{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Христина Пешкова (Белогорцева) доктор юридических наук, победитель конкурса «Золотые Имена Высшей Школы», Почетный член Межрегиональной общественной организации «Лига преподавателей высшей школы», главный редактор журнала «Журнал юридических исследований» (НИЦ ИНФРА-М) 22 июня 2022г.
Грамотные финансы
Говорим о методах повышения финансовой грамотности специалистов неэкономического профиля. Зачем учить развираться в финансах, где граница между незнанием и достаточным уровнем осведомленности в финансах, что должен знать каждый, какие виды занятий наилучшим образом соответствуют задачам просвещения населения. Как соотносятся юридические науки и финансовая грамотность. Как способствуют решению проблемы финансовой грамотности современные информационные технологии и ресурсы, государственные программы, национальные проекты, институт наставничества.

Юлия Белозерова:

Добрый день, уважаемые слушатели, в эфире программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Сегодня наша тема посвящена финансовой грамотности, и у нас в студии моя соведущая Елена Вячеславовна Ляпунцова, руководитель проекта «Золотые имена высшей школы» и Лиги преподавателей высшей школы, и один из победителей нашего конкурса, представитель Воронежского регионального отделения Пешкова (Белогорцева) Христина Вячеславовна.

Кроме того, что Вы победитель, Вы еще доктор юридических наук, профессор, и еще огромное количество званий, различных регалий. Представьтесь, пожалуйста.

Христина Пешкова (Белогорцева):

Я занимаюсь преподавательской работой, в связи с этим являюсь победителем конкурса преподавателей «Золотые имена высшей школы». Конечно, только преподавательской работой свою профессиональную деятельность юристу, научному работнику ограничить себя нельзя, поэтому приходится заниматься много и административной, управленческой работой на почве научных исследований, я еще управляю редакционными коллегиями двух журналов — журнал юридических исследований, издательство Инфра-М, и журнал «Налоги и налогообложение», издательство Nota Bene. Оба журнала входят в перечень ВАК. Также я занимаюсь административными вопросами, организацией учебно-методической, научно-исследовательской работы, у нас есть Совет молодых ученых при Департаменте науки и образования Воронежской области, и я являюсь заместителем председателя Совета молодых ученых. Приходится заниматься экспертной работой, многими другими видами деятельности, это вдобавок к тому, что я еще занималась практической адвокатской работой и к этому собираюсь вернуться.

Елена Ляпунцова:

А еще красивая женщина и мама двоих сыновей, поэтому в совокупности счастливый человек, имеете удачную профессиональную деятельность, Вы молоды, уникальны, и Вы победитель первого конкурса «Золотые имена высшей школы», не побоялись себя анонсировать тогда, когда мы только-только начинали. Нашему проекту пятый год, он уже значим и слышим. Первый год – это всегда ответственно и непонятно, что это такое. Мы очень признательны за то, что Вы сделали выбор, и я считаю, что для любого проекта и сотрудничества 5 лет в нынешних турбулентных моментах – это очень много, мы надеемся, что и в дальнейшем будет сотрудничество.

Юлия Белозерова:

Настолько много на Вас нагрузки, ведь это же не просто звания, за каждой из этих должностей стоит огромная работа, это время, силы, еще и дети, основную преподавательскую работу никто не отменял, тем более нагрузка все растет. Как на все хватает сил?

Христина Пешкова (Белогорцева):

Здесь есть огромный секрет – это любовь к своей профессии. Дело в том, что я мечтала получить профессию юриста еще со школьных лет, с 7 класса я уже твердо для себя решила, что смогу стать адвокатом. После окончания юридического факультета МГУ я несколько лет училась в аспирантуре, потом занималась адвокатской работой, у меня был индивидуальный адвокатский кабинет, это своего рода предпринимательская деятельность в сфере юриспруденции. Поскольку обучение в аспирантуре не должно пройти бесследно, я встала на путь преподавания, вполне успешно мне довелось трудоустроиться. Сначала я преподавала в коммерческом вузе, это Московский гуманитарный экономический институт, Воронежский филиал, потом работала в Российском государственном университете правосудия, и в нас настоящий момент я работаю в Воронежском институте Федеральной службы исполнения наказаний. Преподавательская работа на данный момент – это процентов 30 моей профессиональной занятости.

Обращаясь к теме сегодняшней передачи, финансовая грамотность, в аспекте той работы, которую я выполняю, хотелось бы сказать, как она связана с моей работой. Моя научная степень, научная специальность – доктор наук в сфере финансового, бюджетного и налогового права. И сегодняшняя тема как раз связана с моей научной специальностью, с моей адвокатской работой в прошлом, с определенными перспективами в области адвокатской работы для меня в будущем, поскольку я занималась экономическими вопросами на почве практической юридической деятельности и экономическими вопросами в связи с проведением научных исследований.

Елена Ляпунцова:

Я вижу, насколько Вы профессиональны, и для нашей передачи «Интеллектуальный капитал» очень важно понимание финансовой, компьютерной и социальной грамотности человека. С этой точки зрения как бы Вы могли сейчас оценить наше общество?

Христина Пешкова (Белогорцева):

Проблема финансовой грамотности сейчас как никогда на слуху, потому что экономический кризис в период, который является временем милитаристским, свидетельство чему нынешние события на Украине, это те сложности, перед которыми поставлены российские граждане и те лица, которые прибыли в Россию. Острота экономического кризиса привела к тому, что гражданам просто необходимы познания в сфере финансов. Что это за познания, тут нужно пояснить, потому что о финансовой грамотности сейчас много говорят. Это наличие знаний относительно экономических процессов, финансовых инструментов, которые граждане могут использовать с пользой для себя, для получения дохода, для того чтобы быть защищенными по линии кредитования, возврата денежных средств, предоставленных банком во временное пользование по договорам банковского вклада, если банки находятся на стадии банкротства, и еще много вопросов. Они сейчас актуальны в силу того, что очередной экономический кризис коснулся материальных условий каждой семьи, коснулся умов, жизни людей, и нужно задумываться о безопасности личной, безопасности личных финансов, безопасности своих детей на почве экономических вопросов.

Елена Ляпунцова:

Вы сказали, что сейчас существуют вызовы, и 22 июня – День скорби. С одной стороны, это радостный день, когда выпускные экзамены, выпускники выходят со школьной скамьи, наше новое поколение, которое мы ждем в университетской среде, а с другой стороны, омрачен тем событием, которое было ранним утром 1941 года, и мы всегда будем знать, просвещать и думать об этом, чтить тех, кто завоевал нам свободу. И сейчас о молодом поколении, мы говорим о вызовах и возможностях. Какие механизмы дает государство, для того чтобы не было оттока IT-специалистов, есть даже указ Президента, есть послабления с точки зрения финансов, ипотеки? Достаточно ли этого, или что-то еще нужно сделать, или просто много говорить населению, чтобы они понимали, что у них есть возможность сохранить финансы либо каким-то образом приумножить?

Юлия Белозерова:

И что в вузах делается в рамках становления финансовой грамотности?

Христина Пешкова (Белогорцева):

Главное, о чем болит душа вузов – отток IT-специалистов, иных специалистов. Чтобы этого не было, в России должны быть хорошие условия для труда и получения образования. С учетом нынешней обстановки сейчас карт-бланш дается магистратурам по инженерным, техническим специальностям. Магистратуры, сотрудничая с работодателями, дают возможность трудоустройства будущим выпускникам. Настолько велико количество различных компаний, организаций, фирм, которые нуждаются в профессионалах своего дела, IT- специалистах, инженерах, и зарплаты сейчас довольно достойные встречаются, но ситуация на рынке труда складывается по-разному.

Поближе к теме финансовой грамотности, что здесь, связанное с деятельностью образовательных организаций, полезное для населения. Концепция развития финансовой грамотности разработана совместно Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком, проект «Финансовая грамотность» нацелен на то, чтобы абсолютно у всех будущих специалистов, начиная еще с периода обучения в школе, началось формирование компетенций, которые прямо или косвенно касаются финансовой грамотности, осведомленности о том, как функционирует экономика, как работают финансовые инструменты изнутри, и какое благо пользу для населения эти финансовые инструменты, пользование ими могут принести.

Министерства провозгласили, что уже в школах постепенно вводятся уроки финансовой грамотности с 2015 года, сначала речь шла о том, чтобы просто более глубоко отдельно экономические вопросы рассматривать в рамках дисциплин обществознания, в рамках экономической теории, и уже потом пошла такая тенденция, она перешла на вузы, что различные темы, связанные с финансами, экономикой, стали подниматься в рамках абсолютно всех дисциплин, даже не имеющих отношения к экономике. Огромный положительный момент – в МГУ организованы специальные курсы для преподавателей, причем обучаются преподаватели из регионов, не только из московских вузов. Тематика курсов – это внедрение различных компетенций, касающихся финансовой грамотности, в образовательные программы, дисциплины не экономических специальностей.

Елена Ляпунцова:

Правильно ли я понимаю, что это не финансовая грамотность преподавателей, а как включить в свой нефинансовый блок некоторые темы финансовой грамотности?

Христина Пешкова (Белогорцева):

Да, это сфера знаний, сфера возможностей преподавателям внедрять положения, важные моменты в свои образовательные программы, то есть не обучение самих преподавателей финансовой грамотности, а обучение преподавателей тому, как учить в вузах и школах. Если дисциплина связана с экономикой – финансы, кредит, аудит, то сам Бог велел соответствующую информацию излагать. А если учебная дисциплина называется информатика или история, то на первый взгляд к финансовой грамотности такие дисциплины не имеют отношения, а с учетом распространяющейся в России сейчас волны, что финансовая грамотность должна прослеживаться абсолютно в любой учебной дисциплине, конечно, у преподавателей очень много вопросов: какой аспект им затронуть, чтобы их дисциплина принесла пользу.

Елена Ляпунцова:

Практический вопрос преподавателя, который ведет информационные технологии, предпринимательскую деятельность, управление проектами – какие темы нашим молодым магистрантам стоит рассказать и какие информационные технологии для финансовой грамотности можно использовать?

Христина Пешкова (Белогорцева):

Развивается тенденция внедрения финансовой грамотности для населения, но и тенденция цифровизации экономики, а значит познание о том, что есть множество информационных ресурсов, полезных населению, откуда граждане могут получить соответствующую информацию об экономике, финансах, налогообложении, бухучете, контроле и так далее. Это вопрос юридический, какие есть информационные ресурсы, которые содержат информацию и которым можно доверять. Информацию не только познавательную – какой уровень инфляции, какое соотношение инструментов финансового рынка, какие инструменты превалируют – нет, нужно владеть информацией о том, какой информационный ресурс является официальным.

Приведу несколько примеров. В рамках официального сайта Федеральной налоговой службы есть индивидуальный кабинет налогоплательщика, и каждый гражданин может зайти, посмотреть информацию.

Елена Ляпунцова:

Я думаю, что каждый гражданин обязан заходить.

Христина Пешкова (Белогорцева):

Действительно обязан, это вопрос налогового права. Если раньше мы получали в почтовый ящик уведомления о ежегодных платежах по налогу на недвижимость, то теперь налоговая инспекция не раскладывает по почтовым ящикам эти уведомления, а говорит, что есть индивидуальный кабинет налогоплательщика, там есть информация сколько вы должны за прошлый год заплатить. И таким образом из прекрасных информационных возможностей получить знания этот момент перерастает в информационную обязанность гражданина быть в курсе, уметь пользоваться интернет-ресурсами. В таком ракурсе тематика финансовой грамотности тесно переплетается с грамотностью в области информатизации, без интернета сейчас просто никуда.

Елена Ляпунцова:

Нужно завести свой личный кабинет на этом ресурсе, понять, что у нас есть определенные даты, когда человек, который имеет не только свои налоги на имущество и недвижимость, но и занимается индивидуальным предпринимательством, самозанятый, и Вы уже прошли это, знаете, что такое предпринимательство, на самом деле это очень важно, и незнание законов не освобождает от ответственности.

Юлия Белозерова:

Это еще и передача опыта, потому что это очень жизненно, это касается каждого. Мне кажется, что студенту здесь даже возразить нечего будет, потому что против теоретических знаний они начинают бастовать – зачем мне нужны определения, зачем мне нужны классификации. Но когда говоришь, что ты берешь кредит в банке, и если вдруг так случается, что ты не можешь вернуть, у тебя есть процедура банкротства физического лица, и тогда у тебя такие-то ограничения, все за и против ты ему рассказываешь, и это уже касается личного кошелька, самая интимная тема для каждого человека.

Елена Ляпунцова:

Задумывайтесь о пенсии в молодом возрасте, смотрите, где вы работали, с кем у вас есть отношения, если вы переезжаете в другой город, если у вас изменения в статусе, даже нормативно-правовых действий в законодательстве, ведь можно потом не найти информацию, а потеря 2-5 лет будет очень значимой.

Юлия Белозерова:

Многие студенты вообще не верят, что будет пенсия, и живут сегодняшним днем.

Елена Ляпунцова:

Молодость – это тот недостаток, который проходит с годами, и наша финансовая грамотность – это как мы достойно встретим тот серебряный, золотой возраст, который у нас будет. И финансовая грамотность – это такая интимная вещь, но об этом надо говорить. Мы очень признательны, что у нас сегодня в студии такой специалист, доктор юридических наук и победитель «Золотых имен».

Юлия Белозерова:

Мы услышали, что преподаватели в рамках своих дисциплин, какие бы они не были, имеют возможность какие-то крупицы этого материала о финансовой грамотности в учебный план вставлять. Дальше из вузов выходят специалисты, которые будут эти знания транслировать. Насколько важна эта цепочка наставничества в деле усиления финансовой грамотности?

Христина Пешкова (Белогорцева):

Аспект наставничества сейчас очень актуален, и на недавно состоявшемся Международном петербургском экономическом форуме Елена Вячеславовна выступала с тематикой наставничества в женской среде.

Елена Ляпунцова:

Заместитель министра Елена Сергеевна ведет этот очень серьезный проект, и он разрастается, он очень важен, и у нас было мероприятие на площадке Министерства науки и высшего образования, о наставничестве мы тоже говорили.

Христина Пешкова (Белогорцева):

Вопрос наставничества в поставленном ключе можно рассмотреть с разных сторон. Когда студент учится в вузе, для него наставником является преподаватель, и от того, насколько сам преподаватель грамотен, насколько он активно развивается, для юриста – следит за законодательством, для экономистов – следит за экономической обстановкой и так далее, то есть от уровня знаний самого преподавателя зависит и выход его продукта, то есть обучившегося студента. Таким образом наставничество – это тот социальный институт, который берет свое начало с образовательной организации и дает начало специалисту в будущем. Но инструментарием наставничества для учащегося в вузе вряд ли можно ограничить саму деятельность образовательной организации.

Я опять же вспомню о проекте финансовой грамотности, который разработан Минфином и Центробанком. Сейчас такая тенденция, что образовательные организации должны активно сотрудничать с работодателями, организовываются различные выставки, рынки труда, открытые лекции, сотрудники будущего работодателя приглашаются, чтобы провести открытые занятия, и в этом тоже состоит их функция наставничества, своим примером показать престиж перспективы той или иной профессии. Но следует затронуть другой аспект наставничества. Не менее важной тенденцией в работе юристов с населением является организация юридических клиник и бесплатное оказание юридической помощи. Юридические клиники организуются на базе образовательной организации, и я тоже несколько лет работала куратором юридической клиники. Бесплатная юридическая помощь как вид услуг оказывается адвокатскими консультациями.

Возвращаясь к наставничеству в ракурсе финансовой грамотности, если мы ведем речь о юридической клинике, о ее работе с населением, то сам обучающийся является своего рода наставником для тех граждан, которые обратились в образовательную организацию, в юридическую клинику с каким-либо вопросом, назревшей проблемой либо уже со случившейся негативной ситуацией. По своему опыту могу с уверенностью сказать, что процентов 60 обращений, которые состоялись за последний период в юридические клиники разных вузов, это вопросы, связанные с финансами, очень много проблем, связанных с потребительским кредитованием, многие граждане недовольны выплатой процентов, потому что они невнимательно прочитали кредитный договор. Это расширение деятельности микрофинансовых организаций, коллекторских агентств.

Юлия Белозерова:

Одно время финансовая грамотность больше распространялась на лиц пожилого возраста, в программах работы с пенсионерами, потому что они часто бывают жертвами мошенников, или не имеет возраста это направление деятельности?

Елена Ляпунцова:

Какая целевая аудитория юридических клиник? И как узнать, где эта клиника, даже не каждый студент и преподаватель знает, что такая клиника есть? Если это юридический институт или университет, то там уже раскрученная услуга, я слышала о таких в московских юридических вузах, а как населению об этом узнать?

Христина Пешкова (Белогорцева):

Слово реклама – это веское, емкое слово, реклама – двигатель всего, в том числе и двигатель работы юридических клиник, то, что определяет их актуальность, полезность и возможность работы с населением. Каждый вуз, имея свою вывеску как организации, имеет вывеску и о том, что здесь есть юридическая клиника.

Елена Ляпунцова:

Каждый вуз имеет право открыть юридическую клинику, или должен быть статус?

Христина Пешкова (Белогорцева):

Юридическая клиника – это структурное подразделение, значит должны быть преподаватели, которые имеют юридическое образование. И относительно того, кто чаще всего обращаются. Обращаются с вопросами очень фундаментальными, но на самом деле бытовыми, ежедневными, а значит это те вопросы, которые не связаны с ведением крупного бизнеса, крупные бизнесмены найдут юриста и проконсультируются на возмездной основе. Контингент юридических клиник – это лица пожилого возраста, лица малообеспеченные, женщины, имеющие детей, возможно, из неполных семей, и поднимаются вопросы, связанные с организацией быта, с финансированием бытовых условий, это ипотечное, потребительское кредитование, имущество, защита в семейных отношениях, защита, связанная с договорами. И студенты при участии наставника, преподавателя самостоятельно составляют проекты – я повторяю, проекты, потому что гражданин получает некий черновик договора, что дальше делать с этим черновиком, то бишь проектом, это решает сам гражданин, дописывать или нет.

Елена Ляпунцова:

У студентов еще получается реальный практико-ориентированный подход, реальные кейсы, студенты юридических факультетов набирают свое портфолио, это изучение разных юридических направлений, запросов от населения.

Юлия Белозерова:

У этих подразделений бюджета на рекламу нет, поэтому надо заходить на сайт вуза, забивать в поисковике юридическую клинику, и, скорее всего, какие-то контакты вы найдете. Если мы говорим сейчас о практической стороне реализации концепции финансовой грамотности, мы говорим, что это актуально для всех, в том числе и для детей, в школах внедряется в рамках обществознания мощный экономический блок, даже если посмотреть по вопросам ЕГЭ, то давайте попробуем понять, какие инструменты практической деятельности, кроме такой практики юристов, возможны, для того чтобы начать приучать детей к финансовым отношениям и дальше выйти на студентов, потому что многие родители стараются огораживать своего ребенка от личных денег как можно дольше, не баловать деньгами. Но есть личные финансы, в студенческие годы стипендия, у кого-то ее нет, работающие студенты – как к ним относиться, если они студенты очного обучения? Какое Ваше мнение по поводу значения практики в становлении финансовой грамотности и с какого возраста нужно иметь банковскую кредитную карточку?

Христина Пешкова (Белогорцева):

Вопросы практики должны быть затронуты прежде всего в образовательных программах. Преподаватели знают, что сейчас особые подходы к составлению учебно-методических материалов, это уже не те материалы, которые были в 1990-е, 2000-е годы, они стали более сложные. Фонды оценочных средств должны включать задания, а это значит практико-ориентированные мастер-классы, деловые игры, кейс-стадии. С учетом того, что всеобщая тенденция обеспечения финансовой грамотностью коснулась всех и вся, элементы того, чтобы заставить получить экономические знания, подумать над финансовыми вопросами, должны быть в образовательных программах заложены в фондах оценочных средств. Если какая-то задача по истории, проанализируйте какой-то исторический период, специфику Шелкового пути, специфику правления императора – верните вопрос, имеющий экономическое значение, какие направления экономической политики были предложены императором, какие финансовые органы были им созданы. Вот они, азы финансовых знаний, которые уже можно развивать на уровне истории.

Другой пример – география, тоже, казалось бы, дисциплина, к экономике не имеющая отношения, хотя есть же у нас в России экономическая география. Вопрос географического положения территории – это вопрос климата, природных, техногенных условий, это все влияет на экономику, на ту отрасль хозяйствования, которая может потенциально развиваться на той или иной территории и уже развивается. Вот связь географии и экономики и вот конкретный пример того, что надо задумываться об отрасли хозяйства.

Елена Ляпунцова:

А еще археология, когда раскопки, первые деньги, археологи же видят, что субстанция товарно-денежных отношений была заложена в определенные века.

Христина Пешкова (Белогорцева):

Вот что является практико-ориентированным на уровне образовательной деятельности, и еще много чего. Это еще встречи с представителями финансовых органов, кредитных организаций, которые могут быть инициированы преподавателями, институт наставничества, это введение в курс практики и новая методика к образовательным программам.

Елена Ляпунцова:

Очень много зависит от предмета и самого преподавателя, кто несет этот предмет в массы. Нас слушают преподаватели разных направлений, разных дисциплин, и сегодня звучит такое откровение в хорошем смысле слова, я даже задумалась о том, как создать хотя бы одну лекцию такого блока, может быть, не сильно акцентировать, что это финансовая грамотность, но об этом говорить. С какого возраста с точки зрения психологии молодого человека уже можно доверять эти взаимоотношения? В 14 лет получают паспорт, и уже можно в 14 лет взять кредитную карточку? И в 14 лет есть такие предпосылки, что могут заниматься предпринимательской деятельностью. Готовы ли наши дети к этому?

Христина Пешкова (Белогорцева):

Подробно с юридической стороны Вы уже сказали, у нас есть понятия эмансипации, если заключение брака, то стал дееспособным, трудовую деятельность осуществляет, платит налоги – значит уже получает доходы, может распоряжаться. Когда юридический вопрос решен с тем, что несовершеннолетний ребенок, до 18 лет, уже вовлечен в общественную жизнь, в трудовую деятельность, говорить о воспитании финансовой грамотности поздно. Конечно, учиться никогда не поздно, и в пенсионном возрасте новые финансовые знания не помешают. Но в действительности обучение азам финансовой грамотности в социальном смысле должно осуществляться даже с младенческого возраста, с того момента, как мы начинаем воспитывать наших детей, это вопрос педагогики, психологии.

Изначально воспитывается уважение к труду родителей, которые трудятся, они любят свою работу, в связи с этим они получают некие материальные блага, на что могут приобрести полезные товары, игрушки, продукты. Мы, по крайней мере, начали с этого, моему младшему сыну сейчас 3 годика, и постепенно, не делая акцент на материальной ценности денег, а больше делая акцент на том, как сложно их заработать, что нужно трудиться, чтобы получать некую финансовую отдачу, что трудиться надо там, где нравится, чтобы получать удовольствие от труда, и постепенно мы с моим мужем пытаемся первоначальные компетенции финансовой грамотности в голову нашего сынишки внедрить. Поддаваясь общей тенденции развития финансовой грамотности, мы даже приобрели первую игрушку с экономическим значением, это игрушечный магазин.

Взрослые относятся к игрушкам, как к неким развлекательным предметам, которые только лишь могут занять досуг ребенка. Говоря с позиции психологии ребенка, это не совсем правильно, игрушки – это не столько те вещи, чтобы ребенок отвлекся и не мешал взрослым делать свои дела. Игрушка должна нести в себе информационный смысл, чему-то обучать. И те игры, которые пришли к нам из других стран, «Монополия», например, могут тоже принести пользу, если ими правильно пользоваться.

Елена Ляпунцова:

Было заседание рабочей группы на площадке Общественной палаты Российской Федерации, рабочая группа при уполномоченном по правам ребенка при Президенте, и у нас рабочая группа – все, что связано с безопасностью детства, и есть большая социальная программа федерального значения «Страна для детей», мы обсуждали игрушки, мы уже об этом говорим несколько лет, о мультиках, образовании. Все можно, конечно, критиковать, но мне кажется, нужно предлагать лучшее, и мы же вправе что-то купить, а что-то не купить, мы имеем право выбора. И было бы очень здорово, чтобы на полках наших магазинов было как можно больше российских адаптированных игр и по финансовой грамотности, в других странах уже есть программы, даже игра. Я думаю, что это очень серьезный вопрос на злобу дня, детей надо учить еще тогда, когда они обучаются, до 5 лет, как говорят психологи.

Юлия Белозерова:

Я попрошу Христину Вячеславовну представить тот курс, над которым она сейчас работает, и осенью мы будем обучать преподавателей, одна из дисциплин в курсе повышения квалификации. Весь курс касается информатизации системы образования и работы преподавателя в современной информационной среде, и все, что касается ответственности, юридических аспектов работе в современной турбулентной, совершенно непонятной многим информационной среде будет освещать Христина Вячеславовна. О чем Ваша дисциплина?

Христина Пешкова (Белогорцева):

Дисциплина называется «Ответственность преподавателя в информационной среде» и включает 5 тем. Мы затрагиваем вопросы информационного законодательства, вопросы информационной безопасности преподавателя и обучающегося в пользовании информационными системами, разными информационными ресурсами. Затрагиваем вопросы того, как организовать работу в сети интернет, чтобы получить максимум полезной информации, не только развлекательной, как законодательство регулирует обращение информации, то есть очень много вопросов на злобу дня, потому что при всем том, что принцип гласности никто не отменял в демократическом обществе, но те политико-правовые сложности, которые сейчас имеют место, все равно диктуют свое. Нужно быть аккуратными в пользовании информационными источниками, иностранными элементами, в пользовании социальными сетями, что нужно сообщать, что не нужно. Один из злободневных вопросов – информационный этикет взаимоотношений преподавателя и студента с учетом того, что сейчас интернет занимает значительную часть рабочего, учебного времени. Много ситуаций, когда стираются грани в общении между преподавателями и обучающимися, и преподаватель должен отдавать себе отчет.

Елена Ляпунцова:

Бывает такое, что 00:56, а мне пишет магистр: «Я сбрасываю Вам свою работу, посмотрите ее, пожалуйста». Переходят часто грани, культурная грамотность и особенно информационная безопасность очень важны.

Христина Пешкова (Белогорцева):

Учебный курс включает теоретические темы, вниманию слушателей учащихся будут представлены тематические вопросы, теории информационного права и практики применения информационного законодательства.

Елена Ляпунцова:

Важно отметить, что это безвозмездный курс, мы приглашаем, 300 бюджетных мест, анонсируем информацию на нашем сайте, на наших ресурсах, в ВК, Телеграме, и мы приглашаем, будет очень интересно и полезно, это будет гибридное образование, что-то будет записано, будут и живые вебинары, практические занятия.

Юлия Белозерова:

Таким образом мы проводим ниточку между конкурсом и повышением качества высшего образования, потому что задача проекта «Золотые имена высшей школы» не только проводить отбор лучших, но и распространять их знания, учить начинающих преподавателей обмениваться опытом.

Елена Ляпунцова:

Мы сейчас на пороге парадигм изменения – экономика знаний в экономику талантов. И «Интеллектуальный капитал» – это как раз экономика талантов, мы очень признательны за то, что Вы воспользовались нашим приглашением и не в онлайн вышли, а приехали к нам лично, это для нас дорогого стоит. Вы почетный член Лиги преподавателей высшей школы, это очень для нас ценно, мы очень дорожим Вами лично, и мы учимся и опыляем друг друга знаниями, создаем то профессиональное сообщество, которое будет во благо нашему молодому поколению.

Христина Пешкова (Белогорцева):

Тематика финансовой грамотности, которую мы сегодня затронули, наиболее актуальна сейчас, потому что мир материален, и многие вопросы упираются именно в разрешение денежных, экономических проблем. Поэтому нужно учиться постигать новое, наша сегодняшняя передача – это очередной звоночек к тому, что нужно задуматься о своих личных знаниях и информационных возможностях, как почерпнуть полезную информацию. Хочу в который раз сказать слава благодарности Елене Вячеславовне Ляпунцовой, она организовала прекрасное мероприятие, прекрасный проект – Лига преподавателей высшей школы. Ее помощнику, заместителю Юлии Михайловне Белозеровой, благодаря этим двум талантливым личностям состоялся этот успешный проект, и не только сегодняшняя передача, это единичная из многих ими организованных встреч, состоялся грандиозный успешный проект Лига преподавателей высшей школы, а это наставничество для преподавателей, наставничество для обучающихся, граждан, женщин, и дай Бог, чтобы такие встречи чаще планировались, успешно проводились, и нам всем силы и энтузиазма.

Христина Пешкова (Белогорцева):

С вами была программа «Интеллектуальный капитал» на радио Mediametrics Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования. До новых встреч.