широко смотреть на этот мир, как правильно?

Анна Лебедева:

Мы, как взрослые, спрашиваем, кем ты хочешь быть, подразумевая то, что школьник не является кем-то сейчас. Здесь очень парадоксальная интересная область. С одной стороны, если вы посмотрите на своих детей, будете просто наблюдать, что им природно нравится больше, то увидите, что один ребенок очень любит животных, книжки о животных все время читает, но это совсем не значит, что он обязательно должен стать ветеринаром. Другой все время что-то строит, возможно, он станет NFT-архитектором метавселенных. Третьему нравится профессия человек-человек, когда-то я занималась профориентацией. Но надо понимать, что беседа со школьником по поводу того, кем ты хочешь быть, бессмысленная, самое важное — максимально развязать ему руки, дать возможность реализоваться в любой конфигурации разнообразных профессий, дать больше выборов, больше стимулов, больше граней, чтобы когда его нервная система дорастет, он мог выбирать.

Я наблюдаю последние годы, что людям очень сложно в юном возрасте выбирать что-то такое, что будет влиять на всю их оставшуюся жизнь. Первый вуз многие из вас тоже выбирали не потому, что ты этим горишь, а по какой-то мечте, либо рядом с домом, и огромное количество людей не работает по той профессии, которую они изучали в вузе. Классическое высшее образование — это кругозор и ширина, а чем ты будешь дальше заниматься, в чем будет социальная востребованность, предугадать невозможно. Футурологи же на форсайтах Высшей школы экономики говорят о том, что многих профессий, которые традиционно есть на сегодняшний день, через 10-20 лет уже не будет, а тех профессий, которые будут востребованы через 10-20 лет, сейчас еще нет.

У моей подруги ребенок пошел заниматься социальными сетями, видео, но буквально несколько лет назад не было образования в этой области, чтобы ты мог поучиться что-то делать, не было технологий. У нас появились телефоны, бюро на ладони, в котором можно и намиксовать, и музыку подложить, и мультик нарисовать. И когда мы говорим о мультипотенциале, нам надо понимать, что, возможно, монопрофессии прошлого, где один человек работал на одном и том же заводе 30 лет, это мечты и ожидания времен наших бабушек, даже не наших родителей, они у нас в голове сидят лишь потому, что есть такие примеры, но у большинства остальных людей каждые 5 лет карьера меняется. Настало время для мультипотенциалов, для людей, у которых есть разные грани. Сейчас уже не требуется быть узким моноспециалистом, допустим, только лишь органистом, который умеет играть на нескольких рядах клавиш, ты можешь заниматься несколькими вещами одновременно, и много творческих проектов или бизнес-проектов я вижу на стыке между дисциплинами. Междисциплинарные беседы, проекты в таком роде, которые еще несколько лет назад не могли быть реализованы, потому что появилась новая технология, и она дает возможность лавинообразному росту какой-нибудь новой профессии.

Ольга Гиверская:

Анна, Вы уже более 20 лет руководите Эриксоновским университетом, и Вам, как руководителю, легко ли работать с мультипотенциалами, потому что бытует такое мнение, что человек, который в разных областях может все и по чуть-чуть, это певец, жнец и на дуде игрец, наверное, что-то одно он не может сделать? Ваша точка зрения, как руководителя?

Анна Лебедева:

Это огромный вызов, потому что руководителю в коучинговой компании нужно и руководить, и коучить. С одной стороны, и в моей компании тоже существуют платежки, первички и люди, которые должны четко и красиво заниматься одним и тем же все время, и мы их очень-очень уважаем, при этом понимаем, что лично я бы так не смогла. Есть огромное количество разных проектов, где ты должен быть и продюсером, и журналистом, и видеографом, делать себе видеоконтент, и с самим продуктом тоже необходимо разбираться. В коучинге есть 8 четких компетенций, которые необходимо развить и показать, чтобы действительно качественно работать со своими клиентами. Каждая компетенция имеет нюансы, аспекты, и необходимо набрать определенное количество часов, а также коучу важно ходить к супервизору, ментору. Видите, даже если взять одну нашу профессию коуча, у нее уже как минимум 10 разных ролей и граней, а также необходимо быть финансистом, подбить свой годовой и месячный бюджет, очень важно быть стратегическим менеджером, чтобы развивать частный бизнес. Современный мир с появлением социальных сетей, новых технологий дает возможность набирать в портфолио разные вещи, сам

диву даешься, насколько несочетаемое может сочетаться в одном человеке, организованное вокруг его одной большой миссии или вообще очень разное.

Ольга Гиверская:

Для руководителей мультипотенциал — это больше вызов или помощь? Как руководителю понять суперсилу мультипотенциала и использовать ее во благо своей компании?

Анна Лебедева:

Тут важно быть всегда открытым к эксперименту, потому что у большинства руководителей есть требования, ожидания, но важно взращивать в своих людях взрослую партнерскую ответственность. Парадокс мультипотенциалов в том, что, с одной стороны, они на многое способны, очень многие вещи могут делать, допустим, я, как руководитель, даже не подозреваю, что это вообще можно решать, особенно так элегантно и быстро. С другой стороны, когда человек берет на себя задачу, было бы очень здорово провести с ним беседу в таком ключе, чтобы он взял на себя не только задачу, но и ответственность за результат. Можно делать очень много разных проектов в разных областях, но очень важно, чтобы в каждой из этих областей, если есть четкий конкретный рабочий проект, была ответственность и результат, который виден и востребован аудиторией или теми людьми, для которых это делается.

Ольга Гиверская:

Вы согласны с тем, что с каждым годом количество мультипотенциалов увеличивается? Если согласны, то почему так происходит?

Анна Лебедева:

Я думаю, что эти скрытые мультипотенциалы, которые не знали, что они могут, стали просто проявляться и реализовываться. Стало легче открыть юрлицо, стало легче организовывать платежные системы, уже не нужно печатать массу документов, можно просто выставлять счет. Автоматизация дает возможность нам выгружать на роботов и IT-технологию большое количество разной ненужной обеспечительной работы, которая раньше занимала время человека. Подумайте, какой шквал времени нужен был, чтобы подготовить документы, организовать простецкие вещи, которые сейчас мы делаем по кнопке, и все синхронизируется со всеми, вплоть до налоговой декларации. Часть из наших действий сразу же облагается налогами, и мы можем не вносить ручками, не вбивать каждую сумму, а просто нажать на кнопку и оплатить. Все становится быстрее, поэтому пришло время для мультипотенциалов, организовать и реализовать свой потенциал.

Во-вторых, сама ответственность за свою жизнь, свой доход, за свою пенсию и за свое счастье уже ложится не на социальные институты, как раньше, где деревня, работодатель, дворянин отвечал за своих крепостных, теперь каждый сам за себя отвечает, сам себе хозяин. И это привело к тому, что при наличии мультипотенциальности легче становится жить и реализовывать, ты не должен припасть к ногам какого-нибудь графа, который будет оплачивать твою музыку или твои художественные работы, как это было буквально недавно, нужно было обязательно к кому-нибудь припасть, чтобы получить финансирование. Сейчас ты можешь сам реализовывать, и тогда появляется другая возможность и требовательность: входить в творческие проекты с другими людьми, становиться легким коммуникатором, с которым легко и приятно что-то реализовывать, кого позовут в следующий проект. Получается, что наша жизнь даже сегодня никак не гарантирует, что мы будем делать доходного и интересного для себя завтра.

Ольга Гиверская:

Мультипотенциалов больше среди творческих людей или среди людей, которые занимаются некой операционной работой?

Анна Лебедева:

Видите, как интересно, даже в нашей речи мы делим людей, которые занимаются творческой работой и операционной, как будто есть такое разделение. Самые творческие люди, которых я знаю в домашних условиях, это люди, которые на работе занимаются скучной операционной работой, и они реализовывают свою творческую часть в домашних проектах: вяжут, вышивают, высаживают сады. Это условное разделение, что есть люди творческие, которым не подвластны оргвопросы, и есть оргвопросы, которые не летают в небесах. Есть люди с мощнейшим творческим потоком, который все смывает, но у каждого из нас все равно есть возможность нежно и красиво собрать себе многогранное портфолио, проект.

В современном мире другие категории. Возвращаясь к вопросу про ребенка, за которым можно было понаблюдать, даже первый вуз, есть какая-то направленность, и у многих людей есть чувство вины, что они не раскрыли свое предназначение. А как ты поймешь, что ты его раскрыл? Многих гениев вообще оценили гораздо позже, при жизни или даже после жизни, как ты поймешь, что ты открываешь свой творческий потенциал? Самое важное — это работать, где ты можешь получать много радости, удовольствия, приносить пользу другим, и совершенно очевидно, чтобы большая часть этой работы была хорошо оплачена.

Ольга Гиверская:

Вы не так давно в нашем разговоре сказали о том, что мультипотенционализм к разным психотипам относится по-разному. Какие есть психотипы и как это сочетается с термином мультипотенциальный человек?

Анна Лебедева:

Есть люди, которым нормально делать что-то 3-5 лет и больше, им нормально жить в одном и том же месте, заниматься одной и той же работой с небольшим развитием, с небольшой динамикой. Даже если у них есть мультипотенциал, то в небольшом проценте по шкале от 1 до 100 процентов, и потребность в своей жизни что-то кардинально менять мала. Есть другие люди, которые за эти же условные 5 лет уже 5 раз поменяли страну пребывания, методы и способы своей деятельности, обрели везде новых приятелей, и у них очень высокая потребность в изменениях, в различиях, и они будут свою мультипотенциальность реализовывать через то, что у них картинка будет меняться: путешествовать, менять круг общения, перестраивать свою жизнь. Если посмотреть на них взглядом тех, кто в свою жизнь внедряет мало изменений, то они либо больные, либо ненормальные. Но правда в том, что это люди с разными предпочтениями, и у них действительно будут разные жизни.

С другой стороны, некоторые кайфуют от того, чтобы у них был организованный день и быт, расписанный, налаженный, с определенными видами деятельности, под которые четко сформулировано определенное время года, они к одним и тем же друзьям ездят на дачу 30 лет подряд, в какие-то определенные даты. Для других людей важно следовать за возможностями, которые раскрываются, их тоже, конечно, волнует и огорчает, если что-то идет не так, или если окружающая среда меняется, но они очень быстро адаптируются, у них очень высокая уживчивость, выживаемость, адаптивность, и они находят в новых конфигурациях для себя возможности, которых раньше не было, и они первыми занимают те ниши, которые открываются.

Ольга Гиверская:

Сейчас есть тренд на обучение, люди стали учиться всему в разных областях, и мы знаем, что многие покупают себе эти обучения. Вы не раз в эфирах говорили, что многие даже их до конца не проходят. Скупка обучения насколько свойственна для мультипотенциалов?

Анна Лебедева:

Если есть финансы, то для большинства.

Ольга Гиверская:

Тогда насколько это правильная тактика?

Анна Лебедева:

Очень много обучений стало импульсным продуктом. Если раньше импульсно мы могли купить в магазине товары, я книжки всегда импульсно покупала и сейчас покупаю, у меня уже лежат на полу стопочки книг, потому что закончилось место в шкафах. Я знаю, что некоторые из этих книг я буду читать, но я точно знаю, что буду читать под цель, когда у меня есть цель начитаться к определенной теме, которую я буду преподавать или исследовать с клиентами, или как предприниматель прокачивать свои навыки, я достану литературу по этой теме и буду ею заниматься.

Огромное количество обучения, особенно входного, стало недорого стоить, достаточно доступно по цене, и при этом оно стало легко покупаемо: ты просто нажимаешь на QR-код, СПБ, тебе не надо вводить банковскую карту, ты уже что-то себе купил, условно, за 10 000 рублей, за 100 евро. Но именно то обучение, которое служит закрытию твоих важных потребностей, принесет пользу. Огромное количество нашего обучения цифровое, Digital Content предзаписанных вебинаров в огромном количестве, которое вещают на широкую аудиторию. Тогда необходимо трудиться, для того чтобы приложить к себе этот подорожник, в каком конкретном месте у тебя содрана кожа, в каком месте этот подорожник тебе подойдет, подойдет ли он тебе по размеру — все это должен делать сам человек, переваривать это обучение.

И здесь очень сильно помогает коучинг, в каких областях жизни ты хочешь расти и развиваться, ведь никто не запрещает поучиться тем вещам, о которых ты мечтал в детстве, зумбе, охоте, фотоискусству. Мы зачастую думаем о нашем будущем, как о месте, где бесконечное количество времени для нас предрасположенно, чтобы мы могли этому всему обучиться. Для многих людей познание нового — это безопасное наслаждение, от которого не будет толстых щек или оплывших глаз, ты кайфуешь в этом. Но целесообразность, какой исследовательский интерес ведет человека сейчас, в какую область, именно на этот вопрос надо отвечать: я хочу взрастить свои навыки или себя взрастить в чем? И что из того обучения, которое я сейчас прохожу, я хочу вытащить и внедрить?

Самый большой провал у мультипотенциалов и у всех остальных касается внедрения в практику, то есть замахиваться, вдохновляться, особенно когда так гениально авторы нас вдохновляют и помогают замахнуться, мы можем махнуть карточкой и купить: права купил, водить не купил, потому что чтобы водить, надо водить. У нас накуплено огромное количество тренингов о том, как раскрашивать картину по номерам. Но для того, чтобы раскрасить картину и повесить ее на стенку, нужно достать краски и малевать, а это уже не так интересно, потому что если ты это делаешь асинхронно без наставника, то в тот момент, когда у тебя лично возникнет какой-нибудь не очень большой вопрос, никто тебе не поможет, нужно куда-то писать, ждать, пока ответит, это неудобно на асинхронном обучении. Поэтому оно и стоит недорого, потому что время людей, которые тебе помогают, тоже распланировано.

Я бы рекомендовала живое обучение, допустим, у нас на коучинге нет такого, где ты уроки по 10 минут учишь и потом в своем темпе делаешь. У нас есть такие задания, но их немного, больше заданий, если у тебя есть затык, обязательно живой человек подойдет и поможет тебе разобраться, не оставит тебя один на один со своими сложностями, послушает, когда у тебя возникает внутреннее сопротивление. Мне кажется, чем больше становится онлайн-обучения, которое доступно и предзаписано, тем больше ценится живое общение, где с тобой общается живой человек.

Ольга Гиверская:

В Эриксоновском университете общается живой человек. Сколько длится процесс обучения, как туда можно попасть и есть ли там место для мультипотенциалов?

Анна Лебедева:

Туда приходит очень много мультипотенциалов, так как именно коучинг как легкий вход в помогающую профессию, помощь людям, при этом хорошо встраивается в другие профессии, приятно сочетается, когда консультанты, имиджмейкеры, менторы, наставники, руководители привносят коучинговую ноту, это называется коучинговый подход, в ту профессию, в которой они уже мастера.

Если вы хотите обучиться на коуча, у вас есть три варианта. Первый из них — прийти на открытое бесплатное мероприятие, где мы рассказываем о коучинге от А до Я. Второй вариант — пройти дегустационный курс погружения, где уже наберешь много разных инструментов, но ты не подписываешься на долгосрочку, как раз именно это и подходит мультипотенциалу, посмотреть, как со мной сочетается, подходит ли мне, два дня по 3,5 часа или однодневный курс с погружением, понять, отзывается ли тебе, ложится ли в твои потребности это обучение. А для тех, кто очень жаждет погрузиться, есть многогранная программа, она будет длиться примерно 5 месяцев, но с погружением там будет не очень много времени, всего лишь 4 дня в месяц человек обучается, а все остальное время он в более щадящем режиме, подходящем ему, тренируется, для того чтобы выработать навыки пройти весь путь в разных конфигурациях, с разными наставниками, помощниками, которые объясняют, раскрывают его потенциал, поддерживают в его сильных сторонах.

И меняется мировоззрение, все-таки очень важно осознать, что многое из тех вещей, которые для вас важны, в принципе нормальные и возможные, но мы зачастую этого не осознаем, потому что думаем: как так, пойти во взрослом возрасте изучать новую профессию. Мозг не стареет до 75 лет, если его развивать, новые нейронные связи обнаруживаются в мозге человека уже пенсионного возраста, но только если его развивать. Коучинговые технологии можно привнести в свою специальность или поменять профессию в любом возрасте.

Ольга Гиверская:

Всю подробную информацию про те тренинги, про которые рассказывала Анна, можно найти на сайте Международного Эриксоновского университета коучинга. Для мультипотенциала что более эффективно — пройти самому курс обучения или поработать с коучем?

Анна Лебедева:

Помните книгу «Отказываюсь выбирать», где автор писал про сканеров? Как раз для мультипотенциалов это действительно очень хороший подход — а почему нужно обязательно выбирать. Можно попробовать поработать индивидуально с коучем, и те люди, которые осваивают, это взрослые люди, которые обучаются новой профессии, зачастую договариваются за обратную связь, то есть очень доступные стоимости могут быть у тех людей, кто только пробует себя, нарабатывает свои первые 100 часов практики. Профессионалы моего уровня или уровня Ольги, моих коллег — это уже совсем другой ценник, VIP-ценник, для руководителей, собственников. Я работаю с людьми, у которых в подчинении много людей или большие проекты, многомиллионные портфолио в долларах США или десятимиллионные в рублях. На всех этих линейках есть коучи, которые могут подойти, и работа с коучем действительно структурирует, помогает, она выгружает и освещает прожектором путь. При этом если мы говорим об обучении, то ты сам в процессе обучения получаешь себе коучей и клиентов, но при этом сам узнаешь, что же там за дверями скрыто. Ты можешь быть пользователем коучинговых услуг, нажал на кнопку и получил результат, а можешь быть создателем: заглянул за двери в волшебную комнату, где варится волшебное варево, и ты сам можешь своим клиентам, своим людям и своим детям заваривать его так, чтобы видеть, как зажигаются глаза других людей, когда у них в жизни происходят трансформационные изменения.

Ольга Гиверская:

Надо все попробовать, а лучше совместить, для того чтобы еще шире видеть этот мир. Анна, Вы в коучинге уже очень давно, у Вас много клиентов, Вы работаете с топ-менеджментом. С мультипотенциалами тяжело работать, есть ли особенность Вашей работы, как коуча, в работе с мультипотенциалом?

Анна Лебедева:

Важно заметить, чтобы твой вопрос не был ограничением для человека, с которым ты работаешь. В первые разы, когда я встречалась с мультипотенциалами, талантливыми людьми, я еще была коуч-недоросль в рамках учебных курсов, где им выдают коуча. Я попадала к высокоуровневым клиентам, у которых все возможно в жизни. Может ли коуч быть настолько открыт в своем мышлении, чтобы задавать вопросы человеку, у которого нет ограничений? Знаете, как внутри у коуча все переворачивается, когда задаешь вопрос. У человека все легко и хорошо, завтра все получилось, у него нет проблем и ограничений, а ты, как коуч, думаешь: «Как у него все получится?» А он на следующую встречу пришел и уже все сделал. В этой работе помогает работа с собственными поддерживающими профессионалами, чтобы не стать ограничителем на работе своих собственных клиентов, чтобы твой вопрос был роскошным. Именно ради этого я всегда росла и развивалась, чтобы мои вопросы вдохновляли и поднимали на новый уровень, были мудры и глубоки, вытаскивали наружу то, что скрыто. И этим я помогаю также юным коучам, как ментор сопровождая их, чтобы у них тоже происходил этот процесс, чтобы твой личный внутренний опыт проживания твоей жизни не влиял на то, что ты задаешь вопрос человеку, у которого другой опыт жизни, чтобы твой вопрос был непредвзятым, при этом точным и широким. Это очень красивое и тонкое искусство, объяснять его словами получается размыто, не очень понятно, но когда человек осваивает, он понимает, о чем идет речь.

Ольга Гиверская:

Вы так красиво сказали — высокоуровневый клиент, то есть это тот клиент, у которого все возможно?

Анна Лебедева:

У которого мультипотенциальность служит ему, чтобы во многих областях жизни получать роскошные результаты. Самое страшное, что мы можем сделать с собой, это пойти в какую-то одну область, начать в ней развиваться и сказать себе: пока я развиваю вот это, я не развиваю ничего из других вещей. Это самый хороший способ сильно-сильно заскучать и бросить, отчаявшись, то, в чем ты развивался. Но когда идет переключение между разными областями, между разными интересами, они начинают на стыке взаимообогащать и человека, и тот результат, который он делает для себя.

Ольга Гиверская:

Так что же делать тем людям, которые не знают, чего хотят, они хотят и новенького попробовать, и на стареньком денег заработать? Часто же бывает так, что я не знаю, чего хочу, и я замечала, что многие коучи говорят, что к ним приходят люди с таким запросом. Что же делать?

Анна Лебедева:

С этим надо разобраться. Ты не знаешь, чего хочешь — это, скорее всего, говорит страх, эта отговорка ложная. «Я не знаю, чего я хочу», — серьезно? Когда ты не поел в обед, ты знаешь, чего хочешь, когда вечером ты устал, ты знаешь, что хочешь, хочешь спать. Люди путают, что они должны чего-то конкретного хотеть, но это не так работает, это отговорка. Просто когда-то, когда он чего-то хотел, что было ему недоступно, условно, огромную машину хотел в магазине, а родители не купили и сказали: «Нет, сегодня у тебя будет маленькая машинка, или мы пришли за обложками для учебников», — и он думает, что хотеть больно, то, что я однажды хотел, я тогда был маленький, и у меня не было возможности это получить, я расстроился и больше хотеть не буду. Это не значит, что он чего-то не хочет. Он хочет, все нормально у него с хотелками, просто внутренне грызет страх, который закрыл шорами глаза, что ты опять раздухаришься, замахнешься, чего-то захочешь, а оно опять отойдет от тебя и будет для тебя недоступно. Нет, ребята, все не так. Важно хотеть чего-то более конкретного, маленького, но каждый день, двигаться вперед и формулировать свои цели, ведь не всегда цели, которые мы себе формулируем, мы хотим-хотим, но они помогают нам структурировать нашу жизнь и не разбрасываться по пустякам, а разбрасываться по-крупному, понемножку каждый день тюкать важные цели, к которым ты хочешь прийти.

Ольга Гиверская:

Как у мультипотенциалов с маленькими шагами? Вы все время говорите про искусство маленьких шагов, для того чтобы достичь чего-то большего. Но я так поняла, что мультипотенциалы — это люди с широкими мазками, с идеями, глобализацией, как у них с маленькими шагами?

Анна Лебедева:

Давайте приведем такой пример. Вы хотите кубики на животе и хотите все бросить и поехать на три недели в спортивный лагерь. Уже через два дня у вас будет крепатура во всех мышцах, через 4 дня вы возненавидите этот лагерь и будете счастливы оттуда убежать при первой попавшейся возможности. Любые долгосрочные результаты не делаются наскоком. Язык изучать — то же самое: я уеду в деревню, три недели буду учить язык. У тебя нет навыков учить язык три недели подряд, если только ты уже это делал. Ты устанешь, нужно переключаться, блуждающий мозг должен выключаться, и немножко втыкать глаза в небо, не делать ничего. Поэтому лучше двигаться по чуть-чуть, по 3 минутки каждый день, но просто двигаться в одном и том же примерно направлении достаточно длинный срок, а потом, если оно тебе неинтересно, менять на что-то близкое и смежное, чтобы те навыки, которые взращивались в одном, плавно перетекали в что-то соседнее, усиливая их, тогда наша жизнь перестает быть жизнью рывка. Любой рывок — это стрессоген, он снижает нашу эффективность. Конечно, на какой-то период нас мобилизует, но потом необходимо долго выдыхать. Лучше максимально оставить внешнему миру стрессогенность, пусть снаружи нас окутывает мир, в котором могут произойти изменения, а внутри свою жизнь лучше подчинять некой структуре, последовательности, чтобы мы могли двигаться вперед каждый день с небольшим шажком.

Ольга Гиверская:

Наша рубрика чек-лист от коуча, три коротких вопроса, три коротких ответа. Мультипотенциалы — это аутсайдеры или все-таки герои?

Анна Лебедева:

Мультипотенциалы — это норма завтрашнего дня.

Ольга Гиверская:

Стоит ли мультипотенциалам работать над собой, чтобы сфокусироваться на чем-то одном?

Анна Лебедева:

Работайте над тем, что вам отзывается, целесообразно и будет приносить деньги. Если это интересно вам, то ищите, кому это еще интересно и кто готов за это платить. Сами люди о вас не узнают, зачастую мы делаем очень классные вещи, но проваливаемся в том, чтобы рассказать об этом как можно большему количеству людей. О многих гениальнейших вещах знает критически маленькое количество людей, чтобы у вас появилась возможность этим жить, зарабатывать и процветать. Поэтому важно все время фокусироваться на том, чтобы как можно больше людей узнавали о ценных и важных вещах, которые делаете вы, а будет это одно или 100 500, совершенно неважно.

Ольга Гиверская:

Мультипотенциалы — за ними будущее, да или нет?

Анна Лебедева:

Будущее за теми людьми, кто его усиленно строит своими руками, и потом человек будет радоваться тому, что вот оно, мое будущее, которое я построил сам. Тех людей, которые идут за толпой, не сами инициируют, а двигаются в плотной колонне с другими, жизнь может завести совсем не в те места, в которые они хотели. Масса фильмов снимается про человека, который в детстве что-то хорошее хотел, а во взрослом возрасте делал вообще не то, потом к концу фильма пробудился и стал сочетать более грамотно. Зачем нам нужен трагедийный фильм, в котором все потеряли, а потом обрели? Лучше нам каждый день выстраивать свою жизнь, исходя из своей внутренней энергии, экологии, чтобы это было интересно лично вам.

Ольга Гиверская:

Спасибо большое, я благодарю свою соведущую, директора Международного Эриксоновского университета коучинга, мастера сертифицированного коуча по стандартам ICF Лебедеву Анну. Спасибо большое за то, что рассказали, кто такие мультипотенциалы и что делать, если вдруг ты понял, что ты мультипотенциал. А вам, наши слушатели, я желаю изучать себя, развиваться, принимать себя, и если у вас есть желание, вы можете прийти в Международный Эриксоновский университет коучинга и попробовать побыть в роли коуча, изучить коучинговые технологии либо побыть клиентом. Вся информация на сайте Международного Эриксоновского университета коучинга. До встречи в эфире.