Алексей Ходорыч:
Добрый вечер, уважаемые зрители, слушатели, в эфире снова программа «Классное детство», детское издание «Классный журнал», и сегодня у нас в гостях Светлана Аркадьевна Дзюбинская, Департамент государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры. Сегодня мы будем говорить о поддержке печатных СМИ. Минцифры, а Роспечать долгие годы занимается поддержкой и детских, и взрослых печатных СМИ, в связи с этим очень часто у тех, кто не в теме, возникает вопрос – а зачем вообще что-то поддерживать? Наверное, Вы с таким вопросом сталкиваетесь?
Светлана Дзюбинская:
Да, конечно, сейчас конец года, идет очень много отраслевых мероприятий, подводятся итоги года, и на других площадках очень часто задаются вопросы о том, что мы же идем в цифровизацию, и мы действительно туда идем хорошими уверенными шагами, и это правильно, мы должны предоставлять качественный контент на всех площадках, он обязательно должен присутствовать в интернете. Но ведь когда мы сегодня говорим о печатных СМИ, в понимании людей это газета или журнал, и все.
Сегодня печатные СМИ – это некая лаборатория, медиагруппа, определенный кластер, где вырабатывается интересный, качественный контент, где создаются интересные истории для читателя, полезные, для деток, для взрослых, необходимая жизненная информация, и она распространяется не только в газете или журнале, обычно газета или журнал выступает материнским брендом, основной площадкой, а далее вся эта информация идет в социальные сети, где представлены все наши газеты и журналы, на интернет-сайты, которые также имеются у каждого издания. Сегодня уже даже в самых-самых далеких селах, поселках районные, городские газеты имеют эти ресурсы, они представлены в мессенджерах, Тelegram, WhatsApp, это уже сообщества, объединяющие аудиторию, для которой эта информация интересна и востребована. Поэтому воспринимать печатную прессу только как печать сейчас уже не совсем корректно, это такие конгломераты, фабрики качественного и самое главное выверенного контента. И пандемия несмотря на то количество неприятностей, которые она нам принесла, послужила лакмусовой бумажкой, когда общество еще раз подтвердило востребованность на качественный, объективный, профессионально подготовленный, выверенный экспертами контент и информацию, и именно в этот период, когда мы сидели дома, когда было огромное количество источников, люди выбирали сайты и платформы профессиональных средств массовой информации, в том числе печатных. И у абсолютного большинства печатных изданий аудитория их интернет-сайтов, социальных сетей выросла у кого-то на 50 процентов, у кого-то выше, у кого-то чуть ли не в два раза выросла аудитория, то есть таким образом аудитория сама показала, что это действительно профессионально работающие организации, специалисты в своем деле.
Мы всегда должны учитывать, когда говорим, что время печатной прессы прошло, о том, что у нас все-таки 23 процента населения, по разным статистическим опросам, 20, 18, 23, не пользуются интернетом по разным причинам, где-то его нет, кто-то принципиально не хочет пользоваться интернетом, у кого-то есть какие-то ограничения по здоровью, может быть, это дополнительных усилий требует, поэтому эта категория тоже должна получать информацию из других источников, и государство должно обеспечить предоставление информации в соответствии с Конституцией. Кроме того, когда мы говорим, что нет совсем печатных СМИ, они уже умирают, они на последней миле – давайте посмотрим статистику. Я сегодня специально посмотрела, у нас по данным Роскомнадзора на 16 ноября в стране действует более 38 тысяч печатных изданий, а по данным Российской книжной палаты, которая собирает обязательный федеральный экземпляр печатных изданий, газет, журналов, бюллетеней, сборников, посылает обязательный федеральный экземпляр почти 12,5 тысяч газет и журналов в общей сложности, из них 6,7 тысяч газеты, 5,7 тысяч журналы. Общий среднеразовый тираж, когда складывается тираж одного номера, если сложить тираж одного номера вот этих 12,5 тысяч изданий, то тираж получается 163,8 миллиона, это говорит о том, что 163 миллиона подписчиков есть у этих изданий, и говорить о том, что они не развиваются и уже не востребованы, это некорректно как минимум. Поэтому государство поддерживает не только печатную прессу и ресурсы этих издательских домов, которые присутствуют в сети интернет, другие платформы мы не поддерживаем, тем не менее в сети интернет сайты изданий тоже поддерживаются. И здесь еще нельзя забывать о социальной миссии, это делаю и электронные СМИ, но и печатные издания реализуют огромное количество социально значимых проектов, направленных на здоровый образ жизни, на пропаганду чтения, у нас был Год добровольца, и очень много было интересных проектов, посвященных экологическому, духовно-нравственному воспитанию, пропаганде памятных дат в нашей отечественной истории и культуре, и много-много других тем, те же самые приоритетные национальные проекты, государственные программы, межнациональные отношения, пропаганда национальных языков, привлечение деток к тому, чтобы учили не только русский язык, но и национальные языки, если это какие-то территории, республики, то есть очень много делается печатными изданиями. Они у себя на территории становятся общественными центрами, куда приходят и с идеями, и с радостями, и с какими-то проблемами, и люди знают, что там всегда помогут, и если не сами, то хотя бы помогут решить эти проблемы, поднять их, обсудить, выработать какие-то подходы к решению.
Алексей Ходорыч:
О смерти печатных СМИ говорить рано хотя бы потому, что в других развитых странах, допустим, в США и Европе печатные СМИ по-прежнему издаются, читаются, выписываются.
Светлана Дзюбинская:
Мы идем наравне со всем миром, мы не хуже и не лучше, у нас такие же тенденции, у нас так же немножечко снижаются доходы от продажи тиражей и рекламы в печатных версиях, но при этом прирастают доходы издательских домов от продажи рекламы на их интернет-платформах. Но при этом нельзя забывать, что во многих даже крупных и очень цифровизированных центральных федеральных печатных издательских домах доходы от печатных версий, то есть от реализации тиража, от рекламы в печатной версии составляет не менее 50 процентов, это базис бюджета организации.
Алексей Ходорыч:
Я хотел бы еще отметить особую роль поддержки именно детских СМИ, здесь ситуация отличается от взрослых тем, что в детские СМИ рекламу не дают и никогда особо не давали.
Светлана Дзюбинская:
Это не принято, и если даже это будет, хотя кто-то пробует, недавно был Форум региональных и этнических СМИ, проводила Гильдия этнической журналистики, Маргарита Лянге, и там был круглый стол, посвященный детским национальным СМИ, и есть такой опыт у региональных издательств, очень аккуратный, они очень тактично пытаются, по крайней мере на сайтах, на своих интернет-ресурсах представитель какие-то товары для деток, но это нужно делать крайне аккуратно.
Алексей Ходорыч:
Но все равно это штучно, потому что у «Классного журнала» тоже есть такой опыт, Ростелеком, допустим, у нас есть раздел «Классный интернет», где под их логотипом мы делаем обзор сайта, МТС с нами работает, но нельзя сказать, что это промышленный постоянный поток, это все очень разовое, и нельзя говорить, что это какая-то экономика. И почему для детских СМИ эта поддержка очень важна, Вы во второй части Вашего высказывания сказали, что нарастает и интернет-реклама у взрослых СМИ на их сайтах, а дело в том, что дети как раз в интернете ничего не читают, поэтому нет детских сайтов, которые очень посещаемые. Есть исследование, что дети в интернете смотрят видео, общаются и играют, какого-то сайта с детскими рассказиками, конкурсами, которые дети читали бы, туда бы давали рекламу, такого тоже нет. Поэтому если предположить, что государство вдруг перестанет поддерживать, то по детским это ударит в первую очередь.
Светлана Дзюбинская:
Конечно, мы прекрасно это понимаем и в первую очередь уделяем внимание таким изданиям, низшим сегментам, как литературно-художественные издания, которые в такой же ситуации находятся, культурно-просветительские издания, посвященные музеям, музейному делу, культуре, истории, это тоже очень важный сегмент печатных СМИ, и, конечно, детским изданиям. По данным Российской книжной палаты, ИТАР-ТАСС, у нас в первом полугодии 2021 года выходило 93 газеты для детей и 165 журналов для детей, среднеразовый тираж газет (суммированный тираж одного номера) составлял 1,3 миллиона экземпляров, среднеразовый тираж 165 журналов составлял 2,6 миллиона экземпляров, достаточно приличные показатели, учитывая, что это только печатные версии, а заходы на сайты, и к вам тоже на сайт «Классный журнал», любой другой журнал приходят детки.
Алексей Ходорыч:
И взрослые, библиотекари.
Светлана Дзюбинская:
Есть какие-то конкурсы, те же самые рисунки можно отправить и по почте, и на сайт прислать, много всяких других активностей, поэтому детская пресса у нас жива, и мы счастливы, что мы смогли благодаря, может быть, не очень большой поддержке, но тем не менее сохранить и наши старые бренды, которые всем уже полюбились, которые имеют своих читателей и сохраняют этих читателей все годы, это «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный техник», «Пионерская правда». И новые здания, которые возникли в 90-е годы, очень большой сегмент изданий, которые возникли на основе наших мультфильмов «Маша и Медведь», «Смешарики», издательский дом «Лев» выпускает, Лев Николаевич Елин, у них целый спектр этих журналов, боюсь ошибиться, порядка 12-16 изданий.
Алексей Ходорыч:
Важный еще аспект, есть такая тенденция, что тиражи печатных изданий снижаются, но детские журналы, возможно, даже когда люди в космос полетят, они будут их там листать, потому что для ребенка все-таки бумага играет большое значение. Я даже по себе сужу, утром смотрю что-то на сайтах, в «Коммерсанте», «РБК», «Ведомостях», но вряд ли кто-нибудь за детскими СМИ будет обращаться на сайты в ближайшей перспективе. И здесь очень важно, что Минцифры каждый год поддерживает конкурс детских СМИ «Волшебное слово».
Светлана Дзюбинская:
Есть у нас такой конкурс, эта идея возникла 7 лет назад, и он сейчас серьезно прирос по количеству участников, мы всегда агитируем детские издания принимать участие, поскольку в получении государственной поддержки именно Минцифры у нас есть определенное ограничение по организационно-правовой форме, мы можем поддержать всех, кроме государственных и муниципальных учреждений, все детские издания и другие издания, выходящие в этой форме, поддерживаются из бюджетов субъектов Российской Федерации и из муниципальных бюджетов, чтобы не было двойного финансирования, есть такое разграничение, то в конкурсе могут принимать участие абсолютно все. Завершается этот конкурс ежегодным фестивалем детских СМИ, в прошлые годы, до пандемии, он проходил на базе всероссийского лагеря «Орленок», была замечательная теплая история с большим количеством детей, и детки могли познакомиться с огромным спектром изданий из разных субъектов Российской Федерации, например, журнал издается в Башкирии или Татарстане, в Пензенской области, Самарской области, а дети были со всех регионов России, многие потом выписывали, кому понравилось, издатели говорили, что приросла подписка.
Алексей Ходорыч:
Вы же когда ходили по выставке, это же очевидно, что дети с большим интересом изучают, и главное, что они действительно часто не знают, сколько изданий у нас издается, и все в большом восторге, что их очень много. Я клоню к тому, что детские СМИ, что бы не говорили те, кто считает, что уже все, цифровизация…
Светлана Дзюбинская:
Сейчас на рынке мы наблюдаем два стабильных сегмента – это детские издания и издания для старшего поколения, для пенсионеров, ветеранов, видимо, там есть определенная аудитория, где людям комфортнее читать печатное издание, и детки тоже, потому что в детских изданиях очень много прикладных активностей: вырежь, приклей, раскрась, сделай что-то из журнала, из странички своими руками. Можно, наверное, это все и в интернете делать, но ученые уже много раз приводили эти исследования, что при чтении электронных ресурсов и при чтении бумажной книги или газеты, при просмотре видеоряда задействованы разные отделы нашего мозга, то есть там уже вступают нейровещи. Поэтому если мы хотим быть хомо сапиенсами, все-таки нужно читать, не только смотреть видео, не только играть, но и читать и пополнять свой словарный запас, обогащать свой внутренний мир, расширять свой кругозор, потому что это самое важное в жизни, сформировать у ребенка до определенного возраста разные интересы и дать базу для широкого кругозора, чтобы ребенку было интересно, самое страшное, когда ребенку и потом уже подростку просто ничего неинтересно, а вот вызвать этот интерес можно попробовать. У нас очень много детских изданий, посвященных технике, животным, литературе, каким-то подделкам, мастерству, сделать своими руками, просто нужно понять, что интересно вашему ребенку.
Алексей Ходорыч:
При чтении не на экране совершенно иначе все воспринимается, потому что даже молодым и среднего возраста подчас сложно сосредоточиться, потому что все пиликает, все приходит, везде нужно отвечать, а пожилых это еще сильнее отвлекает. А газету как открыл, и ты уже никуда не перескочишь, ни на какую почту, мессенджер, ты спокойно вникаешь, погружаешься, читаешь.
Светлана Дзюбинская:
Я не очень люблю слово пожилой, мы живем в таком интересном мире, что порой сложно определить возраст человека. Мне самой уже 50+, поэтому неизвестно куда нас отнести, но мы же не выглядим пожилыми.
Алексей Ходорыч:
Сейчас все смещается.
Светлана Дзюбинская:
Мы смотрим на людей даже 60+, не знаю, корректно это или нет, это самый активный возраст, это люди, имеющие колоссальный опыт, колоссальные способности, колоссальные возможности, и мне кажется, это цвет нашего современного общества, все очень активны. Маргарита на том же форуме рассказывала, или представители Удмуртии проводили конкурс, у них была прекрасная 90-летняя дама, которая ведет свой блог, посвященный национальной культуре, что-то в этом направлении, и прекрасно себя при этом чувствует, и наверняка она книги и газеты читает, то есть мир поменялся, уже нет этого возрастного подразделения.
Алексей Ходорыч:
Я ни разу не хвастался, много лет мы участвуем в «Волшебном слове», я никому не говорил, но когда гран-при получают другие издания, причем по нескольку раз, там жюри максимально строгое, я сам когда был в жюри, знаю, что иногда какие-то доли решают, кто окажется впереди. И я с годами даже рукой махнул, подумал, значит не судьба, но в этом году «Классный журнал» стал лучшим детским изданием России, гран-при конкурса. Всех остальных победителей вы можете посмотреть на сайте Союза предприятий печатной индустрии или просто вбейте «конкурс «Волшебное слово 2021»», и вы узнаете, кто лучшие издания для младших школьников, для средних, старших, школьные издания, литературные альманахи, очень много хороших изданий, так что подписывайтесь, покупайте.
Светлана Дзюбинская:
Почта России стала делать отдельные каталоги уже на протяжении нескольких лет по детским изданиям, это тоже очень интересно, и это работает. Но тут все зависит от участия издательств в продвижении своей подписки совместно с Почтой России, но эффект есть.
Алексей Ходорыч:
Как раз на программе перед Вами была Почта России, очень интересно рассказывали, там и лендинг появится, сопряженный с сайтом Почты России, где наконец-то все люди России смогут посмотреть, полистать, у них и раньше был этот каталог, но там было очень кратко, а тут вы можете полистать, посмотреть, изучить.
Светлана Дзюбинская:
Они доработали эти описания по каждому изданию, чтобы читателю было проще ориентироваться, чтобы это были не повторяющиеся слова издания для детей и подростков, а все-таки специфика издания была выражена, чем одно издание отличается от другого. Есть определенное ограничение по словам в подписных каталогах, и постарались максимально емко выразить суть содержания того или иного журнала, детской газеты. Детские каталоги привлекают, все-таки там такая обложка с детками, они сами по себе интересные, обложки журналов представлены.
Алексей Ходорыч:
Когда вынесли это в отдельный каталог, они говорят, был довольно большой прирост, и Почта России считает, что есть куда расти, это лишь немногое, что мы назвали из того, что они делают. Для России с большими территориями и особенно с учетом того, что розница, как ни крути, ужимается, роль почтовой доставки начинает возрастать.
Светлана Дзюбинская:
Подписка – это определенная стабильность для издания. У нас есть издания, у которых подписка составляет порядка 90 процентов, то есть ты уже не зависишь от разового спроса, купит человек твое здание в киоске или в магазине или нет, ты четко знаешь, что 90 процентов тиража – это твой постоянный читатель, который заплатил свою денежку за труд журналистов, за труд сотрудников.
Алексей Ходорыч:
Недавно был объявлен прием заявок на субсидии, расскажите про это.
Светлана Дзюбинская:
В этом году мы раньше объявляем прием заявок, печатные СМИ могут подать свои заявки через портал государственных услуг, госуслуги, заявки принимаются уже с 1 декабря, окончание приема заявок в 18.00 31 января 2022 года, 8 декабря в 10.00 у нас проходил вебинар.
Алексей Ходорыч:
Запись будет потом куда-то выложена?
Светлана Дзюбинская:
Не думаю, что там нужна будет запись, по требованию издателей.
Алексей Ходорыч:
Сколько зарегистрировалось?
Светлана Дзюбинская:
Порядка 330 участников. В прошлом году мы поддержали 59 детских изданий.
Алексей Ходорыч:
Получается, что не все детские издания подаются?
Светлана Дзюбинская:
Конечно, не все, есть же еще сегмент кроссвордов, мы стараемся поддерживать детские издания, где есть содержательная литературная часть, научно-популярная часть, исследовательская часть, развивающая часть. Поскольку у нас на всю государственную поддержку 500 миллионов, то есть это на все издания, и детские, и литературные, и общественно-политические, то у нас разработаны критерии, утверждены правила, и мы действуем в соответствии с этими документами.
Алексей Ходорыч:
В прошлом году я предложил внести в перечень номинаций школьные издания, в этом году впервые была такая номинация. А школьные издания могут подаваться на поддержку, если они информативные?
Светлана Дзюбинская:
Это не конкурс, это поддержка государства, это издание, которое должно быть зарегистрировано как СМИ, должно постоянно выходить, субсидия дается издателю, она идет через федеральное казначейство, через электронный бюджет. У школьных изданий нет юридического лица, мы же компенсируем заработную плату, печать, то есть там немного другая структура.
Алексей Ходорыч:
Но бывают же школьные издания, которые всем этим обросли.
Светлана Дзюбинская:
Школьные издания не могут этим обрасти по причине того, что они выходят при образовательных учреждениях, а образовательные учреждения у нас финансируются как бюджетные учреждения, практически все, поэтому отдельного юрлица нет ни у одного школьного издания, это я со всей ответственностью отвечаю. Если только это может быть какая-то школьная газета, общая, для регионов, но их единицы.
Алексей Ходорыч:
Только что закончилась выставка Non/fiction в Гостином дворе, очень интересное было мероприятие, где Департамент предпринимательства совещался с издателями, что можно было бы сделать, чтобы все это развивать, в том числе и за границей, и Алексей Анатольевич Фурсин, руководитель этого департамента, у него есть дети, сказал, что очень заинтересован в поддержке детского чтения, что же нам сделать, чтобы развивать чтение, может быть, об этом подумаем. Я после встречи к нему подошел, сказал, что вам, наверное, нужно обращаться в Минцифры, там эта программа уже который год рассматривается. Все-таки есть ли у нас перспективы поддержки детского чтения, эту же программу разработали?
Светлана Дзюбинская:
Эта программа разработана, есть концепции, есть программа поддержки детского чтения, и мероприятие уже реализуется много лет, у нас на фестивале «Красная площадь», на Московской международной книжной ярмарке, на ярмарке Non/fiction в этом году большие экспозиции посвящены детским издательствам, есть отдельные площадки, где стоят наши детские издательства, ведущие книготорговые организации, реализующие детскую прессу, и такие площадки у нас есть практически на всех этих трех выставках, и там присутствуют чаще всего более 40 детских издательств, даже более 60 на площадке детской литературы на «Красной площади» обычно принимают. Там очень интересная программа, всегда содержательная, всех приглашаем, рекомендуем, приходите с детьми, очень насыщенная программа, приходят авторы, можно взять автографы, проходят детские спектакли, детские конкурсы, дети читают стихи, там много содержательных мероприятий, презентации новых произведений, интересные презентации по обучающей, учебной литературе.
У нас есть такие мероприятия, как фестиваль «Волшебное слово», есть точно такие же мероприятия в сфере книгоиздания, которые ежегодно проходят и поддерживаются Минцифрой России. Я так понимаю, что Вы про Минпромторг говорили.
Алексей Ходорыч:
Я просто вспомнил, что на каком-то этапе реализацию туда передали.
Светлана Дзюбинская:
У нас есть стратегия «Индустрия детских товаров», и там есть план реализации этой стратегии, и в этом плане есть пункт о поддержке организаций и издающих, выпускающих мультипликационные продукты, которые используют отечественные образы, литературные и художественные, поэтому если Минпромторг хочет, он может реализовать этот пункт плана, и все будет хорошо, Лев Николаевич Елин участвовал в разработке этого плана.
Алексей Ходорыч:
Но меня больше интересует не эта часть, а поддержка чтения. Вы правильно сказали, что уже многое делается, но все-таки эта программа была более масштабная, она может в полную силу заработать?
Светлана Дзюбинская:
Она существует, она реализуется поступательно, мы очень надеемся, что будет еще какое-то дополнительное финансирование на эту программу, но в настоящий момент мы ее реализуем, частично какие-то мероприятия.
Алексей Ходорыч:
Я не знаю, насколько это принято в сфере государства, но может быть действительно попытаться с Москвой посотрудничать, или так не принято?
Светлана Дзюбинская:
Эта программа создавалась как раз при участии всех заинтересованных органов власти, и Министерства образования и науки, и Министерства просвещения, Министерства культуры, то есть не одно Министерство цифрового развития село и написало программу. Все принимали участие, поэтому мы ждем, работа идет, поручение есть, мы очень надеемся, что будет это финансирование. Там большой блок, касающийся развития работы совместно с Минкультурой и библиотеками, большой блок по научной обработке и подготовке специалистов.
Алексей Ходорыч:
Я хорошо помню, что там отдельный и очень масштабный вопрос – это именно пропаганда чтения и на уровне библиотек, и регионов, и это основное, на что всегда упирают те, кто говорят, что жаль, что в России не так активно это проводится, потому что известно, что в других странах это поставлено на поток.
Светлана Дзюбинская:
Друзья, я просто вас призываю, когда мы говорим, что в России это не так активно, просто наберите конкурс «Самый читающий регион России», он проходит уже многие годы, и есть субъекты, где очень много проводится, просто еще есть такая специфика, когда коллеги говорят, что не проводится, они даже не знают, что проводится, а следовало бы сначала поинтересоваться, что проводится, а потом говорить, что не проводится. Поэтому коллеги, кому интересно, пожалуйста, читайте, смотрите, есть и на этом ресурсе информация, и когда регионы вступают в конкуренцию за флагман читающей России в этом конкурсе, то мы смотрим сколько много всего интересного проводится в субъектах. Я бы не стала говорить, что везде проводится, а у нас нет, у нас очень большая работа в этом году ведется в этом направлении, поэтому не нужно так категорично оценивать.
Алексей Ходорыч:
Я понимаю, что школа относится к Минпросвещению, это совершенно отдельный мир.
Светлана Дзюбинская:
Мы не можем объединить все, все-таки есть разные функции у министерств, и мы не занимаемся школами и никогда ими заниматься не будем, потому что есть профильное министерство, которое это делает, и оно участвует в нашей программе, участник этой программы, но есть очень много программ медиаобразования. Я уже несколько раз говорила о программе медиаобразования, которую проводит Правительство Москвы, где участвуют «Вечерняя Москва», «Аргументы и факты», и когда специально подготовленные материалы соответствующей возрастной категории используются и во внеклассной работе, на уроках, этот опыт все могут брать и использовать у себя в субъектах, вот взаимодействие со школами.
Алексей Ходорыч:
У нас остался еще один нерассмотренный вопрос – национальные СМИ, ведь у нас столько много языков, как движется продвижение таких СМИ?
Светлана Дзюбинская:
В этом году мы поддержали 59 детских изданий и 162 издания на национальных языках народов России. В 2014 году их было порядка 25, детских было 30 с небольшим, 35-36, то есть поддержка со стороны государства серьезно увеличилась за эти годы. Здесь вопрос немножечко в другом, государство поддерживает издания на национальных языках, проблема в том, что дети не говорят на национальных языках, и здесь уже мы как министерство сделать ничего не можем, это проблема семей. Если в семье не разговаривают на национальном языке, сложно даже в школе преподавателям объяснить, что это важно, что это нужно, больше проблема именно в этом, даже не в финансовой поддержке либо какой-то другой. Мы с коллегами обсуждали на форуме, они используют разные формы, делают передачу о национальных сказках, многие на русском языке или с субтитрами на русском языке, чтобы деток заинтересовать, поэтому мы со своей стороны поддержим. У нас очень много детских изданий на национальных языках, «Акбузат», «Аманат», «Ялкын», «Арманчык» на крымскотатарском, «Ушкан» на бурятском, «Радуга» в Коми, очень много качественных детских СМИ, они как и вы снимают мультфильмы, кто-то делает комиксы по национальным преданиям, развивают новые формы своих изданий, чтобы заинтересовать деток.
Алексей Ходорыч:
Бывают регионы, где обратная ситуация, думаю, что это исключение. Я помню, нас с Еленой Шитиковой очень удивила ситуация.
Светлана Дзюбинская:
В «Орленке» была ситуация, это были ребятки из Тывы, но, во-первых, они только приехали, это было начало смены, может быть, кто-то из них впервые выехал, и там были тысячи детей из других регионов. И если в семье говорят на тувинском языке, то, возможно, тут дети и могли говорить на русском, но просто стесняли, что они что-то неправильно скажут, засмущались, есть такой момент, но потом на вручении раскрепостились. Но такая проблема тоже есть, и вот тут очень важно соблюдать баланс, потому что для того чтобы у детей была возможность какого-то развития, русский язык как государственный язык никто не отменял, иначе каждая языковая группа будет изолирована на своей территории, и ни к чему хорошему это не приведет.
Алексей Ходорыч:
Традиционно скажу, что вышел новый номер «Классного журнала», посвященный Новому году, здесь как всегда и кроссворды, и настольная игра, и комиксы, и новости, и поделки. И «ПониМашка» тоже посвящена Новому году, если не можете найти в киосках, то можно подписаться. Светлана Аркадьевна, огромное спасибо.
Светлана Дзюбинская:
Читайте книги, читайте детские журналы и газеты, читайте периодические печатные издания, читайте качественную литературу и проверенную информацию. Всем здоровья, с наступающим Новым годом.