{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Галина Завьялова кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и социологии Оренбургского государственного университета, победитель Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы», Председатель Оренбургского регионального отделения Лиги преподава 01 июня 2022г.
Чему и как учить недетей?
В день защиты детей говорим о воспитательной работе в вузе, наставничестве. Студентов нельзя назвать детьми, но высшая школа воспитывает зрелого специалиста. До какого возраста можно говорить об уместности и продуктивности воспитания? Какой воспитательный компонент заложен в учебный план вуза? Какие базовые знания об обществе уже есть у абитуриентов и чему учит вуз с гуманистической, мировоззренческой позиции.

Елена Ляпунцова:

Добрый день, мы начинаем очередную передачу из цикла «Интеллектуальный капитал», подержанного Фондом президентских грантов, который организовывает Лига преподаватель высшей школы совместно с флагманским проектом «Золотые имена высшей школы» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Я Елена Ляпунцова, председатель Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы, и в День защиты детей у нас очень знаковая встреча уникальных стейкхолдеров двух поколений. У нас на связи Галина Ивановна Завьялова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и социологии Оренбургского государственного университета, председатель Координационного совета оренбургского регионального отделения Лиги преподавателей высшей школы, а самый главный ее статус, который я очень хотела подчеркнуть – победитель конкурса «Золотые имена высшей школы», который поддержан Фондом президентских грантов. И в студии сегодня наша юная коллега, наше будущее, ведь дети – это наше будущее, они скоро будут управлять, лечить, работать, креативить, Екатерина Андреевна Рюмина, второй курс бакалавриата НИТУ МИСиС, университет науки и технологий, кафедра «Прикладная информатика в дизайне».

Мы будем сегодня говорить о том, как же учить наших детей и не детей, немножечко провокационно «не дети», потому что мы говорим о студенчестве. Дети – это, конечно, воспитание родителей, школы, общества, и мы получаем в студенчестве уже в какой-то степени сформированную личность, но те программы, которые существуют, программы Министерства, Правительства о том, что воспитательная часть необходима, мы об этом сегодня будем говорить.

Галина Завьялова:

Рада присутствовать именно в День защиты детей, потому что очень важный момент – это воспитательная функция, которая лежит не только на родителях, но и на нас с вами, коллеги, на преподавателях высшей школы, потому что когда мы принимаем детей в университеты и встречаемся первый раз с ними, мы смотрим какие они, как они понимают окружающий мир, какая у них культура, какие ценности. И главная задача преподавателя высшей школы – привить любовь к родине, духовные и нравственные ценности, и прививаем мы на своих предметах гуманитарного цикла, которые помогают учащимся осознать всю важность того социокультурного пространства, в котором они находятся, потому что это очень ценно.

Елена Ляпунцова:

Мы ответственны каждый день защищать, но самое главное – понимать молодежь. Катерина, Вы учитесь в университете, но совсем недавно были только-только со школьной скамьи, и что для Вас дети не дети? Какая грань для Вас важна, где этот воспитательный процесс нужно не то, что прекратить, а более лояльно относиться?

Екатерина Рюмина:

Человек всегда меняется, и нельзя сказать, что в какой-то момент он уже сформировавшаяся личность, потому что каждый день человек делает выбор сделать что-то лучше и стать завтра лучше. Таким образом воспитательный процесс может продолжаться на протяжении довольно долгого времени, чаще всего для взрослых людей это просто вопрос самовоспитания, а если мы говорим про студенчество, то нет такой сильной грани, что раз школьники – это дети, и потом резко студенты – уже взрослые люди, потому что этой грани практически не существует, просто со сменой статуса учебного заведения внутренняя детскость никуда не уходит. Даже сейчас, когда мы уже студенты, и к нам относятся, как к уже сформировавшейся личности, что мы можем сами оценивать себя, что мы будем делать дальше, конечно же, всегда хотелось бы иметь кого-то рядом, кто мог бы подсказать или помочь. Мы официально считаемся взрослыми, но по факту еще не совсем знаем, как правильно существовать в обществе.

Елена Ляпунцова:

Екатерина Рюмина является участницей очень серьезной, значимой программы, которая поддержана Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, куратор, руководитель и организатор, инициатор программы «Женщины: школа наставничества» заместитель министра Елена Сергеевна Дружинина. У нас была очень серьезная дискуссия на площадке Министерства 17-го числа о наставничестве. Галина Ивановна, как правильно встраивать гуманитарную составляющую Вашей дисциплины, сейчас идет диалог айтишники-инженеры, но я полностью уверена, что культура, надкультурный социум очень важен?

Галина Завьялова:

Вуз дает такие дисциплины, неважно, строитель ты, юрист, дорожник, айтишник, есть базовые фундаментальные предметы, такие как философия или социокультурная коммуникация. Что такое философия? Главная составляющая этой дисциплины – это этика, это учение о добре и зле, а это наше с вами воспитание, мы должны понимать, что хорошо, а что плохо в этом мире, как нужно себя правильно вести, как нет. Социокультурная коммуникация помогает разобраться с теми разнообразными видами культур, которые присутствуют в нашем обществе.

Есть такое понятие культурный шок, это когда человек попадает в новую культуру, и он определенное время приспосабливается, он не должен агрессировать, он должен просто понять, что это за социокультурная среда его окружает, и этому помогает наша гуманитарная дисциплина философия, обществознание, социокультурная коммуникация. Я 20 лет веду на технических специальностях, работаю непосредственно с айтишниками, строителями, дорожниками, и самый главный вопрос здесь – этика ученого, чему мы должны научить студента. Мы должны научить в век цифровизации, быстро развитых технологий не потерять ту важную грань нравственного, морального, то, чем занимается студент, стоит ли это делать, а правильно ли с точки зрения моральных принципов, правильно ли твое поведение с точки зрения нравственных составляющих. Мы учим коммуникации, потому что наши студенты – это будущие руководители, и они с этической точки зрения должны правильно себя подать и нести ответственность, все это помогает нашим студентам правильно получить воспитание в их дальнейшей жизни.

Не могу не похвалиться, почему я выиграла конкурс «Золотые имена высшей школы», потому что у меня студенты технических специальностей, IT и строители занимают первые места во всех олимпиадах и конкурсах, посвященных философии, то есть их увлекает мир философии, мир нравственности, мир социокультурного развития, мир духовных ценностей. Мы с ними изучаем что такое любовь, что такое добро и зло, что хорошо и что плохо, и это дорогого стоит, что студенты этим увлекаются и говорят: «Наша жизнь наполнилась, мы знаем, что философия – это любовь к мудрости, и мы начинаем размышлять, а это воспитывает детей». Они ко мне подходят и говорят: «Посоветуйте, какую книжку прочитать, нас это заинтересовало». А если ребенок читающий, если студент читающий, значит не все потеряно в нашем мире, и наши дети – это наше будущее, даже если они не дети, а уже взрослые.

Елена Ляпунцова:

В эфире «Интеллектуальный капитал», который проводит Лига преподавателей высшей школы, «Золотые имена высшей школы», поддержанные Фондом президентских грантов и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Мы плавно подошли к такому понятию, смысловому и очень значимому, это наставничество. Екатерина, почему Вы лично решились? Была информация, и Вы себя решили забуккировать, очень важно поучаствовать, узнать и стать лучшим из лучших, из 15 человек на место стать уникальным. Поверьте, мы каждую заявку читаем, и я помню каждую заявку, я читала с трепетом Вашу заявку, хотя у нас есть экспертное сообщество, 96 человек, на каждую заявку как минимум 5 человек, это очень открытый, адекватный конкурс. Ваши побуждения поучаствовать в наставничестве?

Екатерина Рюмина:

О проекте я узнала случайно, и решение изначально было спонтанным, потому что осталось не так много времени до конца подачи заявки, но не так часто встретится такая возможность. На моей памяти это в первый раз, когда я увидела, что существует проект, где предлагается наставничество, причем женское, что особенно интересно. И чудесно, что есть такая возможность реализовать свою идею, которая важна и заинтересует кого-то, в том числе получить поддержку от взрослого человека, который смог сам что-то сделать и реализоваться в жизни. Таким образом можно почувствовать поддержку, что твой проект важен, увидеть своими глазами, что возможно реализовать то, что ты хочешь на примере своих наставников. Чудесная инициативу, и я очень рада, что она существует.

Елена Ляпунцова:

Сегодня у нас происходит как раз наставничество, потому что Галина Ивановна рассказывает о самых значимых моментах, Я более 35 лет преподаю все, что связано с цифрой, но я всегда говорю, что атом должен быть мирный, технология должна быть во благо, думайте о том, что вы создаете, что реализуете и куда пойдет потом процесс создания, и гуманитарная составляющая очень важна. В настоящее время современный вуз готов воспитывать такого специалиста, а мы говорим о специалисте, мы не говорим о бакалавриате, магистратуре, специалитете, мы говорим о выпускнике, который может взять на себя ответственность в обществе.

Галина Завьялова:

Абсолютно точно вузы готовы, мы сейчас перешли на систему 3++ по стандарту, где прописано, что мы должны дать студенту межкультурное разнообразие, которое выражается в историческом, этическом, философском контексте, когда мы научаем студента искать информацию. И уже с помощью этого научения он сможет в своей инженерной, айтишной деятельности войти в глобальные социальные контексты и самостоятельно принимать решения. Очень важно научить самостоятельности, чтобы эта самостоятельность была в правильном русле, показать путь, который они должны пройти.

Елена Ляпунцова:

Есть такой принцип «научиться учиться», и я всегда говорю, что сегодня технология вроде бы как актуальна, а завтра она будет настолько же древней, как и профессии могут изменяться, и список умирающих профессий, технологии могут нас заменить, но слава Богу не могут заменить думать, чувствовать, мыслить и понимать свое место. Мы не только преподаватели, нас объединяет профессия, которую мы любим, о которой мы говорим, хотим сказать о статусах, какая значимая составляющая преподавателя высшей школы для молодежи, но еще говорим о наставничестве. Как Вы относитесь к этому?

Галина Завьялова:

Очень положительно отношусь к наставничеству, потому что иногда бывают такие ситуации, что ребенок по какой-то причине стесняется поговорить с родителями, стесняется поговорить со своим одногруппниками, вдруг его судят и не поймут, и он тогда идет к преподавателю, спрашивает то, что его интересует. Он может спрашивать в любой области, очень здорово, когда дети интересуются наукой и спрашивают: как написать статью, подскажите, где лучше найти материал. Это может быть в личной сфере, они просто стесняются подойти к кому-то близкому, но если преподаватель открыт, почему бы не поговорить.

Мы говорим о женском наставничестве, иногда девочки подходят с девчачьими вопросами – будущего, семьи, как найти вторую половинку, как правильно себя вести, это же тоже наставничество, в этой сфере мы тоже можем помогать. Иногда у студентов личные проблемы, в семье что-то не ладится, и не с кем поделиться, они идут к преподавателю. Были такие случаи, когда мальчика обижали в семье, я вижу, что ребенок закрылся, и когда я с ним поговорила, выяснилось, что вот такая беда. Считаю, что наставничество в любой сфере – научной, социальной, культурно-воспитательной – важно, и наша цель – принимать ребят с любыми вопросами и направлять их, в том числе в научном в обязательном порядке, потому что мы воспитываем свои будущие кадры, которые нас заменят. Придет время, и мы должны их научить правильно преподносить информацию, делиться опытом уже с другими студентами.

Елена Ляпунцова:

Как мы молоды душой, все мы родом из детства, и мы видим, когда приходит студенчество на первый курс, что есть какие-то нюансы в семье, какой облик, какой моральный климат, бывают такие вещи, что сразу видно, просто не очень этично сразу пытаться навязывать свою точку зрения. Мы говорим о том, что все-таки выпускаем специалистов. Екатерина, Вашу будущую специальность как Вы видите с точки зрения нового, наукоемкого, и у Вас синергия – дизайн и информатика?

Екатерина Рюмина:

У нас довольно редкое направление, прикладная информатика именно в дизайне, таким образом в нашем потоке очень много и гуманитариев, творческих людей, и в том числе технарей, таким образом у нас получается работать всем вместе и реализовывать проекты. Даже в учебном процессе у нас присутствуют моменты, что ребята, которые больше заинтересованы в дизайне, мы занимаемся оформлением каких-то работ, которые делают технари, получается симбиоз, и будущее нашего направления заключается в том, что мы будем заниматься в том числе и графическим дизайном, например, оформлением различных мероприятий, афиш или других материалов, заниматься оформлением и дизайном интерфейсов, веб-сайтов, приложений. Эта специальность хороша тем, что есть возможность работать практически в любой сфере, потому что красиво сделать всем было бы хорошо, независимо от итогового направления, где вы будете работать, вы все равно сможете что-то привнести приятное, красивое и новое.

Елена Ляпунцова:

Важен проектный подход, и эта интеграция, синергия позволяет в разных сферах деятельности себя развивать, расширять границы, создавать себе некомфортные условия, потому что каждая тема, каждый проект – это что-то новое. Графика, инфографика – это визуальное, а мозг у нас практически 80 процентов визуал, все, что связано с гуманитарным, это думать, мыслить – это как раз про философию нашей жизни. И очень важно понять, как же донести этот юзабилити.

Лет 15 назад технари, когда сдавали философию, говорили: «Зачем нам философия?» Но когда они сдавали философию в аспирантуре, у них было такое внутреннее открытие, что философия – это надстройка физики, математики, IT. Как могут быть такие метаморфозы у молодых людей?

Галина Завьялова:

Философия – мать всех наук, и когда приходят ребята и говорят, что мы математики, и наш учитель Пифагор, я всегда им говорю: «Ребята, вы не совсем правы, Пифагор – основоположник философии, именно он пришел на рынок, а раньше все философы размышляли на базаре, сказал – я философ. Его спросили – что это такое? Я любомудр, я люблю рассуждать, я люблю размышлять». И вот это любомудрие приходит со временем, когда студент окунается в свою профессию, Он закончил бакалавриат или магистратуру, он уже специалист в своей области и начинает думать, размышлять: зачем я здесь, что я внесу в это общество, каким будет мой вклад – он уходит в философию.

Поэтому не зря Вы сказали, Елена Вячеславовна, что они заразились философией в аспирантуре, потому что у нас много примеров, кандидаты физматнаук становятся докторами философских наук, их интересуют вопросы происхождения мира, вопросы бытия, как все зародилось, зачем нам нужны законы физики, действуют ли они или не действуют в макро- и микромире, и философия таким образом выступает связующим звеном между всеми дисциплинами. Еще раз повторюсь, очень важна этика ученого, очень важно привить ученому то, для чего он это открывает, ведь наш мир слишком быстро развивается. Машины – хорошо, цифра – хорошо, но бывают нестандартные ситуации, когда только человек с его мировоззрением может найти правильный ответ, нажать на кнопочку или нет, сделать открытие, и оно принесет вред человечеству, или не делать его.

Елена Ляпунцова:

Мы как преподаватели всегда повышаем квалификацию, смотрим что нового, интересного. Я сейчас заинтересовалась философией в искусственном интеллекте, это моя специальность, все, что связано с искусственным интеллектом, с 1996 года этим занимаюсь, но я очень хочу преодолеть себя и найти время узнавать дальше. Нужно открыть учебники школьной программы, и я заинтересовалась ЕГЭ по философии, следующее – у меня количество книг, которые я очень хочу почитать, а третий мой челлендж – я доктор технических наук, а может, мне защитить хотя бы кандидатскую по философии или на докторскую замахнуться? На самом деле, это очень важный процесс, который нам дает возможность мыслить, думать. Есть высказывание, 5 век до новой эры: создай себе ученика, для того чтобы у него учиться. И действительно, слушая сегодня Екатерину, второй курс, бакалавриат, но обратите внимание – потрясающая речь, знает, чего хочет, уникально понимает свое место. Как Вы хотите реализовать себя в наставничестве, какой Вы ждете результат от этого?

Екатерина Рюмина:

Для любого человека, который хочет что-то реализовать как собственный проект, что у него есть какая-то идея, которую он держит в себе и потом хочет ее выпустить во внешний мир, мне кажется, самое важное в наставничестве – это наконец-то быть уверенным в своих силах, что это возможно и у тебя хватит сил и знаний, несмотря на возраст, что только второй курс, есть какие-то идеи, которые оказываются достойны того, чтобы их реализовывать. Хорошо, что сейчас нет ограничений в этом плане, что нужно обязательно закончить университет, только потом вы станете хорошим специалистом, после этого станет ценны. Уже сейчас можно почувствовать тот факт, что ты ценен в обществе, даже несмотря на то, что ты еще вчера был ребенком, и прекрасно, что есть люди, которые хотят выслушать и прислушиваются к мнению студентов, прекрасно, что такие проекты существует, где это возможно реализовать.

Елена Ляпунцова:

Во всяком случае я сейчас точно создала себе ученика, чтобы учиться, а еще я нашла себе наставника. Галина Ивановна, я буду очень признательна, если Вы возьмете меня в наставничество с точки зрения философии, и у нас создается мультидисциплинарный подход. В Лиге преподавателей высшей школы есть межвузовский образовательный кластер «Школа интеллектуального капитала», и это все производное от большого флагманского проекта «Золотые имена высшей школы», который дает возможность найти человеческий интеллектуальный капитал, который вдохновляет, ведь это же опыление. Вы подаете свою заявку, и даже те эксперты, которые читают, а эксперты – это победители предыдущих лет, понимают, они это проходили, они учатся быть экспертами, и когда эксперты говорят: «Боже мой, какие уникальные к нам приходят коллеги». И дети – это наше будущее, мы работаем ради молодежи, мы хотим быть лучше, качественнее, профессиональнее, для того чтобы донести молодежи эти знания, умения, навыки и почерпнуть от них.

Галина Завьялова:

Было бы честью поучаствовать совместно с вами в таком коворкинге, когда  преподаватели разных направлений могут сотрудничать. Оренбургский госуниверситет очень рад, что вошел в Лигу преподавателей высшей школы, мы открыли региональное отделение, я уже тут пытаюсь заразить своей энергетикой, которой я подпиталась на мероприятии, на методическом семинаре, своих коллег, я рассказываю об этом студентам, говорю, что у вас есть такие уникальные возможности, есть наставники, которые могут научить, ведущие доктора наук, специалисты в своей области.

И наше будущее – это наши одиннадцатиклассники, это наши будущие абитуриенты, мы их ждем по любым направлениям, мы их научим,  воспитаем, дадим путевку в жизнь, и это не высокие слова. Я заряжаюсь энергией на лекциях, я так себя стараюсь отдать и так донести детям информацию, чтобы заинтересовать на каждой лекции каждого ребенка, и я считаю, что в этом наше наставничество и проявляется, что мы себя отдаем полностью.

Елена Ляпунцова:

Бывает, иногда нас как лимон выжимают, но мы наполняемся, как тот сосуд философский, энергетически крылья вырастают. Если видишь незаинтересованность, очень хочется мотивировать, не монетизацией, хотя экономика знаний – это очень важно, разнообразие жизни, не только философия, но и все, что связано с предпринимательским мышлением, с академическим образованием, но самое главное – оставаться лидерами. Как Катя говорит, мы еще маленькие, но уже личности, вы себе ставите такие челленджи, такие задачи, и вы преодолеваете, покоряете.

Екатерина Рюмина:

Иногда сидим с друзьями и начинаем философствовать, рассуждаем, что будет дальше, кем мы будем работать, что нас ждет в будущем. И таким образом можно понять, что мы сейчас в том возрасте, когда наконец-то формируется наш моральный компас, чего мы хотим от жизни. Ты в университете и смотришь, какие есть возможности, что можно попробовать реализовать, потому что студенческая жизнь – это не только учеба и получение знаний, но в том числе налаживание контактов, общение с друзьями, и сам факт того, что очень много университетов, которые предоставляют возможности в реализации в совершенно различных сферах, творческие инициативы, кейс-чемпионаты и прочее. Таким образом можно настолько междисциплинарно попробоваться, что это просто поразительно. У нас ребята на дизайнерском факультете, но они могут участвовать в кейс-чемпионате с ребятами с экотеха или которые занимаются горным делом, узнать что-то новое, с чем они вообще никак не могли бы соприкоснуться, если бы сидели в рамках своей темы.

Смысл у студента и школьника заключается в том, что стоит попробовать разные направления, выкристаллизовать то, что лежит ближе к сердцу, но и не ограничиваться этим направлением, важно знать, что тебе хочется, одну тему выбрать, но и принимать остальные.

Елена Ляпунцова:

Мне очень понравилось моральный компас, ценности, смысл жизни, кем мы будем, классические вопросы. И мы прекрасно знаем, что психология изменения внутреннего состояния с учетом опыта, с учетом новых знаний, порой выгорания, человек хочет изменить что-то, дополнить, расширить, как психологи говорят, раз в 7 лет не бойтесь меняться. Очень важно, что не статичный, а динамичный процесс, но в любом случае высшее учебное заведение, школа, родители, семья, общество должны делать базис, этот культурный код, национальный код, мы говорим о тех моралях, которые заложены в философии, культурологии и дают нам почву, фундамент. Мы можем строить любой дом, он может быть многоэтажный, он может быть с красивой эклектикой, и, безусловно, вы личности.

Галина Завьялова:

Важная тема была затронута на сегодняшнем собрании, тема наставничества в День защиты детей, я считаю, что мы должны воспитывать нравственно развитую личность, и у нас это хорошо получается. А ребятам хотелось бы передать – впитывайте, прислушайтесь к тому, что говорят ваши педагоги, ваши преподаватели, если это вас трогает, то это очень ценно.

Елена Ляпунцова:

С нами в студии в онлайне Галина Ивановна Завьялова, кандидат философских наук кафедры философии, культурологии и социологии Оренбургского государственного университета, победитель конкурса «Золотые имена высшей школы», поддержанный Фондом президентских грантов и Министерством науки и высшего образования. Галина Ивановна развивает все, что связано с концепцией, экосистемой Лиги преподавателей высшей школы в регионе, потому что она председатель регионального отделения. В студии у нас Екатерина Андреевна Рюмина, студент, магистрант, второй курс МИСиС, уникальная участница программы «Женщины: школа наставничества», которая поддержана Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, руководитель Елена Сергеевна Дружинина.

Екатерина Рюмина:

В День защиты детей важно добавить, что обычно мы защищаем детей от чего-то, например, злостного влияния интернета. Но я думаю, что еще важна защита детей в плане защиты их внутренней детскости, потому что именно она дает им возможность фантазировать, придумывать что-то такое, до чего бы взрослый не додумался, потому что он уже обременен рамками общества, обязанностями, требованиями. А когда ребенок, в нем детскость, беззаботность, которая должна оставаться с ним как можно дольше, ведь когда остается в человеке эта фантазия и способность к нестандартному мышлению, которое закладывается еще в детстве, я думаю, что очень важно сделать все, чтобы этот метод мышления остался с человеком как можно дольше, начиная с детства, продолжался бы в студенчестве, даже во взрослом состоянии

Елена Ляпунцова:

Мы друг друга поддерживаем, и у нас лейтмотив о мышлении, и любой проект, любая идея может витать и остаться в воздухе. В моем понимании от идеи до реализации есть пять шагов, и первый шаг – это мышление: для чего, как это будет влиять, что даст обществу, каким образом пройти. Потом технологии, важен нетворкинг, коворкинг, нарастить в себе коммуникационный момент, потом масштабировать, но это уже проектная деятельность, выйти во внешнюю среду, а самое главное – мышление. И как раз мышление дает нам возможность понять, кто мы во внешней среде и во внутренней среде, потому что человек как экосистема, она и во внешней среде, и во внутренней. Галина Ивановна, какое место личности в обществе и человечестве?

Елена Ляпунцова:

Саморазвитие личности и внешнее развитие личности идут рука об руку. Мне тоже очень понравилась мысль Катерины, хорошо выступила, хорошо сказала. В философии есть такое направление эвристика, это учение о путях творчества, когда нерациональным путем, когда не так, как все, но ты приходишь и делаешь открытие, и это выделяет личность в отношении с другими. Я хочу пожелать всем эвристики, немножко творчества, нерационального в какой-то степени, но зато выдающегося.

Елена Ляпунцова:

Мы с айтишниками аспирантами разбирали математические модели управления, и у нас получается, что есть какие-то эвристические процессы, это уже большой пласт математических моделей. Мы говорим – давайте положимся на эвристику, и вся ситуация говорит о том, что мы настолько друг друга объединяем. В общении с Катей были несколько таких моментов, в которых я даже подумала про себя: ух ты, а я бы так не подумала, а я бы так не сделала. Порой, когда даешь техническое, технологическое задание, большое количество языков программирования, большое развитие, разные алгоритмы, и говорят: «А как сделать? – А я не знаю». И потом, когда этот процесс завершается, и мы получаем результат, я сразу говорю: у меня был такой-то, моя программа, это мое видение, и когда приносят ребята – какое разнообразие, какое уникальное решение на одну и ту же задачу, тематику. И я потом объясняю: коллеги, не надо нам сильно рассказывать как, показать как получилось – безусловно, но какое разнообразие у вас, я бы так не додумалась, я бы так не решилась даже продумать. Поэтому совершенно правильно говорит Катя, надо слышать и слушать детей, применять то, что они нам говорят.

У нас получился уникальный философский разговор, праздничный разговор в День защиты детей, мы должны защищать их каждый день, но есть такой праздник, как и у преподавателей теперь есть День преподавателя высшей школы, 19 ноября. В прошлом году первый раз отмечали благодаря нашей инициативе, ее услышали, и теперь у нас есть профессиональный праздник. Я считаю, что чем больше будет праздников, тем лучше, но будни тоже очень важны, и нужно думать каждый день о своем саморазвитии, о своем окружении, быть хорошими людьми, помнить своих наставников, чтить родителей, старшее поколение и становиться потрясающими специалистами. В нашей студии Галина Ивановна Завьялова, Екатерина Андреевна Рюмина, Елена Вячеславовна Ляпунцова. «Интеллектуальный капитал», Фонд президентских грантов, Министерство науки и высшего образования, «Золотые имена высшей школы». Спасибо большое за эфир.