Юлия Белозерова:
Добрый день, в эфире программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках проекта «Золотые имена высшей школы». И мы традиционно представляем те проблемы, те задачи, те цели, которыми живет высшая школа, представляем победителей конкурса «Золотые имена высшей школы» и рассказываем о том, чем заботится профессиональное сообщество преподавателей и ученых на сегодняшний момент.
С вами в студии я, Юлия Белозерова, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой продюсерского мастерства Института кино и телевидения ГИТР. Также с нами председатель Лиги преподавателей высшей школы Елена Вячеславовна Ляпунцова и исполнительный директор ООО «ИТРОН», компании, которая является партнером проекта «Золотые имена высшей школы», берет на себя технологические вопросы осуществления конкурса, подготовки дистанционного обучения, инновационных методов образования Евгений Артемьевич Лисиченко. И с нами на связи Наталья Владимировна Яковенко, доктор географических наук, председатель Воронежского регионального отделения Лиги преподавателей высшей школы и победитель конкурса «Золотые имена высшей школы».
Я предлагаю обсудить итоги межвузовского методического семинара, который прошел уже в четвертый раз, трехдневный семинар у нас состоялся на очень значимых площадках – на площадке министерства науки и высшего образования и на площадке Государственной Думы Российской Федерации.
Елена Ляпунцова:
Я хотела представить Юлию не только как заведующую кафедрой, но и как заместителя председателя Координационного совета, продюсера этой передачи, это наш бессменный идеолог, душа. Я хочу поблагодарить наше региональное отделение и Евгения Лисиченко, это бессменная уникальная площадка интеграции науки и технологий, а наш проект имеет к этому отношение. И спасибо большое министерству науки и высшего образования в том плане, что мы были в статусе особо значимых мероприятий, и после Года науки и технологий анонсировано десятилетие науки, мы говорим о технологических платформах, о том, что мы взаимосотрудничаем не только как коммуникационные площадки, а у нас есть очень много высокотехнологичных не только идей, но уже и проектов.
Воронеж для нас очень ценен, мы мечтаем приехать в Воронеж, провести региональные или федерального значения мероприятия, потому что у нас уже 43 региона, и нам очень хочется не только, чтобы приезжали в Москву в четвертый раз, каждый раз растет статус нашего мероприятия, потому что у нас есть возможность высказаться в министерстве науки и образования, в определенном направлении с нами разговаривает комитет высшего образования в Государственной Думе в лице Пилипенко Ольги Васильевны, мы ей очень признательны, и комитету признательны, это новая ротация, новый виток взаимоотношений. И мы очень признательны, что наша гостья был с нами на этом семинаре.
Юлия Белозерова:
Наталья Владимировна, Вы уже не первый раз участвуете в семинаре, у нас была и заочная форма, и очная форма, что он дает преподавателям, ведь много разных мероприятий проходит?
Наталья Яковенко:
При слове семинар в голове возникает мысль о том, что это будет вопрос-ответ, как на занятии, меня спросили – я отвечаю. То, что я наблюдала в заочном формате, это было одно восприятие, но когда ты присутствуешь лично, видишь ту прежде всего дружественную атмосферу, а второе – тот конструктивный диалог, который проходит на высокопрофессиональном научном уровне, это совершенно другое восприятие той обстановки, где ты находишься, тех вопросов, которые обсуждаются. И вопросы наставничества, которые были красной нитью на межвузовском семинаре, это один из основных вопросов и воспитательной работы, и социального наставничества, и в целом наставнической системы в вузах. Работа семинара сложилась, она была довольно плодотворной, конструктивной, мы приняли масштабную резолюцию, по которой можно жить и действовать дальше. Я думаю, что это перспективное направление работы для Лиги преподавателей высшей школы.
Юлия Белозерова:
Наталья Владимировна является соавтором учебников для аспирантов, магистрантов и начинающих преподавателей, та серия, которая была запущена в 2021 году, второй учебник вышел в 2022 году, и как раз на семинаре обсуждались инновационные формы учебника. Не устарела ли такая форма как способ передачи знаний?
Наталья Яковенко:
Мое личное мнение, что нет, учебник никогда не будет устаревшей формой знаний, потому что это багаж знаний прежде всего, и вы, как Координационный совет, дали нам возможность принять участие в таком глобальном проекте, потому что все мы специалисты в разных областях знаний, и концентрация на том, как нужно преподавать для аспирантов, как это нужно делать для кадров высшей школы, это очень важно, и каждый предложил свой взгляд на эту проблему, но с разных позиций.
Я считаю, что учебник получился мощным и достаточно информативным, недаром же мы получили дипломы «Открытие года», это много значит. Для вузов из регионов это значительный опыт прежде всего как профессионалов своего дела, преподавателей, а второе – специалистов хоть и в узкой области, но специалистов. Поэтому учебник никогда не устареет.
Елена Ляпунцова:
Я только-только из Астрахани, совет ректоров Юга России и Северо-Кавказского округа, встречи были у нас не только на таком большом мероприятии, но были точечные встречи с ректорским сообществом. После того, как я показала наш труд, рассказала, что у нас 57 соавторов, 17 регионов, что это очень коллегиально, очень значимо, на словах это одно, я вывела на слайде коллаж нашей публикационной деятельности, но когда это уже было весомо, в руках, я дарила книги, и так получилось, что была встреча на следующий день с ректором Астраханского технического государственно университета, и такой коллаж привезла, показала, было уникальное мнение ректора. Один из наших финальных сборников про роль преподавателя в высшей школе листал зампред уполномоченного по Югу России Гурба, и это дорогого стоит, он уникальный человек, в теме науки и образования, и мне, как студенту было очень трепетно – а вдруг там что-то не так. И было анонсировано хорошее дальнейшее сотрудничество, даже посмотреть аналитику с точки зрения региона. Поэтому я считаю, что эту книгу надо нести не только виртуально, книга тактильно приятная, я считаю, что книга не умрет никогда.
Юлия Белозерова:
Планируете стать соавтором третьей части?
Наталья Яковенко:
Когда анонс проходил, в чате мы читали сообщения, что будет представлена, такая интересная формулировка прозвучала, я задумалась – что же это такое, что-то новенькое. Но мы же живем в эру инноваций, от традиций к инновациям, поэтому то, что вы предложили, это оригинальный способ усилить даже не столько научную составляющую, информационную подачу материала, а проектный стиль мышления самих авторов как преподавателей, как мы можем это подать для обучения, а второе – это то самое проектное обучение для наших обучающихся. И я считаю, это важно, это нужно, и я с удовольствием включусь в эту работу, мало того, еще хочу привлечь членов нашего регионального отделения.
Елена Ляпунцова:
Подтверждением этого было онлайн-включение от министерства молодежной политики, и Аширов Денис Валерьевич говорил о том, что нам было очень лестно, я даже подчеркнула потом в своем маленьком питче, что не просто молодежь про молодежь, но и преподаватели, и все понимают о том, что это должно быть совместно, тандем. Вы сказали, что мы мучились, думали – интересно ли, но тут сидят авторы этой методологии, та методика, методология, которая была анонсирована уже на форуме Smart-Юг в Ростове-на-Дону.
Юлия Белозерова:
Наталья Владимировна, современную молодежь – аспирантов, учащихся магистратуры, даже бакалавров можно чем-то удивить, можно ли придумать такие инновационные методы, которые действительно их стимулируют, что заходит у молодежи?
Наталья Яковенко:
Я озвучила это на нашем мероприятии – личный пример, личное желание преподавателя что-то дать и привнести, потому что мы говорим о наставнике, а ведь это старое, забытое слово, но одновременно и инновационное, потому что та система образования, в которой мы сейчас находимся, экосистема образования немножечко не наша. И Лига – это ниша, где преподаватель чувствует себя в своем окружении, в той обстановке, которая способствует тому, чтобы стать более активным. На семинаре нас было очень много, а ведь мы все разные, у нас свои взгляды на обучение, на воспитание, на ту систему образования, которая существует, но одновременно с этим мы видим активных и тех, кто инертно посидели. Я думаю, что такого рода семинары будут способствовать тому, что мы сами будем становиться еще более активными.
Я приехала с целым комплексом идей по развитию того, как можно еще больше привлечь студентов, бакалавров, аспирантов, магистрантов в движение, и, наверное, не зря, когда я делилась мнением, впечатлениями, говорила о том, что Лига – это наше все. Когда я была у руководства на отчете, у проректора по научной работе, прозвучал момент о том, что в стенах лесотехнического университета планируется открытие точки кипения, и я думаю, что такая инициатива зажжет и других. Только от нас зависит то, как будут наши студенты жить, учиться и воспитываться в стенах вуза.
Елена Ляпунцова:
По поводу наставничества, это очень серьезный проект министерства, он под патронатом заместителя министра науки и высшего образования Елены Сергеевны Дружининой, и мы очень признательны площадке, на которой мы это обсуждали, мы не делили по гендерному признаку, хотя тема «Женщины: школа наставников» о привлечении девочек в науку. Но мы хотим, чтобы у нас было в равной доле и и мужского, и женского, потому что в воспитательном процессе должны быть оба – и мама, и папа. Мы очень признательны Елене Сергеевне Дружининой за то, что она дала нам возможность на площадке министерства говорить об этом наставничестве, потому что сейчас тьюторство, менторство, коучинг, это все, конечно, здорово, у них свои риторики, свои смыслы, но это большое слово наставничество, которое у нас было и в рабочих профессиях, и в династийности, даже в «Золотых именах» есть номинация «Династия, наставничество», мы можем гордиться влиянием семьи на нашу отрасль.
Юлия Белозерова:
Вы победитель конкурса «Золотые имена высшей школы», эта победа подстегнула, мотивировала Вас, что она дала?
Наталья Яковенко:
Я по жизни энтузиаст, но я еще больше убедилась в том, что для человека нет граней. Когда в первый раз был объявлен этот конкурс, думала настороженно – а стоит ли, а смогу ли, хватит ли моих достижений для того, чтобы... И будучи уже экспертом, видя заявки и вспоминая свою, я вижу, насколько идет прогресс, какие были скромные заявки в начале, а сейчас они все усиливаются и усиливаются, подтверждаются документально, и династии уже прослеживаются. У меня чувство гордости, что есть наша роль преподавателя высшей школы.
Я хотела бы еще раз озвучить слова благодарности вам, как координаторам этого проекта, большое вам спасибо, что вы сподвиглись на такой подвиг, даже в тех условиях это было очень непросто, и сейчас продолжать ваше дело – это тоже своего рода подвиг. Поэтому я с удовольствием готова окунуться в помощь в организации мероприятий, если вы захотите к нам приехать, окажем полное содействие. Москва – это столица, но в регионах тоже есть что показать, региональная самобытность еще больше подстегнет наших преподавателей включаться в деятельность на уровне регионов. И мы расширяем свои межрегиональные связи, мы узнаем наш народ, недаром же Год культурного наследия. Было бы здорово, если бы проект начал расширять свои границы, хотя бы пока по территории России, она у нас очень большая.
Елена Ляпунцова:
Мы готовы, мы только что из Астрахани, из Ростова, региональные отделения нас встречали, была встреча с «золотыми именами» всех лет. Спасибо огромное, что выделили время на эфир, для нас это очень ценно, большой привет региону, вашему вузу, руководству, Вам лично, процветайте, креативьте, и мы с вами.
Юлия Белозерова:
Напоминаю, в эфире программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов и министерства науки и высшего образования. На семинаре, о котором мы сейчас говорили, была презентация нового проекта «ИТРОН», он достаточно значимый, амбициозный, это информационное агентство «Образование.Пресс». Расскажите немножко об этом.
Евгений Лисиченко:
Этот проект не проект «ИТРОН», мы его продумывали, выстраивали акценты вместе с Лигой преподавателей, с Координационным советом, то есть мы все думали о тех ценностях, которые нужно вложить в этот проект, на какие вопросы он должен дать ответы.
Мы столкнулись с тем, что нет единого информационного хаба, который бы координировал информационные потоки из самых разных университетов. Университетов много, они разные, в них проходят самые разные мероприятия, о которых мы можем узнавать более-менее случайно, и нет центров, куда можно обратиться и посмотреть. Мы учли интересы преподавателей, потому что у преподавателей есть свои собственные интересы, академическая связь, академический рельеф, который должен быть обустроен, и мы взялись его обустраивать, когда мы даем возможность преподавателям присутствовать информационно сразу всюду, видеть, что происходит у других, реагировать на это, комментировать, рассказывать о своих достижениях, мероприятиях, событиях.
Информационная система, система анонсов, каждая новость предварительно существует в качестве анонса, то есть то, что будет, все преподаватели вуза могут сообщать от тех мероприятиях, которые у них будут. Мы надеемся, что будет очень удобная система серфинга, система сортировки этих данных. Когда событие произошло, оно превращается из анонса в новость, и эта новость тоже имеет свою собственную ценность, потому что что-то произошло. Это медиаактивность для успешности учебного заведения, преподавателя, очень много разных вещей. Естественно, это медийные проекты, потому что у всех вузов, учебных заведений, у всех преподавателей есть профессиональная нужда присутствовать в образовательном пространстве, формировать его со своими акцентами, потому что все яркие люди, это профессура, кто-то молодой и только входит в профессию. У них есть свои собственные векторы, которые могут создать что-то единое, вот этот рельеф. Где? Сегодня нет такой площадки. Это государственные органы, которые имеют свои собственные векторы, свои собственные цели, задачи, они видят какую-то политику развития высшей школы. И где им говорить об этом, где получать комментарии к этим векторам, потому что каждый вектор имеет свои нюансы для разных людей.
Елена Ляпунцова:
Мы совершенно правильно расставили реперные точки, цели и задачи, цена и ценность этой информации, знаний, коммуникации, масштабирования. Вы сказали про анонс будущего, потому что иногда есть пострелизы, это уже постфактум, но будет именно анонс, когда сам специалист, преподаватель может отреагировать. Потом факт свершения и послевкусие, как инсайт, который даст возможность еще раз пересмотреть, потому что разного же типа мероприятия. И я бы хотела подчеркнуть, что не просто анонсирование, а вдумчивое анонсирование, мы же преподаватели, у нас научная деятельность, ее никто не отменял. Хотелось бы прокомментировать этот факт. Лидер мнения у нас уже давно есть в передаче, школу «Интеллектуальный капитал» мы развиваем благодаря нашим партнерам, большое спасибо площадке Мediametrics. В чем отличие, и будет ли эта научность?
Евгений Лисиченко:
Сам факт анонса говорит о том, что мы все направлены в будущее, а не в прошлое, новости – это все-таки прошлое. У нас очень важная штука – это осмысление, то есть когда мы пытаемся осмыслить то, что мы делаем, понять, это критичная оценка новостей, которые произошли, будущее сложно критично или позитивно оценивать, но корректировать всегда можно, а оценка всего этого очень важна.
Елена Ляпунцова:
А самое главное, можно знать, можно уметь это все делать, но надо уметь преподнести более простым языком. Мы все преподаватели высшей школы, Вы тоже преподаватель с большим стажем, у Вас уникальная площадка, уникальный опыт, мы тоже учимся у Вас. Мы сегодня говорили с нашей гостьей о том, какими мы можем поделиться методиками, методами, кейсами.
Юлия Белозерова:
Мы говорим в общем что такое «Образование.Пресс», мы понимаем, что там будет информация о сфере образования, науке, но чем эта информация будет отличаться от той, которая уже есть в ленте новостей Яндекса, ТАСС, других информационных агентств?
Евгений Лисиченко:
Принципиально отличается. Во-первых, новость – это чистое событие, очень жесткое событие, но к нему могут быть комментарии, и отрефлексированное событие – это совершенно другой уровень, это возможность участия каждого преподавателя, и это профессиональная площадка.
То, что касается науки, мы открыты проводить самые разные и технологические, и социальные эксперименты в области того, как развивать науку, как ее двигать – пожалуйста, на нашей площадке в той мере, в какой это вообще возможно, потому что мы готовы объединить на ней все вузы, преподавателей. Вуз – это очень хорошая штука как структура, но он же состоит из преподавателей.
Елена Ляпунцова:
Мы говорим об академической мобильности, академическом лидерстве, это совокупность лидеров.
Евгений Лисиченко:
У нас есть отдельный сопутствующий проект внутри проекта «Образование.Пресс» относительно лидерства, когда мы обращаемся к сторонним СМИ. У всех СМИ есть потребность в квалифицированной оценке, где взять эксперта? Реальное сообщество экспертов – это преподаватели, кто знает лучше того, кто учит?
Юлия Белозерова:
В свое время, когда реализовывался ряд государственных контрактов, грантов, чаще всего в условиях организации мероприятий стоит освещение в СМИ. Информационное агентство относится к категории СМИ?
Евгений Лисиченко:
Безусловно.
Юлия Белозерова:
Можно ли сказать, что если бы я разместила информацию о своем мероприятии, о том, как оно прошло на площадке «Образование.Пресс», то условие госконтракта было бы выполнено?
Евгений Лисиченко:
Конечно, у нас лицензия в Роскомнадзоре. Тут должен быть сопутствующий проект, пункт с учебником, кейсами, практическими ситуациями.
Юлия Белозерова:
Сейчас регулярно выстраивается рейтинг вузов по медийности, можно сказать, что площадка «Образование.Пресс» поможет вузам поднять свое значение в этом рейтинге?
Евгений Лисиченко:
Безусловно, у нас есть методологии, которые мы пытаемся оттестировать, и мы считаем, что 20 августа будем абсолютно готовы, когда мы даем возможность при качественной медийной активности повышать все параметры, не только медийную активность – галочка: у меня столько постов вышло, у меня столько статей вышло, но и оценивать их. И мы в этой ситуации продумываем нашу модель рейтинга. Если у вас есть событие, потому что сделал фото – и ты там был, это одно, а когда у вас есть событие, то мы это будем оценивать.
Елена Ляпунцова:
Это повод самой персоне задуматься, кто ты есть на самом деле, каков статус с точки зрения СМИ, с точки зрения лидерства в профессии, цитируемости и т.д.
Евгений Лисиченко:
Сейчас очень часто речь идет о бренде преподавателя, пиаре преподавателя, составной части, чем эти преподаватели отличаются друг от друга. Это та площадка, на которой мы сможем дать возможность людям выстроить себя, выстроить свой собственный имидж, свою собственную экспертность, свою собственную ценность за пределами учебного заведения, во всем федеральном пространстве.
Елена Ляпунцова:
То есть у нас будет личностный рост и, допустим, цель в профессии.
Юлия Белозерова:
Мы говорим о формировании экспертного статуса, то есть эта площадка может быть полезна как для вуза, мероприятий некоего института или проекта, так и для персоны профессионального сообщества, потому что это способ повысить свой экспертный статус.
Елена Ляпунцова:
И заявить о себе, чтобы подобные тебе были в доступе, может быть, даже будет проектная деятельность, как у нас получилось на семинаре. У нас как минимум три рабочие группы, которые собирались из разных регионов благодаря технологиям, которые существуют.
Юлия Белозерова:
Евгений Артемьевич, в вашу программу стажировок для будущих журналистов, для медийных лиц на это лето уже набираете?
Евгений Лисиченко:
Набираем, мы открыты.
Юлия Белозерова:
Кто вам нужен и что вы предлагаете?
Евгений Лисиченко:
Редакторы, продюсеры, журналисты, которые могут оценивать, корректоры, то есть те люди, которые могут работать с новостью. Это стажировка, практическая. В данный момент времени это совершенно уникальный опыт, потому что люди могут получить опыт входа информационного агентства в рынок, когда мы захватываем свою собственную нишу, такой опыт очень редко бывает, потому что в большинстве случаев вы приходите уже в работающую устоявшуюся структуру.
Елена Ляпунцова:
Это как первая ступень для портфолио, и для журналистики важно не только направление, но и глубина, получается конвергентная наука. Порой читаешь некоторых журналистов, и есть какие-то нюансы, когда человек совсем не понимает даже словосочетания в силу того, что эта предметная область для него недостаточно глубока, наверное, должен быть еще эксперт, когда пишут статью.
Евгений Лисиченко:
Возможность публиковаться в социальных сетях всем снизила средний уровень качества публикаций, все могут говорить. У журналиста, эксперта, преподавателя нет столько времени, сколько у неучей, и неучи часто забивают эфир, их физически больше. Мы очень ценим, что у нас неуч не пройдет.
Юлия Белозерова:
Вернемся к программе приглашения на практику и стажировку на лето. Я так понимаю, что вы студентов вузов приглашаете, а студенты колледжей вам подходят?
Евгений Лисиченко:
Да, подходят.
Юлия Белозерова:
Что получит студент в результате, кроме знаний и навыков?
Евгений Лисиченко:
Знания и опыт – это очень хорошо, мы открыты к двум формам юридического сотрудничества. С одной стороны, мы открыты к подписанию договора о стажировке с учебным заведением, это важная для студентов история, а второе, чем мы отличаемся от всех остальных, мы готовы заключить с ними трудовой срочный договор на то, что ты реально работаешь, у тебя есть реальные должностные обязанности, у тебя получается четкое резюме, старт в профессии.
Елена Ляпунцова:
Очень важный момент, потому что сейчас бакалавры, магистры говорят о том, что при собеседовании спрашивают: «Сколько у вас опыт работы? – Но я только первый год в магистратуре». Понятно, что сейчас практически все магистранты работают, в моей практике последние годы такого нет, что коллеги, почему обучение идет во второй половине дня, совершенно ночью? Мы понимаем, что магистратура – это серьезная вещь, когда совмещают, но это правильно, в магистратуру идут осознанно, человек повышает свой уровень. Но самое главное, есть такой запрос и есть такая беда в том плане, что работодатель говорит: «А опыт работы каков?»
Евгений Лисиченко:
Человеку очень важно понять, кто он в профессии. Мы готовы поддерживать, позвоните нам, «ИТРОН», Ообразование. Пресс.
Елена Ляпунцова:
У нас есть учебники, и они дополнены реальностью, это научная составляющая, с искусственным интеллектом, новый метод. Я очень хотела бы, чтобы Вы анонсировали Вашу идею, ноу-хау, в которое Вы сейчас очень серьезно погружены, и Юлия Михайловна тоже как исследователь.
Юлия Белозерова:
В рамках семинара был представлен инновационный метод, который еще только проходит апробацию, и мы надеемся, что эта апробация будет достаточно широкая, значимая. И в рамках обучения преподавателей в Лиге регулярно проходят курсы повышения квалификации, мы создаем эти программы, и получается, что преподаватели учат преподавателей именно тому, что действительно нужно и актуально сейчас. В этом году мы решили провести курс по работе в информационном пространстве, потому что очень много вызовов появилось, много возможностей, много ограничений, и мы рассматриваем и методические, и организационные, и психологические аспекты, и технические в том числе.
Также у нас выйдет третий учебник в виде практикума, сборника кейсов по ситуациям в педагогической практике. Но мы хотим сделать этот сборник в двух ипостасях. С одной стороны, традиционное печатное издание, с другой стороны, это будет электронная версия, мультиформатный подход. Для реализации этого метода, мы его назвали Равтор, это сокращение от распределенное авторство. И как Евгений Артемьевич сказал, часто читаешь статью, а раскрывается вопрос именно в комментариях, но при условии, что это комментарии компетентных лиц. И так как мы занимаемся повышением квалификации уже состоявшихся специалистов, в том числе исследователей, методологов, комментировать они умеют и обладают таким багажом знаний, что любого учителя научат не хуже, поэтому учить учителей очень сложно.
Мы решили внедрить такую методику распределенного авторство, когда есть проблемная ситуация, и сами же слушатели курса будут предлагать варианты решения, используя традиционные методики мессенджеров Тelegram, например, сети VK, будет возможность давать варианты решения, комментировать эти варианты решения. Настройки сетей позволят выстраивать рейтинг активности и оценивать таким образом слушателя, то есть это немножечко комбинированный подход, ничего, может быть, взрывного, революционного в этом нет, но эта комбинация еще не встречалась.
Елена Ляпунцова:
Все гениальное просто, и когда какие-то решения приходят, многие говорят: «Почему я до этого не додумался?» Именно сейчас это решение пришло, и здесь очень важно сказать о том, что закладывается новый поисковой алгоритм, семиотики, по искусственному интеллекту, смысловым знакам, это уже научность, которую мы тоже будем освещать. А теперь расскажите о технологии.
Евгений Лисиченко:
Учебник, при всем моем уважении к печатному листу, плоский, двухмерный. Обучение очень часто линейное, от преподавателя к ученику, мы создаем в данном случае пространственную систему, на 360 градусов. Мы думали, как добавить пространственные векторы, которые дают возможность улучшить взгляд на вещи, накапливать интеллектуальный капитал всех участников образовательного процесса.
Елена Ляпунцова:
Мы делали лекцию про мета-вселенную, рассказывали, что там есть 1 процент невидимого, который мы дополняем.
Евгений Лисиченко:
В бумажную версию, потому что хотим мы этого или не хотим, от традиций не надо уходить, их надо развивать, мы добавляем QR-коды, которые дают возможность перейти от бумаги к дополненной реальности при каких-то обстоятельствах, медиаактивности при других обстоятельствах, в зависимости от контекста, то есть мы расширяем пространство листа до самых разных форм. Книга технически не может устареть, она всегда будет в развитии. От того, что вы приобрели, от пера до цифровой ручки будет все. Это первое технологическое новшество, потому что расширение бумаги до виртуальности.
Елена Ляпунцова:
Но некоторые скажут, что это не новое, уже все есть.
Евгений Лисиченко:
Неправда, в этом отношении у нас с Юлией Михайловной бесконечные споры, она говорит, что не может быть, чтобы такого никто не придумал. Я говорю – найди. Нет такого. Надо совершенно точно и четко это проговорить: мы это делаем первые, я не буду скромничать.
Елена Ляпунцова:
Почему мы дружим, почему мы сотрудничаем, потому что и единомышленники, и друг друга дополняем, у каждого есть свои грани, и после наших мозговых штурмов, после наших диалогов окрыленность и желание трудиться, жить, желание творчества, и очень важен креатив, креативная индустрия, конечно, мы будем дальше продолжать. Возможно, у слушателей будут какие-то комментарии, специалистов, интересантов, экспертов, экспертность может быть у любой персоны в разных областях, человек может быть экспертом в спорте, хотя занимается разработками серьезных девайсов.
Юлия Белозерова:
Я надеюсь, что к концу 2022 года мы сможем представить нашим слушателям результаты такой масштабной апробации данного метода Равтор, и мы же интеллектуальный капитал приумножаем, наши слушатели нам еще подскажут, каким образом улучшить этот метод и как его сделать совершенно универсальным, потому что мы видим в плане развития не только применение его в обучающей сфере, но и в корпоративной сфере для разработки управленческих решений, в создании интеллектуального продукта с распределенным авторством. Благодарим наших зрители, и сегодня с вами были Елена Вячеславовна Ляпунцова, Евгений Артемьевич Лисиченко и Юлия Белозерова в программе «Интеллектуальный капитал» на радио Мediametrics. До новых встреч.