{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Нонна Гуремина к. геогр. наук, доцент, магистр педагогики, член Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА), директор Приморского регионального отделения Лиги преподавателей высшей школы, победитель конкурса Золотые Имена высшей школы 10 декабря 2021г.
Тьюторство в образовании
Тьюторы - кто они и зачем нужны? Тьюторство как традиция к новация. Опыт и практики разработки и реализации тьюторства. Тьюторская позиция педагога высшей школы. Тьюторские компетенции.

Татьяна Исаченко:

Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги, мы с вами продолжаем серию передач «Интеллектуальный капитал» на замечательной радиостанции, дружественной нам Mediametrics, и сегодня в нашем эфире мы встречаемся с экспертом, с победителем флагманского проекта Лиги преподавателей высшей школы «Золотые имена высшей школы». Победитель  сегодня представляет номинацию «За внедрение инновационных методик в преподавание и развитие открытой инновационной среды», это Гуремина Нонна Викторовна. Это уникальный человек, который представляет экспертизу в крайне важной и интересной области тьюторства в высшей школе. Нонна Викторовна является кандидатом географических наук, она доцент, магистр педагогики, член межрегиональный тьюторской ассоциации, которая занимается продвижением идей тьюторства. Наша коллега представляет очень далекий регион, это  Приморский край, Нонна Викторовна является еще и председателем регионального отделения Лиги.

Сегодняшний эфир проведу с вами я, член Координационного совета Лиги преподаватель высшей школы Исаченко Татьяна Михайловна, профессор МГИМО. Поскольку тема очень новая, требующая от нас, преподавателей, новых компетенций, новых знаний, новых навыков, поэтому я очень рада, что мне довелось встретиться с Нонной Викторовной в сегодняшней передаче и услышать от нее про роль тьюторства в высшей школе и о том, что интересного и что нужного мы можем узнать, какие компетенции мы можем приобрести благодаря системе тьюторства.

Очень приятно, что конкурс «Золотые имена высшей школы» позволяет нам открывать новые имена, знакомиться с профессионалами высокого класса, тем более из регионов, благодаря современным технологиям и радиостанции Mediametrics у нас появилась возможность общаться с людьми в далеких регионах нашей большой страны. Нонна Викторовна, расскажите немножко о себе, о своей деятельности, о том, что такое тьюторство в высшей школе.

Нонна Гуремина:

Добрый вечер, спасибо за теплые слова, я с радостью расскажу о себе, о своем опыте, о своем пути в тьюторство и каким образом каждый из нас независимо от того, какой деятельностью вы занимаетесь, может для себя эти методы практики и тьюторские технологии  использовать, развивать в себе тьюторские компетенции.

Мой путь в тьюторстве начался достаточно давно, это был ноябрь 2012 года, когда у нас в Приморском краевом институте развития образования проходили авторские курсы профессора МПГУ Татьяны Михайловны Ковалевой, и тогда я для себя открыла понятие, что такое тьюторство, увидела, какими могут быть практики и технологии, и стал вопрос, каким образом это можно внедрять,  использовать в своей деятельности и какие шаги нужно предпринять, чтобы стать тьютором.

Затем в течение последующих лет, с 2012 по 2017 год, я собирала активности, потому что я для себя поставила задачу поступить в тьюторскую магистратуру, но чтобы понять, ощутить возможности образовательной среды там, где каждый преподаватель, в том числе преподаватель высшей школы может апробировать, использовать эти технологии, я пошла учиться на курсах и программах повышения квалификации. В 2012 году, буквально в самом конце года, в декабре я вступила в Межрегиональную тьюторскую ассоциацию и с этого момента стала активно вовлекаться во все события, которые проводила ассоциация. Это были образовательные интенсивы, вебинары от Международной школы практической педагогики, и те люди, которые приобщены к тьюторскому сообществу, которые погружены в эту сферу деятельности, знают, что у тьюторов есть такое замечательное образовательное событие – каждый год это происходит летом –  летний университет тьюторства. И мне повезло в том плане, что в 2014 году у нас во Владивостоке на Русском острове, на базе Дальневосточного федерального университета проходил летний университет тьюторства, это двухнедельное событие, там было множество различных мероприятий. Я помню, что мы работали в экспертной лаборатории, мы вместе с президентом, тогда это был президент тьюторской ассоциации Украины Сергей Ветров, разрабатывали критерии оценки деятельности тьютора. И после этого я стала задавать себе вопрос каким образом можно написать свою тьюторскую практику, разработать, быть автором и внедрять и апробировать в условиях образовательного процесса, если мы работаем со студентами как преподаватели высшей школы.

Много было интересных образовательных событий, в дальнейшем я прошла обучение по программе переподготовки тьютор в области финансовой грамотности на базе Московского финансового университета, получила диплом, это был мой первый тьюторский диплом о профессиональной переподготовке, и параллельно участвовала в других мероприятиях, педагогических конкурсах. И собрав документы, сформировав свое портфолио, я сделала для себя  ответственный шаг – поступила в тьюторскую магистратуру, где проучилась 2 года, это психолого-педагогическое направление и профиль тьюторское сопровождение в образовании. С этого момента началось мое профессиональное движение в академическом тьюторстве.

После окончания обучения в магистратуре я защитила также 3 практики, на сегодняшний день у меня защищены 4 практики, получила статус сертифицированного тьютора и разработала программу повышения квалификации. Также параллельно у меня было несколько опубликованных работ, в прошлом году мы даже нашим авторским коллективом, нашей тьюторской магистратурой подготовили коллективную монографию по тьюторским практикам,  если вдруг у кого-то есть желание посмотреть, почитать, ознакомиться с нашим опытом, они есть в открытом доступе, пожалуйста, коллеги, мы готовы делиться с вами.

Очень теплые воспоминания о нашей магистратуре, у нас был целый магистерский театр, это один из подходов того, каким образом мы расширяем свою открытую образовательную среду. Наш научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Михаил Николаевич Невзоров, вот такие творческие интересные проекты.

Далее я расскажу о своих защищенных тьюторских практиках. Я в 2017 году представила и защитила свою первую практику, она касалась тьюторского сопровождения, учебной практики студентов менеджеров. Я тогда работала на кафедре менеджмента в Школе экономики менеджмента ДВФУ, и естественным образом стал вопрос каким образом мы можем расширить возможности среды, чтобы сделать учебную практику студентов интересной и полезной, познавательной, но с учетом их личных запросов, потребностей, и родилась такая практика.

Мною были предложены несколько модулей и вариантов прохождения практики, но студенты выбирали, потому что одним из критериев среды является возможность выбора, открытость и вариативность, в этом и есть суть и цели тьюторства. Вторую свою практику я защитила в 2019 году, когда окончила магистратуру, она касалась тьюторского сопровождения развития ИКТ-компетенций преподавателя вуза, это тема моей магистерской диссертации, были опубликованы работы, предложили инструментарий. Тогда никто не знал, что очень скоро нам всем эти компетенции понадобятся, когда мы перешли на онлайн-обучение, на дистанционное обучение, это произошло достаточно быстро, и получается, что такие компетенции для преподавателя вуза тоже очень важны.

Татьяна Исаченко:

Что же такое тьюторство?

Нонна Гуремина:

Тьюторское сопровождение в той трактовке, как это принято и как мы между собой это понимаем и воспринимаем – это эффективная практика индивидуализации образовательного процесса в условиях новых федеральных образовательных стандартов. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальной образовательной траектории для тьюторантов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального обучения. Но сегодня можно наблюдать такое явление, как подмена понятий, то есть под тьюторством и тьютором понимается и наставничество, и можно сказать, что человек, который осуществляет кураторскую работу, администрирование образовательных программ, наставник, ментор, коуч, это очень часто подменяется понятием тьютор, хотя он имеет много общего и с этими педагогическими позициями. Но самое главное отличие от педагога тьютор обеспечивает разработку индивидуальной образовательной траектории для тьторантов и сопровождает процесс индивидуализации.

В отличие от педагога тьютор никогда не оценивает, как говорит Татьяна Михайловна Ковалева, самый большой грех – называться тьютором и остаться педагогом. Видя эти взгляды и разводя между собой позиции, когда разрабатываю очередной тьюторский проект или очередную программу, очень важно удерживать именно позицию тьютора. Я сопровождаю, я иду рядом, мы знаем, что можно подвести лошадь к водопою, но невозможно заставить ее пить, примерно такой же принцип работы тьютора. Мы должны максимально показать студентам возможности открытой образовательные среды, где они могут взять полезные ресурсы, максимально под них разработать индивидуальную программу и сопровождать, а какой выбор сделает наш тьюторант-студент, это уже выбор за тьюторантом.

И я тогда могу обозначить тьюторскую позицию педагога высшей школы, то есть с чего начать. Как считает наш ведущий тьютор в регионе, кандидат педагогических наук, доцент Тамара Ивановна Боровкова, она опубликовала недавно на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации свое рассуждение на тему тьюторская позиция педагога высшей школы. Она выделяет антропоцентрическую позицию, нацеленную на саморазвитие, самообразование, рефлексивное отношение к процессу и результату учений становления и осознание переживания процесса своего образования как акта смысла рождения собственной жизни и самоосуществления. Это некая рефлексивная позиция по отношению к себе, забота о себе и забота о другом, в общих чертах можно так обозначить позицию тьютора в системе высшего образования.

Что же в своей деятельности может использовать тьютор, причем неважно, какой предмет, какой курс, какую дисциплину вы читаете как преподаватель высшей школы, в какой области вы эксперт или какова сфера ваших научных интересов. Есть базовый инструмент, который можно использовать и для себя как преподаватель, и для студентов, это личностная ресурсная карта и технологии картирования. Это можно использовать как в рамках учебного предмета, так и провести некий рефлексивный анализ своей жизни, что бы я хотел нанести на эту карту, какие приоритетные для меня цели, задачи, значимые для меня места, люди, события, продукты, все на ней отразить.

Какие тематические карты можно использовать, если мы говорим о тьюторстве, если мы говорим о саморефлексии. Например, это карта традиций, карта река моей жизни, мои места творческого развития, мои образовательные события, интересы, а может быть для кого-то это будет карта трудностей, карта серьезных дел, карта мест повышения квалификации, например, моя карьерная карта. Я  в практике со своими студентами используют такую технологию, она является инструментом навигации, помогает нам выявить нашу отправную точку, с какими целями и задачами мы идем в будущее. Я когда-то себе нарисовала такую карту еще до того, как хотела поступать в магистратуру, там обозначила мои ступени жизни, лестницу в будущее, что я буду делать в первый год магистратуры, второй, третий, а дальше такая красивая лестница, как у нас говорят, звездное небо педагогики, то есть какие цели я себе ставлю, задачи, высоты и как этого достичь.

Я еще хотела бы вернуться к своим другим тюркским практикам, мы остановились на том, в 2019 году по теме своей магистерской работы разработала практику, у меня еще есть опыт сопровождения талантливых студентов, у нас в Дальневосточном федеральном университете была запущена программа поддержки талантливых студентов в открытой образовательной среде, она называлась Academic excellens and honors education. В рамках этой программы мы работали со студентами-высокобалльниками, у которых тоже были запросы, цели, задачи и интересы, как я могу эффективно использовать ресурсы университета, это участие в стипендиальных программах, пробы себя в научно- исследовательской, творческой, спортивной, проектной деятельности и каких высот я могу достичь.

У меня получен сертификат о защите этой практики, что она прошла экспертизу, и в этом году я тоже представила свою тьюторскую практику, тоже получила сертификаты, прошла экспертизу в мае месяце. Я разработала практику тьюторского сопровождения развития когнитивных способностей у представителей разных поколений на примере онлайн-платформы «Мой Викиум», здесь я уже ушла от формата тьютора в масштабе университета, я работала с различными поколениями, интересная получилась практика, интересные результаты. Три базовых феномена тьюторства, когнитивные способности, еще и онлайн-среда, результаты уже опубликованы, с ними можно ознакомиться. Буквально в прошлом месяце вышла монография на эту тему, у меня глава в коллективной монографии, параграф, где описаны результаты практики.

Я сегодня подготовила так называемое меню от шеф-повара высшей школы, у нас здесь основное блюдо, закуска, гарнир, десерт. И то, о чем мы сегодня говорим, укладывается в подачу ресторанного меню блюд. У нас сегодня  основное блюдо, чтобы было не только вкусное, красивое, но еще и полезное, это развитие тьюторских компетенций педагога высшей школы.

Здесь я описывала свой путь в тьюторстве, та самая красивая фотография, наш театр магистерских миниатюр «Экзистенциал», в центре наш научный руководитель, здесь мы все красивые, счастливые, это мы на втором году обучения тьюторской магистратуры. Мои сертификаты по защищенным тьюторским практикам. После того, как я защитила три тьюторские практики, получила сертификат, который подтверждает, что я прошла сертификацию и признана профессиональным сообществом квалифицированным тьютором,  который осуществляет свою деятельность. Уважаемые коллеги, педагоги, пожалуйста, развивайтесь, защищайте свои практики и присоединяйтесь к профессиональному академическому тьюторскому сообществу, у вас есть шанс и возможность получить его.

Если говорить о тьюторстве как технологии индивидуализации, тренды современного образования нацелены на то, что мы можем выделить 3 таких тренда – это футуризация, цифровизация и индивидуализация. О цифровизации все знают, и мы в эту цифровую среду быстро, хорошо, профессионально имели возможность погрузиться в связи с переходом на дистанционный онлайн-формат обучения, но я бы сказала так, что футуризация – это образование будущего, это есть цифровизация плюс индивидуализация. И в данном случае образование можно рассматривать как культурную модель работы с будущим.

Я рассказала вам о тьюторском сопровождении, что это такое и что практика индивидуализации развела позиции, объяснила, в чем разница между позицией тьютора и педагога. В тьюторской позиции педагога высшей школы главное – это антропоцентрическая позиция, нацеленная на саморазвитие, самообразование и рефлексивное отношение к процессу и результату. Как педагог, тьютор должен саморазвиваться и к чему-то стремиться.

Критерии образовательной среды, которые выделяются в тьюторстве, то есть каким образом мы можем утверждать, что перед нами открытая образовательная среда, если она отвечает следующим позициям: открытость, вариативность, неструктурированность и избыточность, но еще в последнее время добавляют такой критерий, так провокативность. Я для себя эти принципы осваивала очень долго, у меня основная масса времени ушла на понимание основ тьюторства, каким же образом можно построить такую среду, чтобы она соответствовала в своем образовании, в проектировании.

Ресурсная схема – это тоже тьюторский инструмент, раз мы говорим, что сегодня рецепты от шеф-повара, то вам даются некие тьюторские инструменты в ассортименте. Например, это ресурсная схема, как ее строить, по каким векторам – социальный вектор, антропологический и культурно-предметный.

Я упомянула о том, что основным инструментом работы тьютора является  личностно-ресурсная карта как основной инструмент, который содержит пространственную топику, векторность и масштаб. Мы применяем очень часто понятие карта, говорим о том, что есть банковская карта, географическая карта, игральная карта, а что между ними общего? Тьютор работает с картой. Здесь  показана структура карты, как она может выглядеть.

Может быть, кто-то из наших коллег использует такую технологию, как построение интеллект-карты или mind mapping. Вот еще один инструмент, здесь показано, каким образом можно этого достичь. Моя карта – лестница, магистратура, ступени перед тем, как поступить в магистратуру, и лестница что будет дальше, то есть цели и задачи, я ее себе таким образом представила.

Дальше я покажу карты, которые составили наши студенты, участники проекта поддержки талантливых студентов в Дальневосточном федеральном университете. Эту карту составил студент, который хотел бы погрузиться в такую сферу, как графический дизайн. Это карта человека, который нацелен на исследовательскую учебную деятельность, это по моей последней тьюторской  практике, личностная ресурсная карта платформы «Мой Викиум», она получилась красивая, яркая, ресурсная, видно, в каком направлении можно двигаться и как осваивать ресурсы этой платформы. Еще есть такое понятие, как карта эмпатии, когда мы смотрим на другого человека и пытаемся вжить в его мысли чувства, переживания. И когда мы погрузились в эту цифровую образовательную среду, исследовала, как себя чувствует педагог в этой цифровой среде, и получилась такая карта эмпатии, это человек, представитель вуза, как он пережил этот момент погружения, что он думает, что он чувствует, какие у него проблемы и опасения, какие он видит дальнейшие цели для своего развития, если хочет полноценным образом освоить ресурсы электронной образовательной среды.

Рефлексивный анализ как инструмент работы тьютора, можно его применять и в своей профессиональной педагогической деятельности, и для студентов в процессе освоения учебного курса дисциплины. Сейчас у нас семестр подходит к концу, полезно в конце семестра оглянуться назад и увидеть, с чего мы начинали, с какими трудностями столкнулись, к чему мы пришли, достигли мы своих целей и задач, какие возможности для своего развития мы видим дальше.

Здесь представлены мои публикации по теме, они все есть на сайте еlibrary, достаточно просто ввести мою фамилию, и вы получите в большинстве своем полнотекстовый доступ ко всем статьям, если кому-то интересно, пожалуйста, я готова делиться ссылками, публикациями. И хотелось бы дать несколько практических советов для тех наших коллег педагогов, представителей высшей школы, которые сейчас или в будущем будут ставить для себя такой вопрос, такую проблему – а если я хочу погрузиться в тьюторство, если я хочу стать тьютором либо сертифицированным, либо просто делать какие-то первые шаги и начинать свое движение в этом, что же можно посоветовать.

Первый шаг, я говорю о тех шагах, которые я сделала в свое время, – это получить образование в области тьюторства. Я поступила в психолого-педагогическую магистратуру, можно учиться на программах повышения квалификации либо программах переподготовки. Уважаемые коллеги, создавайте свое портфолио, собирайте все ваши достижения, это будет ваша копилка, ваш опыт, ваш рецепт от шеф-повара, проходите повышение квалификации в приоритетной для вас области, развивайтесь, вступайте в профессиональные сообщества, во-первых, это Лига преподавателей высшей школы. Параллельно с этим обязательно пробуйте свои силы, развивайтесь, расширяйте свой социальный вектор, расширяйте свои возможности, обязательно участвуйте в конкурсе «Золотые имена высшей школы», вступайте в Межрегиональную тьюторскую ассоциацию, в другие профессиональные сообщества, станьте автором своей профессии, разработайте свой фирменный педагогический рецепт от шеф-повара высшего образования. И будьте заметными в системе образования, пусть вас все видят и о вас все говорят.

В заключение наш сайт, это Дальневосточный центр развития тьюторских практик, я собрала для вас полезные ссылочки, в частности сайт Межрегиональной тьюторской ассоциации нашего Дальневосточного центра, какие практики были сертифицированы, можно ознакомиться, увидеть темы, где сейчас заходит тьюторство, какие практики уже получили этот статус, Международная школа практической педагогики, и последняя ссылочка – это я на страницах сайта Межрегиональной тьюторской ассоциации описываю свой рефлексивный опыт, какие шаги мне пришлось сделать, для того чтобы стать тьютором, называется тьюторская пятилетка Межрегиональной тьюторской асссоциации. Здесь мои контакты, пожалуйста, я открыта для всех, можно мне делать запросы, можно со мной связываться, если вам интересно получить какую-либо информацию по этим вопросам.

Татьяна Исаченко:

Большое спасибо, это необычайно интересно, Ваша презентация спровоцировала дополнительные вопросы и рассуждения. В самом начале Вы сказали очень интересную вещь, что одна из Ваших учителей всегда говорила, что становясь тьютором, не надо оценивать студентов, надо забыть эту свою миссию и войти в роль несколько иную, и Вы обозначили такие вещи, как тьютор и педагог, тьютор и преподаватель. С Вашей точки зрения, тьютор все-таки педагог, потому что чтобы быть тьютором, нужно найти какой-то подход к обучаемому?

Нонна Гуремина:

Здесь некая золотая середина – это педагог с тьюторской позицией. Возвращаясь к личностной ресурсной карте, очень хорошо, если в начале обучения студенты составят для себя такую карту, выявят свои дефициты, трудности, как к этому прийти. Я могу поделиться своим опытом, как я преподаю различные курсы, одновременно удерживая позицию тьютора и педагога. Я проектирую образовательные модули, например, модуль, для того чтобы получить наивысшую оценку, и маршрут здания, у студента есть выбор, тьюторство – это всегда выбор. Я ставлю перед собой цели и иду, здесь учитывается и позиция тьютора, и позиция педагога. Далее, это такой инструмент, чтобы студенты использовали в своей учебе, в своем образовательном процессе, это самоанализ, самооценка и образовательная рефлексия. С одной стороны, я как педагог, если у меня отчетность, должна поставить оценку, но очень важно, чтобы студент мог дать оценку своей деятельности, своим образовательным результатам, как он двигался по курсу, чего он в конце достиг.

Поэтому я могу поделиться с коллегами, как можно сложить эту итоговую оценку  студента, оценка меня как преподавателя и некая тьюторская позиция, личностная ресурсная карта, чего человек достиг, что у него получилось, что не получилось, плюс выбор образовательного модуля, я думаю, в этом как раз и будет заключаться тьюторская позиция педагога и преподавателя высшей школы.

Татьяна Исаченко:

Вы показали очень интересный слайд с рефлексивным SWОT-анализом. Вот этот SОWT-анализ своих возможностей, своих способностей, угроз и открытых пространств студент составляет сам или он может воспользоваться помощью тьютера, для того чтобы составить эту карту?

Нонна Гуремина:

Базовые вопросы, разработанные мною, тьютором, а уже на эти вопросы отвечает студент, хотя по желанию они могут вопросы менять. Этот SWОT-анализ максимально универсальный, вне зависимости от того, какая область научных интересов, какой предмет, какую дисциплину наши уважаемые коллеги ведут. Можно его применять в учебной, внеучебной деятельности, например, у магистрантов это научно-исследовательская деятельность, это некая маршрутная карта, навигатор, путеводитель на будущее, чтобы человек видел, и педагог, и я тоже в своей деятельности для себя его применяю, свои сильные стороны, слабые стороны, возможности для развития, это некий инструмент рефлексии, инструмент самоанализа. Вопрос, разработанный мною, а отвечают на вопрос студенты.

Татьяна Исаченко:

Тьюторство и преподавание конкретной дисциплины взаимосвязанные, то есть правильно ли я понимаю, что тьютор может выступать инструктором или помощником в поиске ответа на вопросы по конкретной дисциплине, или тьюторство и дисциплины не связаны друг с другом?

Нонна Гуремина:

Я эти два понятия связываю, потому что если ко мне приходят студенты, которые до этого никогда не обучались, первый курс, кстати, интересный феномен наши магистранты, куда попадают люди разного возраста, разного уровня образования. Первые шаги, с чего следует начинать, это разработать маршрутную карту, карту освоения дисциплины, и уже независимо от того, какую дисциплину вы преподаете, ваша область интересов, ее можно применять везде. И здесь вопросы, что я хочу освоить, какие ресурсы, с чем познакомиться, какая тема мне интересна. Поэтому эти две позиции и эти два подхода взаимосвязаны.

Я по сертифицированным тьюторским практикам могу сказать, что высшая школа пока здесь затронута не очень сильно, и в основном у нас хорошо заходят темы  инклюзивное образование, работа с одаренными детьми, и в последнее время стала популярно, во всяком случае у нас в регионе, тьюторское сопровождение иностранных студентов, но академическая научная сфера в этом задействована не очень сильно. Поэтому если наши уважаемые коллеги разработают такую интересную практику тьюторское сопровождение, развитие познавательных способностей студентов, например, при освоении вашего курса, вашей дисциплины, будет здорово, мы поделимся своим опытом и такие практики, технологии увидим.

Татьяна Исаченко:

Большое спасибо за предложение, оно очень интересное, я думаю, оно найдет отклик среди наших коллег. Какими компетенциями должны обладать мы, преподаватели высшей школы, университетские преподаватели, для того чтобы мы могли выступать не только в качестве преподавателей, но и в качестве тьюторов, что мы должны развивать в себе, к чему должны стремиться?

Нонна Гуремина:

Это антропоцентрическая позиция, как я уже в начале сказала, это взращивание человеческого в человеке, то есть мы, с одной стороны, развиваемся сами и помогаем развиваться другим. Я очень стараюсь уйти от такого строгого оценивания, дать возможность другому человеку расти, развиваться, обозначить свои трудности, дефициты, и если истинный тьютор видит, что кому-то требуется помощь, поддержка, сопровождение, он ее оказывает, это образовательная рефлексия, рефлексивное отношение, забота о себе, с одной стороны, и забота о другом. Осознание переживания процесса образования, постоянный рост и развитие. Мы постоянно оглядываемся назад, смотрим, анализируем себя, и когда я пыталась составить компетенции тьютора, здесь есть и психолого-педагогические взгляд, и софт-скиллс, которые сегодня становятся популярными, умение оценивать ситуацию, умение дать оценку своим действиям, мыслям, поступкам. Здесь можно много говорить на эту тему, я думаю, каждый для себя может определить свой набор подходов, методов, принципов кто такой сегодня настоящий тьютор, чем он живет, какими интересами, куда стремиться и видит возможности для своего дальнейшего развития.

Татьяна Исаченко:

Вы затронули очень важное направление, как футуризация. В Лиге преподавателей высшей школы на многих наших встречах мы всегда обсуждали, что мы живем ради будущего, мы готовимся к будущему и хотим, чтобы все наши и преподаватели, и студенты были готовы к вызовам, какие бы они ни были, позитивные или негативные. Наш девиз на многих встречах звучал, это с традициями к инновациям, то есть мы идем в будущее, но опираемся на свои традиции. Какие традиции российского образования Вы бы взяли и с ними шли бы в это будущее, что из современных традиций мы можем использовать в перспективе в сложных условиях цифровой среды, чтобы быть готовыми к будущему? Какие у нас лучшие достижения, может быть, на примере своего университета, какие достижения Вы бы взяли с собой в чемоданчик в будущее?

Нонна Гуремина:

У нас очень сильная научная традиция, научная составляющая, чтобы образование и наука шли вместе. Это развитие исследовательских компетенций студентов, развитие даже исследовательских компетенций школьников, потому что это будущие студенты, потому что Россия всегда этим славилась. Недавно был утвержден День преподавателя высшей школы, это день рождения великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, поэтому этот подход можно взять.

Мне нравилась в свое время советская система обучения, советские вузы, пятилетнее образование, сама по первому образованию специалитет окончила, у меня географическое образование Это обучение не только в стенах университета, это расширение возможностей среды, это выездные мероприятия, практики, это связь с реальным сообществом, с работодателями, можно в этом направлении тоже работать и развивать. Когда мы на схеме рисовали три вектора: культурно-предметный, антропологический и социальный вектор, это выход в социальный вектор, связь образования с наукой, с нашей внешней средой. Поэтому традиции всегда есть, и традиций много, и традиции очень значимые, много событий. Наверняка у каждого университета есть свои традиции, возвращение к научным школам, наша магистратура как раз исходила из авторской научной школы Данилова, Степашко.

Татьяна Исаченко:

К сожалению, заканчивается наше эфирное время, я уверена, что продолжение этого разговора еще будет. Благодарю радио Mediametrics, Лигу преподавателей высшей школы, нашего спикера, аплодисменты Нонне Викторовне, они были заслужены абсолютно. Желаю вам доброго здоровья и хорошего дня.