{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Антон Мосалёв руководитель направления подготовки «Туризм» 03 декабря 2021г.
Туризм и образование
Как сегодня учить специалистов по туризму в условиях мировых локдаунов? Будущее туризма. Не заменит ли самостоятельное бронирование услуг турагентства? Какие подходы к подготовке специалистов туриндустрии предлагают российские вузы?

Юлия Белозерова:

Добрый день, приветствую вас на нашей программе «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, который выходит в рамках проекта всероссийский конкурс преподавателей «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, мы выходим в Год науки и технологий. И сегодня с вами в студии я, Юлия Белозерова, заместитель председателя Лиги преподавателей высшей школы, кандидат экономических наук, доцент и заведующий кафедрой продюсерского мастерства института кино и телевидения ГИТР. С нами также победитель конкурса «Золотые имена высшей школы» Антон Игоревич Мосалев, доцент кафедры общественных связей, туризма и гостеприимства Российского государственного гуманитарного университета. Мы поговорим об образовании в сфере туризма, о том, какие насущные задачи, проблемы стоят в этой области. Туризм и образование мы уже обсуждали несколько раз, но сегодня аспект несколько другой.

Антон Мосалев:

С нами сегодня в дискуссии будет участвовать заведующая кафедрой культуры мира и демократии, кафедра ЮНЕСКО, Мария Александровна Гордеева. Вместе с ней мы как раз работаем над развитием туристского образования на факультете и в университете в целом.

Юлия Белозерова:

Коллеги, туризм сейчас испытывает серьезные напряжения, турбулентность максимальная, вообще область достаточно рисковая, потому что связана с работой очень многих пересекающихся сфер, потому что индустрия туризма – это пересечении многих отраслей, межотраслевой комплекс, и что, где пойдет не так, никогда не угадаешь, то ли перевозчик подведет, то ли страховая компания не сработает, то ли средства размещения где-то осечку дадут, а тут еще сверху всех закошмарил коронавирус. Что творится в индустрии туризма, и как на это происходящее смотрят абитуриенты?

Антон Мосалев:

Если посмотреть ту приемную кампанию, которая была летом по многим университетам, мы видели ужасающие цифры, то есть те университеты, у которых был бюджет, сформировали группу, плюс несколько внебюджетных студентов поступили. Но если говорить про университеты и вузы, где бюджетных мест не было, я сейчас не беру частные автономные образовательные учреждения, то набор был провален.

Почему же так происходит? Парадокс, гостиничное дело пользовалось спросом, мы понимаем это следующим образом. Индустрия гостеприимства, индустрия туризма – это те сферы, которые находятся в экономике отложенного спроса прежде всего, у нас большинство населения откладывает в течение года n-ную сумму денег и тратит ее в период отпусков. Тут мы видим разные манеры поведения наших потребителей, но когда мы столкнулись с черным лебедем, а это локдаун, закрытие, приостановление проектов, которые могли бы быть интересны целевым аудиториям, они просто сворачивались, то потенциальный абитуриент видит картину – где же я буду работать, с чем я буду работать, буду ли я зарабатывать на этом. Это самые сложные, пугающие вопросы, которые мы сегодня держим на повестке дня. Но плательщиком абитуриентов являются все-таки родители, тут мы тоже отдаем себе отчет, и родители понимают, что ребенок отучится четыре года, а что такое четыре года – это совсем ничего, это такая капелька в жизни, и за эти четыре года мы прогнозируем абсолютно разные ситуации, восстановится ли экономика после этой пандемии, восстановится ли экономика туризма, или будет все так, как есть.

Мы начали выходить в закрытие проектов в 2019 году, на дворе 2021 год, прошло много времени, как может себя ощущать выпускник? Конечно, он немного переживает. А как будет себя ощущать абитуриент, который стоит на распутье, куда ему пойти учиться, либо ему пойти на менеджера, либо на экономиста, либо пойти в индустрию туризма. Тут возникает огромное количество вопросов и вопросов к университетам, что же они готовы предоставить такого, что позволит абитуриенту на выходе получить не только диплом, но еще гарантированно рабочие места, а университет думает – замечательно, мы получаем абитуриента, а что же мы можем ему предложить, когда выйдет, потому что наш абитуриент, в будущем наш студент – это посол университета, и нам реноме в этом случае портить крайне не хочется. И это сложная проблема, которая является многогранной, она системная.

Очень интересно сейчас предложение Ростуризма, которое анонсируется, для того чтобы популяризировать направлению подготовки туризм предлагаются к введению уроки туризма в школах, то есть необходимо приобщать будущих представителей данной индустрии к тому, что это все-таки бизнес, это высокорисковый бизнес. Мы отдаем себе отчет, что деньги в этой сфере зарабатываются очень сложно, при этом мы говорим о том, что эта индустрия все-таки креативная, а сейчас она стала креативной, потому что масс-маркет как таковой изживает себя, мы должны видеть клиента в индустрии туризма как единицу, а не как какой-то элемент огромной совокупности, на которую мы работаем. И поэтому если говорить про образовательные программы, которые часто делаются, то прежде всего нужно думать в такой связи, что мы должны уметь сами учить студентов управлять не просто доходами, не заниматься каким-то типовым revenue менеджментом, а учить видеть реального клиента, создавать под него продукт, учить взаимодействовать с этим клиентом, с его опытом, который получает клиент, для того чтобы он возвращался, только от этого будет и идти доход в будущем.

Как пример, я сейчас смотрел предыдущий эфир, Вы задавали вопрос как же изменилось восприятие образования в период пандемии. Но ведь во многих сферах изменилось восприятие. Мы можем эту пандемию рассматривать, как нечто плохое, но мы можем ее рассматривать и с положительной стороны, то есть те проекты, те идеи, те задумки, которые были заморожены или о которых не думали, вышли на первый план. Взять тот же самый туризм, который, как нам казалось, не может работать, когда нас заставляют сидеть дома, но желание путешествовать у людей никуда не потерялось. Однажды попробовав путешествие, вот эти проекты в сфере туризма, мы хотим их потреблять, то есть это становится в один ряд с физиологической потребностью так же, как мы хотим есть, мы хотим получать эмоции каждый раз. И мы видели всплеск предложений туристских продуктов, которые нам транслировались просто по интернету, мы никуда не выезжали физически, сидели в своих квартирах, но продолжали путешествовать.

Возвращаясь к вопросу что же делать, как будет чувствовать себя туризм и как должны ощущать себя абитуриенты, я на это смотрю как оптимист, потому что туризм никуда не делся, болезни, которые были в истории, всегда проходят, а желание путешествовать остается.

Юлия Белозерова:

Мария Александровна, с точки зрения отношений международных крупных организаций, таких как Всемирная туристская организация, ЮНЕСКО, как они смотрят на будущее туризма и будущее профессионалов в этой отрасли?

Мария Гордеева:

Очень оптимистично, я как раз смотрела отчет прошлого года по туризму, сделанный Всемирной организацией туризма, и там три сценария. Самый позитивный, мы к нему уже подходим, и, наверное, это не он, то есть 2022 год как восстановление отрасли. Но при этом считают, что к 2023, 2024 году индустрия будет восстанавливаться. Это здоровый оптимизм, и если не будет бесконечного количества новых штаммов и страшилок в медиа, то так оно и будет потихонечку двигаться к восстановлению. Я думаю, что здесь как резко упал сектор, так он резко будет подниматься, потому что желание путешествовать никуда не исчезает, оно необходимо для поддержания себя в нормальном здоровом состоянии психики, это все-таки одна из базовых потребностей человека, менять обстановку, получать новые впечатления. И то, что мы за последние годы строим, это называется экономика впечатлений, экономика внимания, то есть это все связано со сферой услуг.

Любой кризис дает новые возможности, и даже на нашем конкретном опыте работы с программой туризма в РГГУ мы выяснили очень интересные вещи, что цифровые технологии настолько органично начали вплетаться в систему образования не только через зум и занятия, но и через цифровые продукты в туризме. Самое удивительное, прошлым летом практически все студенты специальности туризм работали на практике по профессиональным проектам, для нас это была просто феноменально, потому что мы уже были готовы к любому форс-мажору, искать какие-то варианты занятости в рамках университета, но даже не пришлось, разобрали проекты. С нами уже лет 10 работает прекрасный проект аудиогидов Еasy travel, они делают систему социокультурных экскурсий и больших маршрутов по городу, где создается аудиоконтент, и люди могут бесплатно загружать этот аудиоконтент в свои наушники, когда ходят по городу, это очень интересный культурный проект.

Часть ребят ушли на перезапуск туристических агентств, которые, почувствовав падение интереса, стали уходить в медиа, чтобы поддерживать свой имидж и контакт с потребителем. Переход к внутреннему туризму дал возможность ребятам участвовать в продвижении новых маршрутов, например, один из наших ключевых партнеров агентство «Вокруг света» запускает «Государеву дорогу», и медийно дети помогали работать с этим маршрутом. Это меня больше всего поразило, что это не только технологии, поддерживающие интерес к сфере туризма, но и возможность профессиональной занятости несмотря на пандемию.

Второе направление – это устойчивый туризм, который выходит на социальный туризм, еще одна прекрасная инициатива, это вовлечение слоев, менее способных к оплате, и волонтерская история, и тоже прекрасные перспективы имеет это направление.

Юлия Белозерова:

Особенно в сфере снижения платежеспособности, спроса социальный туризм – это был бы впрыск жизни для социально незащищенных слоев населения. А я бы хотела поговорить вот о чем, мы все поняли, что в условиях пандемии потребительский спрос переориентировался на внутренний туризм. У меня был очень показательный пример еще допандемийного путешествия с ребенком, когда мы на короткие выходные всегда старались вывозить его по Золотому кольцу, например, или в недалекие города. И у нас в 2019 году была последняя поездка, мы ездили в Тулу, так вот мы не смогли посетить Ясную поляну, туда даже было страшно завернуть, потому что на двух въездах стояли машины ДПС и просто не пускали никого, иначе там маленький домик лопнет, провалится пол. И такая ситуация была везде, где инфраструктура была достаточно стара, или исторические границы, аспекты этого памятника не позволяли большие потоки проводить. Например, Тульским музей оружия готов пропустить бешеное количество туристов, и там проблем не было, хотя ценовая политика тоже вызывала вопросы. Насколько российская инфраструктура готова к полноценному внутреннему спросу, и насколько готов кадровый потенциал наших предприятий к туристам?

Антон Мосалев:

Вопрос немного провокационный, потому что внутренний туризм, даже въездной туризм – это то, на чем мы сейчас должны сосредотачивать свое внимание, ведь нам не нужно сейчас вывозить людей за рубеж и деньги туда отправлять, нужно наоборот, получать. Многие представители говорят о том, что у нас есть потенциал, у нас есть замечательные объекты показа, объекты рассказа, потрясающие объекты культурного наследия, о которых можно говорить, но, к сожалению, всегда есть какое-то «но», это либо отсутствие дорог…

Юлия Белозерова:

Либо наличие дураков.

Антон Мосалев:

Не без этого. Плюс это невозможность порой рассчитать туристскую нагрузку на инфраструктуру, этим во многих городах просто не занимаются и не принимают это во внимание, в итоге мы получаем такую же самую ситуацию, когда спускаемся в метро в 6 часов вечера, то есть ступить негде. С чем уезжает турист в этом случае? С плохой эмоцией, вот это самое неприятное, что может быть. Ладно бы это был российский турист, а если зарубежный турист, он об этом расскажет, а мы всегда любим читать негативные отзывы, потому что так устроена наша психика, наше поведение.

И что в этом случае делать? Конечно, отрадно видеть, что сейчас в инфраструктуру многих регионов вкладывают большие деньги, создаются проекты, мастер-планы, которые не просто проанонсировали на сайте и все. Нет, о них говорят, показывают, то есть очень важная составляющая в этом всем, что вовлекается и местное население, если человек видит, он хочет в этом месте продолжать жить, он заинтересован, вовлечение позволяет обращать внимание не только туристов других регионов на регион, который собирается поддерживать и развивать, но и местное население.

В части образования по поводу подготовки кадров, тут большие вопросы, потому что если мы возьмем большие города, Санкт-Петербург, Москва, несколько городов-миллионников, то вопрос заработной платы не столь острый, как в регионе. Есть интересная статистика, с которой можно спорить, и я думаю, все слушатели, которые сейчас услышат эти цифры, могут удивиться. По данным официальной статистики, среднемесячная начисленная заработная плата работников индустрии туризма в 2020 год, ковидный, когда ничего особо невозможно было сделать, составила 52 тысячи рублей против 51 тысячи рублей в 2018 году, то есть мы видим определенный рост, и это должно заинтересовать. Заработная плата не маленькая, а достаточно хорошая, все остальное зависит уже от креативности, от вовлеченности выпускника университета профильного направления в проект, создавать что-то новое, креативить и использовать ту территорию, ту инфраструктуру, которая там есть.

Юлия Белозерова:

Мария Александровна, с точки зрения качества подготовки какие требования к преподавателям, в большей ли степени вы привлекаете практиков, или это все-таки люди вузовские, теоретики, которые в какой-то степени, может быть, стажировки прошли, может быть, сами выступали в качестве туристов и много чего видели в своей жизни, какой тренд?

Мария Гордеева:

Одна из самых больших сложностей в том, что в сфере гостиничного дела и туризма у очень многих людей складывается мнение, что они профессионалы, потому что они умеют есть, пить, они все куда-то ездили, и поэтому они могут этим заниматься. Мы делаем очень хитро, мы стараемся пропускать коллег, которые одновременно являются академиками и практиками, чистых практиков мы привлекаем процентах в 30, не больше, потому что мы столкнулись с тем, что практик знает свою часть очень хорошо, лучше, чем вообще кто-либо другой, но эта часть будет отдельным сегментам, а курс идет на весь семестр. И дальше начинается проблема, потому что он никогда не занимался другим сегментом, ему все равно делается брендинг, если он специалист по финансам и наоборот, тот, кто в медиа, очень плохо понимает финансы.

И тогда мы решили четко сегментировать, если курс очень специализированный, то практик его берет, например, у нас есть курс по круизам, там работает специалист своего дела, он одновременно и хозяин большого круизного агентства, то есть идет золотое сочетание. И даже в случае со мной, я, с одной стороны, теоретик, с другой стороны, я веду курсы на иностранном языке, профязык на туризме, и я со своей стороны 10 лет работала в компании Вайкинг, работавшая (сейчас неработающая, поэтому в прошедшем времени говорю) у нас на рынке с туристами из Америки, Европы, то есть мало быть туристом, надо иметь хороший запас практического опыта, потому что только тогда преподаватель понимает, как формируется туристский продукт, как формируется запрос и что в нем может меняться или что может быть приоритетом в этом продукте.

А когда мы делаем программу, у нас три кита. Первый кит – это бизнес-знания проектного мышления, умение делать креативный проект и, в частности, финансово его обслуживать. Это знание культурного наследия, второй мощный кит, на чем мы стоим, потому что запрос у выпускника на трудоустройство может быть очень разным, от работы в агентстве до работы с туристами, и если это небольшое турагентство, то, может быть, ему придется быть как Микеланджело и Леонардо да Винчи делать все, и он должен быть потенциально к этому готов. И третий кит – это профессиональный язык, потому что здесь мы сразу убиваем 3-4 зайцев и потенциально готовим наших выпускников к работе со въездным туризмом.

Юлия Белозерова:

Те компетенции, которые получают выпускники, даже достаточно узкое направление туризм, они достаточно универсальны, то есть этот боец обладает достаточными профессиональными компетенциями, чтобы в случае необходимости переквалифицироваться и трудоустроиться необязательно в туризме, а в каких-то смежных областях. В каких еще областях может себя найти выпускник?

Мария Гордеева:

Как минимум это гостиничное дело, индустрия гостеприимства в разных вариантах, и мы действительно так готовим, что если человек в будущем становится хозяином агентства, то он уже в состоянии полностью управлять этим агентством, потому что мы понимаем, что человек высшего менеджерского состава сам не делает экскурсии, но он должен иметь компетенцию проверить качество экскурсий, уметь увидеть финансовые проблемы.

Юлия Белозерова:

Быть компетентным заказчиком в том числе.

Мария Гордеева:

Безусловно, на будущее сразу простраиваем карьеру людей, мы в них сразу видим успешных менеджеров, хозяев своих собственных агентств и, может быть, будущего министра туризма Российской Федерации.

Юлия Белозерова:

Я напоминаю, что сейчас идет программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Мы сегодня разговариваем об образовании в сфере туризма, с нами коллеги из Российского государственного гуманитарного университета, направление туризм, его руководитель Антон Игоревич Мосалев, победитель нашего конкурса «Золотые имена высшей школы», и заведующая кафедрой мира и демократии ЮНЕСКО Мария Александровна Гордеева.

Коллеги, я вам предлагаю подумать вот в какую сторону, так как я тоже имею отношение к туризму по своему первому образованию несмотря на то, что сейчас я уже перешла в другую сферу, медийную, близко связанную с туризмом, и являюсь заведующей кафедрой продюсерского мастерства в институте кино и телевидения ГИТР. В том числе и с Антоном Игоревичем нас судьба пересекала на таких крупных проектах федерального агентства по туризму, как «Общенациональная система повышения квалификации в сфере туризма». Достаточно крупный проект, неоднозначный в чем-то, много было критики связано с тем, что проект с десятками тысяч бесплатных мест по ДПО фактически обрушил в свое время рынок ДПО. Как сейчас обстоят дела с дополнительным профессиональным образованием, готовы ли специалисты и фирмы платить за какие-то курсы повышения квалификации, заказывают ли эти услуги?

Антон Мосалев:

История, которая была в рамках проекта туробразования, проект был потрясающий, начало было абсолютно доброе, подтянуть знания или по крайней мере рассказать о том, как еще можно думать, занимаясь туризмом. Неоднозначная реакция была со стороны представителей бизнеса, которые делали самостоятельные проекты.

Если говорить про ДПО, то это сейчас еще и вынужденная необходимость, потому что туризм – это очень турбулентная сфера деятельности, каждый день все меняется. Давайте представим, каждый день мы встаем с разным настроением, как мы будем хотеть потреблять туристский продукт, как мы его будем воспринимать – да именно так, как нам кажется правильным. А как же за этим угнаться, как понимать своего клиента, как понимать желание, как продавать этому клиенту, у которого каждый день что-то новое в голове. Дополнительное образование в сфере туризма, в сфере гостеприимства позволяет рассказать о том, что нового есть и как с этим работать, и поэтому неспроста существует огромное количество массовых онлайн-курсов, и платные, и бесплатные, ЮНВТО тоже занимается созданием отдельных курсов, у них есть онлайн-академия. Пожалуйста, любой представитель отрасли может изучить эти курсы, может узнать что-то новое для себя, что-то интересное, в любом случае это то, что всегда будет сопровождать данный бизнес, это никуда не уйдет, потому что мы с вами видим, что вчера мы работали с туристом, который хотел массовый популярный тур – Турции, Египет и так далее. Что турист хочет сейчас? Мы видим абсолютно разные направления: и спортивные, и не спортивные, и еще какие-то дополнительные виды развлечений, которые создают эмоции, которые создают новый опыт, новые переживания. А ведь это бизнес, а ведь это надо продавать, а как это продавать? Возьмем космический туризм, сколько космических туристов мы найдем по Российской Федерации?

Если мы поставили себе во главу угла цель зарабатывать на этом виде, может быть, мы заработаем мало, а как нам тогда выживать, как нам управлять фирмой? Это все возможно только через такие небольшие курсы повышения квалификации либо профпереподготовки, которые должны затрагивать не только сферу туризма, они должны связываться в настоящее время с программами из других абсолютно сфер, то есть мы можем использовать подходы квантового менеджмента, этосовременная концепция в менеджменте, мы можем использовать в том числе и поведенческую экономику, это необходимо делать, там потрясающие инструменты, которые позволяют научить представителей индустрии туризма как управлять не просто продуктом, а управлять поведением потребителя, желанием потребителя, для того чтобы потребитель, возвращаясь, мы же знаем, когда мы возвращаемся, уходят эмоции, и мы начинаем вспоминать в первую очередь что не нравилось. А как сделать так, чтобы турист не вспоминал об этом, вот это интересная задача.

Юлия Белозерова:

Но Вы немножко уклонились от моего вопроса, он был более конкретен. Вы говорите о предложении на рынке этих программ ДПО и цели обучения. Понятно, что все должны думать о квалификации сотрудников, и диапазон курсов достаточно высок. А готов ли бизнес платить за подготовку, переподготовку, повышение квалификации сотрудника?

Антон Мосалев:

Вот тут надо смотреть на сам бизнес. Если предприниматель создает свой проект ради того, чтобы зарабатывать без стратегических пожеланий и продолжает на рынке существовать длительный период времени, то вряд ли он будет платить. Я общаюсь со студентами, которые работают в небольших компаниях, многие ребята говорят, что есть клиент – здорово, нет клиента – нет. О каких курсах повышения квалификации может идти речь? Есть и крупные компании, заинтересованные в развитии своих сотрудников, они готовы не платить за курсы повышения квалификации, а развивать программы внутри себя, то есть создают своего рода экосистему, приглашают отдельных специалистов, которые прокачивают скиллы, и тем самым они создают у себя кадровый ресурс как ресурс долгосрочного пользования. Человек не ходит на курсы повышения квалификации, как мы привыкли, с получением удостоверения установленного образца, а у себя в компании работает, и в индустрии туризма, мы сейчас не берем индустрию гостиничного дела, там не требуется внесение в кадровые справки удостоверения, пока что этого нет, и это замечательно. В индустрии гостеприимства при классификации нужно подтвердить, что человек компетентен, у него есть образование.

Юлия Белозерова:

И что он раз в три года проходил повышение квалификации. Мария Александровна, так как я достаточно давно прослеживаю эту тенденцию эволюции системы туристского образования, и еще в 1995-1996 годах многие вузы, в том числе я тогда поступала на факультет государственного и муниципального управления, сейчас это Государственный университет управления, тогда была Академия имени Серго Орджоникидзе, одно из первых учреждений, открывшее данное направление. И когда я выбрала это направление, это был достаточно романтизированный выбор, но мои родители, взвесив все за и против, сказали: да, дочка, иди, потому что если у тебя что-то не получится с туризмом, но все-таки факультет государственного и муниципального управления дает более широкие возможности трудоустройства. Дальше этот факультет преобразовался и пошел по направлению менеджмент, и я заканчивала менеджмент организаций, у меня есть диплом менеджер высшей квалификации. Это единственный год, когда выдавали менеджер высшей квалификации со знанием иностранного языка. Дальше пошло разделение на туризм и гостиничное хозяйство, более узкие направления. Не понижает ли конкурентоспособность этих программ по туризму вот такое точечное разделение, или оно обусловлено спецификой подготовки?

Мария Гордеева:

Тут не будет одного четкого ответа. На мой взгляд, это нормально, потому что закладываются определенные компетенции и дается возможность более четко соответствовать тем вызовам, которые, скорее всего, профессиональная сфера поставит перед выпускником. И в этом смысле узкая специализация – это нормально. Другое дело, что Вы абсолютно правы, говоря о том, что в этот процесс включаются родители, и родители начинают предсказывать ребенку успешность или неуспешность исходя из того, какие, как им кажется, в будущем у ребенка будут возможности, потому что наши выпускники работают в очень разных сферах и абсолютно успешно переходят из одной в другую, даже на магистратуру в меде уходят, потому что это взаимопроникающие друг в друга сферы. Это возможности сейчас за счет двухступенчатого образования сделать перекрестный компетентностный план себе на будущее, такую профессиональную траекторию. И несмотря на разделение все равно компетентностно они способны работать в очень многих отраслях и смежных в первую очередь.

Хочу на секундочку вернуться и сделать одно интересное добавление к курсам ДПО. Сейчас очень значимым потенциалом являются курсы ДПО по туризму для серебряного возраста, это прекраснейшая возможность людям, вышедшим на пенсию после своей основной карьеры, начать такую деятельность для души, для себя, узнать что-то новое, учиться и потом работать уже в этой сфере профессионально. Мне кажется, это прекрасно, это вкладывается в концепцию обучение в течение всей жизни, lifelong learning, и я очень рада, что у нас в Москве этот процесс запущен очень серьезно, это и через «Активное долголетие», и народные университеты, и университет серебряного возраста города Москвы. Блестящая инициатива, со всех сторон очень положительная.

Юлия Белозерова:

Я бы хотела Вам предоставить слово, чтобы Вы какое-то напутствие преподавателям сказали, которые готовят специалистов индустрии туризма, пожелания, а ,может быть, поделились бы новыми направлениями, которые появляются, пригласили бы на какие-то программы или к сотрудничеству.

Антон Мосалев:

Мы сейчас задумались о том, как же развивать данное направление и что должен уметь делать наш выпускник, потому что если посмотреть учебные планы, которыми сейчас занимаются университеты, они отражают знание нормативно-правовой базы, знание некоторых технологий, но не способствуют научению выпускника мыслить креативно, создавать самому себе рабочее место.

Мы с Марией Александровной сели в период подготовки к аккредитации и задумались, а что же мы делаем своими руками, кого же мы выпускаем, кто мы для рынка труда. И тогда у нас родилось несколько идей относительно того, как мы будем развивать. Мы сейчас разбиваем программы бакалавриата по туризму, вшивая в них достаточно мощный блок не только гуманитарных составляющих, но в том числе составляющих, которые научат будущего выпускника анализировать рынок, то есть это не совсем страшная математика, которую боятся, а та математика, которая им позволит понимать, как прогнозировать, что случается, что будет, если, и так далее.

Вторая очень важная составляющая – это развитие магистратуры, ведь многие магистерские программы являются усилением тех знаний, которые получил бакалавр. Чем новым мы можем удивить тогда в этом случае выпускника профильного направления подготовки, он скажет – то же самое, только за два года. Поэтому мы делаем несколько профилей и сейчас их собираемся развивать. Первый профиль по мотивам идей Генри Чесбро, открытый туризм, как взаимодействовать с внешней средой, как создавать новое, как вовлекать в этот процесс самих потребителей, как работать с ними, как увлекать представителей бизнеса на позитивных началах создания коллаборационного проекта.

И второй очень важный профиль, который мы также собираемся развивать, это профиль с устойчивым туризмом, хоть и модная тема, но она сейчас уже и необходимая тема, потому что тут затрагиваются вопросы не только туризма, а вопросы качества жизни местного населения, качество инфраструктуры, вопросы, которые касаются комфортности проживания людей, защищенности даже в психологическом смысле. И поэтому туризм должен являться не какой-то отраслью, самой по себе живущей, а составляющей, гармонично вписывающейся в эту сферу. Мария Александровна как раз сейчас занимается гранатовым проектом развития направлений подготовки туризма, который мы делаем для зарубежных абитуриентов, ориентированный на научение тому, как вписывать то, что у них есть, культурное наследие, инфраструктурную составляющую в программу устойчивого туризма.

Мария Гордеева:

Мы со своей стороны участвуем в программе устойчивый туризм и сохранение культурного наследия, и то, и то для нас безумно важно, и для нас кризис, пандемия – это импульс к развитию, и поэтому приглашаем к сотрудничеству лучших специалистов по туризму в Москве, в России, тех, кто постоянно развивается, совершенствуется, потому что для нас учить – это значит самому постоянно учиться, поэтому именно такую команду мы на факультете и создаем. Приглашаем к сотрудничеству, к участию в мероприятиях, на сайте РГГУ, на сайте факультетов мы все это размещаем, и вы сможете найти необходимые инициативы и с нами выйти на связь.

Юлия Белозерова:

Или при необходимости мы дадим контакты наших коллег, потому что в том числе и в Лиге преподавателей высшей школы очень много представителей туристского сектора из различных регионов, мы держимся по старой памяти вместе, и научная, методическая взаимопомощь присутствует. Я благодарю своих коллег, представителей Российского государственного гуманитарного университета, это Антон Игоревич Мосалев и Мария Александровна Гордеева, мы сегодня говорили об образовании в туризме и профтуризме в образовании.