Елена Окунькова:
Здравствуйте, уважаемые наши зрители, уважаемые слушатели, в эфире радио Мediametrics, я Елена Окунькова, руководитель московского отделения Лиги преподавателей высшей школы, и наша программа «Интеллектуальный капитал», где мы встречаемся с коллегами, обсуждаем насущные темы, которые связаны не только с высшим образованием, но и касаются нас всех. И я рада приветствовать в студии наших гостей, это Дмитрий Вадимович Завьялов – заведующий кафедрой предпринимательства и логистики Российского экономического университета имени Плеханова Высшей школы экономики и бизнеса, Ирина Владимировна Шарова – руководитель образовательных программ по предпринимательству и логистике, победитель конкурса «Золотые имена высшей школы», который проводит Лига преподавателей высшей школы, и к нам сегодня будет подключаться наша коллега Ольга Анатольевна Серебрянникова – начальник отделения деканата факультета бизнеса «Капитаны», которая расскажет нам сегодня об очень важных, интересных образовательных программах, потому что тема нашего эфира сегодня касается обучения, воспитания, подготовки будущего предпринимателя, настоящего бизнесмена.
Первый вопрос Дмитрию Вадимовичу. Бизнес, предпринимательство, все эти термины не очень воспринимаются или разграничиваются в общедоступных беседах. Как специалисты рассматривают, это одно и то же, бизнес и предпринимательство, бизнесмен и предприниматель?
Дмитрий Завьялов:
Мы всегда говорим о том, что есть набор предпринимательских навыков, и необязательно же быть именно владельцем компании или топ-менеджером, мы говорим про то, что есть набор определенных навыков, это навыки поиска инноваций, поиска решения проблем, неординарных путей развития, которые необязательно должны вести к созданию собственного бизнеса, можно быть предпринимателем, работая при этом в какой-то крупной корпорации. И этот набор навыков должен нашим детям прививаться уже со школьной скамьи, для того чтобы ребята понимали, что я могу в будущем стать владельцем компании, создать свой стартап, открыть свое дело, но при этом те предпринимательские навыки, которые я получаю, могут мне помочь и просто в обычной жизни, в общении с моими друзьями, партнерами, в общении с коллегами по работе. Поэтому говорить о том, что есть какое-то жесткое определение, как в Гражданском кодексе определение предпринимательства, это юридический вопрос, мы говорим просто про набор полезных навыков, которые нужно и хорошо знать и уметь.
Елена Окунькова:
Ирина Владимировна, это действительно навыки или это тип характера, может быть, черты, которые должны обязательно присутствовать в человеке, если он решил заняться предпринимательской деятельностью?
Ирина Шарова:
Я хотела как раз с Дмитрием Вадимовичем по этому поводу подискутировать, потому что, безусловно, это набор каких-то навыков, но мне кажется, что предпринимателем в какой-то степени рождаются, даже мы, заходя в аудиторию, всегда можем понять, кто из студентов действительно обладает таким талантом, предпринимательской хваткой, которая еще и дается ему от рождения. Но никто не говорит о том, что это не нужно развивать и не нужны навыки, в том числе связанные с экономикой, научными знаниями, которые помогут ему в дальнейшем.
Елена Окунькова:
Ольга Анатольевна, факультет бизнеса «Капитан» проводит целый ряд образовательных программ для школьников, это «Предпринимательский класс в московской школе», с этого года работает этот огромный проект, и затем, я надеюсь, ребята, нацеленные на поступление на программы, связанные с предпринимательством, которые тоже у вас на факультете реализуются. Есть ли связь между этим школьным проектом, помогает ли это нацелить уже со школьной скамьи наших ребят на предпринимательскую деятельность, и что ж это такое, чему их будут учить на этих программах?
Ольга Серебрянникова:
Для того чтобы стать предпринимателем, нужно изначально понимать, на что ты способен, и наши проекты в школах в рамках «Предпринимательского класса» позволяют ребятам сделать определенный выбор и понять, готов ты к предпринимательской деятельности или нет. Плюс это просветительская работа, связанная с тем, чтобы понять, что такое предпринимательство, объяснить, чем ты будешь заниматься, какой это род деятельности, какие компетенции от тебя требуются, что нужно формировать и как выстраивать свою логику и профессиональную дальнейшую траекторию, насколько это ответственная позиция, насколько ты должен ориентироваться в окружающей деятельности.
Все наши программы ориентированы на то, чтобы ребята после школы выбрали для себя образовательную траекторию в вузе в тех программах, которые будут содействовать их инициативам, разработке проектов и возможному внедрению их стартапов, потому что к нам приходят ребята уже на первый курс из числа абитуриентов, у которых есть собственные проекты, и эти проекты доводятся до более серьезного уровня нашими педагогами в рамках образовательных программ факультета. У нас на факультете с прошлого года все программы актуализированы, и во все программы мы внедрили такой проектный модуль, как проектный акселерат, который реализуется специалистами-практиками, которые аналогичные программы реализуют для бизнеса и для лидеров цифровой трансформации в экономике на сегодняшний момент. Поэтому они дают им те же самые компетенции, передают свой опыт и позволяют понять, насколько возможна реализация той или иной идеи в сегодняшних экономических условиях, это позволяет ребятам чувствовать себя более уверенно и дает возможность видеть, куда стремиться в своей профессиональной деятельности, попробовать себя в разных ролях в рамках этой командной работы по реализации инициатив и инноваций в сегодняшней экономике и развитии предпринимательства в целом.
Конечно, преемственность однозначно должна быть, и мы стараемся ее реализовать, начиная от работы со школьниками, реализуя определенные мероприятия и программы для абитуриентов, которые, возможно, не включены в проекты «Предпринимательского класса в московской школе», и дальше продолжая эту линейку деятельности в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры на факультете.
Елена Окунькова:
Вы сказали, что одна из особенностей образовательных программ в вузе – это встроенный акселератор и преемственность от программ со школьниками. Тот же «Предпринимательский класс в московской школе» что в себя включает, чтобы ребенок мог понять, он способен стать предпринимателем или нет, ему нужно искать что-то другое? Мы вчера разговаривали с коллегой из Комитета по предпринимательству «Опора России», он привел пример работы с одной из школ, где некоторые ребята, проучившись на «Предпринимательском классе», сказали – наверное, мы будем выбирать экономический или социально-экономический класс, казалось бы, это такие близкие понятия, но, наверное, что-то в проекте заложено такое, что позволяет ребенку определиться с таким особым видом деятельности в своей дальнейшей жизни, предпринимательством.
Ольга Серебрянникова:
Любые программы в рамках факультета и «Предпринимательского класс» – это практико-ориентированные программы, то есть они основаны на том, что уже изначально в программу внесены практические модули по разработке проектов и реальной деятельности в реальных условиях. Поэтому когда человек просто гипотетически рассуждает о том, сможет он стать предпринимателем, сможет он брать на себя ответственность или нет, это одна история, а когда у него есть возможность попробовать себя на практике и в деле, то тогда кто-то начинает сомневаться в своих возможностях, способностях, готовности к такой самостоятельной работе и практической деятельности в дальнейшем вузе, потому что наша программа в университете – это постоянная практическая работа, это тот проект, который ты начинаешь, пробуешь в реальной жизни не просто как курсовую работу или проект в рамках дисциплины, а как реально практическую работу. У тебя есть конкретные люди, кто тебе задает вопросы, есть сопровождающие трекеры, которые постоянно тебя держат в тонусе и задают такие вопросы, что сами коллеги или студенты из своей же группы у тебя это не спросят. Это тестирование реальностью, может быть, это и способствует тому, что не все выбирают предпринимательство как направление персональной деятельности.
Елена Окунькова:
То есть через погружение, через практику и через взаимодействие с опытными помощниками. У Ольги Анатольевны прозвучало слово стартап, я хотела бы вопрос по поводу стартапов переадресовать Дмитрию Вадимовичу, потому что сейчас в вузах очень активно пропагандируется изменение образовательных программ таким способом, чтобы студент, который готов на это, мог представить выпускную квалификационную работу, по-старому диплом, в виде стартапа. Насколько это возможно?
Дмитрий Завьялов:
Буквально 7-8 лет назад мы сталкивались с тем, что вузы занимались в основном популяризацией самой идеи предпринимательства, и нам приходилось доказывать ребятам, что свое дело, свой бизнес – это для вас абсолютно реальная альтернатива, рассмотрите ее тоже. Сейчас мы говорим о том, что доказывать эту мысль не нужно, но задача вуза – помочь ребятам, как мы говорим, бизнес-идей всегда полно, очень мало людей, кто готов их воплощать в жизнь. Поэтому задача вуза помочь тем, кто действительно готов уже здесь и сейчас заниматься воплощением идеи и эту идею довести до какой-то реальности.
Раньше вузы всегда обвиняли в том, что они оторваны от реальности, от текущей жизни, что диплом – это одно, а жизнь – это другое. И диплом как стартап – это тот путь, когда наши ребята, у которых есть идея, понимают, что с ней делать, как тестировать, а если не понимали, то по крайней мере им поможет наставник из вуза или наставник из бизнеса, и они эту идею могут в том числе воплотить потом в виде своего реального диплома, это может быть проект, бизнес-план, может быть уже реальный действующий бизнес. Здесь даже на уровне системы высшего образования и предпринимателей в том числе всегда есть спор – что же является признаком завершенности, просто идея, просто бизнес-план или открытая организация и первые продажи. По этому поводу можно спорить, но основной смысл в том, чтобы те ребята, которые в себе видят желание и возможность воплощать идеи, чтобы они могли это сделать, пока они учатся в вузе, и не терять времени даром.
Елена Окунькова:
Лично у Вас, как у преподавателя, или у возглавляемой Вами кафедры есть такой опыт руководства этими особыми работами и особыми ребятами с точки зрения преподавателей, не практиков, которых мы приглашаем в вуз, а именно наших преподавателей, академической среды, как они справляются?
Дмитрий Завьялов:
Опыт есть, и у нас каждый год такие проекты возникают, кто-то с первого курса начинает раскручивать, кто-то к этому приходит на третьем, четвертом курсе. В университете проводится помимо внутренних конкурсов, которые помогают ребятам выявить и показать себя, рассказать о своих проектах, есть очень много конкурсов совместно с внешними партнерами, где ребята могут выйти на пич-сессии перед инвесторами, предпринимателями. Задача вуза, если говорить с точки зрения образовательной организации, прежде всего обеспечить минимальный набор навыков, чтобы ребята понимали, что такое бизнес-идея, как она воплощается, куда с этим бежать, как ее проверять, как планировать. Это первая задача, работа на уровне школы, первого курса, а дальше то же самое наставничество. Наша задача – помочь ребятам избежать первых ошибок, первые шишки не набить или набить их в легком формате, хотя когда я общался с нашими партнерами, в том числе из зарубежных вузов, мы сошлись на том, что зачастую роль вуза – помочь ребятам понять, что бизнес-идея плохая, чтобы они эпично провалились на этапе вузовской песочницы, а не когда они покинут стены и будут работать с реальными людьми, реальными деньгами.
Елена Окунькова:
Самоучкам иногда приходится на своих ошибках учиться, у многих молодых ребят такое отношение – открою магазин, что тут такого. Но я так понимаю, что нашим студентам-выпускникам это сделать проще, потому что они уже и шишки набили, и поняли, что это такое, и обладают определенными знаниями и навыками. Я знаю, что Вы поощряете к этой деятельности преподавателей кафедры, Ирина Владимировна работает с такими студентами и работает, привлекая практиков из бизнеса для воспитания студентов, для их взращивания в этом направлении. Поделитесь, пожалуйста, опытом, кто эти люди, которые участвуют в программах, эти предприниматели, зачем им это нужно и что они из себя представляют?
Ирина Шарова:
На кафедре у нас предпринимательский дух, вообще в вузе предпринимательский дух, он и создан был предпринимателями 115 лет назад. Мы всегда, чтобы не оторваться от действительности, занимаемся самообразованием. В прошлом году я закончила и получила сертификат трекера, для того чтобы оказывать ребятам содействие при их предпринимательских проектах, которые не всегда возникают на предпринимательских программах. На нашей программе «Бизнес-технологии интегрированной логистики» есть студент, который решил заняться предпринимательством, то есть в дальнейшем он, возможно, будет в логистическом бизнесе работать, а сейчас, для того чтобы быть финансово самостоятельными, независимыми от родителей, потому что им уже хочется самостоятельности, а дневная форма не всегда позволяет в полной мере работать, они такие предпринимательские проекты организуют, и вполне успешно, в этом мы им помогаем, в том числе привлекаем наших партнеров-работодателей. Мы привлекаем их на гостевые лекции, лекции в рамках учебного курса, для того чтобы ребята могли задать вопросы и понять даже терминологию
бизнеса, они по-другому с ними разговаривают.
Елена Окунькова:
Чувствуете, что это нужно бизнес-сообществу, или это альтруисты, единицы, кто идет в вуз и решается на такое взаимодействие? Или это сейчас мода такая, взаимодействовать с вузом, бизнес-партнер-вуз-студент?
Ирина Шарова:
Мне кажется, это всегда определенная часть общества, которая активна, которая горит своим делом, и они очень любят студентов, потому что студенты – это молодая кровь, им хочется этой энергии, этих горячих глаз, они понимают, что еще можно что-то сделать, куда-то прорваться.
Елена Окунькова:
То есть это взаимный интерес, для одних - это возможное трудоустройство, возможность проявить себя, для других – привлечь к себе таланты. Получается, бизнесмены ищут среди наших студентов таланты, и это, наверное, особые люди, не каждый может пойти со сформированными компетенциями в бизнес.
Дмитрий Завьялов:
Я вижу два типа людей, многие идут к молодежи за драйвом, за идеями, чтобы помочь, и в том числе с выгодой для себя, эти идеи продвинуть. Очень большой пласт людей, кто просто хочет поделиться знаниями и умениями, и такие люди есть, их достаточно много, с большей частью коллег-предпринимателями я общаюсь, они всегда с радостью готовы приходить не столько за идеями и драйвом, сколько за возможностью поделиться своим опытом и знаниями. Давно попалась мне такая фраза – у очень известного предпринимателя, миллиардера спрашивали: «Почему вы до сих пор ходите на работу, у вас же все есть, вы даже не участвуете в оперативном управлении? – А потому что я хочу быть частью того следующего шага, который мы сделаем, прорыва в будущее, и я не хочу оставаться в прошлом, я всегда хочу быть на волне, на острие, чтобы быть участником создания будущего». Мне кажется, что очень многие идут за этим, видеть, как будущее рождается среди молодежи, в молодых умах, и это очень классно всегда видно, когда присутствуешь на пич-сессиях, с каким драйвом, с каким энтузиазмом ребята рассказывают про свои бизнес-идеи, про свои проекты, и даже если ты понимаешь, что с этим проектом дальше сделать будет ничего нельзя, но ты все равно заражаешься этой энергией, как люди влюблены в то, что они показывают.
Елена Окунькова:
Сейчас много споров ведется при таком повышающемся все время интересе к предпринимательской деятельности, наши будущие предприниматели на факультете бизнеса «Капитан» обучаются на направлении менеджмент, то есть это управленцы. Программы, которые специализируются в области предпринимательства, но в направлении менеджмент, чем они кроме акселератора еще отличаются с точки зрения форм контроля, форм взаимодействия преподавателя, может быть, у вас особые виды занятий, потому что менеджмент и госуправление – это подготовка управленцев, какова специфика?
Ольга Серебрянникова:
У нас есть определенная специфика в организации учебного процесса, это в том числе и работа в определенных группах и командах, и продолжающаяся работа во внеучебной деятельности при поддержке не только профессионалов-трекеров, но еще и студентов-трекеров, которые у нас уже обучаются на более старших курсах. И здесь момент постоянной погруженности в деятельность, у нас вся образовательная программа построена на проектном подходе и практической работе, то есть в этом плане все интерактивное взаимодействие между студентом и преподавателем в том числе имеет и оцифрованную историю, и оно ориентировано на постоянную коммуникацию и возможность чувствовать себя в одном сообществе, потому что одна из задач факультета бизнеса «Капитан» – это формирование определенного устойчивого сообщества предпринимателей, которые могут давать и определенный набор идей, и возможность реализации, поиска ресурсов и формирования определенного человеческого капитала, который будет полезен как индивидуальному направлению, так и работе в больших корпораций, в том числе и государственных структурах, потому что проектная деятельность, общая реализация всех сегодняшних инициатив требует людей, которые способны продвигать эту идею и способны брать на себя ответственность, то есть не просто идти под чьим-то руководством, но еще и самостоятельно решать задачи и видеть те проблемы, которые у нас есть. Поэтому максимально практический подход и практическое погружение – это особенность наших программ.
Елена Окунькова:
А как вам удается балансировать между выполнением требований стандарта и этими инновациями, когда так глубоко в учебный процесс внедряется проектная деятельность, стартапы, акселератор, практика в большом количестве, или здесь нет противоречий?
Ольга Серебрянникова:
Здесь нет противоречий абсолютно, мы идем в рамках стандартов, выполняем все требования стандартов, но при этом максимально стараемся в рамках тех возможностей привлекать и практических специалистов, и делать видоизменение организации образовательного процесса, которое позволяет немножко перейти в реальность, в интерактив. И формы самих занятий, которые проводятся практиками, немножко отличаются от стандартных вариантов практик и лекций и выполнения просто техзадач, то есть мы работает с реальными кейсами, с реальными процессами, с теми идеями, с которыми ребята заходят. У них на процессе четырех лет есть возможность протестировать свою бизнес-идею и дойти до этапа ее реализации. Поэтому у нас на выходе есть определенный процент ребят, которые выходят с готовыми стартапами, хотя это уже сложно назвать стартапами.
Елена Окунькова:
Какой процент примерно от выпускников?
Ольга Серебрянникова:
По мониторингу этого года у нас примерно 27 процентов выпускников реализуют собственные предпринимательские проекты по итогам обучения.
Елена Окунькова:
Остальные, получается, менеджеры, то есть этот процент – это предприниматели, остальные менеджеры. Чем эти специалисты, которых мы выпускаем, отличаются, предприниматели и управленцы?
Дмитрий Завьялов:
Ребятам на первом курсе мы говорим, в чем разница между предпринимателем и менеджером – каждый предприниматель рано или поздно становится менеджером. Дело в том, что когда ты только начинаешь, когда ты действительно занимаешься своим стартапом, это период экспериментов, инноваций, высоких рисков, броситься с головой в омут, попробовать, экспериментировать. Когда ты выходишь на более-менее стабильную траекторию, ты понимаешь, что у тебя уже есть действующая компания, есть люди, о которых ты заботишься, есть какая-то стабильность, приоритеты меняются, ты заботишься об устойчивом развитии с минимальными рисками. Я могу привести пример одного из моих бизнес-партнеров, мы с ним в этом плане категорические противоположности были, даже когда мы начинали какой-то проект, только- только вышли на стабильную траекторию, он сразу бросал и говорил, что у меня есть другая идея, давай вот этим еще займемся. Я в таком положении не мог работать, то есть мне нужно было перейти от предпринимателя к менеджеру, менеджером поработать, потом уже спокойно переходить к новому. Он не мог вообще этого процесса понять, сразу бросался во что-то новое, с головой погружался в новые риски, и в этом плане разница заключается не в том, что ты перестаешь фантазировать, просто цели становятся немножко другие. Одно дело, когда тебе нужно из ничего создать что-то реальное, вменяемое и сказать, что я это сделал своими руками, другое дело, когда тебе вот это созданное нужно обеспечить, поддерживать, убедиться в том, что оно будет работать, и одна из причин, почему крупные корпорации отдельно занимаются инноватикой, и предпринимательством внутри себя, потому что они понимают, насколько им тяжело от накатанной колеи уйти во что-то новое, поэтому они организуют инновационные временные коллективы, которые позволяют найти новые пути, новые продукты, новые рынки, потому что в противном случае они закостенеют, останутся в старой колее, которая накатана, ее нужно поддерживать, обеспечивать акционеров, сотрудников, при этом теряется драйв.
Елена Окунькова:
Я так поняла, что драйв в этой профессии – это обязательная составляющая. Не каждый менеджер может стать предпринимателем, но предприниматель рано или поздно становится менеджером. Ирина Владимировна, Вы недавно участвовали как эксперт в оценке работ старшеклассников в рамках крупного серьезного проекта Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ, там могут участвовать школьники из разных регионов России, но самый большой пул участников, как правило, из Москвы, потому что конкурс московский. В этой среде насколько бурлит будущее предпринимательство, или все-таки наши дети нацелены на академическую среду, идя в вуз?
Ирина Шарова:
Еще как бурлит, мне кажется, поддержка предпринимательского образования, этих предпринимательских инициатив в школе сейчас развито как никогда, и примером тому тот самый проект «Предпринимательский класс», который был инициирован в том числе нашим вузом, и очень интересно смотреть на работы, на их эволюцию из года в год, эти школьные проекты помогают таких ребят вычленить из общей массы и помочь им понять, что они к этому способны, потому что на уровне школьника эти предпринимательские проекты пробного типа, то есть сложно говорить об инновационных, во всяком случае в рамках этого конкурса какой-то инноватики я не видела, это какой-то новый продукт, приложение, или помочь ребятам привлекать их в качестве репетиторов по изучению иностранного языка для младших школьников.
Елена Окунькова:
Мне показалось, что они сосредоточились на том, как улучшить нашу жизнь, если в целом оценить тематику работ в разных направлениях.
Дмитрий Завьялов:
Это и правильно, они же выхватывают то, что им близко, это и есть основная черта предпринимателя – найти боль, за нее уцепиться и попытаться ее решить. Поэтому они берут то, что им близко, очень много проектов подвязано на взаимодействие между младшими классами и старшими, они пытаются решить проблемы, которые у них были, они пытаются их облегчить для ребят помладше.
Елена Окунькова:
Есть еще конкурсы, которые проводятся факультетом вместе с очень серьезными партнерами не только для школьников, проект «Я предприниматель» сейчас запускается, я видела, что там уже свои стартапы демонстрировали успешные студенты и выпускники, открывшие свой бизнес в самых разных направлениях. Такие конкурсы, как «Я предприниматель» помогают развиваться молодым бизнесменам, и что это из себя представляет?
Ольга Серебрянникова:
Любые внешние конкурсы – это определенная внешняя экспертиза. Когда студент идет даже в рамках своей образовательной программы с работой с трекером, все равно это определенный момент. Когда ты выходишь на внешнюю экспертизу, на конкурсную площадку, то это возможность получить еще и дополнительную информацию, понять, куда развивать свой проект в дальнейшем. Это определенный опыт и представление проекта, выход на новый уровень и возможность найти партнеров для развития и реализации, потому что на самом деле предпринимательские, менеджерские компетенции отчасти коррелируют, и когда-то приходит тот этап развития, который требуется. Здесь важно сформировать команду, потому что один в поле не воин, и здесь очень важно понимать, как будет выстроена эта работа. Такие конкурсные истории позволяют иногда даже объединяться ребятам, для того чтобы сделать свой проект более лучшим и более эффективным, более выигрышным и найти больше партнерства, поэтому это очень важная история.
Елена Окунькова:
Действительно важная история, но она невозможна без наставников. Давайте поясним, кто такой трекер, и может ли преподаватель вуза быть трекером, или лучше, может быть, коучем, а может быть наставником. В чем разница и кто такой трекер?
Ирина Шарова:
Сейчас очень много появилось различных направлений, которые помогают начинающим предпринимателям вести свои проекты. И трекерство – это одно из направлений, которое связано с быстрой проверкой гипотез, то есть позволяет предпринимателю работать в очень быстром темпе и дешево проверять гипотезы, для того чтобы не завязнуть в больших финансовых проблемах и долгах.
Елена Окунькова:
Спасибо огромное, коллеги, сегодня с нами в эфире были наши эксперты, которые так или иначе заняты в обучении будущих предпринимателей, и я благодарю за такой содержательный диалог. Приходите на программы дополнительного образования в Российский экономический университет имени Плеханова и участвуйте в конкурсах предпринимателей.