{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Кристина Гудий кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка, перевода и французской филологии, ответственный секретарь приёмной комиссии Тверского государственного университета 03 декабря 2021г.
Еще про дистант
Кто прав, студенты, требующие перехода на дистант, или родители, сомневающиеся в качестве обучения? Риск или знания? Как сочетать две формы обучения, если некоторые студенты или целые группы уходят на карантин. Выгодно ли вузу дистанционное образование? Обоснованы ли страхи преподавателей о частичной или полной замене их видеозаписями занятий? Перспективы развития дистанционного обучения в вузе.

Юлия Белозерова:

Добрый день, приветствуем вас на нашей программе «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в Год науки и технологий в рамках всероссийского проекта «Золотые имена высшей школы». И мы продолжаем с вами разговаривать о насущных вопросах, проблемах системы образования с победителями конкурса «Золотые имена высшей школы». Сегодня у нас в гостях Кристина Александровна Гудий, это представитель Тверского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка, а кроме того, что победитель нашего конкурса 2020 года, еще и ответственный секретарь приемной комиссии, человек, который знает все о жизни вуза, все плюсы и минусы о наборе, о том, что думают о тех или иных формах обучения абитуриенты. Мы продолжаем разговор о дистанционной форме обучения, мы к этому не раз возвращались в наших программах, но я думаю, что эта тема настолько актуальна, многогранна, что всегда есть необходимость выслушать разные мнения. Впереди зимняя сессия, как настроение?

Кристина Гудий:

Начинается уже предмандражный синдром у студентов.

Юлия Белозерова:

Главное, чтобы не у преподавателей. Как учится сейчас Тверской государственный университет, в какой форме?

Кристина Гудий:

Тверской государственный университет продолжает обучение очно, дистанционную форму обучения мы используем в крайних случаях, если есть случаи заболевания коронавирусной инфекцией, то тогда мы локально закрываем группы, где есть эта инфекция и случаи заражения, и там, где есть преподаватели старше 60-ти лет, то есть мы тоже их ограничиваем и бережем, они у нас в большинстве случаев преподают дистанционно, все остальные студенты и преподаватели работают в очном формате, привычном для нас.

Юлия Белозерова:

Как организует университет эти дистанционные занятия? Преподаватель приходит в вуз и оттуда читает лекции, или он из дома ведет, есть ли техническая поддержка, службы, которые оказывают помощь?

Кристина Гудий:

У нас есть техническая поддержка, преподаватели могут воспользоваться компьютерным классом и выходить на занятия со студентами из стен университета, и также есть возможность выхода, у кого есть интернет, оснащение, все необходимые гаджеты, из дома, преподаватели выходят и проводят лекции.

Юлия Белозерова:

Почему Вы стали инициатором такой темы, она Вас волнует, Вы считаете ее не до конца взвешенной, не до конца обсудили, есть какие-то моменты, уникальный опыт, которым стоит поделиться?

Кристина Гудий:

Хороший комментарий о наболевшем, потому что я являюсь преподавателем иностранных языков, и в начале того, как цифровая эпоха захватила образование, и онлайн-образование стало неотъемлемой частью нашей жизни, то было очень непривычно, очень необычно, и настолько это все болезненно воспринималось, адаптация к данному виду и подаче материала, дистанционному формату, что сначала казалось, что практические занятия, лабораторные занятия проводить будет невозможно, и визуальный контакт с аудиторией, живое общение никогда невозможно будет заменить.

Безусловно, это мнение остается, но дистанционный формат обучения настолько вошел в обиход и во все университеты и вузы, что мы видим скачок, потенциал вузов расширяется, растет, мы видим, что это только на благо всех вузов, настолько скачок и рост развития в плане учебной подачи материала, учебных процессов, образования, идем в ногу со временем и видим только перспективы. На данный момент становится все больше и больше плюсов, преимуществ, достоинств, здесь уже не стоит оппозиция качества и риски, все-таки мы уходим от этого понимания, поскольку дистанционный формат обучения не хуже и не лучше традиционного офлайн-обучения, просто он другой, к нему нужно адаптироваться и привыкнуть.

Юлия Белозерова:

Он требует особых знаний? В чем ключ успеха этого вида обучения, чтобы мы не говорили о том, что качество подготовки снижается?

Кристина Гудий:

Профессиональные компетенции преподавателя ни в коем случае не претерпевают какие-то изменения или не уменьшаются, поскольку преподаватель должен себя показать и проявить, записать видеопрезентации, видеолекции, это и затратно, и трудоемко, здесь он выступает в качестве актера, психолога, то есть в напряжении находится, поскольку дистанционный формат можно подразделить на два способа подачи материала – это может быть прямой эфир, выход непосредственно в аудитории, трансляция, либо это видеопрезентация, которая записана заранее. В любом случае нужно готовиться, и в первом случае, и во втором случае, требует времени и подготовки, но когда уже наработана платформой база, то преподавателю можно выдохнуть, материалы пригодятся и для последующих групп.

Юлия Белозерова:

Вы большая оптимистка, как только наработана база, сразу меняются ФГОСы, и начинаешь разрабатывать базу заново, что сейчас и происходит, идет очередная смена федеральных государственных стандартов, этот процесс бесконечный, итерация эволюционности, которая говорит о том, что работа ведется, хотя нам клятвенно каждый раз обещают, что следующие стандарты будут настолько универсальны, что их можно будет долго не менять, что они будут подходить для большинства вузов и будут актуальны долгое время. Но посмотрим, насколько это возможно, конечно, можно понять, что все течет, все меняется, и образовательный процесс подстраивается под это.

А как Вы оцениваете заявление некоторых родителей, особенно тех, которые платят за обучение, о том, что мы шли на очную форму обучения, не надо нам предлагать суррогатные материалы, и если ведется дистанционное обучение, то это должно стоить гораздо дешевле, и студенты, и родители просят часто скидку, чем ставят директора и экономический отдел вузов в некий ступор. И мне кажется, что ректоры этого момента боятся больше всего, когда студенты будут просить возмещение недополученных аудиторных часов. Какое Ваше мнение?

Кристина Гудий:

Жалоб сначала поступало больше, сейчас они значительно сократились. Сначала тревога, сомнения, опасения родителей были понятны, поскольку это что-то новое, а с новым мы сталкиваемся всегда с боязнью, страхом, и родителей можно было понять. Главный враг – это лень студентов, они увидели, что дети, хоть и взрослые, совершеннолетние, сидят за компьютерами круглосуточно, и у кого очень плохая самодисциплина, было тяжело организовать, и в какой-то степени контроля со стороны преподавателя здесь было не видно. Но это тоже иллюзия своего рода, потому что чтобы догнать потом материал, программу, будущее студента, обучающегося, в его руках, главное уметь эти знания получить. И здесь уже даже не важен формат очный или дистанционный, самое главное – потом стать квалифицированным специалистом, а если ты проленился, то это уже на твоей совести.

Поэтому здесь жалобы родителей понятны, но все-таки последнее время они видят большие преимущества, потому что это и гибкость, и доступность, и конкретные знания, поскольку можно выбрать курс или направление, и здесь не нужно оплачивать пять лет обучения, а вы можете конкретный курс выбрать, траекторию, я даже сейчас не только про вузы говорила, а про языковые курсы и так далее, не могу сказать, что ненужные предметы, но тем не менее мы можем траекторию своего образования выбрать сами индивидуально с личностным подходом и взглядами, экономия времени и денег все равно есть, это здесь как преимущество выступает. Поэтому комментарии и недовольство родителей немножко поутихли.

Юлия Белозерова:

Вы как человек, который занимается языками, наверняка еще занимаетесь и репетиторством, есть такой опытный или был в прошлом, и сейчас репетиторы тоже переходят в онлайн, максимально избегают личных контактов. В этой сфере качество работы не падает?

Кристина Гудий:

Я думаю, что здесь тоже неоднозначный ответ, все-таки качество можно поддерживать, личное общение ничто не может заменить, но есть даже возможность с носителем языка поговорить, вызвать видеоконференцию, выйти в зум и попросить провести диалог обучающегося и носителя языка, то есть здесь многогранность, разнообразие появляется. Плюс в том, что электронные материалы, не нужны бумажные книги, учебники, электронные материалы и пособия обновляются гораздо чаще, их легче обновить, чем бумажные книги. Здесь материал настолько разнообразный, интерактивный, что за счет даже снижения качества это берет верх, и идет скачок, получается компенсация качества за счет интерактивности и возможностей, которые дает дистанционный формат обучения. Поэтому это очень выгодно в плане экономии времени, не нужно переезжать с места на место, ученик выходит на связь, и ровно час идет занятие, график более гибкий, мобильный, можно индивидуальное обучение подобрать, то есть проблем и кардинальных палок в колеса я не увидела, то есть репетиторство не пострадало.

Юлия Белозерова:

Как выглядит сейчас рынок труда услуг репетиторов? Получается, если все работают дистанционно, то если раньше мы были привязаны территориально, и приходилось родителям выбирать из тех репетиторов, которые живут поблизости и готовые прийти к ребенку, или недалеко было до них добираться, здесь очень важный вопрос дороги, а сейчас же мы можем пригласить репетитора из Нижнего Новгорода, Тюмени, Твери московскому школьнику и наоборот, московские преподаватели вступили на равных правах в эту конкурентную среду рынка труда. Не заметили возросшей конкуренции?

Кристина Гудий:

Да, конкуренция возрастает, но это и стимулирует в какой-то степени преподавателей, они более качественно стали подходить к подготовке, к процессу обучения, они стремятся сделать свои занятия более яркими, запоминающимися, познавательными. И здесь преимущество в том, что студент или учащийся, школьник может выбрать мэтра из любой точки мира, в любом городе он может заниматься с профессионалом, который был вообще недосягаем для него, здесь есть финансовый компонент. Поэтому конкуренция есть, но она живая, то есть в своей сфере, где очень дорого, там свои люди, которые хотят заниматься, средний слой.

Юлия Белозерова:

Рынок на сегменты разбился, еще более четко это видно, и каждый находит своего клиента в своем сегменте. У нас 1 декабря Лига проводила на площадке РЭУ имени Плеханова, наше московское региональное отделение там дислоцируется, и при помощи наших коллег проходил круглый стол, он так и назывался «Интеллектуальный капитал как фактор развития страны». На этом круглом столе также затрагивались вопросы обучения, образования и культуры, иногда просвещения. Очень интересны были даже не доклады, а дискуссии, потому что участниками дискуссии были во многом члены Лиги преподавателей, мы уже друг друга хорошо знаем, и такой дружеский диалог, но выхлопом из этого диалога было два предложения. Первое – это создание методических материалов по цифровому этикету, о том, каким образом преподавателю выстраивать работу со студентами в условиях дистанционного обучения, как организовать свое цифровое информационное пространство таким образом, чтобы оставалось поле личной информации, не отдавать все 24 часа работе, это тоже важно, условно, когда ты создаешь чат из группы, и тебе студенты начинают в этот чат писать и ночью, и днем, то у тебя стираются границы между выходными, праздниками, рабочим временем. Или как приучить студентов пользоваться все-таки камерой, использовать микрофон, и вот эти наивные отговорки, что нет возможности, нет техники, всего у них нет, для того чтобы быть в визуальном контакте с преподавателем, потому что кто-то умеет разговаривать с черными окнами, а у кого-то ощущение недосказанности, потому что нет доконтрольных мероприятий, нет понимания слушают тебя или нет за этими черными окнами. У Вас есть свои рекомендации, подходы, лайфхаки в работе с цифровым пространством?

Кристина Гудий:

Если проводить экзамены или зачеты, поскольку я являюсь преподавателем иностранного языка, если это тест, письменное задание, то очень сложно уследить, списывают ли учащиеся. В плане языка проблем никаких нет, мы выводим на собеседование, наводящие вопросы, дискуссия, диалог, бытовые темы или профессиональная сфера, что мы можем обсудить со студентами, предстоящую практику, и диалог, монолог показывает уровень владения языком, здесь не ошибиться. Если это другой любой предмет, дисциплина, то преподаватель – профессионал в своем деле, он может задать вопрос, я не говорю, что каверзный, даже базового уровня, для того чтобы проверить знания обучающихся. Здесь лайфхак – это дополнительное общение, дополнительные вопросы, дискуссия, которые помогут выявить уровень владения языком.

Юлия Белозерова:

Пусть и дистанционно, но в онлайн-режиме реального времени диалог. Языковые группы обычно немногочисленные, какая у Вас максимальная численность студентов в группе?

Кристина Гудий:

От 10 до 15 максимум.

Юлия Белозерова:

Комфортно с таким количеством студентов работать в программе? Кстати, в какой программе работаете чаще всего?

Кристина Гудий:

У нас есть платформа Мicrosoft Тeams, мы проводим лекции, практические занятия, и также у нас есть платформа LMS, куда мы вывешиваем задания, тесты, наполнение, образовательный контент на данной платформе. И для проведения конференций также преподаватели используют зум, BigBlueButton.

Юлия Белозерова:

Наиболее часто встречающиеся, уже единый стандарт, можно говорить о том, что он разработан, и эти инструменты действительно просты в обращении, с понятным интерфейсом, не требуют каких-то больших сложностей в освоении. Единственное, что у них есть очень интересные дополнительные опции, о которых немногие знают и мало кто использует, как в любом гаджете, в любой программе можно творить чудеса, но об этом не все знают, какие-то дополнительные компетенции, работа в приватных комнатах, дискуссионные залы или опросы, замеры можно делать. Что-нибудь такое интересное используете дополнительно?

Кристина Гудий:

Когда была учебная конференция, и наша аудитория была частично живой, частично виртуальной, это создавала какую-то масштабность, и очень интересно, разнопланово, часть студентов могли присоединиться онлайн, часть в аудитории, также и преподаватели, соответственно, контингент гораздо шире и масштабнее. Можно было из других стран носителей языка пригласить, то есть это расширяет возможности.

Юлия Белозерова:

Есть ощущение, что все стали ближе?

Кристина Гудий:

Да, несмотря на то, что дистанционный формат, но сплочение все равно есть народов, наций, людей.

Юлия Белозерова:

В начале пандемии 2020 года, когда только-только все ушли на длительный локдаун, очень много было споров по поводу того, имеешь ли ты право требовать включить камеру у студентов, потому что это некое вторжение в личное пространство, и студенты очень болезненно к этому относятся, они хитрят, их хитрость связана с тем, что они не хотят показывать свои жизненные условия, не хотят показывать порядок или его отсутствие в комнате, не хотят, чтобы вся аудитория была приглашена в их жилище. У вас нет с этим проблем или вы спокойно, лояльно относитесь к тому, что не включают камеру?

Кристина Гудий:

В принципе лояльно, если, конечно, это экзамен, то мы обговариваем заранее, предупреждаем, что если у вас нет условий, пожалуйста, за неделю до экзамена найдите пространство, приезжайте в университет, у нас оборудованная зона есть, где вы можете воспользоваться компьютером, интернетом, то есть мероприятия широкого масштаба и важные контрольные точки, проверка знаний – это требование номер один, чтобы мы видели человека. Если это лекция, практическое занятие, уважающие себя студенты, уважающие преподавателей, включают камеры, но ситуации разные, мы тоже сталкивались с таким, что нежелание в свое личное пространство кого-то приглашать и допускать. Но тем не менее сейчас уже таких проблем меньше, все-таки собеседования, разъяснительная работа проводится тьюторами, и к этому виду работы студенты привыкли, сильных проблем нет.

Юлия Белозерова:

А с другой стороны, часть студентов обзавелись необходимой техникой для организации работы, часть студентов освоили способность использовать фон или еще какие-то способы оградить внимание аудитории к личному пространству.

Кристина Гудий:

Это очень интересно, ведешь занятие и смотришь – у тебя студенты на необитаемом острове, среди пальм, на фоне моря.

Юлия Белозерова:

Или тематические иногда подбирают, на тему лекции. А я напоминаю нашим слушателям, что в эфире программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы в рамках проекта всероссийский конкурс преподавательского мастерства «Золотые имена высшей школы», мы сегодня беседуем с Кристиной Гудий, представителем Тверского государственного университета и победителем конкурса «Золотые имена высшей школы», мы говорим о дистанционном обучении.

Кристина Александровна, так как Вы являетесь ответственным секретарем приемной комиссии, я не могу не задать такой вопрос – ведь различные приемные процедуры также были переведены на дистанционный формат, как Вы можете оценить этот подход, насколько он удобен для абитуриентов, и насколько он рационален для администрации вузов?

Кристина Гудий:

В нашем вузе существует своя информационная система, то есть через сайт приемной комиссии абитуриенты могли подать заявление о приеме, это было очень удобно, и отзывы родителей самые положительные, и отзывы абитуриентов, все очень доступно и понятно, это модный тренд, все современно, сидя дома, ты поступаешь в вуз. Уникальная возможность, и во многих вузах она есть, поэтому здесь, тем более в условиях пандемии, когда нужно было соблюдать социальную дистанцию, чтобы не было столпотворения в вузе, это нас очень выручило. Не было в коридорах очередей родителей, бабушек, дедушек, которые обычно сопровождали своих любимых детей и их поддерживали морально, здесь уже такой толпы не было, то есть это разгрузило физически приемную комиссию, операторов, которые нам помогали в приемную кампанию, и психологический момент, все-таки дома, комфортная обстановка, абитуриенты никуда не спешили и спокойно заполняли анкету, то есть здесь положительный момент, безусловно, прослеживается. Единственный момент, некому было проконсультировать и какие-то поля, которые трудны для понимания или не сразу понятно, что нужно вводить, абитуриенты когда затруднялись, звонили на «горячую линию» приемной комиссии, мы объясняли, и все справились.

Юлия Белозерова:

Реально было дозвониться, как много операторов работало одновременно?

Кристина Гудий:

У нас 14 операторов плюс еще многоканальная связь в приемной комиссии, телефония, 3 оператора.

Юлия Белозерова:

Надо же еще и справиться с этими технологиями, например, в этом году у меня был опыт, мы с моей молодой родственницей подавали документы в колледж, но тем не менее во избежание каких-то накладок мы приехали в приемную комиссию, мы делали все сами на компьютере, но за спиной стоял консультант, который подсказывал или сканировал документы, это было очень комфортно и здорово. Не знаю, сами бы мы справились, но, наверное, справились, куда бы мы делись, позвонили, какие-то вещи уточнили, но я согласна, что это удобно. А как насчет нововведения 2021 года об одной волне поступлений, я слышала разные мнения об этом? Как у вас сложилась ситуация, не было ли ажиотажа, необоснованных ожиданий, все ли бюджетные места были заняты?

Кристина Гудий:

Были моменты, которые ввели в заблуждения и затруднения, поскольку решение нужно было принимать ежеминутно, ежесекундно, и были казусы. Наша система не полетела, не было накладок, ничего не зависло, то есть как мы должны были предоставить результаты, списки поступающих, так они у нас были все вовремя вывешены, но некоторые вузы за счет того, что очень большой поток информации, разные каналы обработки информации, дети не могли отследить рейтинг, то есть было очень сложно. Они были на 6 вечера десятые, а на утро следующего дня оказались уже в конце рейтинга, то есть одна волна, как показала практика, достаточно сложно, нужно адаптироваться, понимать, и некоторые остались за бортом, это рискованная ситуация, ее тоже нужно продумывать и прогнозировать. Вот здесь подойдет пословица – лучше синица в руках, чем журавль в небе, то есть где вы точно проходите, вы уверены и есть уверенность, что вы в рейтинге высоко, лучше оставить свои документы там, нежели гнаться за более престижными вузами.

Юлия Белозерова:

В этом году как раз все побежали за синицей, журавли ощущали недобор на бюджетных местах, в чем казус был этого года, что все перестраховались, побоялись рисковать и рванули в те вузы, где пониже рейтинг был, пониже проходные баллы и пытались там попытать свое счастье, а там оказался такой наплыв заявок, что на достаточно серьезное количество пунктов выросли конкурентные баллы ЕГЭ. Любой экзамен – это всегда лотерея, а тут еще двойная лотерея. Как Вы считаете, не надо ли абитуриентам вводить какие-то курсы, обучающие практики логики поведения в плане подачи и использования всех этих дистанционных технологий, потому что надо же еще сообразить, куда смотреть, куда бежать, что отслеживать, где смотреть свой рейтинг, особенно если пожилые родители или некому помочь, может быть, сирота ребенок, насколько там кураторы позаботятся о нем. Дети не всегда могут разобраться даже с той информацией, которая в приемной комиссии выложена, я сама захожу в вуз, кто-то просит уточнить моменты, я захожу на сайт приемной комиссии и не у каждого вуза нахожу нужную информацию, хотя я примерно понимаю, что смотреть, а уж родителей абитуриентов совсем паника иногда накрывает. Какая инфраструктура в вузе должна быть создана, для того чтобы через тернии технологий все-таки все дошли за знаниями?

Кристина Гудий:

Конечно, удар приходится на приемную комиссию, и у нас есть центр молодежных инициатив, нашему вузу повезло в этом плане. У нас студенты-волонтеры работают все лето, помогают нам, такая психологическая поддержка, помощь, и даже иногда доброе слово приятнее абитуриенту, нежели разобраться в технике заполнения анкеты, поддержать, ободрить, и волонтеры очень помогают нам в этом, ведут абитуриентов и родителей, консультируют, отправляют к операторам, к нам, мы всегда говорим и по телефону, что если у вас есть возможность, уважаемые родители, приезжайте в приемную комиссию, мы лично вам все расскажем, дадим буклетик, информационную справочку, то есть все по полочкам разложим, потому что в таком объеме информации разобраться самостоятельно крайне тяжело. Самый достоверный источник информации – это приемная комиссия, и мы Дни открытых дверей проводим, и инструктаж о том, как подавать, как вести себя на экзаменах, желаем удачи, пытаемся настроить на позитивную волну всех абитуриентов. У нас есть факультет психологии, и студенты, которые уже обучаются у нас, помогают будущим абитуриентам, проводят профориентационные мероприятия, выявляют будущую профессию, которая будет подходить максимально близко, какие предметы ЕГЭ можно выбрать, и сотрудники приемной комиссии также отвечают на все вопросы.

Юлия Белозерова:

Как оцениваете вклад единого государственного экзамена в упорядоченность системы поступления, ее прозрачность или наоборот, это перегружает систему?

Кристина Гудий:

Сначала были ярые противники единого государственного экзамена, но с каждым годом мы к нему привыкаем, как говорится, человек привыкает ко всему, критерии расширяются, здесь тоже проработка идет, кто отвечает за это, кто разрабатывает критерии единого государственного экзамена, специалисты и эксперты усовершенствуют это все, и преподавателям, жюри легче оценивать работы. Оценивание становится более объективным, субъективизм уходит на второй план, и при поступлении с результатами ЕГЭ в плане обработки информации легче сотрудникам приемной комиссии. Когда абитуриент не набирает нужное количество баллов, здесь мы можем только пожать плечами, посочувствовать. Когда у ребенка недобор, это трагедия, и мы с абитуриентами тоже испытывает личную трагедию.

Юлия Белозерова:

Как Вы оцениваете уровень подготовки как филолог по русскому языку или иностранным языкам тех абитуриентов, которые более высокие баллы ЕГЭ получили, они действительно более знающие и дальше занимаются лучше других?

Кристина Гудий:

Как показывает практика, да.

Юлия Белозерова:

Все-таки объективность налицо. Я поняла, Кристина Александровна, что Вы поборник дистанционной формы обучения, это возможность, любые действия зла запряжены в тележку добра, и эта тележка добра будет нас вести в лучшее будущее. Давайте поговорим о перспективах дистанционных форм обучения, в чем Вы их видите?

Кристина Гудий:

Я думаю, что это светлое будущее, и оно нас ждет. Дистанционный формат обучения сейчас равноправен и выходит на одну ступеньку с офлайн-обучением, и уже работодатели, университеты не делают разницы и препятствий в том, что обучающие получают дистанционный формат обучения. Расширение возможностей дает перспективы трудоустройства, можно выбрать разные курсы и стать образованным человеком во всевозможных сферах, и как и во всем мире, удаленка, дистанционное обучение ни в коем случае не откатывает нас назад, а наоборот, только вперед, только в светлое будущее. И перспектива в том, что цифровой след будет все расти и расти, и мне кажется что даже спектр профессий будет увеличиваться, то есть если сейчас мы не можем стать врачом или инженером, дистанционно получить такое образование крайне тяжело, то, возможно, со временем мы придем к тому, что все профессии можно будет получить, обучаясь в дистанционном формате.

Юлия Белозерова:

Еще и новые виды профессий. В этом году при поддержке Министерства науки и высшего образования Южный федеральный университет стал площадкой для повышения квалификации преподавателей, и члены Лиги преподавателей высшей школы, и победители конкурса «Золотые имена высшей школы» приняли участие в этом повышении квалификации, и программа, которую проходили, так и называлась «Дистанционное обучение: компетенции преподавателя». Прошли обучение более 200 человек, это уже хорошая традиция, потому что в прошлом году мы реализовывали 3 дистанционных курса, обучение дистанционное, преподаватели были со всей России. В прошлом году Лига проводила такое обучение, мы реализовывали 3 курса для начинающих преподавателей, курс молодого бойца, это дидактика высшего образования, стратегические ориентиры развития высшей школы, и третий курс тоже касался специфических компетенций преподавателя.

В плане ДПО, дополнительного профессионального образования, дистанционные формы настолько востребованы, что люди уже избегают очных форм обучения, потому что это слишком обременительно, это сложно с точки зрения отрыва от производства. Если бы Вам дали выбор пройти курсы повышения квалификации, кстати, как часто Вы, как преподаватель, учитесь?

Кристина Гудий:

Раз в год стабильно, и по собственной инициативе, и по производственной инициативе вуза.

Юлия Белозерова:

Для преподавателя такие курсы бесплатные?

Кристина Гудий:

Да, у нас институт непрерывного образования, и у нас очень большой спектр предложений, курсов, и для абитуриентов тоже подготовительные курсы.

Юлия Белозерова:

А если бы Вам дали выбор, какие бы Вы курсы выбрали – с дистанционной формой обучения или с очной?

Кристина Гудий:

Я бы выбрала дистанционный формат обучения. Совершенно недавно прошла курсы повышения квалификации, и было так удобно, что я могла запись посмотреть, допустим, это совпадало с моим рабочим графиком, и я потом включала запись и просматривала нужный материал.

Юлия Белозерова:

Единственное, с чем бы я не согласилась, если бы вам предложили такой курс повышения квалификации, который бы содержал очень мощный компонент, связанный с культурной программой, это академическая мобильность, поездка в другие регионы для встречи с такими же преподавателями, может быть, в другую страну для изучения зарубежного опыта, вот здесь очная форма дает дополнительные бонусы. И так как в 2020 году у нас не было очной церемонии награждения из-за пандемии, мы пригласили всех победителей, в том числе 2020 года на церемонию этого года, для того чтобы у них была возможность поучаствовать, все-таки немножко атмосфера другая. Вы также принимали участие в этой церемонии, Вы могли бы сравнить ту дистанционную церемонию награждения, которая была проведена на площадке ММСО в 2020 году, и очную в Доме ученых?

Кристина Гудий:

Смешанный формат награждения этого года произвел неизгладимое впечатление. Во-первых, был живой контакт, душевность, ни один компьютер не передаст всего этого, было очень приятно увидеть экспертов, министра, которые свои записи выслали, мы смогли их обращение послушать, увидеть, и вот это колоссально. Смешанный формат, где присутствует и очный формат, и дистанционный, на мой взгляд, это идеальное сочетание. Поэтому самые лестные отзывы, было потрясающе, атмосферно, и я думаю, что за виртуальной реальностью будущее.

Юлия Белозерова:

Такой контакт между профессионалами очень важен в очном формате, мы это реализуем в рамках семинаров, межвузовские семинары, которые мы проводим ежегодно, но в прошлом году мы планировали провести такой трехдневный семинар, уже все было организовано, но не получилось этого сделать из-за того, что Сочи был закрыт, на конец мая было запланировано мероприятие, нам пришлось в дистанционном формате проводить, и даже на площадке Мediametrics мы делали несколько длинных методических марафонов, достаточно интересно, и записи сохранились.

В этом году у нас был семинар в Москве, который проходил, приняло участие 44 человека, представители в основном руководств региональных отделений, в будущем году мы также планируем очный формат трехдневного семинара, и когда все живут в одном пансионате, когда есть возможность не только учиться, общаться и работать, но еще и отдыхать вместе, знакомиться, обмениваться какими-то мыслями и идеями, в этот момент создается очень много интересных межвузовских проектов, сотрудничеств, прорывные идеи, и после этих семинаров у нас возникают новые рабочие группы, новые научные исследования, новые проекты, это бурлящий поток идей, и я Вас приглашаю принять участие, думаю, информация в марте появится, когда будет такой очередной семинар.

Так как наша передача подходит к концу, Кристина Александровна, предоставляю Вам финальное слово.

Кристина Гудий:

Спасибо большое за предоставленную возможность, и я очень рада, что у меня теперь такой опыт появился общения с аудиторией, выступление на радио, и желаю Лиге высшей школы процветания и всем всего самого хорошего, новых проектов, неважно, будут они очные или дистанционные, чтобы у всех все получалось, чтобы все было интересно, познавательно в жизни, неважно, какой формат, главное, чтобы это все было с душой, и чтобы знания пригодились в жизни.

Юлия Белозерова:

Мы сейчас с Вами в онлайн общаемся, а мне кажется, какая-то определенная теплота и душевность есть в нашем разговоре. Мне хотелось бы поздравить Тверской государственный университет с тем, что такие лучезарные, источающие доброту, оптимизм преподаватели, молодые, перспективные, к тому же уже и заслуженные преподают в этом вузе, являются сотрудниками Тверского государственного университета. С вами была Юлия Белозерова, заместитель председателя Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы и победитель конкурса «Золотые имена высшие школы».