{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Таисья Макарова кандидат педагогических наук, доцент ОмГТУ, руководитель Студенческого конструкторского бюро "ПолитехМедиа", победитель конкурса Золотые Имена Высшей Школы 14 декабря 2021г.
Конструкторское бюро в вузе
Опыт создания идеального симбиоза студентов и преподавателя в проектах студенческого конструкторского бюро. Наблюдаем творческий "крен" IT-специалистов, стремление к интеллектуальному креативу. Студенческая молодежь хочет создавать современное и общественно-значимое. Создание реального продукта под руководством наставника обеспечивает комфортный вход в профессию.

Елена Ляпунцова:

Добрый день, наши коллеги, единомышленники, друзья, коллеги, в эфире «Интеллектуальный капитал», я Елена Ляпунцова, председатель Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы. Хочу представить нашего спикера, это Макарова Таисия Васильевна, победитель конкурса 2020 года «Золотые имена высшей школы», который поддержан Фондом президентских грантов и Министерством науки и высшего образования в Год науки и технологий. И в этом году Таисия Васильевна у нас является экспертом, это очень почетно и значимо, но самое главное, Таисия Васильевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры математические методы и информационные технологии в экономике, руководитель студенческого конструкторского бюро Политех Медиа, Омский государственный технический университет, научное направление у Таисии Васильевны – теория и методика профессионального образования.

Таисия Макарова:

Я хотела бы рассказать о своем опыте руководства студенческого конструкторского бюро в Политех Медиа, потому что этот опыт в моей жизни дал большой толчок к развитию моего преподавательского мастерства и вообще расширил мой кругозор, радости жизни добавил.

Елена Ляпунцова:

Наша тема сегодня о студентах и преподавателях в проектах студенческого конструкторского бюро Политех Медиа.

Таисия Макарова:

15 лет назад, это был 2005 год, мы на нашей кафедре начали выпускать специалистов по направлению информационные технологии в медиа-индустрии, а поскольку стандарты мы писали сами, то сделали так, что наши специалисты владеют основами дизайна, имеют инструментарий компьютерной графики, веб-технологий, 3D-моделирования. И получились хорошие IT-специалисты с творческим креном. Это было здорово, такая специальность оказалась востребованной, это был шифр 230 203 и 230 204 информационные технологии в дизайне и информационные технологии в медиа-индустрии. И к нам пошли ребята, которые, с одной стороны, имели очень хорошую математическую подготовку, то есть они шли с желанием учиться на инженерных специальностях, а с другой стороны, они имели потребность как-то реализоваться в компьютерном арте. И получилось, что к нам пришли ребята одновременно и творческие, и математически подкованные. Это был прекрасный вариант, и из года в год этот набор повторялся, мы поняли, что специальность востребованная. Но поскольку наша кафедра выпускала также специалистов дизайна, рекламы, полиграфического производства, то эти сферы деятельности начали взаимно проникать друг в друга, и преподаватели, которые участвуют в процессе обучения, стали расширять сферы своих знаний. Получилось так, что я сама, ориентируясь на все это, стала хотеть заниматься чем-то междисциплинарным.

Елена Ляпунцова:

Расскажите о портрете вашего студента, мне очень нравится аббревиатура СКБ, веет нашей юностью, нашим задором, когда мы были студентами, и я тоже технический человек, но междисциплинарность, о которой Вы сказали, это очень важно. Кто участник вашего СКБ, СКБ – это студенческое конструкторское бюро.

Таисия Макарова:

У современных студентов есть желание делать что-то настоящее, что уже сейчас можно вывести на рынок, у них есть стремление делать продукт.

Елена Ляпунцова:

У нас такой огромный опыт работы с Мediametrics, мы уже настолько стали большими, и мы признательны за то, что мы уже сейчас проводим наше интервью без сопровождения интервьюера. У меня, тоже в какой-то степени как айтишника, существует опыт на кафедре автоматизированного проектирования и дизайна МИСиС, где я читаю некоторые лекции, но у меня больше не арт, не креатив, а с большими данными, иностранным студентам-магистрам преподаю, но это тоже для меня расширение возможностей и выхода из зоны комфорта. Как я услышала от Вас, что сейчас ребятам нравится процесс, но им нравится результат, именно практикоориентированность, что можно вывести на рынок.

Таисия Макарова:

Первый момент я уже обозначила, это желание делать что-то настоящее. Второй момент, который мне очень импонирует в современных студентах, они хотят создавать что-то социально значимое, то есть нужное людям, не просто что-то сделать, причем не для того чтобы продалось, а для того чтобы это было нужно людям, особенно если это нужно младшеньким школьникам или старикам.

Еще один момент, который характеризует моих студентов, это то, что они любят открытые задачи, не жесткий коридор в рамках форматов, технологий, а когда им ставится задача и не говорится, каким образом делать, они с удовольствием это делают. И еще отличительный момент в современных студентах – это их ориентация только на самое современное, на самое креативное, ориентиром всегда служат современные работы, выставленные на Вehance, и получается, что они даже не рассматривают работу, которая веет немножко нафталином. То есть 4 компонента хочется выделить – ориентация на настоящий результат, хочется делать что-то общественно значимое, любят открытые задачи и только современное.

Елена Ляпунцова:

Вы сказали о симбиозе, и тут такая синергия, расскажите немного об этом.

Таисия Макарова:

Анализируя свою работу в СКБ за эти 5 лет, я хочу сказать, симбиоз – это всегда и я, и студенты. Нужно сказать, что это очень комфортный вход в профессию, получается, что первые шаги, которые делает студент, выполняя работы, которыми мы сейчас занимаемся, это вызывает у них какой-то страх, состояние неуверенности, и в этом плане идеально, когда под руководством наставника выполняются первые проекты, когда ты не брошен, как котенок или как птенец со скалы и выпархивай как хочешь, а когда они, с одной стороны, имеют возможность делать что хотят, с другой стороны, они постоянно чувствуют поддержку руководства, направления, их это как будущих профессионалов хорошо питает.

Рефлексируя о себе, я понимаю, что я как преподаватель испытываю совершенно другие чувства, работая над проектом, чем если бы я работала самостоятельно. Получается, что сейчас результат работы, которую выполняют мои студенты, это еще и результат моей работы. Уровень этой работы характеризует мой уровень как преподавателя, то есть насколько работа будет интеллектуально насыщена, качественно исполнена, это все характеризует мой уровень. Я, занимаясь руководством, расту как преподаватель, потому что без ребят я бы не знала многие вещи, которые я знаю. Дисциплина, которую я преподаю, это разработка мультимедиа контента, это видеомэппинг, 3D виртуальные экскурсии, интерактивное видео, то есть совершенно другого качества работы, и я абсолютно точно знаю, что этот весь мой кругозор, все, чем я занимаюсь, произошло только потому, что когда-то студенты, выполняя проекты  в рамках работы Политех Медиа, отказались от каких-то традиционных видео и сказали: «Давайте мы сделаем интерактивное видео», – и я узнала, что такое интерактивное видео. Потом они сказали: «Давайте видеомэппинг попробуем, красиво же», – я узнала, что такое видеомэппинг. Получается такое взаимное проникновение.

Елена Ляпунцова:

В 5 веке до новой эры еще философы говорили: создай себе ученика, для того чтобы у него потом учиться. И Вы просто говорите те же слова. У меня на днях был зачет с большой корпорацией с точки зрения информационных технологий,  управления задачами, проектами, и я видела, какие защищают корпорации благодаря нашему симбиозу, моему практикоориентированному и теоретическому курсу, я получила удовольствие, удовлетворение и поняла, что я на своем месте, умеем учить. Но самое главное, что мы учимся у наших студентов, у наших магистров. Вы сказали, что вам 5 лет, вы ходите, уже говорите, у вас уже есть мнение, потому что пятилетний – это уже личность. За это время у вас наверняка появились партнеры, друзья, и второй вопрос здесь вытекает как производное – как мы могли бы с Вами посотрудничать не только как с экспертом, не только как с победителем 2020 года «Золотых имен высшей школы», как мы можем быть интересны друг другу, общественно-социальная организация Лига преподавателей высшей школ и ваше бюро?

Таисия Макарова:

5 лет для нас вместили работу с такими компаниями. У нас в Омске открылся первый коммерческий центр обработки данных CoreDataNet, и так получилось, что они сразу ко дню своего открытия пожелали сделать что-то эдакое, пригласили нас, и мы с ними начали сотрудничество. Когда омскому аэропорту присвоили имя Карбышева, то мы тоже каким-то образом начали наше сотрудничество. Но особо любимым нашим партнером стал для нас исторический парк, мультимедийный комплекс «Россия – моя история», он федеральный, во многих городах он есть. И когда они к нам пришли со словами, что вы знаете, у нас готовится выставка к 60-летию полета человека в космос, это выставка «Путь к звездам», и нам бы хотелось что-то сделать. С этого момента началась наша любовь, мы с ними как пазлы сошлись друг с другом, потому что это компания, которая не просто заинтересована в наших проектах, но они несут просвещение, развитие и историческое, и культурное, и мне показалось, что наше сотрудничество должно быть долгим, счастливым, и они наш партнер.

Мы для них делаем разные музейные инсталляции, интерактивные инсталляции, и таким образом, с одной стороны, я учу наших ребят, с другой стороны, музейные экспозиции постоянно меняются, у нас получается постоянное поле для работы, мы всегда чем-то занимаемся с ними, у них одно закончилось – второе началось, второе закончилось – третье началось. Они со своей стороны, понимая, что работают с образовательным учреждением, терпеливы к срокам, понимают, что нам надо семестр или сколько-то готовиться, терпеливы к тому, что мы итерациями продвигаемся, то есть мы предложили им какой-то вариант, они сказали свои пожелания, мы предложили другой вариант. Им нравится, что мы предлагаем всегда что-то новое и интересное, чего, может быть, в этом парке еще не было. Нам нравится, что они не ограничивают нас в выборе средств, наоборот, всячески приветствуют оригинальные решения, получается интересный симбиоз.

И второй вопрос о сотрудничестве с проектом, мы так любим, когда мы кому-то нужны, особенно когда не просто нужны, а когда делается действительно социально значимое, потому что ты можешь быть нужен и торговому комплексу, который хочет что-то яркое, но хочется делать общественные вещи.

Елена Ляпунцова:

Общественная организация Лига преподавателей высшей школы – это как раз объединение профессионалов, профессиональное сообщество преподавателей высшей школы, и у нас одна из задач – поднять престиж профессии, объединение лучших из лучших, а «Золотые имена» – это наш золотой интеллектуальный фонд. В вузовской среде существует и практикоориентированность, и интерес к социально значимым проектам, глобальным, региональным и федеральным, и очень важно, когда есть практикоориентированность для ребят, которые видят, что это нужно. А я напомню, что мы сегодня в студии говорим об очень интересном опыте создания идеального симбиоза студентов и преподавателей в проектах студенческого конструкторского бюро Политех Медиа, и сегодня с нами в студии очень удивительный, приятный спикер Таисия Васильевна Макарова.

Таисия Макарова:

Я познакомлю вас немножко с нашими проектами. Первый наш серьезный проект, с которого мы уже начали идти с высоко поднятым носом, это был проект, который назывался «Коллекция мячей ФИФА» для фан-зоны чемпионата мира по футболу, это был знаковый год, 2018, в нашей стране, это был первый год осознанного существования нашего СКБ. Фан-зона была организована на стадионе Красная звезда в Омске, и мы поставили интерактивную стойку, для этой интерактивной стойки сделали специальное программное обеспечение, которое демонстрировало все мячи чемпионатов мира, начиная с 1930 года и по сей день. И как только зритель выбирал какой-то мяч, мяч сразу начинал проецироваться с помощью двух проекторов на шар, и получалась полная иллюзия того, что здесь и сейчас подсвечен мяч. На интерактивной панели была история этого мяча и так далее. Поскольку для омского зрителя, который пришел болеть на матчи нашей сборной, это был вау-эффект, у нас был аншлаг, о нас много писали, нас очень хорошо приняли, есть фото, где к нашей стойке подошли губернатор и мэр, и дети играли с этими мячами.

Следующая наша интересная работа – наш университет находится на центральной магистрали города, и поэтому как только какой-то большой праздник, Новый год или День Победы, то хочется украсить площадь перед МГТУ, для того чтобы все жители наблюдали и радовались. Это был 2018 год, когда мы сделали светодиодную елку, рисунки на ней произвольно задавались с компьютера, с помощью светодиодных огней высвечивались, мы могли менять эти рисунки 125 раз на дню по нашему желанию. Проект был достаточно интересный, и когда  украшение было сделано, это делал исключительно коллектив СКБ, Первый канал оценил нашу елку и выпустил даже сюжет.

Очень интересный был проект «Письма Победы», это был видеомэппинг на огромный экран, в размахе здесь были 12-метровые боковые экраны, звезда 4,5 метра по высоте, транслировался специально созданный нашими ребятами ролик, основанный на письмах фронтовиков омичей домой. Мы находили эти письма в сборниках, перерабатывали их, это было здорово, повторюсь, что  площадь на центральной магистрали находится. И мы еще создали ролик, такой бэкстэйдж, как это делалось, и это все было тоже достаточно интересно.

Интерактивная инсталляция к выставке «Путь к звездам», на экране собирается трехмерная модель ракеты, космодромы России – это тоже экран с видеомэппингом, если ребятишки маленькие, посетители музея, выставляют

места, которые они нашли, места космодрома нашей страны, запускается ракета, летит, все очень чистенько, красивенько, вызывает повышенный интерес, особенно у юных зрителей.

Когда аэропорту присвоили имя Карбышева, то опять же к нам обратились, мы сделали небольшое оформление аэропорта, готовили материал для интерактивной панели. К сожалению, несостоявшийся проект «Дельфийский Омск», город выиграл право проведения Дельфийских игр в 2020 году, и наше СКБ должно было на церемонии открытия делать видеомэппинг, и таким образом мы участвовали бы в очень хорошем, зрелищном проекте, но тут вмешался коронавирус, и у нас ничего этого не случилось.

Сейчас наш любимый парк «Россия – моя история» обратился к нам с очередной просьбой, в 2022 году будет отмечаться 200-летие Омской области, и поскольку Омск, Омская область берут начало от строительства Омской крепости на берегу реки Иртыш, то к нам обратились с тем, чтобы мы сделали интерактивную игру «Омская крепость» для юных посетителей музея, с помощью которой они бы могли не просто в пассивном режиме посмотреть на экспонаты, что такое крепость, как она строилась, что за герои были в то время, не просто с историческими данными познакомились, но имея возможность во время игры, во время интерактивной викторины многократно отвечать на какие-то вопросы или создавать свои маленькие крепости, чтобы они эти знания впитали поглубже. И  буквально в январе мы передаем парку «Россия – моя история» наш проект  «Омская крепость».

Елена Ляпунцова:

В следующем 2022 году я Вас приглашаем в студию поговорить об этом проекте, я понимаю, что есть коммерческая тайна, есть определенные моменты, и должен быть элемент неожиданности и вау-эффект. По поводу той ситуации, которая сложилась в коронавирусом, у Вас тоже была какая-то небольшая недосказанность, когда Вы стали победителем в 2020 году «Золотых имен высшей школы», у нас все проходило в онлайне, Вы присутствовали, наш марафон 8-часовой, 10-часовой закончился фильмом о преподавателях, спасибо большое, что Вы участвовали. Но тем не менее в этом году у нас так сложились обстоятельства, и Вы присутствовали в Центральном доме ученых, мы говорим о флагманском проекте «Золотые имена высшей школы» Лиги преподавателей высшей школы, который поддержан Фондом президентских грантов и Министерством науки и высшего образования в Год науки и технологий. Очень помогает интеррактивность, дистанционность, что у нас сейчас есть возможность говорить, нас разделяет большое расстояние, но я получаю неизгладимое впечатление. Ваша обратная связь с точки зрения посещения мероприятия в 2021 году.

Таисия Макарова:

Я ждала, потому что на свое вручение не попала, поэтому я ждала его, очень хотела познакомиться с коллегами, посмотреть на организаторов, попасть в это профессиональное сообщество и поближе познакомиться с педагогами со всей страны. Это было здорово, что вы его организовали, я благодарна вам очень сильно, думаю, что я от лица всех вам эту благодарность выражаю, от лица педагогического сообщества всей страны. Нельзя переоценить эту возможность, когда мы стоим с коллегами, ожидаем автобуса, который повезет нас на экскурсию, и взахлеб делимся, кто успеет сказать, кто еще успеет послушать о том, что происходит друг у друга, а все же победители, значит все люди активные, деятельные, у всех есть что-то и за плечами, и в руках о чем рассказать, это было просто восхитительно.

Елена Ляпунцова:

Спасибо большое, самая главная задача этого конкурса, сейчас очень модное слово нетворкинг, но еще коллаборация говорят, то есть это взаимное сотрудничество, междисциплинарность, у нас более 30 проектов, и все, что с медиа связано, с интерактивной подачей контента, есть и традиционные средства, механизмы, но очень важно идти в ногу со временем, чтобы это было интересно не только нам, как профессиональному обществу, но и молодому поколению, потому что мы закадровый потенциал, у нас закадровая политика, чтобы как можно больше оставалось магистрантов и аспирантов в нашей профессии. Что делается в Омском техническом государственном университете с точки зрения  кадрового восполнения, как Вы работаете с молодежью? Мы видим, что есть базис, это конструкторское бюро, и дальше что?

Таисия Макарова:

Само конструкторское бюро у нас родилось не потому что я сидела, смотрела в потолок и думала: ой, как здорово было бы создать. У нас ректор, глядя вперед, на тот момент это был Косых Анатолий Владимирович, запустил эту историю с созданием на базах кафедр студенческих конструкторских бюро с целью сохранить кадровый потенциал университета. Все эти студенческие конструкторские бюро для этого и создавались. В тот момент, когда мы выполняем какие-то интересные проекты, мы же работаем над какой-то темой, которую я же преподаю студентам, поэтому в нужный момент я приглашаю своих участников СКБ, студентов более старших курсов, чтобы они провели пары студентам более младших курсов, и таким образом преследую свои корыстные, можно сказать, интересы. Я хочу, чтобы когда ребята выступали в роли преподавателя, вкусили, почувствовали это удовольствие преподавания, чтобы они немножечко почувствовали себя педагогами, им это интересно, чтобы студенты, которые слушают, тоже посмотрели, что мы можем друг другу передавать знания, это полезно. И эти ребята потом с большим удовольствием остаются в магистратуре, потом идут в аспирантуру, и они уже видят работу преподавателя не как скучную и унылую, а их это увлекает, и это здорово, так что СКБ очень сильно этому способствует.

Елена Ляпунцова:

Получается наставничество наставников, и очень важна преемственность поколений. У меня тоже такое есть, когда уже выпорхнули птенцы из гнезд, звонят и говорят: «Тут международная конференция, можно мне апробировать?» Мы готовимся, я объясняю своим будущим коллегам, магистрантам и бакалаврам, есть симбиоз. И когда приходят и рассказывают о том, чего они добились, что хотят поучаствовать в преподавательском статусе, это так здорово, зажигается молодое поколение младших курсов, особенно когда аспиранты приходят к магистрантам, рассказывают, чем они занимаются.

В передаче «Интеллектуальный капитал» Макарова Таисия Васильевна, победитель конкурса «Золотые имена высшей школы» 2020 года, эксперт конкурса 2021 года, руководитель студенческого конструкторского бюро Политех Медиа, Омский государственный технический университет, научное направление теория и методика профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математические методы и информационные технологии в экономике. Я лично получила большое удовольствие с Вами общаться, у меня много мыслей, Ваше финальное слово.

Таисия Макарова:

Я очень рада, что у меня появилась возможность поделиться с коллегами тем, чем мы занимаемся, и хочется сказать, что наша нынешняя молодежь настолько одинока, что любое объединение для проектной деятельности – это для ребят радость и счастье, я считаю, что наша задача как преподавателей высшей школы как можно больше вовлекать студентов в проекты, вкладывая в эти проекты свои собственные знания и мастерство, особенно педагогическое мастерство, чтобы наша молодежь выросла нашей достойной сменой.

Елена Ляпунцова:

Кто нас будет лечить, кто будет нами руководить. Я еще раз хочу подчеркнуть, что в этом году прошла церемония награждения победителей «Золотых имен высшей школы», это золотые имена нашей страны, это интеллектуальный капитал, лучшие из лучших, это звезды, и мы сейчас с одной звездой говорим, с золотым именем. В этом году вышла книга «Золотые имена высшей школы», у нас есть профессиональный праздник, и мы этим очень гордимся, потому что очень важно любому профессиональному сообществу иметь признание своего труда, признание своей необходимости, нужности, и очень важно, когда есть профессиональное сообщество, чтобы не было состояния одиночества души и выгорания. Я буду очень признательна, если у нас продолжится наша не только экспертная, но и проектная деятельность, мы анонсируем в нашем проекте межрегиональный образовательный кластер, МОК, и школу «Интеллектуальный капитал», мы Вас приглашаем в любом статусе. Огромное спасибо, с наступающим Новым годом, здоровья, счастья в семье, в творчестве, успехов, солнца в душе и самое главное процветания, чтобы все мечты, которые Вы загадаете в Новый год, все сокровенные желания исполнились. Это «Интеллектуально капитал», я Елена Ляпунцова, председатель Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы, мы разговаривали сегодня о симбиозе студенчества и преподавателей в конструкторском студенческом бюро. Всего доброго, дорогие наши слушатели.