Ольга Гиверская:
Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Мediametrics, все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. Сегодня обсуждаем что такое квантовые скачки в развитии и как квантовая физика связана с коучингом. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и сегодня в гостях Максим Ошурков, заместитель директора и старший тренер Международного Эриксоновского университета коучинга, профессиональный сертифицированный коуч. И с нами на связи Питер Стефани, доктор философских наук, коуч и тренер, предприниматель и квантовый физик. Питер имеет более 12 лет опыта работы в квантовой физике.
Насколько мне известно, квантовый скачок в физике – это момент, когда система мгновенно, одним прыжком переходит в некое другое состояние. Насколько это правильно и как квантовая физика связана с коучингом?
Питер Стефани:
Насколько это правильно, я сказать не могу, при нашем наблюдении это выглядит вот так. Мы живем в четырехмерном пространстве времени, и наше тело, наши органы восприятия устроены так, что мы воспринимаем данное событие подобным образом. И, конечно же, я много мог бы сказать, как это все происходит с точки зрения квантовой физики, но давайте я скажу, как это наблюдается с нашей стороны. Возьмем простейший случай, вы что-то сделали импульсивно, вы внезапно куда-то отшагнули, прыгнули, сдвинулись с места. Откуда пришло решение поступить так? Это может быть каскад квантовых скачков у вас в уме, который, начинаясь в мыслях, привел к поступку в физическом мире.
Коучинг можно назвать как хороший разговор себя с собой, при том, что имеет место быть коуч, который является частью одного из я, он в этом качестве включен в игру. И таким образом квантовый аспект нашего ума, пространство между наблюдателем и наблюдаемым становится более наглядным, и тогда чудесные вещи могут происходить, потому что в квантовом мире, в его основе реальность становится таковой в процессе наблюдения наблюдателем. Коуч в данном случае – это профессионально хороший наблюдатель на вашей стороне, который будет для вас наблюдать и таким образом реализовывать что-то хорошее.
Ольга Гиверская:
Питер уже затронул, что есть такое понятие, как квантовые скачки. Это ли не те состояния, когда человек очень быстро вырастает до больших-больших масштабов, и за счет чего происходит ускорение человека, за счет внешних факторов или за счет внутренней работы, или это некий симбиоз внутреннего и внешнего?
Максим Ошурков:
Начну с конца вопроса, однозначно это симбиоз, хотя бы потому что эта граница внутреннего и внешнего и квантовая физика в прикладном применении показывает насколько эта граница условна. Это симбиоз, и это не просто рост, это всегда неожиданность, то есть квантовый скачок – это когда даже количество переходит в иное качество, по крайней мере в моем наблюдении есть всегда какой-то бонус-трек, он не только неожиданный, он в принципе непредсказуемый. В моем профессиональном житейском применении и концепции Питера это вот так.
Ольга Гиверская:
Как простой человек может добиться этих квантовых скачков, над этим надо специально работать, или это происходит само собой?
Питер Стефани:
Позвольте привести пример из своей жизни. Когда я был квантовым физиком, иногда у меня были вот такие квантовые скачки, прорывы, когда я открывал что-то совершенно новое. Это было очень ценным, но в тот момент, когда это происходило, я даже не знал, как назвать то, что получалось. Да, они происходят в повседневной жизни, но рандомно, то есть наугад, непредсказуемо, мы не знаем, как наверняка вызвать их. Но если мы добавим понимание квантовой физики и методологию, которую мы называем четыре квадранта, тогда мы можем призывать их по запросу. Именно поэтому я так увлекся вот этой четырехквадрантной методологией, методологией мышления, потому что она позволяет вызывать то, что в обыденной жизни, пусть даже это даже жизнь квантового физика, ускользает.
Ольга Гиверская:
А что такое мышление в четырех квадрантах?
Питер Стефани:
В простой жизни простого человека мы смотрим на свой простой мир, мы воспринимаем в нем нечто и пытаемся как-то это уразуметь. Четырехквадрантная методология позволяет посмотреть на любую ситуацию структурированным образом, и это имеет великую силу, потому что это позволяет нам различить в возникающей реальности фундаментальные элементы и увидеть их со стороны, как будто они существуют каждый в отдельном измерении. Второе благо заключается в том, что мы не только видим, у нас есть возможность осознанно, структурированно воспринимать реальность, это дает нам возможность структурированно выбирать образ мышления с тем, чтобы достигнуть определенной цели.
Ольга Гиверская:
Получается, что мы можем выбирать образ мышления?
Максим Ошурков:
Именно.
Ольга Гиверская:
Тогда как нам правильно сделать этот выбор?
Максим Ошурков:
Правильно – это не слово из коучингового лексикона.
Ольга Гиверская:
Давайте поясним, почему правильно – это не слово из коучингового лексикона.
Максим Ошурков:
Потому что в любой ситуации, неважно, выбираем ли мы методику Питера, жизнь случается с нами именно так, правильно – это то, как будет эффективно достигнуть той цели, которую ты ставишь перед собой, только в том в контексте, в котором человек действует. Правильно в смысле того, что нажми на кнопку – получишь результат, так просто не бывает. Хорошая новость заключается в том, что если мы осознанно выбираем не только как действовать в окружающей реальности, но осознанно выбираем как действовать во внутренней реальности, как я буду размышлять об этой ситуации, чтобы достигнуть своей цели, для меня это очень хорошая новость, потому что это в разы повышает эффективность.
Ольга Гиверская:
С 18 марта по 22 марта онлайн пройдет тренинг, который Питер Стефани будет проводить вместе с Мерилин Аткинсон, и Максим тоже будет на этом тренинге. Тренинг называется «Квантовый ум, мышление в четырех квадрантах», и всю информацию об этом тренинге можно почитать в социальных сетях, в Инстаграме ericson_coaching и на сайте Международного Эриксоновского университета. И я знаю, что очень много вопросов у людей есть относительно этого тренинга и этой программы, в чем будет практическая польза помимо того, что сказал Питер, для тех, кто примет решение пойти на этот тренинг и прослушать эту программу, поработать в этой программе?
Питер Стефани:
Эта программа не для всех.
Ольга Гиверская:
Для кого эта программа и как надо подготовиться к этой программе?
Питер Стефани:
Программа только для тех людей, которые готовы посмотреть в себя, увидеть то, что там имеется, жить с последствиями того, что ты увидел, и, возможно, сделать некую внутреннюю работу с тем, что ты нашел, и затем продолжать практиковать те инструменты, которые вы получите на тренинге. Те инструменты, с помощью которых можно структурированно и осознанно наблюдать реальность, выбирать, как ты будешь в ней двигаться и двигаться туда, куда ты хочешь, но опять-таки при условии, что ты тренируешься, ты продолжаешь практику того, что ты получил. И при готовности принять те громадные результаты, которые произойдут, потому что те люди, которые сделали все по этим пунктам, заглянули в себя, приняли то, что увидели, работали с этим, затем практиковались, действительно получают великие результаты. Те, кто сделали это, их результаты иногда были многократно превосходящими ожидания, и когда они наблюдали свои реальности, включая бизнес-реальность, кто-то создавал и публиковал книги, кто-то открывал театры, примеров много, думаю, на сайте Эриксона они есть.
Ольга Гиверская:
Питер сказал о том, что к этой программе надо быть готовым. Как понять, готов человек к программе и к тому, чтобы потом этот материал переработать, принять, какие должны быть критерии у человека, для того чтобы принять решение?
Максим Ошурков:
На уровне поступков, вы хотели простую инструкцию, лайфхак, вы ее получили. Готовность заглянуть в себя, готовность работать на тренинге, это действительно тренинг, то есть тренировка начнется там, и продолжать практиковать навык в повседневной жизни. Я бы добавил только одну вещь – любопытство, что же там такое во мне, чего я, возможно, даже еще не знаю.
Ольга Гиверская:
Я смотрю, что за Питером есть некий нарисованный квадрант, что это такое, ведь наверняка это что-то важное, что хотел нам сказать Питер в эфире?
Питер Стефани:
Это просто один из примеров применения четырехквадратной методологии, который позволяет нам целостно увидеть этот мир и увидеть в том числе переход от того, что можно назвать условно классическим миром и где начинается квантовость. Если просто взять эту схему, то в ней есть все. Мы час можем ее исследовать как в личном применении, так и в теории, например, как сложилась картина классической физики с эпохи Просвещения, то есть мир объективно существует, объекты этого мира локализованы, в нем есть свобода выбора и еще есть непрерывность существования. Разумеется, все эти подразумевания, убеждения, что с самого начала сталкивались с противоречием, то есть наука не подтверждала этого, в классической физике нет такой штуки, как свобода выбора, свобода воли. Но мы больше в этом мире не живем. Мы живем в мире, где все двусмысленно, все очень сложно, непредсказуемо и очень быстро меняется.
Давайте посмотрим, как квантовый мир будет описывать наше существование. Прежде всего квантовость означает, что все в этом мире происходит порциями, теми самыми квантами. От себя добавлю метафору, как отдельные кадры кинопленки создают иллюзию непрерывности. Объективная реальность заменена на реальность, создаваемую наблюдателем, но если вы думаете, что это дурацкая мысль, просто позвольте себе поразмышлять еще над ней и понаблюдать, над некоторыми из этих положений нужно подумать. Локальность, то есть отделенность предметов друг от друга, любых объектов заменена соединенностью, в квантовой физике есть технический термин запутанность, вы можете это представить себе, как все наши виртуальные платформы, когда мы можем наблюдать одновременно всех людей и отмечать, как все меняется.
Свобода воли, которую в классической физике кроме как от Бога мы получить не могли, получается, тоже поневоле, мы ее не выбрали, мы ее получаем в квантованном виде. Иногда у меня есть свобода выбора вопроса, а иногда у меня есть свобода выбора ответить на вопрос. Это была 5-минутная экскурсия в то, как работает квантовое мышление в применении с самыми мировоззренческими, философскими вещами в нашей жизни.
Ольга Гиверская:
У Питера даже есть книга, где он описывает многие моменты, и можно погрузиться в чтение этой книги и что-то забрать в свою жизнь. Как пришла идея написать книгу, и как пришла идея квантовому физику соединить физику и коучинг?
Питер Стефани:
Я занимался квантовой физикой, в науке мир воспринимается как объект, и получается так, что в обычной науке есть объективный мир и есть субъективный исследователь, результат наблюдения существует независимо. Но в квантовой физике эта конструкция рассыпается, там наблюдатель важен. И раз он важен, а мне было любопытно, как устроен этот мир, то я покинул науку, которая исследует внешнюю вселенную, и стал исследовать внутреннюю вселенную наблюдателя, как там все устроено. Сейчас я соединяю все это вместе, тот внутренний мир, внутреннюю вселенную, я исследую ту точку, где она соединяется с внешней вселенной, в которой мы живем.
Книги, двухтомник, как раз описывают то, как это происходило, как новое и неожиданное проявлялось в моей жизни, потому что я занимался физическими исследованиями, и у меня бывали такие прорывы, открытия, но это происходило абсолютно наугад. Но позднее, когда я начал исследовать вселенную нашего ума, я был на одном из тренингов Мерилин Аткинсон, и у меня произошел прорыв, я понял, что то, что сейчас описывает на тренинге Мерилин, является описанием того процесса, который происходил в моем уме, когда я делал открытия, есть готовый рецепт. Потом полгода исследований того, что она говорила, и последствия применения того, что она говорила, из этого появился тренинг «Квантовый ум» и эти книги.
Ольга Гиверская:
И Питер, и Максим сегодня очень много говорили о том, что квантовые скачки в развитии, прорывы происходят иногда очень неожиданно. Стоит ли простому человеку готовиться как-то к этим скачкам, может быть, стоит работать со специалистом помогающих профессий, будь то психолог, коуч, наставник, надо ли вообще с кем-то работать и надо ли к этому как-то готовиться?
Максим Ошурков:
Всяк кулик свое болото хвалит, но я могу сказать одну вещь – помимо того, что я коуч, и помимо того, что я с Питером, потому что мне было любопытно с того самого тренинга, я сопровождаю все эти процессы, я еще предприниматель, человек, живущий в этом мире, и у меня есть коуч, и не один, всю дорогу. Приведу пример совершенно из другой области, медицины: можно не готовиться к родам, они все равно произойдут через 9 месяцев, но врач родовспоможения и любая женщина скажет, что это было строго 9 месяцев, и это всегда бывает неожиданно. Здесь все ровно то же самое, это всегда быстрее, но тем не менее это легче и это всегда эффективнее.
Ольга Гиверская:
Если помощь нужна, то с кем это будет эффективнее?
Максим Ошурков:
Если у нас есть качественный, профессионально обученный дополнительный наблюдатель нашей реальности, внутренней и внешней, то любой человек помогающей профессии. Вероятность того, что произойдет пусть даже неожиданное для нашего движения к нашей цели, к той жизни, которую мы для себя хотим, повышается в разы квантовыми скачками.
Ольга Гиверская:
Мы очень часто в наших эфирах говорим о том, что выбирая себе кого-то в наставники, надо очень четко понимать, что это грамотный и по возможности сертифицированный специалист, для того чтобы не наломать дров. Поэтому здесь у меня обращение к нашим слушателям, что если вы готовы к квантовым скачкам и готовы к тому наблюдателю из внешнего мира за нашим внутренним миром, будьте осторожны при выборе того человека, который вас будет сопровождать в этих процессах. Как тогда понять, что человек действительно может привести к результатам, а не окажется шарлатаном?
Максим Ошурков:
Ровно так же, как вы делаете во всех остальных областях жизни. Если вы обращаетесь к врачу, наверное, вы зайдете на сайт, вы посмотрите какой категории врач, как долго он работает в этой области, рейтинги, сарафанное радио, и у вас будет первая беседа, на которой вы что-то поймете, насколько этот человек уже за рамками, то, о чем говорил Питер, ваша интуиция, каскад внутренних решений вам что-то скажет, и дальше вы уже можете отправляться в это путешествие, принимать решение двигаться дальше.
Ольга Гиверская:
У нас есть постоянная рубрика чек-лист от коуча, три коротких вопроса и три коротких ответа. Квантовые скачки доступны для каждого?
Питер Стефани:
С определенностью да. Цитируя нобелевского лауреата сэра Роджера Пенроуза, если мы можем создать и постичь такую вещь, как квантовая теория, это значит, что у нашего ума есть квантовый аспект, а значит наш ум может совершать такие квантовые скачки.
Ольга Гиверская:
Говорят, что есть искусство маленьких шагов, для того чтобы чего-то достичь, необходимо делать маленькие шаги и самое главное замечать их. Так что эффективнее – маленькие шаги или квантовые скачки?
Питер Стефани:
Зависит от того, чего вы хотите. Мы можем двигаться маленькими движениями, если мы хотим именно так пройти, это тот путь, который мы так себе выкладываем. Но мы можем осознанно вызывать квантовые скачки, и тогда это для нас будет более эффективно. Если мы хотим новизны, чего-то совсем не бывало в жизни, тогда надо запрашивать большой квантовый скачок.
Максим Ошурков:
Размерность тоже может оказаться для нас неожиданностью. Если мы говорим не о том, что, а как к чему-то движемся, если мы тренируемся в том, как применять вот это новое мышление, то как в любой тренировке маленькие шаги и эффект накопления приводит к таким качественным прорывам, но это, скорее, не про то, что мы хотим, а как мы к этому двигаемся.
Ольга Гиверская:
Квантовые скачки нужны для того, чтобы цель стала результатом?
Питер Стефани:
Здесь я буду различать цели разного типа, потому что есть уже заранее известная цель, и вот тут мы двигаемся небольшими квантовыми скачками с тем, чтобы уже понятное нам ввести в реальность. Бывают неведомые цели, мы хотим, но непонятно еще самим чего, и чтобы вот это что-то вошло в нашу реальность, нужно совершить большой квантовый скачок. Есть дважды неизвестные, то есть мы даже приблизительно не знаем чего мы хотим, и вот тогда нужен дважды большой квантовый скачок, зависит от запроса.
Максим Ошурков:
Полностью с этим соглашусь, и вторая вещь – это то, что мы иногда наблюдаем очень небольшую вещь, мы хотим изменить что-то очень небольшое, и то, что лично мне дал подход Питера, это различать небольшие вещи, которые являются – в квантовой физике есть понятие квантового ореола – предвестниками того неведомого.
Ольга Гиверская:
Сегодня у нас получился очень интересный эфир, и я думаю, что для кого-то он станет побуждением к квантовому скачку, я хочу поблагодарить наших гостей, это Максим Ошурков, заместитель директора Международного Эриксоновского университета, старший тренер, профессиональный коуч, и Питер Стефани, доктор философских наук, коуч, тренер, предприниматель и квантовый физик. Желаю всем хорошего настроения, желаю всем квантовых скачков и до встречи в эфире.