{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Марина Чараева д.э.н., доцент, профессор кафедры теории и технологий в менеджменте Южного федерального университета, победитель конкурса «Золотые Имена Высшей Школы» 27 апреля 2022г.
Финансы магистратуры
Говорим о современном состоянии и задачах программ магистратуры России на примере обучения магистров в сфере финансов. Зачем учиться на магистерских программах? Какие итоги перехода на двухуровневое высшее образование можно подвести? Понимают ли бакалавры, зачем им учиться еще два года? Какие цели стоят перед руководителем магистерской программы? Являются ли программы магистратуры Какие преподаватели приглашаются для работы на магистратуре? Имеет ли ценность диплом магистра в глазах работодателей?

Юлия Белозерова:

Добрый день, начинаем очередную программу из цикла «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, которая проходит в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Этот проект достаточно важный, серьезный, одна из целей этого проекта не только проведение конкурса, но и обмен опытом между победителями конкурса, налаживание межвузовского, межрегионального сотрудничества. Сегодня с вами в студии я, Юлия Белозерова, заместитель руководителя этого проекта, а также лидер Лиги преподавателей высшей школы, доктор технических наук, профессор Елена Вячеславовна Ляпунцова.

Елена Ляпунцова:

Я хочу представить мою соведущую, модератора и продюсера, потому что Юлия Михайловна является заведующей кафедрой продюсерского мастерства, и все, что связано с этой передачей, большая роль Юлии Михайловны. Сегодня для меня волнительная встреча, Юлия Михайловна, представьте нашу гостью, а я потом объясню, почему у меня такой трепет к этой гостье.

Юлия Белозерова:

Сегодня у нас в гостях Марина Викторовна Чараева, доктор экономических наук, профессор кафедры теории и технологий в менеджменте Южного федерального университета. Марина Викторовна победитель нашего конкурса «Золотые имена высшей школы». Сегодня мы говорим о магистратуре, об этом виде обучения, концептуальном подходе. Хотя уже прошло более 15 лет после внедрения данной формы обучения, тем не менее остается некой экзотикой, особенно для возрастных граждан нашей страны, не все до конца понимают, что такое магистратура. В чем ключевое отличие магистратуры от других уровней высшего образования?

Марина Чараева:

Я бы хотела поприветствовать вас с Юга России, из Южного федерального университета, огромное спасибо Елене Вячеславовне Ляпунцовой за тот серьезный труд, который Вы проводите в системе высшего образования, за то, что те проекты, которые реализуете, действительно важны, значимы, и мы это ощущаем, я лично, как приобщенная к Лиге преподавателей высшей школы, с большим удовольствием участвую в ваших проектах, потому что они на самом деле интересные и очень важны для системы высшего образования.

Я бы хотела начать с самого начала, откуда пришла магистратура в систему высшего образования Российской Федерации. В 2003 году мы присоединились к Болонской декларации, те исторические вехи, которые были на тот момент времени, определили новые уровни образования в системе высшего образования Российской Федерации. Таким образом мы перешли на двухуровневую систему высшего образования, когда у нас появился бакалавриат, новые на тот момент слова в системе образования, и магистратура. Магистратура – это вторая ступенька в системе высшего образования, и когда ребята уже получают определенные базовые знания по тому или иному направлению подготовки, они могут далее развивать свои профессиональные знания, умения и навыки уже в рамках магистерской подготовки.

Определяя, что такое магистратура, я бы сказала, это новый профессиональный уровень, это другой уровень, это уровень, на котором можно получить действительно профессиональные знания, умения и навыки, которые пригодятся в профессиональной жизни, в профессиональной деятельности.

Какой посыл был, когда формировалась уровневая система образования? Чтобы дипломы наших магистрантов, наших студентов были признаны за рубежом. Насколько это состоялось, тема достаточно дискуссионная в наших кругах, но тем не менее на сегодняшний день магистратура развивается, развивается успешно, и те успехи, тот задел, который уже на сегодняшний день имеет место быть, может являться хорошей основой и для последующих шагов в том направлении, в котором мы движемся на сегодняшний день.

Елена Ляпунцова:

Хочу открыть интригу по той причине, что мне очень важно, как развивается Южный федеральный университет, потому что это моя альма матер, я заканчивала Таганрогский радиотехнический институт, ныне это все в совокупности Южный федеральный университет, и мы то поколение, когда у нас было то, что сейчас называется специалитет, я инженер-системотехник. Я так полагаю, что это двухуровневая возможность, бакалавриат и магистратура, но не забывайте о том, что есть так называемые инженерные науки, которые имеют место быть.

Марина Чараева:

Специалитет по некоторым направлениям подготовки сохранился, я как экономист буду говорить про экономику, и у нас есть специалитет по экономической безопасности.

Елена Ляпунцова:

Есть новые формы, хотя уже двадцатилетний опыт, в 2003 году мы начинали, для всех преподавателей был небольшой когнитивный диссонанс, каким образом это сделать, как привлечь. Но на самом деле остаются инженерные науки, и это сейчас наукоемкие вещи, все, что связано с технологиями, IT и так далее, но существуют эти две формы, и очень важно подчеркнуть значимость этого направления и какие успехи, расскажите, у нас даже передача называется «Финансы магистратуры».

Марина Чараева:

Когда на федеральном уровне была принята программа повышения финансовой грамотности населения, мы не могли не отреагировать, и та магистерская подготовка, финансовая прежде всего, и в частности на нашей кафедре успешно реализуется магистерская программа управления финансами под моим непосредственным руководством, и в рамках данной программы мы стараемся не только нивелировать какие-то погрешности в части финансовой грамотности, но и дать профессиональные умение нашим магистрантам, которые пригодятся в их финансовой деятельности.

Я всегда говорю абитуриентам, что эффективное управление финансами – это уверенность в своем будущем. Финансы пронизывают абсолютно все наши уровни жизни, это и государственный, и корпоративный, и личные финансы. Если мы будем успешны и эффективны в этом направлении, мне кажется, что все остальное удастся, потому что какая бы грандиозная идея перед нами не стояла, какой бы замечательный проект не лежал перед нашими глазами, в случае если мы не найдем финансирование, он просто не будет реализован. Поэтому действительно важно научить людей грамотно управлять и личными финансами, и на корпоративном уровне важно управлять финансами эффективно. Корпоративные финансы – это первичное звено финансовой системы и уровень, на котором создаются доходы и от которого зависит вся социальная обеспеченность. Развитие финансового образования – это та приоритетная сфера, которая на сегодняшний день есть.

Елена Ляпунцова:

Особенно сейчас, когда нет ничего устойчивого, постоянно динамически развивается, адаптация должна быть, и надо понимать, что бывают такие моменты, что вроде бы ты договорился с финансированием, а, к сожалению, приходится и финансовые показатели, KPI пересчитывать, чтобы этот проект жил. Это как сейчас использование IT во всем, как компьютерная грамотность, как финансовая грамотность, это уже набор человека, must be, базис, то, что должно быть, делай, обучаясь. Можно говорить очень много, но когда ты только начинаешь хотя бы минимальный проект, даже на уровне магистерских работ, магистранты понимают, какой это огромный пласт, и финансовая составляющая – это 70% успеха, все остальное коммуникация, команда и так далее. Не будет финансирования – не будет жить проект.

Юлия Белозерова:

Каждый из нас заходит в аудиторию, и аудитории разные, группы бывают и магистерские, и бакалаврские. Есть разница в контингенте, в чем эта разница, кто идет учиться на магистратуру?

Марина Чараева:

В магистратуру идут учиться уже более взрослые люди, это люди, которые окончили бакалавриат, которые окончили даже когда-то специалитет, это практики, у нас руководители высшего, среднего звена есть на магистерских программах, то есть это люди, которые идут осознанно за теми компетенциями, которых им, может быть, не хватает, либо идут в том случае, если хотят пройти серьезное обучение по другому направлению, потому что на сегодняшний день есть такая возможность. Например, окончив бакалавриат по юриспруденции, вы можете поступить на экономику и пройти обучение по магистерским программам, связанным с финансами. Такие возможности существуют, и мне кажется, в дополнение к тем знаниям, которые получают студенты бакалавриата по техническим наукам, юридическим наукам, по другим, получить финансовые знания всегда хорошо, потому что финансирование очень важно. И в случае, если мы имеем дело с техническими проектами, если мы говорим о реализации идей, на мой взгляд, такая траектория важна и с точки зрения практики.

Что касается контингента, отличительный признак – это осознанность в принятии решения, пройти обучение по магистерской программе, и базовые критерии у них уже существуют, то есть какие знания мне нужны, что я хочу нового для себя узнать.

Елена Ляпунцова:

То есть работаем сначала с мышлением, для чего. Я своим магистрантам говорю, вы даже когда начинаете думать о теме магистерской работы, давайте сделаем таким образом – у вас есть 2 года, и вы за эти 2 года можете не только подпитаться знаниями, но и выстроить траекторию личного роста, где вы хотите работать, какое портфолио, где вы хотите выступить, какая у вас должна быть статья, какая тема должна быть анонсирована за 2 года, для того чтобы потом найти себя на рынке труда. Я сейчас пришла к выводу, что это очень важно, понимание – зачем ты тратишь время в магистратуре, вот это самый большой вопрос.

Юлия Белозерова:

В основном работающие люди учатся на магистратуре или если очная магистратура, то полностью нужно посвятить себя обучению?

Марина Чараева:

В основном работающие, это уже практики, люди, которые приходят в нашем случае из бизнеса, из государственных структур, и мы стараемся подстроить наше расписание под их график работы, чтобы всем было комфортно, удобно, чтобы была возможность получить те знания, на которые они рассчитываю. Поэтому обучение, в частности в Южном федеральном университете на факультете управления, где реализуются магистерские программы по направлению менеджмент, у нас проходит в вечернее время, с пяти вечера начинаются занятия, до десяти вечера они проходят, это может быть непросто для обучающихся, потому что мало того, что человек работал весь день, и потом еще вечером нужно вникать, включаться в тот информационный поток, который идет. Тем не менее занятия проходят настолько интересно, что обучающиеся отлично реагируют и прекрасно в аудитории себя ощущают. Стараемся подстроиться под расписание наших магистрантов, выстроить расписание занятий в соответствии с их пожеланиями. Занятия у нас проходят 3 раза в неделю в вечернее время, либо ставим на субботу.

Юлия Белозерова:

Елена Вячеславовна, у Вас какие ощущения, слушатели программы магистратуры более требовательны к преподавателю?

Елена Ляпунцова:

Сейчас и бакалавриат более требовательный, потому что все понимают, и очень большой мир раскрыт, можно почерпнуть любую информацию из открытых источников, но правильно Марина Викторовна сказала, что самое главное замотивировать, чтобы пришли. Очень важный момент – контакт, коммуникационная площадка, нетворкинг, какое-то общее дело, возможность выстроить магистратуру так, чтобы это была встреча с работодателем, встречи с серьезными экспертами, и только тогда это можно сделать в совокупности. Но бывают иногда такие магистранты, у которых уже можно учиться, и в 5 веке до новой эры философы говорили: создай себе ученика, для того чтобы потом у него учиться. И я считаю, что иногда даже послушать тех магистрантов, которые приходят с определенным сетом знаний, можно было бы и их привлечь, и это дает мотивационную площадку, в дальнейшем те же самые магистранты, которые выходят из наших стен, потом приходят и говорят: «А можно мне тоже выступить?» Это такой круговорот воды в природе. Но главное и самому преподавателю нужно учиться, чтобы быть интересным магистрантам. Лига преподавателей высшей школы как раз ставит себе задачу как концепцию, как миссию – повышение качества образования и престиж той профессии, которую мы несем как преподаватели. Мы понимаем, что у нас пожизненное обучение, мы студенты всю жизнь.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Южный федеральный округ, в частности Южный федеральный университет и площадку, которая с Лигой с первых дней нашей мысли, только идеи, которую мы подали, и благодарю Марину Александрову Боровскую, Инну Константиновну Шевченко, ректора и президента университета, которые поняли, услышали нас и увидели, спасибо большое нашим золотым именам, которые нас продвигают, это наши стейкхолдеры, интеллектуальный капитал. Сейчас мы говорим с Мариной Викторовной Чараевой, золотым именем высшей школы.

Юлия Белозерова:

Я не один раз слышала от руководителей программ, в том числе магистерских о том, что необходимо говорить о высшем образовании априори как о шестилетнем, то есть набирая бакалавров, мы должны ориентировать их на то, что на четвертом году их обучения этот путь не заканчивается, что магистратура должна позиционироваться как обязательный компонент высшего образования. Как Вы к этому относитесь?

Марина Чараева:

Мы так и выстраиваем образовательную траекторию наших бакалавров. У нас бакалавриат по направлению менеджмент реализуется нашей кафедрой на нашем факультете управления, и разговаривая с ребятами, мы даем ориентир на то, чтобы они поступали в магистратуру, чтобы они не останавливались на достигнутом, потому что бакалавриат – это базовая система знаний, это та база, та основа, от которой можно оттолкнуться, чтобы получить уже узкопрофессиональные знания, то есть обучаясь по направлению менеджмент, далее ребята могут выбрать тот или иной раздел менеджмента, в котором они станут действительно профессионалами. И чтобы стать профессионалами, нужно пройти обучение в магистратуре и понимать уже конкретно, какую дальнейшую профессиональную траекторию выбираем и в каком направлении будем двигаться, на каких предприятиях работать, в каких государственных структурах, от этого и зависит выбор магистерской программы.

Понимая что такое менеджмент, а за 4 года ребята уже понимают, что такое менеджмент, понимают основы, разделы менеджмента, и мы в бакалавриате даем основные реперные точки, которые цепляют, и одни ориентируются на финансовый менеджмент, другие на маркетинг, третьи на предпринимательство, то есть все эти базовые дисциплины даются в бакалавриате. Но далее в магистратуре мы уже развиваем эти профессиональные компетенции, доводим их до совершенства, чтобы придя на предприятие, не было такого, как раньше говорили: «Придешь на работу, мы тебя всему научим». Нет, сейчас нужно по-другому выстраивать отношения, и придя в организацию, ни у кого не будет времени вас обучать, нужен сразу готовый специалист, и такого готового специалиста можно получить в результате обучения в магистратуре. В этом и состоит основная ценность магистерских программ, что мы за 2 года должны привить те профессиональные знания и умения, которые могут быть и должны быть использованы в профессиональной деятельности, без того, чтобы проходить дополнительные курсы повышения квалификации, обучение. Из магистратуры выходит уже готовый специалист, который может работать по тому или иному направлению своей профессиональной деятельности.

Елена Ляпунцова:

Я услышала слово предпринимательство, и я Вам признательна, что Вы автор большого форума, все, что связано с бизнес-форумом, который проходит в этом году, Лига преподавателей высшей школы является информационным партнером, для нас это очень трепетно, очень волнительно, потому что есть предпринимательское мышление и академическое образование, и очень важно понимать место в таком предприимчивом мире, это и индивидуальные предприниматели, это самозанятые, наши лекторы, эксперты, которые могут себя найти с точки зрения посыла о том, кто ты на самом деле, чем ты можешь поделиться, как ты можешь себя монетизировать, это же очень важно. И мы даже ломаем стереотипы у преподавателей высшей школы о том, что мир большой, выйди из границ, расширь их.

Марина Чараева:

Мы очень рады, что Лига всегда нас поддерживает, и в тех мероприятиях, которые запланированы в Южном федеральном университете на 19, 20 мая.

Елена Ляпунцова:

Мы обязательно будем участвовать, коллеги, преподаватели высшей школы, партнеры, работодатели, бизнесмены, предприниматели, будущие наши молодые коллеги, я всегда говорю, что нам нужно обязательно участвовать на всех площадках по тематике этого развития. Ты выходишь из зоны комфорта, но потом понимаешь, что ты сделал какую-то определенную прививку и становишься лучшей версией самого себя.

Юлия Белозерова:

А я напомню, что в эфире программа из цикла «Интеллектуальный капитал», которая выходит по инициативе Лиги преподавателей высшей школы в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов. И следующий вопрос очень интимный, потому что нет ничего интимнее, кроме финансов. Марина Викторовна, рассказывайте, каким образом проходят наборы, что с бюджетными местами, что с коммерческим набором, насколько это легко или сложно, как справляетесь?

Марина Чараева:

Если говорить про этот год набора, в этом году конкретно наша кафедра теории и технологий в менеджменте в Южном федеральном университете осуществляет набор по 2 магистерским программам: это магистерская программа управления финансами, очная форма обучения, у нас предусмотрено 14 бюджетных мест, 6 коммерческих, безусловно, коммерческих студентов можем набирать и больше, и вторая магистерская программа буквально в этом году открыта, профессор нашей кафедры Лысоченко Алла Алексеевна руководитель данной программы, программа «Логистика», очная и заочная форма обучения, по ней 8 бюджетных мест и 7 коммерческих мест.

Я руковожу магистерскими программами с 2012 года, поэтому определенный опыт в этой сфере уже имею. Исходя из моего опыта, последние годы у нас идут очень смешанные наборы, помимо студентов российских у нас очень много китайских студентов, большой интерес со стороны индийских абитуриентов, группы получаются довольно смешанные. Что касается коммерческого набора, то на коммерцию у нас идут иностранцы, то есть если наши абитуриенты ориентируются больше на бюджетные места, то иностранцы ориентируются на коммерцию, собственно, коммерция только для них и открыта. И все коммерческие места по магистерским программам заняты в основном иностранцами.

Учитывая мой опыт с 2012 года, раньше коммерческие места в основном были за нашими абитуриентами, за российскими, сейчас немножечко перекос происходит. Но это на самом деле и неплохо, когда происходит обмен опытом, обмен знаниями, мы слышим наших иностранных студентов, слышим что-то новое, интересные доклады, обсуждения, дискуссии, поэтому это на самом деле хорошо, когда мы можем таким образом взаимодействовать.

Елена Ляпунцова:

У меня на одной магистерской программе на площадке МИСиС, я там приглашенный преподаватель, и у меня сейчас 22 магистерские работы, ВКР, выпускные, из них Йемен, Пакистан, Сирия, Испания, Бангладеш, Таджикистан и так далее. Настолько важна эта коммуникация, этот культурный код, мы, как преподаватели, несем свое, и мне лично так приятно, когда говорят на нашем русском языке. Понятно, что язык коммуникации у нас общепризнанный, мировой, но тем не менее я вижу очень трепетный подход и трепетное отношение у иностранных магистров к нашей стране, к нашим знаниям, и даже есть у меня магистрант, он сам из Бангладеша, работает в Испании, но учится в России. А еще один случай – из Таджикистана, и мы с ним на прекрасном международном языке общались, а потом когда я увидела, что он из Таджикистана, спросила: «А вы знаете русский язык?», – он на чистом русском языке сказал: «Я с огромным удовольствием буду с вами общаться на русском». Все-таки образование – это мягкая сила, и мы готовы показывать всем нашим иностранным магистрантам, студентам, преподавателям этот экспорт образования, очень важно нести то добро, которое существует в нашей России, ту душу, которую мы вкладываем, и профессионализм.

И второй момент, у вас кафедра технологий в менеджменте, искусственный интеллект и нейросети – есть ли у вас эта дисциплина в управлении менеджмента? Мы сейчас составляем интересную программу благодаря  определенному проекту, мы его сейчас не очень можем анонсировать, пока  только договорная стадия, но мне интересно, готовы ли Вы войти в такой межвузовский кластер по магистрантам?

Марина Чараева:

Мы открыты к диалогу, мы готовы сотрудничать, и на сегодняшний день у нас тоже находится в процессе, пока не буду анонсировать, но у нас уже есть коллаборация между серьезным московским экономическим вузом и томским технологическим вузом. Такая коллаборация дает интересные научные результаты, особенно когда мы говорим о темах, связанных с финансовым стимулированием разработки новых технологий, материалов и прочего. На мой взгляд, мы нужны друг другу, несмотря на то, что вроде как пропасть между экономистами и теми, кто занимается техническими науками, но мне кажется, что мы должны взаимодействовать, и даже то пресловутое технико-экономическое обоснование проекта, новой идеи, задачи с точки зрения экономического обоснования, грамотно, если это будут выполнять экономисты. И в этом смысле такие коллаборации важны и нужны, и наша кафедра открыта к диалогу, к новым проектам.

Елена Ляпунцова:

Коллеги, вы видите, как у нас в эфире начинается технико-экономико-продюсерская задача взаимоотношений, потому что всегда мы говорим о том, что что-то должно быть в итоге: встреча, послевкусие, инсайт, и уже у нас есть план, стратегия развития дальнейших взаимоотношений, это очень здорово.

Юлия Белозерова:

В свете того, что мы сейчас обсуждали, что приходят люди с разным образованием первоначально, люди уже с опытом работы в разных отраслях, люди, которые хотят приобрести новую компетенцию, часть группы иностранцы, откройте секрет, потому что я заведующая кафедрой продюсерского мастерства, продюсеры учатся по программе специалитета, у нас нет магистратуры, у нас все творческие специальности в специалитете. У меня есть опыт руководства магистерской программой в далеком 2010-2012 году. Может быть, с тех пор что-то изменилось, но я, понимая задачу руководителя программы, прихожу в ужас от понимания, что за 2 года нужно финансам обучить людей, которые с финансами не имели отношения, абсолютно девственны некоторые из них в этом направлении, подготовились к вступительным экзаменам в каком-то объеме, и часть из них вообще иностранцы, как это все можно за 2 года привести в чувства и наделить разумом?

Марина Чараева:

Здесь определяющим фактором, определяющей основой является преподаватель, поэтому кадры решают все, и кадры, которые у нас работают на магистерских программах, это профессионалы высокого уровня, не только из нашего вузовского сообщества преподаватели, профессора, доценты, но мы активно привлекаем и работодателей. Раньше по государственному стандарту был такой критерий, что не менее 10% мы должны привлекать работодателей, сейчас эта планка несколько снижена, и по последнему государственному стандарту 3++ стоит планка 5%, тем не менее, когда мы формируем учебные планы, то все-таки ориентируемся на то, чтобы сохранять более 15% привлеченных работодателей, причем это не просто работодатели, а менеджеры высшего звена, которые очень хорошо знают свое дело, умеют общаться с аудиторией и понимают, как донести практикоориентированную информацию даже до тех людей, которые раньше никакого отношения к той предметной области, которой они коснулись сейчас, не имели.

Все зависит от профессионализма кадрового состава, и такой профессионализм мы стараемся обеспечить, стараемся привлекать людей, которые умеют работать с аудиторией, не просто хорошо знают свое дело, здесь важно еще уметь донести материал, и умение донести материал является определяющим. Мы стараемся подбирать таких профессоров, доцентов, работников практического звена, которые умеют работать с аудиторией и умеют наладить контакт и доходчиво донести ту важную, сложную финансовую информацию, которая заложена в программы обучения.

Елена Ляпунцова:

Именно поэтому мы сейчас находимся на передаче, цикл передач уже идет 3 года, а так уже 5 лет, это серьезный лекторий, «Интеллектуальный капитал», мы говорим с самыми лучшими представителями высшего образования, теми, которые не побоялись зафиксировать свои KPI, подать заявку, стать лучшими из лучших, и самое главное – найти в себе желание дальше не только победить, но и быть постоянно с нами во взаимоотношениях. Марина Викторовна, спасибо Вам огромное за этот труд, за открытость с нами, потому что Лига – это сообщество профессионалов, и мы все совершенно разные, но нас объединяет одно – это наша профессия, мы очень хотим, чтобы мы были интересными преподавателями, для того чтобы составлять актуальные программы и быть интересными самим себе, коллегам и молодому поколению. Это не пафос, это действительно наша задача – быть профессионалами в своем профессиональном сообществе.

Марина Чараева:

Профессиональный подход важен везде и всегда, в образовании это особенно важно, потому что то, что мы получаем на выходе, те знания, которые наши студенты несут в жизнь, это тот уровень экономики, который и будет в итоге.

Юлия Белозерова:

В финале несколько слов о том, чем более ценен на рынке станет выпускник программы магистратуры по сравнению с тем, у кого нет диплома магистра с точки зрения работодателя?

Марина Чараева:

Каждый работодатель оценивает прежде всего профессиональные знания и умения, но мы прекрасно понимаем, что выпускник бакалавриата не сможет занимать лидирующие позиции, не сможет занимать руководящие посты в той или иной компании, и только получив диплом магистра, имея степень магистра, уже можно двигаться дальше. Я еще раз акцентирую внимание, не говоря уже о тех профессиональных знаниях, умениях и навыках, которые наши магистранты имеют в своем багаже. Выпускник магистратуры на шаг впереди выпускника бакалавриата, и останавливаться на бакалаврском образовании неправильно, нужно идти дальше, нужно обучаться в магистратуре, продолжать повышать свою профессиональную компетентность, повышать свою грамотность, и только таким образом мы можем чего-то добиться, сможем развиваться и стратегически себя позиционировать на рынке труда.

Елена Ляпунцова:

Правильно я понимаю, что мы в магистратуре создаем лидеров экономики, управленцев, тех людей, которые потом, может быть, найдут себя в другом, но у них будет шире понимание, кругозор того мира, в котором они живут? И обратите внимание, иногда же бывает, что говорят: «Я никогда не выйду в аудиторию», – а через некоторое время те же самые айтишники, магистранты, бакалавриаты говорят: «А я хочу выйти, у меня есть чем поделиться», – и приходят в аудитории. Это лидерские качества, которые мы прививаем в магистратуре, и умение найти себя в жизни.

Марина Викторовна, спасибо Вам огромное, низкий поклон моей родине, Ростовской области, моему родному Таганрогу, я всегда говорю о малой родине с трепетом, и будем надеяться встретиться. Мы сегодня говорили на очень интересную тему, мы не затронули ничего по поводу внешнего турбулентного мира, а говорили об упаковке и о том, как правильно выстраивать магистерскую программу, почему нужно идти в магистратуру. И она очень актуальна именно сегодня, есть разные мнения – вернуться обратно или остаться, или сделать синергический процесс, это будет дискуссия другой передачи, а сегодня мы говорили о финансах магистратуры. Финансы – это очень важно для всех, и в семейном, и в личном, и в профессиональном.

Марина Чараева:

Спасибо большое Лиге преподавателей высшей школы за то, что даете возможность выступить, пообщаться с интересными людьми, большое спасибо за вашу работу, которую вы ведете, и ждем вас на нашем форуме 20 мая.

Юлия Белозерова:

Это была программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, которая проходит в рамках проекта «Золотые имена высшей школы», до новых встреч.

Елена Ляпунцова:

Всем удачи, мира, света и добра.