{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Роман Кривоножкин сомелье и сооснователь Русского винного клуба 08 декабря 2021г.
Вино как искусство
Во время интервью с российским сомелье, сооснователем Русского винного клуба Романом Кривоножкиным поговорим о вине: о том, как начать в нем разбираться, как выбирать, как часто его можно «дегустировать», насколько это безобидно или, может, даже полезно, смогут ли винные приложения заменить сомелье?

Виктория Данильченко:

Здравствуйте, уважаемые слушатели канала Mediametrics, в эфире, я Виктория Данильченко, и программа «Мужской вопрос». В нашей программе мы беседуем с известными мужчинами в той или иной сфере деятельности, где они добились успеха. Сегодня у меня в гостях российский сомелье, основатель Русского винного клуба Роман Кривоножкин.

Я приглашаю в гости людей бизнеса, актеров, режиссеров, продюсеров, и это очень известные имена, и отзывы перед программой – ну актер, здорово. Когда я сделала анонс с программы с Вами, это был взрыв, видимо, настолько мы попали в точку, приглашая Вас, и мои однозначные комплименты Вам. Давайте разберемся, как правильно называется Ваша профессия – винный эксперт, сомелье, автор винных коллекций?

Роман Кривоножкин:

Сомелье эта профессия называется, если мы работаем в ресторане официально. Если человек работает в винотеке или в энотеке, как это за границей называется, он называется кавист, здесь четкое разделение. Если человек не работает в ресторане, не общается с гостями, не делает винные карты и не закупает алкоголь, он не может называться сомелье априори. Поэтому в данном случае как работник ресторанной сферы, то есть сферы HoReCa, я являюсь сомелье, но как сооснователь и соучредитель Русского винного клуба я являюсь больше винным экспертом, в том числе в области российских вин, то бишь возьмем Краснодарский край или Республику Крым.

Виктория Данильченко:

Как становятся кавистами или знатоками винного дела? Я понимаю так, что в старой доброй Европе это традиции, у них это в крови, мы все понимаем, что такое Италия, Испания, Франция с точки зрения винных традиций, а какой путь у Вас, как вино стало Вашей профессией?

Роман Кривоножкин:

Кавистами становятся обычно, как молодые мальчики, девочки идут просто работать, однозначно интересна же винная сфера. Потом кому-то становится еще интереснее, они заканчивают винную школу и идут работать либо сомелье, либо менеджером виноторговой компании. Сомелье становятся больше по любви, основной мой бизнес до этого вообще не был связан с темой вина, я занимался умными домами и домашними кинотеатрами, это совершенно другая сфера. Но потом получилось так, что бизнес немножко пошел на спад после 2009 года, как и у большинства людей определенных сфер, и я подумал – а что мне нравится? Я понял, что мне нравится вино. До этого я пил, как и мальчики среднего возраста с 25 до 30, виски, стандартно мальчики с нормальным доходом пьют виски. Так как виски все-таки меньше, его даже физически меньше по производительности, по наименованиям, я подумал – крепкий алкоголь, уже возраст, надо переходить на вино. Это в первую очередь по любви, по-другому работать в этой сфере вы просто не сможете, то есть если вы не любите вино, если оно вам не интересно, вы в этой сфере не добьетесь абсолютно ничего, потому что вы же за собственные деньги ездите по странам, по континентам, пробуете, то есть в первую очередь это было хобби, которое потом переросло в некую профессию.

Виктория Данильченко:

Я достаточно известна в своей области, чем я занимаюсь, и я никогда свою профессию ни на что не променяю, но мне жутко интересно про вино, какой год лучше, какой год хуже, здесь же куча нюансов, вопросов. Мне просто интересно, я хочу об этом что-то узнать, мне тоже нужно закончить какую-то виную школу?

Роман Кривоножкин:

Да. Есть как минимум 4 винные школы в Москве, одна давняя, принадлежит компании Simple, совместная, это Wine People, про нее все знают. Еще одна относительно свежая винная школа – это компания L-Wine, она называется WineState, и еще есть такая же винная школа у компании Fort и винная школа у компании Винтаж-М. Дальше вы сами выбираете, открываете интернет, смотрите, нравятся ли вам преподаватели, известные личности, такие как Денис Руденко, винный критик с большим стажем, Артур Саркисян, Анатолий Корнеев, то есть там серьезные люди, давно в бизнесе. Без винной школы даже для себя вы не сможете классифицировать свои знания, то есть как мы в институте учимся – сначала нам дают теорию, а потом мы идем работать и получаем практику, без теории можно получить практику, но тогда придется самому читать либо обложиться книжками и читать.

Виктория Данильченко:

Я вижу среди своих знакомых, что-то в Инстаграме, люди приходят, садятся, и стоит симпатичного вида молодой человек и рассказывает им про шампанские вина, у них эта батарея выставлена, и начинается дегустация. Это вообще разные вещи? Если я не хочу углубляться в дебри, я хочу красивую тему, но при этом что-то понимать.

Роман Кривоножкин:

Если вы приходите просто на такое мероприятие, назовем это дегустацией, это как кулинарные курсы в виде развлекалочки, это все интересно, захватывающе, как корпоративное мероприятие, мероприятие для друзей, день рождения, но с точки зрения знаний это абсолютно вам не даст ничего, потому что вы забудете, на следующий день у вас уже не останется особой информации.

Могу порекомендовать винный букварь, он называется «Wine Folly», по-моему, его Озон раньше продавал, в районе 1000 рублей стоит. Смысл в том, что там нет текста, там полностью инфографика, то есть вы открываете сорт, там написано – танины такие, кислотность такая, вкус, тело такое-то, это очень удобно, потому что вы можете купить бутылочку вина, открыть эту книжку и для себя разобраться, что же у вас примерно попадает с этой книжкой. Там, конечно, знания условные, они достаточно обобщенные, потому что некоторые страны отличаются, иначе бы все вино было одинаковое, если бы не отличалось по терруарности. Поэтому начинать хотя бы с этого, потом можно купить книжку по какой-то конкретной стране, в интернете есть достаточно много статей, на Youtube, то есть если захочется, можно и самообразованием получить, просто нужно будет потратить свое время и уже лично себе сказать, что я, например, люблю Италию, я сейчас Италию выучу. Конечно, вы и без винной школы выучите, просто образцы будете покупать сами пальцем в небо.

Виктория Данильченко:

Винная культура в России за последнее время претерпела какие-то изменения?

Роман Кривоножкин:

Россия относится к странам северного типа потребления алкоголя, мы ближе к финнам, к водочке. Винная культура, конечно же, претерпела изменения, но она претерпела изменения только в крупных городах, то есть это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, то есть это миллионники, потому что начали открываться все новые и новые винные бары, Нижний Новгород даже, у меня друзья в Нижнем Новгороде года 4 или 5 назад открыли один из первых винных баров, их там всего два было, сейчас их уже больше двух, то есть тренд потребления вина как культуры пошел.

Но в чем проблема – у нас более половины населения живет в условиях, когда не могут себе позволить тратить деньги на вино в таком объеме, чтобы в нем разбираться и употреблять за ужином, как это делают французы. Но француз никогда не будет пить вино за 20 евро или за 10, которое у нас уже будет стоить все 50, он будет пить вино за 5 евро. Я лично видел в Италии, приезжают на какую-то непонятную виноделенку дедушка с бабушкой, подходят к кранам с вином, там есть краны, чуть ли не как бензозаправка выглядящая станция, и стоит металлический танк, ты подходишь и наливаешь себе в пластик литр, литр стоит где-то 2,5 евро. И они такое вино пьют за ужином, потому что у них вино идет не как вино, а больше как сопровождение еды. В мишленовских ресторанах вы никогда не встретите супертопового вина под еду, вам специально не принесут великого года вино, чтобы вы вином не забили культ еды, ради чего идут в мишленовские рестораны, потому что есть вина, которые лучше употреблять отдельно, без гастрономического сопровождения, потому что либо гастрономия убьет вино, либо наоборот.

Виктория Данильченко:

Если мы говорим про культуру Франции, Италии, я много лет подряд туда ездила, и когда ездила на долгие периоды, понятно, что ты не живешь в гостинице, пользуешься супермаркетами, и я действительно наблюдала тенденцию, что бабушки, дедушки или среднего возраста люди покупали в летний период розе в совершенно разном варианте, но не более 5 евро.

Роман Кривоножкин:

Они каждый день пьют вино, у них это культура, поэтому они не будут больше тратиться, они нашли себе приемлемое вино, но я вам честно скажу, то, что они пьют за 5 евро, за 3 – это мрак, для меня это не вино. Маленький лайфхак нашим слушателям – если вы едете в поездку, вы уже тратитесь на авиаперелет, вы уже тратитесь на отель, на визу и на все прочее, не покупайте вина как минимум меньше 10 евро, ну зачем. В любой стране, в той же Португалии можно за 15 евро купить шикарнейшее португальское вино, которое вы в России за такие деньги не купите никогда. Поэтому не надо экономить 5-10 евро на бутылке, нужно наслаждаться, вы же в отпуске.

Виктория Данильченко:

Ваши слова – руководство к действию, потому что я исхожу из следующего, что раз уж я сюда приехала, лучше за эти деньги купить здесь эти вина, которые мы никогда не купим на российском рынке или купим за дорого. Я покупала в среднем 20 евро за бутылку, то есть для меня вино не есть нажраться, это удовольствие, то есть ты кайфуешь, когда пьешь хорошее вино.

Роман Кривоножкин:

Как говорится, вам для эффекта или для удовольствия.

Виктория Данильченко:

Скажу другую любопытнейшую историю. На наших курортах очень давно не была, и тут я давала мастер-класс в Ялте, прилетаю туда, селюсь в хорошую гостиницу, иду вечером в гастрономический ресторан при этой гостинице, и они говорят – вот, вина. Думаю, что же там у них один Крым, но по именам, нормального ничего нет? А они говорят: «Вы попробуйте». Я заказала и сильно удивилась.

Роман Кривоножкин:

Это случайно был не ресторан отеля «Вилла Елена»?

Виктория Данильченко:

Совершенно верно. И я подумала – вау. Что Вы мне на это скажете, что у нас сейчас вдруг российский производитель попер в гору?

Роман Кривоножкин:

У нас очень хорошо попер в гору российский производитель, я даже больше скажу, что когда случилась первая волна пандемии, очень много было ко мне обращений друзей и коллег: «Рома, где нам вина-то взять? – А что вы хотите, какой ценник? – Мы на даче, под шашлычок, ну зачем нам вино за полторы тысячи рублей, давай что-нибудь до тысячи рублей. – На акциях купите Краснодарский край или Крым, получите гораздо больше удовольствия и удовлетворения от вина, нежели вы купите иностранное вино», – потому что иностранное вино, вы же сами понимаете, таможня, акциз тех же денег стоит, а таможня не тех, и транспортные расходы сильно добавляют к стоимости. Российское вино очень хорошо за этот год продвинулось, и последние все крупные саммиты проходят исключительно в поддержку российского вина. Если мы заговорили про Ялту, то там очень хорошо с вином.

Виктория Данильченко:

Это был Павел Швец.

Роман Кривоножкин:

Павел Швец один из единственных виноделов, который сделал первое российское биодинамическое вино.

Виктория Данильченко:

А мне не нравится биодинамическое вино.

Роман Кривоножкин:

На любителя, но так как Павел является в хорошем смысле старым сомелье с большим бэкграундом, он еще является шикарным маркетологом, то есть когда Паша выступает на винограднике, его слушают даже профессионалы рынка, потому что это очень увлекательно. Он сейчас все реже и реже появляется, он сказал, что в последнее время у него большой наплыв, в этом году и в прошлом году наплыв туристов в летний период, притом посещение виноделен длится в данном случае с мая по октябрь, то есть там просто группа за группой автобусами, это нынче очень популярно.

Виктория Данильченко:

Винный туризм сейчас стал развиваться в нашей стране в том числе?

Роман Кривоножкин:

Он очень хорошо развивается, и это Крым и Краснодарский край. В Краснодарском крае мы имеем 2 топовых винодельни, это «Имение Сикоры» и «Долина Лефкадия». Смысл в том, что они вошли в 50 лучших виноделен мира в плане гастроистории, именно туристической истории, не качества вина, а как все устроено. «Имение Сикоры» – это достаточно современная винодельня с футуристическим дизайном, там все на уровне, конечно же, это интересно. «Долина Лефкадия» – у них такие площади, где растут специальные деревья, где они пытаются трюфеля посадить, специальные дубы, у них есть полностью инфраструктура, банный комплекс они недавно открыли, то есть полный пакет услуг, гостиницы у Сикоры нет, у Лефкадии есть.

Обычно в одном месте скучно, поэтому винный тур происходит по принципу приехали, поселились где-то в удобной локационной точке, если это Краснодарский край, то пусть это будет Новороссийск или Анапа, и оттуда автобусом люди ездят по винодельням.

Виктория Данильченко:

Это надо ехать, если 100 человек, а если индивидуально?

Роман Кривоножкин:

Это, конечно же, сильно дороже, потому что транспортная составляющая сильно влияет на стоимость, и виноделам принимать большую группу просто выгодно, у них же работает определенный персонал, который устраивает экскурсии, дегустации. Можно попросить vip-тур винодела, если ты с ним лично знаком, все решается тоже не без связей, то есть если вы приедете просто куда-то, вас, может быть, винодел и не встретит, вас встретит просто экскурсионный отдел, и в крупных винодельнях Абрау-Дюрсо вас тоже винодел не встретит, вас встретит экскурсионный отдел.

Но есть маленькие винодельни, где можно встретиться, пообщаться, это гораздо интереснее, то есть маленькие виноделы всегда интереснее, потому что вы их мало где попробуете, они более открыты для общения, но при этом даже мастодонты и звезды, такие как Олег Репин всегда общаются. Олег Репин – этот всея Руси винодел, это тоже Крым, он делает вино для компании – раньше было под брендом «Золотая балка», сейчас они будут называться Локо Чимбали в честь крепости, которая расположена недалеко от Золотой балки в Балаклаве. Плюс он делает вино для тебя под собственным именем Олег Репин, которое очень востребовано в определенных кругах, ценник там меньше, чем у Паши Швеца, но тоже немаленький, то есть бутылка на полке в энотеке в Москве будет стоить в районе 5000 рублей.

Виктория Данильченко:

Их вина есть в Москве?

Роман Кривоножкин:

Есть, в энотеках, если это специализированная энотека, у того же WineState есть специализированная энотека при школе, это Пречистенская набережная, у них есть Олег Репин. В Ашане вы его не найдете, в некоторых крупных ресторанах типа White Rabbit есть и Олег Репин, и Паша Швец, но это действительно топовые продукты. Не будем обижать «Долину Лефкадия» Николаевых и Сикоры, у них тоже есть премиальные продукты. На самом деле российского премиума на рынке стало достаточно много, цена, конечно, высокая, и виноделов тоже можно понять, потому что на данный момент гектар земли, не готовый под посадку винограда, который нужно еще будет приготовить, разровнять, удалить камни, провести некие определенные операции – это минимум 600 тысяч рублей за гектар, это стоимость в Крыму, я ее знаю не понаслышке. Вы сами понимаете, это длинные деньги, и ни один банк маленькому виноделу на 6 лет не даст субсидий под маленький процент, чтобы он сделал вино. Поэтому приходится повышать стоимость, цена растет, и хорошее премиальное вино переходит в стоимость дороже 2000 рублей.

Виктория Данильченко:

А с учетом того, что у нас пандемия, от этого страдает ресторанный, винный рынок, тот же самый туристический винный рынок?

Роман Кривоножкин:

Конечно, страдает, и туристические рестораны очень сильно страдают, потому что после первой волны люди вообще не знали, как они будут дальше выкарабкиваться. Не успели даже подкопить жирка, тут нас еще закрывают на 10 дней, а вы понимаете, что закрыть ресторан – это не просто так вырубить рубильник, распустить персонал и дверь запереть. Для этого нужно куда-то деть скоропортящиеся продукты, заморозку мы в данном случае не берем, надо те же самые кеги с пивом куда-то деть, то есть это большие потери, и закрыть быстро не получится. А потом еще чтобы открыть, нужно вложить определенные силы и средства, а если у вас большая сетка, это большие вложения. Тот же самый Агаларов, у него сеть ресторанов и фитнес-клубов, с ним было хорошее интервью на какой-то радиостанции, и он сказал, что у него задолженность по зарплате персоналу была полтора миллиона долларов, пришлось продать часть личного автопарка, чтобы вернуть задолженность. Поэтому на ресторанном бизнесе это отразилось очень сильно, это подтвердят все известные рестораторы, очень серьезный удар. Если нас еще раз прикроют, будет совсем тяжко.

Это тоже отразилось на винном туризме, но единственное, у нас летом немножко были послабления, поэтому винный туризм пышным цветом цвел, потому что люди, которые это проводят, говорят, что у нас уже сил нет, мы работаем по 3 недели без выходных, потому что поток, поток, поток. Раньше люди ехали в Италию, в Испанию, во Францию, сейчас возможность такая есть не у всех, это нужна либо бизнес, рабочая виза, либо собственный борт и иностранный паспорт, по-другому никак, таких людей у нас немного, соответственно, все поехали в Крым или Краснодарский край. Но лучше покупать вино в энотеках в том же Крыму, в том же Краснодарском крае, не надо покупать вино на пляже из непонятных баллончиков, потому что такое до сих пор встречается.

Виктория Данильченко:

Вы как специалист можете дать рекомендацию, как правильно купить вино человеку, который виную школу не закончил, в умные поездки не ездил, на что надо обращать внимание?

Роман Кривоножкин:

Путь винолюба развивается всегда так – сначала начинают с нового света, Аргентина, ЮАР, потому что Чили и ЮАР – это вино более низшей стоимостной категории, и оно более нажористое, там больше спирта, оно помощнее, поплотнее, и людям оно больше нравится. Все начинают с полусухих вин, будь то калифорнийский зинфандель, апулийская Primitivo, потому что это полусухие вина с содержанием спирта 15, 15,5 процентов. Поэтому это людям нравится больше, у нас до сих пор еще культура потребления сухого вина далековата, если мы не берем премиум сегмент ресторанов, то есть мы берем обычные места, тем более периферию. Если вы поедете даже в ближайшее Подмосковье, то вы там хорошего сухого вина в кафе не встретите, вам, скорее всего, предложат полусладкое грузинское, Киндзмараули, например. Могу сказать по себе, у меня одна точка находится не в центре Москвы, у меня самое популярное вино по продажам – это Киндзмараули из красных и Пино Гриджио из белых, Gavi dei Gavi – некоторые даже не поймут, что это такое. Пино Гриджио занимает первое место не в сегменте люкса и даже среднего, мы берем сейчас сегмент низший и мидл.

Для того чтобы начать разбираться для себя, нужно понять, что в первую очередь нравится лично тебе, мы же пьем не ради этикеток, как раз ради этикеток пьют те люди, которые пьют вино за очень много евро, а еще большая ошибка, что некоторые пьют достаточно дорогие вина хорошего производителя молодыми. Что такое хороший год? Например, Сассикайя, известное итальянское вино, супертоскана стоимостью 35000 рублей за бутылку, что достаточно много. Мы читаем какой-нибудь журнал, что какой-то винный критик похвалил его и поставил ему высокую оценку, но это вино великого года, например, того же 2020, это великий год, но пить вино 2020 года сейчас – это просто выкинуть деньги. Смысл хорошего вина, великого, если действительно вы хотите получить удовольствие, и у вас даже есть на это деньги, его нужно либо хранить очень долго и тогда только пить, либо лучше купить винтаж не великого года, потому что оно будет более готовое.

Классический пример шампанское Луи Родерер из Шампани Сristal, у них был великий год 2008, в свое время некоторые рестораторы говорили: «Ой, давай купим, это же великий год». Я говорю: «Ребята, его пить рано». И так получилось, что попалась эта бутылка, кто-то купил, на самом деле ему на тот момент, это было 3 год назад, лежать еще лет 10, чтобы оно было действительно качественным и классным. Старые шампанские декантируют, без перляжа – это пузырьки в игристом, его пьют без пузырьков, декантируют иногда даже час, потому что в этом есть свой определенный шарм.

Но вернемся к тому, как выбирать вино. Нужно в первую очередь посмотреть этикетку, если на фронтальной этикетке стоит год, это уже хорошо, если года не стоит, значит вино более низкой категории, потому что тогда производитель не перепечатывает фронтальную этикетку и ставит год на контрэтикетку, которая находится с оборотной стороны бутылки. Дальше нужно посмотреть, если на итальянском вине, например, на колпачке будет стоять такая марочка, она у них как некая гарантия, там будет написано 3 буковки – DOC, во Франции это означает Appellation d'origine Contrôlée, Appellation – место, где вино было выпущено, гарантирует, что вино именно оттуда, что оно не выпущено в 200 километрах, в другой области, потому что очень важно, когда виноградники и винодельня находятся максимально близко друг от друга, потому что вино не перевозится большими емкостями, тогда виноград давится, окисляется, это уже не вино. Вино перевозится в маленьких пластиковых ящиках, и если винодельня находится чуть подальше, километров 60 – это уже далеко, а то и 30, вино перевозится рефрежератором, ничего страшного в этом нет, но если его в трактор сложилось, такое иногда бывает, в лодочку так называемую, в прицеп, это уже не вино, оно подавится внизу, окислится, и можно выкидывать. Из него сделают вино, но это будет не вино.

Ориентироваться надо на цену, но сейчас уже в связи с тем, что алкоголь, как и все у нас, подорожал, до 1000 рублей можно купить вино, на скидка. Скидки бывают в Metro, Ашане, в сети ВинЛаб, лоукостерах, таких как магазины «Да!», это лоукостер питерской сети «OK», в «Перекрестках», бывают Дни российских вин. Если мы видим вино за 600 рублей импортное и российское, не нужно думать, что импортное будет лучше, это абсолютное заблуждение, ну а дальше только пробовать. Есть еще разные механизмы, но только методом собственных проб и ошибок, у каждого свой кошелек и каждый сам решает, какое вино ему пить, но купить дешевое Gavi di Gavi и там просто будет написано Gavi, это большая ошибка, потому что есть отвратительный Gavi, иногда очень много мы платим бренд. Вино за 300 евро и вино за 100 евро, если правильно выбрано, может быть за 100 даже лучше, чем за 300, просто там меньше будет составляющей бренда.

Виктория Данильченко:

Например, Кьянти, есть 2016 год, 2018 год.

Роман Кривоножкин:

По поводу Кьянти заострю внимание, дело в том, что Кьянти у нас появилось еще в 1990-х и нулевых. Кьянти – это регион, сорт винограда санджовезе, это регион в Тоскане, в Италии. Кьянти – это в первую очередь санджовезе, но санджовезе может быть Кьянти классика, DOCG, то есть достаточно серьезное, средняя цена нормального Кьянти Классико Ризерва будет 2500 рублей, а если мы придем и увидим Кьянти за 1000 рублей, то тут я бы не советовал пить Кьянти, в данном случае лучше купить деклассифицированное вино из того же санджовезе и выпить его, потому что за Кьянти с тебя все равно возьмут за бренд, в данном случае бренд как Appellation.

Шабли – это не сорт винограда, это шардоне из деревушки Шабли в Бургундии, соответственно, Сансер – это не сорт винограда, это в первую очередь совиньон блан из малюсенького городка Сансер в Бургундии. Есть такая великая шутка: «Девушка, а вы Шардоне любите? – Нет, Шардоне я не люблю, я люблю Шабли». Поэтому ориентироваться нужно на стоимость, но за тысячу рублей на скидках можно купить неплохое вино, в том же ВинЛабе.

Виктория Данильченко:

Одно время я брала бутылку вина в ресторане, оно понравилось, на оборотную сторону наводишь телефон, Vivino, и там вдруг вылезает какая-то цена, но она не то, что не соответствует, она просто диаметрально не соответствует. Условно, бутылка стоит 5000 рублей, Vivino выдает 984 рубля, и 3,75 звездочки.

Роман Кривоножкин:

Профессионалы рынка к Vivino относятся скептически, они говорят: «Вот, там такие отзывы, там не профессионалы эти отзывы ставят». Но чем очень удобно Vivino для обычного потребителя? Во-первых, там можно подписаться, это как некий винный Фэйсбук, вы для себя можете делать собственные заметки, условно, от слова нравится, не нравится, поставил 3,5 звезды – ничего, понравилось – поставил 4 звезды, себе лично написал «нравится, купил за столько».

Почему так плавает цена? Этого вина может не быть в России, и тогда эта цена будет скоррелирована европейской ценой. Человек может прийти в ресторан, выпить бокал и поставить стоимость за бокал, и тогда он очень сильно обрушит среднюю цену, то есть всегда нужно смотреть, где эта цена. Если это 5000 рублей в России и достаточно много пользователей российских, значит это вино есть в России. Если цена непонятная и там в основном пользователи иностранные, значит это, скорее всего, вино покупалось там и в Россию его завозили очень мало или не завозили вообще.

Виктория Данильченко:

Некого рода перерасчет на наши деньги.

Роман Кривоножкин:

Поэтому советую использовать Vivino правильно, то есть смотреть не просто звездочки, 4 балла тысяча человек, а читать отзывы, подписаться на первую сотню Vivino в России и потом смотреть, они становятся уже твоими друзьями по социальной сети, и ты смотришь, что этот человек, у которого достаточно хороший рейтинг, пишет про это вино, брал там-то, не очень – все, условно на этих 10 можно делать выборку и принимать решение о покупке, просто так наобум смотреть, что у вина 4 звездочки и покупать – нет, конечно.

Раньше первые места в российском сегменте занимало вино Лыхны и Апсны, это абхазское вино из сорта винограда изабелла, полусладкое, по сути, это полусладкий, ярко-ароматичный компот в прямом смысле этого слова, но до сих пор, проходя мимо «Пятерочки», я часто наблюдаю, когда люди с нижней полочки берут по акции 2 бутылочки по 420 рублей, и с этими людьми ничего не сделаешь, потому что оно им нравится, они свой вкус никогда не развивали, они как привыкли – полусладенький компотик, моей девушке нравится, а то, что на утро с этого компотика голова будет болеть, потому что это вино сделано с очень посредственным качеством, с учетом того, что в Абхазии нет такого количества виноградников, виноматериала. Нужно все использовать с чувством, с толком, с расстановкой и к Vivino относиться именно так же, как свой собственный дневничок. Я пил какое-то вино 5 лет назад, я уже про него забыл, но я его увидел, сфотографировал, мне Vivino сразу дает корреляцию, что Роман, вы это вино пили в 2015 году такого-то числа и написали про него то-то, то-то, то есть это личный записной дневник.

Виктория Данильченко:

В 2018 году Вы зарегистрировали российское энологическое общество Русский винный клуб. Что нужно сделать, чтобы стать членом этого клуба?

Роман Кривоножкин:

Если человек уже достаточно много выпил вина, ему интересно развиваться дальше, ему интересно общаться с такими же, как он одноклубниками, тогда имеет смысл вступать в Русский винный клуб. Я просто объясню, как он появился. Мы все познакомились в Vivino, в прямом смысле слова на отзыв про вино я написал тогдашнему человеку номер один Vivino Диме, говорю, давай встретимся, соберем группу. Мы собрали группу первой тридцатки Vivino, собрались раз, два, первый раз каждый приносил любимое вино, конечно же, вслепую, взакрытую. Например, собрались дорогие радиослушатели с друзьями, каждый принесет свою любимую бутылку, заверните ее в фольгу, снимите с нее колпачок, откройтесь пробку и попробуйте вслепую со своими друзьями и коллегами, как некий экспириенс и пообщайтесь, кому понравилось, кому не понравилось, это очень интересно, потому что мы падки на этикетки. Когда мы видим дорогую этикетку, у нас в мозге – значит вино должно быть однозначно вкусным, дорогим и хорошим. Это не так.

Русский винный клуб мы сделали как любители, как пользователи Vivino первой сотни российского сегмента, там же можно поменять страну, как мы говорим, уехать на гастроли, меняешь страну Vivino, и ты уже будешь третьим где-нибудь еще. У нас есть Владимир, он любит шампанское именно из Шампани, может себе позволить, он у нас первое место в России, и даже если он переезжает в другую страну, он там является тоже первым местом, он чуть ли не первое или второе место во Франции был.

Вступать в Русский винный клуб, если вы не профессионал и не любитель со стажем, смысла не имеет, если кому интересно и у него есть достаточное финансовое обеспечение, плюс у него есть свой собственный скилл, он уже много что попробовал, ему интересно пообщаться с единомышленниками, то тогда на сайте rwcv.ru, Russian wine club Vivino есть телефон нашего официального президента Константина Касаткина, обращайтесь к нему, 5000 рублей ежегодный взнос, разовый за вступление 1000 рублей. За это вы получаете некий скилл друзей, плюс посещение всяких профессиональных винных мероприятий, нас туда приглашают, На днях будет 100 российских вин рейтинга Форбс, кто в клубе, у него есть возможность туда зарегистрироваться.

Виктория Данильченко:

Спасибо Вам большое, у нас сегодня в гостях был российский сомелье, основатель Русского винного клуба Роман Кривоножкин. Спасибо огромное за то, что Вы приняли приглашение, много всего интересного рассказали, до новых встреч.