{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Анна Баганаева преподаватель писательского мастерства, коуч для начинающих авторов 13 июля 2022г.
Монетизация таланта
Что такое талант и как его монетизировать?

Ольга Гиверская:

Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Мediametrics, все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. Сегодня говорим о монетизации таланта. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и к нам присоединяется моя соведущая Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF. И у нас в гостях человек, которого мы давно ждали, преподаватель писательского мастерства, коуч для начинающих писателей Анна Баганаева.

Прежде чем говорить о монетизации таланта, как понять, что у человека есть талант, это же нелегко сделать?

Анна Лебедева:

 Люди очень сильно переживают по поводу того, есть ли у меня талант, нет ли у меня таланта, но секрет в том, что обычно такими переживаниями заняты именно те, у которых что-то такое внутри есть. У каждого человека на свете есть своя уникальная способность. Я обращусь к классикам, Антонио Менегетти когда-то писал, что если у тебя есть талант к чему-то, этот талант очень широк. Если у тебя есть талант управлять ножом, ты можешь стать пластическим хирургом, мясником или можешь выпиливать по дереву, то есть нет предназначения а-ля крест, что если у тебя какой-то талант, то он очень узкий и понятен немногим. Все-таки у каждого человека есть возможность проявить то, что в нем заложено, в достаточно широком спектре. И тут очень важно заметить, на чем вы можете концентрироваться долго и не устаете, или что в детстве снилось, что в детстве говорили близкие, чем ты их мучил, возможно, они умоляли не делать этого больше: не рисуй, не ищи этих жуков, не разглядывай каменья, не крути ты эти болтики, а ты продолжал это делать. Это даст подсказки к тому, какой же у тебя талант.

Ольга Гиверская:

Анна, я хочу, чтобы Вы поделились с нашими слушателями своим талантом, и как Вы поняли, что это именно он, талант?

Анна Баганаева:

Сейчас, когда я слушала про детство, вспомнила: у меня в детстве был один потрясающий талант, к которому я спустя годы пришла снова с большим удовольствием. Это талант ничего не делать, талант читать книгу долго, с удовольствием и при этом совершенно не тревожиться, что надо делать уроки или уборку. Я из нормальной советской семьи, моя семья застала и 1980-е, и 1990-е, и моя мама поражалась: «Анна, как ты можешь все время ничего не делать?» Это иллюстрация того, что талант для меня — это не какое-то занятие, потому что стандартно мы представляем талант художника, талант писателя, талант вышивальщицы крестиком, но для меня талант — это то, что мы можем делать долго, не уставая, то, что мы можем делать легко. А дали бы мне волю, я, может быть, и еще что-нибудь делала так же легко. И здесь вопрос не в предрасположенности, не в том, что меня Господь в маковку поцеловал и одарил способностью к чему-то, а просто звезды так сложились, что то, к чему у меня есть малюсенькая предрасположенность, я смогла реализовать.

Если чуть-чуть упростить, смысл в том, что талант — это легкость, с которой мы можем делать какое-то дело, и чем больше в том же самом детстве было возможностей этот самый талант, эти росточки напитать и укрепить, тем больше шансов, что во взрослом возрасте это воплотится. То же самое чтение книг у меня в итоге практически неизбежно привело к писательству, потому что тот, кто запойно читает, рано или поздно хочет сам какие-то буковки сложить, амбиции —я тоже хочу плюнуть в вечность, пусть даже на границах соцсетей.

И почему я про это говорю, потому что я встречаюсь с такой историей. Люди приходят, особенно те, которые много поварились в таких сферах, где говорится о предназначении, карме и прочих вещах, к которым я отношусь скептично. Очень часто люди думают, что талант — это бриллиант, который закопан где-то очень далеко, и как только они его выкопают, причем под выкопать подразумевается, что прямо сразу здоровущий бриллиант выйдет, и сразу все кругом засияет. Когда говоришь: «Тебе интересно рисовать? За 5 лет станешь талантливым художником, гарантирую, просто рисуй каждый день по 8 часов». И все сразу: «О, нет».

Ольга Гиверская:

Получается, что талант — это то, что надо развивать, а Анна Лебедева склонна к тому, что талант — это то, что есть внутри с рождения, но вы обе сказали про легкость. А мы привыкли так — если нам тяжело, то мы за это должны получать хорошие деньги, если нам легко, то за это получать как-то не очень удобно. Талант можно монетизировать, если талант — это легко?

Анна Лебедева:

 Мой талант — монетизировать таланты, я поставила это на поток, у меня целая фабрика талантов. Я тоже читала запоем, но еще чаще организовывала концерты и собирала с бабушек по 5 копеек, показывала им концерты с кошками, песнями, танцами и, в принципе, недалеко ушла от этого во взрослой жизни, хотя любовь к чтению не истребила. С точки зрения монетизации талантов надо понимать, что талантливых людей очень много, и если ты не вложил большую часть своей жизни в шлифовку этого таланта, то он вряд ли будет такой классный и такой впечатляющий, чтобы быть супервостребованным.

И вопрос того, как найти покупателя на то, что ты делаешь, это немного другой талант, предпринимательское мышление, предпринимательский фокус. Я однажды в Красноярске работала с дамой, у нее в этот момент был магазин CD, а до этого был магазин книг, она устала от этого, ее замучил мужской бизнес, и она ушла заниматься чисто женским, говорит, буду расписывать руками открытки скетчингом. И когда я приехала на четвертый модуль в Красноярск, с первого по четвертый модуль у нее уже сидят четыре дамы, которые по ее шаблонам шлепают открытки, эти открытки уже во всех магазинах Красноярска, премиум-сегмент, отгрузки уже пошли в разные стороны, и это показывает, что человек пошел заниматься чистейшим хобби, просто для разгрузки мозгов рисовать пальчиками по сравнению с ее совершенно невероятным жизненным бизнесом. Если ты умеешь делать из воздуха денежки, то этот талант можно легко применить к любому, и если пересмотреть талантливых ребят или людей, на которых вы сейчас подписаны, и подумать, какой был их путь до этого, то обнаружите, что у того, кто сейчас делает обучающие курсы, перед этим было тематическое кафе, то есть он раз за разом, лучше и лучше убеждается в том, как тем, что тебе нравится, заразить другим.

Помните, Том Сойер продавал покраску, он делал то, что не любил. Нужно было красить забор, но всем другим ребятишкам, которые труда приходили, он торганул этим забором и в итоге сам получил массу удовольствий, весь народ был просто счастлив, потому что он умел круто продавать, и это очень полезный в жизни практичный навык.

Ольга Гиверская:

Одно дело, когда человек создает продукт, например, пишет книгу, картину. А если твой талант нельзя перевести в продукт, что с этим делать? История с продажей своего таланта многих сдувает, мне хотелось бы здесь услышать личные примеры. Вы преподаете писательское мастерство, много пишете, активно развиваете свои социальные сети. Как это все монетизировать и самое главное не сдуться на этапе продажи?

Анна Баганаева:

Как быть, если талант невозможно упаковать в продукт? Здесь моя маркетинговая часть говорит — в смысле нельзя упаковать в продукт? Идем и смотрим другие ниши, другие формы. Если мы придем на завод, то, возможно, мы не сможем этому контингенту, рабочему классу, продать наши прекрасные лидерские тренинги, мы с лидерским тренингом идем туда, где люди хотя бы понимают, что значит слово «лидер». Я встречаюсь постоянно с тем, что люди ко мне приходят и говорят: «Кому я нужна со своими текстами?» У меня всегда ответ один — для начала сделай так, чтобы эти тексты были нужны тебе, чтобы они тебе что-то давали, а вот что они тебе будут давать, ты не знаешь, пока не начнешь писать и публиковаться.

В стародавние времена, когда деревья были большими, а Instagram еще разрешенный и свежий, в 2015 году я начала опубликовать свою личную историю. Для меня это было чистой воды камингаут, я там рассказывала всякие вещи, которые ожидала, что как минимум будут встречены прохладно, но я это делала, потому что дошла до той точки, когда молчать уже не могу, моя целостность страдает. У меня была навязчивая идея, что я должна рассказать людям, откуда я родом, какой путь прошла, всякие чернушные вещи, весьма нелицеприятные — никто не бравировал тем, что имел проблемы с алкоголем и был замужем за алкоголиком, но я вышла с этим. И каково же было мое удивление, когда просто сотни комментариев под моими постами со словами: «Анна, спасибо, как мы устали от этих идеальных людей на страницах соцсетей, устали от того, что гуру нам транслируют то, что вставай в 5 утра, делай духовные практики. Вы живая, как это классно». И это тот пример, когда я пошла со своей историей, исключительно с моим личным запросом.

Мне, если честно, не очень было интересно, как люди это переварят, максимум, на что я рассчитывала, это чтобы помидорами сильно не закидали, но получилось совсем наоборот. В последующие годы я на эту тему целую автобиографическую книжку написала и стала говорить об этом открыто, я стала писать об этом больше, дальше стала публиковать свои фотографии, на которых видно мое физическое отличие. Оказалось, что мой талант — рассказывать об инвалидности, о жизни с физическими ограничениями, показывать свои чувства, показывает свои мысли, свой пример. И когда я спрашиваю своих подписчиков: «Что вы у меня, дорогие, получаете в аккаунте?» — дай Бог, если хотя бы 20 скажут что-нибудь про тексты и про писательство, в основном они все говорят, что они приходят за вдохновением.

У меня включается в чистом виде продающая история, я продавец махровый, я квартиры продавала, путевки, бухгалтерские программы, рекламу, живых людей в рекрутинговом агентстве, и я понимаю, что если бы мне захотелось, я могла бы из этого сделать продукт. Я уже книжку написала, и она в узких кругах даже изрядно продается. Но это к вопросу о том, что если ваш талант интересен вам самим, то дайте ему ту форму, тот выход, который вы можете сейчас, не придумывайте что-то из ряда вон, попробуйте сделать то, на что вы сейчас способны с небольшим риском. Это не про выход из зоны комфорта (ненавижу этот термин), а про то, что зайдите немножко туда, где вы не знаете, какая будет реакция, выйдете за рамки ожидаемого и посмотрите, что будет. И, как правило, что-то там дальше происходит, талант сам найдет, как упаковаться, если вы ему позволите и если вы действительно не сдадитесь.

Ольга Гиверская:

Я тоже постоянно читаю Ваши тексты, вдохновляюсь, и большое спасибо за то, что Вы пишете. И у меня вопрос к Анне Лебедевой — что делать, когда ты признал свой талант, ты хочешь его монетизировать, но не совсем получается? Есть ли поддерживающие коучинговые инструменты, которые подсоберут человека и дадут веру в свой талант, веру в то, что этот талант можно монетизировать?

Анна Лебедева:

 Чем более открытый человек в контакте с самим собой, чем больше он говорит «да» психотерапии и коучингу, тем больше он искренний, и это большой путь. Это как луковица, нас в школе заклеили в этот лук, жизнь потерла, и открывать себя будет страшно и очень трепетно, но всегда найдутся те, кто поддержит, и, конечно, найдутся те, кто обчихает и скажет: «Фу, какая фигота». Здесь нужна работа с коучем на долгосрок или окружение себя такой средой, в которой ты не можешь не открыться, чтобы рядом с тобой были люди, которые это понимают. Были, конечно, разные жемчужины, которые рождались совершенно на неунавоженном поле, все говорят про Ломоносова, который ехал-ехал и доехал, но мы не были там, где он ехал и кто его поддерживал. В большинстве случаев я вижу, что люди хорошо выкукливаются в тех местах, где есть кто-то рядом, кто верит, особенно талантливому человеку очень важна поддерживающая среда, которая дует тебе в крылья и говорит: «Ну-ка, давай, сопли подобрали, у тебя получится».

Я, как лингвист, могу привести такой пример. У меня была цель — нужно было очень быстро выучить второй иностранный язык в связи со своими  документальными вопросами, нужно было сдавать, я обещала на нем говорить очень важным для меня людям, потому что они по-английски неплохо, а по-русски совсем никак. И первая преподавательница говорит: «Фу, учить иностранный язык — дело тяжелое». Я говорю: «Спасибо, до свидания, мы с вами не работаем». Другая говорит: «Девушка, вы же английский заканчивали, давайте вы не будете сопли размазывать по лицу, вам это все будет просто. Пожалуйста, не сделала упражнение — перелистывай страничку, делай следующее, вернемся потом». Мне такой преподаватель нравится, мне будет просто, я это выучу. И как только я приходила с недовыученным домашним заданием, она говорила: «Я от вас, человека таких мозгов, не ожидала, что вы будете с такими глупостями колупаться. У вас получится, сразу берите книжку на языке оригинала, выписывайте слова». И когда тебя ставят в такие условия, что с тобой все хорошо, у тебя с мозгами все хорошо, тебя не держат за больного, полупомешанного, как у нас талантливого человек обычно изображают в фильмах страшным чудиком, от которого социум бежит подальше, потому что он неадекват. Я бы сказала, неадекватных и неталантливых людей гораздо больше тех, кто не раскрыл свои таланты или не реализовался. Совершенно необязательно, что если у тебя есть что-то внутри большое и ценное для людей, ты при этом должен быть очень хамским, отвратительным, и тебе все прощают. Вытаскивание таланта наверх — это большой личностный труд, и коуч здесь может помочь, и психотерапевт. Как было написано в одной книжке, талант меряем только по тем критериям, которые сам талант для себя поставил.

Ольга Гиверская:

К Вам приходят учиться писать тексты абсолютно разные люди, и Вы же сразу видите: у этого человека есть талант, тогда его надо подбодрить. А если Вы понимаете, что у человека нет таланта, но есть большое желание реализоваться в писательстве, как разделяется Ваша любовь между этими людьми? Вы же коуч для начинающих писателей, как Вы поддерживаете и первых, и вторых?

Анна Баганаева:

Я сейчас поняла, что я ни разу в жизни не подумал про начинающего автора талант он или не талант. Я смотрю на готовность трудиться, на интерес к теме, не оцениваю хорошая тема или плохая, а наблюдаю за тем, насколько человек внутри сам хочет того, за чем он ко мне пришел, потому что бывает так, что человек приходит, словами говорит, что он хочет, но всеми остальными сигналами сообщает, что не хочет совершенно и зачем пришел — непонятно, либо я так круто продала, либо у него свои фантазии.

На самом деле отличаются люди по степени готовности. Ко мне приходят разные люди, есть те, кто много читал, неплохо писал сочинения, кому повезло, и учительница в школе была внимательна, поощряла, кто-то — а это особенно сейчас заметно с соцсетями, — кто уже ведет соцсети и поймал этот кайф, когда я что-то написал, мне в ответ пришел отклик, мне сказали «классно, спасибо, круто», и этот человек уже готовый, тепленький. Как в продажах есть холодные клиенты, теплые и горячие. Ко мне обычно приходят авторы теплые и горячие, и вся разница в том, сколько внутри гремлинов, можно говорить демонов, тараканов, здесь вопрос исключительно внутреннего самосаботажа, насколько человек будет открыт тому, что мы будем давать, потому что основное обучение происходит не тогда, когда ученик послушает, какие я умные слова с экрана говорю, а когда напишет свой текст так хорошо, как сможет.

Дальше момент, мы его с редакторами обожаем, решиться отправить этот текст редактору, тут обычно вовсю начинают расцветать фантазии о злых училках,  приходится по 10 раз говорить: «Подождите, редактор ваш партнер, он просто ждет, когда вы дадите ему сделать свою часть работы. Это как мячиком перебрасываться, он ждет, когда вы ему бросите мячик, чтобы он его покрутил и бросил дальше». Когда через это человек пройдет, когда он принимает обратную связь от редактора и дико удивляется, что мои редакторы не говорят: «Фу, как плохо», — редакторы говорят: «Вот это у тебя вообще классно получилось, смотри, какой момент, тут такая здоровская метафора, а вот тут ты так завернула, супер. А вот здесь, если ты сократишь предложение в два раза, будет лучше, тогда это предложение будет лучше работать на задачу текста. Попробуй, вот пример». Автору дальше нужно пройти через сопротивление на тему «подождите, где критика, это что вообще за лажа, вы меня не учите, а только розовые сопли мажете». Но когда автор сделает так, как мы ему скажем, примет, исправит, сам увидит, что получилось, и дальше от этого кайфанет, дальше все самое интересное.

Чем быстрее люди проходят все эти операции, чем меньше буксуют, чем меньше приносят что-то такое: «Я должна написать идеальный текст, у меня мама учительница», — когда все это остается позади, тогда получается круто. Я на тренингах всегда говорю, что не нужно сравнивать друг друга. Кто-то писал уже перед этим 15 лет, пусть топорненько, без изысков, но тем не менее у человека просто мелкая моторика развита, а кто-то взялся впервые. И это вообще не значит, что тот, кто пишет долго, в итоге добьется лучших показателей, потому что тут еще обратная сторона. Приходят люди с образованием журфак, филфак, и у них такая планка требований к себе, что они выдают отличные тексты, но не верят нам, говорят, что это не то, и могут срезаться и на этом этапе. Поэтому писательство как способ воплощения одного из своих талантов — это бесконечно духовный рост.

Ольга Гиверская:

Есть талант, и вы обе сегодня говорили о том, что его надо взращивать. И что, человеку надо все время его взращивать? Вот Анна Лебедева каждый свой год начинает с планирования обучения. Получается, что есть талант, и вроде бы все хорошо, но ты его доращиваешь до какого-то определенного уровня, и дальше растить с помощью обучения, с помощью курсов или пустить в свободную жизнь, зарабатывать на этом деньги?

Анна Лебедева:

 Мое первое высшее образование лингвистическое, и преподаватель, который вел теоретическую фонетику английского языка, проверял себя по словарю. Человек 30 лет это преподает и никогда не успокаивается, он знает, что имеет  право ошибиться и ему не лень открыть словарь. Это отличает человека, который реально ценит свою работу, перепроверяет себя, и совершенно нормально, что он может ошибаться, ему совершенно нормально себя проверить. Например, финансист какого-то рода делает теханализ сам, все теперь инвесторами стали, я вижу этих людей, и это просто другой мир, гении, постоянное развитие.

Талант многогранен и у каждого свой. Если взять, допустим, исследование Гэллап, где можно себя протестировать, то таких людей, как ты, меньше 2 процентов, то есть талант — это некое сочетание разных качеств. Голос писателя у каждого будет свой, каждый может стать коучем или тренером. Я удивляюсь каждый раз, когда 10 тренеров выходят перед залом и по очереди перед аудиторией ведут кусок своего тренинга, и аудитория на каждого реагирует по-разному. Нужно постоянно развиваться в том, что важно для тебя. Если взять знаменитого пианиста, он играет свои гаммы. Я живу рядом с олимпийской чемпионкой по лыжам. Конечно, мы не каждый день выходим из дома в 8 утра в отличие от нее, а она каждый день в 8 утра тренируется на роликовых лыжах, зимой мы ее не видим, потому что она в другом месте тренируется. И тут надо задаться вопросом — ты готов этим заниматься каждый день? Я коучинговыми сессиями готова, естественно, с перерывами, но мне интересно было бы задавать вопросы человеку каждый день, и мне не нужны выходные и отпуска, когда именно этим занимаюсь. К сожалению, руководителю компании приходится заниматься еще кучей других дел.

Ольга Гиверская:

Слушают нас сейчас люди и думают: они многое могут, например, Анна Баганаева рассказала, что и продавала, и маркетинг понимает, и обучать может. А что делать тем, которые могут только писать, как им в тот момент, когда надо уже продавать свой текст, не сдуться, не слиться, а продолжать? Какая правильная тактика — наращивать свои еще какие-то таланты и искать свои способности в продажах или взять кого-то, кто тебе будет в этом помогать?

Анна Баганаева:

Недавно у меня была барышня на консультации, умеет человек писать, есть интерес к медицинской теме. Я уже начала радоваться, что здесь и правда большой потенциал. И когда мы говорили о возможности работать фрилансером, то есть работать в продажах, человек заваливается в состояние животного страха. Можно это лечить, чинить, но сколько на это уйдет энергии. Хрустальная мечта каждого талантливого человека, художника, автора, чтобы у меня был продюсер либо агент, я творю, он продает, но между этим и этим еще много вариантов.

Каждый человек в состоянии в своей жизни хотя бы один или два раза произвести хорошее впечатление. Ты не можешь продавать себя все время, потому что это правда вымораживает, временами заваливает в сильное выгорание. Я уже лет 15 продаю то, что делаю сама, либо услуги, либо тренинги, потому что даже

когда у меня компания и команда, я все равно продаю личный бренд, и даже я при всем этом навыке выгораю. Любой человек, который к продажам относится с ужасом и нежеланием, может собраться и пойти один разочек продать себя какой-нибудь компании, и необязательно становиться диким фрилансером и иметь 15 разных клиентов, особенно сейчас. Возьмите два нормальных проекта, при этом если вы прекрасно пишете, сделайте всю работу письменно: напишите красивое резюме, сопроводительные письма, переписывайтесь с ЛПР и уже в самый последний момент придите на собеседование с вымытой головой и желательно подстрахуйтесь, это может каждый, я уверена. В данный конкретный момент на фоне кризиса у людей очень сильно сидит в голове, что если ты на что-то способен, ты писатель, художник, то ты обязательно должен стать свободным художником, завести свое любимое дело и на этом деле самореализоваться, заработать немеренно денег.

Любимое дело — это бизнес, предпринимательство, это организация, документация, бухгалтерия, юрисдикции, где очень часто и заканчивается все творчество. Сейчас я вижу, что рынок рассыпается, меняется, соцсети меняются, компании меняются, и еще долго будет всех мажорить и трясти, поэтому концепция наводнить мир миллионами талантливых одиночек сейчас мне кажется не очень жизнеспособной. Сейчас самое время сбиваться в кучки и прибиваться к сильным, к тем, кто выжил и кто, скорее всего, выживет. Но речь не о том, чтобы пойти и продаться на завод или в компанию и до конца жизни писать про пластиковые окна, это кошмар каждого копирайтера — написать 50 SEO-текстов про пластиковые окна. Можно найти компанию с близкими тебе ценностями, можно найти компанию, где интересные темы. Тот же пример барышни с медицинскими темами, ты можешь писать на медицинский портал, и это закроет 30 процентов твоих финансовых потребностей, ты можешь устроиться в фармацевтическую компанию копирайтером и прикольно вести их соцсети, пиарить их бесполезные препараты от вируса, и ты можешь познакомиться с каким-нибудь блогером. Три клиента, и нормально.

Ольга Гиверская:

Анна, может быть, Вы дадите какую-то коучинговую технику как пощупать тот талант, который можно монетизировать? Часто наши слушатели дают обратную связь, что и вот это я могу, и вот это, и многие рекрутеры говорят о том, что сфокусируйтесь на чем-то одном, нежели рассыпаться на несколько своих талантов. Как сфокусироваться на одном и как понять, что это именно тот талант, на котором я могу еще и заработать?

Анна Лебедева:

 Мы не говорим о человеке, который даже вуз не посещал, а у которого есть образование и он уже чем-то сейчас занимается. И это означает, что необходимо посмотреть на свое окружение, кто из ваших знакомых может что-то из того, что вы делаете хорошо, радостно приобрести или мудро посоветовать вам, где водятся те люди, которым нужно то, что вы делаете. Если у вас уже есть знакомые, и вы делаете что-то для людей или для бизнеса, вы можете объяснить, предложить кейсом: «Давайте я проведу массаж или услуги, которые предлагаю, — желательно не друзьям, а более широкому кругу знакомых, — а вы мне дайте суперчестный отзыв. Если вам это понравится, то тогда я попрошу вас разрешения этот отзыв выпускать в соцсети, это моя честная экспертиза, это ваш честный отзыв». Хоп — и у тебя уже 5 отзывов. Это не сложно, заодно спросите, что в моем продукте не хватает, что туда нужно добавлять.

С другой стороны, неплохо было бы, если мы говорим о коучах, нарисовать

портрет, если мы людей спрашиваем — каков тот идеальный портрет того человека, с которым я хотел бы работать. Лично мне проще, понятнее и спокойнее, зная, какая у него платежеспособность, какие у него проблемы, незакрытые области, а он даже не знает, что я ему эти области могу закрыть, он-то и не знал, что это лечится, можно это убрать с помощью того, что делаю я, или значительно улучшить. Когда ты прорисуешь этот портрет, это ничего не значит, пока это только у кого-то в голове, но когда ты идешь проверять, то удивишься, возможно, нарисуются совсем другие дополнительные люди или дополнительные фишки, которые они очень ценят, но которые ты даже не придумал сам, пока не сходил к потенциальным клиентам и не предложил делать то, что ты можешь.

И еще один маленький совет — когда мы начинаем пробовать что-то, многие люди сдуваются на 3-4 попытке: «Ой, это никому не нужно, потому что не нужно моей соседке». Чаще всего эти люди не являются целевой аудиторией того, что ты делаешь, а лучше собирать большее количество отказов и сделать праздник 50 отказов. Если человек говорит: «Да, давайте поработаем», — отлично, у тебя есть потенциальный клиент или партнер. Если человек говорит: «Нет, мне это не актуально», — ты записываешь имя, фамилию в список отказников, и на 50-м зови друзей, иди в ресторан празднуй. 50 отказов собрал, ты уже тертый калач, стрессоустойчивый, готов вкладываться в свой талант.

Ольга Гиверская:

Короткий блиц, рубрика чек-лист от коуча, три коротких вопроса, три коротких ответа. На таланте можно хорошо заработать?

Анна Баганаева:

Да.

Ольга Гиверская:

Зарабатывать на таланте легче в найме или во фрилансе?

Анна Баганаева:

Во фрилансе.

Ольга Гиверская:

Талант — это навык или дар, данный при рождении?

Анна Баганаева:

Навык.

Ольга Гиверская:

Те же вопросы Анне Лебедевой. На таланте можно хорошо зарабатывать?

Анна Лебедева:

 На таланте можно прекрасно зарабатывать, самое интересное, что со счастьем и улыбкой на лице.

Ольга Гиверская:

Зарабатывать на таланте легче в найме или во фрилансе?

Анна Лебедева:

 Я готова поддержать и тех, и других, я знаю много людей в найме, которые зарабатывают на своих талантах и рулят огромными объемами, миллионами, то, что они никогда бы не увидели во фрилансе. Можно и так, и так.

Ольга Гиверская:

Талант — это дар или навык?

Анна Лебедева:

 100 процентов дар, данный при рождении. Трагедия в том, что он дан каждому, поэтому ему нужен навык.

Ольга Гиверская:

Дорогие друзья, мы заканчиваем наш эфир с двумя прекрасными Аннами, мы говорили о том, как монетизировать свои таланты. Приходите к Анне Лебедевой на обучение в Эриксоновский университет коучинга, приходите к Анне Баганаевой учиться писать тексты, самое главное —  потом на этом хорошо зарабатывать деньги. Я благодарю Анну Лебедеву, директора Международного Эриксоновского университета коучинга, мастера сертифицированного коуча по стандартам ICF. И я благодарю Анну Баганаеву, преподавателя писательского мастерства, коуча для начинающих писателей, автора книг. Раскрывайте свои таланты и до встречи в эфире.